количеством, так как думают, что в любом случае придется перерабатывать. Если люди трудятся неэффективно, надо искать возможности решения проблемы, а не придумывать способы, как ухудшить качество жизни работников, чем и является лишение людей выходных дней. Благодаря подобной «заботе», снижается качество жизни людей и в итоге сотрудники нелояльно относятся к компании.
Что можно сделать, чтобы избежать отрицательных эффектов антимотивации. Очевидно, что необходимо убрать наказания, ставить достижимые цели и зафиксировать критерии результативности работы, они должны быть неизменными на протяжении достаточно долгого промежутка времени для того чтобы сотрудники могли привыкнуть к ним и почувствовать отдачу от их применения.
Часто руководители намеренно или неосознанно путают стандарты работы с показателями эффективности. Но этого допускать нельзя, чтобы мотивация не превратилась в антимотивацию.
Источники:
1. Степанов С.Н. Стимулирующие выплаты в эффективном контракте// Руководитель бюджетной организации. -2015. - N 4.C. 20-26.
2. Мамонов Е. Как мотивацию персонала не превратить в антимотивацию // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2016. - N 6. С. 78-86.
3. Александрова А.А. Мотивация трудовой деятельности как элемент системы управления персоналом/ Вестник магистратуры. -2016 г. -№ 4-3(55).- С.58.
4. Большакова И.А. Мотивация как элемент эффективного управления персоналом// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития.-2016.-№12.-С.115
Sources:
1. Stepanov S.N. Incentive payments in an effective contract // Head of a budget organization. - 2015. - N 4.C. 20-26.
2. Mamonov E. How to motivate staff not to be turned into antimotivation // Personnel service and personnel management of the enterprise. - 2016. - N 6. S. 78-86.
3. Alexandrova A.A. Motivation of labor activity as an element of the personnel management system / Bulletin of the magistracy. -2016, No. 4-3 (55) .- P.58.
4. Bolshakova I.A. Motivation as an element of effective personnel management // Economics and Management: Analysis of Trends and Development Prospects. - 2016.-№12.-С.115
М.А. Мирошниченко - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, к. э. н., доцент, Кубанского государственного университета, г. Краснодар,
M.A. Miroshnichenko - associate Professor of the Department of General, strategic, information management and business processes, Ph. D., associate Professor, Kuban state University, Krasnodar
Т.С. Зотова - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар,
T.S. Zotova - student of the Kuban State University, Krasnodar;
И.А. Леготин - студент Кубанского государственного университета, г. Краснодар,
I.A. Legotin - student at Kuban State University, Krasnodar.
ЗНАНИЯ В РАМКАХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕКТОРА KNOWLEDGE IN THE DIGITAL ECONOMY AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SECTOR
Аннотация. В данной статье рассмотрена взаимосвязь цифровой экономики и экономики знаний как главных ресурсов в современном экономическом пространстве. Представлен обзор формирования интеллектуального капитала организации на основе знаний сотрудников, а также описан процесс его формирования на основе использования информационных технологий. Аргументировано влияние государственных программ цифровизации в сфере бизнеса на примере концепций «Электронное правительство» и «Открытое правительство», дан обзор национального проекта «Мой бизнес». Разработана модель развития концепции «Электронное правительство» с применением электронного документооборота компании в системе документационного обеспечения управления, которая подразумевает повсеместное внедрение систем электронного документооборота, расширения возможностей портала «Госуслуги», а также развитие и приведение в соответствие нормативно-законодательной базы в сфере электронных документов.
Annotation. This article discusses the relationship between the digital economy and the knowledge economy as the main resources in the modern economic space. The review of formation of intellectual capital of the organization on the basis of knowledge of employees is presented, and also process of its formation on the basis of use of information technologies is described. The influence of state programs of digitalization in the sphere of business on the example of the concepts of "E-government" and "open government" is argued, the review of the national project "My business"is given. The developed model of development of the concept of "Electronic government" with the use of electronic documents in system of document management that involves the widespread introduction of electronic document management systems, empowerment of the portal of state Services, and the development and harmonisation of legislative framework in the field of electronic documents.
Ключевые слова: бизнес, интеллектуальный капитал, открытое правительство, цифровая экономика, экономика знаний, электронное правительство.
Keywords: business, intellectual capital, open government, digital economy, knowledge economy, e-government.
Современное развитие цифровой экономики невозможно без применения инструментов экономики знаний, как основы создания и разработки информационных технологий, необходимых для эффективного функционирования любой организации. Под экономикой знаний нами понимается такой тип экономики, в котором знания играют особую роль, а их создание и использование является фактором, определяющим конкурентоспособность компании. На данный момент экономика знаний активно внедрена в США и странах Европы как высший этап развития инновационной экономики, главной чертой которой является информационное общество и общество знаний. Для развития России в сфере экономики знаний на данный момент не хватает взаимодействия научного общества с остальными сферами общественной жизни, что выражается в создании таких технологий, которые не полностью соответствуют современным требованиям. На рисунке 1 представлены возможные меры для создания благоприятных условий формирования экономики знаний.
Создание и использование знаний необходимо в любой деятельности, особенно это актуально на фоне активно развивающихся информационных технологий, вносящих определенные условия для их внедрения. В период становления цифровой экономики в России стали уделять большое внимание развитию информационных технологий, нацеленных на взаимодействия государства и общества.
Рисунок 1 - Меры для создания условий формирования экономики знаний в России
Развитие концепции «Электронное правительство», реализованной на электронной площадке «Госуслуги» открыло большие возможности для взаимодействия государства и общества, а также позволило эффективнее обеспечивать бизнесу свою деятельность. Данная концепция предусматривает отношения с максимально возможным использованием информационных технологий как со стороны организации или населения, так и со стороны государства. Внедрение концепции «Электронное правительство» обеспечивает кардинальное изменение взаимоотношений между обществом, компаниями и государством, в том числе это является одним из факторов совершенствования демократии и повышения открытости, прозрачности и ответственности между субъектами взаимоотношений. Основные принципы концепции «Электронное правительство» представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Принципы концепции «Электронное правительство»
Принцип Характеристика
Ориентация на население Население, в том числе организации являются главным звеном в определении политики и направления концепции
Удобство и простота Все средства, применяемые при внедрении «Электронного правительства»,
использования должны упростить использование информационных технологий
Масштабность решений Используемые средства должны обеспечивать эффективное взаимодействие между подразделениями компании, а также с внешней средой
Соответствие требованиям Электронные приложения должны соответствовать общепринятым принципам безопасности, идентификации, электронных платежей и т.д.
Главными аспектами внедрения концепции «Электронное правительство» в компаниях является переход к электронному документообороту и электронным архивам, которые обеспечивают эффективную деятельность организации в период становления цифровой экономики и позволяют организации повысить уровень конкурентоспособности.
Рассмотрение цифровой экономики и экономики знаний как единое целое явление позволит повысить эффективность создаваемых информационных технологий и методов управления. Для успешной деятельности организации необходимо чтобы сотрудники обладали определенным уровнем знаний, образующим интеллектуальный капитал. Сейчас такой вид капитала является одним из наиболее важных, так как определяет конкурентоспособность и уровень развития организации, ее возможность реагировать на изменения условий ведения бизнеса и гибко, не прибегая к кардинальным изменениям, в любой момент повысить уровень конкурентоспособности за счет создания или применения новых инновационных инструментов или технологий [2].
В свою очередь руководители должны быть гибкими и обладать некой инновационной компетентностью, которая позволит им принимать нестандартные решения, и принесет наибольшую эффективность и возможность управлять потоками знаний. Инновационные знания, на данный момент, считаются главным интеллектуальным ресурсом деятельности организации, управление которыми позволит создать новые ценности, выраженные в объектах интеллектуальной собственности [5].
Творческое взаимодействие руководителей и сотрудников между собой - основа формирования платформы для развития нового знания. Новое собственное знание сотрудника может быть создано на основе партнерского взаимодействия на всех уровнях управления, что позволит преобразовать неявное знание в явное при создании какого-нибудь инновационного товара или услуги. Вследствие этого обеспечивается трансфер личных знаний сотрудников в знание организации, в результате формируется интеллектуальный капитал, который имеет вид организационного знания. Благодаря этому создается актив знаний, формируется база знаний, которая позволяет использовать потоки знаний на всех уровнях организации [6].
Разработка инструментов, объединяющих в себе информационные технологии и интеллектуальный капитал организации должны стать основным ресурсом для обеспечения эффективной деятельности.
Для поддержки бизнеса, в том числе молодых предпринимателей, создан портал «Мой бизнес». Данный национальный проект нацелен на привлечение молодых людей для ведение бизнеса. Такой проект имеет большое значение для экономики России, в том числе и для ее цифровизации, так как может привлечь новые инновационные идеи в сферу бизнеса, что позволит поднять ее на новый уровень.
В каждом субъекте Российской Федерации создается доступная и удобная инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса. Она ориентирована на помощь предпринимателям в открытии и развитии своего дела. В ее состав входят центры поддержки предпринимательства «Мой бизнес», центры поддержки экспорта, микрофинансовые организации, бизнес-инкубаторы, технопарки и др. [7].
В таких центрах можно оформить индивидуальное предпринимательство, провести аудит компании, получить государственную поддержку, услуги по маркетингу и продвижению товара на рынке. Можно открыть свой бизнес в формате «Одного окна», проконсультироваться по кредитованию, налогообложению, бухгалтерскому учету, пройти обучение основам предпринимательства.
Подробный обзор платформы «Мой бизнес» представлен в таблице 2. Взаимодействие с данной электронной площадкой позволит молодым инициативным предпринимателям открыть свой бизнес без препятствий, не отпугивая и решая проблемы без дополнительных трудностей, разъясняя и направляя в нужное русло.
Традиционный способ ведения бизнеса без электронного взаимодействия устарел. Сейчас многие государственные национальные программы направлены не только на население, но и на бизнес, который сейчас является важным элементом становления цифровой экономики. Любая компания в рамках становления цифровой экономики должна ориентироваться на взаимосвязь с государственными проектами и программами цифро-визации, например, «Электронное правительство», «Открытое правительство» и «Цифровая экономика».
Масштабное применение информационных систем соответствует верному развитию концепции «Электронное правительство», причем как на государственном уровне, так и на уровне бизнеса. Окончательное становление концепции невозможно без участия в ней всех субъектов экономической сферы, что будет более эффективно при единовременном переходе на электронный документооборот [4].
Одним из ключевых субъектов в экономике страны являются компании, которые взаимодействуют как с государством, так и с населением, что делает их важным элементом процесса перехода к электронному документообороту [3].
На рисунке 2 представлена разработанная модель развития концепции «Электронное правительство» на основе электронного документооборота компании в системе документационного обеспечения управления, которая подразумевает повсеместное внедрение систем электронного документооборота, расширения возможностей портала «Госуслуги», а также развитие и приведение в соответствие нормативно-законодательной базы в сфере электронных документов.
Таблица 2 - Обзор электронной платформы «Мой бизнес» [8]
Раздел Описание
1 2
Бизнес-ситуация - определение режима налогообложения; - экспорт, импорт и выход на международные рынки; - электронные торговые площадки (закупки); - закрытие бизнеса; - финансовая поддержка; - экспертиза и оценка; - защита прав предпринимателей; - инвестиции; - контроль и надзор; - развитие делового партнерства; - регистрация фирмы; - справки и информирование; - бизнес-старт; - недвижимое имущество для бизнеса
Сфера оказания услуг - грантовая деятельность; - информатизация; - развитие бизнеса; - промышленность; - внешнеэкономическая деятельность; - животноводство; - виноградарство; - растениеводство; - строительство; - энергосети; - экспертная деятельность; - имущественные отношения; - налогообложение; - информирование; - сельское хозяйство; - получение экспертной поддержки; - кредитование; - рыбоводство; - юридические действия
Результат услуги - организация мероприятий; - присоединение к энергосетям; - экспертная деятельность; - подготовка документов; - предоставление кредита (займа, поручительства); - кредитование; - согласование и получение разрешений; - субсидия; - получение сведений (выписок, дубликатов, уведомлений); - оформление недвижимости.
Уровень оказания услуги - муниципальная услуга; - федеральная услуга; - негосударственная услуга; - областная услуга
Стоимость оказания услуги - на бесплатной основе; - на платной основе
Организация - «Региональная корпорация развития»;
(орган власти), предо- - ФССП России;
ставляющая услугу - Министерство по физической культуре и спорту;
- Росимущество;
- Управление государственного надзора за техническим состоянием самоходных
машин и других видов техники;
- МВД;
- Минсельхоз;
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар-
тографии;
- Министерство природных ресурсов и экологии;
- Орган местного самоуправления;
- Министерство строительства, архитектуры и территориального развития региона;
- Федеральная налоговая служба;
- Министерство экономического развития региона;
- Управление ветеринарии;
- Фонд социального страхования;
- Микрофинансовые организации
Результатом внедрения данной модели должно стать создание единого стандарта электронных документов, который стандартизировал и унифицировал всю электронную документацию, как в компаниях, так и в государственных органах. Также важной частью является портал «Госуслуги», который должен стать не только средством получения услуги, но и предоставить возможность для результативного взаимодействия населения и компаний.
Для представителей бизнеса концепция «Открытое правительство» имеет большое значение, так как она может улучшить конкурентную среду, качество государственного регулирования отрасли, также предоставляет обеспечение прозрачности и формирования механизмов борьбы с коррупцией [1].
Таким образом, соединение интеллектуального капитала компании и информационных технологий позволит выйти организации на новый уровень деятельности, который основывается на накоплении знаний в организации и использовании его на основе информационных технологий. Для цифровизации любой сферы деятельности необходимы сотрудники, которые обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками, в том числе высоким уровнем образования в области информационных технологий.
Внедрение информационных технологий, в том числе систем электронного документооборота, способствует повышению производительности труда сотрудников за счет сокращения временных затрат на стандартные процедуры и процессы, увеличению времени на решение рабочих задач, в том числе интеллектуальной деятельности.
Рисунок 2 - Модель развития концепции «Электронное правительство»
Таким образом, можно сделать вывод, что на данный момент становления цифровой экономики невозможно без развития экономики знаний. В Российской Федерации экономика знаний сформирована недостаточно и не может в полной мере конкурировать с ведущими странами Европы и США. Для дальнейшего развития экономики знаний необходимо, в первую очередь, формировать высокотехнологичную образовательную среду, которая является основой интеллектуальной собственности страны. Это позволить обеспечить рынок труда специалистами, наделенными необходимыми компетенциями, умениями, знаниями и навыками, установленными требованиями развития цифровой экономики. При этом в нынешней ситуации важна государственная поддержка, которая нацелена на развития бизнеса, не только уже состоявшегося и приносившего прибыль, но и молодых предпринимателей, способных внести инициативные и инновационные идеи, развивая сферу цифровых и информационных технологий.
Источники:
1. Зотова Т.С., Мирошниченко М.А. Развитие концепции «Открытое правительство» в России в условиях цифровой экономики / Проблемы общества и экономики, основанных на знании: инновации и неоиндустриализация: сборник науч. статей молодых исследователей / Науч. ред. В.В. Ермоленко. г. Краснодар Россия ИПЦ КубГУ. 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36639644 (дата обращения: 9.11.19).
2. Леготин И.А., Савченко А.П. Инновационное знание как основа конкурентоспособной деятельности / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35218555 (дата обращения: 21.11.19).
3. Мирошниченко М.А., Зотова Т.С. Влияние концепции «Электронное правительство» на управление компанией в период цифровой экономики / / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36714970 (дата обращения: 28.11.19).
4. Мирошниченко А.А., Мирошниченко М.А. Электронное правительство. Предоставление государственных и муниципальных услуг. Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 034700 (46.03.02) «Документоведение и архивоведение» / Под ред. В.В. Ермоленко. Краснодар, 2014. 240 с.
5. Мирошниченко М.А., Максимова О.В. Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности корпораций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2016, № 119(05). Режим доступа: URL: http://ej.kubagro.ru/2016/05/pdf/85.pdf.
6. Овчаренко Г.В., Ларкина Н.Г. Управление созданием инновационного знания в современной организации // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. - М.: Изд-во Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2016. № 2. С. 35 - 42.
7. Официальный сайт «Мой бизнес» / [Электронный ресурс] Режим доступа: httpsV/мойбизнес.рф (дата обращения:
9.11.19).
8. Официальный сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mfcrnd.ru/about/mfts-dlya-biznesa/interaktivnyy-pomoshchnik-biznesmena.php (дата обращения: 27.11.19).
Sources:
1. Zotova T.S., Miroshnichenko M.A. Razvitie koncepcii «Otkrytoe pravitel'stvo» v Rossii v usloviyah cifrovoj ekonomiki / Problemy obshchestva i ekonomiki, osnovannyh na znanii: innovacii i neoindustrializaciya: sbornik nauch. statej molodyh issle-dovatelej / Nauch. red. V.V. Ermolenko. g. Krasnodar Rossiya IPC KubGU. 2018. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=36639644 (data obrashcheniya: 9.11.19).
2. Legotin I.A., Savchenko A.P. Innovacionnoe znanie kak osnova konkurentosposobnoj deyatel'nosti / [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=35218555 (data obrashcheniya: 21.11.19).
3. Miroshnichenko M.A., Zotova T.S. Vliyanie koncepcii «Elektronnoe pravitel'stvo» na upravlenie kompaniej v period cifrovoj ekonomiki / / [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=36714970 (data obrashcheniya: 28.11.19).
4. Miroshnichenko A.A., Miroshnichenko M.A. Elektronnoe pravitel'stvo. Predostavlenie gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug. Uchebn. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po napravleniyu 034700 (46.03.02) «Doku-mentovedenie i arhivovedenie» / Pod red. V.V. Ermolenko. Krasnodar, 2014. 240 c.
5. Miroshnichenko M.A., Maksimova O.V. Intellektual'naya sobstvennost' v innovacionnoj deyatel'nosti korporacij // Poli-tematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2016, № 119(05). Rezhim dostupa: URL: http://ej.kubagro.ru/2016/05/pdf/85.pdf.
6. Ovcharenko G.V., Larkina N.G. Upravlenie sozdaniem innovacionnogo znaniya v sovremennoj organizacii // Gosudar-stvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchyonye zapiski SKAGS. - M.: Izd-vo Rossijskaya akademiya narodnogo hozyajstva i gosu-darstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. 2016. № 2. S. 35 - 42.
7. Oficial'nyj sajt «Moj biznes» / [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://mojbiznes.rf (data obrashcheniya: 9.11.19).
8. Oficial'nyj sajt Mnogofunkcional'nogo centra predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug «Moi dokumenty» / [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://mfcrnd.ru/about/mfts-dlya-biznesa/interaktivnyy-pomoshchnik-biznesmena.php (data obrashcheniya: 27.11.19).