СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-72-75 NIION: 2007-0083-2/23-258 MOSURED: 77/27-005-2023-02-458
Административно-правовые основы противодействия коррупции
в Российской Федерации
Владислав Игоревич Ковшевацкий1, Элеонора Викторовна Маркина2
1,2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия
1 kovshevatsky@yandex.ru
2 swin-90@mail.ru
Аннотация. Анализируется административно-правовое законодательство в сфере противодействия коррупции в Российской Федерации и меры по его усовершенствованию.
Ключевые слова: административное право, государственное управление, меры противодействия, коррупция, полиция, функции, полномочия, нормы права
Для цитирования: Ковшевацкий В. И., Маркина Э. В. Административно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 72-75. https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-2-72-75.
Original article
Administrative and legal bases of counteraction corruption in the Russian Federation
Vladislav I. Kovshevatsky1, Eleonora V. Markina2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'
1 kovshevatsky@yandex.ru
2 swin-90@mail.ru
Abstract. Analyzes administrative and legal legislation in the field of combating corruption in the Russian Federation and measures to improve it.
Keywords: administrative law, public administration, counteraction measures, corruption, police, functions, powers, norms of law
For citation: Kovshevatsky V. I., Markina E. V. Administrative and legal bases of counteraction corruption in the Russian Federation. Criminological journal. 2023. (2):72-75. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-72-75.
Основываясь на анализе коррупционного законодательства России стоит отметить, что меры по противодействию коррупции впервые как объект управления деятельностью системы государственной власти получили правовое
закрепление в 90-х г. XX в. после того, как Президентом России были изданы Указ от 4 апреля 1992 г. № 36141 и Указ от 8 апреля 1997 г. № 30542, которые в 1995 г. были положены в основу Федерального закона от 31 июня 1995 г. № 119 Ф3-43.
Основной закон по борьбе с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ [1], который закрепил основы государственной политики в области противодействия коррупции в Российской Федерации.
Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [2], принятый семнадцатого июля две тысячи девятого года, регулирует нормативные основы и направление деятельности
© Ковшевацкий В. И., Маркина Э. В., 2023 72 _ - Криминологический журнал
№ 2 / 2023
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES LAW SCIENCES
Ям
проведения экспертизы законодательных актов на наличие в них коррупционную составляющую. В действительности, это первый закон, который полностью регулирует проведение антикоррупционной экспертизы в нашей стране.
Фундаментальная основа современной антикоррупционной политики России заложена в Национальной стратегии противодействия коррупции. Цель политики по противодействию коррупции в России — это устранение факторов, ведущих к коррупции в обществе. Антикоррупционное законодательство является основным инструментом политики по противодействию коррупции и в последнее время бурно развитием и последовательно расширяется на все сферы общественных отношений.
Основополагающие принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов заключаются в том, что данная экспертиза обязательна и проходится во взаимодействии со всеми органами, уполномоченными ее проводить; оценка одного нормативного документа осуществляется во взаимосвязи с другими правовыми актами; экспертиза должна быть обоснованной, объективной и проверяемой; лица, проводящие проверку, должны быть компетентными.
Коррупционные факторы, которые проверяются при проведении экспертизы — это положения нормативных актов и их проектов, налагающие на правоприменителя неоправданно широкие и свободные полномочия деятельности или предлагают возможность одновременного использования исключений из правил в своих целях, в том числе требования, являющиеся неопределенными, сложными для выполнения и (или) затруднительные для понимания граждан и юридических лиц, которые помогают, создают и ре-ализовывают условия для совершения противоправных деяний коррупционной направленности. Следует отметить, что методология противодействия коррупции, утвержденная постановлением Правительства № 96 от 26 февраля 2010 г. [3], указывает исключительно на факторы, создающие коррупцию, при этом не раскрывая их сущность и основы в полном объеме, поэтому на практике необходима разработанная программа, обеспечивающая реализацию одного из принципов антикоррупционной экспертизы — принципа правомерности, беспристрастности и проверяемости итогов.
Следует признать, что на сегодняшний день принцип проверяемости итогов при проведении антикоррупционной экспертизы законодательных актов и их проектов имеет рекомендательный характер. В сложившейся условиях каждой государственной власти
(федеральная, региональная, муниципальная) приходится решать данную задачу по своему усмотрению, что не позволяет принципам правомерности, беспристрастности и проверяемости итогов реализоваться и воплощаться в действительности.
7 мая 2013 г. были приняты Федеральный закон № 79 ФЗ-49, а также Федеральный закон № 102 ФЗ-50, которые помогают оптимизировать лоббистскую деятельность, укрепить национальную безопасность и увеличить инвестиции в экономику нашей страны. 6 июня 2013 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации № 54651, на основании которого федеральный, региональные и муниципальные служащие должны в обязательном порядке предоставлять точную и достоверную информацию о своем имуществе за пределами России. Данные сведения проверяются специальной комиссией. Если в ходе проверки выявляются, что данные не достоверны, то ставится вопрос о невозможности замещения должности. При проверке сведений проверяющему важно установить намерение госслужащего или претендента на государственную должность скрыть или исказить информацию об имуществе и доходах. Служащий не может находиться на службе, если он предоставит ложную информацию. В результате проведенных проверок, осенью 2013 г., к трем тысячам сотрудников были применены различные меры юридической ответственности (уголовные, административные, дисциплинарные), а двести сотрудников были уволены со службы в связи с утратой доверия.
В 2013 г. был принят закон о парламентском контроле [4], который позволил субъектам данного контроля проверять деятельность естественных монополий. Парламентский надзор необходим для соблюдения и выполнения законов, принятых парламентом, в том числе законов, направленных на противодействие коррупции. 3 декабря 2013 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации, в соответствии с которым при Администрации Президента организованно управление, отвечающее за контроль применения законов, разработку предложений по противодействию коррупции и законодательных инициатив.
В связи с принятием вышеуказанных правовых актов основные усилия всех субъектов власти были направлены на предупреждение коррупционных правонарушений, развитие межведомственного взаимодействия и сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией с институтами гражданского общества, что отразилось в Национальном плане и плане МВД РФ по противодействию коррупции на 2014-2015 г. [5].
Принятая в декабре 2015 г. Стратегия националь-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
ной безопасности РФ, утвержденная указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, отнесла коррупцию к числу основных угроз безопасности страны и общества, а ее искоренению уделила особое внимание. Действия подразделений системы МВД РФ определены п. 12 Национального плана противодействия коррупции. На основании положений данного плана был разработан План МВД России по противодействию коррупции на 2016-2017 г. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 53762, противодействие коррупционным проявлениям рассматривала как важнейшее направление государственной политики, а борьбу с коррупцией как особое политическое и экономическое значение, то же прослеживается и в Указе Президента РФ № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» подписанным 02 июля 2021 г. [6].
Определенную роль в борьбе с коррупцией играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных служащих. Значительная часть вопросов, связанных с предупреждением и предотвращением коррупцией урегулирована Указами Президента России и постановлениями Правительства России.
Таким образом, на каждом историческом этапе развития общества нормы права, в первую очередь, осуществляют защиту государства от различных вмешательств в его интересы. На современном этапе формирования общества, существует опасность развития коррупции на государственном уровне, поэтому в связи с этим принимаются соответствующие неотложные меры по борьбе с ней.
В России разработаны общие антикоррупционные подходы, а также нормативная правовая база в сфере противодействия коррупции, принят ряд антикоррупционных законов, которые значительно повысили потенциал всех государственных институтов.
Антикоррупционное законодательство содержит богатый правовой инструментарий для эффективной борьбы с противоправными посягательствами коррупционной направленности, что создает важные условия для формирования комплексных мер противодействия коррупции. В то же время разнообразие законодательной базы нередко приводит к коллизиям и противоречиям в формулировках.
Список источников
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (редакция от 29 декабря 2022 г.) // СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Федеральный закон «Об антикоррупционной
экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 № 172-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 (ред. от 10 июля 2017 г.) «Об антикоррупционной экспертизе норматив -ных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // СПС «Консуль-тантПлюс».
4. Федеральный закон «О парламентском контроле» от 07 мая 2013 г. № 77-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».
5. Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 (ред. от 15 июля 2015 г.) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».
References
1. Federal law «About counteraction to corruption» from December 25, 2008 № 273-FZ (edition from December 29, 2022) // SPS «ConsultantPlus».
2. Federal Law «About anti-corruption expertise of statutory acts and projects of statutory acts» of July 17, 2009 № 172-FZ // SPS «ConsultantPlus».
3. Resolution of the Government of the Russian Federation of February 26, 2010 № 96 (ed. from July 10, 2017) «On Anti-Corruption Expertise of Normative Legal Acts and Projects of Normative Legal Acts» (together with «Rules for AntiCorruption Expertise of Normative Legal Acts and Projects of Normative Legal Acts», «Methodology for Anti-Corruption Expertise of Normative Legal Acts and Projects of Normative Legal Acts») // SPS «ConsultantPlus».
4. Federal Law «On Parliamentary Control» of May 7, 2013 № 77-FZ // SPS «ConsultantPlus».
5. Decree of the President of the Russian Federation of April 11, 2014 № 226 (ed. on July 15, 2015) «On the National Anti-Corruption Plan for 2014-2015». (in Russian) // SPS «ConsultantPlus».
6. Presidential Decree № 400 of July 02, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».
74
Криминологический журнал
№ 2 / 2023
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
Информация об авторах
В. И. Ковшевацкий — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
Э. В. Маркина — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the authors
V. I. Kovshevatsky — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Y. Kikot', Candidate of Legal Sciences;
E. V. Markina — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Y. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.02.2023; одобрена после рецензирования 24.04.2023; принята к публикации
The article was submitted 16.02.2023; approved after reviewing 24.04.2023; accepted for publication 19.06.2023.
19.06.2023.
Курс лекций подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификации «магистр».
Актуальные проблемы уголовно-процессуального права. Под ред. О. В. Химичевой, О. В. Мичуриной. 2-е изд., перераб. и доп. 303 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Цель пособия — вычленить наиболее актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы, требующие более глубокого изучения в отдельном учебном курсе.
Второе издание
Для слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей образовательных организаций, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненную группу направлений подготовки (специальностей) «Юриспруденция», а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.