ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-0454-2020-10046 © Т.Ф. Шайхутдинова, В.И. Ковшевацкий, Л.С. Комовкина, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ВОЗНИКАЮЩЕЙ ПРИ НЕИСПОЛНЕНИИ ГРАЖДАНАМИ, ПРОХОДИВШИМИ СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Танзиля Фаридовна Шайхутдинова, старший преподаватель кафедры административного права, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: TanzilyaV@mail.ru
Владислав Игоревич Ковшевацкий, старший преподаватель кафедры административного права, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: Kovshevatsky@yandex.ru
Любовь Сергеевна Комовкина, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: korzhlubov@mail.ru
Рецензент: профессор кафедры административного права, доктор юридических наук Т.А. Прудникова
Аннотация. Исследуются вопросы, касающиеся возникновения оснований для привлечения к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии коррупции бывшими государственными (муниципальными служащими), в том числе бывшими сотрудниками органов внутренних дел.
Ключевые слова: законодательство о противодействии коррупции, государственные (муниципальные) служащие, бывшие сотрудники органов внутренних дел, административная ответственность, ст. 19.29 КоАП РФ.
SOME ASPECTS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY ARISING FROM THE FAILURE OF CITIZENS, WHO SERVED IN THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES, TO COMPLY WITH ANTI-CORRUPTION LEGISLATION
Tanzilya F. Shaykhutdinova, senior lecturer of the administrative law department, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: TanzilyaV@mail.ru
Vladislav I. Kovshevatskiy, senior lecturer of the administrative law department, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: Kovshevatsky@yandex.ru
Lyubov' S. Komovkina, associate professor of the administrative law department, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: korzhlubov@mail.ru
Reviewer: professor of the administrative law department, doctor of legal sciences T.A. Prudnikova
Abstract. Issues related to the legal basis for administrative liability for non-compliance with anti-corruption legislation by former state (municipal) employees, including former employees of the internal affairs agencies, are explored.
Keywords: anti-corruption legislation, state (municipal) employees, former employees of internal affairs agencies, administrative responsibility, art. 19.29 of the Administrative Code.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Шайхутдинова Т.Ф., Ковшевацкий В.И., Комовкина Л.С. Некоторые аспекты административной ответственности, возникающей при неисполнении гражданами, проходившими службу в органах внутренних дел, антикоррупционного законодательства. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):209—211.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Коррупция — одна из реальных угроз, оказывающих крайне негативное влияние на состояние и качество государственного управления. Коррупция подрывает доверие граждан к исполнительной власти РФ.
Национальным планом на 2018-2020 гг., утвержденным Указом Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 3781, сформулированы задачи, в том числе нацеленные на совершенствование требований, запретов, ограничений, предусмотренных для борьбы с коррупционными правонарушениями, на повышение эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов, устранение противоречий в правовой регламентации в области противодействия коррупции.
Среди элементов, образующих правовой статус государственных (либо муниципальных) служащих, в том числе сотрудников органов внутренних дел, особая роль отведена предусмотренным законодательством в целях борьбы с коррупционными правонарушениями требованиям, запретам и ограничениям2. Следует отметить, что прекращение служебных правоотношений в органах внутренних дел не влечет для гражданина, замещавшего определенные должности, утраты правовой связи с последней организацией, в которой он проходил службу, при условии трудоустройства в другую организацию в течение двух лет после увольнения.
Норма, содержащаяся в ст. 12 ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», предусматривает в отношении гражданина обязанность информировать работодателя о последнем месте своей службы при заключении гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), а также трудовых договоров, указанных в ч. 1 ст. 12 названного закона. Данная обязанность распространяется именно на тех граждан, которые проходили государственную (или муниципальную службу) на должностях, которые включены законодателем в определенный перечень. В ст. 64.1 Трудового кодека РФ3 содержится аналогичная норма.
Министерством внутренних дел РФ был издан приказ от 16 декабря 2016 г. № 8484, которым предусмотрен список должностей, замещение которых влечет необходимость нести обязанность в виде предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Исходя из предмета рассмотрения настоящей статьи обратим внимание на должности сотрудников органов внутренних дел РФ. Выполнение вышеуказанного обязательства распространяется на довольно широкий перечень должностей разных наименований в МВД России, а также в тех организациях, которые создаются с целью выполнения задач, поставленных перед МВД России. В качестве частного примера можно привести следующие должности: начальники (командиры), заместители начальников (командиров) структурных подразделений в составе подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации; должности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения и т.д.
В случае несоблюдения требований, необходимых для возникновения трудовых правоотношений между работодателем и служащим (государственным или муниципальным), в том числе бывшим, возникает административная ответственность. Эти требования являются обязательными в том числе и для сотрудников органов внутренних дел. Административная ответственность за нарушения антикоррупционного законодательства, в частности, закреплена
1 Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
2 Малахова Н.В., Шайхутдинова Т.Ф. Специфика правового обеспечения статуса государственных гражданских служащих в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 6. С. 122.
3 Трудовой кодек РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4 Приказ МВД РФ от 16 декабря 2016 г. № 848 «О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // СПС «КонсультантПлюс».
210
Вестник Московского университета МВД России
№ 1 / 2020
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
в ст. 19.29 КоАП РФ. Несоблюдение требований заключается в незаконном трудоустройстве путем заключения трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ, либо оказание услуг, стоимостью более 100 тыс. руб. в течение месяца, с лицом, проходящим государственную (или муниципальную) службу на включенных в законодательно установленный перечень должностях. Объективную сторону данного правонарушения образуют аналогичные действия в отношении лица, проходившего государственную (или муниципальную) службу на включенных в законодательно установленный перечень должностях, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, если в его служебные обязанности входило государственное либо муниципальное управление данной организацией. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения является работодатель в случае незаконного трудоустройства указанных лиц, в частности при неисполнении обязанности сообщать в 10-дневный срок представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении соответствующего договора.
Изучение судебных решений5 способствовало выявлению проблемы, связанной с тем, что бывшими сотрудниками органов внутренних дел при заключении в частности трудовых договоров предоставляется недостаточно полная информация работодателю. В ряде судебных решений описывается следующая ситуация. При устройстве на работу ранее проходивший службу в органах внутренних дел сотрудник предъявлял трудовую книжку, в которой не содержалась информация о том, какие должности он замещал во время прохождения службы в органах внутренних дел.
В положениях ч. 3 ст. 65 Трудового кодека РФ закреплен запрет требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных законодательством.
Таким образом, ни положения ТК РФ, ни ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» не возлагают на работодателя, заключающего трудовой договор с бывшим государственным или муниципальным служащим, обязанность самостоятельно устанавливать сведения о должности государственного или муниципального служа-
щего, занимаемой им ранее. В этой связи само по себе невыяснение указанных сведений не может повлечь привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ6.
Проведенный анализ возникающих правоотношений свидетельствует о наличии недостатков применения данной меры ответственности. Возникает ситуация, когда бывшими служащими не исполняется антикоррупционная обязанность надлежащим образом. Это, в свою очередь, влечет неисполнение соответствующей обязанности со стороны работодателя. В этой связи заслуживает внимание мнение о необходимости установить административную ответственность бывших государственных, а также муниципальных служащих за несоблюдение ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции»7.
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, о том, что в данной юридической ситуации в целях обеспечения реализации такого принципа административной ответственности, как неотвратимость административного наказания, а также решения задач, сформулированных законодателем для борьбы с коррупцией (в частности, таких как совершенствование системы требований, установленных в целях противодействия коррупции, о чем речь шла в начале статьи) целесообразно внести изменения в ст. 65 ТК РФ. Предлагается включить в ряд документов, которые необходимо предъявлять при заключении трудового договора, справку о прохождении государственной либо муниципальной службы, где будет содержаться информация о должностях, которые бывший государственный (муниципальный) служащий замещал в этот период.
5 Постановление Калининградского областного суда от 2 ноября 2018 г. по делу № 4А-443/2018; постановление Московского городского суда от 18 октября 2018 г. № 4а-6386/2018; постановление Санкт-Петербургского городского суда от 27 ноября 2018 г. № 4А-1500/2018 по делу № 5-661/2017-156; постановление Белгородского областного суда от 3 апреля 2018 г. № 4А-92/2018; постановление Белгородского областного суда от 18 июня 2018 г. № 4А-278/2018; постановление Самарского областного суда от 21 мая 2018 г. № 4а-507/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
6 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».
7 Литучая С.Е. К вопросу об административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии коррупции // Административное право и процесс. 2017. № 5. С. 86.