ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
УДК 343.775 № 3 (14) / 2017, с. 55—59
ПРОФИЛАКТИКА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Сафаргалей Таминдарович Фаткулин
кандидат юридических наук, доцент уголовной кафедры Юридический институт
Южно-Уральский государственный университет E-mail: [email protected]
Валерия Александровна Грищенко
студент 3-го курса Юридический институт
Южно-Уральский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются актуальные проблемы профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в Челябинской области. При этом подчеркивается, что указанные преступления отличаются высокой общественной опасностью, поскольку охватывают в основном подрастающее поколение. Проведен анализ судебной и следственной практики по делам данной категории, разработаны предложения по повышению эффективности профилактических мер.
Ключевые слова: распространение наркотиков, наркотрафик, профилактика наркотизма, ликвидация Госнаркоконтроля, административная ответственность, общественные комиссии.
PREVENTION OF ILLEGAL TRAFFICKING IN DRUGS IN CHELYABINSK REGION
Fatkulin S. T. Grischenko V. A.
The article deals with actual problems of preventing crimes related to illegal drug trafficking in the Chelyabinsk region. At the same time, it is emphasized that these crimes are characterized by high public danger, since they cover mainly the younger generation. The analysis of judicial and investigative practice on cases of this category has been carried out, and proposals have been developed to increase
the effectiveness of preventive measures.
Key words: drug trafficking, drug trafficking drug abuse prevention, liquidation of the State Drug Control Service, administrative responsibility, public commissions.
Криминальная ситуация с распространением наркотиков в Челябинской области остается напряженной. Согласно Федеральной службе государственной статистике только за период с января по август 2017 г. зарегистрировано 5907 преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков по Челябинской области1. Приведенные статистические данные в таблице показывают лишь нескончаемость преступлений.
1 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.nj/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi
Таблица
Число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков по месяцам
2017 год
Январь 734
Февраль 889
Март 902
Апрель 708
Май 892
Июнь 295
Июль 721
Август 776
За последние пять лет в Челябинской области значительно возросло число зарегистрированных преступлений и судимостей за преступления связанные с наркоманией» [1]. Так, в 2016 г. выявлено 6160 преступлений, в 2015 — 6406 ед, в 2014 — 6269 ед, в 2013 — 5804 ед., в 2012 — 4774 ед1. Безусловно, статистические данные показывают лишь зарегистрированные преступления, но сколько остается не выявленных преступлений неизвестно. Только по официальным данным в Челябинской области насчитывается около 20 тыс. наркоманов, которые имеют средний возраст 28 лет. По мнению известного социолога Ф. И. Григорец работа по противодействию распространению наркомании социальной направленности должна проводится следующим образом: на первом месте — государство, которое осуществляет контроль над применяемыми мерами по профилактике наркомании молодежи; на втором месте — при наступившем заболевании — лечение и реабилитация наркозависимых; на третьем — борьба с наркопреступностью. Большая роль в работе по противодействию наркомании отводится именно государственной политике, ее эффективность будет зависеть от того, насколько власть заинтересована в решении данной проблемы, а также от ее умения логически выстраивать всю систему антинаркотических мер. В научной статье Р. Г. Осиповой подчеркивается, что государство должно предоставить наркозависимому человеку возможность излечения, т. е. платить пенсию по инвалидности, но также должно лишать такого человека (до полного излечения), избирательного права и права на некоторые виды работ. Кроме того, необходимо создать медицинские учреждения, которые будут выдавать чистые
1 Там же.
и правильно дозируемые наркотики, свободные от СПИДа и гепатита. Это позволит решить главнейшую проблему: наркодельцам больше не будет выгодно бесплатно подсаживать людей на наркотик: ведь наркозависимый всегда сможет получить этот наркотик бесплатно [3, с. 53—59]. Немаловажным аспектом со стороны государства будет являться решение таких социальных вопросов, как ликвидация безработицы, беспризорности, безнадзорности, которые приводят человека в состояние безысходности и способствуют развитию наркомании, алкоголизма.
В Челябинской области с помощью государства действует около 50 центров реабилитации наркоманов. Для того чтобы сделать реабилитацию доступной для всех, в Челябинской области решено оплачивать лечение наркоманов из бюджета, в итоге планируется затратить 7,5 миллионов рублей. На реабилитацию каждого наркозависимого человека выделят 30 тысяч рублей. Следовательно, приоритетной должна быть первичная профилактика. Так, губернатор Челябинской области Борис Дубровский в целях профилактики распространения наркотиков 16 июня 2016 года на итоговом заседании утвердил новый план работы антинаркотической комиссии на 2017 год, где основным решением для рассмотрения стали меры по профилактике распространения наркомании среди детей и подростков.
В ходе заседания была представлена система, охватывающая все уровни педагогического процесса: от теоретических разработок новейших методик до их внедрения практическими специалистами, в том числе социальными педагогами, медицинскими работниками, юристами, поскольку это является одной из превентивных мер антинаркотической работы. Совместно с министром образования и науки А. И. Кузнецовым для сотрудников образовательных учреждений было решено провести обучающие научно-практические семинары, в которых принимают участие около 200-х человек — заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги, кураторы групп профессиональных образовательных организаций.
По окончании заседания антинаркотической комиссии распоряжением Администрации города Челябинска была разработана муниципальная программа «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2017—2019 годах». В ходе исполнения
программных мероприятий повысится уровень информированности сотрудников системы образования, социальной защиты населения и других заинтересованных учреждений по вопросам раннего выявления лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, а также молодежных общественных объединений и волонтерских движений посредством проведения обучающих семинаров, тренингов по вопросам организации профилактической работы на территории города Челябинска; повысится уровень информированности населения о профилактике наркомании и противодействии злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на территории города Челябинска посредством проведения публичных профилактических антинаркотических, антитабачных мероприятий и акций; создать условия для комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе следующих целевых индикаторов и показателей: Количество проведенных обучающих семинаров на 2017 год — 30 единиц; 2018 год — 30 ед.; 2019 год — 30 ед.; Количество проведенных публичных профилактических антинаркотических, антитабачных мероприятий (единиц): 1) 2017 год — 5; 2) 2018 год — 5; 3) 2019 год — 5. Количество проведенных мероприятий в рамках комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ (единиц): 1) 2017 год — 10; 2) 2018 год — 10; 3) 2019 год — 10. Общий объем финансирования Программы составит 1050,0 тыс. рублей [8; 9].
Глава города Троицка Александр Георгиевич Виноградов также уделяет внимание проблеме, связанной с наркотиками, в целях профилактики наркомании среди молодежи служит действующий центр в муниципальном образовании. Ежегодно сотрудники центра посещают каждое образовательное учреждение, а также проводят среди подрастающего поколения научно-практиче-ские конференции, семинары и конкурсы, ставящие своей целью профилактику наркомании» [2]. Аналогичная программа разработана и в Челябинских университетах. Общественное объединение «Живи и Борись» организовало семинар в одном из престижных учебных заведений области — РАНХиГС при президенте РФ. Задачей объединения «Живи и Борись» является выявление недобросовестных аптечных сетей.
Действие программы по борьбе с наркотиками распространяется не только на студентов, но и на учащихся начальных классов. Для 1,7 тыс. первоклассников уже провели ряд спортивных и образовательных профилактических мероприятий. Помимо различных многочисленных акций, которые сотрудники управления образования проводят регулярно при поддержке местного отделения «Единой России», «Молодой гвардии», участниками партийного проекта «Народный контроль», ежегодно проводится анкетирование рабочей иучащейся молодежи на предмет отношения к здоровому образу жизни.
Вступившая в силу поправка в закон «О наркотиках» [4] разработала новую меру борьбы, она уравняла всех, кто когда-либо употреблял наркотики. Отныне правоохранительным органам не важно: был ли это единичный случай или человек пробует наркотики не в первый раз. Употребление наркотических веществ означает попадание под три статьи Административного кодекса, а если человек при этом совершает правонарушение или преступление, которое предусматривает лишение свободы, то его направляют в наркологическую клинику. При этом введена форма уклонения от такого рода лечения. В рамках уголовной ответственности при нарушении порядка лечения условный срок может быть заменен на реальное заключение. Что касается административной ответственности, то если в ходе документирования правонарушения суд принял решение о лечении, а злоупотребляющий наркотиками дважды нарушил режим соответствующего лечения —его признают виновным по ст. 6.9.1 КоАП за уклонение от лечения. Так, судья Советского районного суда г. Челябинска Т. А. Жаворонкова, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении гражданина Н., признала виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.9.1 КоАП РФ, и подвергла административному наказанию в виде ареста сроком на 10 (десять) суток, поскольку гражданин Н., который не выполнил решение Советского районного суда от 21.10.2016 г., а именно не явился в ГБУЗ «Наркологический диспансер» для диагностики, профилактических мероприятий и лечения от наркомании и медицинской социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических веществ.
С введением поправок стало достаточно доказать факт болезни или злоупотребления наркотическими веществами, и человека, преступившего закон, направят на
принудительное лечение. На данный момент статистика неумолима: две трети преступлений против личности приходится на долю потребителей наркотиков, совершающих насилие ради очередной дозы1. Введение такой санкции, как принудительное лечение, при грамотной организации процесса поможет снизить эти показатели.
В другом городе Челябинской области на заседании межведомственной комиссии под председательством главы района г. Сатка, Александра Глазкова, также активизировалась работа по противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту В результате проведения оперативно-профилактической операции «Мак — 2016» были выявлены очаги, как незаконных посевов наркотических средств, так и участки дикорастущих наркокультур. Было пресечено 8 преступлений по незаконному сбыту и приобретению наркотических средств, 9 случаев хранения, изготовления и употребления. В период проведения профилактической операции также было изъято более 3 килограмм наркотических веществ растительного происхождения» [5]. Таким образом, в ходе операции «Мак — 2016» были проведены мероприятия по выявлению незаконных посевов мака, конопли, очагов их дикого произрастания или незаконного культивирования. Руководству ОМВД Саткинского района Александр Глазков рекомендовал продолжать работу по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с транзитным перемещением, незаконным культивированием, сбором, распространением и хранением наркотических веществ. По словам, заведующего психоневрологическим отделением МУЗ «Саткинская ЦРБ» врача-психиатра Александра Яновского, пациенты, проходящие по наркологическим статьям, в основном употребляют психотропные вещества, которые не значатся в реестре как наркотики. Так, в одном образовательном учреждении г. Челябинска был обнаружен «насвай». Официально «насвай» не признан наркотиком. Однако в России его запретили продавать еще в 2013 году.
Кроме того еще одной негативной ситуацией в борьбе с наркоманией стала ликвидация Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), которая с 2003 года была основным государственным органом в России, отвечающим за реализацию государственной политики в сфере
1 Сайт «Нет наркотикам». URL: http://www. narkotiki.ru/5_4125.htm
оборота наркотических средств. Вследствие этого будет дезорганизована сложившаяся система борьбы с наркопреступностью. Разрушение конкретной системы противодействия наркопреступности, прежде всего, повысит активность преступников. Поскольку в основе наркобизнеса лежат абсолютно материальные интересы теневой экономики (при продаже наркотиков главными мотивами являются извлечение наживы, колоссальная прибыль, связанная с изготовлением, транспортировкой и реализацией), необходимо полагать, что при ослаблении давления на данные преступления, будет увеличиваться криминальная ситуация. Ликвидация ФСКН коснется не только политические и экономические проблемы, неизбежно произойдет резкий скачок количества смертей, потому что силовое давление на наркорынок будет неминуемо ослаблено, а потребителей прибавится. Ослабление борьбы с мировым наркотрафиком означает, что наша страна станет еще более удобной площадкой для транснациональных криминальных структур, которые получат новые возможности для расширения разнообразных поставок. С точки зрения экономии государственного бюджета, неизвестно сколько потребуется на возмещение ущерба от неминуемого роста количества насильственных преступлений и краж, совершаемых для последующих сделок с наркотиками, сколько — на компенсацию последствий от разгула бандитизма. Следовательно, экономическая ситуация в стране не должна отражаться на более важных проблемах, поскольку в нынешнее время мы находимся в состоянии криминальной войны с наркопреступностью.
Что же касается других областей нашей страны, то ситуация по профилактике борьбы с наркоманией остается почти одинаковой. Практически половина жителей Свердловской области считают деятельность учреждений образования и общественных организаций эффективной в профилактике наркомании. Меньше половины опрошенных оценивают как эффективную работу правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и в профилактике наркомании. Более половины респондентов дали низкую оценку эффективности работы органов здравоохранения в лечении и профилактике наркомании. Около десятой части жителей области принимало участие в мероприятиях по профилактике наркомании. Практически 80 % жителей поддерживают инициативу обязательного анонимного тестирования
несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления лиц употребляющих наркотики» [6].
В республике Башкортостан важным направлением работы по профилактике наркомании среди несовершеннолетних и молодежи остаются методы и средства физической культуры и туризма. Сохранена и расширяется система детских и подростковых клубов и объединений. Заметно активизировалась деятельность постоянных комиссий Советов по социально-гумани-тарным вопросам и законодательству. Указом Президента Республики Башкортостан от 16 августа 2010 года образована новая антинаркотическая комиссия Республики Башкортостан. Работают межведомственные комиссии по борьбе с преступностью, профилактике правонарушений, по проблемам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. Все приведенные факты свидетельствуют о том, что в Башкортостане применяется достаточно усилий для противодействия наркомании. Однако анализ ситуации показывает, что реального перелома еще не произошло» [7].
Полагаем, что действующие многочисленные программы и законодательные акты недостаточно эффективны, так как в большинстве своем ориентированы на борьбу с последствиями, а не на устранение причин распространения наркомании. Деятельность органов государственной власти, занимающихся данной проблемой, зачастую нескоординирована и разрознена,
носит несистемный характер. В числе основных причин слабой эффективности проводимых антинаркотических мероприятий можно отметить недостаточную численность и материально-техническое оснащение подразделений и служб, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Как правило, не задействован пропагандистский потенциал политических партий, общественных объединений и движений, средств массовой информации, всего гражданского общества.
В итоге можно сделать вывод, что для эффективного противодействия злоупотребления наркотических средств необходимо сотрудниками правоохранительных органов направить усилия на поиск новых форм, методов и средств. Целесообразно рассмотреть возможность о создании инициативы по признанию некоторых форм препаратов, содержащих наркотические вещества, запретными; активизировать оператив-но-розыскные мероприятия подразделений по борьбе с организованной преступностью; провести оперативно-профилактиче-ские мероприятия в отношении лиц, ранее привлекавшихся к ответственности за вовлечение несовершеннолетних в незаконные действия с наркотиками, склонение к их потреблению; провести реабилитацию лиц, потребляющих наркотики; обеспечить решения вопросов международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Список литературы
1.0 наркотических средствах и психотропных веществах: ФЗ от8 января 1998 г. №3-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 12 января 1998 г. — № 2 — Ст. 219.
2. К борьбе с наркотиками подключились и студенты // Сайт Правительства Челябинской обл. — URL: http://pravmin74.ru/novosti/k-borbe-s-narkotikami-podklyuchilis-i-studenty-19570.
3. Осипова, Р. Г. Наркомания в молодежной среде: причины распространения и возможные методы профилактики / Р. Г. Осипова // Молодой ученый. — 2011. — № 7. Т. 2. — С. 53—59.
4. В Челябинской области усиливают борьбу с наркотиками // ИА REGNUM. — URL: https://regnum. ru/news/society/1934069.html
5. Меры по борьбе с наркотическими веществами // БезФормата-Ru. — URL: http://chelyabinsk. bezformata.ru/listnews/meri-po-borbe-s narkoticheskim i-veshestvami /53357653.
6. Изучение общественного мнения по проблеме наркомании в Свердловской области // ИЦ Дискурс. — URL: http://c-discurs.ru/wp-content/uploads/2015/01/lzuchenie-obshhestvenno go-mneniya-po-probleme-narkomanii-v-Sverdlovskoy-oblasti.pdf.
7. Кокин, В. И. Дурман развеется / В. И. Кокин// Российская газета. — URL: https://rg.ru/2010/02/04/ reg-bashkortostan/kokin.html.
8. Обутверждении муниципальной программы «Профилактика наркомании в городе Челябинске в 2017—2019 годах»: распоряжение Администрации города Челябинска от 26 декабря 2016 г. № 14553 // СПС ГАРАНТ. — URL: http://base.garant.ru/19773476/.
9. Дементьева, Н. А. Социально-демографический состав потребителей наркотиков и наркозависимых (криминологический анализ статистики Челябинской области) / Н. А. Дементьева // Виктимология. — 2016. — № 1. — С. 30—34.