ТРАНСФОРМАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
УДК 004.9:35
Дата направления в редакцию: 16-12-2019 Дата рецензирования: 17-12-2019 Дата публикации: 25-01-2020
Джордано Даниэль Оливер
Студент факультета менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, E-mail: [email protected]
Понявина Мария Борисовна
Научный руководитель, кандидат экономических
наук,
доцент кафедры политологии и массовых
коммуникаций,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, E-mail: [email protected]
Giordano Daniel Oliver
Management Student
Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Ponyavina Mariya Borisovna
Doctoral advisor, Candidate of Economics, Associate Professor
of the Department of political science and mass communication
Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: [email protected]
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО
E-GOVERNMENT AND DIGITAL STATE
Аннотация (нарус). Статья посвящена опыту внедрения электронного правительства (ЭП) в России и зарубежных странах. Под электронным правительством понимается предоставление гражданам и бизнесу набора государственных услуг посредством Интернета, сводя личное взаимодействие людей с органами власти к минимуму. В статье рассмотрены основные теоретические моменты, касающиеся электронного правительства. Описаны концепции внедрения ЭП в различных странах в сравнении с Российской практикой, а также ключевые показатели, которые были достигнуты к моменту исследования.
Abstract (in Eng). The article is devoted to the experience of introducing e-government in Russia and foreign countries. E-government refers to the provision of a set ofpublic services to citizens and businesses through the Internet, minimizing the personal interaction of people with authorities. The article discusses the main theoretical points regarding e-govern-ment. The concepts of introducing e-government in various countries in comparison with Russian practice are described, as well as key indicators that were achieved by the time of the study.
Ключевые слова: Электронное правительство, цифровое государство, информационно-коммуникационные технологии, государственные услуги, показатель развития, электронное правительство в России, электронное правительство в мире.
Keywords: E-government, digital state, information and communication technologies, public services, development indicator, e-government in Russia, e-government in the world.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема. Определение возможных путей развития электронного правительства и цифрового государства в современном обществе.
Гипотеза. Внедрение электронного правительства в современном обществе неизбежно:
наблюдается постоянный рост объема предоставляемых электронных услуг.
Электронное правительство и цифровое государство. Прежде всего следует разобраться в данных понятиях и определить разницу между ними. Электронное правительство
представляет из себя пакет технологий, благодаря которому граждане, организации, органы государственной власти и другие субъекты экономики взаимодействуют между собой в цифровом виде. В свою очередь электронное государство включает в себя взаимодействие посредством ИКТ не только исполнительной власти (в виде электронного правительства), но и парламентских и судебных органов (в виде электронного парламента и электронного правосудия соответственно). То есть понятие «электронное правительство» более частное; о нем стоит рассказать подробнее.
Решение основных задач и экономическая целесообразность «электронного правительства»
Основными задачами ЭП являются создание новых форм взаимодействия госорганов с одной стороны и оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу с другой стороны. Таким образом гарантируется поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан. Увеличение уровня осведомленности граждан обеспечивает повышение процента участия избирателей в процессах руководства и управления страной. Также необходимо отметить значительное снижение воздействия фактора географического местоположения.
Электронное правительство отнюдь не является полной заменой традиционного правительства, но определяет эффективный способ взаимодействия, основанный на активном использовании информационно-коммуникационных технологий в целях повышения качества предоставления государственных услуг.
В настоящее время существуют несколько концепций электронного правительства, учитывающих набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес ожидают от правительства современного общества. Потребителей данного вида услуг объединяет то, что все они заинтересованы в получении наиболее оптимальных средств доступа к информации, стремясь к уменьшению стоимости транзакций и упрощению взаимодействия с государственными органами.
В конечном итоге создание ЭП обеспечит эффективное и наименее затратное администрирование, ведущее к ключевому изменению взаимоотношений между обществом и прави-
тельством и приблизит создание цифрового государства.
В 2018 году министры стран «двадцатки» (G20) подготовили ряд рекомендаций по развитию цифровых государств. Основной акцент был сделан на цифровизации государственного управления, а также социальной и экономической сфер. При этом фокус был направлен на внедрение новых технологий в развитие пользовательских сервисов. В европейском плане развития цифрового правительства доминируют три направления: модернизация публичных административных функций (например, цифровая подпись, цифровое удостоверение личности и др.), повышение мобильности граждан и бизнесов в трансграничных операциях и усиление цифрового взаимодействия между администрациями и гражданами/бизнесами.
Согласно Digital Efficiency Report правительства Великобритании, цифровые транзакции в 50 раз дешевле живой коммуникации двух людей, в 20 раз дешевле телефонной и в 30 раз дешевле почтовой. Это демонстрирует конкретное материальное обоснование возможностей современных технологий в целях развития цифровых государств.
Какая ситуация сложилась в зарубежных странах?
Прослеживается тенденция увеличения доли стран, вовлеченных в процесс дигитали-зации предоставляемых услуг. Так, на момент публикации первого доклада ООН о развитии электронных правительств в мире в 2001 году из 190 стран-членов ООН 84 страны создали правительственные сайты, а 17 стран организовали возможность электронного общения с госорганами.
А к 2018 году наблюдается кардинальное увеличение: по статистике ООН, все 193 страны-члена организации предпринимают меры к развитию цифрового государства, а 40 стран получили оценку «очень высоко» в рейтинге EGDI (E-Government Development Index). При составлении индекса непременно учитывается качество предоставленных онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и задействованный объем человеческого капитала.
Приведенные ниже примеры неопровержимо демонстрируют положительный опыт
внедрения цифровизации.
Применяемая в Эстонии система X-Road объединяет данные более 50 000 компаний и учреждений государственного сектора. Для доступа к государственным услугам гражданину понадобится единый аккаунт, который виден всем службам, включая налоговые и муниципальные учреждения. Изначально при запуске проекта E-Estonia предполагалось, что данные о себе граждане вводят разово, после чего они сохраняются на единой платформе с привязкой к индивидуальной ID-карте, которой владеют все граждане этой страны. Безопасность системы гарантирует блокчейн-тех-нология K.S.I. По словам премьер-министра Юри Ратаса, оцифровка доставки госуслуг позволяет Эстонии экономить до 2% ВВП, говорится на сайте правительства. (ВВП Эстонии в 2018 г. - $26,89 млрд). На примере эстонской X-Road другие страны - например, Финляндия, выстраивают свою национальную архитектуру цифровых услуг. Решение было запущено в 2015 г., поэтому его экономический эффект еще не был оценен.
В Сингапуре национальный план компьютеризации и оцифровки документооборота в госсекторе начался в далекие 1980-ые. С тех пор была проделана большая работа и на сегодняшний день практически все госуслуги доступны онлайн. Для доступа к ним используется система цифровой идентификации SingPass, а данные пользователей хранятся в MyInfo. Данная платформа помогает правительственным агентствам и 17 ведомствам предоставлять свои услуги.
В России началом становления электронного правительства можно считать 2000 год. Именно тогда, на саммите в Окинаве, лидеры Большой Восьмерки подписали Хартию глобального информационного общества. Хартия декларировала важность развития ин-
формационного общества в целях повышения благосостояния граждан и развития экономики стран в целом. В нашей стране принятие Государственной программы "Информационное общество (2011-2020 гг.)" и ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" стало началом создания электронного правительства. На поддержание этого проекта выделяются значительные бюджетные средства.
Основная работа в данной области началась с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р. В ходе реализации данной программы были заложены основы электронного правительства, а именно, был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства.
На момент написания статьи в нее входят:
Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) — Госуслуги;
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА);
Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ);
Информационная система головного удос -товеряющего центра (ИСГУЦ);
Досудебное обжалование;
Ситуационный центр.
В последнее время Россия усиленно развивает данное направление и повышает свои позиции в релевантных рейтингах. Согласно докладу ООН 2018 года, Россия получила «очень высокий» индекс развития электронного правительства и заняла 32 место.
Таблица 11
Страны-лидеры в области развития электронного правительства
Страна Регион 031 оа НС! на XII ити ЕйО! ИРЭП 2016 Рейтинг 2018 Рейтинг ЕбО! (ИРЭП} Изменение группы
Дания Европа 1,0000 0,9472 0,7978 0,9150 9 1 Нет
Австралия Океания 0,9722 1.0000 0,7436 0,9053 2 2 Нет
Южная Корея Азия 0,9792 0,8743 0,8496 0,9010 3 3 Нет
Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии Европа 0,9792 0,9200 0,8004 0,8999 1 4 Нет
Швеция Европа 0.9444 0,9366 0,7835 0.8882 6 5 Нет
Финляндия Европа 0.9653 0.9509 0.7284 0.8815 5 6 Нет
Сингапур Азия 0,9361 0,8557 0,8019 0,8812 4 7 Нет
Новая Зеландия Океания 0,9514 0,9450 0,7455 0,8806 8 8 Нет
Франция Европа 0,9792 0,8598 0.7979 0,8790 10 9 Нет
Япония Азия 0,9514 0,8428 0.8406 0,8783 11 10 Нет
США Америки 0,9861 0,8883 0,7564 0,8769 12 11 Нет
ФРГ Европа 0.9306 0,9036 0,7952 0.8765 15 12 Нет
Нидерланды Европа 0.9306 0.9206 0,7758 0,8757 7 13 Нет
Норвегия Европа 0,9514 0,9025 0,7131 0,8557 18 14 Нет
Швейцария Европа 0,8472 0,8660 0,8428 0,8520 28 15 Нет
Эстония Европа 0,9028 0,8818 0,7613 0,8486 13 16 Нет
Испания Европа 0.9375 0.8885 0,6986 0.8415 17 17 Нет
Люксембург Европа 0.9236 0,7803 0.7964 0.8334 25 18 Нет
Исландия Европа 0,7292 0,9365 0.8292 0,8316 27 19 Нет
Австрия Европа 0.8681 0.8505 0,7716 0.8 301 16 20 Нет
ОАЭ Азия 0.9444 0,6877 0.8564 0,8295 29 21 Нет
Ирландия Европа 0.8264 0.9626 0,6970 0.8287 26 22 Нет
Канада Америки 0.9306 0,8744 0,6724 0,8258 14 23 Нет
Италия Еврола 0.9514 0,8341 0,6771 0,8209 22 24 Нет
Лихтенштейн Европа 0.7986 0.8237 0,8389 0,8 204 32 25 изВвОВ
Бахрейн Азия 0.7986 0,7897 0.8466 0.8116 24 26 Нет
Бельгия Европа 0,7569 0,9740 0,6930 0,8080 19 27 Нет
Монако Европа 0,6250 0,7901 1,0000 0,8050 31 28 из В в ОВ
Португалия Европа 0.9306 0.8170 0.6617 0.8031 зв 29 изВвОВ
Мальта Европа 0,8403 0,7973 0,7657 0,8011 30 30 изВвОВ
Израиль Азия 0.В264 0,8635 0,7095 0.7998 20 31 Нет
Российская Федерация Европа 0,9167 0.8522 0,6219 0.7969 35 32 из В в ОВ
Польша Европа 0,9306 0.8668 0.5805 0.7926 36 33 из В в ОВ
Уругвай Америки 0.8889 0,7719 0.6967 0.7858 34 34 из В в ОВ
Греция Европа 0,8194 0.8867 0,6439 0.7833 43 35 из В в ОВ
Кипр Азия 0,7847 0,8083 0,7279 0,7736 64 36 из В в ОВ
Словения Европа 0,7986 0,8923 0,6232 0,7714 21 37 Нет
Беларусь Европа 0,7361 0.8681 0,6881 0,7641 49 38 из В в ОВ
Казахстан Азия 0.8681 0.8388 0,5723 0.7597 33 39 из В в ОВ
Литва Европа 0,7986 0,8323 0,6293 0,7534 23 40 Нет
Стоит отметить, что в данном отчете эксперты международной организации впервые оценивали уровень развития электронного правительства не только в странах, но и в отдельных городах — и российская столица возглавила рейтинг, опередив Кейптаун, Таллин и Лондон.
Таблица 22
Рейтинг городов
Рейтинг Город Общие показатели Технологичес кие показатели Показатели предоставлен ия контента Показатели оказания услуг Показатели участия и вовлечения Группа
1 Москва 55 10 26 11 9 Очень высокий (более 75% показателей)
2 Кейптаун 53 10 26 11 7
2 Таллин 53 11 26 12 5
4 Лондон 51 10 25 11 6
4 Париж 51 11 24 8 9
6 Сидней 50 11 21 12 7
7 Амстердам 49 9 25 10 6
7 Сеул 49 11 25 6 8
9 Рим 48 11 25 8 5
9 Варшава 4В 11 25 7 6
11 Хельсинки 47 10 24 7 7
11 Стамбул 47 6 24 12 6
11 Шанхай 47 10 24 5 9
14 Мадрид 46 10 22 8 7
14 Нью-Йорк 46 10 21 10 6
16 Дубай 44 10 21 10 4 Высокий (50% - 75% показателей)
17 Прага 43 10 23 4 7
18 Аддис-Абеба 42 12 21 4 6
19 Токио 41 12 24 3 3
19 Торонто 41 9 22 8 3
21 Буэнос-Айрес 40 8 22 5 6
22 Берлин 39 11 21 2 6
23 Джакарта 37 9 17 5 7
24 Мумбаи 36 12 19 5 1
25 Алматы 35 11 19 3 3
25 Куала-Лумпур 35 11 19 4 2
27 Афины 33 8 18 7 1
27 Каир 33 10 18 5 1
27 Найроби 33 5 15 10 4
30 Эр-Рияд 31 9 15 3 5
31 Богота 30 7 17 3 4
32 Мехико 29 7 20 1 2 Средний (25% -50% показателей)
33 Коломбо 28 8 13 5 3
34 Бангкок 24 5 11 5 4
34 Порт-БЮЗби 24 9 12 0 4
36 Аккра 23 10 12 0 2
37 Абиджан 19 10 9 0 1
38 Луанда 17 8 9 0 1
38 Санто-Доминго 17 5 11 0 2
40 Карачи 16 5 11 0 1
Согласно статистическим данным 2018 года, количество зарегистрированных пользователей на портале Госуслуг составляет 86.5 млн. человек, а количество предоставленных услуг превышает 2.6 млрд. Финансовая составляющая оценивается в 48.2 млн успешных платежей на сумму 56.4 млрд рублей.
Диаграмма I3
Количество зарегистрированных пользователей
120
100
О)
О) - 80
■т
ш
о
т .0 60
О
с
40
X
2
20
86,5
65 Щ
40
22,5 13 ___
36 6'9 —
Диаграмма 24
Количество услуг, заказанных через сайт Госуслуг
з
2,5
£ 2
и >-
о.
2 1
0,5 О
Диаграмма З5
60
Сумма платежей
56,4
50
"5 40
ю >■
30
■=[
о.
2 20
10
30,3
0,78
2,9
Безусловно, за последние годы Россия достигла неплохих результатов в данной области, однако, не стоит почивать на лаврах. Прогресс не стоит на месте и требует постоянного целенаправленного развития данной сферы. Работа по развитию сервисов электронного правительства
3 Официальный сайт министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской федерации / Официальный сайт единого портала государственных услуг.
4 Там же.
5 Там же.
постоянно ведется в рамках проекта национальной программы «Цифровая экономика».
К 2024 году в цифровом формате планируется оказывать 70% госуслуг. Об этом сообщил Председатель Правительства России Дмитрий Медведев на заседании Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Уже сегодня мы видим движение в этом направлении. В 2020 году планируется запустить 25 суперсервисов, которые будут решать задачи в различных областях жизни граждан. В их числе рождение ребенка, поступление в
вуз онлайн, пенсия онлайн и многие другие.
Результаты исследования. Развитие электронного правительства и цифрового государства в современном обществе зависит от уделяемого правительством страны внимания. Немаловажную роль играет вовлечение в проект населения страны. Экономическая состоятельность введения электронного правительства доказана на примерах нескольких стран мира.
Выводы. Процесс увеличения объема предоставленных госуслуг неизбежен. Электронное правительство способствует оптимизации процессов взаимодействия внутри органов власти и с конечными потребителями услуг.
Библиография
1. Официальный сайт единого портала государственных услуг // [Электронный ресурс] // URL: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения 08.12.19).
2. Официальный сайт министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской федерации // [Электронный ресурс] // URL: https://digital.gov.ru/ (дата обращения 29.11.19).
3. Официальный сайт мэра и правительства Москвы // [Электронный ресурс] // URL: https://www. mos.ru/ (дата обращения 06.12.19).
4. Исследование ООН: электронное правительство 2018 // [Электронный ресурс] // URL: https:// publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/E-Government%20 Survey%202018_Russian.pdf (дата обращения 19.11.19).
5. Статья Марии Поповой, Марии Дранишниковой «Электронное правительство учится вовлекать граждан в решение проблем» 2019 год // [Электронный ресурс] // URL: https://www.vedomosti.ru/partner/ articles/2019/04/24/799870-gosudarstvo-umu-korruptsiei (дата обращения 06.11.19).
6. Статья Павловской С. В., Сироткиной Н. Г. «История и перспектива развития электронного правительства» 2016 год // [Электронный ресурс] // URL: https://publications.hse.ru/articles/176035821 (дата обращения 03.11.19).
References (transliterated)
1. Oficial'nyj sajt edinogo portala gosudarstvennyh uslug // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www. gosuslugi.ru/ (data obrashcheniya 08.12.19).
2. Oficial'nyj sajt ministerstva cifrovogo razvitiya, svyazi i massovyh kommunikacij Rossijskoj federacii // [Elektronnyj resurs] // URL: https://digital.gov.ru/ (data obrashcheniya 29.11.19).
3. Oficial'nyj sajt mera i pravitel'stva Moskvy // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.mos.ru/ (data obrashcheniya 06.12.19).
4. Issledovanie OON: elektronnoe pravitel'stvo 2018 // [Elektronnyj resurs] // URL: https://publicadmin-istration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/E-Government%20Survey%202018_Rus-sian.pdf (data obrashcheniya 19.11.19).
5. Stat'ya Marii Popovoj, Marii Dranishnikovoj «Elektronnoe pravitel'stvo uchitsya vovlekat' gra-zhdan v reshenie problem» 2019 god // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.vedomosti.ru/partner/ articles/2019/04/24/799870-gosudarstvo-umu-korruptsiei (data obrashcheniya 06.11.19).
6. Stat'ya Pavlovskoj S. V., Sirotkinoj N. G. «Istoriya i perspektiva razvitiya elektronnogo pravitel'stva» 2016 god // [Elektronnyj resurs] // URL: https://publications.hse.ru/articles/176035821 (data obrashcheniya 03.11.19).
© Д.О. Джоржано, M. Б. Понявина, 2020
Ссылка на статью: Джоржано Д.О., Понявина М.Б. - Электронное правительство и цифровое государство // Вести научных достижений. Бухгалтерский учет, анализ и аудит. - 2020. - №2. - С. 74-80. DOI: 10.36616/2713-17262020-2-74-80 URL: https://vestind.ru/journals/accounting/releases/2-2020/articles?pdfView&page=32