Кобец П. Н. Государственная политика Французской Республики в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). C. 29-36.
Kobets P. N. The state policy of the French Republic in the field of combating illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 3 (78). Pp. 29-36. (In Russ.)
УДК 343.3
П. Н. Кобец
Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Москва, Россия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Кобец Петр Николаевич - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник.
E-mail: [email protected]
Исследуемым объектом выступили общественные отношения в сфере противодействия наркопреступности во Франции. Предметом послужил анализ государственной политики по борьбе с наркотиками. В этих целях автор проанализировал положительный опыт Франции по выработке единых подходов к противодействию преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, что необходимо для дальнейшей выработки научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование социальной политики и минимизацию последствий наркопреступности в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составили современные достижения в сфере противодействия наркопреступности. Автор использовал совокупность таких общенаучных методов исследования, как сравнение, анализ, синтез, а также формально-логический, сравнительно-правовой и другие частнонаучные методы, включая исторический. Автором проанализированы доминирующие тенденции в ситуации с употреблением наркотиков во Франции. Рассмотрены основные достижения практической реализации французской государственной политики в сфере борьбы с наркопреступностью; изложены базовые направления национальной стратегии по борьбе с наркоманией во Франции. Научная новизна исследования заключается, во-первых, в том, что впервые проведен системный анализ особенностей национальной стратегии Франции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков; во-вторых, в полученной в результате исследования информации, которая представляет интерес для дальнейших научных изысканий и совершенствования противодействия наркомании. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные проведенного исследования могут быть использованы при составлении информационно-аналитических материалов, выстраивании системной организационно-управленческой работы по борьбе с наркопреступностью в Российской Федерации.
Ключевые слова: предупреждение преступности, незаконный оборот наркотиков, профилактика, торговля наркотиками, международное сотрудничество, координация, модернизация законодательства.
© Кобец П. Н., 2017
P. N. Kobets
National Research Institute of Ministry of Interior of the Russian Federation, Moscow, Russia
THE STATE POLICY OF THE FRENCH REPUBLIC IN THE FIELD OF COMBATING ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
Kobets Peter N. - Doctor of Juridical Sciences, Full Professor, Principal Researcher.
The object in writing this scientific articles, acted as public relations in the sphere of counteraction of narcocrime in France. The subject was the state policy in the fight against drugs. To this end, the author analyzed the positive experience of France, to develop a common approach to combating crime, illicit drug trafficking, for possible further elaboration of scientifically based recommendations to improve social policy and minimize the consequences of drug crime in the Russian Federation. The methodology of the article was to modern achievements in the sphere of counteraction of narcocrime. The author used a set of such General scientific research methods as comparison, analysis, synthesis, and formal-logical, comparative-legal and other methods, including historical. During the study, the author analyzes prevailing trends in relation to the situation with drug use in France. Describes the main achievements of the practical implementation of the state policy of France in the field of combating drug trafficking. Set out the basic directions of the national strategy for the fight against drug addiction in France. Scientific novelty: is defined, for the first time carried out a systematic analysis of the characteristics of a national strategy of France in the field of combating drug trafficking. The novelty also has received the study information of interest for the further development of scientific research and improvement of drug abuse. Practical significance: is that the data of the conducted research can be used in the preparation of information and analytical materials, building the system of organizational-administrative work for the fight against drug trafficking in the Russian Federation.
Key words: crime prevention, prevention, drug trafficking, international cooperation, coordination, modernization of legislation.
Противодействие незаконному обороту наркотиков становится проблемой не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Изготовление и сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов становится сегодня важнейшей сферой деятельности организованных преступных групп в странах Европейского Союза (ЕС). Благодатные условия для широкого распространения наркотических средств в странах ЕС возникли после отмены надзора за внутренними границами и вследствие неэффективного правоохранительного сотрудничества государств ЕС [13].
Если еще десять лет назад в Евросоюзе организованные преступные группы специализировались на определенных видах наркотических средств, то сегодня в целях увеличения прибыли такие группировки осуществляют комплексные поставки. Свидетельством тому становятся данные о конфискованных партиях наркотиков, в состав которых входят разнообразные виды наркотических средств. В странах ЕС наркотические средства перемещаются непрерывно и беспрепятственно, потому что доставляются одновременно из многочисленных пунктов и лабораторий, находящихся во всех странах Евросоюза. Сегодня преступные группировки пользуются налаженной транспортной инфраструктурой и работают с ведущими специалистами в области химии. Интенсивное и результативное сотрудничество большинства преступных группировок ЕС включает производство и реализацию наркотических средств, в том числе снабжение прекурсорами, необходимыми химическими веществами и оборудованием [6].
В научной и специальной литературе модели противодействия незаконному распространению и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и иных аналогов условно разделяют на три группы.
Первая - «группа жесткой политики» - характеризуется тем, что противодействие наркопреступности осуществляется исключительными методами, с применением в качестве наказания пожизненного лишения свободы и смертной казни. Страны, в которых действует данная модель, - это, к примеру, Малайзия, Иран, Пакистан и др.
Вторая - «группа менее жесткого контроля» - отличается от первой тем, что осуществляется строжайший контроль наркопреступности, но крайние меры не применяются. В большинстве стран, использующих данную модель противодействия, уголовно наказуемы не только приобретение, хранение и сбыт наркотиков, но и употребление. Больных наркоманией в судебном порядке обязывают лечиться. К тому же противодействие наркопреступности совмещается с активной информационно-профилактической работой с наиболее незащищенными слоями общества: школьниками, молодежью, лицами без определенных источников дохода. Это такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Испания и др. [10].
Третья - «либеральная группа». Самым известным и ярким представителем является Голландия, а также ряд кантонов Швейцарии. Начиная с 1950-х гг. Голландия идет по пути легализации ряда наркотических средств (например марихуаны), становясь европейским центром распространения наркотиков. Эти процессы не могут не тревожить соседние с Голландией страны и вызывают большую озабоченность у европейских государств, в которых наблюдается рост наркопреступности [9].
Французская модель противодействия наркопреступности относится ко второй группе - «группе менее жесткого контроля». Борясь с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, государство уделяет большое внимание проблеме предупреждения преступности, в первую очередь использует особый, личностный подход к реабилитации наркоманов.
Суть французской государственной политики в сфере борьбы с наркоманией и наркотрафиком - в полном запрете всех видов наркотиков. Французское законодательство в целом соответствует ратифицированным Францией международным конвенциям 1961, 1971 и 1988 гг., которые предписывают преследование за хранение и распространение всех веществ, отнесенных к разряду наркотиков [1].
Правовой базой в области противодействия распространению наркотиков во Франции являются законы 1970 г., а также закон от 5 марта 2007 г., в которых основное внимание сосредоточено на трех направлениях: уголовное преследование наркоторговли; запрещение употребления всех видов наркотиков; бесплатное анонимное лечение больных наркоманией. Причем уголовная политика страны ориентирует прокуроров по возможности делать максимальный акцент на отказе от репрессивных мер в отношении потребителей наркотиков в пользу расширения комплекса лечебно-профилактических мероприятий и дальнейшей социальной адаптации, что многими экспертами рассматривается как положительный опыт Франции [8].
В 1987 г. были выработаны новые подходы к наркоманам, предписывающие рассматривать их с точки зрения общественного поведения, а не в зависимости от вида употребляемых веществ. Соответствующие инструкции предписывали применение дифференцированных санкций: предупреждение в случае разового употребления, направление хронических наркоманов на лечение, уголовное преследование за употребление наркотиков, связанное с их распространением и другими правонарушениями. Кроме того, с учетом проводимой либеральной политики в отношении потребителей наркотиков (а как показы-
вают социологические опросы, масштабы употребления наркотиков, особенно каннабис-ной группы, увеличиваются) все это вынуждает правоохранительные органы проявлять гибкость при задержании наркоманов [5]. Несмотря на то, что за употребление наркотиков, согласно закону, полагается один год лишения свободы и штраф в размере 3 750 евро, такая политика, по сути, заключается в практически «уголовной безнаказанности» потребителей наркотиков. По признанию полицейских, они попросту стараются закрывать глаза на таких наркоманов, избегая тратить служебное время на бюрократическую волокиту, которая не приводит к уголовному наказанию виновных. Поэтому сотрудники полиции в большинстве случаев используют данную законодательную норму в качестве компрометирующего материала для выхода на поставщиков, а самих потребителей направляют на лечение.
Практическая борьба с наркоманией и токсикоманией во Франции сосредоточена на последовательной реализации ряда правительственных программ. Основное внимание уделяется усилению мер по предупреждению и снижению объемов употребления наркотиков, психотропных веществ, злоупотребления алкоголем и курения табачных изделий, а также совершенствованию медицинской и специальной помощи наркозависимым категориям населения. Учитывая, что полное излечение хронических наркоманов, как признают во Франции, практически невозможно, предусматривается создание альтернативной системы употребления менее токсичных наркозамещающих препаратов, что должно способствовать постепенному возвращению многих наркоманов к нормальному образу жизни [4].
В 2013 г. во Франции принят план по борьбе с наркотиками и различными видами аддиктивного поведения, который определяет стратегию действий Франции в данной области на протяжении четырех лет. План включает две части - 2013-2015 гг. и 20162017 гг. [3]. В его основу был положен аналогичный документ Европейского Союза. Основные элементы плана следующие:
1. Меры по развитию программ информирования о рисках наркотической зависимости и помощи в избавлении от вредной привычки. Открыт информационный портал на базе общественной группы Addictions, drogues, alcool info service (ADALIS), куда ежегодно поступают в среднем около 150 тыс. телефонных звонков, 4 млн писем, здесь же проводятся консультации по программе помощи молодым семьям PANJO. Работают круглосуточные горячие линии и интернет-сайты для консультаций родственников наркоманов. Активно внедряется метод многосторонней семейной терапии (комплексный подход, направленный на активное участие родственников в лечении, что позволяет ускорить вовлечение наркомана в здоровые социальные отношения).
2. Сотрудничество между органами юстиции, правопорядка и общественными организациями. Подчеркивается важность партнерства между центрами консультации молодежи и подразделениями полиции по делам несовершеннолетних.
3. Борьба с наркотрафиком. В соответствии с законом об обеспечении внутренней безопасности (LOPPSI 2) усиливаются видеонаблюдение и контроль портовых зон, транспортных путей, а также информационное взаимодействие между различными правоохранительными структурами. Предусматривается оснащение таможенных постов спектрометрами, чтобы своевременно отслеживать появление и трафик новых синтетических наркотиков. Большое внимание уделяется борьбе с наркотрафиком в интернете. Усиливается контроль продажи медикаментов в сети, ведется активный поиск сайтов по продаже наркотиков, закрывается доступ к ним. Для того чтобы расширить список оснований для установления контроля за информационными потоками (интернет, социальные сети, телефонные коммуникации), пересматривается законодательная база.
4. Развитие научных исследований в области борьбы с зависимостью. В медицинских вузах вводятся обязательные дисциплины по изучению психологии и поведения наркозависимых, учреждаются магистерские программы и интернатуры по данному направлению.
5. Оперативный обмен данными между французскими лабораториями и европейскими в рамках программы Early Warning System для выявления новых психотропных веществ.
Во Франции ведущим органом в области борьбы с наркотическими средствами и психотропными веществами является созданная в 1982 г. постоянная комиссия по противодействию токсикомании. В 1996 г. она была преобразована в межминистерскую комиссию по борьбе с наркотиками и токсикоманией (la mission interministérielle de lutte contre la drogue et la toxicomanie, MILDT, МИЛДТ), а в 2014 г. реорганизована в межминистерскую комиссию по борьбе с наркотиками и аддиктивным поведением (la mission interministérielle de lutte contre les drogues et les conduites addictives, MILDECA, МИЛДЕКА) при аппарате премьер-министра Франции. Сфера деятельности комиссии также была расширена: включены вопросы противодействия злоупотреблению алкоголем, табакокурению и другим зависимостям (игры, интернет, социальные сети и т. п.) [2; 7].
Организационная структура МИЛДЕКА включает восемь основных функциональных отделов, к деятельности которых, учитывая их специфику, подключены подразделения других соответствующих ведомств. Например, вопросами информационно-профилактической работы совместно занимаются представители министерств образования, спорта, сельского хозяйства и т. п. К неукоснительному соблюдению и применению законодательства в борьбе с наркотиками привлечены министерства юстиции, внутренних дел, полиция, жандармерия, таможенная служба и т. д. В работе научно-аналитического отдела участвуют министерство здравоохранения, ряд специализированных учреждений, в том числе Национальный центр научных исследований. Международные контакты комиссии обеспечиваются через соответствующие структуры Министерства иностранных дел Франции.
На региональном уровне с 1985 г. функционировали комитеты борьбы с токсикоманией, а на уровне коммун данной проблемой занимались административные комиссии по пресечению правонарушений. В 1996 г. в аппарате префектов территориальных департаментов образованы новые структуры - комитеты борьбы с наркотиками и токсикоманией, которые призваны более эффективно, чем комиссии, проводить государственную политику, координировать действия всех ведомств, общественных организаций и частных лиц в данной области. В структуру МИЛДЕКА входит также Французская наблюдательная комиссия по борьбе с наркотиками и токсикоманией (L'observatoire français des drogues et des toxicomanies, OFDT), которая осуществляет научно-исследовательское обеспечение с подключением при необходимости различных компетентных органов. В настоящий момент OFDT осуществляет свою деятельность в рамках пятнадцати утвержденных государственных программ.
Проект Baro Santé предусматривает исследование здоровья лиц в возрасте от 11 до 85 лет в контексте употребления психостимулирующих продуктов и их влияния на здоровье, установление связей, вызвавших определенные заболевания. Цель проекта ENa-CAARUD - исследование лиц, которые на постоянной основе употребляют наркотики. Задачей исследования является опрос анкетируемого наркозависимого на предмет употребления (частота, возраст, в котором попробовал наркотики первый раз), способа употребления (инъекции, использование нестерильной иглы), инфекционных заболеваний, социального статуса, уровня образования, района проживания, круга общения [11].
Ведутся исследовательские проекты в области здравоохранения, распространения наркотиков через интернет или путем поставок из-за рубежа, в сфере выявления пример-
ного количества лиц, страдающих психологическими зависимостями от азартных игр, интернета, социальных сетей и другого, установления различных значимых фактов-индикаторов для последующего анализа результатов исследования и принятия соответствующих мер для регулирования процессов в данной области.
Во Франции постоянно обсуждаются вопросы профилактики наркомании и борьбы с ней с учетом множества сложных социально-экономических аспектов этой проблемы. Разносторонняя общественная активность (в том числе конкретные инициативы и проекты различных организаций, объединений, отдельных лиц) способствует высокой информированности населения по данной проблематике. Общественное внимание, в свою очередь, стимулирует правительство и госструктуры к противодействию наркоторговле и наркомании, совершенствованию соответствующего законодательства, расширению международного сотрудничества со всеми заинтересованными партнерами.
Во многих странах растет употребление наркотиков в молодежной среде. Учитывая эту тенденцию, французский опыт можно расценить как положительный, несмотря на все возникающие сложности. Он представляет интерес для педагогических работников образовательных учреждений и специалистов, занимающихся антинаркотической профилактикой в среде детей и подростков. Французский подход заключается в комплексных действиях по предупреждению и профилактике, что требует слаженного взаимодействия всех участников борьбы с наркотиками (учителей, воспитателей, врачей, психологов, родителей, полицейских, а также ассоциаций, территориальных инстанций и т. д.). Причем профилактическая антинаркотическая работа в рамках школы в различных формах (клубы здоровья, здорового образа жизни, комитеты по воспитанию здорового образа жизни, комитеты по воспитанию здорового образа жизни и гражданственности и т. д.) во Франции активно развивается. К тому же во французских школах интенсивно ведется профилактическая работа на уровне вторичной профилактики злоупотребления наркотиками (лицами, эпизодически употребляющими наркотики), а не первичной, предупреждающей приобщение к употреблению наркотиков [12].
Отметим, что 11 октября 2016 г. в рамках модернизации закона о здравоохранении принят нарколиберальный закон, связанный с открытием в Париже Центра контролируемого употребления наркотиков. Данная инициатива была выдвинута еще в 2010 г. вместе с идеей создания во Франции центров, где страдающие от наркотической зависимости смогут принять дозу в надлежащих санитарных условиях стерильными шприцами и под присмотром медработников - во избежание распространения многих болезней, таких как СПИД и гепатит, к примеру. По мнению представителей здравоохранения, данный метод не способствует отказу от приема наркотиков, но позволяет вовлечь в систему борьбы с наркозависимостью больных, оказавшихся вне общества, а опыт соседних государств якобы показал пользу таких мест для профилактики гепатита С и ВИЧ. Причем попытка открыть зал безопасного употребления во Франции уже предпринималась в 2013 г.
Сторонники данного проекта отмечают, что основные его цели - снижение смертности от передозировки и профилактика распространения опасных инфекционных заболеваний. Тем не менее у сторонников либерализации политики, связанной с наркотиками, наблюдаются некоторые «достижения». Так, в январе 2016 г. во Франции впервые было разрешено применять в медицинских целях препарат, который содержит основные компоненты индийской конопли. Министерство здравоохранения сообщило, что жители страны, страдающие рассеянным склерозом, который сопровождается сильными мышечными спазмами, смогут приобрести в аптеках препарат «Сативекс» (Sativex), который содержит компоненты, входящие в состав марихуаны.
Относительно положительного опыта работы международных организаций во Франции стоит отметить прежде всего Интерпол. Наркобизнес функционирует в разных регионах и государствах, становится с каждым годом все более транснациональным и оказывает негативное влияние на многие сферы жизни. Именно транснациональный характер наркобизнеса определяет необходимость тесного взаимодействия со спецслужбами других стран, возможность этого взаимодействия предоставляет Интерпол, штаб-квартира которого находится в г. Лионе (Франция). Борьба с незаконным оборотом наркотических веществ, психотропных средств и прекурсоров является одним из приоритетных направлений в работе Интерпола. Генеральный секретариат Интерпола активно проводит мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотиков в мире, к таким мероприятиям относятся разработка и внедрение в работу международных полицейских проектов борьбы с преступностью [14]. При расследовании преступлений транснационального характера по факту незаконного оборота наркотиков возможности Интерпола позволяют получать значимую информацию и способствуют раскрытию многих преступлений.
Кроме того, в 1971 г. по инициативе Президента Франции Жоржа Помпиду в рамках Совета Европы (штаб-квартира которого расположена в г. Страсбурге, Франция) была создана «Группа Помпиду», целью которой была определена борьба с незаконным употреблением и оборотом наркотиков. В настоящее время в работе группы участвуют 35 государств, в том числе Российская Федерация, присоединившаяся к группе в 1999 г. Участником группы является также Европейская комиссия. В некоторых программах по принципу ad hoc участвуют США и Канада. Задачей данной группы является содействие развитию в государствах-участниках современной, многоплановой, эффективной и обоснованной политики в борьбе с наркотиками. Причем данная группа работает со всеми структурами, участвующими в борьбе с наркоманией: органами здравоохранения, социальной сферы, образования, юстиции, правопорядка, а также службами, занимающимися вопросами молодежи и спорта; группа является основой для скоординированных действий в Европе. По сути, группа играет роль форума, в рамках которого должностные лица, эксперты и специалисты обмениваются передовым опытом в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
Итак, основными направлениями борьбы с наркотиками во Франции являются работа по продвижению профилактической политики, направленной на снижение спроса и предложения наркотических средств и психотропных веществ, развитие различных центров оказания помощи и реабилитации наркозависимых, стимулирование их возвращения к общественной жизни.
Библиографический список
1. Алейник И. Н. К вопросу об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов по законодательству зарубежных государств // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 4. С. 175-179.
2. Амир Х. Методы конфискации личного имущества в пользу государства в законодательстве ИРИ и Франции (сравнительный анализ) // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-12 (189). С. 148-154.
3. Ахунова Л. И., Хасанова Г. М. О необходимости изучения зарубежного опыта профилактики наркомании // Векторы развития современной науки. 2015. № 1. С. 57-59.
4. Буре К. С. О некоторых особенностях политики Французской Республики во второй половине XX в. в области противодействия распространению наркотиков // Наркоконтроль. 2008. № 4. С.40-43.
5. Власов И. С., Голованова Н. А., Кубанцев С. П., Меньших А. А., Чернухина Л. С. Уголовное законодательство зарубежных государств борьбе с наркоманией // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. № 1. С. 92-133.
6. Ерофеев И. В. Уголовное законодательство Европейского Союза в области противодействия незаконному обороту наркотиков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.2015.№ 9. С. 116-118.
7. Жеенмырзаева Б. Ж. Эффективность законодательства стран дальнего зарубежья за употребление наркотиков // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 585-589.
8. Классен А. Н., Евдокимова Д. Н. Тенденции развития зарубежного законодательства об ответственности за преступления, связанные с нелегальным оборотом наркотических средств // Проблемы права. 2012. № 7. С. 143-146.
9. Кобец П. Н. Краткий анализ наркоситуации, сложившейся на территории государств -участников Содружества Независимых Государств, и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков в странах Содружества // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф., 4-6 апр. 2017 г. / сост. В. А. Тарасов. Пермь: ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», 2017. С. 203-205.
10. Кобец П. Н. Укрепление международной системы контроля над незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (10 февр. 2016 г., Уфа). Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 61-63.
11. Меньших А. А. Уголовная ответственность за участие в преступных сообществах по законодательству Франции // Журнал российского права. 2006. № 7 (115). С. 122-134.
12. Соловьева С. И. О профилактике наркомании во Франции // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34). С. 166-167.
13. Употребление нелегальных наркотиков в ЕС: законодательные подходы // Наркология. 2008. Т. 7. № 7 (79). С. 23-37.
14. Шаломова Е. В. Педагогическая профилактика аддиктивных форм поведения подростков, проводимая во Франции // Научное мнение. 2015. № 3-2. С. 145-149.