Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РАБОТЫ'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ВЛАСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комахин Борис Николаевич

В статье проанализирована необходимость дальнейшего исследования причин коррупционных правоотношений. Автор формулирует причины подверженности органов власти коррупционным правоотношениям. Рассмотрены некоторые аспекты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, касающихся коррупции. Определены основные тенденции повышения эффективности антикоррупционной работы в органах власти. Последовательно изложены проблемы государственного управления в органах власти и причины неэффективности ранее проводимых реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE OF CORRUPTION OFFENSES IN PUBLIC AUTHORITIES IN MODERN CONDITIONS AND WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF ANTI-CORRUPTION WORK

The article analyzes the need for further research of the causes of corruption legal relations. The author formulates the reasons for the susceptibility of government bodies to corrupt legal relations. Some aspects of the anti-corruption expertise of regulatory legal acts related to corruption are considered. The main trends of increasing the effectiveness of anti-corruption work in government bodies are identified. The problems of public administration in government bodies and the reasons for the ineffectiveness of earlier reforms are consistently presented.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РАБОТЫ»

УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-194-198

ББК 67 © Комахин Б.Н., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ РАБОТЫ

Борис Николаевич Комахин, профессор кафедры административного права, доктор юридических наук, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: komakhin@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализирована необходимость дальнейшего исследования причин коррупционных правоотношений. Автор формулирует причины подверженности органов власти коррупционным правоотношениям. Рассмотрены некоторые аспекты антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, касающихся коррупции. Определены основные тенденции повышения эффективности антикоррупционной работы в органах власти. Последовательно изложены проблемы государственного управления в органах власти и причины неэффективности ранее проводимых реформ.

Ключевые слова: коррупционные правоотношения, власть, цифровизация, антикоррупционная экспертиза, служащий, государственное управление.

THE EMERGENCE OF CORRUPTION OFFENSES IN PUBLIC AUTHORITIES IN MODERN CONDITIONS AND WAYS TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS

OF ANTI-CORRUPTION WORK

Boris N. Komakhin, Professor of the Department of Administrative Law, Doctor of Legal Sciences, Honored Employee of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (12 Akademika Volgina str.,

Moscow, 117997)

E-mail: komakhin@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the need for further research of the causes of corruption legal relations. The author formulates the reasons for the susceptibility of government bodies to corrupt legal relations. Some aspects of the anti-corruption expertise of regulatory legal acts related to corruption are considered. The main trends of increasing the effectiveness of anti-corruption work in government bodies are identified. The problems of public administration in government bodies and the reasons for the ineffectiveness of earlier reforms are consistently presented.

Keywords: corruption legal relations, power, digitalization, anti-corruption expertise, employee, public administration.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Комахин Б.Н. Возникновение коррупционных правонарушений в органах государственной власти в современных условиях и пути повышения эффективности антикоррупционной работы. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):194-198.

По-прежнему остается актуальной, научно-практическая необходимость исследования сущности и специфики функционирования коррупционных правоотношений, объединяющих целые группы государственных служащих, как правило, составляющих политическую верхушку общества, которая тесно

связана с различными крупными коммерческими и бизнес структурами, работающими в интересах небольшой группы людей, прикрываясь наделенными государственно-властными полномочиями, и тем самым дискредитируя государственную власть, реформируя государственное управление, выстраивают

государственную политику в своих коррупционных интересах.

Угрозу национальной безопасности, исходящую от коррупционных проявлений, можно сравнить с пандемией, для искоренения которой, требуется не только совершенствование деятельности практических работников, но и внедрение в их работу научных разработок ученых. Однако целевых и эффективных способов борьбы с этим негативным явлением и глубоких научных исследований с учетом современного законодательства пока недостаточно, хотя в этом есть настоятельная практическая и научная потребность.

Правонарушения коррупционной направленности подрываю не только авторитет эффективного функционирования всего государственного аппарата, но и государственной власти в целом, а, значит, препятствуют успешному развитию нашему государству во всех сферах общественных отношений, нарушают демократические устои и правопорядок, ущемляют конституционные права и законные интересы граждан.

Должностные лица и государственные служащие, совершая различные противозаконные действия, пытаются скрыть их за исполнением своих должностных обязанностей, прикрываясь различными предписаниями, инструкциями, распоряжениями независимо от того с государственными или частными организациями они имеют дело. Особенно в период массового внедрения в повседневную жизнь новых информационных технологий передачи информации в глобальной сети пользователей, с появлением многообразных мессенджеров, коррупция приобретает угрожающий характер.

Достаточно часто коррупционные действия маскируются под гражданско-правовые, хозяйственные и иные отношения, совершающиеся в условиях неочевидности и неизвестности для подавляющего большинства граждан.

В условиях цифровизации общества, с активным развитием интернет-ресурсов, деятельность органов власти постоянно находится под наблюдением различных создаваемых сообществ, которые имеют возможность обмениваться текстовыми сообщениями, прикреплять к ним фотографии, различные картинки, документы, видеоролики или другие файлы, создавая различные форумы, сайты, группы пользователей для коллективного общения и даже дистанционного обучения, направленного не только на получение образования, но и на собирание информации порочащей органы государственной власти.

В таких современных реалиях государственным служащим необходимо постоянно контролировать свою деятельность и следить, чтобы фейковая информация не дискридитировала деятельность органов

власти, которая в условиях правовой неопределенности способствует росту коррупции, поскольку здесь сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами.

Распространению коррупционных проявлений в различных органах государственной власти способствует:

• несуществование единых правил поведения должностных лиц в различных ситуациях при возникновении конфликтов интересов в области противодействия коррупции;

• активное взаимодействие с физическими и юридическими лицами во всех сферах экономики, в различных коммерческих и правоохранительных структурах;

• широкие полномочия чиновников, особенно в условиях мировой пандемии, когда непосредственное общение сокращено до минимума, позволяющее им рассматривать единолично, без участия других работников вопросы, дающие коммерческим структурам разного рода привилегии, в том числе на получение разрешений на занятие разнообразными видами деятельности, приносящие огромные прибыли при отсутствии механизма компетентного контроля за исполнением принимаемых решений;

• отсутствие методических рекомендаций и типовых правил поведения должностных лиц при возникновении конфликтных ситуаций, связанных с их служебной деятельностью;

• атмосфера попустительства и бездеятельность контролирующих органов, уверенность в своей безнаказанности за совершение коррупционных деяний, а также надежда на вышестоящих покровителей, с которыми коррумпированные чиновники поддерживают тесные неформальные отношения;

• нарушение административных процедур и сокрытие информации или предоставление недостоверных сведений в пользу заинтересованных лиц;

• низкий уровень профессиональной подготовки чиновников, несовершенство мероприятий по повышению их квалификации и профессионального мастерства;

• низкая заработная плата «рядовых» государственных, муниципальных служащих, а также иные социально-экономические предпосылки;

• по-прежнему совмещение государственными служащими должностей в органах власти и в коммерческих структурах самими или че-

рез своих доверенных лиц, а также создание коммерческих организаций должностными лицами с использованием своего служебного положения.

Указанные обстоятельства, требуют более динамичного исполнения законодательства о противодействии коррупции, а при принятии новых законов препятствующих совершению коррупционных правонарушений, проведение антикоррупционной экспертизы нуждается в особом внимании.

Так, Федеральный закон РФ № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г.1 «устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения».

Поэтому, следует согласиться с Н.Д. Эриашвили, который: «проанализировав законодательство об экспертизах в Российской Федерации высказал несколько следующих суждений:

• о целесообразности принятия единого нормативного правового акта, предназначенного для регулирования экспертиз в Российской Федерации;

• оцелесообразности урегулирования производства экспертиз в Федеральном законе РФ «Об экспертизах в Российской Федерации»;

• относительно нормативных правовых актов допустима не экспертиза, а их мониторинг;

• все иные нормативные правовые акты, содержащие положения об экспертизах, не должны противоречить Федеральному закону РФ «Об экспертизах в Российской Федерации» (правила конкуренции и коллизии)» [10].

Из вышесказанного следует, что при принятии новых нормативно-правовых актов, чрезвычайно значимой становится работа по предупреждению и профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе и среди государственных служащих.

Раскрывая основные вопросы Закона о противодействии коррупции2, касающиеся повышения эффективности антикоррупционной работы в органах власти, следует еще раз обратить особое внимание на:

• обеспечение соблюдения служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов [2], исполнения ими обязанностей в сфере

1 См.: СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609; ...; 2018. № 42 (часть II). Ст. 6376. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89553/

2 См.: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии

коррупции». http://www.pravo.gov.ru.

противодействия коррупционных правонарушений;

• принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;

• обеспечение доступа граждан, общественных организаций к информации [7, с. 19] о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе и через социальные сети;

• повышение правовой грамотности при проведении образовательно-просветительных мероприятий, стимулирующих поведение нетерпимости к любым проявлениям коррупции;

• обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

• оказание служащим консультативной помощи по вопросам в сфере противодействия коррупции;

• проведение проверочных мероприятий и осуществление общественного контроля за ходом их деятельности;

• создание механизма взаимодействия всех правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции с органами государственной власти [5], с общественными комиссиями, комитетами и институтами гражданского общества;

• для предупреждения давления на граждан и организаций по обращениям связанным с антикоррупционной тематикой использовать цифровую платформу приема сообщений;

• продолжать дальнейшую декриминализацию экономики и борьбу с коррупцией, защищая бюджетные средства от хищений и иных корыстных посягательств3;

• введение повсеместной практика назначения на государственные и муниципальные должности сотрудников, исключительно на конкурсной основе. По справедливому утверждению Рябцевой Е.В., такой порядок замещения должностей является одной из основных гарантий равного доступа граждан к государственной службе, обеспечения открытости государственной службы, беспрепятственного функционирования «социальных лифтов», снижения вероятности вовлечения представителей нанимателя в коррупционную деятель-

3 См.: Заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://kremlin.ru/events/president/news/62860 (дата обращения 31.01.2021).

ность при подборе кадров. Отбор среди нескольких кандидатов на замещения вакантных должностей государственной гражданской службы, позволяет выбрать из числа соискателей наиболее талантливых и подготовленных для решения поставленных задач, обеспечивающий их карьерный рост [8].

Проблемы коррупции, возникающие в органах власти, в том числе и среди правоохранительных структур, тесно связаны с проблемами государственного управления, возникающими в период внедрения массовой цифровизации [6] во все сферы и отрасли народного хозяйства.

Поэтому следует согласиться с выводами, сделанными на ХХ Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества [9, с. 3], что проблемы государственного управления в органах власти и причины неэффективности целого ряда задач ранее проводимых реформ (административная реформа, реформа госслужбы, бюджетного сектора, электронное и открытое правительство) сокращают возможности для внедрения современных цифровых технологий.

Кроме того, мероприятия по оптимизации полномочий органов исполнительной власти и административно-управленческих процессов так и не были завершены, что, наряду с фрагментарным характером реформ, также стало причиной отсутствия кардинального прорыва в повышении эффективности государственного управления в России.

Следующая причина неэффективности государственного управления связана с отсутствием или недостаточностью мер по продвижению федеральной повестки реформирования в регионах Российской Федерации.

Существенный фактор неэффективности - отсутствие независимого и объективного мониторинга запланированных достижений (эффектов) на основании взвешенной и обоснованной системы показателей [9, с. 5-15].

Еще одна причина низкого качества государственного управления в органах власти, это высокая доля неэффективного расходования бюджетных средств на содержание государственного аппарата и исполнение государственных полномочий и прежде всего — на удовлетворение информационных потребностей государственных органов.

Стоимость создания любой информационной системы в большей степени определяется не объективными характеристиками потенциального продукта (объем программного кода, объем данных в системе, скорость доступа к данным, количество пользователей системы, требования к информационной безопас-

ности и др.), а оценками подрядчиков - участников рынка, зачастую связанные с откатами и иными коррупционными проявлениями.

Из этого следует, что цифровизация всех органов государственной власти без эффективной и результативной модернизации системы исполнения государственных полномочий невозможна [9, с. 17].

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в современных условия полностью искоренить коррупцию просто невозможно, это явление присуще обществу с момента его появления, поэтому основная задача учёных и практиков состоит в том, чтобы создать атмосферу в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям, минимизировать последствия от коррупционных поступков, при неотвратимости наказания не только коррупционеров, но и лиц косвенно причастных к этим противозаконным действиям.

Литература

1. Абадиев А.М. Коррупционные сети в Российском государственном управлении: политико-правовой анализ: автореф. дис. ..канд. юрид. наук: 23.00.02 Ростов-на-Дону, 2008.

2. Административное право. Зубач А.В., Бондарь Е.О., Бочаров С.Н., Брунер Р.А., Василенко Г.Н., Жалсанов Б.Ц., Зырянов С.М., Комахин Б.Н., Кивич Ю.В., Кисин В.Р., Ковшевацкий В.И., Комовкина Л.С., Кропачева А.В., Курбатова О.В., Лахтина Т.А., Малахова Н.В., Маркина Э.В., Обыденова Т.В., Попович О.М., Попугаев Ю.И. и др. учебник для бакалавриата, специа-литета и магистратуры / под общей редакцией А.В. Зубача. Москва, 2019. 530с. Сер. Бакалавр. Специалист. Магистр.

3. Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

4. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Мохова Т.С. Причины и условия, способствующие появлению коррупции в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5.С.36-40

5. Жигитова Т.В. Профилактические меры противодействия коррупции в системе пенсионного фонда // Научные труды центра перспективных экономических исследований. 2014. № 8. С.158-164.

6. Ломанов Е.Н., Комахин Б.Н., Поздняков Е.В., Прокошин М.С. Цифровизация управления:

антикоррупционный курс административных и финансовых правоотношений: учебное пособие // коллектив авторов; под общ. ред.

B.А.Прокошина. Москва: ЮСТИЦИЯ, 2018. 314 с.

7. Правовое регулирование информационных отношений: курс лекций / [Г.Х. Хадисов, Д.Н. Шурухнова, Б.Ц. Жалсанов, С.П. Стащенко]. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. 212 с.

8. Рябцева Е.В. Предупреждение конфликтов интересов при формировании судейского корпуса и кадрового состава на государственной службе в суде // Предупреждение коррупции в органах государственной власти Российской Федерации: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Н.А. Петухова, Е.В. Рябцевой. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020.

C.171.

9. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность.: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики и общества. Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Д.Ю.Двинских, Н. Е. Дмитриева, А.Б. Жулин и др.; под общ. ред. Н.Е. Дмитриевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

10. Эриашвили Н.Д. О правовом регулировании экспертиз в Российской Федерации. // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2-2020. С. 30-32.

11. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» Правовая база Гарант [Электронный ресурс] URL:https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/

References

1. Abadiev A.M. Corruption networks in Russian state management: political and legal analysis: abstract of the thesis of the Candidate of Legal Sciences: 23.00.02 Rostov-on-Don, 2008.

2. Administrative law. Zubach A.V., Bondar E.O., Bocharov S.N., Bruner R.A., Vasilenko G.N., Zhalsanov B.Ts, Zyryanov S.M., Komakhin B.N., Kivich Yu.V., Kisin V.R., Kovshevatsky V.I., Komovkina L.S., Kropacheva A.V., Kurbatova O. ., Lakhtina T.A., Malakhova N.V., Markina E.V., Obydenova T.V., Popovich O.M., Parugaev Yu.I. Other textbook for bachelor's degree, specialty and

master's degree / under the general editorship of

A.V. Zubach. Moscow, 2019. 530 p. Ser. Bachelor's degree. Specialist. Master's degree.

3. Amelin R.V. The legal regime of state information systems: a monograph / ed. by S.E. Channov. M.: GrossMedia, 2016 [Electronic resource] // ConsultantPlus.

4. Bogdanov A.V., Khazov E. N., Mokhova T. S. Reasons and conditions that contribute to the appearance of corruption in the activities of state authorities and local self-government // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 5. pp. 36-40.

5. Zhigitova T.V. Preventive measures to counteract corruption in the pension fund system // Scientific Works of the Center for Advanced Economic Research. 2014. No. 8. pp. 158-164.

6. Lomanov E.N., Komakhin B.N., Pozdnyakov E.V., Prokoshin M.S. Digitalization of management: an anti-corruption course of administrative and financial legal relations: a textbook. Moscow: JUSTICE, 2018. 314 s.

7. Legal regulation of information relations : a course of lectures / [G.H. Hadisov, D.N. Shurukhnova,

B.TS Zhalsanov, S.P. Stashchenko]. - M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, 2020. - 212 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ryabtseva E.V. Prevention of conflicts of interests in the formation of the judicial corps and personnel structure in the public service in the court // Prevention of corruption in the state authorities of the Russian Federation: a collection of scientific articles based on the materials of the All-Russian Scientific and Practical conference / ed.by N.A. Petukhov, E.V. Ryabtseva. Simferopol: IT "ARIAL", 2020. p. 171.

9. Digital transformation of public administration: myths and reality.: dokl. k XX Apr. international scientific conference. On problems of economic and social development, Moscow, April 9-12, 2019 / D.Yu. Dvinskikh, N.E. Dmitrieva, A.B. Zhulin, etc.; under total. ed. by N.E. Dmitrieva; Nats. research. Higher School of Economics Univ. M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2019. — 43.

10. Eriashvili N.D. On the legal regulation of expertise in the Russian Federation. // Criminal justice: problems of theory and practice. 2-2020. p. 30-32.

11. Decree of the President of the Russian Federation No. 378 of June 29, 2018 "On the National AntiCorruption Plan for 2018-2020" Legal base Garant [Electronic resource] URL:https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71877694/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.