Научная статья на тему 'Развитие концепции электронного правительства: опыт Азербайджанской Республики'

Развитие концепции электронного правительства: опыт Азербайджанской Республики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
664
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / INFORMATION LEGISLATION / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / OPEN GOVERNMENT / ЦИФРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / DIGITAL GOVERNMENT / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТИ / INFORMATION SECURITY / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / CYBERSECURITY / ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ELECTRONIC PUBLIC SERVICES / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубукова Светлана Георгиевна, Мамедов Намиг Масим Оглы

Цель статьи: определить основные направления развития концепции электронного правительства. Метод: системный анализ концепции электронного правительства и информационного законодательства Азербайджанской Республики. Результат: на основании анализа основных концепций «электронного правительства (e-government)», «открытого правительства (open government)», «цифрового правительства (digital government)» и практики их реализации в Азербайджанской Республике определены цели и основные направления развития правового обеспечения электронного правительства. Целью развития правового обеспечения электронного правительства является совершенствования системы государственного управления, повышения открытости и прозрачности работы государственных органов, подотчетности всей системы государственных органов перед обществом и вовлечение граждан в процессы государственного управления на основе использования современных информационных технологий и цифровых информационных ресурсов. Рассмотрены достижения и проблемы в области правового регулирования деятельности средств массовой информации, обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, обеспечения информационной безопасности в Азербайджанской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE E-GOVERNMENT CONCEPT: THE EXPERIENCE OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC

Purpose of the paper: the main directions of development of e-government legal support. Method used: systematic analysis of the e-government concept and the Azerbaijanis information legislation. Results obtained: The main purpose of the e-government concept is use of modern information technologies and digital information resources for improvement of public administration system, transparency of public authorities, accountability of public authorities before society, participation of citizens in public administration. The influence of the open government concept and the digital government concept on the e-government concept are analysed. Problems of mass media legislation, ensuring access to public authorities information, information security support in the Azerbaijan Republic are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие концепции электронного правительства: опыт Азербайджанской Республики»

РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА:

ОПЫТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Чубукова С.Г., Мамедов Н.М. *

Ключевые слова: информационное общество, информационное законодательство, информационно-телекоммуникационные технологии, электронное правительство, открытое правительство, цифровое правительство, информационная безопасности, кибербезопасность, электронные государ-ственные услуги, средства массовой информации.

Аннотация.

Цель статьи: определить основные направления развития концепции электронного правительства.

Метод: системный анализ концепции электронного правительства и информационного законодательства Азербайджанской Республики.

Результат: на основании анализа основных концепций «электронного правительства (e-government)», «открытого правительства (open government)», «цифрового правительства (digital government)» и практики их реализации в Азербайджанской Республике определены цели и основные направления развития правового обеспечения электронного правительства.

Целью развития правового обеспечения электронного правительства является совершенствования системы государственного управления, повы-шения открытости и прозрачности работы государственных органов, подотчетности всей системы государственных органов перед обществом и вовлечение граждан в процессы государственного управления на основе использования современных информационных технологий и цифровых информационных ресурсов.

Рассмотрены достижения и проблемы в области правового регулирования деятельности средств массовой информации, обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов, обеспечения информационной безопасности в Азербайджанской Республике.

001: 10.21681/1994-1404-2018-2-57-64

В современном обществе информационные технологии не только воздействует на общественные отношения, но и кардинально преобразовывают государственные и общественные институты [10]. В информационном обществе в большинстве государств электронное правительство (е-доуегптеп1:) и электронное управление (е-доуегпэпее) рассматриваются как инструменты, которые используются правительствами по всему миру для модернизации системы государственного управления. Однако инициативы по созданию электронного правительства существенно отличаются друг от друга по своим приоритетам.

Согласно Концепции развития «Азербайджан -2020: взгляд в будущее» главной стратегической целью является достижение этапа развития, характеризующегося полным обеспечением в Азербайджане устойчивого экономического роста и высокого социально-

го благосостояния, эффективного государственного управления и верховенства закона, всех прав и свобод человека, активным статусом гражданского общества в общественной жизни страны1.

На первых этапах развития электронного правительства в большинстве стран делался акцент на технологичность управления [1]. Деятельность органов исполнительной власти строится на основе их административных регламентов оказания государственных услуг и исполнения государственных функций с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий (далее - ИКТ). На этом этапе информационным технологиям отводится обеспечительная роль в системе государственного управления [8].

1 Концепция развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее» // [Электронный ресурс] URL: http://a-r.az/ru/node/417#.WJyw1PjvUbc

(дата обращения 16.05.2018).

* Чубукова Светлана Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент, почетный работ-ник высшего профессионального образования Российской Федерации, доцент кафедры правовой информатики Московского государственного юридического университета име-ни О. Е. Ку-тафина (МГЮА), г. Москва, Россия. E-mail: sgchubukova@msal.ru

Мамедов Намиг Масим оглы, аспирант кафедры правовой информатики Московского государственного юридического университeта имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Россия. E-mail: csg57@yandex.ru

Последующее реформирование привело сначала к рассмотрению государственного управления как процесса, построенного и связанного воедино при помощи информационных технологий, а затем к появлению предпосылок к качественному обратному воздействию технологий на государственное управление. Активное внедрение ИКТ в государственный менеджмент способствует созданию прозрачной информационной среды, повышению открытости власти, более эффективному взаимодействию власти и населения, становлению и упрочению электронной демократии в России [9].

Эта трансформация нашла отражение в появлении и развитии концепции открытого правительства.

Термин «открытое правительство» (open government) означает не правительство как набор организационно-технологических инструментов, а особое состояние системы государственного управления. Открытое правительство мыслится, с одной стороны, как прозрачность и доступность информации о деятельности органов исполнительной власти, а, с другой, как участия и вовлечения граждан в систему государственного управления, включая базовую защиту гражданских прав2.

Формы участия граждан в таком информационном взаимодействии разнообразны. Это общественные консультации по проектам законов, иных нормативных актов, различных программ; референдумы по вопросам, затрагивающим интересы определенных групп населения или отдельных территорий; так называемая народная экспертиза (проекты, обобщающие идеи и жалобы граждан на дорожные проблемы, проблемы городской инфраструктуры, незарегистрированные свалки и т.п.), интерактивное взаимодействие граждан с государственными органами, включая электронные петиции и др. [7].

Конечно, концепция открытого правительства не может не учитывать особенности, вытекающие из информатизации управленческих процессов. Внедрение информационных технологий во все сферы государственной деятельности позволяет объединить разделенные информационные ресурсы, ускорить процессы переработки информации и обмена ею, сократить время принятия управленческих решений, обеспечить все виды информационного взаимодействия государственных структур между собой и с гражданами [2].

Таким образом, можно констатировать, что трактовка электронного правительства эволюционировала от предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде к системе механизмов и принципов [3] открытого государственного управления.

Азербайджан с 2011 года присоединился к странам, реализующим концепцию открытого правительства.

2 Open government declaration. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.opengovpartnership.org /sites/www. opengovpartnership. org/files/page_files/OGP_Declaration.pdf (дата обращения 16.05.2018).

Следует заметить, что принципы открытого правительства являются неотъемлемой частью антикоррупционной политики и реформ управления, проводимых в Азербайджанской Республике. В национальной стратегии3 по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией, принятой в 2007 году, были предусмотрены многочисленные меры, направленные на поощрение и развитие основных принципов открытого правительства. Основные направления связаны с расширением электронного правительства, особенно в использовании ИКТ для оказания государственных услуг, повышении прозрачности в добывающих отраслях, расширении участия общественности в деятельности государственных органов и др.

Президент Азербайджанской Республики 27 апреля 2016 года утвердил «Национальный план действий по поощрению открытого правительства на 2016 - 2018 годы»4. План охватывает 58 мероприятий, сгруппированных по 11 направлениям. Его главной целью заявлено расширение применения принципов открытого правительства, введение новых механизмов для предотвращения коррупции, усиление общественного контроля и деятельности институтов гражданского общества и защита прав предпринимателей.

В настоящее время концепция электронного правительства претерпевает новые трансформации. Страны - лидеры электронного правительства переходят к следующему этапу системы предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций - к стадии «цифрового правительства». Опираясь на преобразования, произведенные в ходе предыдущих этапов формирования электронного правительства, эта стадия подразумевает полный перевод услуг в цифровой формат от обращения за этими услугами до их исполнения и достижение такого положения дел, когда ведомственные процессы опираются преимущественно на данные, а не на документы5.

Процессы цифровой трансформации системы государственного управления продиктовали свои принципы электронного правительства: • Принцип презумпции цифровых данных и услуг (цифровые по умолчанию). Данный принцип используется для перепроектирования и реинжиниринга административных процессов для предоставления услуг по цифровым каналам с целью извлечения из этого максимальной эффективности и продуктивности. Все государственные услу-

3 Национальная стратегия по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией утверждена распоряжением Президента Азербайджанской Республики 28 июня 2007 года № 2292. // Азербайджан. 2007. №168.

4 Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики [Электронный ресурс]. URL:https://ru.president.az/articles/19581 (дата обращения 16.05.2018)

5 Digital government 2020: prospects for Russia: Цифровое правительство 2020: перспективы для России (Russian) // [Электронный ресурс]. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/ 690171468181130951/Цифровое-правительство-2020-перспективы-для-России (дата обращения 16.05.2018).

ги должны предоставляться в цифровой форме. А тем гражданам, кто не может самостоятельно воспользоваться цифровой услугой, должна быть оказана помощь в получении такой услуги вместо предоставления нецифровой альтернативы.

• Принцип полной цифровизации (цифровые от начала до конца). Услуги электронного правительства должны иметь полностью цифровой интерфейс. Цифровой административный процесс дает ряд преимуществ. Во-первых, он более эффективен и управляем. Во-вторых, он позволяет отслеживать движение информации и документов, в том числе обеспечивает постоянное информирование клиентов о прохождении важных этапов. В-третьих, он обеспечивает возможность применения автоматизированных технологий обработки цифровых данных, том числе автоматизированного принятия решения.

• Принцип «правительство как платформа». В электронном правительстве модель взаимодействия обычно состояла в том, что пользователь взаимодействовал непосредственно с веб-сайтом или мобильным приложением правительства. Стратегия цифрового правительства предусматривает разнообразные модели взаимодействия, в которых разрешается и поощряется участие сервисов или приложений третьих сторон в цепочке предоставления услуги. Это обусловливается желанием стимулирования инноваций в области предоставления услуг.

Президент Азербайджана 14 марта 2018 г. подписал указ о мерах по развитию электронного правительства и переходу на цифровое правительство. Поставленные в нем задачи направлены на дальнейшее совершенствование системы государственного управления. Государственному агентству по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при Президенте Азербайджана поручено осуществление и регулирование государственной политики в области дальнейшего развития электронного правительства. В числе основных мер, предусмотренных Указом, названы: организация обмена цифровой информацией между информационными системами и резервами государственных органов, дальнейшее ускорение процесса электронизации государственных услуг, координацию деятельности разных госструктур для создания эффективных и работоспособных электронных услуг. Агентству поручено подготовить проекты «Правил формирования, реализации, интеграции и архивирования государственных информационных резервов и систем» и «Плана действий по переходу на цифровое правительство».

Таким образом, электронное правительство как одно из сложнейших социально-правовых явлений может быть исследовано с различных точек зрения: политической, экономической, организационной и др. Особый интерес представляют изучение его правовой природы.

Необходимость развития законодательства Азербайджанской Республики в рассматриваемой области обусловлена новыми государственными задачами, по-

ставленными в Концепции развития «Азербайджан -2020: взгляд в будущее», реформированием системы государственного управления и определением места электронного правительства в общей системе реформирования государственного управления.

Данные стратегические задачи требуют дальнейшего развития информационного законодательства. В первую очередь должны быть продолжены усилия, направленные на развитие свободы слова и информации, а также усовершенствована в соответствии с международными стандартами [5] национальная законодательная база, регулирующая деятельность информационного сектора и СМИ, с целью поддержки внедрению современных технологий и усиления экономической независимости СМИ.

Требует внимания проблема повышения количества и качества национальных информационных ресурсов Азербайджанской Республике в глобальной сети Интернет, расширение сферы их охвата, усиление возможностей влияния на международное общественное мнение. Поэтому осуществление правовых, экономических, организационных и технологических мер, направленных на сбалансирование личных, общественных и государственных интересов в деятельности СМИ, является одним из главных направлений информационной политики государства.

Так, в соответствии с принятым в 2005 году Законом Азербайджанской Республики «О получении информации» идут процессы усовершенствования деятельности структурных подразделений государственных органов, ответственных за предоставление информации, развитие государственных информационных интернет-ресурсов.

В реализации поставленных целей Азербайджан сегодня уже добился значительных успехов. Согласно отчету «Измерение информационного общества-2017», опубликованном на сайте Международного телекоммуникационного союза (1Ти)6, Азербайджан занял 65 место в мире по индексу развития информационно-коммуникационных технологий (Ю1).

В своем выступлении на состоявшемся 31 мая 2016 года «круглом столе» в рамках совместного проекта Совета Европы и Евросоюза на тему «Свобода выражения мнений и свобода СМИ в Азербайджане» помощник Президента Азербайджанской Республики по общественно-политическим вопросам Али Гасанов отметил, что палитра медиа в Азербайджане уже полностью сформирована, в стране функционируют свыше 50 телеканалов и радиостанций, сотни газет, журналов, информационных агентств, интернет-информационных ресурсов, журналистских организаций и медиа-вещательных форм7. Обеспечение свободы мысли, слова,

6 ITC Development Index 2017 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2017/index.html (дата обращения 16.05.2018).

7 Али Гасанов: Палитра медиа в Азербайджане уже полностью сформирована // [Электронный ресурс]. URL: http://azertag.az/ru/

информации, формирование независимых медиа в Азербайджанской Республике всегда находится в центре внимания государства как одно из главных направлений строительства гражданского общества и процесса демократизации.

Институт Лаудер (Lauder Institute) Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) в США опубликовал 26 января 2017 года новый международный рейтинг аналитических центров The Global To Go Think Tank Index8. Основная цель данного рейтинга - определить лучшие аналитические центры в сфере публичной политики во всех регионах мира. Деятельность аналитических центров оценивалась по академической репутации, качеству и количеству публикаций, работе со СМИ, профессиональной квалификации сотрудников, реализуемым программам, источникам финансирования и многим другим параметрам. Кроме того, рассматривалось использование информационных технологий и присутствие в Интернете (страницы в социальных медиа и наличие веб-сайта).

В категорию «За лучшее использование Интернета» попал только один аналитический центр из постсоветского пространства - Центр экономического и социального развития в Азербайджане (50 место). Он же был отмечен в категории «За лучшее использование социальных медиа» вместе с Carnegie Moscow Center (19 место). В список аналитических центров, лучше всего использующих электронные медиа, вошли Центр экономического и социального развития (48 место) и Центр экономических исследований (56 место) в Азербайджане.

Основы концепции электронного правительства Азербайджанской Республики были заложены в Концепции «Электронное правительство», разработанной в рамках «Национальной Стратегии по информационно-коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики» (2003 - 2012-е годы)9 и Государственной программы «Электронный Азербайджан»10.

Цель данной концепции - повышение эффективности и оперативности деятельности государственных органов с широким применением информационно-коммуникационных технологий, упрощение и либерализацию связей государственных органов с насе-

xeber/Ali_Gasanov_Palitra_media_v_Azerbaidzhane_uzhe_ polnostyu_ sformirovana-956271 (дата обращения 16.05.2018).

8 Опубликован ежегодный международный рейтинг аналитических центров The Global To Go Think Tank Index по итогам 2016 года // [Электронный ресурс]. URL: https://digital.report/azerbaydzhanskie-i-rossiyskie-analiticheskie-tsentryi-luchshie-v-ispolzovanii-interneta/ (дата обращения 16.05.2018)

9 Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 17 февраля 2003 года № 1146 «Об утверждении «Национальной стратегии по информационным и коммуникационным технологиям во имя развития Азербайджанской Республики (2003 - 2012 годы)» // Азербайджан. - 2003. - № 38.

10 Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 11

августа 2010 г. № 1055 «Об утверждении «Государственной программы по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2010-2012 годы (Электронный Азербайджан)» // Азербайджан. - 2010. - № 174.

лением, бизнес-учреждениями, а также между собой. Данная концепция создаёт условия для налаживания отношений между гражданином и чиновником с обеспечением прозрачности и достоверности информации о деятельности государственных органов.

Портал «Электронное правительство» (e-gov.az) является ключевым инструментом, поддерживающим работу с гражданами и предприятиями государственного и частного секторов. Он призван снизить количество запрашиваемых у граждан документов за счет того, что различные органы взаимодействуют друг с другом в электронном виде. Сегодня на портале «Электронное правительство» Азербайджана доступны более 373 электронных услуг из 478 утвержденных. Ставится и активно решается задача перевода платформы «Электронного правительства» на «облачные» технологии.

Доступ к порталу осуществляется с использованием электронной цифровой подписи [2], идентификационных данных частных предпринимателей и граждан, верификационных данных (логин и пароль), а также мобильной системы аутентификации.

По заявлению главы отдела по внутреннему контролю и аудиту аппарата министерства Таира Мамедова в 2017 году Министерство связи и высоких технологий Азербайджана ускоряет процесс интеграции открытых баз данных государственных и частных структур в портал «открытое правительство» - data.gov.az11. Наличие открытых баз данных госведомств дает толчок развитию сектора ИКТ, появлению новых электронных услуг, увеличению числа мобильных приложений и создает удобства для электронного взаимодействия между госучреждениями и с обществом.

Посредством портала data.gov.az граждане и бизнес-структуры могут с легкостью находить созданные государственными органами и являющиеся открытыми информационные базы и использовать их в подготовке услуг индивидуальной направленности. Являясь составной частью портала е-правительства, портал представляет сборник информационных ресурсов государственных органов. В соответствии с существующим законодательством, представленные открытые данные регулярно обновляются, а технологии предоставления доступа совершенствуются.

Одной из главных целей создания портала data. gov.az является предоставление гражданам, организациям и общественным объединениям возможностей для участия в управлении государством. Кроме этого, предусмотрены технологии удобного доступа к открытым государственным информационным ресурсам, а также инструменты поощрения инновационных идей.

Опыт зарубежных стран показал, что современные концепции электронного правительства требуют дальнейшего развития механизмов широкого «вовлечения» гражданского общества в систему государственного

11 Азербайджан ускоряет интеграцию открытых баз данных в портал «Открытое правительство» // [Электронный ресурс]. URL: https:// www.trend.az/business/it/2718063.html (дата обращения 16.05.2018).

управление, к которым относятся институты жалоб, петиции, голосования, референдумы, опросы, конкурсы идей, повышение роли СМИ, включая поддержку журналистских расследований, повышение общественного контроля над деятельностью государственных учреждений.

Очевидно, что проведение экономических и административных реформ невозможно без реализации Национальной стратегии развития телекоммуникационных и информационных технологий, которая была разработана в конце 2016 года Институтом информационных технологий (ИИТ) Национальной академии наук Азербайджана12.

Во исполнение данной программы разработана «Стратегическая дорожная карта по развитию телекоммуникаций и информационных технологий»13. К 2020 году 70% территории Азербайджана должно быть покрыто оптоволоконными сетями связи, а к 2025-му -95%. К работающим сейчас в стране операторам связи Delta Telecom и Azertelecom должен добавиться, как минимум, третий магистральный оператор связи. Авторы документа уверены, что следует ожидать и постепенного увеличения объемов потребляемого трафика. Один пользователь в среднем потребляет 3,6 Мбит/с, а к 2020 году будет потреблять до 20 Мбит/с.

Приложенные усилия позволили Азербайджанской Республике добиться значительных успехов в развитии электронного правительства.

Департамент экономического и социального развития ООН (the United Nations Department of Economic and Social Affairs, UN DESA) раз в два года рассчитывает Индекс

развития электронного правительства (E-Government Development Index, EGDI), который демонстрирует степень готовности стран к реализации и использованию услуг электронного правительства. Данный рейтинг охватывает 193 страны и включает три основных показателя:

- субиндекс развития онлайновых государственных сервисов (OSI);

- субиндекс телекоммуникационной инфраструктуры (ITI);

- субиндекс человеческого капитала (HCI).

С 2001 года Азербайджан демонстрирует положительную динамику, переместившись со 122 места в 2003 г. на 54 в 2016 г. (см. рисунок).

Задачу максимально полной «включенности» каждого субъекта информационных отношений в систему государственного управления и другие процессы развития информационного общества невозможно решить без решения проблемы обеспечения государством информационной безопасности участников информационного взаимодействия [6].

В Азербайджане вопрос информационной безопасности рассматривается в качестве неотъемлемой части национальной безопасности. Государство присоединилось к европейской Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.). В 2012 году указом президента создан орган по обеспечению кибербезопасности - Центр электронной безопасности при Министерстве связи и информационных технологий. Центр координирует деятельность субъектов информационной инфраструкту-

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

Индекс развития электронного правительства Азербайджана (E-Government Development Index, EGDI)

96

IIIГ г

120

100

80

60

40

20

2012

2014

I EGDI

OSI

ITI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IHCI

2016 Место

Динамика индекса развития электронного правительства Азербайджана (EGDI)

12 Национальная Стратегия развития телекоммуникационных и информационных технологий. // [Электронный ресурс]. URL: http:// шшшМ.ат/ги/сог^епи88(дата обращения 16.05.2018).

13 Azarbaycan Respublikasinda telekommunikasiya va informasiya texnologiyalarinin inkijafina dair Strateji Yol Xaritasi // [Электронный ресурс]. URL: https://azertag.az/store/files/Strateji_yol_xeritesi/_ Telekommunikasiya_v8_informasiya_texnologiyalarinin_inki§afina_ dair_strateji_yol_x8ritasi.pdf (дата обращения 16.05.2018).

ры в области кибернетической безопасности, собирает и анализирует информацию об электронных угрозах (кибератаках, незаконном проникновении, вредоносных компьютерных программах) для информационных систем и сетей, оказывать методическую поддержку в области противодействия электронным угрозам.

Однако решение вопросов противодействия преступности в сфере компьютерной информации в полной мере не обеспечивают информационную безопасность государства и его граждан и организаций. Под информационной безопасностью понимают такое состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства14.

При информационном обмене в системе государственного управления, предоставлении гражданами и организациями информации, необходимой для получение государственных услуг очень остро стоит проблема, связанная с реализацией права субъектов на конфиденциальность охраняемой законом информации, и, в первую очередь, персональных данных гражданина. Перед государственным органом стоит задача обеспечения безопасности и конфиденциальности таких сведений при их использовании.

В 2010 году принят Закон Азербайджанской Республики «О персональных данных»15, который регулирует отношения по поводу оборота персональных данных и призван обеспечить права субъекта персональных данных, в том числе при их использовании в системе государственного управления.

В апреле 2016 г. в Европейском Союзе введен новый единый для европейского пространства регламент Европейского парламента и совета по защите личных данных GDPR - General Data Protection Regulation. Регламент ЕС 2016/679Э заменил рамочную Директиву о защите персональных данных 95/46/ЕС от 24 октября 1995 года и установил новые правила обработки персональных данных, которые обязательны для международного IT-рынка. Для адаптации информационных систем под новые правила было выделено два года, и с мая 2018 года GDPR начал свое действие. Создан новый орган - Европейский совет по защите данных (European Data Protection Board - EDPB).

Следует также отметить экстерриториальный принцип действия GDPR. В регламенте заявлено, что действие GDPR распространяется на все мировое сообщество. Главным объектом становятся персональные данные европейцев, а это значит, что применяться новые требования будут к любым компаниям и организациям, где бы они ни находились, если они имеют дело с резидентом или гражданином ЕС. Филиалы иностранных компаний, расположенные на территории ЕС, и компании, расположенные за пределами ЕС, но обслужива-

ющие европейских резидентов и граждан, должны выполнять требования GDPR.

Очевидно, что принятие указанного регламента отразиться на азербайджанском законодательстве о персональных данных. Это связано, в первую очередь с тем, что Азербайджан выстраивает с Евросоюзом экономическое партнерство и ратифицировал Европейскую Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при обработке персональных данных. С другой стороны, это связано с проблемой обработки персональных данных лиц с двойным гражданством.

Осознав первостепенную важность проблемы обеспечения информационной безопасности [4], многие страны разработали свои национальные концепции и доктрины в данной области сфере. В этих документах определены стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности, проанализированы основные информационные угрозы, определяются основные направления обеспечения информационной безопасности в области обороны, государственной и общественной безопасности, в экономической сфере, в области науки, технологий и образования, стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

Так, в Российской Федерации Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федера-ции16. Согласно этой Доктрине, стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются защита суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности, территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры.

Разработка такого концептуального документа в Азербайджанской Республике позволит на системном уровне оценить информационное законодательство и обеспечить его развитие в направлении достижения должного уровня информационной безопасности.

Такие образом, современное информационное законодательство Азербайджанской Республики несомненно позволило решить целый ряд основополагающих вопросов, связанных с реализацией концепции электронного правительства. Вместе с тем существующие тенденции развития информационного общества приводят к необходимости дальнейшего развития законодательства в области реализации открытости государственного управления, свободы средств массовой информации и обеспечения информационной безопасности.

14 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 50. - Ст. 7074.

15 Закон Азербайджанской Республики от 11 мая 2010 года № 998-

!!Ю «О персональных данных» // Азербайджан. - 2010. - № 121.

16 Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 50. - Ст. 7074.

Рецензент: Курбанов Габил Сурхай оглы, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Национальной академии наук Азербайджана, г. Баку, Азербайджан. E-mail: professorqurbanov@yandex.com

Литература

1. Богдановская И. Ю. Методы анализа электронного государства: к выработке комплексного подхода // Эволюция государственных и правовых институтов в условиях развития информационного общества. М., 2012. 165 с.

2. Ловцов Д. А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: Монография. - М.: РГУП, 2016.

3. Ловцов Д. А. Система принципов эффективного правового регулирования информационных отношений в инфосфере // Информационное право. - 2017. - № 1. - С. 13 - 18.

4. Ловцов Д. А. Обеспечение информационной безопасности в российских телематических сетях // Информационное право. - 2012. - № 4. - С. 3 - 7.

5. Ловцов Д. А. Проблема эффективности международно-правового обеспечения глобального информационного обмена // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011. - № 11 (17). - С. 24 - 31.

6. Ловцов Д. А., Сергеев Н. А. Управление безопасностью эргасистем / Под ред. Д. А. Ловцова. - М.: РАУ - Университет, 2001.

7. Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика: Монография / Отв. ред. И. Г. Тимошенко. - М.: ИНФРА-М, 2015.

8. Талапина Э. В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект). - М.: ИД «Юриспруденция», 2015.

9. Холопов В. А. Правовые аспекты совершенствования институтов непосредственной демократии и информационного обеспечения местного самоуправления // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 4. - С. 113.

10. Чубукова С. Г. Стратегии развития информационного общества и направления развития законодательства // Правовая информатика. - 2017. - № 2. - С. 67 - 72.

DEVELOPMENT OF THE E-GOVERNMENT CONCEPT: THE EXPERIENCE OF THE AZERBAIJAN REPUBLIC

Svetlana Chubukova, PhD in Law, assistant of professor, Honored teacher of the RF, Deputy Chief of Legal Informatics Chair in Kutafin Moscow State Law University (MSAL). E-mail: sgchubukova@msal.ru

Namig Mamedov, Graduate Student of Legal Informatics Chair in Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

E-mail: csg57@yandex.ru

Abstract.

Purpose of the paper: the main directions of development of e-government legal support.

Method used: systematic analysis of the e-government concept and the Azerbaijanis information legislation.

Results obtained: The main purpose of the e-government concept is use of modern information technologies and digital information resources for improvement of public administration system, transparency of public authorities, accountability of public authorities before society, participation of citizens in public administration.

The influence of the open government concept and the digital government concept on the e-government concept are analysed.

Problems of mass media legislation, ensuring access to public authorities information, information security support in the Azerbaijan Republic are considered in the article.

Keywords: information society, information legislation, information and telecommunication technologies, e-government, open government, digital government, information security, cybersecurity, electronic public services, mass media.

References

1. Bogdanovskaia I. Iu. Metody' analiza eNektronnogo gosudarstva: k vy'ra-botke kompleksnogo podhoda // E voliutciia gosudarstvenny'kh i pravovy'kh institutov v usloviiakh razvitiia informatcionnogo obshchestva. M., 2012. 165 s.

2. Lovtcov D. A. Sistemologiia pravovogo regulirovaniia informatcionny'kh otnosheniP v infosfere: Monografiia. - M.: RGUP, 2016.

3. Lovtcov D. A. Sistema printcipov effektivnogo pravovogo regulirova-niia informatcionny'kh otnosheniP v infosfere // Informatcionnoe pravo. - 2017. - № 1. - S. 13 - 18.

4. Lovtcov D. A. Obespechenie informatcionnoP bezopasnosti v rossiPskikh telematicheskikh setiakh // Informatcionnoe pravo. - 2012. - № 4. - S. 3 - 7.

5. Lovtcov D. A. Problema effektivnosti mezhdunarodno-pravovogo obespe-cheniia globaPnogo informatcionnogo obmena // Nauka i obrazovanie: hoziaPstvo i e'konomika; predprinimatePstvo; pravo i upravlenie. - 2011. - № 11 (17). - S. 24 - 31.

6. Lovtcov D. A., Sergeev N. A. Upravlenie bezopasnosfiu e'rgasistem / Pod red. D. A. Lovtcova. - M.: RAU - Universitet, 2001.

7. Otkry'toe pravitePstvo za rubezhom. Pravovoe regulirovanie i praktika: Monografiia / Otv. red. I. G. Timoshenko. -M.: INFRA-M, 2015.

8. Talapina E\ V. Gosudarstvennoe upravlenie v informatcionnom obshche-stve (pravovoP aspekt). - M.: ID «Iurisprudentciia», 2015.

9. Holopov V. A. Pravovy'e aspekty' sovershenstvovaniia institutov neposredstvennoP demokratii i informatcionnogo obespecheniia mestnogo samoupravleniia // Voprosy' gosudarstvennogo i munitcipaPnogo upravleniia. - 2011. - № 4. - S. 113.

10. Chubukova S. G. Strategii razvitiia informatcionnogo obshchestva i napravleniia razvitiia zakonodatePstva // Pravovaia informatika. - 2017. - № 2. - S. 67 - 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.