Научная статья на тему 'Электронное правительство и цифровое государство'

Электронное правительство и цифровое государство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2624
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ГРАЖДАНЕ / БИЗНЕС / DIGITAL STATE / E-GOVERNMENT / GOVERNMENT BODY / CITIZENRY / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дармилов Ахмед Фуадович, Понявина Мария Борисовна

В рамках статьи рассматриваются такие понятия, как «цифровое государство» и « электронное правительство», осуществляется анализ основных причин перехода на «цифровое государство» как современного механизма государственного управления в России. По результатам анализа автор достигает выводов о присутствии перспектив для дальнейшего развития российского «цифрового государства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT AND DIGITAL STATE

The article deals concepts, «digital state» and «e-government», the analysis of the main reasons for the transition to the digital state of the state is carried out, a modern mechanism of state governance in Russia. According to the results of the study the author comes to the conclusion that there are prospects for the development of the digital state in Russia.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство и цифровое государство»

ЦИФРОВИЗАЦИЯ

УДК 004.9:35

Дата направления в редакцию: 09-01-2020 Дата рецензирования: 10-01-2020 Дата публикации: 20-01-2020

Дармилов Ахмед Фуадович

Студент Факультета Менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва. E-mail: Darmilov0909@mail.ru

Понявина Мария Борисовна

Научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры политологии и массовых коммуникаций. Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва E-mail: mbponyavina@fa.ru

Darmilov Akhmed Fuadovich

Student, Faculty of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow. E-mail: Darmilov0909@mail.ru

Ponyavina Maria Borisovna

Scientific adviser,

Candidate of Economics,

Associate Professor, Department

of Political Science and Mass Communications.

Financial University under the Government of the

Russian Federation, Moscow

E-mail: mbponyavina@fa.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО

E-GOVERNMENT AND DIGITAL STATE

Аннотация (на рус). В рамках статьи рассматриваются такие понятия, как «цифровое государство» и «электронное правительство», осуществляется анализ основных причин перехода на «цифровое государство» как современного механизма государственного управления в России. По результатам анализа автор достигает выводов о присутствии перспектив для дальнейшего развития российского «цифрового государства».

Abstract (in Eng). The article deals concepts, «digital state» and «e-government», the analysis of the main reasons for the transition to the digital state of the state is carried out, a modern mechanism of state governance in Russia. According to the results of the study the author comes to the conclusion that there are prospects for the development of the digital state in Russia.

Ключевые слова: цифровое государство, электронное правительство, органы власти, граждане, бизнес.

Keywords: digital state, e-government, government body, citizenry, business.

В настоящее время с успешным внедрением цифровых технологий в социальные, управленческие и бизнес-процессы неразрывно связана реализация ключевых задач социально-экономического развития нашего государства. Тем не менее, за рамками цифро-визации сферы государственного управления, эти, казалось бы, очевидные цели не могут быть достигнуты.

Согласно существующим рекомендациям

Совета ОЭСР по разработке стратегии цифрового правительства, феномен цифровой трансформации в государственном управлении может быть рассмотрен, как переход от «электронного правительства» к «цифровому государству». Таким образом, осуществляется переход от непосредственного использования технологий для поддержки процессов в государственных органах власти к использованию технологий для формирования резуль-

татов государственного управления.

Именно поэтому, в рамках указанных условий становится возможным создание полноценной системы, которая будет состоять из органов управления государством, бизнес-структур, организаций и граждан, в которую цифровое правительство вступит и будет играть роль связующего звена, при этом обеспечив необходимое взаимодействие между рассматриваемыми субъектами [7].

Одной из самых актуальных проблем в экономике, политике и государственном управление является поиск механизмов наиболее эффективного осуществления публичной власти и взаимодействия с гражданами. Концепция «цифрового государства» среди данных механизмов в настоящее время занимает ведущую позицию, так как сочетает в себе новейшие информационные технологии и государственное управление.

Таким образом, понятия «цифровое государство» и «электронное правительство» на основании вышеизложенного в настоящее время набирают все большую популярность.

Далее приведем основные понятия таких определений, как «цифровое государство» и «электронное правительство».

В мае 2008 года было произведено принятие концепции «электронного правительства». В рамках данной концепции была сформирована новая форма деятельности органов власти. Она позволила достигнуть качественно нового уровня оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах непосредственной деятельности государственных органов за счет широкого использования коммуникационных и информационных технологий [3].

«Системный проект электронного правительства Российской Федерации» был представлен Министерством коммуникаций и связи в мае 2016 года. В данном проекте «электронное правительство» рассматривалось как особая система государственных органов власти и местного самоуправления, которые с целью преобразования внешних и внутренних связей, а также с целью оптимизации процессов реализации своих непосредственных функций и осуществления полномочий, применяют информационно-коммуникатив-

ные технологии [8]

Важно, что при осуществлении проектов, имеющих долгосрочное выполнение, должна учитываться особенность того, что информационные технологии склонны к быстрому изменению, то есть, если проект будет реализован на устаревших технологиях, то он не сможет отвечать всем современным требованиям.

Изучение научных исследований по данному направлению даст возможность раскрыть основную сущность цифрового государства, а также предопределить возможность его дальнейшего развития в рамках современной России. К примеру, по мнению Р. Азизова, цифровое государство - это особенная совокупность инструментов, направленных на реализацию полномочий государства в области оказания услуг населению, бизнесу, организациям, а также непосредственное взаимодействие органов власти между собой. При этом преследуется цель выстраивания диалога между государством и гражданами, а также обеспечения прозрачности принимаемых решений и интерактивного участия [1]. Согласно утверждениям Е. Смагина и В. Решетняка, цифровое государство - это все государство, в общем и целом, которое в свою очередь представлено тремя различными ветвями власти, и использующее в своей работе современные коммуникационные и информационные технологии [6]. В более широком смысле раскрывает понятие цифрового государства Л. Приходько, согласно мнению которого, рассматриваемый термин характеризует способ организации государственной власти, основанный на применении информационно-коммуникационных технологий [4]. Таким образом, обобщив точки зрения вышеуказанных исследователей, можно прийти к выводу о том, что цифровое государство является особым элементом взаимодействия между гражданами и органами власти.

Границы цифровизации, а вместе с ними и перечень критериев оценки, в отличие от электронного правительства существенно расширила новая концепция цифрового государства. На основании методики Всемирного банка, структура цифрового правительства представлена целым рядом следующих элементов: межведомственные сервисы для

84

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.

совместного использования; единый портал; государственная инфраструктура совместного использования; единые данные для совместного использования в государственном секторе; конфиденциальность и кибербезо-пасность; улучшенная аналитика и сенсорные сети. В свою очередь при оценке эффективности цифрового правительства должен проводиться комплексный анализ данных показателей сразу по трем плоскостям: технологическая; экономическая целесообразность и политическая (организационная) готовность. Данная методика, должна быть основана, как на нецифровых критериях, ко -торые формируют оптимальные основы для цифровизации государственного управления, так и на цифровых, которые создают технологическую основу для цифровизации сектора государственного управления (цифровая безопасность; цифровые порталы и платформы; цифровая инфраструктура и прочие).

Увеличение доверия граждан к государству может быть обеспечено только за счет прозрачности информации, объясняет Александр Морлок, исполнительный вице-президент группы компаний «Ланит», в исследовании М. Поповой и М. Дранишниковой «Государство по уму» [5]. Таким образом, принятие более рациональных решений становится возможным благодаря информатизации государственных и муниципальных органов власти.

В контексте ежегодного доклада ООН о развитии электронных правительств в мире за 2018 год, говорится о долгосрочном потенциале развития цифрового государства, который основывается не только на повышении эффективности государственных услуг и их институциональных улучшениях, а должен быть нацелен на большую вовлеченность, ответственность и участие граждан.

Отметим, что первостепенным являлась фокусировка на цифровизацию государственных услуг на том этапе, когда государства только начинали эксперименты с цифрой. Однако, на сегодняшний день формирование цифровых стратегий для повышения вовлеченности граждан выходит на первый план, о чем говорится в докладе ОЭСР «Переход в цифру: создавая политики, улучшая жизнь» [2].

Информационная система появляется в инфраструктуре электронного правительства, которая в свою очередь находится в состоянии обеспечить связанность данных, то каждый раз, когда, к примеру происходит рождение ребенка, указанный факт получает соответствующую запись в ЗАГСе. Речь идет о том, что в ЗАГС автоматически без участия граждан будут поступать данные обо всех родившихся детях, а женщина, присутствуя в роддоме, не будет наблюдать за тем, как происходит оформление документов на ее ребенка. Информация об оформленной врачом справке поступает в ЗАГС, где происходит оформление свидетельства о рождении, после чего все данные поступают в ФМС. Таким образом, родители, не принимая участие в процессе оформления документов, получат уведомление от ответственных ведомств о необходимости получения готовых документов (Свидетельство о рождении и СНИЛС).

На сегодняшний день наше государство имеет все необходимые возможности для внедрения цифровых услуг для населения и бизнеса, удовлетворить ожидания общества с точки зрения удобства и легкости доступа к муниципальным и государственным услугам по сравнению с мобильными и электронными сервисами, сэкономить или перераспределить ресурсы, которые расходуются на рутинные управленческие процессы, а также повысить эффективность административных процедур. Однако это возможно только в том случае, если будет принято соответствующее политическое решение, а также оперативно осуществлены ключевые стратегические инвестиции в области «цифрового государства».

Таким образом, развитие цифрового государства как особого направления является необходимым для совершенствования механизмов взаимодействия между государством и обществом. При этом необходимость этого связана с разрешением жизненно важных проблем, улучшения качества принимаемых государственных решений, упрощения процедур предоставления государственных услуг, а также обеспечения участия граждан в принятии государственных управленческих решений посредством современных информационно-коммуникационных технологий.

Библиография

1. Азизов Р.Ф. (2014), Электронное правительство как элемент электронного государства. Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, №4, С. 25.

2. Доклад ОЭСР по открытым государственным данным «Повышение степени зрелости политики для устойчивого воздействия» (2018). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary. о^^оуегпапсе/ореп^оуегптеп1;^а1а-геро11;_9789264305847-еп (дата обращения 29.10.2019).

3. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/93274/#ixzz4EFUiTA6n (дата обращения: 29.10.2019).

4. Приходько Л.В. (2007), Зарубежный опыт внедрения и использования системы «электронный суд». Государство и право, №9, С. 82.

5. Попова М., Дранишникова М. (2019), Государство по уму. Ведомисти, № 3, С. 2-5.

6. Решетняк В. И., Смагина Е.С. (2017), Информационные технологии в гражданском судопроизводстве (российский и зарубежный опыт), М.: Издательский дом «Городец», С. 10.

7. Рекомендация Совета ОЭСР по стратегиям цифрового правительства 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oecd.org/gov/digital-government/Recommendation-digital-government-strategies.pdf (дата обращения: 29.10.2019).

8. Системный проект электронного правительства Российской Федерации 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/uploaded/presentations/prezentatsiya-sistemnogo-proekta-ep.pdf. (дата обращения: 29.10.2019).

References (transliterated)

1. Azizov R.F. (2014), Elektronnoe pravitel'stvo kak element elektronnogo gosudarstva. Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata, №4, S. 25.

2. Doklad OESR po otkrytym gosudarstvennym dannym «Povyshenie stepeni zrelosti politiki dlya us-tojchivogo vozdejstviya» (2018). [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.oecd-ilibrary.org/gover-nance/open-government-data-report_9789264305847-en (data obrashcheniya 29.10.2019).

3. Koncepciya formirovaniya v Rossijskoj Federacii elektronnogo pravitel'stva do 2010 goda (odobrena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 6 maya 2008 g. № 632-r) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/93274/#ixzz4EFUiTA6n (data obrashcheniya: 29.10.2019).

4. Prihod'ko L.V. (2007), Zarubezhnyj opyt vnedreniya i ispol'zovaniya sistemy «elektronnyj sud». Gosu-darstvo i pravo, №9, S. 82.

5. Popova M., Dranishnikova M. (2019), Gosudarstvo po umu. Vedomisti, № 3, S. 2-5.

6. Reshetnyak V. I., Smagina E.S. (2017), Informacionnye tekhnologii v grazhdanskom sudoproizvodstve (rossijskij i zarubezhnyj opyt), M.: Izdatel'skij dom «Gorodec», S. 10.

7. Rekomendaciya Soveta OESR po strategiyam cifrovogo pravitel'stva 2014 g. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.oecd.org/gov/digital-government/Recommendation-digital-government-strategies. pdf (data obrashcheniya: 29.10.2019).

8. Sistemnyj proekt elektronnogo pravitel'stva Rossijskoj Federacii 2020 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://minsvyaz.ru/uploaded/presentations/prezentatsiya-sistemnogo-proekta-ep.pdf. (data obrashcheniya: 29.10.2019).

© A. 0. JJapMiiJioe, 2020

Ссылка на статью: Дармилов А.Ф. - Электронное правительство и цифровое государство // Вести научных достижений. Экономика и право. - 2020. - №3. - С. 82-85. DOI: 10.36616/26869837-2020-3-82-85 URL: https : //www.vestind.ru/journals/economicsandlaw/releases/2020-3/arti-cles?pdfView&page=24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.