Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (ПРАВОНАРУШЕНИЯ) / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ СТАНДАРТ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосновская Юлия Николаевна, Маркина Элеонора Викторовна

Рассматриваются проявления, которые определяются как социально-правовые негативные явления, предлагающие более глубокое осуществление научных исследований видов и форм коррупции, мер противодействия коррупции, совершенствования антикоррупционных мер как на федеральном уровне государства, так и на уровне субъектов РФ, а также отдельных организаций и граждан. Природа коррупции кроется в социальных и правовых аспектах общественной жизни, в связи с чем отмечается необходимость воспринимать коррупцию не просто как негативное общественное явление, но и как противоправный элемент юридических, экономических, социальных, психологических, исторических и других направлений развития общества. Определяются основные направления профилактической деятельности по снижению уровня коррупционных проявлений в государственных органах исполнительной власти, в том числе и в территориальных органах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сосновская Юлия Николаевна, Маркина Элеонора Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE APPLICATION OF THE MECHANISM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION IN ORDER TO COUNTERACT CORRUPTION OFFENSES IN THE SYSTEM OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The manifestations are considered, which are defined as socio-legal negative phenomena that suggest a deeper implementation of scientific research on the types and forms of corruption, anti-corruption measures, improvement of anti-corruption measures both at the federal level of the state and at the level of the subjects of the Russian Federation, as well as individual organizations and citizens. The nature of corruption lies in the social and legal aspects of public life, in connection with which there is a need to perceive corruption not just as a negative social phenomenon, but also as an illegal element of legal, economic, social, psychological, historical and other directions of development of society. The main directions of preventive activities to reduce the level of corruption manifestations in state executive bodies, including in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, are determined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.951

https://d0i.0rg/l 0.24412/2073-0454-2023-3-181-187 EDN: https://elibrary.ru/lmabxj ШЮ№ 2003-0059-3/23-695 MOSURED: 77/27-003-2023-03-894

К вопросу о применении механизма административно-правового регулирования в целях противодействия коррупционным правонарушениям в системе органов внутренних дел

Юлия Николаевна Сосновская1, Элеонора Викторовна Маркина2

'•2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России

имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент С. В. Калинина

Аннотация. Рассматриваются проявления, которые определяются как социально-правовые негативные явления, предлагающие более глубокое осуществление научных исследований видов и форм коррупции, мер противодействия коррупции, совершенствования антикоррупционных мер как на федеральном уровне государства, так и на уровне субъектов РФ, а также отдельных организаций и граждан. Природа коррупции кроется в социальных и правовых аспектах общественной жизни, в связи с чем отмечается необходимость воспринимать коррупцию не просто как негативное общественное явление, но и как противоправный элемент юридических, экономических, социальных, психологических, исторических и других направлений развития общества. Определяются основные направления профилактической деятельности по снижению уровня коррупционных проявлений в государственных органах исполнительной власти, в том числе и в территориальных органах МВД России.

Ключевые слова: административное, правовое регулирование, коррупционные проявления (правонарушения), территориальные органы МВД России, противодействие коррупции, антикоррупционный стандарт, административно-правовые нормы

Для цитирования: Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В. К вопросу о применении механизма административно-правового регулирования в целях противодействия коррупционным правонарушениям в системе органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 3. С. 181-187. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-181-187. ББ№ LMABXJ.

Yulia N. Sosnovskaya1, Eleonora V. Markina2

'■2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Reviewer: Associate Professor of the Department of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Moscow

University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor S. V. Kalinina

Abstract. The manifestations are considered, which are defined as socio-legal negative phenomena that suggest a deeper implementation of scientific research on the types and forms of corruption, anti-corruption measures, improvement of anti-corruption measures both at the federal level of the state and at the level of the subjects of the Russian Federation, as well as individual organizations and citizens. The nature of corruption lies in the social and legal aspects of public life, in connection with which there is a need to perceive corruption not just as a negative social phenomenon, but also as an illegal element of legal, economic, social, psychological, historical and other directions of development of society. The main directions of preventive activities to reduce the level of corruption manifestations in state executive bodies, including in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, are determined.

Keywords: administrative, legal regulation, manifestations of corruption (offences), territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, combating corruption, anti-corruption standard, administrative and legal norms

For citation: Sosnovskaya Yu. N., Markina E. V. To the question of the application of the mechanism of administrative and legal regulation in order to counteract corruption offenses in the system of internal affairs bodies. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(3):181-187. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-3-181-187 EDN: LMABXJ.

© Сосновская Ю. Н., Маркина Э. В., 2023

Original article

To the question of the application of the mechanism of administrative and legal regulation in order to counteract corruption offenses in the system of internal affairs bodies

Министерство внутренних дел Российской Федерации является одним из ведущих государственных правоохранительных органов исполнительной власти, цель которого заключается в обеспечении охраны и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что на МВД России возложены достаточно серьезные обязательства по сохранению порядка на территории государства, деятельность самого министерства не может быть лишена определенных недостатков. В первую очередь, это связано с тем, что органы внутренних дел существуют не в какой-либо изолированной системе, а непосредственно в самом обществе, которое также имеет воздействие на деятельность всех органов власти. Кроме того, в органах внутренних дел службу проходят не исключительно офицеры высшей категории, но и сотрудники, чьи моральные качества в некоторых случаях далеки от совершенства.

В связи с вышеизложенным следует констатировать, что МВД России, также как и другие государственные органы исполнительной власти, имеющие определенные полномочия, которые могут быть использованы сотрудниками в личных корыстных интересах, подвержено коррупции, причем немаловажную роль в таком положении дел играет специфичность деятельности территориальных органов МВД России, которая связана с охраной общественного порядка, привлечением физических и юридических лиц к административной и уголовной ответственности и др.

О. В. Овчинникова отмечает, что коррупционные деяния (правонарушения) в органах внутренних дел обладают также особенностями, связанными с тем, что сотрудники имеют юридическое образование и необходимые знания, умения и навыки, чтобы скрыть коррупционные нарушения, а руководители таких сотрудников при получении соответствующей информации не всегда реагируют на нарушения, во-первых, по причине того, что не хотят предавать такие факты огласке, а, во-вторых, также не хотят нести ответственность за то, что не уделяли внимания противодействию коррупции в вверенном им подразделении [13].

Подтверждением тезиса о совершении коррупционных деяний сотрудниками органов внутренних дел свидетельствуют и результаты социологических опросов. Например, коллектив авторов под научным

руководством В. Ф. Цепелева приводит данные исследования, которые подтверждают, что не так давно 26 % опрошенных граждан нашего государства считали, что органы внутренних дел являются одним из самых коррумпированных органов, хотя, данное мнение в последние годы меняется в сторону наиболее положительной оценки деятельности полиции. Ученые отмечают, что, вопреки успехам, останавливаться в совершенствовании организации данного направления служебной деятельности нецелесообразно. Следует стремиться к полной ликвидации коррупционных правонарушений в органах внутренних дел, предприняв новые шаги по совершенствованию административно-правовых норм, регламентирующих антикоррупционную сферу, а также разработав новые методики по борьбе с ними [14, с. 67]. Определенные сдвиги в этом направлении уже реализованы и связаны они с повышением уровня правового регулирования противодействия коррупции в территориальных органах МВД России.

Федеральный закон № 273-Ф3 [11] является основой правового регулирования анализируемой сферы. Однако, как уже отмечалось выше, не все положения, необходимые для эффективной борьбы с коррупцией, нашли в нем отражение. Определенные положения, закрепленные данным нормативным правовым актом, требуют более детальной регламентации. Так, содержание термина «противодействие коррупции», которое раскрывается через перечень видов деятельности государственных органов исполнительной власти (профилактика коррупционных правонарушений, борьба с данным явлением, минимизация и ликвидация последствий коррупционных деяний), целесообразно дополнить и изменить в соответствии с уже имеющимися научными разработками [17, с. 8]. О механизме правового регулирования противодействия коррупции, который в научной литературе определяется как сложное образование, включающее в себя элементы как социального, так и иного юридического порядка [15], законодатель не говорит, но указывает на правовую основу противодействия коррупции (ст. 2) и на перечень основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (ст. 7).

Помимо Конституции РФ, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, федеральных зако-

JURISPRUDENCE

нов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, правовую основу противодействия коррупции составляют нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, к числу которых относится и МВД России.

Одним из таких правовых актов следует признать приказ МВД России от 2 января 2013 г. № 1 (с изм. на 28 февраля 2018 г.) «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», согласно п. 2 которого создание эффективных механизмов противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям является одним из основных элементов состояния защищенности собственной безопасности МВД России от угроз деструктивного и дезорганизующего воздействия, а последовательность в реализации антикоррупционной политики — одним из основных принципов обеспечения собственной безопасности системы МВД России (п. 7.8) [2].

Указанный нормативный правовой акт также определяет, что к основным мерам обеспечения собственной безопасности относятся осуществление мониторинга коррупционных и иных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России, а также предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России. В числе внешних угроз выделен недостаточный уровень социальной и правовой защищенности сотрудников, гражданских служащих и работников системы МВД России, порождающий высокий уровень коррупционной предрасположенности (уязвимости) при осуществлении ими своих полномочий, а в числе внутренних угроз — непосредственно коррупционные правонарушения.

В дополнение к приказу МВД России от 2 января 2013 г. № 1 и в целях организации выполнения Указа Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» Министром МВД России В. А. Ко-локольцевым в 2021 г. было подписано распоряжение «Об утверждении Плана МВД России по противодействию коррупции на 2021-2024 годы» [6]. Данный план предусматривает довольно внушительный перечень мероприятий, который МВД России, во взаимодействии с иными органами исполнитель-

ной власти и институтами гражданского общества, должно выполнить в течение указанного периода (2021-2024 гг.), причем такие мероприятия касаются не только борьбы с коррупцией в целом, но и противодействия коррупции непосредственно в системе МВД России.

В частности, в ч. 1 указанного плана содержится перечень мероприятий, которые должны быть реализованы во исполнение Национального плана противодействия коррупции [7], а в ч. 2 и 3 мероприятия, которые должны быть выполнены в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции [8] и дополнительные мероприятия непосредственно в системе МВД России. Основными субъектами — исполнителями указанных мероприятий называются следующие подразделения МВД России: территориальные органы на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, УОС, ГУОБДД, ГУЭСБ, ГУЭБиПК, ГУРЛС, Следственный департамент, ГУТ, ФГКУ «ВНИИ МВД России», Нижегородская академия.

Анализ упомянутых выше, а также иных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность МВД России, в том числе такое ее направление, как борьба с коррупцией, позволяет выделить следующие основные способы противодействия данному явлению в системе МВД России:

♦ соблюдение сотрудниками антикоррупционных стандартов, соответствующих ограничений, запретов и обязанностей, в том числе представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

♦ выполнение порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и уведомления об иной оплачиваемой работе;

♦ сообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

С точки зрения науки и права, антикоррупционный стандарт соответствующих ограничений, запретов и обязанностей, должен включать такие элементы, как правовая грамотность, контрольно-надзорная деятельность независимых общественных организаций, ряд требований, предъявляемых к должностным лицам и самим гражданам, а также реализация принципа неотвратимости наказания за несоблюдение за-

кона и общественной нетерпимости к фактам коррупции [16]. В свою очередь, под антикоррупционными стандартами соответствующих ограничений, запретов и обязанностей сотрудников правоохранительных органов предлагается понимать единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в деятельности указанных органов [19].

Такая система ограничений и запретов в отношении сотрудников органов внутренних дел установлена, во-первых, Федеральным законом «О противодействии коррупции», во-вторых, ст. 17, 18, 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [10]. Кроме того, согласно п. 9 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» сотрудник обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [12]. В продолжение указанной нормы был издан приказ МВД России от 5 апреля 2016 г. № 158, который конкретизирует порядок подачи указанных сведений [4].

Следует отметить, что нормы, содержащиеся в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции», корреспондирующие указанным выше, утратили силу с 21 декабря 2021 г. [9]; т. е., можно сказать, что законодатель устраняет дублирующие нормы, которые имеют определенные несоответствия, что должно позитивно сказаться на реализации соответствующих требований.

В нормативно-правовой регламентации такого способа противодействия коррупции, как соблюдение порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений можно также выделить три уровня:

♦ первый уровень — нормы ФЗ «О противодействии коррупции» (ст. 9), которые предусматривают обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

♦ второй уровень — нормы ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (п. 14 ч. 1 ст. 12), согласно которым сотрудник органов внутренних дел обязан уведомлять о каждом случае

обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения. Нарушение указанной нормы влечет признание совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, что ведет к наложению дисциплинарных взысканий вплоть до увольнения из органов внутренних дел;

♦ третий уровень — нормы приказа МВД РФ от 19 апреля 2010 г. № 293 [1], а также приказа МВД РФ от 15 декабря 2014 г. № 1110 [3], в которых наиболее подробно расписан порядок и сроки подачи рапортов (заявлений, уведомлений) о факте склонения к коррупционным деяниям и учета рапортов (заявлений, уведомлений) об иной оплачиваемой работе. Рапорт (заявление, уведомление) может отражать факты склонения к совершению коррупционных деяний не только заявителя, но и иных лиц.

При этом И. С. Соколов и О. А. Короткова считают необходимым предусмотреть порядок привлечения к ответственности сотрудника органов внутренних дел не только за несообщение о склонении к совершению коррупционного правонарушения, но и за несообщение о ставшем ему известном факте коррупции [18]. Несмотря на то, что ученые не указывают, имеют ли они в виду факт коррупции, совершенный другими сотрудниками, или же факты коррупции, совершенные любыми физическими или даже юридическими лицами, их предложение стоит поддержать как в отношении первой группы, так и в отношении второй группы коррупционеров. Только бескомпромиссное следование предотвращению совершения коррупционных правонарушений любыми гражданами нашего государства может снизить уровень коррупции в разы.

В механизме правового регулирования противодействия коррупционным правонарушениям в системе МВД России следует также выделить нормы федеральных и ведомственных правовых актов, которые регламентируют обязанность сотрудника сообщить о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Основа такой обязанности заложена в Федеральном законе «О противодействии коррупции», которая конкретизирована в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и приказе МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 [5].

JURISPRUDENCE

В научной литературе справедливо отмечается, что не все нормы указанных правовых актов взаимоувязаны [19]. Так, например, не совсем четко прописаны субъекты, к которым должны обращаться сотрудники органов внутренних дел в случае возникновения конфликта интересов: в первом случае говорится о представителе нанимателя (работодателя), во втором — о прямом или непосредственном руководителе, в последнем случае также речь идет о представителе нанимателя (руководителя), но сообщать о конфликте интересов следует уже в ходе личного приема, а также о кадровых подразделениях, в адрес которых следует направить письменное уведомление о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов.

Следует поддержать предложение ученых, которые считают необходимым устранение таких разночтений с установлением систематизированных, четко и однозначно сформулированных, унифицированных с федеральными законами норм, регламентирующих антикоррупционный стандарт поведения сотрудника органов внутренних дел.

Таким образом, следует отметить, что в настоящее время очевиден определенный прогресс в снижении уровня коррупции в государственных органах исполнительной власти, в том числе и в органах внутренних дел. В частности, он связан с повышением уровня правового регулирования противодействия коррупции в органах внутренних дел.

Анализ федеральных законов, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность МВД России, в том числе такое направление, как борьба с коррупцией, позволяет выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования противодействия коррупции в системе МВД России:

♦ соблюдение сотрудниками антикоррупционных стандартов, соответствующих ограничений, запретов и обязанностей, в том числе представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Несмотря на то, что в правовых актах понятие антикоррупционный стандарт поведения не определяется, основа такого стандарта содержится как в ФЗ «О противодействии коррупции», так и в ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», а также в ведомственных правовых актах. Нормы, содержащиеся в ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля

2011 г. № 3 «О полиции», корреспондирующие указанным выше, утратили силу в 2021 г.; т. е., можно сказать, что законодатель частично устраняет дублирующие нормы, которые имеют определенные несоответствия, что должно позитивно сказаться на реализации соответствующих требований;

♦ выполнение порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и уведомления об иной оплачиваемой работе. Относительно таких фактов склонения следует соблюдать не только порядок привлечения сотрудника органов внутренних дел к ответственности за несообщение о склонении к совершению коррупционного правонарушения, но и за несообщение о любом ставшем ему известном факте коррупции;

♦ сообщение о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Считаем необходимым устранение разночтений в нормативно-правовых актах с установлением систематизированных, четко и однозначно сформулированных требований к антикоррупционному стандарту поведения сотрудника органов внутренних дел.

Список источников

1. Приказ МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 «Об утверждении порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений» // URL://http://pravo.gov.ru.

2. Приказ МВД России от 2 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // URL://http://pra-vo.gov.ru.

3. Приказ МВД России от 15 декабря 2014 г. № 1110 «Об организации учета уведомлений об иной оплачиваемой работе» // URL://http://pravo.gov.ru.

4. Приказ МВД России от 5 апреля 2016 г. № 158 (ред. от 11 декабря 2019 г.) «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, и работни-

ками, замещающими эти должности» // URL://http:// pravo.gov.ru.

5. Приказ МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 «Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» // URL://http://pravo .gov.ru.

6. Распоряжение МВД России от 29 сентября 2021 г. № 1/11052 «Об утверждении Плана МВД России по противодействию коррупции на 20212024 годы» // URL://http://pravo.gov.ru.

7. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // URL://http://pravo .gov.ru.

8. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции» // URL://http://pravo. gov.ru.

9. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» // Российская газета. 2019. 5 дек.

10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

11. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 октября 2018 г.) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

12. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1).

13. Овчинникова О. В. Коррупция в органах внутренних дел: понятие и виды // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. Т. 4. Вып. 2. С. 56-62.

14. Организация противодействия коррупции: учеб. пособие / Н. Э. Мартыненко и др.; под. общ. науч. рук. В. Ф. Цепелева. М., 2020.

15. Починок П. Ю. Основные механизмы противодействия коррупции // Молодой ученый. 2020. № 21 (311). С. 360-363.

16. Сакулина Л. Л. Стандарт антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел // Глобус: экономика и юриспруденция. 2020. № 3. С. 4-6.

17. Севрюгин К. В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовое исследование: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.

18. Соколов И. С., Короткова О. А. Коррупция в органах внутренних дел: понятие, виды, средства и меры противодействия // Право и практика. 2020. № 2. С. 109-113.

19. Шалагин А. Е., Гребенкин М. Ю. Формирование антикоррупционного поведения и противодействие коррупции // Ученые записки казанского юридического института МВД России. 2020. № 1 (9). С. 40-47.

References

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russia dated April 19, 2010 No. 293 «On approval of the procedure for notifying in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia about the facts of treatment in order to induce to commit corruption offenses» // URL:// http://pravo.gov.ru.

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 2, 2013 No. 1 «On approval of the Concept for ensuring one's own security in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» // URL://http://pravo.gov.ru.

3. Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russia of December 15, 2014 No. 1110 «On the organization of accounting for notifications of other paid work» // URL://http://pravo.gov.ru.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated April 5, 2016 No. 158 (as amended on December 11, 2019) «On approval of the procedure for submitting information on income, expenses, property and property obligations by citizens applying for positions in organizations created by to fulfill the tasks assigned to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, and employees replacing these positions» // URL://http://pravo. gov.ru.

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 3, 2017 No. 258 «On approval of the Procedure for notification by employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, federal state civil ser-

vants of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and employees filling certain positions in organizations created to fulfill the tasks assigned to the Ministry of Internal Affairs of Russia , on the emergence of personal interest in the performance of official (official, labor) duties, which leads or may lead to a conflict of interest» // URL://http://pravo.gov.ru.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated September 29, 2021 No. 1/11052 «On approval of the Plan of the Ministry of Internal Affairs of Russia to combat corruption for 2021-2024» // URL://http://pravo.gov.ru.

7. Decree of the President of the Russian Federation of August 16, 2021 No. 478 «On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024» // URL://http://pravo.gov.ru.

8. Decree of the President of the Russian Federation of April 13, 2010 No. 460 «On the National Anti-Corruption Strategy and the National Anti-Corruption Plan» // URL://http://pravo.gov.ru.

9. Federal Law of February 7, 2011 No. 3 «On the Police» // Rossiyskaya Gazeta. Dec 5, 2019

10. Federal Law of July 27, 2004 No. 79-FZ «On the State Civil Service of the Russian Federation» // SZ RF. 2004. No. 31. St. 3215.

11. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ (as amended on October 30, 2018) «On Combating Corruption» // SZ RF. 2008. No. 52 (part 1). St. 6228.

12. Federal Law of November 30, 2011 No. 342-FZ «On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation» // SZ RF. 2011. No. 49 (part 1).

13. Ovchinnikova O. V. Corruption in the internal affairs bodies: concept and types // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2019. Vol. 4. Issue. 2. P. 56-62.

14. Organization of combating corruption: textbook. allowance / N. E. Martynenko and others; under. total scientific hands V. F. Tsepeleva. M., 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Pochinok P. Yu. The main mechanisms for combating corruption // Young scientist. 2020. No. 21 (311). P. 360-363.

16. Sakulina L. L. Standard of anti-corruption behavior of employees of internal affairs bodies // Globus: Economics and Jurisprudence. 2020. No. 3. P. 4-6.

17. Sevryugin K. V. Anti-corruption in the system of the state civil service of the Russian Federation: administrative and legal research: author. diss. ... cand. legal Sciences. Tyumen, 2011.

18. Sokolov I. S., Korotkova O. A. Corruption in internal affairs bodies: concept, types, means and counter-measures // Law and Practice. 2020. No. 2. P. 109-113.

19. Shalagin A. E., Grebenkin M. Yu. Formation of anti-corruption behavior and counteraction to corruption // Uchenye zapiski Kazanskogo juridical institute of the MIA of Russia. 2020. No. 1 (9). P. 40-47.

Информация об авторах

Ю. Н. Сосновская — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

Э. В. Маркина — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

Yu. N. Sosnovskaya — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor;

E. V. Markina — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 03.02.2023; одобрена после рецензирования 27.03.2023; принята к публикации 15.05.2023.

The article was submitted 03.02.2023; approved after reviewing 27.03.2023; accepted for publication 15.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.