УДК 342.95 ббК 67.401
DOI 10.24411/2312-0444-2018-10079
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ирина Алексеевна ЧЕРНЫХ, адъюнкт Краснодарского университета МВД России, участковый уполномоченный УМВД России по г. Липецк E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Научный руководитель: М.Е. Труфанов, доктор юридических наук, профессор
Рецензент: Д.А. Кумыкова, доцент кафедры «Торговое дело и право»
Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук
Аннотация. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Так, роль органов внутренних дел в государстве огромна. Система органов внутренних дел представляет собой большой институт, состоящий из множества звеньев, на которые возлагается большое количество различных задач. И одно из центральных мест занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов организаций, коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Современная структура органов внутренних дел построена с учетом стратегических и текущих задач, которые относятся как к внешней, так и к внутриорганизационной деятельности.
Ключевые слова: законность, правопорядок, административная деятельность, органы внутренних дел.
Предметом первоочередной заботы Российского государства, провозгласившего себя согласно Конституции РФ демократическим и правовым, должна стать охрана правопорядка и обеспечение законности, а также защита прав и свобод человека и гражданина [1]. Основой законности, как известно, выступает управление человеческими ресурсами посредством издания нормативно-правовых актов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения [3].
Реальное обеспечение режима законности и правопорядка носит актуальный характер ввиду необходимости разработки и реализации эф-
Annotation. Activity of the state and its bodies covers many spheres of the state and public life. So, the role of law-enforcement bodies in the state is huge. The system of law-enforcement bodies represents the big institute consisting of a set of links to which the set of various tasks is assigned. One of the central places occupies performance of tasks of providing law and order and legality, protection, the rights and freedoms of the person, protection of the rights and legitimate interests of the organizations, collectives, fight against crimes and other offenses here. The modern structure of law-enforcement bodies is constructed taking into account strategic and current tasks which belong both to external and to their intra organizational activity.
Keywords: legality, law and order, administrative activity, law-enforcement bodies.
фективно работающего административно-правового механизма, способного создать условия, а в дальнейшем и гарантировать правомерное поведение как отдельных граждан, так и должностных лиц органов внутренних дел, деятельность которых в современном обществе все больше ассоциируется с некомпетентностью, бюрократизмом, коррупцией и административным произволом [7].
Значение законности и правопорядка в административной деятельности органов внутренних дел целесообразно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране обще-
№ 3/2018
ственного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов государства и общества, органы внутренних дел обеспечивают функционирование режима законности, а с другой стороны, административная деятельность самих органов внутренних дел должна базироваться на неукоснительном соблюдении законности [10].
В связи с этим основным условием укрепления законности и правопорядка выступает надлежащим образом организованная деятельность органов внутренних дел, предполагающая максимальное ограничение самой возможности административного произвола, безответственности. Для этого необходимо критически переосмыслить устоявшиеся догмы и стереотипы о социальной и юридической природе законности и правопорядка, а также методов их обеспечения в современных условиях, связанных с объективно назревшей необходимостью усиления регулятивного воздействия государства на происходящие в современном обществе процессы и укрепления юридических гарантий беспрепятственного осуществления участниками общественных отношений своей правосубъектности [9].
Так, при всей практичности и продуктивности подходов к исследованию законности и правопорядка, форм и методов их охраны, характерных для административного права, а также укрепления законности и дисциплины в деятельности органов внутренних дел существует настоятельная необходимость в разработке научных изысканий, ориентированных на понимание проблем, связанных с административно-правовым обеспечением механизма формирования и функционирования режима законности и правопорядка в современном обществе [2].
В целом законность и правопорядок можно охарактеризовать как системное состояние социальной жизни, в котором имеет место упорядоченность общественных отношений, их соответствие законам государства, реализация прав и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов права, а также деятельность органов внутренних дел, связанная с поддержанием и упрочнением законности и правопорядка.
В административно-правовой науке и правоприменительной практике понятия «законность» и «правопорядок» являются ключевыми; их исследованию посвящено значительное число публикаций. В целом проблема законности и правопорядка выступает специфическим элементом российской правовой науки [4]. Однако мы обеспокоены отсутствием на сегодняшний день достаточной четкости в дефинициях
законности и правопорядка, а также в разграничении их содержания.
Запаздывание в научном освещении этих проблем деструктивно сказывается на правоохранительной практике и препятствует четкому нормативно-правовому закреплению полномочий и функций органов внутренних дел в охранительной сфере, правовому регулированию форм и методов их деятельности по обеспечению прав и законных интересов личности, общества и государства в целом.
Принцип законности закреплен в ст. 4 Конституции РФ, в которой говорится: «... Государство, все его органы существуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан. Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы РФ.» [1].
Так, сущность законности и правопорядка состоит в соблюдении и исполнении законов. Законность является основополагающим принципом деятельности органов внутренних дел и требует от каждого сотрудника личного состава органов внутренних дел правильного и точного исполнения законов и ведомственных нормативных актов, усвоения и использования в своей оперативной и служебной деятельности правовых знаний, правомерного поведения при исполнении должностных обязанностей и вне службы, предупреждения и пресечения противоправных действий со стороны граждан [3].
В целом законность и правопорядок, как метод, можно трактовать как совокупность приемов и средств, при помощи которых управленческая деятельность вводится в законное поле, направляется на исполнение законов, причем в установленных законами формах и признанных законами средствами.
Сущность обеспечения законности и правопорядка в административной деятельности органов внутренних дел заключается [8]:
во-первых, в осуществлении контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами и гражданами законов и основанных на них других нормативно-правовых актов, регламентирующих административно-правовую охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, собственности, интересов предприятий, организаций и учреждений от преступных и иных противоправных посягательств;
во-вторых, в точном и неукоснительном соблюдении, исполнении и применении всеми сотрудниками органов внутренних дел законодательства об административных правонарушени-
№ 3/2018
ях, других нормативных актов, регулирующих применение мер административного воздействия, с тем, чтобы никто не был подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законодательством;
в-третьих, в неуклонном соблюдении представителями служб и подразделений органов внутренних дел дисциплины, регламентированной законодательством, требованиями приказов МВД России.
Для более полного уяснения режима законности и правопорядка необходимо определить значение понятий «субъект законности» и «объект законности».
Субъектами законности и правопорядка в указанном контексте выступают государственные органы, должностные лица, граждане и общественные объединения, т.е. все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Субъектами законности и правопорядка выступают все носители субъективных прав, а именно, должностные лица и органы, на которых лежит такая специальная обязанность [6].
Принцип законности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. Соответственно, объектом законности выступает поведение (поступок) юридически обязанных лиц.
Происходящие в современном обществе коренные преобразования требуют улучшения работы органов внутренних дел, повышения культуры и профессиональной грамотности сотрудников, строжайшего соблюдения ими законности и правопорядка. Содержание и значение законности и правопорядка, обеспечения прав граждан в административной деятельности органов внутренних дел определяются многообразием, объемом и публичным характером этой деятельности, участием в ней большей части всего личного состава органов внутренних дел.
Таким образом, для всесторонней и полной реализации принципа законности и правопорядка необходимо провести широкомасштабные мероприятия по воспитанию кадров личного состава органов внутренних дел, повышению их культуры, юридической и иной профессиональной подготовки, в том числе осуществлять [5]: ■ контроль за деятельностью органов внутренних дел;
■ прокурорский надзор;
■ обжалование незаконных действий сотрудников органов внутренних дел;
■ реализацию ответственности сотрудников органов внутренних дел за нарушения законности.
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
3. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая / Под ред. А.П. Коренева. М., 2007.
4. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная / Под ред. А.П. Коренева. М., 2008.
5. Анисимов П.В. Актуальные проблемы административного права и административной деятельности органов внутренних дел в РФ: Всерос. науч.-практ. конф. Волгоград. Май 1999 г. // Гос-во и право. 2000. № 8. С. 103—107.
6. Артемьев А.М. Административно-правовой статус Министерства внутренних дел России на современном этапе // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 23—29.
7. Белоконь А.В. Правовые основы реализации органами внутренних дел административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, частной детективной и охранной деятельности // Административное право и процесс. 2007. № 4. С. 29—31.
8. Корякин ЕА. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое органами внутренних дел // Административное право и процесс. 2009. № 4. С. 33.
9. Маилян С.С. Административно-правовые режимы в сфере правоохранительной деятельности // Закон и право. 2002. № 11. С. 39—42.
10. Олейник В.И. Внутриорганизационная деятельность ОВД в сфере борьбы с административными правонарушениями // Административное право и процесс. 2010. № 5. С. 37—39.
№ 3/2018