Научная статья на тему 'Противодействие коррупции в органах полиции Российской Федерации и Федеративной Республики Германия'

Противодействие коррупции в органах полиции Российской Федерации и Федеративной Республики Германия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1093
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / САНКЦИИ К СОТРУДНИКУ ПОЛИЦИИ / ПОЛИЦИЯ / РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / ANTI-CORRUPTION / INTERNAL AFFAIRS BODIES / SANCTIONS APPLIED TO A POLICE OFFICER / POLICE / RUSSIA / GERMANY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Печегин Денис Андреевич, Прохорова Евгения Николаевна

Полиция как правоохранительный орган государства предназначена для выполнения множества задач в целях поддержания правопорядка в обществе, обеспечения безопасности государства, его граждан. С учетом такой роли органов полиции в правовой доктрине различных стран (Германии, Франции, Англии и др.) возникли отдельные направления и школы по изучению данного института. Полиция также является одним из субъектов борьбы с коррупцией. Тем не менее это вовсе не означает, что в рядах полиции не могут существовать правонарушения коррупционного характера. Несмотря на общий рост доверия к органам полиции и их сотрудникам, зафиксированный ВЦИОМ в последние несколько лет в Российской Федерации, сегодня усилия по борьбе с коррупцией необходимо предпринимать и в полицейских ведомствах. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы во многом лишены возможности эффективно и качественно выполнять возложенные на них задачи, что несет реальную угрозу государству, обществу, личности. Таким образом, задача совершенствования комплекса мер по противодействию коррупции в органах полиции приобретает повышенную актуальность. Представлен сравнительно-правовой анализ противодействия коррупции в органах полиции России и Германии в современных условиях. При этом определяются меры воздействия, а также формы взаимодействия органов внутренних дел в борьбе с указанным негативным социальным явлением. Сфомулирован вывод, что эффективной борьбе с коррупцией в рядах полиции способствует не только система принятых в государстве законодательных санкций, но и качественная реализация социальной политики государства в отношении государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION IN POLICE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

The police as a law enforcement body of a specific state was created to perform a variety of tasks in order to maintain the law and order in society, to ensure the security of the state, its citizens. In accordance with the role of the police in the legal doctrine of different countries (Germany, France, England, etc.), in due time, there were even separate schools to study this institution. The police are also one of the subjects of anti-corruption. Nevertheless, this does not mean that corruption cannot exist in the ranks of the police. Despite the general increase in confidence in the police and their employees, noted by the All-Russia centre of studying of public opinion over the last few years in the Russian Federation, today the efforts to combat corruption need to be undertaken not only outside, but also within the police departments themselves. It is obvious that corrupt law enforcement bodies are not able to perform effectively and qualitatively their tasks, and this fast poses a real threat to the state, society and the individual. Thus, the task of improving the complex of anti-corruption measures in the police bodies is becoming more urgent. The article presents a comparative legal analysis of anti-corruption in the police bodies of Russia and Germany in modern conditions. The measures of influence are defined, as well as the forms of interaction of law enforcement agencies in the fight against this negative social phenomenon. The authors come to conclusion that the effective system of anti-corruption in police facilitates not only by the system of legislative sanctions adopted in the state, but also by the qualitative implementation of the state’s social policy with regard to civil servants.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в органах полиции Российской Федерации и Федеративной Республики Германия»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ

ПЕЧЕГИН Денис Андреевич, старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: [email protected]

ПРОХОРОВА Евгения Николаевна, преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук

236006, Россия, г. Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30

E-mail: [email protected]

Полиция как правоохранительный орган государства предназначена для выполнения множества задач в целях поддержания правопорядка в обществе, обеспечения безопасности государства, его граждан. С учетом такой роли органов полиции в правовой доктрине различных стран (Германии, Франции, Англии и др.) возникли отдельные направления и школы по изучению данного института.

Полиция также является одним из субъектов борьбы с коррупцией. Тем не менее это вовсе не означает, что в рядах полиции не могут существовать правонарушения коррупционного характера. Несмотря на общий рост доверия к органам полиции и их сотрудникам, зафиксированный ВЦИОМ в последние несколько лет в Российской Федерации, сегодня усилия по борьбе с коррупцией необходимо предпринимать и в полицейских ведомствах. Очевидно, что коррумпированные правоохранительные органы во многом лишены возможности эффективно и качественно выполнять возложенные на них задачи, что несет реальную угрозу государству, обществу, личности. Таким образом, задача совершенствования комплекса мер по противодействию коррупции в органах полиции приобретает повышенную актуальность.

Представлен сравнительно-правовой анализ противодействия коррупции в органах полиции России и Германии в современных условиях. При этом определяются меры воздействия, а также формы взаимодействия органов внутренних дел в борьбе с указанным негативным социальным явлением.

Сфомулирован вывод, что эффективной борьбе с коррупцией в рядах полиции способствует не только система принятых в государстве законодательных санкций, но и качественная реализация социальной политики государства в отношении государственных служащих.

Ключевые слова: противодействие коррупции, органы внутренних дел, санкции к сотруднику полиции, полиция, Россия, Германия.

ANTI-CORRUPTION IN POLICE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

D. A. PECHEGIN, senior research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: [email protected]

E. N. PROKHOROVA, lecturer at the Department of general legal disciplines of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences

30, General Galitsky st., Kaliningrad, Russia, 236006

E-mail: [email protected]

The police as a law enforcement body of a specific state was created to perform a variety of tasks in order to maintain the law and order in society, to ensure the security of the state, its citizens. In accordance with the role of the police in the legal doctrine of different countries (Germany, France, England, etc.), in due time, there were even separate schools to study this institution.

The police are also one of the subjects of anti-corruption. Nevertheless, this does not mean that corruption cannot exist in the ranks of the police. Despite the general increase in confidence in the police and their employees, noted by the All-Russia centre of studying of public opinion over the last few years in the Russian Federation, today the efforts to combat corruption need to be undertaken not only outside, but also within the police departments themselves. It is obvious that corrupt law enforcement bodies are not able to perform effectively and qualitatively their tasks, and this fast poses a real threat to the state, society and the individual. Thus, the task of improving the complex of anti-corruption measures in the police bodies is becoming more urgent.

The article presents a comparative legal analysis of anti-corruption in the police bodies of Russia and Germany in modern conditions. The measures of influence are defined, as well as the forms of interaction of law enforcement agencies in the fight against this negative social phenomenon. The authors come to conclusion that the effective system of anti-corruption in police facilitates not only by the system of legislative sanctions adopted in the state, but also by the qualitative implementation of the state's social policy with regard to civil servants.

Keywords: anti-corruption, internal affairs bodies, sanctions applied to a police officer, police, Russia, Germany.

DOI: 10.12737/article_59bbac20f34436.89538538

Не вызывает сомнения тот факт, что коррупция в органах внутренних дел характеризуется повышенной общественной опасностью и посягает не только на интересы государственной службы, но и на безопасность страны, ее граждан. Полиция является одним из субъектов борьбы с коррупцией, на которую законодательством возложено обеспечение безопасности и интересов государства. Тем не менее это вовсе не означает, что в рядах полиции не могут существовать коррупционеры. Осознание этого факта приводит к тому, что усилия по борьбе с коррупцией необходимо предпринимать и в самих полицейских ведомствах. Таким образом, задача совершенствования комплекса мер по противодействию коррупции в органах полиции приобретает повышенную актуальность.

Основу сдерживания коррупции в органах полиции ФРГ на федеральном уровне в настоящее время составляют три акта1:

Закон о борьбе с коррупцией (Gesetz zur Bekämpfung der Korruption) от 20 ноября 2015 г.2;

Закон об ограничении деятельности служащих по совместительству (Zweites Nebentätigkeitsbegrenzungs-gesetz)3 от 9 сентября 1997 г.;

Директива о предупреждении коррупции в федеральной администрации (Richtlinie zur Korruptionsprävention in der Bundesverwaltung)4 от 30 июля 2004 г., к которой в

1 О глобальной и европейской подсистемах правовых стандартов противодействия коррупции см. подробнее: Волков В. Ф. Коррупция и ее особенности в институтах таможенного администрирования / под общ. ред. В. В. Макрусева. СПб., 2015. С. 49—50.

2 URL: http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk= Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl115s2025. pdf (дата обращения: 30.06.2017).

3 URL: http://www.bgbl.de/xaver/bgbl/start.xav?startbk= Bundesanzeiger_BGBl&jumpTo=bgbl197s2294. pdf (дата обращения: 30.06.2017).

4 URL: http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/DE/ Themen/OED_Verwaltung/Korraption_Sponsormg/RichÜinie_

zur_Korruptionspraevention_in_der_Bundesverwaltung.pdf?__

blob=publicationFile (дата обращения: 30.06.2017). Министерство внутренних дел ФРГ регулярно выкладывает на своем сайте и распространяет среди правоохранительных органов Германии специальные сборники (Texts on corruption prevention), касающиеся тех или иных вопросов противодействия коррупции. См. также: URL: http://www. bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/EN/Broschueren/Texte

качестве приложений также представлены Кодекс действий против коррупции и Методические указания5.

Особое место в системе актов по противодействию коррупции в ФРГ занимают Концепции предупреждения и борьбы с коррупцией (Präventions- und Bekämpfungskonzept Korruption), которые принимаются по итогам конференций министров внутренних дел и представителей законодательных органов земель. Так, Концепции 19956 и 20027 гг. раскрывали направления деятельности органов власти земель по противодействию коррупции и служили основой для принятия на уровне земель различных нормативных актов антикоррупционной направленности.

Примером такого рода актов земель ФРГ могут служить Директива о предупреждении и пресечении кор -рупции в сфере государственного управления Нижней Саксонии (Richtlinie zur Korruptionsprävention und Korruptionsbekämpfung in der Landesverwaltung)8 от 1 апреля 2014 г.; Административный регламент по предотвращению и борьбе с коррупцией в ходе осуществления функций государственного управления Свободного ганзейского города Бремена (Verwaltungsvorschrift zur Vermeidung und Bekämpfung der Korruption in der öffentlichen Verwaltung der Freien Hansestadt Bremen Land und Stadtgemeinde)9 от 26 февраля 2013 г. и др.

zur_Korruptionspraevention_en.pdf?__blob=publicationFile (да-

та обращения: 30.06.2017).

5 «Главной особенностью Директивы является то, что она может применяться не только к федеральным органам государственной власти, но и к юридическим лицам публичного или частного права. В Директиве делается акцент на проведение в органах государственной власти анализа рисков особо подверженных коррупции сфер деятельности» (Поляков М. М. Европейский опыт борьбы с коррупцией органами исполнительной власти и прокуратуры // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2. С. 162).

6 URL: https://www.transparency.de/fileadmin/pdfs/Themen/ Verwaltung/IMK-Konzept_1996. pdf (дата обращения: 30.06.2017).

7 URL: http://www.antikorruption.brandenburg.de/media_ fast/4055/4.%20Umsetzungsbericht. pdf (дата обращения: 30.06.2017).

8 URL: http://www.nds-voris.de/jportal/?quelle=jlink&qu ery=VVND-204800-LReg-20140401-SF&psml=bsvorisprod. psml&max=true (дата обращения: 30.06.2017).

9 URL: http://www.zaks.bremen.de/handlungshilfen/ rechtsgrundlagen-1613 (дата обращения: 30.06.2017).

На противодействие коррупции в Германии нацелен и ряд подзаконных актов. Например, Министерством внутренних дел ФРГ издаются Правила неподкупности (Rules on Integrity)10. В Баварии также действует Руководство по противодействию коррупции для руководителей (Leitfaden gegen Korruption für Führungskräfte)11, обязывающее последних ответственно подходить к исполнению своих полномочий, личным примером показывать необходимость соблюдения этических правил, направлять сотрудников на курсы повышения квалификации по теме профилактики коррупции и др.

В Российской Федерации также имеется ряд антикоррупционных законов и подзаконных актов, например Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Указанный Закон следует рассматривать как основной законодательный акт в системе мер противодействия коррупции, поскольку он закрепляет основные понятия, цели и задачи такой деятельности. В нашей стране также действует Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга). Кроме того, Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы» (далее — План) определены руководящие направления в анализируемой сфере. Главная цель Плана заключается в координации действий по исполнению мероприятий и мер противодействия коррупции в России в форме внедрения во все ведомства локальных антикоррупционных планов. В рамках реализации Указа Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» для интеграции деятельности органов исполнительной власти, государственных органов и органов местного самоуправления создаются комиссии по координации работы в области противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Также в соответствии с Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—

10 URL: http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/EN/

Broschueren/2014/rules-on-integrity.pdf?__blob=publicationFile

(дата обращения: 30.06.2017).

11 URL: https://www.innenministerium.bayern.de/assets/stmi/

min/korruptionspraevention/korrur_leitfaden-fuehrungskraefte.

pdf (дата обращения: 30.06.2017).

2011 годы» в целях искоренения причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, предполагается осуществление ряда мер, а именно:

формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Стоит отметить и наличие специального ведомственного плана, обеспечивающего повышение эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов, обеспечение соблюдения ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением должностных обязанностей, а также привлечения к ответственности за их нарушение (распоряжение МВД России от 13 мая 2016 г. № 1/4463 «Об утверждении Плана МВД России по противодействию коррупции на 2016-2017 годы»). К слову, в Германии аналогичного рода планы на федеральном уровне не принимаются, за исключением некоторых указанных выше актов (Правила неподкупности и др.). Немецкая система сдерживания коррупции в органах полиции построена несколько иначе, а именно на основе Правил неподкупности, Директивы о предупреждении коррупции в федеральной администрации, Концепции предупреждения и борьбы с коррупцией, и во исполнение действующего законодательства каждое министерство внутренних дел конкретной земли утверждает порядок противодействия коррупции на соответствующей территории. Так, в Германии действует Директива о предупреждении и борьбе с коррупцией в государственном управлении земли Шлезвиг-Гольштейн (Richtlinie "Korruptionsprävention und Korruptionsbekämpfung in der Landesverwaltung Schleswig-Holstein")12 от 30 ноября 2012 г. Аналогичные директивы приняты и в других землях Германии, например Бранденбурге, Свободном Государстве Саксонии и проч.

С организационно-правовой точки зрения вышеуказанный перечень нормативных актов в ФРГ и Российской Федерации одинаково призван комплексно решать сложную проблему. Однако главное, на наш взгляд, заключается не в объеме или структуре регу-

12 URL: http://www.gesetze-rechtsprechung.sh.juris.de/jportal/ ?quelle=jlink&query=VVSH-4532.3-IM-20121130-SF&psml=bss hoprod.psml&max=true (дата обращения: 21.07.2017). Данный акт будет действовать до 31 декабря 2017 г.

лирования, а в том, чтобы неукоснительное соблюдение всех установлений приводило к положительному результату.

В деле борьбы с коррупцией в правоохранительных органах Германии большую роль играют сообщения о преступлениях (осведомительство)13, в том числе и со стороны сотрудников полицейских ведомств. Государственный служащий Германии обязан немедленно сообщать о случаях подкупа, имевшего место при исполнении должностных обязанностей. Причем сотрудники правоохранительных органов Германии также должны будут донести до сведения начальства ставшие им известными факты совершения коррупционных преступлений другими служащими14.

«Обязанность государственного служащего сообщать о правонарушениях в Германии выводится из конституционных норм и обязанностей верности интересам государства, дачи разъяснений и предоставления поддержки, т. е. возникает из самой природы сложившихся отношений государственной службы, предполагающих в основе безупречность поведения государственного служащего»15. Нарушение данной обязанности будет считаться дисциплинарным проступком по смыслу ч. 1 ст. 77 Закона о статусе государственных служащих ФРГ (Bundesbeamtengesetz)16.

В Российской Федерации любой гражданин может сообщить о факте совершаемого или готовящегося коррупционного проявления путем подачи об-

13 Например, Служба уголовной полиции Северной Саксонии предоставляет возможность любому сообщить о фактах коррупции посредством заполнения специальной формы на своем сайте, причем анонимно. Заявитель будет иметь возможность получить ответ на свое обращение, указав адрес анонимного ящика. При этом свои персональные данные предоставлять не нужно. Подробнее см.: Хлонова Н. В. Сообщения о коррупционных правонарушениях как способ противодействия коррупции в системе государственной службы // Правовые инновации в сфере противодействия коррупции. Материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (г. Москва, 30—31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Ан-дриченко, А. М. Цирин. М., 2012. С. 433.

14 См.: Handbuch der Korruptionsprävention für Wirtschaftsunternehmen und öffentliche Verwaltung. Münich, 2007. S. 323.

15 Хлонова Н. В. Сообщения о коррупционных правонарушениях как способ противодействия коррупции в системе государственной службы. С. 429. Государственные служащие Германии обязаны исполнять возложенные на них задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества. См. об этом: Новикова О. С. Сравнительный анализ законодательной базы по минимизации коррупции в Германии и России // Безопасность бизнеса. 2010. № 2. С. 22.

16 URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bbg_2009/__77.

html (дата обращения: 30.06.2017).

ращения на официальном сайте Министерства внутренних дел РФ, либо позвонив в территориальный орган. Причем в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией. Иными словами, и в Российской Федерации анонимные сообщения служат основанием для проведения соответствующей проверки.

Следует отметить, что нравственный долг сотрудника органов внутренних дел РФ также предписывает безотлагательно докладывать непосредственному начальнику обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. При выявлении факта неисполнения такого долга со стороны конкретного сотрудника может быть поставлен вопрос о его профессиональном соответствии занимаемой должности.

Немецкое законодательство предусматривает и иные виды дисциплинарных проступков коррупционной направленности. К ним можно отнести: несоблюдение интересов других лиц (Treuepflicht)17, нарушение обязанности давать разъяснения (Beratungspflicht)18, совмещение государственной службы с иной деятельностью без разрешения, несообщение о роде и виде деятельности после выхода на пенсию, нарушение правил о неразглашении сведений, ставших известными при исполнении своих обязанностей19. Дисциплинарные санкции в отношении государственных служащих, в том числе находящихся в отставке, будут применяться по законодательству ФРГ и при нарушении запрета на получение подарков и возна-граждений20.

Дисциплинарные санкции предусмотрены в ст. 5, 11, 12 Дисциплинарного закона ФРГ (Bundesdiszipli-

17 Ст. 33 Основного закона ФРГ и ряд иных положений немецкого законодательства (например, ст. 52 Гражданского кодекса ФРГ) предполагают, по мнению ученых, существование общих обязанностей государственного служащего. См. об этом: SchultzM. Amtswalterunterlassen. Berlin, 1984. S. 45.

18 См.: Spieß W. Das neue Statusrecht der Beamtinnen und Beamten der Länder und Kommunen. Regensburg, 2008. S. 74—75.

19 См.: Handbuch der Korruptionsprävention für Wirtschaftsunternehmen und öffentliche Verwaltung. S. 330.

20 См. ст. 77 Закона о государственной службе ФРГ

nargesetz)21 и могут применяться к государственным служащим Германии в виде замечания, штрафа, сокращения заработной платы, понижения в должности, увольнения. Для пенсионеров государственной службы предусмотрены дисциплинарные санкции в форме сокращения размера пенсии или полного прекращения пенсионных выплат.

За аналогичные проступки сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации может быть уволен в связи с утратой доверия. Так, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» содержит положения о том, в каких случаях сотрудник будет уволен в связи с утратой доверия, например при хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках.

Вид санкций, применяемых по отношению к сотруднику полиции, зависит от степени тяжести совершенного правонарушения. В связи с этим в Российской Федерации могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел.

При этом весьма интересно, что в Германии не существует законодательного определения того, что следует понимать под термином «коррупция». Между тем в соответствии с рекомендациями Федеральной службы уголовной полиции ФРГ признаками кор -рупции являются: злоупотребление должностью на государственной службе, деятельностью в экономике или политике; в пользу другого лица; по инициативе этого лица или по собственной воле; в целях получения преимуществ; связанное с наступлением или ожиданием наступления вреда и другого ущерба22.

«В соответствии с этими признаками под понятие коррупции в узком уголовно-правовом смысле подпадают все составы из раздела "Должностные преступления". При этом разделяются составы дачи (§ 332 StGB) и получения взятки (§ 334 StGB), связанные с нарушением должностных обязанностей, и аналогичные действия за выполнение служебных обязанностей (§ 331, 333 StGB). Кроме того, прямо указывается на возможность получения взятки в пользу третьего лица. Отдельным составом преступления является неисполнение служебного акта (§ 336 StGB)»23.

21 URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bdg/ (дата обращения: 30.06.2017).

22 См.: Handbuch der Korruptionsprävention für Wirtschaftsunternehmen und öffentliche Verwaltung. S. 3.

23 Хлонова Н. В. Коррупция в системах государственной

службы России и Германии и ее предупреждение: дис. ...

канд. юрид. наук. Владивосток, 2011. С. 36. Согласно решению

Верховного суда Кёльна от 5 сентября 2000 г. Az. Ss 278/00-

«В системе наказаний уголовного закона ФРГ за коррупционные деликты предусмотрены следующие виды санкций: штраф, лишение свободы, лишение права занимать определенную должность... а также такая эффективная мера правового принуждения, как конфискация имущества, добытого преступным путем, в пользу государства»24.

В законодательстве Российской Федерации, напротив, термин «коррупция» определен. Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается: «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Отметим, что это определение во многом совпадает с трактовкой коррупции Федеральной службы уголовной полиции ФРГ. К уголовно-правовым средствам противодействия коррупции в правоохранительной сфере в России относятся ст. 285, 2851, 287, 289, 290, 291, 2911, 2912, 292 УК РФ, предусматривающие такие санкции, как штраф, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенным видом деятельности, лишение свободы. Также в отечественном законодательстве предусмотрена конфискация имущества как мера уголовно-правового характера в отношении конкретно определенного перечня преступлений. При этом если невозможно изъять имущество, полученное в результате преступной деятельности, допускается конфискация денежной суммы.

Согласно статистическим данным в 2008 г. в Германии было зарегистрировано 3020 подозреваемых в совершении преступлений коррупционной направленности. При этом доля сотрудников полиции, уличенных в совершении коррупционных преступлений, составила 4,1% от общего числа взяткополучателей25.

В 2014 г. Федеральная полиция ФРГ инициировала два дисциплинарных производства в отношении двух офицеров полиции, которые пытались бесплатно пройти на футбольный матч с использованием своих служебных удостоверений, производя общее впе-

155 для квалификации действий лица по ст. 332 УК ФРГ оно должно находиться при исполнении своих должностных обязанностей. URL: http://openjur.de/u/156169.html (дата обращения: 30.06.2017).

24 Муравьев Ю. А. Понятие коррупции в уголовном законодательстве ФРГ // Вестник МГЛУ 2012. Вып. 23. С. 100.

25 Там же. С. 80.

чатление, что они готовы брать взятки. Данным сотрудникам полиции был назначен штраф в 50-кратном размере от суммы оказанной услуги.

27 января 2017 г. в немецкой прессе26 появилась информация о коррупционной деятельности одного из сотрудников Службы уголовной полиции земли Мек-ленбург-Передняя Померания (г. Шверин), которому было назначено наказание в виде трех лет лишения свободы. При этом обстоятельства дела были выяснены случайным образом. Бизнес-консультант одной из компаний покупала информацию о клиентах, конкурентах и сотрудниках различных крупных фирм. Служащий уголовной полиции земли Мекленбург-Передняя Померания помогал ей в поиске указанной информации с использованием своего служебного положения за вознаграждение, получив от нее в общей сложности с 2008 по 2015 гг. около 270 тыс. евро. Деятельность данного сотрудника была раскрыта коллегой по работе, поскольку он не знал английского языка и обращался к нему за помощью в переводе запросов по таким фирмам для спецслужб США. При этом файлы, содержащие необходимую бизнес-консультанту информацию, хранились на его рабочем компьютере.

На основании изложенного можно сделать вывод, что достаточно эффективная система предупреждения коррупционных правонарушений в органах полиции Германии строится на базе детального правового регулирования как на уровне федерации, так и на уровне земель и включает не только организационные, но и социальные меры.

По мнению министра внутренних дел РФ В. А. Ко-локольцева, в России «пик активности всяких финансовых, хозяйственных и прочих махинаторов» приходился на 2009 г.: «Тогда бюджет страны недосчитался триллиона рублей. Понятно, что больше такой

26 URL: http://www.spiegel.de/panorama/justiz/ korruptionsprozess-in-schwerin-haftstrafe-fuer-ex-lka-mann-a-1132047.html (дата обращения: 30.06.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

"роскоши" государство позволить себе не может»27. По мнению бывшего начальника ГУ МВД России по г. Москве А. И. Якунина, в 2014 г. средний размер взятки в Москве составлял «примерно 327 тыс. руб. Тогда как в среднем по России — "всего" 139 тыс.»28. Ежегодно сумма взятки возрастает, и это при том, что создан государственно-правовой механизм противодействия коррупции.

Анализ статистики позволяет проследить определенные тенденции. Всего в период с января по ноябрь 2016 г. в России выявлено 28 425 преступлений коррупционной направленности (-8,9%), из которых раскрыто 25 786 преступлений (-6,8%). «Сотрудниками органов внутренних дел в отчетном периоде выявлено более 20 тыс. преступлений коррупционной направленности, из них около 6 тыс. — совершенных в крупном или особо крупном размерах, либо причинивших крупный ущерб»29.

Таким образом, в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия действует целая система санкций, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в органах внутренних дел. Между тем представляется, что эффективная и качественная реализация социальной политики государства в отношении государственных служащих, а также единые для всех правила определения размера заработной платы чиновников одного звена (уровня) может в не меньшей степени способствовать противодействию коррупции в рядах полиции.

27 Фалеев М. Тебя посадят, а ты не воруй (Владимир Колокольцев поручил следователям уделить особое внимание хищениям при госзакупках) // Российская газета. 2015. 28 янв.

28 Фалеев М. «02» за двадцать секунд (В Москве стали меньше убивать, воровать и грабить) // Российская газета. 2015. 27 янв.

29 Состояние преступности: январь — ноябрь 2016 г. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/9116063/ (дата обращения: 22.01.2017).

Handbuch der Korruptionsprävention für Wirtschaftsunternehmen und öffentliche Verwaltung. Münich, 2007. Schultz M. Amtswalterunterlassen. Berlin, 1984.

Spieß W. Das neue Statusrecht der Beamtinnen und Beamten der Länder und Kommunen. Regensburg, 2008. Волков В. Ф. Коррупция и ее особенности в институтах таможенного администрирования / под общ. ред. В. В. Макрусева. СПб., 2015.

Муравьев Ю. А. Понятие коррупции в уголовном законодательстве ФРГ // Вестник МГЛУ. 2012. Вып. 23. Новикова О. С. Сравнительный анализ законодательной базы по минимизации коррупции в Германии и России // Безопасность бизнеса. 2010. № 2.

Поляков М. М. Европейский опыт борьбы с коррупцией органами исполнительной власти и прокуратуры // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2.

Состояние преступности: январь — ноябрь 2016 г. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/9116063/ (дата обращения: 22.01.2017).

Фалеев М. «02» за двадцать секунд (В Москве стали меньше убивать, воровать и грабить) // Российская газета. 2015. 27 янв.

Фалеев М. Тебя посадят, а ты не воруй (Владимир Колокольцев поручил следователям уделить особое внимание хищениям при госзакупках) // Российская газета. 2015. 28 янв.

Хлонова Н. В. Коррупция в системах государственной службы России и Германии и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2011.

Хлонова Н. В. Сообщения о коррупционных правонарушениях как способ противодействия коррупции в системе государственной службы // Правовые инновации в сфере противодействия коррупции. Материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (г. Москва, 30—31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Андриченко, А. М. Цирин. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.