Научная статья на тему 'КОРРУПЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

КОРРУПЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
661
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ОВД) / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / corruption / anti-corruption / internal affairs bodies (ATS) / regulatory legal acts / classification

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудников Сергей Николаевич, Кокорев Александр Николаевич

В статье на основе анализа источников научной информации, законодательных и подзаконных актов кратко рассматриваются дефиниция коррупции и нормативно-правовая регламентация противодействия ей в органах внутренних дел, имеющиеся правовые проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудников Сергей Николаевич, Кокорев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION AND LEGAL REGULATION OF COUNTERING IT IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

Based on the analysis of sources of scientific information, legislative and by-laws, the article briefly examines the definition of corruption and the legal regulation of combating it in the internal affairs bodies, the existing legal problems and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34; ББК 67

DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-87-92

NIION: 2007-0083-2/21-014 MOSURED: 77/27-005-2021-02-213

© Прудников С.Н., Кокорев А.Н., 2021

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

КОРРУПЦИЯ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Сергей Николаевич Прудников,

инспектор отдела зонального контроля организационно-аналитического управления ГУОБДД МВД России

(119991, г. Москва, ул. Житная, д. 16.) E-mail: prudnikov1976@mail.ru Александр Николаевич Кокорев, кандидат юридических наук, доцент E-mail: alex.kokorev@mail.ru

Аннотация. В статье на основе анализа источников научной информации, законодательных и подзаконных актов кратко рассматриваются дефиниция коррупции и нормативно-правовая регламентация противодействия ей в органах внутренних дел, имеющиеся правовые проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, органы внутренних дел (ОВД), нормативные правовые акты, классификация.

CORRUPTION AND LEGAL REGULATION OF COUNTERING IT IN INTERNAL AFFAIRS BODIES

Sergey N. Prudnikov,

Inspector of the Zonal Control Department of the Organizational and Analytical Department of the GUOBDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(119991, Moscow, Zhitnaya str., 16) E-mail: prudnikov1976@mail.ru Alexander N. Kokorev, Candidate of Law, Associate Professor E-mail: alex.kokorev@mail.ru

Abstract. Based on the analysis of sources of scientific information, legislative and by-laws, the article briefly examines the definition of corruption and the legal regulation of combating it in the internal affairs bodies, the existing legal problems and ways to solve them. Keywords: corruption, anti-corruption, internal affairs bodies (ATS), regulatory legal acts, classification.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Прудников С.Н., Кокорев А.Н. Коррупция и нормативно-правовая регламентация противодействия ей в органах внутренних дел. Криминологический журнал. 2021;(2):87-92.

«Коррупция деморализует общество, разлагает власть и госаппарат. Особенно она (коррупция) нетерпима в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией»1. Эти слова Президента Российской Федерации2 В.В. Путина произнесенные на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией 12 января 2004 года не теряют, своей актуальности и по сей день. Так выступая на открытых коллегиях правоохранительных ведомств (Генпрокуратуры России, ФСБ России и МВД России) прошедших в 2021 году Президент Российской Федерации неоднократно подчеркивал важность декриминализа-

1 https://ria.ru/20040112/504242.html.

2 Далее — Президент РФ или Президент.

ции экономики и противодействия коррупции3 на всех уровнях власти4, в гособоронзаказе и госзакупках, сфере предоставления госуслуг, а также использования муниципального и государственного имущества5.

Ученые, парламентарии, общественность и граждане признают коррупцию как угрозу эффективному социально-экономическому развитию страны, наносящую огромный ущерб управленческим отношениям в

3 Владимир Путин принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/events/president/news/65090.

4 Президент провел заседание коллегии Федеральной службы безопасности. http://www.kremlin.ru/events/president/news/65068.

5 На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации Владимир Путин подвел итоги работы ведомства за 2020 год и обозначил задачи по укреплению законности и правопорядка на 2021 год. http://www.kremlin.ru/events/president/news/65165.

системе исполнительной власти Российской Федерации и безопасности государства в целом, способствующую снижению доверия граждан к государственной власти. О том, что от коррупционных проявлений страдают сферы жизнедеятельности общества и государства, свидетельствуют и статистические данные.

Так по данном Генпрокуратуры России в январе-феврале 2021 года показатель масштабов коррупционных преступлений вырос на 11,8 % — с 6,3 тыс. преступлений до 7,1 тысячи, а ущерб от коррупции в 2020 году превысил 63 млрд рублей1.

Зарождение дефиниции «коррупция» связано с появлением государства и развитием системы управления им. Для осознания данного феномена необходимо более детальное изучение эволюции коррупции, сущность которого согласно В.М. Бурмакина «начинала формироваться в античной философии и способна пролить свет на обстоятельства, ведущие к ее росту и укреплению»2.

Так, Аристотель охарактеризовал данное явление следующей фразой: «Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль. Источником коррупции выступает соблазн, питаемый корыстолюбием и алчностью тех, кто занимает какую-либо государственную должность, а особенно подвержены подкупу люди, занимающие долговременные должности»3.

Аристотель в своей работе «Политика» выделял коррупцию как «важнейший фактор, способный привести государство если не к гибели, то к вырождению. Примером такого перерождения является превращение монархии в тиранию, а жизнеспособность государственного устройства он олицетворял с достижением общего блага, а не на достижения корыстных интересов отдельных лиц». Аристотель подчеркивал, что чиновники «бывают, доступны подкупу и часто приносят в жертву государственные дела ради угождения. Поэтому было бы лучше, если бы они не были освобождены от всякого контроля»4. По мнению древнегреческого философа, проведение данного контроля должно осуществляться «средним классом», который составляли граждане. В античный период коррупция рассматривалась как категория политическая, и только позднее она приобретет правовой характер.

В целях дальнейшего генезиса нормативно-правового регулирования противодействия коррупции представляется целесообразным рассмотреть этимологию

данного понятия и подвергнуть анализу его нормативное закрепление. В толковых словарях коррупция олицетворяется «с подкупом, продажностью должностных лиц, политических деятелей»5; «моральным разложением должностных лиц и политиков, выражающимся в незаконном обогащении, взяточничестве»6; «сращиванием государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а так же продажностью и подкупом политических и общественных

" 7

деятелей, государственных чиновников»'.

Закрепление на законодательном уровне определения коррупции содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»8, где оно трактуется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды этому лицу другими физическими лицами; совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица».

Несмотря на сложность для восприятия данного толкования, следует согласиться с В.Д. Коваль, считающей, что «без данной дефиниции в действующем законодательстве достаточно сложно было бы реали-зовывать административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы»9.

Ряд отечественных исследователей, изучавших коррупцию как социально-юридическое явление, считают основной причиной ее возникновения в России несовершенство законодательства или просто отсутствие необходимых антикоррупционных законов10.

Как представляется, авторами не в полной мере учитывается уже созданная правовая база противодей-

1 https://news.mail.m/society/45747154/?frommail=1&exp_id=901.

2 См.: Бурмакин В.М. Проблема формирования антикоррупционных мер в философской ретроспективе (Платон и Аристотель) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 3. С. 19-20.

3 См.: Аристотель Политика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / пер. с древегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль,1984. Т. 4. С. 454.

4 Там же. С. 432.

5 Толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков — М.: «Аделант», 2013. С. 247.

6 Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «А ТЕМП», 2006. С. 298.

7 См.: Борисов А.Б. Большой юридический словарь. — М.: Книжный мир, 2010. С. 317.

8 Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228. Далее — Федеральный закон № 273-ФЗ.

9 См.: Коваль В.Д. Понятие коррупции в российском законодательстве и его влияние на функционирование таможенной системы // Административное право и процесс. 2018. № 8. С. 62 — 65.

10 См.: Шекультиров Б. И. Коррупция в России: право, власть и нравственность // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. Вып. № 4.

ствия коррупции, где в качестве основополагающего акта в данной сфере выступает Федеральный закон № 273-Ф3.

М.М. Поляков связывает «эффективную систему противодействия коррупции с четкой сбалансированной системой антикоррупционного законодательства и антикоррупционных подзаконных нормативных правовых актов. При этом нам импонирует точка зрения Д.Н. Нечевина, о том, что организация реальной антикоррупционной деятельности должна включать реальное (действенное) антикоррупционное законодательство1. Автор отмечает, что система антикоррупционных правовых актов включает в себя обширный перечень федеральных законов, законов субъектов РФ, а также подзаконных нормативных правовых актов»2.

В целях более четкого представления о видах и природе антикоррупционных норм, выявления их специфики, установления причин и условий, способствующих совершению коррупционных проявлений, представляется рациональным использовать устоявшуюся в науке теории права классификацию нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы. В этой связи нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции могут быть классифицированы на две группы: законы и подзаконные акты. Которые в свою очередь также можно подразделить на федеральные законодательные акты и законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Кроме федерального и регионального законодательства о борьбе с коррупцией, в настоящее время в Российской Федерации также действует значительное количество подзаконных нормативных правовых актов, которые также могут быть подразделены на акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты министерств и ведомств.

На основании вышеизложенного, представляется целесообразным коротко рассмотреть каждую классификационную группу.

Так первая классификационная группа на уровне федерального законодательства представлена следующими антикоррупционными федеральными законами: от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»3; от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»; от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и

1 См.: Нечевин Д. К. Проблемы противодействия коррупции // Публичное и частное право. 2015. Вып. I (XXV). С. 200.

2 См.: Поляков М.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в государственном управлении // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9 (82). С. 110.

3 Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

проектов нормативных правовых актов»4; от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»5; от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»6; от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7; от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»8 и др.

На основе федерального законодательства субъектами Российской Федерации принимаются и в дальнейшем реализуются на практике специализированные законы, регламентирующие отдельные вопросы борьбы с коррупцией на уровне конкретного региона. Например, Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 64 «О мерах по противодействию коррупции в городе Москве»9, Закон Московской области от 10 апреля 2009 г. № 31/2009-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Московской области»10 Закон Республики Башкортостан от 13 июля 2009 г. № 145-з «О противодействии коррупции в Республике Башкортостан»11 и др. Их структура сходна со структурой Федерального закона № 273-ФЗ. В законах закреплены основополагающие дефиниции, принципы, задачи и основные направления деятельности в области борьбы с коррупцией. Однако имеются и существенные различия, связанные с антикоррупционным образованием и пропагандой.

Как уже отмечалось, центральное место в указанном перечне занимает Федеральный закон № 273-ФЗ, являющийся основным в системе законодательных мер противодействия коррупции. Он определяет понятийный аппарат в данной сфере, закрепляет меры профилактической направленности и создает правовую основу координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов

4 Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.

5 Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 04.12.2012.

6 Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 08.05.2013.

7 Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 01.12.2011.

8 Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

9 Официальный сайт Правительства Москвы http://www.mos.ru, 26.12.2014.

10 Ежедневные Новости. Подмосковье. 2009. № 76, 22 апреля.

11 Республика Башкортостан. 2009. № 137 (26872), 17 июля.

Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и муниципальных образований по борьбе с коррупционными проявлениями и формированию координирующего органа по противодействию коррупции1.

Отдельную группу законодательных актов представляют нормативные правовые акты, предусматривающие ответственность государственных служащих за совершение коррупционных проступков: Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Гражданский кодекс Российской Федерации.

Вторая классификационная группа антикоррупционных нормативных правовых актов, представлена большим количеством подзаконных актов.

На уровне указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, происходит конкретизация законодательства, определяются приоритетные направления деятельности органов исполнительной власти в сфере противодействия коррупции2, формирования основ антикоррупционного поведения и положительного имиджа сотрудника правоохранительного органа, обладающего высокими морально-деловыми качествами и необходимыми должностными компетенциями3, детализируются вопросы запретов и ограничений при прохождении государственной службы4, определяются перечни долж-

1 См. Пояснительную записку к проекту Федерального закона «О противодействии коррупции» // СПС КонсультантПлюс.

2 Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2018.

3 Указы Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации», от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», от 25 февраля 2011 г. № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции».

4 Указы Президента РФ, от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», от 10 октября 2015 г. № 506 «Об утверждении Положения о порядке принятия лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной службы, почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций», от 22 декабря 2015 г. № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

ностных лиц, на которых они распространяются5, а также особенности применения ответственности за совершение коррупционных проступков6 и многое другое.

Одним из наиболее значимых подзаконных актов является Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы, который на основе мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера предусматривает комплекс приоритетных мероприятий, стоящих перед органами государственной власти по противодействию коррупции на планируемый период.

Именно Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и национальные планы противодействия коррупции легли в основу выработки органами внутренних дел Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы7 и целой системы ведомственных правовых актов, определяющих комплекс профилактических мер противодействия коррупционным проявлениям. Приказами МВД России регламентируются следующие вопросы: уведомления в системе МВД России о фактах склонения сотрудников и служащих к совершению коррупционных правонарушений и возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей8; о формировании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов различных управленческих уровней системы

5 Указы Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», от 8 марта 2015 г. № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции».

6 Постановление Правительства РФ от 5 марта 2018 г. № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.03.2018.

7 План МВД России по противодействию коррупции на 2018 — 2020 годы, утвержден Министром внутренних дел России 30 августа 2018 г. № 1/10044 // СПС КонсультантПлюс.

8 Приказы МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений», от 30 июля 2015 г. № 797 «Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, к совершению коррупционных правонарушений» и от 3 мая 2017 г. № 258 «Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

ОВД1; правовой экспертизы нормативных правовых актов МВД России2; о декларировании сведений о своих доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также уведомлении об ином заработке3; о формировании перечней должностей в системе МВД

1 Приказы МВД России от 31 июля 2012 г. № 746 «О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в органах внутренних дел Российской Федерации», от 31 июля 2015 г. № 804 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа МВД России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МВД России и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов», от 10 мая 2016 г. № 231 «О комиссиях организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов» и от 27 июля 2016 г. № 341 «Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов».

2 Приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России».

3 Приказы МВД России от 26 июня 2013 г. № 472 «Об утверждении По-

ложения об осуществлении в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и работниками, замещающими указанные должности», от 7 ноября 2013 г. № 892 «Об утверждении Перечня должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»», от 15 декабря 2014 г. № 1110 «Об организации учета уведомлений об иной оплачиваемой работе», от 27 июня 2015 г. № 723 «О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей, установленных для федеральных государственных гражданских служащих», от 5 апреля 2016 г. № 158 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, и работниками, замещающими эти должности», и от 7 ноября 2016 г. № 709 «Об утверждении Порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей»от 14 декабря 2016 г. № 838 «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России».

России, на которых, распространяются обязанности по декларированию доходов и расходов и запреты, связанные с наличием счетов за рубежом4.

Подводя итог, следует отметить, что коррупция как социально-правовое явление многогранно в своих проявлениях и формируется в различных сферах общественного бытия — управлении государством, в его политической и экономической составляющих, но в основе ее возникновения лежат низменные интересы субъектов на обогащение (получение личной выгоды), наносящие колоссальный разрушительный ущерб государству, обществу и личности.

Следует отметить, что в России сформировано необходимое правовое обеспечение антикоррупционной деятельности, которое постоянно совершенствуется, дополняется и изменяется, обеспечивая дальнейшее развитие правоприменительной практики органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интер-

4 Приказы МВД России от 16 декабря 2016 г. № 848 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и от 3 июня 2015 г. № 658 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, замещение которых влечет за собой запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

нет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 01.12.2011.

4. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 30.06.2018.

5. Аристотель Политика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / пер. с древегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль,1984. Т. 4. С. 376-644.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Борисов А.Б.Большой юридический словарь. — М.: Книжный мир, 2010. 848 с.

7. Бурмакин В.М. Проблема формирования антикоррупционных мер в философской ретроспективе (Платон и Аристотель) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 3. С. 18-24.

8. Коваль В.Д. Понятие коррупции в российском законодательстве и его влияние на функционирование таможенной системы // Административное право и процесс. 2018. № 8. С. 62-65.

9. Нечевин Д. К.Проблемы противодействия коррупции // Публичное и частное право. 2015. Вып. I (XXV). С. 200-211.

10. Поляков М.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в государственном управлении // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9 (82). С. 109-115.

11. Шекультиров Б. И.Коррупция в России: право, власть и нравственность // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. Вып. № 4.

Bibliographic list

1. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Combating Corruption" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2008. No. 52 (part 1). Art. 6228.

2. Federal Law of July 27, 2004 No. 79-FZ "On the State Civil Service of the Russian Federation" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2004. No. 31. Art. 3215.

3. Federal Law of November 30, 2011 No. 342-FZ "On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Official Internet Portal of Legal Information http:// www.pravo.gov .ru, 01.12.2011.

4. Decree of the President of the Russian Federation of June 29, 2018 No. 378 "On the National AntiCorruption Plan for 2018-2020" // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov. ru, 06/30/2018.

5. Aristotle Politics // Aristotle. Works: in 4 volumes / per. with woodwork; total ed. A.I. Dovatura. — M .: Thought, 1984. T. 4.S. 376-644.

6. Borisov AB Big law dictionary. — M .: Knizhnyi mir, 2010.848 p.

7. Burmakin V.M. The problem of the formation of anti-corruption measures in a philosophical retrospective (Plato and Aristotle) // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences. 2019.No. 3.P. 18-24.

8. Koval V. D. The concept of corruption in Russian legislation and its impact on the functioning of the customs system // Administrative law and process. 2018. №. 8.P. 62-65.

9. Nechevin DK Problems of combating corruption // Public and private law. 2015. Issue. I (XXV). P. 200-211.

10. Polyakov M.M. Administrative and legal regulation of combating corruption in public administration // Actual problems of Russian law. 2017. No. 9 (82). P. 109-115.

11. Shekultirov BI Corruption in Russia: law, power and morality // Bulletin of the Adyghe State University. Series 1: Regional studies: philosophy, history, sociology, jurisprudence, political science, cultural studies. 2011. Issue. No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.