УДК 005:004
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: КОНТЕКСТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОТРЕБНОСТИ*
CURRENT STAGE IN THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC GOVERNMENT AND ELECTRONIC DEMOCRACY AT FEDERAL AND REGIONAL LEVELS IN THE CONTEXT OF PUBLIC NEEDS
Мельникова Татьяна Сергеевна
Melnikova Tatyana Sergeyevna
кандидат политических наук, доцент кафедры истории, философии и политологии, начальник отдела научной работы и инноваций, ССЭИ(филиал) ФГБОУ «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
Cand. Sc. (Political Sciences), associate professor of the department of history, philosophy and political science, head of research and innovation department, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Сегодня проблемы развития электронного правительства и электронной демократии в России требуют нового подхода. В статье эти явления современного общества рассматриваются с точки зрения формирования общественной потребности. Согласно авторской концепции, э-правительство и э-демократия представляют собой опекаемые блага, спрос на которые со стороны граждан необходимо формировать и поддерживать посредством государственной опеки, вовлекая в процесс и общественные организации, и бизнес.
В работе изучены современные теоретические аспекты электронного правительства и электронной демократии. Согласно новому ракурсу раскрывается объект исследования. Предложены критерии оценки степени развития систем э-правительства и э-демократии на уровне региона. Каждый из критериев проанализирован на примере Саратовской области. Изучены примеры реализации проектов электронной демократии.
Ключевые слова: электронное правительство, электронная демократия, общественная потребность, информационное общество, опекаемые блага, гражданская активность.
The paper states that the problem of e-government and e-democracy development in Russia requires a new approach today. The author considers that challenge of modern society in terms of evolving social needs of society. According to the author e-government and e-democracy are fostered public goods the demand for which should be encouraged, fostered and maintained by the state with the involvement of public organizations and business.
The paper examines theoretical aspects of e-government and e-democracy and studies the subject from a new perspective. The author suggests criteria for assessing the development of e-government and e-democracy at the regional level, each criterion is analyzed on the example of the Saratov region, and implementation of e-democracy projects at the regional level is studied.
Keywords: e-government, e-democracy, social need, information society, public good, civic activity.
Актуальность проработки вопросов и проблем функционирования систем электронного правительства и электронной демократии (далее - э-правительства и э-демократии) сегодня не вызывает сомнений. Особенности развития информационного общества в России, определение проблем, тенденций и направлений совершенствования взаимодействия орга-
нов государственной власти и граждан - далеко не новые темы исследований. Можно сказать, что с утверждением в 2002 г. федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», предметом полемики на государственном уровне и в научно-образовательном сообществе стали многие вопросы, касающиеся внедрения новых информацион-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 15-33-01234.
но-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности российского общества. В связи с принятием различных государственных программ, утверждением стратегий и концепций по развитию информационного общества в России, с планомерной разработкой и развитием новых государственных автоматизированных систем, государственных интернет-порталов, интернет-площадок взаимодействия граждан и представителей власти появляются и новые предметы дискуссий в научном и экспертном сообществах, возникают новые ракурсы и подходы к рассмотрению различных аспектов электронного правительства и электронной демократии. Таким образом, актуальность исследований по этим тематикам с каждым годом только повышается.
Данная научная работа выполнена в рамках исследовательского проекта «Формирование общественной потребности в развитии систем электронного правительства и электронной демократии», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. Отличительной особенностью проекта является новый ракурс на проблемы развития э-правительства и э-демократии. Используя методологию экономической науки (теории), эти явления современного общества рассматриваются как опекаемые блага. На наш взгляд, такая новая концептуальная конструкция позволит раскрыть проблемы развития э-демократии и э-прави-тельства с нового ракурса (на стыке предметных областей: политологии и экономической теории, политологии и психологии и др.) [8]. Вышеназванные опекаемые блага - это блага, на которые спрос со стороны граждан отстает от желаемого, необходимого не только для эффективного взаимодействия граждан и органов государственной власти, но и в целом для достижения стратегических целей и задач государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации. Так, в Стратегии развития информационного общества в РФ (2008 г.) отмечается, что «... информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Необходимо обеспечить возможность внедрения технологий и создать привычку их использования в повседневной жизни» [17]. Одной из задач подпрограммы в государственной программе «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» является популяризация возможностей и преимуществ информационного общества, а также повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного обще-
ства, в том числе обучение использованию современных информационных технологий [12].
Таким образом, данная статья направлена на решение одной из исследовательских задач в рамках цели - разработки механизма формирования общественной потребности в развитии систем э-правительства и э-демократии. Исходя из нашего видения результатов научно-исследовательской работы, оговоримся, что первостепенной и целесообразной задачей проекта, на наш взгляд, является разработка и внедрение механизма формирования общественной потребности на уровне региона (Саратовской области). В этой связи настоящая статья посвящена анализу развития э-правительства и э-демократии на федеральном и региональном уровнях. Объект данной работы требует отдельного внимания и раскрытия.
Для начала рассмотрим теоретическую основу исследуемых явлений. Отметим, что на сегодняшний день отсутствует единое определение категорий « электронное правительство» и «электронная демократия», которое удовлетворяло бы исследователей, законодателей и экспертов безоговорочно. В России, как отмечают отдельные исследователи [5, с. 125], интерпретации данных категорий носит эпизодический характер.
«Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года» [13] предлагает следующую формулировку этого феномена. Электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Внедрение электронного правительства отнюдь не означает, что новые информационные технологии в дальнейшем заменят государственных служащих. Его суть в том, что вся деятельность органов публичного управления должна опираться на сильную, эффективную и безопасную электронную систему как во внутренней деятельности, так и при взаимодействии с гражданами. Это является необходимым условием для того, чтобы базы данных органов исполнительной власти разного уровня были совместимы и имели возможность обмениваться информацией, а для удобства граждан предусматривалось бы создание такого сервиса, при котором они могли, не покидая места своего нахождения, оформлять необходимые документы [5, с. 127].
Отметим, что электронное правительство первого поколения (1.0) было целиком ориентировано на удовлетворение потребностей самой системы государственного управления, технически оно объединяло правительственные интернет-порталы и сайты, информативность и функциональность которых была крайне низкой. Переход к электронному правительству второго поколения (2.0) вывел на передний план интересы населения, создал организационно-техническую базу для согласования в процессе принятия политических решений интересов различных слоев населения, социальных групп. Это позволяет рассматривать электронное правительство (пока, преимущественно, в перспективе) как фактор демократического развития.
С внедрением концепции «Электронное правительство 2.0» началась не чисто механическая структурно-функциональная трансформация электронного правительства, а целая смена парадигм. Если раньше восприятие электронного правительства ограничивалось технологическими рамками, то теперь электронное правительство может идентифицироваться как инструмент вовлечения граждан в государственное управление, в нем все ярче проявляются партисипативные и демократические черты [4, с. 3].
В отношении электронной демократии следует отметить, что в 2012 г. Минкомсвязи России разработало «Концепцию развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года». В проекте указанного документа под электронной демократией понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами [16].
Исследователи говорят о том, что электронная демократия является более совершенной, чем ее классическая форма. В условиях электронной демократии граждане устанавливают формы самоконтроля и взаимодействия, которые приобретают большую значимость, чем гражданство в территориально разграниченных национальных государствах. Интернет и связанные с ним информационно-коммуникационные технологии предоставляют неограниченные временем и территорией площадки, на которых любой может выражать свои демократические воззрения [1, с. 210].
Суть электронной демократии заключается, во-первых, в предоставлении и расширении доступа граждан к законотворческой деятельности; во-вторых, в повышении эффективности взаимодействия «гражданин - власть», в-третьих, в предоставлении гражданам возможности лоббировать свои собственные интересы без посредников на местном, региональном и федеральном уровнях; в-четвертых, в увеличении заинтересованности менее активных граждан в участии в политическом процессе.
Таким образом, несмотря на то что электронную демократию четко отделяют от электронного правительства, они являются базовыми основами информационного общества.
Попытаемся раскрыть объект нашего исследования схематично.
На рисунке выделенная область представляет собой объект нашего исследования. Это те опекаемые блага, для которых уровень общественной потребности необходимо повышать. На сегодняшний день актуально и, на наш взгляд, оправдано именно такое схематичное отражение российских реалий функционирования систем э-демократии и э-прави-тельства.
Во-первых, проведение выборов в РФ с использованием электронных ресурсов обоснованно занимает отдельный блок в схеме. В настоящее время в России нет сложившейся практики проведения электронных выборов, а под электронным голосованием в основном понимается процесс подсчета голосов электронными средствами (автоматические ящики для голосования, которые сканируют бюллетени и т. п.). Однако в России проводятся эксперименты по электронному опросу избирателей. Так, первым стал электронный опрос с использованием социальных карт и так называемых «инфокиосков» [10].
Формы, особенности и проблемы проведения электронного голосования требуют изучения в рамках отдельной научной работы. А в данном контексте следует отметить существование примечательной интернет-платформы для электронных голосований еБешоз - платформа электронной демократии (как называют продукт разработчики), сервис, развернутый в «облаке», поддерживающий широкое разнообразие способов верификации личности (при этом заказчик может подключить свой собственный способ) и вариантов голосований. В итоге сервис обеспечивает заказчику доверенное, защищенное и проверяемое голосование, при котором обеспечивается принцип «один человек - один голос». Впервые платформа была апробирована на выборах в
Электронная демократия
Регистрация и участие граждан в интернет-проектах, реализующих гражданские инициативы
Электронное правительств
Получение государственных
услуг в электронном виде
Межведомственное взаимодействие
Взаимосвязь систем электронного правительства и электронной демократии в России
(Составлено автором)
Координационный совет оппозиции, на местных выборах в Екатеринбурге, Воронеже, Жуковском, а также на альтернативных электронных президентских выборах в Иране в 2013 г. [2].
Инициаторами и разработчиками платформы являются представители оппозиции, в частности Л.М. Волков (бывший депутат Екатеринбургской городской думы, руководитель предвыборного штаба Алексей Навального на выборах мэра г. Москвы в 2013 г.). Сам интернет-ресурс зарегистрирован на международном домене верхнего уровня .org. Ресурс не является инициативой государственной власти РФ, а, наоборот, как отмечают разработчики, в будущем сможет выступать конкурентом госплатформам. Однако, на наш взгляд, весьма сложно прогнозировать популярность данного проекта в качестве альтернативной платформы для проведения электронных выборов на территории России.
Во-вторых, в отдельный блок схемы выделено межведомственное взаимодействие в системе электронного правительства, заслуживающее отдельного внимания ученых и экспертов, которое представляет собой внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный) и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти.
Таким образом, в поле нашего внимания, согласно цели исследования, попадают именно интернет-проекты гражданских инициатив (на федеральном, региональном и местном уровнях, в частности портал «Российская общественная инициатива»), портал государственных услуг, портал «Открытое правительство» и т. п. Это те ресурсы, которые позволяют гражданам, во-первых, получать государственные услуги, во-вторых, всю информацию о жизнедеятельности общества, участвовать в управлении государством (регионом, городом), изъявлять свою волю, взаимодействовать с органами власти без посредников, вы-
сказывать законодательные инициативы, быть активным участником государственного управления и многих общественных процессов.
Раскрыв объект настоящей работы и определив ракурс исследования (с точки зрения общественной потребности), далее обозначим критерии, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать при оценке степени развития систем э-правительства и э-демократии на уровне региона:
- количество зарегистрированных пользователей в регионе на портале «Электронное правительство. Госуслуги»;
- эффективность реализации государственных программ по информатизации региона;
- наличие и функционирование интернет-площадок (интернет-проектов) гражданской активности. Количество зарегистрированных пользователей. Количество подписчиков в социальных сетях на официальную страницу проекта.
Рассмотрим эти критерии на примере Саратовской области.
1. По данным Комитета по информатизации Саратовской области (в отчете за 2014 г.), на Едином портале государственных и муниципальных услуг зарегистрировано более 250 тысяч жителей Саратовской области, всего в 2014 г. с помощью регионального портала госуслуг и порталов органов исполнительной власти области жители Саратовской области подали более 8 млн заявлений на получение услуг в электронной форме [7]. В отчете о реализации госпрограммы Саратовской области «Информационное общество на 2014 - 2017 годы» за 2014 г. указано: доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составляет 35 % [15].
Согласно рейтингу использования портала госуслуг во всех регионах РФ, подготовленному Минкомсвязи РФ в 2013 г. [9], наиболее массовым спросом портал пользовался в При-
морском крае (15,1% населения). Далее в рейтинге находятся Калининградская (10,5%) и Амурская (10,4%) области, а также Ханты-Мансийский АО (10,1%) и Хабаровский край (8,7%). Вопреки ожиданиям, Москва оказалась лишь на 13-м месте (5,7%), а Санкт-Петербург (3,8%) занял 26-ю строчку. Это связано с тем, что данные субъекты РФ имеют собственные порталы по предоставлению госуслуг. По этой же причине Татарстан, который в Минкомсвя-зи считают лидером по уровню информатизации госорганов, с показателем в 0,9% оказался в пятерке регионов с негативными показателями. Саратовская область заняла 35-е место в рейтинге (3,0%).
Минкомсвязи РФ также подвело итоги работы Единого портала государственных и муниципальных услуг в 2014 г. Было отмечено, что количество россиян, зарегистрированных в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) за 2014 г. выросло почти в два раза - на 6 млн. Всего на 31 декабря 2014 г. в системе зарегистрировалось 13 млн человек. Лидерами по использованию ЕСИА стали Приморский край с долей проникновения 31,56%, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 27,44%, Калининградская область -25,82%, Тюменская область - 25,57% и Ямало-Ненецкий автономный округ - 21,13%. Активнее всего порталом госуслуг пользовались жители Москвы (1,595 тыс. пользователей), Московской (929,3 тыс.) и Свердловской (558,2 тыс.) областей, Приморского края (522 тыс.) и Санкт-Петербурга (499 тыс.) [14].
Можно наблюдать различия данных, представленных в отчете Комитета по информатизации Саратовской области, и данных рейтинга регионов Минкомсвязи РФ, очевидно, это происходит в силу применения различных подходов и методик подсчетов. Так, количество зарегистрированных граждан в ЕСИА не свидетельствует о том, что эти же пользователи постоянно получают госуслуги в электронном виде, о чем говорится в комментариях Экспертного центра электронного государства к представленным Минкомсвязи РФ итогам работы портала за первое полугодие 2014 г.
«В том, что активнее всего порталом госуслуг пользовались жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Свердловской области нет ничего удивительного, так как эти регионы имеют наибольшее население, соответственно, и наибольшее количество обращений за услугами. Если же рассматривать показатель «Обращения за госуслугами в год на 100 жителей», что приведет регионы к одному знаменателю, появляются другие лидеры. Помимо Москвы и Московской области, в
число регионов, где приходится более 10 обращений за госуслугами через Единый портал на 100 человек, входят Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Орловская и Тюменская области, Приморский край, Калининградская и Самарская области. Не менее интересно, жители каких регионов более активно пользуются «местными», т. е. региональными и муниципальными электронными услугами. В абсолютном выражении здесь безусловное первое место занимает Саратовская область -ее жители подали в 2013 г. более 34 тыс. электронных заявлений через единый портал (25 тыс. на получение региональных услуг и 8,3 тыс. - муниципальных). Также у Саратовской области наилучший показатель по числу исполненных услуг - 20 тыс. региональных и 3 тыс. муниципальных» [6].
2. Рассматривая следующий критерий оценки степени развития электронного правительства в регионе, следует отметить эффективность реализации государственной программы Саратовской области «Информационное общество на 2014 - 2017 годы». Так, согласно годовому отчету за 2014 г., все запланированные в рамках программы мероприятия выполнены, задачи в большей степени реализованы, целевые показатели достигнуты (в некоторых случаях превышают запланированные значения). Несмотря на то что по некоторым мероприятиям работы исполнены не в полном объеме ввиду отсутствия финансирования, а также имеется кредиторская задолженность, эффективность реализации государственной программы в 2014 г. составляет 100% [15].
3. Одним из популярных интернет-проектов гражданской активности является портал «Российская общественная инициатива (РОИ)». Проект предоставляет несколько возможностей: подача собственной инициативы; ознакомление с ранее размещенными инициативами; голосование «за» или «против» размещенных инициатив; получение информации о ходе и результатах реализации общественной инициативы. РОИ функционирует со
2 апреля 2013 г., на сегодняшний день (по состоянию на август 2015 г.) подано 6 200 инициатив, по 19 принято решение, например по инициативе о сохранении номера мобильного телефона при переходе от одного оператора связи к другому (за - 21 446 голосов, против -747 голосов); о возвращении минимально допустимого уровня содержания алкоголя в крови водителя (за - 77 551 голос, против -
3 488 голосов) и др. На голосовании находится 2 130 инициатив.
Отметим, что при группировке инициатив по уровням можно увидеть количество региональных и муниципальных инициатив. Так, по Саратовской области подано крайне низкое количество инициатив: за все время функционирования проекта - всего 6. Но такая ситуация с малым количеством региональных инициатив характерна не только для Саратовской области, но и для всех областей ПФО и для остальных регионов в целом; исключение -г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург: в этих регионах насчитывается от 60 до 200 региональных и муниципальных инициатив за все время работы портала.
Однозначно утвердить причины такой «непопулярности» портала РОИ для подачи региональных и муниципальных инициатив весьма сложно (без проведения отдельного исследования). Ситуация может зависеть от многих факторов: социально-экономические особенности региона, уровень осведомленности, доверия, заинтересованности и профессионализма жителей региона (в контексте решения проблем регионального значения и выдвижения инициатив) и др. Также в ряде регионов существуют свои региональные и муниципальные площадки гражданской активности в Интернете. На наш взгляд, в каждом городе могут (и должны) функционировать городские интернет-проекты, где граждане высказывают инициативы, голосуют, активно участвуют в жизни города (региона), взаимодействуя как между собой, так и с представителями власти.
Ярким примером такой платформы является проект «Активный гражданин», запущенный для жителей Москвы по инициативе мэра в мае 2014 г. (http://ag.mos.ru/). Этот сайт (и мобильное приложение) предлагает москвичам регистрацию (с указанием номера телефона, места жительства, профиля в соцсетях и т. д.), и далее обсуждение важных для города вопросов, отвечая на которые граждане напрямую влияют на принимаемые властями решения. За прохождение каждого опроса граждане получают баллы, которые можно обменивать на городские услуги (парковочные часы, театры, музеи) или полезные мелочи. Аналогичный проект планируется к запуску в г. Екатеринбурге.
Отметим, что на территории Саратовской области в сентябре 2014 г. запущен проект «Город мой» ^Нр://городмой.рф). Сайт и мобильное приложение предоставляют возможность разместить и оценить фото- и видеофакты, связанные со случаями в городе, как положительными, так и отрицательными, с описанием проблемы или благодарностью за сделанное. Все публикации от жителей и гостей
города могут (при необходимости) быть оперативно направлены на адреса ответственных органов, служб и организаций. Также «Город мой» позволяет жителям и туристам получить оперативную информацию о городе, его истории, достопримечательностях, местах отдыха и досуга.
Данный проект сложно оценить как платформу электронной демократии. Однако приложение, сразу вызвавшее интерес у жителей г. Саратова (300 скачиваний за первые дни работы), активно развивается с технической стороны и со стороны охвата аудитории, что, на наш взгляд, позволит приложению, во-первых, выработать привычку у горожан к гражданской интернет-активности, во-вторых, сформировать городское сообщество, заинтересованное в развитии своего города, проявляющее активную гражданскую позицию в интернете, причем как на региональных платформах электронной демократии (которые, ввиду тенденций, безусловно, будут разработаны и запущены в регионе), так и на общероссийских платформах. Официальные группы проекта «Город мой» представлены в соцсетях: «ВКонтакте» (270 подписчиков) и БасеЪоок (56 подписчиков).
Таким образом, единственный в Саратовской области проект гражданской интернет-активности пока не пользуется высокой популярностью у горожан, так же как и получение госуслуг в электронном виде. Однако, наблюдая за реализацией госпрограммы Саратовской области «Информационное общество на 2014 - 2017 годы», анализируя отчеты и планы профильного министерства, можно увидеть положительные тенденции и спрогнозировать развитие систем э-правительства и э-деморкатии в Саратовской области.
Подводя итог, следует отметить, что в настоящее время в России сложилась благоприятная среда для активного функционирования механизмов электронного правительства и электронной демократии. Во-первых, на государственном уровне четко обозначен вектор в сторону развития и укрепления этих систем. Во-вторых, российские граждане проявляют все больший интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям в рамках взаимодействия с органами власти и общественно-политическими организациями. Также современные электронные технологии все шире применяются в бизнесе, медицине, образовании, науке, культуре и государственном управлении.
Несмотря на справедливое мнение экспертов Минкомсвязи России о том, что развитие э-правительства и э-демократии в субъектах во
многом зависит от позиции региональных властей, очевидно существование и ряда общегосударственных проблем и рисков. Так, востребованность зависит от качества электронных госуслуг; с другой стороны, в полной мере совершенствовать их качество имеет смысл при востребованности со стороны граждан. Здесь большую роль играет своевременный мониторинг качества указания услуг.
Также при внедрении и использовании информационных технологий появляется множество информационных рисков и угроз для личности, общества, государства в целом [3, 11]. Проблемы информационной безопасности, в частности утечки, распространения персональных данных граждан, сбои в работе интернет-порталов, риск формирования нега-
тивного имиджа всей системы э-демократии у граждан (восприятия системы как профанаци-онной), препятствуют развитию электронного правительства и электронной демократии в современной России. Они затрагивают интересы самых широких слоев населения, носят комплексный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти или частных проектов. В связи с этим развитие э-правительства и э-демократии необходимо осуществлять, привлекая в этот процесс представителей гражданских объединений и общественных организаций, экспертов, представителей научного сообщества, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также средства массовой информации и частные компании.
Библиографический список (References)
1. Барышев Е.В. Интернет и перспективы демократии // Вестник РГГУ. Политология. Социально-коммуникативные науки. 2013. № 1(102). С. 207 - 214.
Baryshev Ye.V. (2013) Internet i perspektivy demokratii [Internet and the prospects of democracy] // Vestnik RGGU. Politologiya. Sotsial'no-kommunikativnyye nauki. № 1(102). P. 207 - 214.
2. Волков Л. Электронная демократия как услуга / Международная организация по наблюдению за выборами CIS-EMO [электронный ресурс]. URL: http://www.cis-emo.net/ru/news/elektronnaya-demokratiya-kak-usluga.
Volkov L. Elektronnaya demokratiya kak usluga [E-democracy as a service] / Mezhdunarodnaya organizatsiya po nablyudeniyu za vyborami CIS-EMO. URL: http://www.cis-emo.net/ru/news/elektronnaya-demokratiya-kak-usluga.
3. Гришин С.Е. Прогноз развития информационных рисков и угроз // Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9). С. 93 - 96.
Grishin S.Ye. (2011) Prognoz razvitiya informatsionnykh riskov i ugroz [Forecast of future information risks and threats] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 2 (9). P. 93 - 96.
4. Земсков М.Д. Электронное правительство как фактор укрепления демократии в условиях формирования информационного общества : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2013.
Zemskov M.D. (2013) Elektronnoye pravitel'stvo kak faktor ukrepleniya demokratii v usloviyakh formirovaniya informatsionnogo obshchestva : avtoref. dis. ... kand. polit. nauk [E-government as a factor of the development of democracy in information society: published summary of a thesis. Saratov.
5. Иншакова Е.Г. «Электронное правительство»: проблемы понимания, формирование организационной структуры и практическое значение в системе государственного управления // Правовая наука и реформа юридического образования. 2014. № 4 (27). С. 125 - 131.
Inshakova Ye.G. (2014) «Elektronnoye pravitel'stvo»: problemy ponimaniya, formirovaniye organizatsionnoy struktury i prakticheskoye znacheniye v sisteme gosudarstvennogo upravleniya ["Electronic government" : problems of interpretation, organizational structure and practical significance in the system of governance] // Pravovaya nauka i reforma yuridicheskogo obrazovaniya. № 4 (27). P. 125 - 131.
6. Как улучшить итоги работы портала госуслуг, или нехитрые манипуляции с числами [электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/kak-uluchshit-itogi-raboty-portala-gosuslug-ili-nexitrye-manipulyacii-s-chislami.html.
Kak uluchshit' itogi raboty portala gosuslug, ili nekhitryye manipulyatsii s chislami [How to improve the performance of public services sites, or simple manipulations with the numbers]. URL: http://d-russia.ru/kak-uluchshit-itogi-raboty-portala-gosuslug-ili-nexitrye-manipulyacii-s-chislami.html.
7. Комитет по информатизации области Саратовской области. Статистическая информация [электронный ресурс]. URL: http://saratov.gov.ru/gov/auth/kominf/.
Komitet po informatizatsii Saratovskoy oblasti. Statisticheskaya informatsiya [The Committee on public information access in the Saratov region. Statistical data]. URL: http://saratov.gov.ru/gov/auth/kominf/
8. Мельникова Т.С. Формирование общественной потребности в развитии систем электронного правительства и электронной демократии // Наука и общество. 2014. № 1 (16). С. 123 - 127.
Mel'nikova T.S. (2014) Formirovaniye obshchestvennoy potrebnosti v razvitii sistem elektronnogo pravitel'stva i elektronnoy demokratii [Encouraging public demand for the development of e-government and e-democracy ] // Nauka i obshchestvo. № 1 (16). P. 123 - 127.
9. Минкомсвязи составила рейтинг использования портала госуслуг во всех регионах РФ [электронный ресурс]. URL:http://minsvyaz.ru/ru/events/30670.
Minkomsvyazi sostavila reyting ispol'zovaniya portala gosuslug vo vsekh regionakh RF [The Ministry of Communications of the Russian Federation made a rating of the public services portal popularity in all regions of Russia]. URL:http://minsvyaz.ru/ru/events/30670.
10. Митяева Ю.В. Опыт проведения интернет-голосования на выборах и референдумах в России и за рубежом / Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http://www.rcoit.ru/technologies/detail. php?ID=l7065.
Mityayeva Yu.V. Opyt provedeniya internet-golosovaniya na vyborakh i referendumakh v Rossii i za rubezhom [ ] / Rossiyskiy tsentr obucheniya izbiratel'nym tekhnologiyam pri Tsentral'noy izbiratel'noy komissii Rossiyskoy Federatsii [Internet voting in elections and referendums in Russia and abroad]. URL: http://www.rcoit. ru/technologies/detail.php?ID=l7065.
11. Овчинников С.А., Гришин С.Е. Угрозы личности, обществу и государству при внедрении информационных технологий // Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9). С. 26 - 31.
Ovchinnikov S.A., Grishin S.Ye. (2011) Ugrozy lichnosti, obshchestvu i gosudarstvu pri vnedrenii informatsionnykh tekhnologiy [Threats to the individual, society and state posed by new information technology] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 2 (9). P. 26 - 31.
12. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р [электронный ресурс]. URL: http:// www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html.
O gosudarstvennoy programme Rossiyskoy Federatsii «Informatsionnoye obshchestvo (2011 - 2020 gody)»: rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 20 oktyabrya 2010 g. № 1815-r [On the state program of the Russian Federation "Information Society (2011 - 2020)": decree of the Government of the Russian Federation dated October 20, 2010 № 1815-r]. URL: http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html.
13. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р (в ред. от 10.03.2010) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2008. № 20. Ст. 2372.
O Kontseptsii formirovaniya v Rossiyskoy Federatsii elektronnogo pravitel'stva do 2010 goda: rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 6 maya 2008 g. № 632-r (v red. ot 10.03.2010) [On the concept of developing e-government in the Russian Federation until 2010: decree of the Government of the Russian Federation dated May 6, 2008 № 632-r (ed. 10.03.2010)] // Sobr. Zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2008. № 20. St. 2372.
14. Подведены итоги работы портала госуслуг в 2014 году [электронный ресурс]. URL:http://minsvyaz.ru/ ru/events/32541/.
Podvedeny itogi raboty portala gosuslug v 2014 godu [The results of the work of public services portal in 2014]. URL:http://minsvyaz.ru/ru/events/32541/.
15. Правительство Саратовской области. Государственная программа Саратовской области «Информационное общество на 2014 - 2017 годы». Отчет о реализации государственной программы в 2014 году [электронный ресурс]. URL: http://saratov.gov.ru/informers/e-government/program-information-society/.
Pravitel'stvo Saratovskoy oblasti. Gosudarstvennaya programma Saratovskoy oblasti «Informatsionnoye obshchestvo na 2014 - 2017 gody». Otchet o realizatsii gosudarstvennoy programmy v 2014 godu [The Government of the Saratov region. State program of the Saratov region "Information Society in 2014 - 2017". Report on the implementation of the state program in 2014]. URL: http://saratov.gov.ru/informers/e-government/program-information-society/.
16. Проект Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года / Российское Агентство развития информационного общества (РАРИО) [электронный ресурс]. URL: http://rario.ru/projects/Congress_conception.php.
Proyekt Kontseptsii razvitiya v Rossiyskoy Federatsii mekhanizmov elektronnoy demokratii do 2020 goda [Draft concept of the development of e-democracy mechanisms in the Russian Federation until 2020.] / Rossiyskoye Agentstvo razvitiya informatsionnogo obshchestva (RARIO) [Russian Agency for Information Society Development]. URL: http://rario.ru/projects/Congress_conception.php.
17. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 [электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.
Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2008 g. № Pr-212 [The strategy for information society development in the Russian Federation dated February 7, 2008 № Pr-212]. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.