Кобец П. Н. Государственная политика Королевства Испания в сфере противодействия наркопреступности // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 21-26.
Kobets P. N. State policy of the Kingdom of Spain in combating drug crime. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 21-26. (In Russ.).
УДК 343.3
П. Н. Кобец
Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Москва, Россия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
Кобец Петр Николаевич - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник.
E-mail: [email protected]
Объектом исследования при подготовке данной статьи стали общественные отношения в сфере противодействия наркопреступности в Испании. В качестве предмета исследования выступил анализ государственной политики Испании по борьбе с наркотиками. В этих целях автор проанализировал положительный опыт Испании по выработке единых подходов противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков. Методологическую основу исследования составили современные достижения в сфере противодействия наркопреступности. Автором использовалась совокупность таких общенаучных методов исследования, как сравнение, анализ, синтез, а также формально-логический, сравнительно-правовой и другие частнонаучные методы, включая исторический. В процессе исследования автором проанализированы доминирующие тенденции в ситуации с употреблением наркотиков в Испании, а также основные достижения практического осуществления государственной политики Испании в сфере борьбы с наркопреступностью. Изложены базовые направления национальной стратегии по борьбе с наркоманией в Испании. Раскрыты особенности международного сотрудничества в сфере борьбы с наркопреступностью. Рассмотрен круг обязанностей органов, занимающихся государственной стратегией по борьбе с наркотиками. Научная новизна исследования определяется системным анализом особенностей национальной стратегии Испании в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Новизной отличается также полученная в результате исследования информация, представляющая интерес для дальнейших научных изысканий и совершенствования противодействия наркопреступности. Практическая значимость заключается в том, что данные проведенного исследования могут быть использованы при составлении информационно-аналитических материалов, выстраивании системной организационно-управленческой работы по борьбе с наркопреступностью в Российской Федерации.
Ключевые слова: анализ законодательства, нормативная база, Европейский союз, Королевство Испания, предупреждение преступности, незаконный оборот наркотиков, профилактика, торговля наркотиками, международное сотрудничество, борьба с наркоторговлей.
P. N. Kobets
National Research Institute of Ministry of Interior of the Russian Federation, Moscow, Russia
© Кобец П. Н., 2018
PUBLIC POLICY OF THE KINGDOM OF SPAIN IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF NARCOCRIME
Kobets Peter N. - Doctor of Juridical Sciences, Full Professor, Principal Researcher.
E-mail: [email protected]
The object of the study in the preparation of this scientific article, were social relations in the field of combating drug crime in Spain. The subject of the study was the analysis of the state policy of Spain in the fight against drugs. To this end, the author analyzed the positive experience of Spain in the development of common approaches to combating crime in the field of drug trafficking. The methodological basis of the article was made by modern achievements in the sphere of counteraction of drug crime. The author used a set of such general scientific methods as comparison, analysis, synthesis, as well as formal-logical, comparative-legal and other particular scientific methods, including historical. In the course of the study, the author analyzes the dominant trends in the situation with drug use in Spain. The article analyzes the main achievements of the practical implementation of the state policy of Spain in the field of combating drug crime. Set out the basic directions of the national strategy for the fight against drug addiction in Spain. The peculiarities of international cooperation in the field of combating drug crime are revealed. The terms of reference of the bodies engaged in the state drug control strategy are considered. The scientific novelty of the study is determined by a systematic analysis of the features of the national strategy of Spain in the field of combating drug trafficking. The novelty is also distinguished by the information obtained as a result of the study, which is of interest for the further development of scientific research and improvement of counteraction to drug crime. Practical significance: it is that the data of the study can be used in the preparation of information and analytical materials, building a system of organizational and managerial work to combat drug crime in the Russian Federation.
Key words: analysis of legislation and regulatory framework, the European Union, Kingdom of Spain, the prevention of crime, illegal drug trafficking, prevention, drug trafficking, international cooperation, fight against drug trafficking.
Проблемы, связанные с наркопреступностью, стали причиной того, что появилось большое количество предложений, касающихся внесения изменений в деятельность правоохранительных систем и законодательство ряда стран. Наркотики объединили подходы разных стран к охране правопорядка и обеспечению безопасности граждан, хотя до сих пор мы очень мало знаем о том, как противодействуют распространению наркотиков зарубежные правоохранительные органы. Большинство отечественных исследований посвящено лечению наркоманов, а не принуждению к исполнению законов.
В сформировавшихся условиях стран Европейского союза (ЕС) в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Королевство Испания имеет собственные способы и разрабатывает оригинальные методы борьбы с наркопреступностью, чем вызывает немалый интерес у специалистов, занимающихся противодействием наркопреступности. Вопросы исследования наркопреступности в государствах ЕС рассматривались в отечественных и зарубежных изданиях (см., например [4]). Отдельно вопросы комплексного противодействия наркопреступности в Испании не рассматривались.
В настоящее время в Испании эффективно функционирует Национальная стратегия по борьбе с наркотиками, в соответствии с которой с 2005 г. правительством принимается четырехлетний план. Реализация этого плана способствует регулированию и развитию кампании по противодействию наркотикам, продвижению программы реабилитации наркоманов, борьбе со спросом и предложением наркотиков [7].
Национальная стратегия Испании по борьбе с наркотиками представляет собой качественный и количественный скачок в решении проблемы наркомании. К числу основных достижений практического осуществления политики борьбы с наркопреступностью отно-
сится модернизация законодательства, позволяющая адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации с наркотиками и наркоманией. Это нашло отражение и в регулировании государственных норм, нацеленных на профилактику и расширение мероприятий по профилактике, и в создании Фонда, существующего на конфискованные средства от торговли наркотиками, и самое главное - в совершенствовании нормативных актов для дальнейшего решения проблемы наркомании.
Необходимо отметить также, что Испания включена в основные договоры и конвенции Организации Объединенных Наций по рассматриваемой проблеме: Отдельную Конвенцию по наркотическим веществам от 1961 г., Конвенцию по психотропным веществам от 1971 г. и Конвенцию ООН по борьбе с незаконной торговлей наркотиками и психотропными веществами, принятую в 1988 г. Курируют это направление специализированные подразделения полиции: Центральное национальное управление по наркотикам, подразделения по борьбе с наркотиками и организованной преступностью, специализированные подразделения по борьбе с отмыванием денег и т. д. Следует упомянуть и о существовании Высшего и Консультативного советов по борьбе с торговлей наркотиками и отмыванием денег при Министерстве внутренних дел. Министерство своими особыми полномочиями считает поддержку, поощрение и разработку реалистичной и эффективной политики борьбы с наркотиками. Оно способствовало принятию Национальной стратегии по борьбе с наркотиками, которая стала безусловной вехой в ведомственной реакции на проблему наркомании [1].
Основные цели государственной Стратегии по борьбе с наркотиками, которые преследует Испания в своей политике на всех своих территориях, сводятся к решению следующих проблемных для страны вопросов:
• к поддерживанию и укреплению конструктивных политических дебатов, которые проводятся постоянно и позволяют различным политическим партиям сотрудничать в достижении общей цели - снижения уровня наркомании в стране;
• поощрению участия частных организаций, коллективов, союзов и отдельных лиц, которые проявляют желание работать в сфере противодействия наркопреступности;
• приоритету профилактики как наиболее важного звена в стратегии решения проблемы наркомании, причем профилактики, основанной на образовании и нацеленной на детей и молодежь, призванной способствовать их эмоциональной и социальной зрелости. Испанское правительство понимает, что профилактика наркомании важна как для того, чтобы избежать наркомании, так и для того, чтобы решить социальные и иные проблемы (например проблемы, касающиеся здоровья). Оно полагает, что важно совершенствовать деятельность, связанную с выявлением и лечением органических и психологических патологий, относящихся к употреблению наркотиков [6];
• усилению борьбы с поставкой наркотиков. Регулярно проводятся мероприятия против торговли наркотиками, отмывания денег и других преступлений, связанных с ними [3]. В этом смысле в Испании постоянно идет работа по совершенствованию координации и повышению квалификации всех испанских правоохранительных и государственных органов (судебной власти, специального департамента надзора по вопросам предупреждения и борьбы с незаконной торговлей наркотиками, органов и сил безопасности), которые работают в направлении контроля предложения наркотиков и борьбы с ним.
Кроме вышеперечисленного в целях реализации Национальной стратегии по борьбе с наркотиками государство обязывает всех субъектов противодействия наркопреступности способствовать международному сотрудничеству, а именно: участвовать в соответствующих международных организациях на уровне двусторонних или многосторонних соглашений с отдельными странами или в отдельных географических регионах [8]. Государство
обязывает всех субъектов противодействия наркопреступности способствовать развитию дополнительных областей, имеющих значение для достижения общей цели - контроля над поставкой наркотиков и снижения потребности в наркотиках.
Далее рассмотрим отдельные, наиболее важные аспекты реализации государственной Стратегии по борьбе с наркотиками в Испании. Сразу отметим, что в основе стратегии лежит идея о предупреждении потребления наркотиков и последствий такого употребления. Фактически предупреждение рассматривается как фундаментальная основа, на которой строится Национальная стратегия по борьбе с наркотиками. По этой причине одним из основополагающих элементов профилактической работы государства становятся мероприятия, в рамках которых к этому процессу подключаются граждане, активизируется их работа, повышается их осведомленность, что позволяет, в свою очередь, повысить эффективность профилактической работы. В качестве приоритетных считаются мероприятия, направленные на внедрение превентивных программ с научной обоснованностью и оценкой эффективности [9].
Предупреждение наркомании в Испании строится в соответствии с определенными принципами, приоритетами и направлениями деятельности. Поэтому превентивные программы борьбы с наркотиками работают таким образом, чтобы как можно более полно учитывать синергию действий полиции, здравоохранения, образовательной, рабочей и социальной среды. В числе основных принципов, на которых строится профилактическая работа в этой области, - активное участие гражданского общества [10, с. 141-143]. Эта работа в испанском обществе стала успешной благодаря соединению личной и коллективной ответственности, что, в свою очередь, потребовало изменений как в установках, так и в личном и социальном поведении граждан, способных построить общество, свободное от наркотиков.
Проведенное исследование показало, что испанская Стратегия по борьбе с наркотиками осуществляется на системной основе и именно в тех средах, которые особо нуждаются в профилактической работе.
Исследование Национальной стратегии по борьбе с наркоманией в Испании показало, что она стремится к цели, которая в итоге выразится в создании системы помощи в социальной интеграции наркоманов и третьей стороны, которая оказалась под их влиянием. Сегодня система включает все терапевтические приемы и ограничивает функции каждой из них, гарантируя равенство предоставления услуг во всей стране. Эта система основана на координации органов управления, которые несут ответственность за здоровье граждан и оказание им услуг социального характера.
В Национальной стратегии по борьбе с наркотиками большое внимание уделено контролю над торговлей наркотиками. В новом тысячелетии преступные организации Испании воспользовались благоприятными условиями, которые создала экономическая глобализация (совершенствование средств связи и транспорта, информационных технологий), чтобы эффективно развивать свою преступную деятельность на международном уровне. Стратегия преступных синдикатов сводится к следующему: размещать пункты по управлению и производству наркотиков в областях с наименьшим риском, где они имеют контроль над средой, тогда как поиск рынков сконцентрирован в областях с более стабильным спросом. Такая интернационализация преступной деятельности вызвала появление новых альянсов, объединяющих свои возможности вместо того, чтобы бороться за отдельные территории, что очень напоминает совместные предприятия, действующие в рамках легальной экономики.
Несмотря на то, что фундаментальной базой деятельности большей части преступных организаций, действующих на территории Испании, является незаконная торговля наркотиками, правоохранителями зафиксировано, что преступная экономика страдает
от явной тенденции расширить поле своей деятельности в различных областях, создавая глобальную индустрию, взаимосвязанную и разнообразную. В такой преступной индустрии представлены следующие виды противозаконной деятельности: торговля оружием, торговля радиационными веществами, торговля нелегальными мигрантами, что обычно связано с последующей эксплуатацией их труда, торговля женщинами и детьми с целью их сексуальной эксплуатации и эксплуатации их труда, а также сеть по продаже детей с целью усыновления, торговля человеческими органами, отмывание денег.
Поэтому в настоящее время Национальная стратегия по борьбе с наркотиками в Испании включает три основных направления. Первое - борьба с международными преступными организациями, создание в ЕС пространства для свободы, безопасности и правосудия, в котором обеспечивается сотрудничество между полицейскими силами, таможенными службами и другими компетентными организациями непосредственно или через Европол.
Второе направление включает борьбу с внутренним распространением незаконных наркотических веществ, которые сосредоточены в руках организованных преступных групп, состоящих из иностранных и испанских граждан, посредством деятельности специальных правоохранительных органов, таких как подразделения по борьбе с наркотиками и организованной преступностью (Las Unidades de Droga y Crimen Organizado, UDYCO), Национальные полицейские силы и Группы по борьбе с организованной преступностью и наркотиками (Equipo de Delincuencia Organizada y Antidrogas, EDOA) Гражданской гвардии (Guardia Civil).
Третье направление - борьба с розничной торговлей наркотиками. Активную работу проводят следственные подразделения национальной полиции Испании.
В целях противодействия наркопреступности правоохранительные органы Испании создают специализированные наблюдательные пункты для отслеживания использования новых технологий преступными организациями, занимающимися торговлей наркотиками, используют новые технологии по выявлению современных способов производства незаконных наркотических веществ, выявляют и пресекают использование преступниками усовершенствованных приемов для сокрытия и транспортировки незаконных наркотических веществ, мониторят и сдерживают использование цифровых коммуникационных технологий (мобильных телефонов, электронной почты, интернета и т. д.) организациями, которые занимаются незаконной торговлей наркотиками [2].
В этой связи активизирована работа по усилению контроля на внешних границах Испании при помощи совместных действий в портах и аэропортах (тщательная проверка торгового транспорта, особое внимание к досмотру контейнеров, спортивному обмундированию и стоянке яхт), на наземных границах (особое внимание к частным аэропортам, общественному и грузовому транспорту), на береговой и прибрежной территории (проверка морского транспорта для перевозки людей и товаров, контейнеров). Пристальное внимание уделено поощрению успешных и скоординированных действий государственных органов безопасности и сил безопасности, управлению таможенного надзора и любых организаций и учреждений, на работу которых воздействуют незаконная торговля наркотиками и отмывание денежных средств, полученных преступным путем.
В Стратегии Испании по борьбе с наркотиками международное сотрудничество представляет собой особую область деятельности, это связано с особенностью проблемы наркомании в Испании: это в первую очередь транснациональное явление [5]. Международное сотрудничество делает возможным активное участие Испании во всех многосторонних форумах, на которых обсуждаются проблемы наркомании (ЕС, ООН, Совет Европы, Организация американских государств, GAFI (Group d'Action Finnanciere, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) и OIT (Organisation international du
Travail, Международная организация труда) и вопросы развития двустороннего сотрудничества со странами, которые сталкиваются с подобными проблемами. Главным образом это соседние страны: Марокко, Франция, Италия и Португалия, а также страны Латинской Америки.
Принципы, на которых строится такое сотрудничество, таковы: глобальный фокус на проблеме наркомании, принцип общей ответственности государств за решение проблемы наркомании, совершенствование превентивной системы в свете появления синтетических наркотиков и новых моделей употребления наркотиков, проведение общей политики в вопросах наркомании в рамках ЕС, совершенствование методики обучения, систем информации и сотрудничества в вопросах борьбы с торговлей наркотиками и организованной преступностью, укрепление международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег, совершенствование систем обмена информацией по вопросу незаконной торговли сырьем и прекурсорами.
Подводя итоги анализа Национальной стратегии Испании по борьбе с наркотиками, отметим, что основными направлениями данной деятельности являются работа по продвижению профилактики, направленная на снижение спроса и предложения наркотических средств и психотропных веществ, развитие различных центров оказания помощи и реабилитации наркозависимых, стимулирование их возвращения к общественной жизни. Сегодня Испания располагает объединенной и диверсифицированной сетью программ и различных ресурсов, подготовленных и представленных для лиц, употребляющих наркотики. В программах задействованы как государственные, так и частные организации с государственным финансированием.
Библиографический список
1. Алейник И. Н. К вопросу об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов по законодательству зарубежных государств // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 4. С. 175-179.
2. Андреева И. А. Полицейская реформа в Испании // Современное право. 2011. № 12. С. 137-140.
3. Кобец П. Н. Анализ природы терроризма и его детерминирующих факторов в условиях середины второго десятилетия XXI столетия // Полицейская деятельность. 2016. № 6. С. 596-602. DOI: 10.7256/2222-1964.2016.6.21353.
4. Кобец П. Н. Государственная политика Французской Республики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). С. 29-36.
5. Свириденко А. Ю. Испания в поисках новых форм международного сотрудничества // Латинская Америка. 2003. № 2. С. 105-107.
6. Трофимец А. М., Трофимец И. А. Органы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в правоохранительной системе Королевства Испания (краткий обзор) // Вопросы юве-нальной юстиции. 2014. № 4. С. 12-14.
7. Федоров А. В. Испанское законодательство об уголовной ответственности юридических лиц за наркопреступления // Расследование преступлений: проблемы и пути решения. 2013. № 2 (2). С.13-18.
8. Цымбалова А. Е. Международное сотрудничество гражданской гвардии в рамках структуры Министерства внутренних дел Испании // Глобальная и региональная безопасность XXI века: материалы науч. конф. / Урал. федер. ун-т им. Б. Н. Ельцина. Екатеринбург, 2014. С. 148-152.
9. Шибаева И. А. Испания и нравственное воспитание // Молодой ученый. 2016. № 29 (133). С.609-613.
10. Эрмольева Э. В. Испанский вариант антикризисной социальной политики // Испания: время испытаний и нового выбора. М., 2009. С. 141-160.