Научная статья на тему 'Электронное правительство - новая концепция государственного управления'

Электронное правительство - новая концепция государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2162
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / CONCEPT OF E-GOVERNMENT / E-GOVERNMENT / INFORMATION AND COMMUNICATIONS TECHNOLOGY / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION SOCIETY / PUBLIC ADMINISTRATION / E-DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифорова Славяна Алексеевна

Статья посвящена вопросам, связанным с развитием понятия «e-Government» («электронное правительство») и концепции электронного правительства как нового подхода к государственному управлению. В работе проанализированы определения понятия «e-Government», представленные в зарубежной и отечественной литературе, которые позволили все полученные трактовки обобщить и свести к разъяснению понятия в узком и широком смыслах. Электронное правительство в узком смысле это использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти или средства коммуникации. В широком понимании процесс, направленный на изменение взаимодействий в системе государственного управления, цель которого заключается в совершенствовании системы управления, повышении качества обслуживания населения и обеспечении конституционных прав граждан. В работе определены основные предпосылки возникновения концепции электронного правительства, представлены принципы и направления его развития: (e-Administration) электронное администрирование, (e-Citizens) электронное взаимодействие с гражданами и предоставление услуг населению (e-Services), а также (e-Society) развитие информационного общества. Рассмотренные направления развития электронного правительства помогли выявить их преимущества и недостатки. В статье рассматривается нормативная правовая база и стратегии развития в Российской Федерации электронного правительства, цифровой демократии и информационного общества. Проанализированы комплексные показатели ООН, характеризующие уровень развития электронного правительства, цифровой демократии и информационного общества в странах мира и место, занимаемое в нем Российской Федерацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никифорова Славяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-GOVERNMENT - A NEW CONCEPT OF PUBLIC ADMINISTRATION

The article is devoted to issues related to the development of the concept of «e-Government» («e-government») and the concept of e-government as a new approach to public administration. The article analyses the definitions of the concept of «e-Government», which are presented in foreign and domestic literature. all the studied definitions helped to share the concept of e-government in a narrow and broad sense. In the narrow sense, e-government is the use of information and communication technologies in the activities of public authorities or means of communication. In a broad sense, this is a process aimed at changing interactions in the public administration system, the purpose of which is to improve themanagement system, improve the quality of public services and ensure the constitutional rights of citizens. The article defines the main prerequisites for the emergence of the concept of electronic government, presents the principles and directions of its development: (e-Administration) electronic administration, (e-Citizens) electronic interaction with citizens and the provision of services to the public (e-Services), (e-Society) development information society. The e-government development directions have helped to identify their advantages and disadvantages. The article reveals the regulatory framework and development strategies in the Russian Federation of e-government, digital democracy and the information society. The article analyzes the UN comprehensive indicators characterizing the level of development of e-government, digital democracy and the information society in the countries of the world and the place there of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство - новая концепция государственного управления»

УДК 340.12

DOI: 10.35750/2071-8284-2020-2-40-47

С. А. Иикифорова

кандидат юридических наук Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 ORCID: 0000-0003-0552-6346. E-mail: nikiforova.slavyana@mail.ru

Электронное правительство -новая концепция государственного управления

Аннотация: Статья посвящена вопросам, связанным с развитием понятия «e-Government» («электронное правительство») и концепции электронного правительства как нового подхода к государственному управлению. В работе проанализированы определения понятия «e-Government», представленные в зарубежной и отечественной литературе, которые позволили все полученные трактовки обобщить и свести к разъяснению понятия в узком и широком смыслах. Электронное правительство в узком смысле - это использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти или средства коммуникации. В широком понимании - процесс, направленный на изменение взаимодействий в системе государственного управления, цель которого заключается в совершенствовании системы управления, повышении качества обслуживания населения и обеспечении конституционных прав граждан. В работе определены основные предпосылки возникновения концепции электронного правительства, представлены принципы и направления его развития: (e-Administration) электронное администрирование, (e-Citizens) электронное взаимодействие с гражданами и предоставление услуг населению (e-Services), а также (e-Society) развитие информационного общества. Рассмотренные направления развития электронного правительства помогли выявить их преимущества и недостатки. В статье рассматривается нормативная правовая база и стратегии развития в Российской Федерации электронного правительства, цифровой демократии и информационного общества. Проанализированы комплексные показатели ООН, характеризующие уровень развития электронного правительства, цифровой демократии и информационного общества в странах мира и место, занимаемое в нем Российской Федерацией.

Ключевые слова: концепция электронного правительства, электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии, информационные технологии, информационное общество, государственное управление, электронная демократия.

Для цитирования: Никифорова С. А. Электронное правительство - новая концепция государственного управления // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 2 (86). - С. 40-47. DOI: 10.35750/2071-8284-2020-2-40-47.

Slavyana A. Nikiforova

Cand. Sci. (Jurid.)

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation ORCID: 0000-0003-0552-6346. E-mail: nikiforova.slavyana@mail.ru

E-government -a new concept of public administration

Annotation: The article is devoted to issues related to the development of the concept of «e-Government» («e-government») and the concept of e-government as a new approach to public administration. The article analyses the definitions of the concept of «e-Government», which are presented in foreign and domestic literature. all the studied definitions helped to share the concept of e-government in a narrow and broad sense. In the narrow sense, e-government is the use of information and communication technologies in the activities of public authorities or means of communication. In a broad sense, this is a process aimed at changing interactions in the public administration system, the purpose of which is to improve the

40

management system, improve the quality of public services and ensure the constitutional rights of citizens. The article defines the main prerequisites for the emergence of the concept of electronic government, presents the principles and directions of its development: (e-Administration) electronic administration, (e-Citizens) electronic interaction with citizens and the provision of services to the public (e-Services), (e-Society) development information society. The e-government development directions have helped to identify their advantages and disadvantages. The article reveals the regulatory framework and development strategies in the Russian Federation of e-government, digital democracy and the information society. The article analyzes the UN comprehensive indicators characterizing the level of development of e-government, digital democracy and the information society in the countries of the world and the place there of the Russian Federation.

Keywords: concept of e-government, e-government, information and communications technology, information technology, information society, public administration, e-democracy

For citation: Nikiforova S.A. E-government - a new concept of public administration // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - № 2 (86). - Р. 40-47. DOI: 10.35750/2071-8284-2020-2-40-47.

Жизнь современного общества - безостановочная гонка за сбор, обработку и передачу информации с помощью использования информационно-коммуникационных технологий, которые проникают в обыденную жизнь населения, изменяют общепринятые стандарты поведения, дают толчок к развитию информационного общества, где информация трансформируется в особо важный ресурс развития, а государство применяет электронные ресурсы для обеспечения своего функционирования.

Важным направлением развития государственного управления в развитых странах становится использование информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении и создание электронного правительства.

Термин «электронное правительство» в научный оборот вошел сравнительно недавно. В начале 90-х годов прошлого столетия, в период президентства Билла Клинтона, шли активные обсуждения сущности данного термина. Первоначально «электронное правительство» как научная дефиниция раскрывалась учёными в контексте теории информационного общества, затем обсуждение перешло в средства массовой информации. В 1997 г. термин «электронное правительство» впервые был использован в тексте нормативного правового акта в Соединенных Штатах Америки Национальным научным фондом в рамках Программы по использованию передовых технологий1.

1 Open Government: A progress Report to the American People 2009 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Белого дома «The White House». - Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ ogi-progressreport-american-people.pdf (дата обращения: 23.04.2020).

«Электронное правительство» как дефиниция было (и продолжает оставаться) широким в понимании. Это создаёт целый комплекс проблем для уяснения сущности данного явления, которое связано с юридическими представлениями о правительстве как об органе государственной власти. В российской научной мысли «электронное правительство» используется согласно прямому переводу с английского «electronic government» («e-government»). Однако термин «government» в английском языке имеет несколько лексических значений, где одно - высший исполнительный орган, другое - государство в целом, то есть «e-Government» охватывает весь механизм государства, касается форм и механизмов реализации власти с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Основы научных представлений о e-Government были заложены зарубежными авторами: Т. Беккером [22], К. Беллами [23], Дж. Тейлором, Д. Гарсоном [27], Дж. Фонтэйном [20], Д. Нормом [30], В. Муном [31], В. Перисте-расом, К. Тарабанисом, Т. Тсекосой, Р. Хиксом, Е. Ховом [26]. Электронное правительство становилось предметом изучения и российских ученых. Вклад в комплексное изучение электронного правительства внесли: М. Ю. Брауде-Золотарёв [2], А. П. Голубицкий [4], А. В. Данилин [7], В. И. Дрожжинов [8], С. А. Дятлов [9], Ю. М. Ирхин [10], А. В. Кузнецов [11], И. Н. Кузьмина2, М. Ю. Павлютенкова [12], А. В. Павроз

2 Кузьмина И. Н. Электронное правительство в системе политических коммуникаций : дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10 / Кузьмина Инесса Николаевна. - Москва, 2011. - 182 с.

[13], С. В. Пономарёв3, Л. В. Сморгунов4, В. В. Солодовников5, Е. М. Стырин6, В. Н. Якимец [16].

Проанализированные определения понятия «е-Ооуегпшеп1», представленные в зарубежной литературе, позволили все полученные трактовки обобщить и свести к двум группам: разъяснению понятия в узком и широком смыслах [5, с. 123].

В первом случае электронное правительство - это использование информационно-коммуникационных технологий как средства коммуникации в деятельности органов государственной власти [3, с. 108-110].

Электронное правительство в широком понимании - это процесс, направленный на изменение взаимодействий в системе государственного управления, цель которого заключается в совершенствовании системы управления, повышении качества обслуживания населения и обеспечении конституционных прав граждан [22]. В представленном подходе оно понимается как новая система взаимодействия общества и государства.

Противоположность представленных подходов отмечают и отечественные учёные А. А. Голубева [5, с. 120-121], С. В. Пономарев7, Л. В. Сморгунов [17]. А. А. Голубева полагает, что «в широком подходе в определении понятия "электронное правительство" отражена новая концепция государственного управления, предполагающая изменение взаимоотношений между государством, включающая эволюцию процессов управления в государственных структурах, модернизацию с помощью информационно-коммуникационных технологий средств и методов осуществления государственных функций, развитие демократических основ государственного управления, обеспечение принципов открытости и подотчетности обществу» [5, с. 123]. Концепция электронного правительства,

3 Пономарев С. В. «Электронное правительство»: административные и гражданские практики в современной России : дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Пономарев Сергей Витальевич. - Москва, 2014. - 202 с.

4 Сморгунов Л. В., Шерстобитов А. С. Политические сети: теория и методы анализа : учебник для студентов вузов. - Москва: Аспект Пресс, 2014. - 318 с.

5 Солодовников В. В. Микропроцессорные автоматические системы регулирования. Основы теории и элементы : учебное пособие. - Москва: Высшая школа, 1991.

- 255 с.

6 Стырин Е. М. Электронное правительство: стратегии формирования и развития : дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08 / Стырин Евгений Михайлович. - Москва, 2006.

- 164 с.

7 Пономарев С. В. Указ. соч.

по мнению А. А. Голубевой, «заключается в переходе к современным формам взаимодействия в системе государственного управления, в коренном изменении принципов работы внутри государственного аппарата» [5, с. 123].

Британские исследователи Н. Киртайс и Дж. Кабтри в работе «Умное правительство -обновление электронного правительства для предоставления услуг населению» определили главные принципы концепции электронного правительства:

«- повышение взаимодействия государственных органов и местного самоуправления с населением;

- умножение с помощью информационно-коммуникационных технологий качества государственных услуг, ориентированных на потребителей;

- свободный доступ физических и юридических лиц к государственной информации и услугам;

- массовое вовлечение гражданского общества в процессы государственного управления;

- продуктивное использование информации для повышения качества государственного управления» [19].

Онтогенез электронного правительства отражен в его направлениях и основной идее, а комплекс этих направлений определён в механизмах реализации принципов электронного правительства.

Ричард Хикс, действующий профессор, руководитель Центра развития информатики Манчестерского университета (Великобритания), ведущий аналитик в области исследования информационно-коммуникационных технологий и электронного правительства8 выделил три основных направления развития электронного правительства:

«- (e-Administration) электронное администрирование;

- (e-Citizens) электронное взаимодействие с гражданами и предоставление услуг населению (e-Services);

- (e-Society) развитие информационного общества» [22, с. 34-37].

Электронное администрирование

(e-Administration) - замена устоявшегося метода

8 Профессор Ричард Хикс. Публикации / Prof. Richard Heeks. Publications [Электронный ресурс] // Сайт Манчестерского университета / The University of Manchester. - Режим доступа: https://www.research.manchester.ac.uk/ portal/en/researchers/richard-heeks(2b138a55-347c-4f39-b347-b73fo62c0ead)/publications.html?page=15 (дата обращения: 30.04.2020).

управления электронным, включающим в себя следующие ступени:

«- автоматизацию - перевод в автоматизированный режим функций, связанных со сбором, хранением, обработкой и передачей информации;

- информатизацию - информационную поддержку реализуемых функций, примером которой может послужить поддержка управленческих решений в государственном секторе;

- трансформацию - создание и поддержку новых функций, реализуемых с помощью информационно-коммуникационных технологий или выполняемых человеком, например, предоставление государственных услуг с помощью интернет-сервисов.

Электронное администрирование в первую очередь нацелено на совершенствование работы внутри органов государственного управления, оптимизацию структуры государственного управления, увеличение показателей эффективности, производительности и конкурентоспособности государства» [23, с. 17].

Электронное взаимодействие с гражданами (е-СШгеш) и предоставление услуг (е-Бетсез) - второе направление развития электронного правительства, в котором органы госуправления нацелены на максимальное удовлетворение потребностей граждан. Приоритетным направлением в данной концепции является гражданин и его запросы.

Взаимодействие граждан с органами государственного управления и местного самоуправления в пределах электронного правительства осуществляется в сети Интернет по следующим позициям:

«- предоставление физическим и юридическим лицам полной информации о деятельности органов государственной власти и муниципальных органов;

- получение информации от физических и юридических лиц, возможность участия в принятии решений в деятельности органов государственного управления и местного самоуправления;

- оказание в электронном виде государственных услуг, соответствующих новым стандартам качества, ориентированным на потребителей» [1, с. 31; 5, с. 125].

Информационно-коммуникационные технологии существенно повышают транспарентность, оперативность и подотчётность правительства, предоставляют гражданам возможность участвовать в политических процес-

сах9 [25]. По количеству предоставленных государством электронных средств и методов, а также степени участия субъектов в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления можно определить уровень цифровой демократии общества [22].

В Российской Федерации Минкомсвязью разработана «Концепция развития механизмов электронной демократии до 2020 года»10. Она предусматривает новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, Государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р с учётом международных соглашений Российской Федерации11.

К настоящему моменту цели концепции электронного правительства в Российской Федерации в полном объёме остаются не реализованными. Причиной тому недостаточная обеспеченность населения страны свободным доступом к информации о деятельности государственных органов и местного самоуправления, о событиях в регионе проживания, в стране, в мире. Развитие информационно-коммуникационных технологий сформирует новые механизмы реализации народовластия. Однако электронная демократия не оказала желаемого влияния на политико-правовую действительность России.

Развитие электронного правительства в направлении информационного общества

9 E-Democracy is an integral part of e-governance development [Электронный ресурс] // Сайт «e-Democracy - e-Governance Academy». - Режим доступа: https://ega. ee/e-democracy/ (дата обращения: 30.03.2020).

10 Концепция развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года // Сайт «Единый портал электронной демократии Российской Федерации». - Режим доступа: http://e-democratia.ru/s/ blog/msg-textid-10292940 (дата обращения: 30.04.2020).

11 Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)"» // Сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - Режим доступа: https://digital.gov. ru/ru/documents/4137/ (дата обращения: 30.04.2020).

(е-8оае1у) направлено на развитие информационно-коммуникационных технологий, результативного взаимодействия всех параллельных структур власти с госучреждениями, предприятиями и негосударственными организациями.

В условиях глобализации процессов перехода к новой экономике информационное общество рассматривается в рамках идеи электронного правительства как апогей реформы государственного управления, а также первостепенная задача государства.

В Российской Федерации в данном направлении был принят ряд документов: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»12, «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года»13, «Стратегия научно-технологического развития Российской Фе-дерации»14, «Дорожная карта "Развитие отрасли информационных технологий"»15. В 2014 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"», целью которой является повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий»16.

12 О Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р // СЗ РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 216.

13 О Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 2036-р // СЗ РФ. - 2013. - № 46. - Ст. 5954.

14 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642 // СЗ РФ. - 2016.

- № 49. - Ст. 6887.

15 Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2602-р // СЗ РФ. - 2014.

- № 2. - Ч. II. - Ст. 227.

16 Об утверждении государственной программы

Российской Федерации «Информационное общество

(2011-2020 годы)» : постановление Правительства РФ

от 15 апреля 2014 года № 313 (в ред. от 31 марта 2020 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи, и массовых коммуникаций Российской Федерации. - Режим доступа: Ьйр8://^И:а1^оу.ги/гиМоситеП:8/4137/ (дата обращения: 08.04.2020).

Направления развития информационного общества в России определили вышеперечисленные нормативные правовые акты, которые и положили начало активному использованию органами государственной власти Российской Федерации, негосударственными организациями и гражданами информационно-коммуникационных технологий, которые с течением времени стали неотъемлемой частью жизни россиян.

Электронное правительство Российской Федерации в направлении развития информационного общества за последние пять лет достигло значительных результатов, однако в рейтинге ООН развития электронного правительства (E-government Development Rank) на 2020 г. Россия занимает лишь 32-е место17, 48-е место в индексе готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index - NRI)18, а в индексе развития информационно-телекоммуникационных технологий (ICT Development Index - IDI) - 45-е место19.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на развитие сферы государственного управления, экономики, обороны страны, безопасности государства, обеспечения правопорядка. В полном объёме доказать необходимость развития и совершенствования электронного правительства, а также выявить проблемы его работы помогла эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в 2020 г. В Российской Федерации уровень использования электронных государственных и муниципальных услуг по-прежнему остается достаточно низким. Причины этого - отсутствие единых методов перевода услуг в электронный вид на федеральном уровне, что не позволяет упростить процесс оказания услуг; недостаточная компетентность государственных и муниципальных служащих

17 UN e-Government Surveys [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. Департамент по экономическим и социальным вопросам. - Режим доступа: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/ egovkb/ Documents/un/2020-Survey/ Annexes (дата обращения: 30.04.2020).

18 The-Network-Readiness-Index-2019-New-version-March-2020 [Электронный ресурс] // Сайт «Portulans Institute». - Режим доступа: https://networkreadinessindex. org/wp-content/uploads/2020/03/The-Network-Readiness-Index-2019-New-version-March-2020.pdf (дата обращения: 30.04.2020).

19 Рейтинг стран мира по уровню развития информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] // Сайт «Гуманитарный портал». - Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index/ ict-development-index-info (дата обращения: 30.04.2020).

в области информационно-коммуникационных технологий; технически сложное оформление сайтов, не подкрепленное изменениями правовой базы и трудное для использования большинством населения.

По мнению экспертов, в области развития информационно-коммуникационных технологий итоги 2020 г. должны продуктивно от-

разиться на развитии принятых в Российской Федерации стратегий и программ и с учётом обоснованных предложений ускорить процессы законодательного регулирования для модернизации информационного общества, формирования цифровой экономики, независимого и безопасного функционирования российского сегмента сети Интернет.

Список литературы

1. Бестолкова Г. В. Государственные электронные услуги: виды и особенности [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. - 2017, декабрь. - № 65. - С. 23-44. -

Режим доступа: Ьйр://е-;)'оигпа1.8ра.т8и.ги/ир1оад8/уе81:шк/2017Мри8к_65._dekabr_2017_g./strategii_

21£гоуо1_екопот1к1/Ье81о1коуа.рд£ (дата обращения: 22.03.2020).

2. Брауде-Золотарёв М. Ю. Электронное государство и качество государственного управления // Интернет и современное общество : Труды X Всероссийской объединённой конференции. Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г. - Санкт-Петербург: Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. - С. 182-185.

3. Ваславский Я., Габуев С. Варианты развития электронного правительства: опыт России, США, КНР // Международные процессы. - 2017. - Т. 15. - № 1 (48). - С. 108-125.

4. Голобуцкий А. П., Шевчук О. Б. Электронное правительство. - Киев: ЦМС Атлант, 2002. - 170 с.

5. Голубева А. А. Электронное правительство: введение в проблему // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2005. - № 2. - С. 120-139.

6. Громыко С. В. Электронное взаимодействие с гражданами как направление развития транспарентности деятельности органов публичной власти / Современная юриспруденция: актуальные вопросы и перспективы развития : сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Уфа, 10 сентября 2015 г. - Уфа: Инновационный центр развития образования и науки,2015. - С. 40-43.

7. Данилин А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». - Москва: Инфра-М, 2004. - 334 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Дрожжинов В. И. Электронное правительство. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт. - Москва: Эко-Трендз, 2002. - 45 с.

9. Дятлов С. А. «Электронное правительство»: понятие, структура, функции // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество : труды V Всероссийской объединённой конференции. Санкт-Петербург, 26-29 ноября 2002 г. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2002. - С. 283-286.

10. Ирхин Ю. М. «Электронное государство»: теоретические, методологические и экспериментальные аспекты исследования // Актуальные проблемы политики и политологии в России. - Москва: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2009. - С. 121-133.

11. Кузнецов А. В. Проблемы формирования электронной демократии в современной России // Интернет и современное общество : Труды X Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007). - Санкт-Петербург: Факультет филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, 2007. - С. 207-212.

12. Павлютенкова М. Ю. Электронное правительство в России: концептуальные подходы и практика реализации // РоШБоок. - 2013. - № 2. - С. 90-105.

13. Павроз А. В. Электронное правительство и современные административные реформы // Политическая наука. - 2008. - № 2. - С. 173-191.

14. Сморгунов Л. В. Электронное правительство: этапы становления и сравнение опыта / Технологии информационного общества - Интернет и современное общество : труды Пятой Всероссийской объединённой конференции. Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2002 г. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2002 [Электронный ресурс] // Сайт «Ims2002.nw.ru» . - Режим доступа: http://ims2002.nw.ru/thes set.html (дата обращения: 19.04.2020).

15. Фонтэйн Дж. Е. Институциональное развитие в виртуальном государстве - недостающее звено в технологическом видении e-Government // Политическая наука. - 2007. - № 4. - С. 50-77.

16. Якимец В. Н. Композитный индекс оценки эффективности обратных связей информационных ресурсов ФОИВ России // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество : труды X Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007). - Санкт-Петербург, 2007. - С. 217-220.

17. Becker Т., Slaton С. The Future of Teledemocracy // Praeger Publishers 2000. - P. 12-24.

18. Bellamy С., Taylor J. Governing m the Information Age // Open University Press. 1998. - 196 р.

19. Curthoys N., Crabtree J. Smartgov: Renewing electronic government for improved service delivery [Электронный ресурс] // Сайт «Scientific Research». - Режим доступа: https://www.scirp.org/reference/ ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=9988 (дата обращения: 25.03.2020).

20. FrangZ. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development // International Journal of the Computer, the Internet and Management. - 2002. - Vol. 1. - № 2. - P. 1-22.

21. Garson D. Public Information Technology and E-Governance Managing the Virtual State. - Jones and Bartlett Publishers, 2006. - Р. 125-132.

22. Heeks R. Understanding e-government for development, I-government working paper series // Institute for Development Policy and Management, University of Manchester. - 2001. - № 11. - P. 34-37.

23. Косорукое A. A. Электронное администрирование в практике современного государственного управления // Theories and Problems of Political Studies. - 2018. - Vol. 7. - Is. 3А. - Р. 16-24.

24. Norm D. Government Research. Policy and Management New York // IGI Publishing. 2007. -Р. 23-30.

25. Norris D. F., Moon M. C. Advancing e-government at the grassroots: Tortoise or hare // Public Administration Review. - 2005. - № 65 (1). - P. 64-75.

References

1. Bestolkova G. V Gosudarstvennyye elektronnyye uslugi: vidy i osobennosti [Elektronnyy resurs] // Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. - 2017, dekabr'. - № 65. - S. 23-44. - Rezhim dostupa:

http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2017/vipusk__65._dekabr_2017_g./strategii_zifrovoi_

ekonomiki/bestolkova.pdf (data obrashcheniya: 22.03.2020).

2. Braude-Zolotarov M. Yu. Elektronnoye gosudarstvo i kachestvo gosudarstvennogo upravleniya // Internet i sovremennoye obshchestvo : Trudy X Vserossiyskoy ob»yedinonnoy konferentsii. Sankt-Peterburg, 23-25 oktyabrya 2007 g. - Sankt-Peterburg: Fakul'tet filologii i iskusstv Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007. - S. 182-185.

3. Vaslavskiy Ya., Gabuyev S. Varianty razvitiya elektronnogo pravitel'stva opyt Rossii, SSHA, KNR // Mezhdunarodnyye protsessy. - 2017. - T. 15. - № 1 (48). - S. 108-125.

4. Golobutskiy A. P., Shevchuk O. B. Elektronnoye pravitel'stvo. - Kiyev: TSMS Atlant, 2002. - 170 s.

5. Golubeva A. A. Elektronnoye pravitel'stvo: vvedeniye v problemu // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. - 2005. - № 2. - S. 120-139.

6. Gromyko S. V. Elektronnoye vzaimodeystviye s grazhdanami kak napravleniye razvitiya transparentnosti deyatel'nosti organov publichnoy vlasti // Sovremennaya yurisprudentsiya: aktual'nyye voprosy i perspektivy razvitiya : sbornik nauchnykh trudov po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ufa, 10 sentyabrya 2015 g. - Ufa: Innovatsionnyy tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki, 2015. - S. 40-43.

7. Danilin A. V Elektronnyye gosudarstvennyye uslugi i administrativnyye reglamenty: ot politicheskoy zadachi k arkhitekture «elektronnogo pravitel'stva». - Moskva: Infra-M, 2004. - 334 s.

8. Drozhzhinov V. I. Elektronnoye pravitel'stvo. Sovershenstvovaniye gosudarstvennogo upravleniya na osnove yego reorganizatsii i informatizatsii. Mirovoy opyt. - Moskva: Eko-Trendz, 2002. - 45 s.

9. Dyatlov S. A. «Elektronnoye pravitel'stvo»: ponyatiye, struktura, funktsii // Tekhnologii informatsionnogo obshchestva - Internet i sovremennoye obshchestvo : trudy V Vserossiyskoy ob»yedinonnoy konferentsii. Sankt-Peterburg, 26-29 noyabrya 2002 g. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2002. - S. 283-286.

10. Irkhin Yu. M. «Elektronnoye gosudarstvo»: teoreticheskiye, metodologicheskiye i eksperimental'nyye aspekty issledovaniya // Aktual'nyye problemy politiki i politologii v Rossii. - Moskva: Rossiyskaya akademiya gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii, 2009. - S. 121-133.

11. Kuznetsov A. V. Problemy formirovaniya elektronnoy demokratii v sovremennoy Rossii // Internet i sovremennoye obshchestvo : Trudy X Vserossiyskoy ob»yedinennoy konferentsii (Sankt-Peterburg, 23-25 oktyabrya 2007). - Sankt-Peterburg: Fakul'tet filologii i iskusstv Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2007. - S. 207-212.

12. Pavlyutenkova M. Yu. Elektronnoye pravitel'stvo v Rossii: kontseptual'nyye podkhody i praktika realizatsii // PolitBook. - 2013. - № 2. - S. 90-105.

13. PavrozA. V. Elektronnoye pravitel'stvo i sovremennyye administrativnyye reformy // Politicheskaya nauka. - 2008. - № 2. - S. 173-191.

14. Smorgunov L. V Elektronnoye pravitel'stvo: etapy stanovleniya i sravneniye opyta // Tekhnologii informatsionnogo obshchestva - Internet i sovremennoye obshchestvo : trudy Pyatoy Vserossiyskoy ob»yedinonnoy konferentsii. Sankt-Peterburg, 25-29 noyabrya 2002 g. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2002 // http://ims2002.nw.ru/thes set.html (data obrashcheniya: 19.04.2020).

15. Fonteyn Dzh. Ye. Institutsional'noye razvitiye v virtual'nom gosudarstve - nedostayushcheye zveno v tekhnologicheskom videnii e-Government // Politicheskaya nauka. - 2007. - № 4. - S. 50-77.

16. Yakimets V. N. Kompozitnyy indeks otsenki effektivnosti obratnykh svyazey informatsionnykh resursov FOIV Rossii // Tekhnologii informatsionnogo obshchestva - Internet i sovremennoye obshchestvo : trudy X Vserossiyskoy ob»yedinennoy konferentsii (Sankt-Peterburg, 23-25 oktyabrya 2007). - Sankt-Peterburg, 2007. - S. 217-220.

17. Becker T., Slaton S. The Future of Teledemocracy // Praeger Publishers 2000. - P. 12-24.

18. Bellamy S., Taylor J. Governing m the Information Age // Open University Press. 1998. - 196 r. 19. Curthoys N., Crabtree J. Smartgov: Renewing electronic government for improved service delivery [Elektronnyy resurs] // Sayt «Scientific Research». - Rezhim dostupa: https://www.scirp.org/reference/ ReferencesPapers.aspx?ReferenceID=9988 (data obrashcheniya: 25.03.2020).

20. Frang Z. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development // International Journal of the Computer, the Internet and Management. - 2002. - Vol. 1. - № 2. - P. 1-22.

21. Garson D. Public Information Technology and E-Governance Managing the Virtual State. - Jones and Bartlett Publishers, 2006. - R. 125-132.

22. Heeks R. Understanding e-government for development, I-government working paper series // Institute for Development Policy and Management, University of Manchester. - 2001. - № 11. - P. 34-37.

23. Kosorukov A. A. Elektronnoye administrirovaniye v praktike sovermennogo gosudarstvennogo upravleniya // Theories and Problems of Political Studies. - 2018. - Vol. 7. - Is. 3A. - R. 16-24.

24. Norm D. Government Research. Policy and Management New York // IGI Publishing. 2007. - R. 23-30.

25. Norris D. F., Moon M. C. Advancing e-government at the grassroots: Tortoise or hare // Public Administration Review. - 2005. - № 65 (1). - P. 64-75.

© Никифорова С. А., 2020

Статья поступила в редакцию 31.03.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.