SHAIKHATDINOV, VLADIMIR Sh. - Doctor of Law, Professor, Chief Researcher, Ural State Law University, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation ([email protected]).
УДК 354:342.518:004(470+571) DOI: 10.24412/2411-2275-2020-4-61-67
ОКОНОВА Л.В., МАЦАКОВА Н.П., АМАЕВА Д.В.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В
РОССИИ
Ключевые слова: Российская Федерация, управление, нормативно-правовая основа, информационно-коммуникационные технологии, электронное правительство.
В статье исследуются основные этапы становления и развития, нормативно-правовая основа формирования и функционирования электронного правительства в Российской Федерации, являющегося приоритетным направлением современной административно-правовой политики. Рассмотрен широкий круг работ, посвященных истории зарождения электронного правительства, определению его понятия, признаков и структуры. В области формирования и функционирования электронного правительства в нашей стране уже существует широкая нормативно-правовая основа, запустившая процесс информатизации государственного управления и повысившая эффективность предоставления государственных услуг населению.
OKONOVA, L.V., MATSAKOVA, N.P., AMAEVA, D.V.
ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE PROCESSES OF FORMATION AND FUNCTIONING OF
ELECTRONIC GOVERNMENT IN RUSSIA
Key words: Russian Federation, administration, legal framework, information and communication technologies, e-government.
This article examines the main stages of formation and development, the regulatory framework for the formation and functioning of e-government in the Russian Federation, which is a priority area of modern administrative and legal policy. A wide range of works devoted to the history of the origin of e-government, the definition of its concept, features and structure is considered. In the field of formation and functioning of e-government in our country there is already a broad regulatory framework that has launched the process of Informatization of public administration and increased the efficiency of providing public services to the population.
На современном этапе огромное значение имеют информационно-компьютерные технологии, как один из основных инструментов повышения эффективности деятельности государства. Применение электронных технологий в сфере государственного управления зародилось еще до появления концепций «электронного правительства», поскольку и до этого разрабатывались проекты, способствующие научно-техническому прогрессу, принимались федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее - РФ) и другие нормативные правовые акты, которые послужили правовой основой для формирования и функционирования «электронного правительства».
Тем не менее, теоретические аспекты концепции такого правительства еще недостаточно проработаны в науке, что связано с ее недавним появлением. Цель данной статьи заключается в исследовании нормативно-правовой основы создания и развития электронного правительства в нашей стране. При написании работы использовались нормативные акты - Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, а также различные документы федеральных органов власти и субъектов федерации, которые регулируют процесс образования и жизнедеятельности «электронного правительства».
В целом, нужно признать, что исследователи обозначили свой интерес к изучению вопросов «электронного правительства» не так давно. Тем не менее, информационным технологиям и «электронному правительству» посвящено уже немало работ, в т.ч. монографического характера, в которых рассматриваются такие вопросы как история зарождения электронного правительства, определение его понятия, признаки, нормативно-правовая основа, структура, цели и способы их достижения, основные направления деятельности электронного правительства [1-5]. В работе С.А. Олейника и М.А. Мельничука особое внимание уделено сравнительному анализу нормативной базы функционирования электронного правительства в России и за рубежом [6].
Статья С.В. Павловской, Сироткиной Н.Г. посвящена внедрению и развитию электронного правительства в нашей стране. Авторы анализируют теоретические аспекты концепции электронного правительства, рассматривают различные модели его развития, выделяют и классифицируют комплекс факторов - своеобразных барьеров, тормозящих внедрение электронного правительства [7]. В ряде статей рассматривается эволюция отечественного зарубежного автоматизированного управления государственным аппаратом, рассматриваются
предпосылки создания проектов электронного государства на примере России и ряда других стран - США, Сингапура, Южной Кореи и пр. [8, 9]. Различные аспекты применения информационно-компьютерных технологий в системе государственного управления являются предметом рассмотрения в отдельных диссертационных работах [10-14], в т.ч. посвященных зарубежной практике образования и функционирования электронного правительства [15, 16].
Проблема цифровизации системы государственного управления возникала не вдруг. В данной связи заметим, что открытие электронной эпохи в советский период связывают с видными учеными-инженерами Б.И. Рамеевым и И.С. Бруком, которые еще в 1948 года создали первую советскую ЭВМ - ЭВМ М-1 [17]. Это еще раз подтверждает, что российская наука в данной сфере имеет давние традиции. Сегодня принято обозначать следующие вехи развития электроники в условиях СССР. На начальном этапе - в 1950-1965 годах был апробирован совершенно новый принцип руководства народным хозяйством. Был разработан и представлен проект, согласно которому по стране были разбросаны вычислительные центры с головным сервером в столице. Его задачей было анализировать информацию, полученную из регионов, и в реальном времени предлагать решения тех или иных вопросов, актуальных для экономики страны. На следующем этапе (1965-1970 гг.) Центральное статистическое управление СССР, Госплан СССР, а также система региональных вычислительных центров подверглась изменению и модернизации. В то же время изменения носили поверхностный характер, речи о полностью автоматизированном процессе не шло. В рамках последнего советского периода (1970-1984 гг.) было решено вернуться к регионально-ведомственной форме аналитической электронной системы, но с новыми решениями: полученный за эти годы опыт предложили распространить, как на органы власти, так и на все значимые ветви советской экономики.
Высшим партийным руководством страны, в контексте существующих принципов управления, была одобрена идея о создании абсолютно новой отрасли народного хозяйства с головным аппаратом - Государственным комитетом Совмина СССР по электронной технике. 17 марта 1961 г. считается датой создания Государственного комитета по электронной технике [18]. Вопросы, которые должен был рассматривать вновь созданный комитет, были определены довольно расплывчато. Недооценивалось и то, что его работа требовала создания законодательной базы, хотя определенные шаги в данном направлении были сделаны. Ярким примером тому является разработка и внедрение программы «Общегосударственная автоматизированная система учета и обработки информации» (ОГАС), проработка которой осуществлялась в конце 1950-х -начале 1980-х гг., но по тем или иным причинам не была закончена.
В целом, советское государство уделяло значительное внимание информатизации в руководстве страной, на что его подталкивало развитие подобных отраслей в западных странах. Именно поэтому развитие управления страной, в целом, и народным хозяйством - в частности, посредством электронно-вычислительной техники считалось «не только технической, но и важнейшей политической задачей». И хотя программа ОГАС так и не была доведена до логического конца, ее наработки и опыт использования информационных технологий в руководстве страной применяются до сих пор.
Впервые термин «электронное правительство» появился в 1990-х гг. в США, а затем стал применяться по всему миру на государственном уровне. На сегодняшний день уже существует большое количество дефиниций. Особенный интерес представляют определения, представленные в иностранной литературе. По мнению С.Л. Кузнецова, «...словосочетание «электронное правительство» (electronic government) и его сокращенный вариант (e-govemment) изначально возникли в международной практике и лишь потом стали использоваться в России» [19]. Разнообразие мнений связано с тем, что под термином «government» понимается и совокупность органов власти, и сам процесс государственного управления [20].
В определениях большинства зарубежных авторов основное внимание уделяется внедрению в государственное управление информационно-коммуникационных технологий. Всемирный банк рассматривает электронное правительство как активное употребление в деятельности государственных органов власти информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют эффективнее организовывать работу с гражданами, организациями и ведомствами. По мнению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), «электронное правительство» означает использование современных ИКТ. В то время как ООН
этот термин рассматривает как средство модернизации своих взаимоотношений правительства, как внутренних, так и внешних. Благодаря использованию Интернета, различных баз данных и других технологий граждане получают более качественные государственные услуги. Применение ИКТ способствует развитию сотрудничества между различными ведомствами и коммерческими структурами и промышленными предприятиями. Благодаря расширению возможности граждан в получении информации и государственных услуг повышается эффективность деятельности органов власти.
В отечественной литературе до сих пор сохраняется большое разнообразие мнений, что препятствует появлению стройного понятийного аппарата зрения. К примеру, многие считают, что речь идет «о новом виде электронного государственного управления, основанном на использовании информационных новаций, то есть об организационно-управленческой инновации» [21], а другие «характеризуют электронное правительство как средство удобства предоставления государственных услуг гражданам с помощью компьютерных технологий» [22]. Часть российских исследователей не разделяют практику использования термина «электронное правительство», считая необходимым применение понятия «электронное государство». Первоначально предполагалось в рамках электронного правительства «разделить функциональные обязанности органов государственной власти на определенные группы (по аналогии с электронной торговлей)» [23].
Следует согласиться с Целищевой Е.Ф., которая считает, что «деятельность электронного правительства должна реализовываться по трем направлениям: 1) государство для государства (взаимодействие государственных органов друг с другом) - G2G (government to government); 2) государство для граждан (предоставление государственных услуг для населения) - G2C (government to citizens); 3) государство для бизнеса (предоставление государственных услуг для субъектов предпринимательской деятельности) - G2B (government to business)» [24].
Процессы создания и функционирования «электронного правительства» в России сегодня регламентируются следующими законами и подзаконными актами:
Вид НПА Наименование Дата утверждения
Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» 27 июля 2010 г. № 210
Федеральный закон «Об электронной подписи» 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота»; 22 сентября 2009 г. № 754
Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» 24 ноября 2009 г. № 953
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» 8 сентября 2010 г. № 697
Постановление Правительства Российской Федерации «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг»; 25 января 2013 г. № 33
Распоряжение Правительства Российской Федерации «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» 17 октября 2009 г. № 1555 - р
Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» 10 июня 2011 г. № 102 - р
Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом» 14 декабря 2010 г. № 21н
Приказ Минфина РФ «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, её размещения 21 июля 2011 г. № 86н
на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта»
Приказ Минкомсвязи России «Об утверждении положения о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»» 13 апреля 2012 г. № 107
Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Требований к форматам заявлений и иных документов, представляемых в форме электронных документов, необходимых для предоставления государственных услуг» 25 июня 2012 г. № 348
Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Порядка регистрации федеральных органов исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения, а также Порядка пользования официальном сайтом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым организационным средствам пользования официальным сайтом» 31 июля 2012 г. № 477
Концепция «Электронное правительство» была разработана в рамках общегосударственной информационной политики, а ее результаты должны были повлиять на самые разные сферы общественной жизни в нашей стране. Преобразования в России, связанные с введением электронного правительства, проводились в несколько этапов по намеченному плану. В период с 1998 по 2008 гг. была намечена программа мероприятий, которые способствовали бы включению информационных технологий в сферу государственного управления. В этот период были приняты ряд концепций - Концепция государственной информационной политики и связи Российской Федерации, которая была обсуждена и принята Государственной Думой 15 октября 1998 года [25], Концепция формирования информационного общества в России [26] 1999 года. В первой были определены основные цели, поставлены задачи и направления, прописаны инструменты осуществления информационной политики РФ. В последней были определены российские пути перехода к информационному обществу, был выработан его прототип. В итоге, было издано постановление № 65 Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 годы)» [27], которая являлась большим шагом по пути формирования информационного общества, выполнив роль витринного макета для популяризации роли информатизации в управлении государством.
«Национальная стратегия информационного развития России» стала формироваться с 2004 года. А уже через четыре года разрабатывается крупная программа. Таким образом, Россия смогла выйти на мировой уровень и рассматривать себя в качестве ведущей информационной страны.
«Стратегия информационного общества в РФ» стала фундаментом, на основе которой разрабатывалась «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», утвержденная распоряжением Правительством РФ от 6 мая 2008 года № 632-р [28]. Важнейшими задачами развития цифрового правительства были определены:
1. Улучшение работы и удобства государственных сервисов для юридических и физических лиц;
2. Облегчение формы и сжатие времени оказания государственной услуги;
3. Уменьшение финансовых трат со стороны физических и юридических лиц при прохождении процедуры оказания государственной услуги и унифицирование формуляров.
В основу данной концепции были положены Федеральная целевая программа «Электронная Россия 2002-2010», Государственная программа «Информационное общество 20112020», План внедрения способов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Практика развитых стран в сфере создания действенного механизма электронного правительства говорит о том, что положительного эффекта можно достичь только в случае, если
полностью изменить отношение к информатизации органов власти. Если анализировать статистические данные Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ясно видно, что значительных результатов в области внедрения информатизации в госструктурах достигли такие регионы, как «Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Калининградская, Тюменская, Новосибирская, Свердловская области, Хабаровский край, Республика Карелия» [29].
Следующим шагом послужило постановление Правительства России от 20 октября 2010 года .№1815р о принятии «Государственной программы «Информационное общество (2011 -2020)» [30]. Утвержденная программа заменила предыдущую. Программа нацелена на обеспечение гражданам и организациям максимально равного доступа к информационным ресурсам. Кроме того, задачами программы являются: развитие цифрового контента, активизация внедрения инновационных технологий и повышение эффективности деятельности государственных структур. Данная программа открывает широкие перспективы и дает позитивные результаты, в том числе, вследствие использования как отечественного, так и иностранного опыта.
На сегодняшний день реализация концепции внедрения электронных ресурсов и технологий в систему государственного управления проводится в соответствии со «Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», которая утверждена Распоряжением Правительства от 1 ноября 2013 года №2036 - р. В рамках данной стратегии 26 декабря 2013 г. было подписано распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде» [31]. Министерство связи России и Министерство экономического развития России участвовали в разработке Концепции, главной целью которой повышение эффективности предоставления электронных государственных услуг для физических и юридических лиц. Также они представили Дорожную карту по реализации Концепции, провели мониторинг самых востребованных гражданами государственных услуг. Результаты мониторинга выявили 15 федеральных, 20 региональных и муниципальных государственных услуг. На современном этапе уже внедрены формы регистрации и подачи заявления, записи в очередь на посещение, предоставления платных услуг и др.
Таким образом, в настоящее время в нашей стране с внедрением компьютерных технологий повысилась эффективность государственного управления, расширились возможности доступа граждан к информационным ресурсам. Создание и функционирование электронного правительства Российской Федерации стало одним из этапов развития государственной политики информационного общества. Большую роль в этом сыграла Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2020 гг.)».
Следующий этап развития электронного правительства связан с рядом документов: «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года», «Государственная программа «Информационное общество (2011-2020)», распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде». Все эти акты являются основой развития электронного правительства на современном этапе. В настоящее время благодаря им реализуется двустороннее взаимодействие власти, бизнеса и граждан при помощи сети Интернет, появилась возможность оплаты налогов, штрафов, оформление различных документов и различных социальных услуг на сайте Госуслуги. Особенно это ощущается в связи с распространившейся пандемии 2020 года. Создание и развитие электронного правительства имеет положительный опыт и для органов государственного управления, и для бизнес-сообществ, и для простых граждан, а потому требует дальнейшего нормативно-правового обеспечения.
Литература и источники
1. Бронников И.А. Информационное общество и электронное правительство: учебное пособие: [для вузов по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация, степень «бакалавр»)]. М.: Издательский дом ГУУ, 2014.
2. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. М.: Инфра-М, 2014.
3. Ларин М.В. Информационное обеспечение управления: учебное пособие. М.: РГГУ, 2016.
4. Вопросы становления электронной демократии в России: сборник статей / Е.А. Казьмина (отв. ред.) и др. Барнаул: Издательство ААЭП, 2016.
5. Мирошниченко А.А., Мирошниченко М. А. Электронное правительство. Предоставление государственных и муниципальных услуг: учеб. пособие: [по направлению 034700 (46.03.02) "Документоведение и архивоведение"]. Краснодар: КубГУ, 2014. 238 с.
6. Олейник С.А., Мельничук М.А. Правовые основы деятельности электронного правительства в России и за рубежом и тенденции их развития // Вестник МИЭП. 2014. №2 (15). С. 26-34.
7. Павловская С.В., Сироткина Н.Г. История и перспектива развития электронного правительства // Информатизация образования и науки. 2016. № 2 (30). С. 12-21.
8. Афанасьева А.С. Возможности электронного правительства в Сингапуре // Теория и практика общественного развития.
2015. №20. С. 174-176.
9. Киселев А.С. История зарождения и формирования идеи электронного управления государственными делами в России и за рубежом: сравнительно-правовой аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. №4 (117). С. 39-45.
10. Амелин Р.В. Правовые аспекты разработки и применения автоматизированных информационных систем в государственном и муниципальном управлении: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 186 с.
11. Данилов Н.А. Правовое регулирование электронного правительства в зарубежных странах: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 158 с.
12. Ковалева Н.Н. Административно-правовое регулирование использования информационных технологий в государственном управлении: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2014. 54 с.
13. Туровец В.В. Преобразование информационной системы государственного управления на основе концепции электронного правительства: дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2005. 157 с.
14. Иншакова Е.Г. «Электронное правительство» в публичном управлении: административно-правовые проблемы организации и функционирования: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2015. 213 с.
15. Меркулова Т.В. Развитие электронного правительства в Украине на фоне мировых тенденций // Журнал институциональных исследований. 2010. №4. С. 47-58.
16. Сочалов В.Е. Влияние информационных технологий на государственные структуры в современном обществе (немецкий опыт) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 97. С. 330-338.
17. Тынкевич М.А., Трофимов И.Е., Пимонов А.Г. Специальность «прикладная информатика (в экономике)»: проблемы и опыт подготовки специалистов // Вестник КГТУ. 2014. № 1 (101). С. 181-187.
18. Шокин А.А. Электронная промышленность СССР в 60-80-е годы ХХ века // REDS: Телекоммуникационные устройства и системы. 2014. Т.4. №4. С. 443-447.
19. Кузнецов С.Л. Электронное правительство - что это такое? // Делопроизводство. 2010. №1. C. 25-28.
20. Сайт Dictionary.com // [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.dictionary.reference.com/browse/government
21. Кашина Е.А. Формирование электронного правительства в Российской Федерации: социально-политический аспект. М., 2009.
22. Курносов И.Н. Реализация концепции электронного правительства: новый этап // Информационное общество. 2004. Вып. 6. С. 18-26.
23. Депрест Ж., Роббен Ф. Подход бельгийского федерального правительства к внедрению системы «Электронное правительство». Брюссель, 2003.
24. Целищева Е.Ф. От электронного правительства к электронному государству // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2011. № 2 (6).
25. Концепция государственной информационной политики и связи Российской Федерации. Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации, 1998. - Режим доступа: http://www.iis.ru/library/sip/. (дата обращения: 30.05.2020).
26. Концепция формирования информационного общества в России. Государственная Дума Российской Федерации, 1999. -Режим доступа: http://www.iis.ru/library/riss/. (дата обращения: 30.05.2020).
27. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы). Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, 2002. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/. (дата обращения: 30.05.2020).
28. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. Правительство РФ, распоряжением от 6 мая 2008 года № 632-р. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/ (дата обращения: 30.05.2020).
29. Минкомсвязь России представила рейтинг регионов по уровню развития информационного общества / Официальный сайт "Минкомсвязь России". Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/events/35027/ (дата обращения: 30.05.2020).
30. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020)». Правительство Российской Федерации, распоряжение от 20 октября 2010 года № 1815 - р. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106767/. (дата обращения: 30.05.2020).
31. «Об утверждении Концепции развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде», распоряжение от 26 декабря 2013 г. № 2516 - р. - Режим доступа: http://government.ru/docs/9462/. (дата обращения: 30.05.2020).
References and Sources
1. Bronnikov I.A. Informacionnoe obshchestvo i elektronnoe pravitel'stvo: uchebnoe posobie: [dlya vuzov po napravleniyu podgotovki 081100.62 «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie» (kvalifikaciya, stepen' «bakalavr»)]. M.: Izdatel'skij dom GUU, 2014.
2. Danilin A.V. Elektronnye gosudarstvennye uslugi i administrativnye reglamenty. M.: Infra-M, 2014.
3. Larin M.V. Informacionnoe obespechenie upravleniya: uchebnoe posobie. M.: RGGU, 2016.
4. Voprosy stanovleniya elektronnoj demokratii v Rossii: sbornik statej/ E.A.Kaz'mina (otv. red.). Barnaul: Izdatel'stvo AAEP, 2016.
5. Miroshnichenko A.A., Miroshnichenko M. A. Elektronnoe pravitel'stvo. Predostavlenie gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug: ucheb. posobie: [po napravleniyu 034700 (46.03.02) "Dokumentovedenie i arhivovedenie"]. Krasnodar: KubGU, 2014. 238 s.
6. Olejnik S.A., Mel'nichuk M.A. Pravovye osnovy deyatel'nosti elektronnogo pravitel'stva v Rossii i za rubezhom i tendencii ih razvitiya // Vestnik MIEP. 2014. №2 (15). S. 26-34.
7. Pavlovskaya S.V., Sirotkina N.G. Istoriya i perspektiva razvitiya elektronnogo pravitel'stva // Informatizaciya obrazovaniya i nauki.
2016. № 2 (30). S. 12-21.
8. Afanas'eva A.S. Vozmozhnosti elektronnogo pravitel'stva v Singapure // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. N»20. S. 174-176.
9. Kiselev A.S. Istoriya zarozhdeniya i formirovaniya idei elektronnogo upravleniya gosudarstvennymi delami v Rossii i za rubezhom: sravnitel'no-pravovoj aspekt // Vestnik Saratovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii. 2017. №4 (117). S. 39-45.
10. Amelin R.V. Pravovye aspekty razrabotki i primeneniya avtomatizirovannyh informacionnyh sistem v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii: dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2010. 186 s.
11. Danilov N.A. Pravovoe regulirovanie elektronnogo pravitel'stva v zarubezhnyh stranah: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013. 158 s.
12. Kovaleva N.N. Administrativno-pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij v gosudarstvennom upravlenii: avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. Saratov, 2014. 54 s.
13. Turovec V.V. Preobrazovanie informacionnoj sistemy gosudarstvennogo upravleniya na osnove koncepcii elektronnogo pravitel'stva: dis. ... kand. yurid. nauk. SPb, 2005. 157 s.
14. Inshakova E.G. «Elektronnoe pravitel'stvo» v publichnom upravlenii: administrativno-pravovye problemy organizacii i funkcionirovaniya: dis. ... kand. yurid. nauk. Voronezh, 2015. 213 s.
15. Merkulova T.V. Razvitie elektronnogo pravitel'stva v Ukraine na fone mirovyh tendencij // ZHurnal institucional'nyh issledovanij. 2010. №4. S. 47-58.
16. Sochalov V.E. Vliyanie informacionnyh tekhnologij na gosudarstvennye struktury v sovremennom obshchestve (nemeckij opyt) // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. 2009. № 97. S. 330-338.
17. Tynkevich M.A., Trofimov I.E., Pimonov A.G. Special'nost' «prikladnaya informatika (v ekonomike)»: problemy i opyt podgotovki specialistov // Vestnik KGTU. 2014. № 1 (101). S. 181-187.
18. Shokin A. A. Elektronnaya promyshlennost' SSSR v 60-80-e gody HKH veka // REDS: Telekommunikacionnye ustrojstva i sistemy. 2014. T.4. №4. S. 443-447.
19. Kuznecov S.L. Elektronnoe pravitel'stvo - chto eto takoe? // Deloproizvodstvo. 2010. №1. C. 25-28.
20. Sajt Dictionary.com // [Elektronnyj resurs]: Rezhim dostupa: www.dictionary.reference.com/browse/government
21. Kashina E.A. Formirovanie elektronnogo pravitel'stva v Rossijskoj Federacii: social'no-politicheskij aspekt. M., 2009.
22. Kurnosov I.N. Realizaciya koncepcii elektronnogo pravitel'stva: novyj etap// Informacionnoe obshchestvo. 2004. Vyp.6. S. 18-26.
23. Deprest Zh., Robben F. Podhod bel'gijskogo federal'nogo pravitel'stva k vnedreniyu sistemy «Elektronnoe pravitel'stvo». Bryussel', 2003.
24. Celishcheva E.F. Ot elektronnogo pravitel'stva k elektronnomu gosudarstvu // EGO: Ekonomika. Gosudarstvo. Obshchestvo. 2011. № 2 (6).
25. Koncepciya gosudarstvennoj informacionnoj politiki i svyazi Rossijskoj Federacii. Gosudarstvennaya duma Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii, 1998. - Rezhim dostupa: http://www.iis.ru/library/sip/. (data obrashcheniya: 30.05.2020).
26. Koncepciya formirovaniya informacionnogo obshchestva v Rossii. Gosudarstvennaya Duma Rossijskoj Federacii, 1999. - Rezhim dostupa: http://www.iis.ru/library/riss/. (data obrashcheniya: 30.05.2020).
27. Federal'naya celevaya programma «Elektronnaya Rossiya (2002-2010 gody). Ministerstvo svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj Federacii, Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii, 2002. - Rezhim dostupa: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/. (data obrashcheniya: 30.05.2020).
28. Koncepciya formirovaniya v Rossijskoj Federacii elektronnogo pravitel'stva do 2010 goda. Pravitel'stvo RF, rasporyazheniem ot 6 maya 2008 goda № 632-r. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76942/ (data obrashcheniya: 30.05.2020).
29. Minkomsvyaz' Rossii predstavila rejting regionov po urovnyu razvitiya informacionnogo obshchestva / Oficial'nyj sajt "Minkomsvyaz' Rossii". Rezhim dostupa: https://digital.gov.ru/ru/events/35027/ (data obrashcheniya: 30.05.2020).
30. Gosudarstvennaya programma «Informacionnoe obshchestvo (2011-2020)». Pravitel'stvo Rossijskoj Federacii, rasporyazhenie ot 20 oktyabrya 2010 goda № 1815 - r. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106767/. (data obrashcheniya: 30.05.2020).
31. «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya mekhanizmov gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug v elektronnom vide», rasporyazhenie ot 26 dekabrya 2013 g. № 2516 - r. - Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/9462/. (data obrashcheniya: 30.05.2020).
ОКОНОВА ЛЮДМИЛА ВЯЧЕСЛАВОВНА - кандидат исторических наук, доцент Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова ([email protected]).
МАЦАКОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА - кандидат исторических наук, доцент Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова ([email protected]).
АМАЕВА ДАГЛАРА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат исторических наук, доцент Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова ([email protected]).
OKONOVA, LYUDMILA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov. MATSAKOVA, NATALIA P. - Ph.D. in History, Associate Professor, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova. AMAEVA, DAGLARA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikova.
УДК 342.92 Б01: 10.24412/2411-2275-2020-4-67-75
МАЗЕИН А.В.
ПРАВОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТА «УМНЫЙ ГОРОД» КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: Умный город, управленческая деятельность, управление городом, форма управленческой деятельности.
Длительное время в России прорабатывается возможность внедрения в управленческую деятельность проекта «Умный город». Однако отсутствие достаточного правового регулирования этого концепта порождает различие подходов к определению его содержания, что создает большие трудности. Сравнение и анализ существующих нормативных правовых актов показывают, что