Юридические науки
УДК 343.3
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ВО ФРАНЦИИ
П.Н. Кобец, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (Москва, Россия), e-mail: [email protected].
Аннотация. Исследуемым объектом при написании данной научной статьи, выступили общественные отношения в сфере противодействия наркопреступности во Франции. Предметом послужил анализ государственной политики по борьбе с наркотиками Франции. В этих целях автор попытался проанализировать положительный опыт Франции, по выработке единых подходов противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, для возможной дальнейшей выработки научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование социальной политики и минимизации последствий наркопреступности в Российской Федерации. Методологическую основу статьи составили современные достижения в сфере противодействия наркопреступности. Автором использовалась совокупность таких общенаучных методов исследования как: сравнение, анализ, синтез, а также формальнологический, сравнительно-правовой и другие частнонаучные методы, включая исторический. В процессе исследования автором проанализированы доминирующие тенденции в отношении ситуации с употреблением наркотиков во Франции. Рассмотрены основные достижения практического осуществления государственной политики Франции, в сфере борьбы с наркопреступностью. Изложены базовые направления национальная стратегия по борьбе с наркоманией Франции. Особенности международного сотрудничества в сфере борьбы с наркопреступностью. Научная новизна исследования определяется системным анализом особенностей национальной стратегии Франции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Новизной отличается также и полученная в результате исследования информация, представляющая интерес для дальнейшего развития научных изысканий и совершенствования противодействия наркомании. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные проведенного исследования, могут быть использован при составлении информационно-аналитических материалов, выстраивании системной организационно-управленческой работы по борьбе с наркопреступностью в России.
Ключевые слова: Европейский Союз, Французская Республика, предупреждение преступности, незаконный оборот наркотиков, профилактика, торговля наркотиками, международное сотрудничество, координация, модернизация законодательства, правоохранительные органы.
STATE POLICY BASICS IN SPHERE OF STRUGGLE WITH ILLICIT TRAFFIC IN NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC
SUBSTANCES IN FRANCE
Abstract. The investigated object in the writing of this scientific article, were public relations in the field of countering drug trafficking in France. The subject was the analysis of state policy on the fight against drugs in France. To this end, the author tried to analyze the positive experience of France, on the development of common approaches to counteracting crime in the sphere of illicit drug
trafficking, for the possible further development of scientifically grounded recommendations aimed at improving social policy and minimizing the consequences of drug trafficking in the Russian Federation. The methodological basis of the article was made by modern achievements in the field of countering drug trafficking. The author used a set of such general scientific methods of research as: comparison, analysis, synthesis, as well as formal-logical, comparative-legal and other private-scientific methods, including historical. During the research, the author analyzed the dominant trends in the situation with the use of drugs in France. The main achievements of the practical implementation of the state policy of France, in the field of combating drug crime, are considered. The basic directions of the national strategy for combating drug addiction in France are outlined. Features of international cooperation in the field of combating drug trafficking. The scientific novelty of the study is determined by a systematic analysis of the features of France's national strategy in the field of countering illicit drug trafficking. The novelty also differs from the information obtained as a result of the research, which is of interest for the further development of scientific research and the improvement of the counteraction to drug addiction. The practical significance of the research is that the data of the study can be used to compile information and analytical materials, build a systematic organizational and management work to combat drug crime in Russia.
Keywords: European Union, French Republic, crime prevention, drug trafficking, prevention, drug trade, international cooperation, coordination, modernization of legislation, law enforcement.
Задача противодействия незаконному обороту наркотиков, становится проблемой не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Изготовление и сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов становится сегодня важнейшей сферой деятельности организованных преступных групп в странах Европейского Союза (далее -ЕС). Благодатные условия для увеличения распространения наркотических средств в странах ЕС, возникли после отмены надзора за внутренними границами и в следствие неэффективного правоохранительного сотрудничества между государствами ЕС.
Если еще десять лет назад в ЕС, организованные преступные группы специализировались на определенных видах наркотических средств, то сегодня в целях увеличения прибыли, осуществляют комплексное поставки. Свидетельством тому становятся данные о конфискованных партиях наркотиков, в составе которых входят разнообразные виды наркотических средств. В странах ЕС наркотические средства перемещаются непрерывно и беспрепятственно, потому что доставляются синхронно из многочисленных пунктов и лабораторий, находящихся во всех странах ЕС. Сегодня преступные группировки сотрудничают с ведущими специалистами в области химии и пользуются налаженной транспортной инфраструктурой. В ходе производства и реализации наркотических средств, в том числе снабжая прекурсорами, необходимыми химикатами и оборудованием, интенсивно и результативно осуществляют сотрудничество большинство преступных группировок стран ЕС.
В сформировавшихся неблагоприятных условиях ЕС, в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Французская Республика (далее Франция) имеет собственные способы и разрабатывает оригинальные методы борьбы с наркопреступностью, чем вызывает не малый интерес у специалистов, занимающихся противодействие наркопреступности.
п w v w
В научной и специальной литературе, существующие модели противодействия незаконному распространению и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и иных аналогов, условно разделяют на три группы.
Группа первая - «группа жесткой политики», характеризуется тем, что противодействие наркопреступности в ней, осуществляется весьма исключительными методами, с примене-
нием в качестве наказания пожизненного лишения свободы и смертной казни. К представителям первой группы относятся такие страны, как Малайзия, Иран, Пакистан и др.
Группа вторая - «группа менее жесткого контроля», отличается от первой, осуществлением строжайшего контроля за наркопреступностью, но без применения крайних мер. Так, например, в большинстве стран второй группы, уголовно-наказуемым является не только приобретение, хранение и сбыт наркотиков, но и употребление. При этом в этих странах лиц больных наркоманией в судебном порядке обязывают принудительно лечиться. Параллельно в рассматриваемой группе государств, противодействие наркопреступности совмещается с активной информационно-профилактической работой, обращенной на наиболее незащищенные слои граждан, школьников, молодёжь, лиц без определённых источников дохода. Представителями стран второй группы являются США, Великобритания, Франция, Испания и др.
Третья группа - «либеральная группа». Самым известным и ярким председателем третьей группы, является Голландия и ряд кантонов Швейцарии. Начиная с 1950-х гг., Голландия идет по пути легализации ряда наркотических средств, таких, как например «марихуана», становясь при этом европейским центром распространения наркотиков. Эти процессы не могут не тревожить соседние с Голландией страны и вызывают большую озабоченность европейских государств, в которых наблюдается рост наркопреступности, и в первую очередь распространение наркотиков.
Французская модель противодействия наркопреступности относится ко второй группе -«группе менее жесткого контроля». Борясь с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, государство уделяет большое внимание проблеме предупреждения преступности и в первую очередь особым личностным подходам к реабилитации наркоманов.
Во Франции государственная политика в сфере борьбы с наркоманией и наркотрафиком заключается в полном запрете всех видов наркотиков. Французское законодательство в целом соответствует ратифицированным Францией международным конвенциям 1961, 1971 и 1988 гг., которые предписывают преследование за хранение и распространение всех веществ, отнесенных к разряду наркотиков [1, с. 143-146].
Правовой базой в области противодействия распространению наркотиков во Франции является законы 1970 года, а также от 5 марта 2007 года, в которых основное внимание сосредоточено на трех направлениях: уголовное преследование наркоторговли; запрещение употребления всех видов наркотиков; бесплатное анонимное лечение больных наркоманией. Причем, стоит отметить, что уголовная политика страны ориентирует прокуроров, по возможности делать максимальный акцент на отказ от репрессивных мер в отношении потребителей наркотиков в пользу расширения комплекса лечебно-профилактических мероприятий с дальнейшей их социальной адаптацией, что многими экспертами рассматривается как положительный опыт Франции [2, с. 92-133].
В 1987 г. были выработаны новые подходы к наркоманам, предписывающие рассматривать их с точки зрения общественного поведения, а не в зависимости от вида употребляемых веществ. Соответствующие инструкции предписывали применение дифференцированных санкций: предупреждение в случае разового употребления, направление хронических наркоманов на лечение, уголовное преследование за употребление наркотиков, связанное с их распространением и другими правонарушениями. Кроме того, с учетом проводимой либеральной политики в отношении потребителей наркотиков, а как показывают раз-
личные социологические опросы, масштабы употребления наркотиков, особенно каннабис-ной группы, увеличиваются, то все это вынуждает правоохранительные органы гибко подходить при задержаниях наркоманов [3, с. 166-167]. С учетом такой политики, заключающейся в практически «уголовной безнаказанности» потребителей наркотиков, несмотря на то, что за употребление наркотиков, согласно закону, полагается один год лишения свободы и штраф в размере 3750 евро, по признанию полицейских, они попросту стараются «закрывать глаза» на таких наркоманов, избегая тратить служебной время на бюрократическую волокиту, которая не приводит к уголовному наказанию виновных. Поэтому сотрудники полиции в большинстве случаев используют данную законодательную норму в качестве компрометирующего материала для выхода на поставщиков, а самих потребителей направляют на лечение.
Практическая борьба с наркоманией и токсикоманией во Франции сосредоточена на последовательной реализации ряда правительственных программ. Главное внимание направлено на усиление мер по предупреждению и снижению объемов употребления наркотиков, психотропных веществ, злоупотребления алкоголем и курением табачных изделий, совершенствование медицинской и специальной помощи наркозависимым категориям населения. Учитывая, что полное излечение хронических наркоманов, как здесь признают, практически невозможно, предусматривается создание альтернативной системы употребления менее токсичных наркозамещающих препаратов, что должно способствовать постепенному возвращению многих из них к нормальному образу жизни [4, с. 40-43].
В 2013 г. во Франции был принят план по борьбе с наркотиками и аддиктивными поведениями до 2017 г., который определяет стратегию действий Франции в данной области на протяжении 4 лет, который по своей структуре был разделен на две части (2013-2015гг. 2016-2017гг.) [5, с. 12-16]. В основу был положен аналогичный документ Европейского Союза. Основные элементы плана следующие:
1) Меры по развитию программ информирования о рисках наркотической зависимости и помощи в избавлении от вредной привычки. Открыт информационный портал на базе общественной группы «Addictions, drogues, alcool info service» (AdAliS), куда ежегодно поступают в среднем около 150 000 телефонных звонков, 4 миллионов писем через интернет, проводятся консультации по программе помощи молодым семьям «PANJO». Работают круглосуточные горячие линии и Интернет-сайты для консультаций родственников наркоманов. Активно внедряется метод многосторонней семейной терапии (комплексный подход, направленный на активное участие родственников в лечении для ускорения процесса вовлечения наркомана в здоровые социальные отношения). Расширяется программа метадоно-вой заместительной терапии и упрощается доступ к ней, особенно в пенитенциарных учреждениях. Адаптация европейской программы борьбы с каннабиноидной зависимостью для молодежи «Quit the shit» и программы «Break the cycle», направленной на помощь в построении здоровых межличностных отношений. Во всех центрах лечения зависимости и пенитенциарных учреждениях развиваются средства мониторинга гепатита С и ВИЧ.
2) Сотрудничество между органами юстиции, правопорядка и общественным организациями. Подчеркивается важность партнерства между Центрами консультации молодежи и подразделениями полиции по делам несовершеннолетних.
3) Борьба с наркотрафиком. В соответствии с законом по обеспечению внутренней безопасности (LOPPSI 2) усиливается видеонаблюдение и контроль портовых зон, транспортных путей, информационное взаимодействие между различными правоохранительными
структурами. Предусматривается оснащение таможенных постов спектрометрами, чтобы своевременно отслеживать появление и трафик новых синтетических наркотиков.
Большое внимание уделяется борьбе с наркотрафиком в Интернете. Усиливается контроль продажи медикаментов в сети, активный поиск и закрытие доступа к сайтам по продаже наркотиков. Пересматривается законодательная база с целью расширения списка оснований для установления контроля за информационными потоками (Интернет, соцсети, телефонные коммуникации).
4) Развитие научных исследований в области борьбы с зависимостью. Введение в медицинских ВУЗах обязательной дисциплины по изучению психологии и поведения наркозависимых, учреждение магистерских программ и интернатуры по данному направлению.
5) Оперативный обмен данными французских лабораторий с европейскими в рамках программы «Early Warning System» для выявления новых психотропных веществ.
Ведущим органом во Франции в области борьбы с наркотическими средствами и психотропными веществами является созданная в 1982 г. [6, с. 23-27]. Постоянная комиссия по противодействию токсикомании, которая в 1996 г. была преобразована в Межминистерскую комиссию по борьбе с наркотиками и токсикоманией (МИЛДТ), которая в 2014 году была также в реорганизована в Межминистерскую комиссию по борьбе с наркотиками и аддиктив-ными поведениями (МИЛДЕКА) при аппарате премьер-министра Франции. Сфера деятельности комиссии была расширена с включением вопросов противодействия злоупотреблению алкоголем, табакокурением и другими зависимостями (игромания, интернет, социальные сети и т.п.). Основная задача комиссии состоит в координации действий государственных органов в области мониторинга наркоситуации в стране, регулирования происходящих процессов в данной сфере, предотвращениия и пресечениия нелегального распространения наркотических средств, обеспечениия лечения, социальной защиты и реадаптации больных наркоманией, профилактике и информированию населения о вреде наркотиков, научным исследованиям, а также международному сотрудничеству по данной проблематике [6, с. 7082].
Имея статус головного уполномоченного института по борьбе с наркотиками во Франции, комиссия разрабатывает стратегию, тактику и планы работы в данной области, а также контролирует их реализацию.
В сферу ее компетенции входит деятельность соответствующих структур, министерств и ведомств, ряда специализированных учреждений, органов власти и самоуправления на местах, профсоюзов, многочисленных общественных организаций, частного бизнеса, представителей гражданского общества и т.п. Все участники этого процесса рассматриваются в качестве партнеров МИЛДЕКА, им оказываются организационная, методическая, финансовая и другие виды поддержки. Особое внимание уделяется достижению максимальной эффективности совместных усилий всех заинтересованных в борьбе с наркоманией сторон при их оптимальном финансировании как государством, так и из частных источников.
Из бюджета МИЛДЕКА средства направляются конкретным исполнителям правительственных решений, а также на реализацию целевых программ и отдельных проектов различного уровня и масштаба, входящих в компетенцию комиссии. Помимо этого она финансирует такие общественно значимые объединения как французский Комитет наблюдения за наркотиками и токсикоманией, Информационно-методический центр изучения наркомании.
Организационная структура МИЛДЕКА включает в себя восемь основных функциональных отделов, к деятельности которых, учитывая их специфику, подключены подразде-
ления других соответствующих ведомств. Так, например, вопросами информационно-профилактической работы совместно занимаются представители министерств образования, спорта, сельского хозяйства и т.п. К неукоснительному соблюдению и применению законодательства в борьбе с наркотиками привлечены министерство юстиции, МВД, полиция, жандармерия, таможенная служба и т.д. В работе научно-аналитического отдела участвуют министерство здравоохранения, ряд специализированных учреждений, в т.ч. Национальный центр научных исследований. Международные контакты комиссии обеспечиваются через соответствующие структуры МИД Франции. Она также располагает службами по связям с общественностью, координации проектов и программ по борьбе с наркотиками и токсикоманией на местах, рядом других подразделений. Персонал комиссии набирается и пополняется из служащих и специалистов различных ведомств, близких по роду занятий ее деятельности.
На региональном уровне с 1985 г. функционировали комитеты борьбы с токсикоманией, а на уровне коммун данной проблемой занимались административные комиссии по пресечению правонарушений. Для повышения эффективности этой работы в 1996 г. в аппарате префектов территориальных департаментов образованы новые структуры - комитеты борьбы с наркотиками и токсикоманией, которые призваны более эффективно проводить государственную политику, координировать действия всех ведомств, общественных организаций и частных лиц в данной области [7, с. 148-154].
В структуру MILDECA входит также Французская наблюдательная комиссия по борьбе с наркотиками и токсикоманией (OFDT), которая осуществляет научно-исследовательское обеспечение с подключением при необходимости различных компетентных органов. Так, на настоящий момент OFDT осуществляет свою деятельность в рамках около 15 утвержденных государственных программ. Так, например, исследовательский проект ARAMIS направлен на изучение причин и мотивов, побудивших к приему наркотиков, а также выявление образных ассоциаций у школьников на различные психостимулирующие продукты (алкоголь, курение, марихуана и другие наркотики).
Проект Baro Santé предусматривает исследование здоровья лиц от 11 до 85 лет, в контексте употребления ими психостимулирующих продуктов и их влияния на здоровья, установление связей, вызвавших определенные заболевания [8, с. 110-119].
Проект ENa-CAARUD проводится с целью исследования лиц, которые на постоянной основе употребляют наркотики. Задачей является опрос анкетируемого наркозависимого на предмет определенных факторов: употребления (частота, возраст, когда попробовал наркотики в первый раз.), способ употребления (инъекции, использование нестерильной иглы.), инфекционные заболевания, социальный статус, уровень образования, район проживания, круг общения [9, с. 17-21].
Проект EROPP направлен на соцопросы по телефонной связи на предмет мнения французов относительно алкоголя, курения, наркотиков, а также оценка действий государственной власти в борьбе с их злоупотреблениями [10, с. 122-134].
Также ведется ряд исследовательских проектов в области здравоохранения, распространения наркотиков через интернет или путем поставок из-за рубежа, выявления примерного количества лиц, страдающих психологическими зависимостями от азартных игр, интернета, социальных сетей и др., установления различных определённых значимых фактов-индикаторов для последующего анализа результатов исследования и принятия соответствующих мер для регулирования процессов в данной области.
Во Франции ведется постоянное обсуждение комплекса вопросов профилактики и борьбы с наркоманией с учетом множества сложных социально-экономических аспектов этой проблемы. Разносторонняя общественная активность, в т.ч. конкретные инициативы и проекты различных организаций, объединений, отдельных лиц, способствуют высокой информированности населения по данной проблематике. Общественное внимание, в свою очередь, стимулирует правительство и госструктуры к достаточно энергичным усилиям по противодействию наркоторговле и наркомании, совершенствованию соответствующего законодательства, расширению международного сотрудничества со всеми заинтересованными партнерами. С учетом тенденции во многих странах к постоянному росту употребления наркотиков в молодёжной среде, французский опыт расценивается, несмотря на все возникающие сложности, как положительный, и представляет интерес для педагогических работников образовательных учреждений и специалистов, занимающихся антинаркотической профилактикой в среде детей и подростков [11, с. 145-149].
Французский подход заключается в комплексных действиях в смысле именно предупреждения и профилактики, которые требуют слаженного взаимодействия всех участников команды по борьбе с наркотиками (учителя, воспитатели, врачи, психологи, родители, ассоциации, полицейские, территориальные инстанции и т.д.). Причем профилактическая антинаркотическая работа в рамках школы в различных формах (клубы здоровья, здорового образа жизни, комитеты по воспитанию здорового образа жизни, комитеты по воспитанию здорового образа жизни и гражданственности и т. д.) активно развивается во Франции. Также активно ведётся профилактическая работа во французских школах на уровне вторичной профилактики злоупотребления наркотиками (то есть лицами, эпизодически употребляющими наркотики), а не на первичном, предупреждающем приобщение к употреблению наркотиков.
Франция активно участвует в работе специальной комиссии Евросоюза, занимающейся всеми аспектами наркопроблематики. В ходе ее заседаний обсуждаются вопросы единой политики и вырабатываются общие подходы в рамках совместной деятельности стран-членов ЕС в данной области. Франция, исходя из концепции «все наркотики вне закона», проводит последовательную линию на жесткую борьбу с любыми формами их распространения при максимально толерантном отношении к наркозависимым категориям населения [12, с. 108-114].
Стоит отметить, что 11 октября 2016 года в рамках модернизации Закона о здравоохранении принят нарколиберальный закон, связанный с открытием в Париже Центра контролируемого употребления наркотиков. Данная инициатива была выдвинута еще с 2010 году с идеей создания во Франции центров, где страдающие от наркотической зависимости смогут принять дозу в надлежащих санитарных условиях, стерильными шприцами и под присмотром медработников, во избежание распространения многих болезней, в частности, таких как СПИД и гепатит. По мнению представителей здравоохранения, данный метод не способствует отказу от приема наркотиков, но позволяет вовлечь в систему борьбы с наркозависимостью больных, оказавшихся вне общества, а опыт соседних государств якобы показал пользу таких мест для профилактики гепатита С и ВИЧ. Мэр Парижа Анн Идальго при открытии данного центра сказала, что «...Мы оставляем дверь открытой людям, которым уже некуда идти.». Причем, попытка открыть зал безопасного употребления во Франции уже предпринималась в 2013 г.
Тогда эксперимент был одобрен Национальным Собранием, но Государственный совет (высшая судебная инстанция) отклонил его, как несоответствующий Закону о наркотиках из-за немедицинского характера этих учреждений. Дебаты по этому эксперименту продолжались с 2010 г. Большинство республиканцев выступают против, считая, что существующая система борьбы с наркозависимостью доказала свою эффективность и следует дальше ее развивать. Центры контролируемого употребления наркотиков - дорогостоящий проект, который не решает проблему наркотиков, а правительство де факто узаконивает и поощряет их употребление. По их мнению, залы станут местом концентрации наркоманов, что в свою очередь привлечет распространителей наркотиков. Это будет способствовать росту трафика и создавать угрозу безопасности для жителей близлежащих районов. Проект также подвергается критике за отсутствие адекватных механизмов контроля посетителей. В Швейцарии, например, установлен строгий порог - срок зависимости от 2 лет при неудачном опыте заместительной терапии, положительном статусе ВИЧ/гепатита или наличии судимости. Сторонники данного проекта же отмечают, что основные цели - снижение смертности от передозировки и профилактика распространения опасных инфекционных заболеваний. Центры будут расположены в тех районах, где скопление наркоманов уже велико, и поэтому укрепят общественный порядок, а, с их слов, стоимость же проекта ничтожно мала, по сравнению с выделяемыми средствами на борьбу с наркотиками. Таким образом, в настоящее время затруднительно ответить однозначно будет ли это для Франции положительным опытом либо наоборот усугубит сложившуюся ситуацию [13, с. 585-589].
Также обращают на себя внимание непрекращающиеся попытки во Франции легализации марихуаны. Так, например, в январе 2015 г. сенатором от партии «Зеленых» был выдвинут законопроект о легализации марихуаны, чтобы сократить число уголовных преследований и создать дополнительную прибыль бюджету страны. По данной инициативе, марихуана должна была стать доступной для рекреационного использования взрослыми потребителями. С ее слов, «парадоксальным является то, что в Европе французские законы в отношении курильщиков марихуаны являются одними из самых строгих, а число потребителей продолжает неуклонно расти. По сравнению, например, с Голландией, Франция сильно отстает: мы применяем сильные репрессивные действия по отношению к наркотикам и наши законы основываются на наказании, а не на профилактике». Также она сообщила, что кан-набис употребляют во Франции два миллиона человек, а ее законопроект о легализации марихуаны «позволит положить конец деятельности дилеров, создать 35 000 рабочих мест и принесет в казну миллиарды евро в виде налогов». В апреле 2015 года данное предложение по легализации и регулированию в стране марихуаны было отвергнуто. Большинство возражений противников реформ обосновывается нормами морали. Аргументами сторонников легализации является то, что запрет в свободном обороте марихуаны не предотвращает ее употребления, а содействует укреплению и росту организованной преступности, что приобретает во Франции все большие масштабы. Свободный оборот же каннабиса позволил бы исключить существование наркокриминала, который, по сути своей, является продуктом запрета наркотиков. Употребление каннабиса предлагается для облегчения страданий тяжело больным людям, а также в рекреационных целях. Активисты по либерализации политики в отношении марихуаны во Франции выступают на различных площадках, и, как показывает анализ СМИ, находит все больше сторонников [14, с. 175-179].
Приводятся в пример многие страны Латинской Америки и Европы, где легкие наркотики давно легализованы или, во всяком случае, их потребление больше не преследуется [15,
с. 57-59]. Тем не менее, у сторонников либерализации политики, связанной с наркотиками, наблюдаются некоторые «достижения». Так, в январе 2016 года во Франции впервые было разрешено применение в медицинских целях препарата, который содержит основные компоненты индийской конопли. Министерство здравоохранения сообщило, что жители страны, страдающие рассеянным склерозом, который сопровождается сильными мышечными спазмами, смогут приобрести в аптеках препарат Сативекс который содержит компоненты, входящие в состав марихуаны. Поэтому в аспекте легализации легких курительных наркотиков мнения французских экспертов разделяются, одни находят в этом положительные тенденции и ссылаются на положительный опыт в других странах, обосновывая тем, что лучше государственный контроль в этой области с исключением криминальных составляющих, другие же расценивают данные инициативы как узаконивание наркомании.
Относительно положительного опыта работы международных организаций во Франции, то стоит отметить прежде всего Интерпол. С учетом того, что наркобизнес функционирует в разных регионах и государствах и становится с каждым годом все более транснациональным и оказывает негативное влияние на многие сферы жизни. Именно транснациональный характер наркобизнеса определяет необходимость тесного взаимодействия со спецслужбами других стран, возможность которого предоставляет Интерпол, штаб-квартира которого находится в г. Лионе (Франция). Борьба с незаконным оборотом наркотических веществ, психотропных средств и прекурсоров является одним из приоритетных направлений. Генеральный секретариат Интерпола проводит активные мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотиков в мире, одним из которых является разработка и внедрение в работу международных полицейских проектов по данному направлению борьбы с преступностью [16, с. 480-484].
Основными заданиями проектов являются: сбор, накопление, анализ информации и принятие мер по противодействию распространения наркотиков; обеспечение правоохранительных органов необходимою информацией по выявлению наиболее активных транснациональных преступных организаций, занимающихся поставкой наркотиков; оказание помощи в установлении связей между транснациональными преступными организациями и поставщиками этих наркотиков; исполнение функций централизованного массива информации по незаконному обороту, изъятию наркотиков, и расследованию преступлений относительно данного вида наркотиков национальными правоохранительными органами; проведение исследований наркотиков.
Генеральным секретариатом Интерпола в установленном порядке из криминалистических учётов и банков данных предоставляются сведения странам - членам Интерпола: о лицах, проходящих по делам, которые имеют отношение к незаконному обороту наркотиков; о преступных сообществах, занимающихся наркобизнесом; о факте изъятия наркотиков; об основных видах наркотических средств или психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте; о новых видах наркотиков, появляющихся в обороте; о способах нелегального производства наркотиков, наиболее часто встречающихся способах упаковки, выявленных подпольных лабораториях; о каналах транспортировки и методах сокрытия; обзоры статистики и правоприменительной деятельности (анализ изъятий наркотиков, тенденции в борьбе с наркобизнесом, информационные материалы о деятельности специализированных служб полиции различных государств).
При расследовании преступлений транснационального характера по факту незаконного оборота наркотиков возможности Интерпола позволяют получать значимую информацию и способствуют раскрытию многих преступлений.
Кроме того, в 1971 году по инициативе Президента Франции Жоржа Помпиду была создана в рамках Совета Европы (штаб-квартира в г. Страсбурге, Франция) «Группа Помпиду», имеющая цель бороться с незаконным употреблением и оборотом наркотиков. В настоящее время в работе Группы принимают участие 35 государств, в том числе Российская Федерация, присоединившаяся в 1999 году. Участниками группы также является Европейская Комииссия. В некоторых программах и по принципу ad hoc участвуют США и Канада. Задачей данной группы является содействие развитию в государствах - участниках современной, многоплановой, эффективной и обоснованной политики в борьбе с наркотиками. Причем данная Группа работает со всеми структурами, участвующими в борьбе с наркоманией: органами здравоохранения, социальной сферы, образования, юстиции, правопорядка, а также службами, занимающимися вопросами молодежи и спорта, и является основой для осуществления скоординированных действий в рамках Европы. Также Группа играет роль форума, в рамках которого должностные лица, эксперты и специалисты обмениваются передовым опытом в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
Подводя итоги анализа национальной стратегия по борьбе с наркотиками Франции, отметим, что основными направлениями данной деятельности является, работа по продвижению профилактической политики направленной на снижение спроса и предложения наркотических средств и психотропных веществ, развитие различных центров оказания помощи и реабилитации наркозависимых, стимулирование их возвращения к общественной жизни. Сегодня Франция располагает объединенной и диверсифицированной сетью программ и различных ресурсов, подготовленных и представленных для лиц, употребляющих наркотики. В программах задействованы, как государственные, так и частные организации с государственным финансированием. Наркозависимые лица проходят, как амбулаторное лечение, таки замещающее лечение.
Государство расценивает противодействие незаконному обороту наркотических средств, как одну из важнейших задач правоохранительных органов и оказывает большую поддержку эффективным институтам, направленным на борьбу с наркопреступностью.
Сегодня Франция сочетает рациональное законодательство с наступательной, интенсивной и динамичной профилактической, просветительной и образовательной работой, в области противодействия наркомании, имея желание и решимость сохранить шаткий паритет между свободой личности и здоровьем нации.
Литература:
1. Классен А.Н., Евдокимова Д.Н. Тенденции развития зарубежного законодательства об ответственности за преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотических средств. Проблемы права. 2012. № 7. С. 143-146.
2. Власов И.С., Голованова Н.А., Кубанцев С.П., Меньших А.А., Чернухина Л.С. Уголовное законодательство зарубежных государств борьбе с наркоманией Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. № 1. С. 92-133.
3. Соловьева С.И. О профилактике наркомании во Франции.
Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34). С. 166-167.
4. Буре К.С. О некоторых особенностях политики Французской Республики во второй половине XX в. В области противодействия распространению наркотиков. Наркоконтроль. 2008. № 4. С. 40-43.
5. Авакян Р.О. Наркомания: вчера, сегодня, завтра. Часть II. Актуальные вопросы антинаркотической политики: международный опыт. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2016. № 4 (27). С. 12-16.
6. Нуркаева Т.Н., Юсупов Н.В. Зарубежное уголовное законодательство об ответственности за легализацию (отмывание) имущества, полученного от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2011. № 1. С. 70-82.
7. Амир Х. Методы конфискации личного имущества в пользу государства в законодательстве ИРИ и Франции (сравнительный анализ) Вестник. 2015. № 3-12 (189). С. 148-154.
8. Жилина Н.Ю. Особенности международно-правового предупреждения и борьбы с наркопреступностью, наркотизмом и наркоманией. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 11. С. 110-119.
9. Расторопов С.В. Наказуемость за совершение состава отмывания по Уголовному кодексу Франции. Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 17-21.
10. Меньших А.А. Уголовная ответственность за участие в преступных сообществах по законодательству Франции. Журнал российского права. 2006. № 7 (115). С. 122-134.
11. Шаломова Е.В. Педагогическая профилактика аддиктивным формам поведения подросток, проводимая во Франции. Научное мнение. 2015. № 3-2. С. 145-149.
12. Идрисов Н.Т. Зарубежный опыт борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и возможность его применения в России. Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 30. С. 108-114.
13. Жеенмырзаева Б.Ж. Эффективность законодательства стран дальнего зарубежья за употребление наркотиков. Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 585-589.
14. Алейник И.Н. К вопросу об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов по законодательству зарубежных государств. Актуальные проблемы российского права. 2015. № 4. С. 175-179.
15. Ахунова Л.И., Хасанова Г.М. О необходимости изучения зарубежного опыта профилактики наркомании. Векторы развития современной науки. 2015. № 1. С. 57-59.
16. Дикарев В.Г. Опыт повышения квалификации, подготовки сотрудников антинаркотических структур правоохранительных органов Канады, Италии, Франции, Японии и России. European Social Science Journal. 2013. № 12-1 (39). С. 480-484.
References:
11. Klassen A.N., Evdokimova D.N. Tendencii razvitija zarubezhnogo zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za prestuplenija, svjazannye s nelegal'nym oborotom narkoticheskih sredstv. Problemy prava. 2012. № 7. S. 143-146.
2. Vlasov I.S., Golovanova N.A., Kubancev S.P., Men'shih A.A., Chernuhina L.S. Ugolovnoe zakonodatel'stvo zarubezhnyh gosudarstv bor'be s narkomaniej Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija. 2008. № 1. S. 92-133.
3. Solov'eva S.I. O profilaktike narkomanii vo Francii.
Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2003. № 1 (34). S. 166-167.
4. Bure K.S. O nekotoryh osobennostjah politiki Francuzskoj Respubliki vo vtoroj polovine XX v. V oblasti protivodejstvija rasprostraneniju narkotikov. Narkokontrol'. 2008. № 4. S. 40-43.
5. Avakjan R.O. Narkomanija: vchera, segodnja, zavtra. Chast' II. Aktual'nye voprosy antinarkoticheskoj politiki: mezhdunarodnyj opyt. Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Juridicheskie nauki. 2016. № 4 (27). S. 12-16.
6. Nurkaeva T.N., Jusupov N.V. Zarubezhnoe ugolovnoe zakonodatel'stvo ob otvetstvennosti za legalizaciju (otmyvanie) imushhestva, poluchennogo ot nezakonnogo oborota narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshhestv ili ih analogov Vestnik BIST (Bashkirskogo instituta social'nyh tehnologij). 2011. № 1. S. 70-82.
7. Amir H. Metody konfiskacii lichnogo imushhestva v pol'zu gosudarstva v zakonodatel'stve IRI i Francii (sravnitel'nyj analiz) Vestnik. 2015. № 3-12 (189). S. 148-154.
8. Zhilina N.Ju. Osobennosti mezhdunarodno-pravovogo preduprezhdenija i bor'by s narkoprestupnost'ju, narkotizmom i narkomaniej. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija. Sociologija. Pravo. 2010. № 11. S. 110-119.
9. Rastoropov S.V. Nakazuemost' za sovershenie sostava otmyvanija po Ugolovnomu kodeksu Francii. Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2014. № 4. S. 17-21.
10. Men'shih A.A. Ugolovnaja otvetstvennost' za uchastie v prestupnyh soobshhestvah po zakonodatel'stvu Francii.Zhurnal rossijskogo prava. 2006. № 7 (115). S. 122-134.
11. Shalomova E.V. Pedagogicheskaja profilaktika addiktivnym formam povedenija podrostok, provodimaja vo Francii. Nauchnoe mnenie. 2015. № 3-2. S. 145-149.
12. Idrisov N.T. Zarubezhnyj opyt bor'by s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv i vozmozhnost' ego primenenija v Rossii. Zakonnost' i pravoporjadok v sovremennom obshhestve. 2016. № 30. S. 108-114.
13. Zheenmyrzaeva B.Zh. Jeffektivnost' zakonodatel'stva stran dal'nego zarubezh'ja za upotreblenie narkotikov. Molodoj uchenyj. 2015. № 22 (102). S. 585-589.
14. Alejnik I.N. K voprosu ob ugolovnoj otvetstvennosti za nezakonnyj oborot narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshhestv, ih prekursorov ili analogov po zakonodatel'stvu zarubezhnyh gosudarstv.Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2015. № 4. S. 175-179.
15. Ahunova L.I., Hasanova G.M. O neobhodimosti izuchenija zarubezhnogo opyta profilaktiki narkomanii. Vektory razvitija sovremennoj nauki. 2015. № 1. S. 57-59.
16. Dikarev V.G. Opyt povyshenija kvalifikacii, podgotovki sotrudnikov antinarkoticheskih struktur pravoohranitel'nyh organov Kanady, Italii, Francii, Japonii i Rossii. European Social Science Journal. 2013. № 12-1 (39). S. 480-484.
— • — Сведения об авторе
Петр Николаевич Кобец, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (Москва, Россия).