Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
297
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов Анатолий Михайлович, Халезов Николай Львович

Актуальность и острота рассматриваемых в статье проблем не снижается, несмотря на настойчивую и принципиальную позицию государства в вопросах противодействия коррупции, меры, осуществляемые правоохранительными органами, и многочисленные исследования по данной тематике. Процесс поиска и имплементации инновационных мер по противодействию коррупционным преступлениям, реализуемый в рамках государственной антикоррупционной политики, сегодня находит свое воплощение в реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на период 2021-2024 годов. В качестве положительного примера противодействия коррупции рассматривается организация деятельности по противодействию коррупционным преступлениям в территориальных органах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ORGANIZING ACTIVITIES TO COMBAT CORRUPTION CRIMES IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The urgency and acuteness of the problems considered in the article does not decrease, despite the persistent and principled position of the state in combating corruption, measures taken by law enforcement agencies, and numerous studies on this topic. The process of searching for and implementing innovative measures to combat corruption crimes, implemented within the framework of the state anti-corruption policy, today finds its embodiment in the implementation of measures provided for by the National Anti-Corruption Plan for the period 2021-2024. As a positive example of combating corruption, the organization of activities to combat corruption crimes in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-99-104 EDN: https://elibrary.ru/jkptsf NIION: 2015-0066-2/23-663 MOSURED: 77/27-011-2023-02-862

К вопросу об организации деятельности по противодействию коррупционным преступлениям в органах внутренних дел

Анатолий Михайлович Кононов1, Николай Львович Халезов2

1 2 Академия управления МВД России, Москва, Россия

1 a.kononov@bk.ru

2 n_khalezov@mail.ru

Аннотация. Актуальность и острота рассматриваемых в статье проблем не снижается, несмотря на настойчивую и принципиальную позицию государства в вопросах противодействия коррупции, меры, осуществляемые правоохранительными органами, и многочисленные исследования по данной тематике. Процесс поиска и имплементации инновационных мер по противодействию коррупционным преступлениям, реализуемый в рамках государственной антикоррупционной политики, сегодня находит свое воплощение в реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на период 2021-2024 годов. В качестве положительного примера противодействия коррупции рассматривается организация деятельности по противодействию коррупционным преступлениям в территориальных органах МВД России.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупционным преступлениям, должностные лица, антикоррупционная политика, уголовные дела коррупционной направленности, органы внутренних дел

Для цитирования: Кононов А. М., Халезов Н. Л. К вопросу об организации деятельности по противодействию коррупционным преступлениям в органах внутренних дел // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 99-104. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-99-104. EDN: JKPTSF.

Original article

On the issue of organizing activities to combat corruption crimes

in the internal affairs bodies

Anatoly M. Kononov1, Nikolay L. Khalezov2

1 2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 a.kononov@bk.ru

2 n_khalezov@mail.ru

Abstract. The urgency and acuteness of the problems considered in the article does not decrease, despite the persistent and principled position of the state in combating corruption, measures taken by law enforcement agencies, and numerous studies on this topic. The process of searching for and implementing innovative measures to combat corruption crimes, implemented within the framework of the state anti-corruption policy, today finds its embodiment in the implementation of measures provided for by the National Anti-Corruption Plan for the period 2021-2024. As a positive example of combating corruption, the organization of activities to combat corruption crimes in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia is considered.

Keywords: corruption, countering corruption crimes, officials, anti-corruption policy, criminal cases of corruption orientation, internal affairs bodies

For citation: Kononov A. M., Khalezov N. L. On the issue of organizing activities to combat corruption crimes in the internal affairs bodies. Bulletin of economic security. 2023;(2):99-104. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-99-104. EDN: JKPTSF.

В последнее десятилетие на тему противодействия коррупции опубликовано огромное количество статей и монографий, защищено немало кандидатских и докторских диссертаций [2; 3; 4; 7; 17]. По вопросам совершен© Кононов А. М., Халезов Н. Л., 2023

ствования этой деятельности принят ряд законодательных и подзаконных актов [12; 13; 14; 15].

Вместе с тем, острота проблемы по-прежнему сохраняется. В средствах массовой информации, на офи-

циальных сайтах МВД России и его территориальных органов, Следственного Комитета Российской Федерации регулярно появляется информация о задержании и привлечении к уголовной ответственности за совершение коррупционных деяний, наказуемых в уголовно-правовом порядке, не только «рядовых» и «высокопоставленных» чиновников органов государственной и муниципальной власти, но и сотрудников органов внутренних дел, в чьи профессиональные обязанности входит противодействие преступности, включая коррупционную.

Сегодня нельзя не признать, что создание в территориальных органах МВД России эффективной, полноценно действующей системы противодействия коррупционным преступлениям все еще остается как для руководства Министерства внутренних дел, так и для руководящего состава территориальных ОВД сложным и не до конца решенным вопросом.

Несмотря на реализуемые мероприятия в рамках проводимой государственной политики по противодействию коррупционным преступлениям в системе государственного и муниципального управления, необходимость борьбы с коррупционными уголовно-правовыми деликтам в качестве субъектов которых выступают должностные лица органов власти, продолжает требовать совершенствования.

В соответствии с данными, приведенными в аналитическом обзоре, подготовленном ФГКУ «ВНИИ МВД России», в 2021 году зарегистрировано 35051 коррупционное преступление, что на 13,7 % превышает показатели 2020 года и на 18,3 % выше показателей 2017 года. Количество лиц, совершивших выявленные преступления коррупционной направленности, увеличилось на 5,8 % в сравнении с 2020 годом и на 9,7 % по сравнению с 2017 годом. Рост количества выявленных коррупционных преступлений наблюдался во всех федеральных округах (наибольший - в Южном (+26,3 %), СевероЗападном (+26,2 %), Дальневосточном (+26 %)), за исключением Уральского, где зарегистрировано снижение (-8,6 %). Всего в 2021 году уголовное преследование за совершение коррупционных преступлений осуществлялось в отношении 11013 государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, в том числе 1 748, занимающих должности в правоохранительных органах. Доля сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления коррупционной направленности, составила 63 % от общего числа лиц, служивших в правоохранительных органах. Наибольшая криминальная активность по преступлениям коррупционной направленности, проявленная сотрудниками органов внутренних дел зарегистрирована в Центральном, Южном, Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах. В Дальневосточном федеральном округе произошел рост числа сотрудников органов внутренних дел, совершивших коррупционные преступления. Наибольшее

количество привлеченных к уголовной ответственности сотрудников органов внутренних дел обвинялись во взяточничестве (ст.ст. 290-291.2 УК РФ), злоупотреблении (ст. 285 УК РФ) и превышении (ч.ч. 1,2 п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ) должностных полномочий, мошенничестве (ч.ч. 3-7 ст. 159 УК РФ). В 2021 году количество привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности сотрудников органов внутренних дел составило около 0,1 % от общей штатной численности (снижение 10,2 % по сравнению с 2020 годом) [11, с. 4-9]. Мы полагаем, что в определенной степени указанное снижение может быть свидетельством повышения эффективности деятельности по противодействию коррупции в системе МВД России, адекватности принимаемых в этом направлении мер.

Подтверждение этому мы находим в выступлении руководителя Следственного Комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкина, который сообщил, что за последние годы отмечается тенденция снижения коррупционной преступности, например, среди сотрудников органов внутренних дел. Так, если в 2011 году перед судом предстали 1678 сотрудников МВД России, то в 2020 году - 1199, то есть на треть меньше. При этом, в большинстве случаев, именно правоохранители сообщают о попытках дать им взятку. Такие «предложения» делают и фигуранты уголовных дел, чтобы уйти от ответственности, и даже адвокаты, которые участвуют в различных незаконных схемах [1].

Приведенные выше данные, которые свидетельствуют о росте числа выявленных коррупционных деяний и снижении «коррупционной составляющей» в государственном и муниципальном управлении, с одной стороны являются показателем повышения эффективности работы правоохранительных органов, с другой -красноречиво говорят о все еще широком поле для их деятельности, устойчивости и «живучести» этого криминального явления, наличии определенных изъянов в механизме противодействия коррупции, реализации модели антикоррупционного поведения чиновников, необходимости поиска дополнительных резервов и форм в организации этой работы.

Чаще всего коррупционные преступления, субъектами которых выступают чиновники различных уровней, включая сотрудников органов внутренних дел, реализуются в форме отступления от требований законодательных и подзаконных нормативных правовых требований, регламентирующих реализацию указанными должностными лицами своих организационных и распорядительных полномочий, реализуемых для незаконного получения материальных и иного рода желаемых преференций.

Общественная опасность коррупционных преступлений, состоит не только в подрыве законодательных и экономических основ управления страной, но и в том, что такого рода преступная деятельность нивелирует авторитет публичной власти, императивную силу

ее решений, обесценивает уважение к представителям органов государственной и муниципальной власти, легитимность, беспристрастность, дискредитирует само понятие «служения» отечественному государству и обществу и значимость должностных лиц как представителей публичной власти. Общественная опасность коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД (полиции), наделенными правом применения мер государственного принуждения несоизмеримо выше, нежели у иных государственных и муниципальных служащих.

Все эти факторы являются основополагающими при разработке системы мер, направленных на совершенствование организации деятельности по противодействию коррупционным преступлениям в территориальных органах внутренних дел, кроме того, жизненно важно иметь четкие и объективно обоснованные знания о комплексе обстоятельств, которые, так или иначе, способствуют такого рода преступной деятельности.

Прежде всего, это наличие у субъекта коррупционного преступления-сотрудника ОВД государственно властных полномочий, его право и обязанность принимать от имени государства юридически значимые решения. Сюда может относиться не только назначение коррумпированным руководителем территориального ОВД сотрудника на определенную должность, но и принятие за взятку полицейским строевого подразделения патрульно-постовой службы полиции решения о незадержании лица, разыскиваемого за совершение преступного деяния. Причин, приведших к тому, что сотрудник полиции соглашается на участие (инициативно организует и пр.) в преступной коррупционной схеме, может быть значительно больше. Это и незаконная реализация желания получения материальных или иного рода благ, и иные, социально-значимые причины (необходимость в денежных средствах для лечения родственников и пр.), ничуть не реабилитирующие субъекта преступной коррупционной деятельности. При проработке комплексных профилактических антикоррупционных мероприятий, их разработчиками должны учитываться профессиональные особенности исполнения своих непосредственных обязанностей различных категорий должностных лиц.

Результаты проведенных в Академии управления МВД России исследования свидетельствуют, что одной из наиболее значимых причин, совершения сотрудниками территориальных органов внутренних дел коррупционных преступлений, безотносительно от места службы, должностного положения и прочих составляющих, выступает желание должностного лица максимально удовлетворить свои материальные потребности вне зависимости от размера легального дохода. Именно материальная составляющая коррупционных преступлений остается приоритетной по отношению и к незаконному построению карьеры, и к намерениям получить покровительство вышестоящих руководителей и т. п.

Ранее исследователями вопроса организации противодействия коррупционным преступлениям в территориальных органах МВД России, рассматривалась идея того, что предупреждение таких преступлений действительно будет успешным при условии, что участие в любых коррупционных схемах и моделях поведения станет для сотрудника ОВД невыгодным и контрпродуктивным с экономической точки зрения [8]. При всей значимости экономической составляющей в общем спектре деятельности, направленной на противодействие коррупционным преступлениям, совершаемым сотрудниками территориальных ОВД, А. Е. Федюнин и В. Ю. Алферов указывают на необходимость дополнительной системы социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел [16].

Наиболее серьезные, тяжкие эпизоды коррупционных преступлений в основном, совершаются сотрудниками территориальных ОВД, имеющих значительный стаж работы. Данные сотрудники, проходящие в уголовных делах о коррупционных преступлениях в качестве подозреваемых и обвиняемых, как правило, обладают определенным административным ресурсом, опытом работы, наработанными коррупционными связями. В своей диссертации, посвященной коррупционной проблематике А. А. Тирских обосновывает, руководствуясь полученными эмпирическими данными, что субъектами коррупционных преступлений чаще всего становятся сотрудники, проработавшие не менее пяти лет [11, с. 13]. Руководители территориальных ОВД, планируя систему действий, направленных на противодействие коррупционным преступлениям среди своих подчиненных, должны учитывать данный факт. Данный вывод можно проиллюстрировать примером привлечения к уголовной ответственности экс-заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора по Ивановской области за получение в составе организованной группы взяток в крупном и особо крупном размерах. Чиновника наказали за то, что он в 2013-2015 годах занимался поборами с населения. Он организовал некую преступную группу из пяти человек - все подчиненные ему сотрудники управления. С их помощью он получил от граждан, обратившихся в Ростехнадзор за государственными услугами, пять взяток. Общая сумма - 9 миллионов рублей. В Следственном комитете подчеркнули, что услуги, за которые людей заставляли платить, были абсолютно законными и «не предполагали вознаграждения лицам, их выполняющим» [18].

Отметим, что тема организации деятельности по противодействию коррупционным преступлениям в территориальных органах МВД России для Министерства отнюдь не нова. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции В. А. Колокольцев в своих выступлениях неоднократно обращал внимание на то, что для МВД России противодействие коррупционным преступлениям в своих рядах никогда не будет сведено к очередной «кампании», но останется действенным элементом государственной политики по

противодействию коррупционным преступлениям. Во исполнение данной задачи в Министерстве разработана и реализуется комплексная системно организованная программа предупреждения и профилактики совершения сотрудниками ОВД коррупционных преступлений. Организация деятельности по противодействию коррупционным преступлениям среди сотрудников территориальных ОВД коррелируется с Национальным планом противодействия коррупции на 2021-2024 годы [12]. План содержит обширный перечень мер, нацеленных на противодействие преступным нарушениям антикоррупционного законодательства. Положения Национального плана распространяются на правоохранительную деятельность федеральных органов власти, на контроль за четким исполнением требований законодательства о государственных и муниципальных закупках, как чрезвычайного коррупционногенной сферы деятельности.

В качестве положительного примера реализации ряда мер по противодействию коррупционным преступлениям, задействованных руководством федеральных органов государственной власти в отношении нижестоящих сотрудников, должностных лиц данных органов, способствующих существенному снижению коррупционных преступлений, рассмотрим организацию деятельности по противодействию коррупционным преступлениям в территориальных органах МВД России, которая в настоящее время осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие сотрудникам территориальных ОВД внутренней убежденности в недопустимости, духа нетерпимости к коррупции и совершению коррупционных преступлений.

В этой связи нельзя не согласиться с утверждением Д. В. Деккерта, что противодействие коррупционным преступлениям начинается непосредственно после «погружения» вновь принятого сотрудника ОВД в служебно-учебную среду вуза или иной образовательной структуры МВД России [5]. Справедливым на наш взгляд является мнение, высказанное В. В. Евсти-феевым, что образовательные организации в рамках противодействия коррупционным преступлениям не должны «замыкаться в своих границах». Необходимо транслировать образовательные антикоррупционные программы, методики антикоррупционного поведения и заблаговременного выявления признаков коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел в практику территориальных органов МВД России для их использования в профилактической антикоррупционной работе руководителей с подчиненным личным составом [6, с. 71].

Сегодня данное направление организации деятельности по противодействию коррупционным преступлениям в территориальных органах МВД России реализуется в рамках различного рода учебных программ, специальных учебных дисциплин и т. п., преподаваемых сотрудникам ОВД (полиции) в период их обучения, дополнительного обучения и дополнительного профессио-

нального образования в образовательных организациях системы МВД России.

2. Осуществление жесткого контроля доходов, имущества, обязательств имущественного характера и расходов сотрудников органов внутренних дел, их супругов и несовершеннолетних детей. В этих целях сотрудники должны ежегодно предоставлять соответствующие сведения. Отказ от их предоставления, равно как и предоставление ложных сведений является одним из оснований увольнения сотрудника со службы в ОВД.

3. Ротация кадров ОВД, относящихся к категориям высшего и старшего начальствующего состава - руководителей территориальных ОВД и их заместителей, как эффективное и действенное направление профилактики коррупционных преступлений.

4. Безусловное исполнение обязанности незамедлительного уведомления в письменном виде сотрудником органа внутренних дел своего непосредственного руководителя (начальника, командира) о поступлении ему предложения о даче взятки, равно как и предложения о совершении иного коррупционного преступления. В том случае, если данного рода предложение содержит в себе признаки уголовно-наказуемого деяния, информация о данном факте незамедлительно подлежит фиксации в книге учета происшествий территориального органа внутренних дел для проведения соответствующих проверочных действий.

5. Строгое исполнение требования об обязательном незамедлительном сообщении сотрудником органа внутренних дел (полиции) своему непосредственному руководителю о факте возникновения у него ситуации конфликта интересов. Такого рода информация подлежит публичному рассмотрению на заседании аттестационной комиссии по урегулированию возникающих конфликтов интересов органа внутренних дел с последующим принятием юридически значимых решений, в форме подтверждения наличия или отсутствия соответствующего конфликта интересов. В том случае, когда информация о возникшем конфликте интересов находит свое подтверждение, комиссия обязана предложить руководителю территориального ОВД конкретные шаги по его урегулированию.

6. Постоянный мониторинг руководством МВД России, Главного управления обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции и Главного управления по работу с личным составом МВД России состояния работы по противодействию коррупции в системе органов внутренних дел, передового зарубежного и отечественного опыта, результатов научных исследований по вопросам предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений и преступлений в правоохранительных органах.

В настоящее время перспективным представляется направление, связанное с созданием должных условий для исполнения в органах внутренних дел Федерального закона от 6 марта 2022 года № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О бан-

ках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части организации проверки законности получения денежных средств, поступивших на счета лица, замещавшего (занимающего) должность, осуществление полномочий по которой влечет обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на счета его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях, а так же в части возмещения материального вреда, причиненного коррупционными преступлениями, субъектами которых стали сотрудники органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Александр Бастрыкин рассказал о расследовании громких коррупционных дел // Российская газета, 9 декабря 2021, 8631, с. 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2021/12/09/aleksandr-bastrykin-rasskazal-o-rassledovanii-gromkih-korrupcionnyh-del. html?ysdid= l9wq 4xtwv0149237052 (дата обращения: 25.10.2022).

2. Артемов В. Ю., Власов И. С., Кубанцев С. П. Борьба с коррупцией в правоохранительных органах за рубежом : монография / В. Ю. Артемов, И. С. Власов, Н. А. Голованова и др. ; отв. ред. И. С. Власов, С. П. Кубанцев. М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. 320 с.

3. Астанин А. А. Антикоррупционная политика России : криминологические аспекты : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. 382 с.

4. Вовк В. А. Административно-правовые средства противодействия коррупции в органах внутренних дел : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 27 с.

5. Деккерт Д. В. Формирование антикоррупционной направленности в поведении сотрудников органов внутренних дел // Надежность и компетентность : актуальные направления психологического обеспечения подразделений полиции : сборник материалов конференции. Екатеринбург : Уральский юридический институт МВД России, 2017. С. 43-46.

6. Евстифеев В. В. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2010. № 2.

7. Карпович О. Г., Трунцевский Ю. В. Теория и современные практики комплаенса. Мировые модели противодействия криминальным угрозам : монография / О. Г. Карпович, Ю. В. Трунцевский. М. : ЮНИТИ-ДА-НА; Закон и право, 2016. 407 с.

8. Ломов А. М. Административно-правовые аспекты противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень : ГУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009.

9. Аналитический обзор «Оценка уровня коррупции в органах, организациях, подразделениях МВД Рос-

сии и эффективности принимаемых антикоррупционных мер». М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2022. 34 с.

10. Сторчилова Н. В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение. Дис. ... канд. юрид. наук. М. : ВНИИ МВД РФ, 2010.

11. Тирских A. A. Региональная криминологическая характеристика коррупции в органах внутренних дел (по материалам Восточно-Сибирского региона) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Иркутск, 2006.

12. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // СЗ РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.

13. Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.

14. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

15. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228.

16. Федюнин А. Е, Алферов В. Ю. Выявление коррупционных преступлений в экспертно-криминалисти-ческих учреждениях органов внутренних дел // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2015. № 2 (7). С. 33-38.

17. Филоненко Т. В. Антикоррупционная политика России. Роль органов прокуратуры в ее формировании и реализации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021. 242 с.

18. Экс-замглавы Центрального управления Ростехнадзора получил срок за взятки // Российская газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2022/05/20/eks-zamglavy-centralnogo-upravleniia-rostehnadzora-poluchil-srok-za-vziatki. html?ysclid=l9zlczxvu4261790446 (дата обращения: 20.10.2022).

Bibliographic list

1. Alexander Bastrykin spoke about the investigation of high-profile corruption cases // Rossiyskaya Gazeta, December 9, 2021, 8631, p. 1 [Electronic resource]. Access mode: https://rg.ru/2021/12/09/aleksandr-bastrykin-rasskazal-o-rassledovanii-gromkih-korrupcionnyh-del.html?ysclid= l9wq 4xtwv0149237052 (accessed: 25.10.2022).

2. Artemov V Yu., Vlasov I. S., Kubantsev S. P. Fighting corruption in law enforcement agencies abroad : monograph / V. Yu. Artemov, I. S. Vlasov, N. A. Golovanova et al. ; ed. by I. S. Vlasov, S. P. Kubantsev. M. : Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2018. 320 p.

3. Astanin A. A. Anti-corruption policy of Russia : criminological aspects : dis. ... Dr. yurid. sciences. M., 2009. 382 p.

4. Vovk V. A. Administrative and legal means of combating corruption in the internal affairs bodies : dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2019. 27 p.

5. Dekkert D. V. Formation of anti-corruption orientation in the behavior of employees of internal affairs bodies // Reliability and competence : current directions of psychological support of police units : a collection of conference materials. Yekaterinburg : Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017. P. 43-46.

6. Evstifeev V. V. Administrative and legal regulation of anti-corruption in law enforcement activities of internal affairs bodies // Administrative and municipal law. 2010. № 2.

7. Karpovich O. G., Truntsevsky Yu. V. Theory and modern practices of compliance. World models of countering criminal threats : monograph / O. G. Karpovich, Yu. V. Truntsevsky. M. : UNITY-DANA; Law and Law, 2016. 407 p.

8. Lomov A. M. Administrative and legal aspects of combating corruption in the internal affairs bodies of the Russian Federation. Dis. ... cand. of legal sciences. Tyumen : Tyumen State University, 2009.

9. Analytical review «Assessment of the level of corruption in bodies, organizations, divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the effectiveness of anticorruption measures taken». M. : FGKU «Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2022. 34 p.

10. Storchilova N. V Corruption in the internal affairs bodies and its prevention. Diss... candidate of legal sciences. M. : Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2010.

11. Tirskikh A. A. Regional criminological characteristics of corruption in the internal affairs bodies

(based on the materials of the East Siberian region) : Abstract. dis cand. legal sciences : 12.00.08. Irkutsk, 2006.

12. Decree of the President of the Russian Federation dated August 16, 2021 № 478 «On the National AntiCorruption Plan for 2021-2024» // SZ RF. 2021. № 34. Art. 6170.

13. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation Federation» // SZ RF. 2021. № 27 (Part II). Art. 5351.

14. Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 № 208 «On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030» // SZ RF. 2017. № 20. Art. 2902.

15. Federal Law № 273-FZ dated 25.12.2008 «On Combating Corruption» // SZ RF. 2008. № 52 (Part I). St. 6228.

16. Fedyunin A. E., Alferov V. Yu. Detection of corruption crimes in forensic institutions of internal affairs bodies // Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Witte. Series 2: Legal Sciences. 2015. № 2 (7). P. 33-38.

17. Filonenko T. V. Anti-corruption policy of Russia. The role of the prosecutor's office in its formation and implementation : dis. ... cand. jurid. sciences. M., 2021. 242 p.

18. Ex-deputy Head of the Central Department of Rostechnadzor received a sentence for bribes // Rossiyskaya Gazeta [Electronic resource]. Access mode: https://rg.ru/2022/05/20/eks-zamglavy-centralnogo-upravleniia-rostehnadzora-poluchil-srok-za-vziatki. html?ysclid=l9zlczxvu4261790446 (accessed: 20.10.2022).

Информация об авторах

А. М. Кононов - главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;

Н. Л. Халезов - адъюнкт Академии управления МВД России.

Information about the authors

A. M. Kononov - Chief Researcher of the Scientific Research Centre of the Academy of Management of the Ministry of internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation;

N. L. Khalezov - Adjunct of the Academy of Management of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.01.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 03.04.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 25.01.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 03.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.