Научная статья на тему 'Административная профилактика как основа формирования здорового образа жизни'

Административная профилактика как основа формирования здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРЕВЕНЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / HEALTHY LIFESTYLE / ADMINISTRATIVE PREVENTION / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / DRUGS / PREVENTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Куцкель Максим Вячеславович, Иванов Игорь Анатольевич

Формирование здорового образа жизни на сегодняшний день является задачей многих государственных органов, организаций и институтов. В целях нивелирования различных внешних условий, оказывающих негативное воздействие на формирование у граждан устойчивого настроя на здоровый образ жизни в правовой системе Российской Федерации разработаны различные профилактические меры. В настоящей статье рассмотрены ряд административно-профилактических мер занимающих важную роль в системе профилактики незаконного оборота наркотиков. Путем анкетирования проанализировано общественное мнение, касающееся отношения к незаконному обороту наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кудрявцев Михаил Дмитриевич, Куцкель Максим Вячеславович, Иванов Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE PREVENTION AS A BASIS FOR THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE

The formation of a healthy lifestyle today is the task of many government agencies, organizations and institutions. Various preventive measures have been developed in the legal system of the Russian Federation to neutralize the various external conditions that prevent citizens from developing a sustainable attitude to a healthy lifestyle. This article discusses a number of administrative and preventive measures that play an important role in the prevention of drug trafficking. The public opinion concerning the attitude to drug trafficking is analyzed by means of a questionnaire.

Текст научной работы на тему «Административная профилактика как основа формирования здорового образа жизни»

приемов математического мышления / Под ред. Н.Ф. Талызиной. - М.: Вентана-Графф. - 1995. - С. 13-18.

12. Усова, А.В. Формирование у учащихся учебных умений [Текст] / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.

13. Шубас, М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс: Стиль мышления, картина мира, мировоззрение [Текст] / М.Л. Шубас. - Вильнюс: Минтис, 1982. - 173 с.

14. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. - 1985. - № 2. - С. 31-41.

Педагогика

УДК 371

Доктор педагогических наук, доцент Кудрявцев Михаил Дмитриевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск),

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск),

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

адъюнкт Куцкель Максим Вячеславович

Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск);

доцент Иванов Игорь Анатольевич

Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация. Формирование здорового образа жизни на сегодняшний день является задачей многих государственных органов, организаций и институтов. В целях нивелирования различных внешних условий, оказывающих негативное воздействие на формирование у граждан устойчивого настроя на здоровый образ жизни в правовой системе Российской Федерации разработаны различные профилактические меры. В настоящей статье рассмотрены ряд административно-профилактических мер занимающих важную роль в системе профилактики незаконного оборота наркотиков. Путем анкетирования проанализировано общественное мнение, касающееся отношения к незаконному обороту наркотиков.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, административная превенция, административная ответственность, наркотические средства, система профилактики.

Annotation. The formation of a healthy lifestyle today is the task of many government agencies, organizations and institutions. Various preventive measures have been developed in the legal system of the Russian Federation to neutralize the various external conditions that prevent citizens from developing a sustainable attitude to a healthy lifestyle. This article discusses a number of administrative and preventive measures that play an important role in the prevention of drug trafficking. The public opinion concerning the attitude to drug trafficking is analyzed by means of a questionnaire.

Keywords: healthy lifestyle, administrative prevention, administrative responsibility, drugs, prevention system.

Введение. Здоровый образ жизни является неотъемлемой составляющей большинства социально активных граждан России. В современной жизни популярность и востребованность ведения здорового образа жизни значительно возросла. Такая тенденция наблюдается не только исходя из результатов анкетирования, но и в позициях законодателя. Принимая во внимание Федеральный Закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" можно отметить, что перед большинством государственных органов Российской Федерации поставлена задача по формированию, укреплению и пропаганде здорового образа жизни среди населения страны. Положения данного законодательного акта говорят о значимости и ценности ведения гражданами здорового образа жизни в национальных масштабах. Нельзя оставить без внимания приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Целью проекта является увеличение доли граждан, регулярно занимающихся спортом с 36.8% в 2017 году до 50% к 2020 году. Данный факт особо актуализирует проведение научных исследований, посвященных вопросу формирования здорового образа жизни и профилактике вредных привычек (в том числе незаконного оборота наркотических средств).

Формулировка цели статьи. Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых мер административной профилактики незаконного оборота наркотиков как средств формирования здорового образа жизни и выявление отношения граждан к незаконному обороту наркотических средств.

Изложение основного материала статьи. Здоровый образ жизни, как отмечает Дюков В.М., в научной литературе чаще всего понимается как здоровое поведение: регулярная двигательная активность; правильное питание; полезные привычки, связанные с правильным режимом дня и чередованием труда и отдыха; отсутствие вредных привычек [6]. Следует согласиться с М.Д. Кудрявцевым, что данное определение необходимо рассматривать в совокупности с отражением моральной и нравственной стороны здорового образа жизни, дополнив данную дефиницию здорового образа жизни «здоровым поведение и мышлением; здоровыми эмоциями; гармонией в отношениях с окружающим миром и собой». [5] Все составляющие элементы данного понятия непосредственно влияют на правильное понимание, соблюдение норм и правил здорового образа жизни каждым отдельно взятым человеком.

Говоря о формировании здорового образа жизни, невозможно не сказать о факторах, негативно влияющих на его формирование у граждан. В научной литературе одним из факторов выделяется недостаточная двигательная активность людей. В современных реалиях научно-технический прогресс ведет к автоматизации всех сфер жизни общества. Ежедневно появляются новые способы упрощения жизни людей, что ведет к уменьшению необходимости производить достаточное количество двигательных действий для достижения повседневных задач. Данная тенденция существенно снижает двигательную активность, что негативно сказывается на здоровье людей. Помимо этого, негативным фактором, влияющим на

формирование здорового образа жизни у граждан, на наш взгляд, является наркотизация информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На сегодняшний день глобальная сеть поглотила все сферы жизни общества, начиная от торговой, заканчивая социальной сферой, в связи с чем практически каждый человек имеет доступ в глобальную сеть. Активное проникновение Интернета в повседневную жизнь граждан носит, в большей степени, положительный характер упрощая многие административные процедуры, нивелируется необходимость тратить время в очередях, что значительно сокращает время на получение тех или иных услуг. Но в тоже время появление сайтов, интернет-сообществ, распространяющих информацию, а нередко и создающих мнимое впечатление о законности действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, пагубно влияют на человека с неустойчивым сознанием противоправности указанной деятельность, что в свою очередь делает невозможным формирования направленности на здоровый образ жизни.

Реализуя поставленные приоритетным проектом, государственной антинаркотической политикой задачи по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни среди населения страны, органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти ведут активную профилактическую деятельность. Учитывая тот факт, что профилактика правонарушений является многоступенчатой и многоаспектной, на наш взгляд значительную роль в профилактической деятельности занимает административная превенция, выражающаяся в применении ряда процедур по сокращению возможности влияния негативных факторов на правосознание лица. Установление административно-правовых запретов на действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств также оказывает превентивное воздействие на граждан.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что одним из составляющих компонентов здорового образа жизни является правосознание как система правовых взглядов, убеждений и правовых ценностей, ценности верховенства закона во взглядах отдельно взятого индивида. Такое правосознание способствует четкому представлению необходимости и целесообразности правопослушного поведения, в том числе, в целях ведения здорового образа жизни. Основополагающей, с нашей точки зрения, задачей такого правосознания является формирование понимания недопустимости совершения действий, включенных в незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Многогранность дефиниции правосознание позволяет выделить такой его аспект, как уяснение пагубного воздействия на организм человека данных запрещенных веществ. В том числе в целях формирования у человека указанной устойчивости правосознания, законодательно закреплена административная ответственность за незаконный оборот наркотических средств психотропных веществ.

Рассматривая административную ответственность как средство профилактического воздействия, направленного на ведение здорового образа жизни, следует рассмотреть несколько аспектов указанного воздействия.

В первую очередь необходимо сказать о деятельности Роскомнадзора, который, согласно «Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Из законодательной дефиниции следует, что основной функцией данного органа исполнительной власти является контрольно-надзорная. Такая деятельность Роскомнадзора несомненно является реализацией административных предписаний. Подтверждая вышеизложенное, рассмотрим некоторые контрольно-надзорные полномочия указанного органа.

Так, в пункте 5 Положения содержится открытый перечень полномочий Роскомнадзора. В рамках рассматриваемой темы, нас интересует пункт 5.1.1.6 Положения, в котором сказано, что Роскомнадзор осуществляет свои функции в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию путем контроля и надзора за «соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и сетей подвижной радиотелефонной связи» [3]. Указанная функция, в первую очередь, направлена на защиту здоровья несовершеннолетних лиц, что является несомненно наиболее перспективной и значимой стороной решения вопроса по приобщению граждан к здоровому образу жизни.

Достижению целей по формированию у граждан направленности на ведение здорового образа жизни служит и реализация полномочия, указанного в пункте 5.1.7 Положения, где говорится о «создании, формировании и ведении единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» [3].

Таким образом можно сделать вывод, что деятельность Роскомнадзора по контролю и надзору в сфере информационно-телекоммуникационных сетей непосредственно направлена на недопущение как детей, так и совершеннолетних граждан к информации, пагубно влияющей на формирование здорового образа жизни.

Следующей административно-правовой мерой, оказывающей воздействие на формирование здорового образа жизни, является установление административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств. Ответственность за деяния в сфере незаконного оборота наркотиков содержится в главе 6 (административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность) и главе 20 (административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность). Названия глав уже отсылают нас к тезису, что правонарушения, заключенные в этих главах, оказывают непосредственное воздействие на здоровье населения. Профилактика совершения вышеназванных правонарушений ведет к повышению уровня здоровья населения и приобщению граждан к здоровому образу жизни. Профилактическое воздействие достигается путем установления наказаний, реализующих превентивную функцию. Так, статья 3.1 КоАП РФ выделяет две цели административного наказания. В части 1 статьи сказано, что административное наказание

«применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами». Налицо разделение общей и специальной превенции. Привлечение лица к административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств в значительной роли воздействует как на само лицо (нежелание претерпевать меры ответственности в будущем), так и других лиц (как фактор, отражающий негативную оценку государством поведения, связанного с противоправными действиями).

Подводя итог, можно сделать вывод, что административно-правовые средства оказывают непосредственное воздействие на формирования у населения направленности на отказ от совершения правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, недопущение действий, направленных на наркотизацию населения страны через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

В целях изучения общественного мнения по вопросу отношения лиц к незаконному обороту наркотических средств, нами было проведено анкетирование посредствам опроса неопределенной группы лиц в сети Интернет. В анкетировании приняли участие 35 респондентов разных возрастных категорий (от 16 до более 35 лет). Респондентам были предложены вопросы, касающиеся их отношения к незаконному обороту наркотических средств, осведомленности о существовании административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, а также выражению своего мнения по отношению к изменению статуса лица, занимающегося противоправными действиями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств.

Проанализировав полученные при помощи анкетирования данные, мы получили следующие результаты:

1. 94.3% респондентов знают о существовании административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, конкретизируя свой ответ ссылками на ст.ст. 6.8,6.9 КоАП РФ; 69.7% из этой категории респондентов резко негативно относятся к действиям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, 27.3% негативно и 3% нейтрально. Также стоит отменить что у 87.9% рассматриваемой категории респондентов в окружении нет лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков и у 12.1% такие лица есть. На вопрос о том, как причастность лица к незаконному обороту наркотиков влияет на его социальных статус, респонденты данной группы отвечали следующее: к нему негативно относятся окружающие, потеря друзей; понижает статус; негативно; оказывает большое влияние; человек теряет себя как личность; человек перестаёт быть личностью; резко понижается как сам статус, так и моральное достоинство человека; приобретает статус преступника.

2. 5.7% из числа всех респондентов не знают о существовании административной ответственности, резко негативно относятся к действиям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и не имеют в своем окружении лиц, причастных к нему.

3. 97.1% респондентов выразили свое положительное отношение к здоровому образу жизни и 94.3% считают, что административная ответственность оказывает профилактирующее влияние на количество лиц, потребляющих наркотические средства.

Выводы. Национальное законодательство Российской Федерации сформировало общую систему мер, направленную на формирование у граждан здорового образа жизни. Административные меры являются важным элементом в системе профилактики незаконного оборота наркотических средств. Профилактическую роль в рамках института административной ответственности играет деятельность специализированных контрольно-надзорных органов, а также институт административного наказания. Большая часть граждан осознает негативный характер как для здоровья, так и для своего социального статуса незаконного оборота наркотиков, относятся к нему резко негативно и не имеют в своем окружении лиц причастных к их незаконному обороту. Такая тенденция характерна для лиц разных возрастных категорий.

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // СПС Консультант плюс.

2. Федеральный Закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 8 декабря.

3. Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 25.09.2018) "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (вместе с "Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций") // СПС Консультант плюс.

4. Паспорт приоритетного проекта "Формирование здорового образа жизни" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 26.07.2017 № 8 // СПС Консультант плюс.

5. Кудрявцев М.Д., Крамида И. Е., Ермаков С.С., Осипов А. Ю. Динамика развития личностных компонентов здорового образа жизни у относительно здоровых студентов // Физическое воспитание студентов. - 2016. - № 6. - C26-33.doi: 10.15561/20755279.2016.0603

6. Дюков В. М. ВУЗ здорового образа жизни. Совершенствование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ВУЗов / В. М. Дюков, Н. В. Скурихина, монография. - Lap Lambert Academic Publishing - Saarbrücken (Германия): 2013. -203 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.