УДК 340
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
••••••
ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEASURES TO COMBAT CORRUPTION IN INTERNAL AFFAIRS BODIES: STATE OF THE ART AND WAYS TO IMPROVE
Заброда Дмитрий Григорьевич
кандидат юридических наук, доцент,
профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России [email protected]
Якустиди Сергей Александрович
слушатель,
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, младший лейтенант полиции [email protected]
Dmitriy G. Zabrod8
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor,
Professor of the Department
Administrative Law and
Administrative Activities
of the Department of Internal Affairs,
Crimean branch of Krasnodar University
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Sergey A. Yakustidi
Student,
Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Junior Police Lieutenant [email protected]
Аннотация.
Ключевые слова:
Противодействие коррупции является приоритетной задачей и одним из важнейших направлений деятельности отечественной правоохранительной системы. При этом сегодня к проведению антикоррупционных мероприятий привлекаются все без исключения органы публичной власти, коллективные и индивидуальные представители гражданского общества. Авторами рассмотрены результаты применения антикоррупционных административно-правовых средств противодействия коррупции в органах внутренних дел. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта предупреждения коррупционных правонарушений в полиции. Изложен комплекс предложений по совершенствованию применения таких средств в современных условиях.
коррупция, противодействие коррупции, административно-правовые средства, органы внутренних дел, полиция.
Annotation. Countering corruption is a priority and one of the most important areas of activity of the domestic law enforcement system. At the same time, all public authorities, collective and individual representatives of civil society are involved in anti-corruption events. The results of application of anti-corruption administrative-legal means of combating corruption in internal affairs bodies are considered. An analysis of domestic and foreign experience in preventing corruption offenses in the police was carried out. A set of proposals for improving the use of such means in modern conditions is presented.
Keywords: corruption, anti-corruption, administrative and legal means, internal affairs bodies, police.
Противодействие коррупции является приоритетной задачей и одним из важнейших направлений деятельности отечественной правоохранительной системы. При этом сего-
дня к проведению антикоррупционных мероприятий привлекаются все без исключения органы публичной власти, коллективные и индивидуальные представители гражданского общества. Работа по противодействию коррупции осуществляется в рамках федеральных, региональных и локальных антикоррупционных программ, направленных на снижение темпа коррупционной экспансии в основных сферах общественной жизни: государственном управлении, государственных закупках, предоставлении административных услуг, образовании, медицине.
В результате принятых мер, в 2019 году правоохранительными органами выявлено 31 тыс. (+1,6 %) преступлений коррупционной направленности, в их числе 23,7 тыс. (+1,2 %) -сотрудниками ОВД. По 21,9 тыс. таких деяний уголовные дела направлены в суд. Размер материального ущерба составил 55,1 млрд рублей, обеспечено возмещение 23,8 млрд рублей [1].
Однако, несмотря на принятые меры, 55 % опрошенных граждан не уверены в том, что в ближайшие годы удастся заметно снизить уровень коррупции в стране; 86 % опрошенных полагают необходимым дальнейшее усиление антикоррупционных мер [2-3].
Сегодня актуальнейшей задачей является недопущение коррумпирования правоохранительных органов, в целом, и органов внутренних дел, в частности. Выступая носителями властных полномочий, сотрудники ОВД подвержены коррупционному риску, конфликту интересов, злоупотреблению полномочиями и др. В связи с этим, в органах внутренних дел проводится комплекс мероприятий антикоррупционной направленности, в том числе, в рамках выполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы (утверждён Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378). Так, в 2018-2019 гг. к основным антикоррупционным административно-правовым средствам, применяемым в ОВД, относятся:
1. Сбор и проверка сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера у более, чем 540 тыс. сотрудников, работников и служащих МВД России. За 2019 год проведено 11906 проверок достоверности и полноты предоставленных сведений о доходах и расходах (АППГ: 10743), по итогам которых установлено 9423 факта представления недостоверной или неполной информации (АППГ: 8 877), в результате - 6309 государственных служащих (сотрудники, ФГГС, работники системы МВД России) привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ: 6319), из них 40 - уволено со службы в органах внутренних дел (АППГ: 40). Осуществлена 691 проверка сведений о расходах (АППГ: 600), по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 69 сотрудников (АППГ: 122).
2. Организация работы профильных комиссий, которыми рассмотрено 15962 материала, касающихся вопросов соблюдения требований антикоррупционного законодательства (АППГ: 12905). По их рекомендациям 3572 сотрудника ОВД привлечено к дисциплинарной ответственности (АППГ: 5148).
3. Внесение в единый федеральный реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, с начала 2018 г. включены данные о 328 служащих (2018 г.: 154; за 2019 г.: 174), из них в 2018 году должность категории «руководители» замещал каждый пятый (34 из 154), в 2019 году -каждый четвёртый (47 из 174).
4. Внедрение в полиции порядка уведомления нанимателя о фактах их коррумпирования, что обусловило количество поступающих уведомлений от сотрудников о фактах обращений к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (рост с 373 в 2010 г. до 5240 в 2016 г., стабилизация в 2017 и 2018 гг. - 5353 и 5272 соответственно). В 2019 г. получено 5565 таких уведомлений [4].
5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов. Например, в 2020 г. наибольшее количество ситуаций связано с подчиненностью и (или) подконтрольностью служащих, находящихся в близком родстве, свойстве или иных близких отношения, при совместном прохождении ими службы (работе) - 59,1 % (АППГ - 57,6 %), выполнением отдельных функций государственного управления - 19,5 % (АППГ - 21,5 %). По результатам проведенных проверок к ответственности привлечено 508 служащих, 232 - уволены со службы в ОВД (из них 78 - в связи с утратой доверия), 4 - переведены на нижестоящую должность, 54 - предупреждены о неполном служебном соответствии, 51 - объявлен строгий выговор, 109 - выговор, 58 - замечание [5].
6. Применение административных регламентов как основного способа нормативного урегулирования отношений между гражданами и органами внутренних дел в ходе реализации возложенных на полицию функций и предоставлении государственных услуг. Сегодня МВД России принято около 40 таких нормативных актов, действующих в сфере миграции, безопасности дорожного движения, оборота наркотических средств и др. [6].
7. Проведение антикоррупционной экспертизы как обязательного условия административного нормотворчества. Так, в 2019 г. правовыми подразделениями ОВД такая экспертиза проведена по 241721 правовых актов органа, организации, подразделения ОВД и их проектов. По её результатам в 41 проекте выявлены коррупциогенные факторы, а 260 - признаны недействующими (отменены) [7].
8. Внедрение антикоррупционных стандартов поведения как части Кодекса этики и служебного поведения сотрудников ОВД России [7]. В частности, к ним отнесены:
а) общие этические требования: быть нетерпимым к проявлениям коррупции;
б) неприемлемость стремления к получению в связи с выполнением служебных обязанностей любых видов вознаграждения от физических и юридических лиц, в том числе, денежных вознаграждений, подарков, ссуд, услуг материального и иного характера;
в) дополнительные этические требования к руководителям (начальникам):
- не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы;
- мотивировать подчиненных к добросовестному осуществлению служебной деятельности .
Несмотря на принятые меры, по итогам 2019 года 8607 сотрудников привлечено к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений (АППГ: 8493), из них уволено - 704 (АППГ: 700), в том числе, 174 - в связи с утратой доверия (АППГ: 154) [9].
Также, стоит обратить внимание и на то, что проведенный МВД России и другими правоохранительными органами в 1-м полугодии 2020 г. социологический опрос более 38 тыс. граждан показал, что уровень доверия к МВД России как органу, осуществляющему борьбу с коррупцией, оценивается 70 % респондентов как низкий [10].
Приведенные выше сведения характеризуют антикоррупционную деятельность в органах внутренних дел как требующую существенного улучшения.
Необходимо отметить, что совершенствование применения административно-правовых средств противодействия коррупции в ОВД неоднократно были предметом диссертационных исследования ученых-административистов: В.А. Вовк (2019), В.А. Лугового (2019), И.Н. Кошеле-ва (2009), А.М. Ломова (2009), а также раскрывались в отдельных научных публикациях, в том числе и касающихся зарубежного опыта (В.С. Власовой, С.И. Зимина, Л.С. Комовкиной, А.В. Ольшевской, Е.А. Соломатиной и др.) [11-13; 16].
Обобщение изученного материала дает возможность высказать следующие предложения по совершенствованию применения административно-правовых средств противодействия коррупции в органах внутренних дел:
1) внедрить проверку кандидатов на замещение вакантных должностей в ОВД и стажеров на лояльность (с использованием профилактического «коррумпирующего» эксперимента);
2) оптимизировать систему оплаты труда сотрудников ОВД, приведя её к уровню сотрудников и работников ФСБ, Генеральной прокуратуры; обеспечить дифференциацию размера заработной платы в зависимости от нагрузки, конкретных результатов служебной деятельности ;
3) разработать типовые карты коррупционных рисков для территориальных органов внутренних дел, а также отдельных подразделений и служб полиции;
4) регулярно изучать антикоррупционный климат в коллективе, и, в случае необходимости, осуществлять его корректировку, в том числе и с привлечением психологов, имеющих специальную подготовку;
5) обеспечить безусловную защиту сотрудникам органов внутренних дел, информирующим об известных им фактах коррупции в подразделениях полиции, а также уведомивших о попытках их коррумпирования или вовлечения в преступную деятельность;
6) создать условия для понимания сотрудника полиции ситуации добровольного отказа от совершения коррупционного деяния, информирования о таком факте уполномоченных лиц и готовности свидетельствовать по делам о даче взятки, не как заслуги, а как обязанности;
7) формирование антикоррупционных стандартов поведения осуществлять с применением тренинговых технологий;
8) при разработке нормативных правовых актов конкретизировать порядок реализации предоставленных сотрудникам полиции полномочий, использовав методы типологизации и алгоритмизации;
9) принципиально реагировать на факты беспочвенного обвинения сотрудников полиции в коррупции, взяточничестве, злоупотреблениях со стороны физических лиц и организаций путем их опровержения и привлечения виновных к юридической ответственности;
10) предусмотреть освоение антикоррупционной тематики при изучении учебных дисциплин, формирующих компетенции по реализации полномочий полиции;
11) изучить возможность о замене кабинетной формы организации рабочих мест сотрудников полиции, на систему бюро (открытого рабочего пространства, разделенного перегородками);
12) рассмотреть вопрос об установлении административной ответственности для лиц, обязанных организовать предупреждение коррупции в подразделениях ОВД, в случае систематического его сотрудниками коррупционных правонарушений;
13) готовить и оперативно доводить до сведения сотрудников полиции обзоры о состоянии противодействия коррупции и мерах по её предупреждению, с анализом судебных решений и материалов служебных проверок;
14) усилить индивидуальную профилактическую работу с сотрудниками полиции, допустившими совершение коррупционных правонарушений.
Отдельного внимания заслуживает зарубежный опыт организации противодействия коррупции в полиции [14-16]. Например, мы рекомендуем внедрить в практику российских правоохранительных органов:
- предъявление повышенных требований к добропорядочности лиц, которые назначаются на должности, связанные с организацией и осуществление предупреждения и выявления коррупционных правонарушений;
- информатизацию процессов контроля за служебной деятельностью (сроками исполнения поручений, ходом рассмотрения обращений граждан, рабочей нагрузкой на исполнителей и т.п.), сотрудников полиции существенное повышение уровня заработной платы (Грузия);
- поощрение анонимного информирования гражданами уполномоченных органов о фактах коррупции среди полицейских с последующим материальным стимулированием информаторов (Китай);
- личное подписание каждым сотрудником полицейского подразделения текста кодекса профессиональной этики и его размещение на видном для посетителей полицейского участка месте (США);
- соединение неформальных этических норм и нормативно закрепленных антикоррупционных стандартов (Италия, Испания);
- обеспечение обязательной ротации сотрудников полиции (Германия, США);
- проведение мониторинга уровня и образа жизни полицейских, неформального отношения к материально-бытовым проблемам, реагированию на информацию о зависимостях сотрудников полиции (алкоголизации, наркотизации, игромании и т.п.) (Великобритания);
- применение системы «стимулов» (например, гарантированного повышения размера пенсионных выплат за безупречную службы) и «антистимулов» (например, невозможность трудоустройства на публичную службу) для сотрудников полиции, как во время службы, так и после её завершения (США, Нидерланды);
- создание независимых от территориальных органов специальных антикоррупционных подразделений, осуществляющий внутриведомственный контроль (Великобритания, Венгрия, Израиль, Польша) и др.
Таким образом, дальнейшее совершенствование применения административно-правовых средств противодействия коррупции в органах внутренних дел предусматривает рациональное использование отечественного и зарубежного опыта. Основой оптимизации их системы является внедрение в полиции неформальных и формальных стандартов антикоррупционного поведения, антикоррупционных позитивных и негативных стимулов и усиление внешнего и внутреннего контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства в деятельности сотрудников ОВД.
Литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2019 г. URL : https://mvd.ru/upload/site1/ folder_page/001/869/963/Godovoy_otchet_za_2019_OOP_i_PP.pdf
2. Перспективы борьбы с коррупцией в России. URL : https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/ 14186
3. Опрос: ФСБ и Генпрокуратура пользуются наибольшим доверием россиян в борьбе с коррупцией. URL : https://tass.ru/obschestvo/8754875
4. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2019 год // Сборник аналитических и информационных материалов. М. : ДГСК МВД России, 2020. 72 с.
5. Обзор практики привлечения сотрудников органов внутренних дел, федеральных гражданских служащих, работников системы МВД России к ответственности за несоблюдение ими требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов. М., ДГСК МВД России, 2020. 10 с.
6. Перечень административных регламентов, утвержденных МВД России. URL : https://xn--b1 aew.xn--p1 ai/mvd/documents/Reglaments
7. Сведения об основных результатах правовой работы в системе МВД России за 2019 г. М., МВД России. 2020, 25 л. (док. TXT).
8. Приказ МВД России от 26.06.2020 № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
9. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2019 год // Сборник аналитических и информационных материалов. М. : ДГСК МВД России. 2020. 72 с.
10. Информация о результатах проведения социологического опроса об эффективности применяемых антикоррупционных мер, направленных на предупреждение и профилактику коррупционных правонарушений. М., Генеральная прокуратура Российской Федерации, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. 2019. 4 с.
11. Ломов А.М. Административно-правовые аспекты противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.М/ Ломов. Тюмень, 2009. 22 с.
12. Кошелев И.Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / И.Н. Кошелев. М., 2009. 23 с.
13. Вовк В.А. Административно-правовые средства противодействия коррупции в органах внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / В.А. Вовк. М., 2019, 27 с.
14. Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах (2002 год) // «Антикоррупционные документы и инструменты: Международный и национальный опыт борьбы с коррупцией». М., 2004. URL : http://docs.cntd.ru/document/901945335
15. Латов Ю.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции в полиции / Ю.В. Латов // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 2. С. 1624.
16. Луговой В.А. Административно-правовой механизм предотвращения правонарушений, связанных с коррупцией, совершаемых полицейскими : дис. ... канд. юрид. наук.: 12.00.07. Национальная академия внутренних дел. Киев, 2019. 281 с.
Literature:
1. State program of the Russian Federation «Ensuring public order and combating crime»: Annual report on the implementation and assessment of the effectiveness of the state program for 2019. URL : https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/Godovoy_otchet_za_2019_ OOP_i_PP.pdf
2. Prospects for the fight against corruption in Russia. URL : https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14186
3. Poll: The FSB and the Prosecutor General's Office are the most trusted by Russians in the fight against corruption. URL : https://tass.ru/obschestvo/8754875
4. Information on the state of work with personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2019 // Collection of analytical and informational materials. M. : Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. 72 p.
5. Review of the practice of holding employees of internal affairs bodies, federal civil servants, employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia accountable for non-compliance with the requirements of the legislation of the Russian Federation on combating corruption related to the prevention and settlement of conflicts of interest. M., Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, 10 p.
6. List of administrative regulations approved by the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL : https://xn--b1 aew.xn--p1ai/mvd/documents/Reglaments
7. Information on the main results of legal work in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2019. M., Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, 25 l. (Doc. TXT)
8. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of 26.06.2020 № 460 «About the Adoption of the Code of Ethics and Office Behaviour of Staff of Bodies of Internal Affairs of the Russian Federation».
9. Information on the state of work with personnel of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2019 // Collection of analytical and information materials. M. : DGSK Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. 72 p.
10. Information on the results of a sociological survey on the effectiveness of the applied anticorruption measures aimed at preventing and preventing corruption offenses. M., Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Department for Supervision of the Implementation of Anti-Corruption Legislation. 2019. 4 p.
11. Lomov A.M. Administrative and legal aspects of combating corruption in the internal affairs bodies of the Russian Federation : autoref. dis. ... сand. lawyer. sciences: 12.00. 14 / A.M. Lomov. Tyumen, 2009. 22 p.
12. Koshelev I.N. Administrative and legal mechanism for combating corruption and ensuring the own security of the internal affairs bodies of the Russian Federation : autoref. dis. ... сand. lawyer. sciences: 12.00.14 / I.N. Koshelev. M., 2009. 23 p.
13. Vovk V.A. Administrative and legal means of combating corruption in the internal affairs bodies : autoref. dis. ... сand. lawyer. sciences: 12.00.14 / V.A. Vovk. M., 2019, 27 p.
14. Universal Anti-Corruption Standards in Police Departments and Bodies (2002) // Anti-Corruption Documents and Tools: International and National Experience in Combating Corruption. M., 2004. URL : http://docs.cntd.ru/document/901945335
15. Latov Yu.V. Foreign experience of combating corruption in the police / Yu.V. Latov // Terra Eco-nomicus. 2013. Vol. 11. № 2. P. 1624.
16. Lugovoi V.A. Administrative and legal mechanism for the prevention of corruption offences committed by police officers : dis. ... сand. lawyer. sciences: 12.00.07 / V.A. Lugovoi. Kiev, 2019.281 p.