Научная статья на тему 'Опыт Турецкой Республики по предупреждению преступности в сфере незаконного оборота наркотиков'

Опыт Турецкой Республики по предупреждению преступности в сфере незаконного оборота наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
755
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский Союз / Турецкая Республика / предупреждение преступности / незаконный оборот наркотиков / профилактика / торговля наркотиками / международное сотрудничество / координация / модернизация законодательства / правоохранительные органы. / European Union / Turkish Republic / crime prevention / drug trafficking / prevention / drug trafficking / international cooperation / coordination / modernization of legislation / law enforcement.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Игорь Вячеславович

Проанализирован положительный опыт Турции по выработке единых подходов противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ для возможной дальнейшей разработки научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование социальной политики и минимизации последствий наркопреступности в Российской Федерации. В процессе исследования авторы подробно остановились на основных достижениях практического осуществления государственной политики Турции в сфере предупреждения наркопреступности. Рассмотрены базовые направления предупреждения наркомании в Турции, круг обязанностей органов, занимающихся противодействием наркопреступности. Основные выводы, сделанные по итогам исследования, состоят в том, что в Турции все уровни управления и органы власти имеют полномочия в сфере предупреждения незаконного оборота наркотиков. Отличительной чертой является отдание приоритета профилактике как наиболее важной стратегии решения проблемы наркомании. Координацию и оценку эффективности стратегии по предупреждению наркопреступности осуществляют многочисленные государственные органы. Научная новизна исследования определяется проведенным впервые анализом национальной стратегии Турции в сфере предупреждения незаконного оборота наркотиков. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные проведенного исследования могут быть использованы при составлении информационно-аналитических материалов, выстраивании системной организационно-управленческой работы по предупреждению наркопреступности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the Turkish Republic on the prevention of crime in the sphere of illegal drug trafficking

The authors analyzed the positive experience of Turkey, to develop a common approach to combating crime in the sphere of illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances for possible further development of scientifically grounded recommendations aimed at improving the social policy and minimize the consequences of drug crime in the Russian Federation. In the research process, the author elaborated on the major achievements of the practical implementation of the state policy of Turkey in the field of prevention of drug-related crime. They considered the basic direction of prevention of drug addiction in Turkey, the responsibilities of the bodies involved in combating drug-related crime. The main conclusions made by the authors according to the results of the study are that in Turkey, all levels of government, and authorities have powers in the field, prevention of drug trafficking. Hallmark is giving priority to prevention as the most important strategy for addressing the problem of drug addiction. Coordinating and evaluating the effectiveness of strategies to prevent drug-related crime is carried out by numerous government agencies. Scientific novelty of research is determined by the first analysis of the national strategy of Turkey in the field of prevention of drug trafficking. Practical significance of the research lies in the fact that these studies can be used in the preparation of information and analytical materials, building the system of organizational-administrative work for the prevention of drug-related crime in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Опыт Турецкой Республики по предупреждению преступности в сфере незаконного оборота наркотиков»

УДК 34 DOI 10.24411/2078-5356-2018-00023

Кобец Петр Николаевич Peter N. Kobets

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник

Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (123995, Москва, ул. Поварская, 25, стр. 1)

doctor of sciences (law), professor, chief researcher

Russian research institute of Ministry of internal affairs of Russia (struct. 1, 25 Povarskaya st., Moscow, Russian Federation, 123995)

E-mail: pkobets37@rambler.ru

Ильин Игорь Вячеславович Igor V. Ilyin

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

doctor of sciences (law), associate professor, professor of the civil law department and the process Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)

E-mail: igor_ilyin@mail.ru

Опыт Турецкой Республики по предупреждению преступности в сфере незаконного оборота наркотиков

The experience of the Turkish Republic on the prevention of crime in the sphere of illegal drug trafficking

Проанализирован положительный опыт Турции The authors analyzed the positive experience of Tur-

по выработке единых подходов противодействия key, to develop a common approach to combating crime

преступности в сфере незаконного оборота наркоти- in the sphere of illicit trafficking in narcotic and psychotro-

ческих средств и психотропных веществ для возмож- pic substances for possible further development of sci-

ной дальнейшей разработки научно обоснованных entifically grounded recommendations aimed at improv-

рекомендаций, направленных на совершенствование ing the social policy and minimize the consequences of

социальной политики и минимизации последствий drug crime in the Russian Federation. In the research

наркопреступности в Российской Федерации. В про- process, the author elaborated on the major achieve-

цессе исследования авторы подробно остановились ments of the practical implementation of the state policy

на основных достижениях практического осущест- of Turkey in the field of prevention of drug-related crime.

вления государственной политики Турции в сфере They considered the basic direction of prevention of drug

предупреждения наркопреступности. Рассмотрены addiction in Turkey, the responsibilities of the bodies in-

базовые направления предупреждения наркомании volved in combating drug-related crime. The main con-

в Турции, круг обязанностей органов, занимающих- clusions made by the authors according to the results

ся противодействием наркопреступности. Основные of the study are that in Turkey, all levels of government,

выводы, сделанные по итогам исследования, состоят and authorities have powers in the field, prevention of

в том, что в Турции все уровни управления и органы drug trafficking. Hallmark is giving priority to prevention

власти имеют полномочия в сфере предупреждения as the most important strategy for addressing the prob-

незаконного оборота наркотиков. Отличительной lem of drug addiction. Coordinating and evaluating the

чертой является отдание приоритета профилактике effectiveness of strategies to prevent drug-related crime

как наиболее важной стратегии решения проблемы is carried out by numerous government agencies. Scien-

наркомании. Координацию и оценку эффективности tific novelty of research is determined by the first analy-

стратегии по предупреждению наркопреступности sis of the national strategy of Turkey in the field of pre-

осуществляют многочисленные государственные vention of drug trafficking. Practical significance of the

© Кобец П.Н., Ильин И.В., 2018

органы. Научная новизна исследования определяется проведенным впервые анализом национальной стратегии Турции в сфере предупреждения незаконного оборота наркотиков. Практическая значимость исследования заключается в том, что данные проведенного исследования могут быть использованы при составлении информационно-аналитических материалов, выстраивании системной организационно-управленческой работы по предупреждению наркопреступности в Российской Федерации.

Ключевые слова: Европейский Союз, Турецкая Республика, предупреждение преступности, незаконный оборот наркотиков, профилактика, торговля наркотиками, международное сотрудничество, координация, модернизация законодательства, правоохранительные органы.

research lies in the fact that these studies can be used in the preparation of information and analytical materials, building the system of organizational-administrative work for the prevention of drug-related crime in the Russian Federation.

Keywords: European Union, Turkish Republic, crime prevention, drug trafficking, prevention, drug trafficking, international cooperation, coordination, modernization of legislation, law enforcement.

В современной юридической литературе проблемам деятельности полиции в зарубежных государствах уделяется большое внимание. Исследовались проблемы предупреждения наркомании за рубежом, в том числе в различных государствах Евросоюза. Однако проблемы противодействия наркопреступности в Турецкой Республике (далее — Турция) ранее исследованы не были. Изготовление и сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов становится сегодня важнейшей сферой деятельности организованных преступных групп в странах Европейского Союза (далее — ЕС). Благодатные условия для увеличения распространения наркотических средств в странах ЕС возникли после отмены надзора за внутренними границами и в следствие неэффективного правоохранительного сотрудничества между государствами ЕС [1].

Руководство Турции уделяет большое внимание борьбе с распространением наркотиков и пресечению деятельности преступных группировок, осуществляющих их незаконный оборот. Организация данной работы в Турции ведется в соответствии с принятой национальной стратегией борьбы с наркотиками и зависимостью от них. По оценкам руководства Министерства внутренних дел (далее — МВД) страны, Турция не входит в число государств — основных потребителей наркотиков, а является транзитным государством. Географическое положение Турции, политическая ситуация, связанная с деятельностью Рабочей партии Курдистана (РПК), в том числе ее террористического крыла, способствует использованию территории страны как одного из основных транзитных маршрутов афганского героина в ЕС.

Основные задачи по противодействию наркопреступности в ее различных проявлениях возложены на соответствующие управления и подразделения МВД и таможенных органов страны. В структуре МВД Турции вопросы противодействия наркопреступности находятся в компетенции Главного управления безопасности полиции, Командования жандармскими войсками и Командования береговой охраны. В свою очередь в составе данных структурных органов МВД действуют специализированные подразделения по противодействию наркопреступности [2].

Основные усилия правоохранительных органов Турции в борьбе с наркопреступностью направлены на решение двух главных задач: противодействие незаконному обороту и наркомании внутри страны и перекрытие каналов поступления наркотиков в страну и их транзита в европейские страны. В целях борьбы с контрабандой наркотиков, прежде всего героина, основные усилия правоохранительных органов направлены на активную работу в приграничных районах с Ираном, Ираком и Сирией в целях своевременного перехвата крупных партий наркотиков и недопущения их дробления при транспортировке в глубь страны [3].

Осознавая наличие афганской наркоугрозы, МВД Турции активно сотрудничает с международными и национальными (региональными) организациями, осуществляющими борьбу с контрабандой и незаконным оборотом афганского героина. В этой связи компетентные подразделения МВД активно взаимодействуют с такими международными организациями, как Управление ООН по наркотикам и преступности (УПН ООН) и другими, осуществляют об-

мен оперативной информацией с Управлением по борьбе с наркотиками (ДЕА) США, правоохранительными органами прежде всего приграничных государств, в частности Болгарии, Греции, Македонии, Украины, Ирана [4].

Предпринимаются активные шаги по организации обучения специалистами Турецкой международной академии по борьбе с наркотиками и организованной преступностью (TADOK) сотрудников специализированных подразделений правоохранительных органов Среднеазиатских, Закавказских государств и Афганистана [5]. В Турции наблюдается рост уровня взаимодействия между организациями и структурами, осуществляющими деятельность в сфере профилактики наркомании при координации Турецкого национального центра по изучению наркотиков и проблем наркозависимости (TUBIM) [6]. Основной из стоящих задач является эффективная борьба с наркотиками и, в особенности, предупреждение начала их потребления молодежью.

Основные цели политики и стратегии Турецкой Республики по противодействию наркозависимости и потреблению наркотиков: профилактика потребления наркотиков, в особенности их первичного употребления; снижение к 2018 году на 25% уровня потребления алкоголя, сигарет и наркотиков; повышение уровня защиты населения и особенно групп риска; повышение эффективности работы с лицами, входящими в группу риска; обеспечение медицинской и социальной реабилитации наркозависимых лиц для возвращения к полноценной жизни в обществе; обеспечение организаций и структур, осуществляющих деятельность в сфере противодействия наркозависимости, высококлассными специалистами; расширение количества государственных, специальных и общественных структур для повышения эффективности работы по противодействию контрабанде наркотиков и их потреблению; повешение материально-технического обеспечения организаций и структур, осуществляющих деятельность в данном секторе; осуществление программ, направленных на более активное участие детей и молодежи в общественной жизни общества; поддержка организаций и структур, занимающихся в разных сферах и на различных уровнях вопросами воспитания молодежи [7].

Решение задач по противодействию наркозависимости и потреблению наркотиков осуществляется посредством проведения следующих мероприятий. Предупреждение первичного потребления наркотиков. Снижение доступности наркотиков. Обеспечение охвата большого

числа лиц профилактическими программами и повышение эффективности программ. Активизация работы по разъяснению последствий потребления наркотиков. Проведение разъяснительной работы по существующим рискам, связанным с первичным потреблением наркотиков в целях удовлетворения любопытства. Проведение работы, особенно среди молодежи, направленной на недопущение перехода от первичного потребления наркотиков к их регулярному употреблению. Устранение причин и обстоятельств, препятствующих реализации национальной программы, направленной на снижение спроса на наркотики. Профилактика лиц, склонных к управлению транспортными средствами в состоянии алкогольного и наркотического воздействия. В целях повышения роли медиасредств в проведении профилактической работы активизировано взаимодействие с печатными и электронными средствами массовой информации. Повышение взаимодействия, изучение возможностей совместной разработки и участия в совместных проектах со странами, в первую очередь с государствами Евросоюза, имеющими схожие проблемы в вопросах наркопотребления. Повышение уровня системы координации и оценки деятельности организаций и структур. Осуществление деятельности по решению проблем наркопотребления, наркозависимости и связанных с этим медицинских и социальных проблем с опорой на институты семьи и общества. Развитие программ, направленных на проведение профилактической работы в семье и школе. В целях снижения уровня проблем, связанных с наркопотреблением, наркозависимостью и обусловленных этим медицинских и социальных рисков, обеспечивается широкое участие радио и телевидения в создании программ антинаркотической направленности. Осуществление комплексного скоординированного подхода в осуществлении программ, направленных на профилактику наркомании и повышение уровня здравоохранения населения [8].

В реализации просветительно-профилактических программ, направленных на защиту общества от потребления наркотиков, задействованы различные структуры, включая Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство Национального образования, Управление социального обеспечения и защиты детей, Министерство по делам религий, Высший совет по радио и телевидению, муниципалитеты, общественные организации. Вышеперечисленные и другие структуры

обеспечивают реализацию как национальных, так и собственных программ (планов).

Турция придерживается стандартов Европейского мониторингового Центра по наркотикам и наркомании (EMCDDA), разделяет профилактическую работу на три составляющие: профилактическая работа в школе, в семье и работа, сосредоточенная на обществе в целом [9].

Задачи по проведению предупредительно-профилактической работы в школьных заведениях выводят на первый план деятельность Министерства национального образования [10]. Министерством в целях защиты детей и молодежи от возможных рисков (потребление наркотиков, насилие и жестокость, половое насилие и т. д.) разработан документ, определяющий «стратегию и план действий по профилактике и снижению негативных проявлений в школьной среде». В данном плане в разделе «Причины негативных проявлений» называются нарастающие среди молодежи тенденции потребления алкоголя и наркотиков. Документом предусмотрены и реализуются меры, направленные на профилактику и снижение среди учащихся проявлений фактов насилия и жестокости.

В данном направлении определены основные стратегические цели: воспитательно-предупредительной работой и защитными мерами должен быть охвачен каждый ученик; обязательное выявление учащихся, входящих в группу риска, к которым должен применяться особый воспитательный подход и контроль [11, с. 16].

Меры, направленные на работу с молодежью, реализуют Министерство национального образования совместно с Главным управлением безопасности МВД Турции. Они выполняют программу «Быть хозяином жизни», которая предусматривает работу среди подростков 10-14-летнего возраста, входящих в группу риска, по формированию и развитию у них способностей к самозащите от воздействия негативных факторов. Программа направлена на развитие способности подростков сказать «нет» сверстнику и товарищу, при возникновении проблем обратиться за помощью и советом к школьному воспитателю и (или) классному руководителю [12].

Данная программа действует во всех (81) провинциях страны. В рамках программы разработана и выпускается специальная научно-методическая литература, которая направляется в школы провинций. Мероприятия проводятся воспитателем школы или под его руководством классным руководителем 1 раз в 5 дней. Это занятия по проблемам выстраивания взаимоотношений с товарищами по школе, общения

со сверстниками, вопросам лидерства в группе, приспособления к жизни в коллективе и условиям жизни в целом. Данная программа рассчитана на 11 занятий в течение 3 месяцев. После завершения программы с группой школьников оценка результатов проводится не сразу, а по истечении некоторого времени [13, с. 153—155].

В целях профилактики потребления наркотиков проводится работа, направленная на создание безопасной среды и безопасных условий пребывания детей в школьных учебных заведениях. В провинциях при поддержке территориальных органов МВД в данном направлении ведется работа в рамках протокола под названием «Повышение предупредительных и защитных мер, направленных на обеспечение безопасных условий в школе», подписанного Министерством национального образования и Главным управлением безопасности МВД Турции, которая предусматривает: разработку критериев безопасности в школе, в соответствии с которыми создаются и совершенствуются меры безопасности; определение внутренних и внешних факторов, влияющих на вопросы безопасности в школе; принятие мер по соблюдению общественного порядка на улицах, правил дорожного движения на проезжей части во время, перед началом занятий или после их окончания; повышение мер безопасности и контроля за обстановкой на территории, прилегающей к школе; повышение контроля за работой школьного технического и электрооборудования; в целях обеспечения безопасности школьников осуществление контроля за прилегающими к школе парками, садами, скверами и другим потенциально опасными местами и заведениями; в целях ограждения школьников от негативных примеров принятие мер по недопущению распространения вблизи школ непристойной литературы и совершения безнравственных поступков; контроль и принятие мер по недопущению наличия у школьников режущих, колющих и других опасных предметов; повышение мер, направленных на предотвращение возможности захвата (похищения) детей преступными и экстремистскими группировками; назначение в школах должностных лиц, отвечающих за вопросы безопасности; обеспечение взаимодействия должностных лиц, отвечающих за вопросы безопасности, с представителями полиции и органов местного самоуправления; проведение занятий с персоналом школ по вопросам безопасности, профилактики негативных проявлений и снижения рисков [14].

Важное место в проведении профилактической работы занимает деятельность территориальных подразделений Национального центра по изучению наркотиков и проблем наркозависимости. Данная работа проводится с 2003 года в тесном взаимодействии с представителями других заинтересованных структур и ведомств как в форме кампаний, так и в рамках отдельных планов. В ходе работы сотрудниками полиции совместно с другими государственными, муниципальными и общественными организациями организуются и проводятся такие мероприятия, как анкетирование среди молодежи на предмет потребления наркотиков, образовательные семинары, спортивные мероприятия и турниры, посещение театров, изготовление и распространение плакатов и брошюр антинаркотического профилактического содержания и т. д. Совместно с другими ведомствами и организациями проводится оценка эффективности профилактической антинаркотической работы, корректируются задачи и вырабатываются пути их решения [15].

С точки зрения оценки эффективности предупреждения наркомании и снижения спроса на наркотики в Турции можно сделать следующие краткие выводы.

В Турции придается особое значение полноте и достоверности получаемой информации и данным по вопросам снижения спроса на наркотики, показателям по количеству структур и организаций, проводящих профилактическую работу, количеству проведенных мероприятий, числу задействованных в мероприятии лиц и некоторым другим. В Турции действует проект, подготовленный TUBIM во взаимодействии с EMCDDA «Создание информационных баз в целях противодействия спросу на наркотики», направленный на получение систематических и полных данных в указанной сфере деятельности.

В сфере противодействия потреблению наркотиков в рамках своей компетенции работает большое количество организаций и структур. Это позволяет достичь поставленных задач и планируемых результатов ввиду их высокой эффективности, высокого уровня согласованности и координации проводимых мероприятий.

Министерством внутренних дел, Минздравом, Министерством национального образования, органами социального обеспечения и защиты, Министерством по делам религий, Высшим советом по радио и телевидению, муниципалитетами, общественными организациями и другими органами реализуется большое количество антинаркотических профилактических программ,

направленных на работу с населением, особенно с молодежью. Содержание данных программ в целом идентично. Каждой структурой по-своему воспринимается и осуществляется реализация и развитие данных программ. Регулярно проводится их изучение и анализ в целях повышения эффективности применения.

Большое значение имеет работа по снижению спроса на наркотики, проводимая администрацией областных центров страны. В этой связи показательна активная роль взаимодействия структур, осуществляющих работу по противодействию наркопотреблению и наркозависимости, в том числе и в рамках реализации антинаркотических проектов, с администрациями провинций и муниципальными органами управления.

Все эти меры способствуют повышению эффективности предупредительно-профилактической работы среди населения Турции. Сегодня Турецкая Республика сочетает рациональное законодательство с наступательной, интенсивной и динамичной профилактической, просветительной и образовательной работой в области предупреждения наркомании, имея желание и решимость сохранить шаткий паритет между свободой личности и здоровьем нации.

Примечания

1. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2015 г. Анализ положения в мире. Европа. Океания. Рекомендации правительствам // Наркология. 2016. Т. 15. № 12 (180). С. 12—31.

2. Бирюков П.Н. Полиция Турецкой Республики // Евразийский юридический журнал. 2010. № 3 (22). С. 112—114.

3. В Стамбуле задержана крупная партия героина. URL: http://mk-turkey.ru/life/2014/11/07/v-stambule-zaderzhana-krupnaya-partiya-geroina.html (дата обращения: 10.08.2017).

4. Турция поддерживает структуры МВД 30 стран мира. URL: http://aa.com.tr/ru (дата обращения: 20.08.2017).

5. Турецкая международная академия по борьбе с наркотиками и организованной преступностью. URL: https://www.egm.gov.tr/ru/Pages/tadoc.aspx (дата обращения: 20.08.2017).

6. TUBIM Новости. URL: http://www.shaber3.com/ haberleri/TUBIM. (дата обращения: 20.08.2017).

7. Турецкое правительство представило план по борьбе с наркотиками. URL: http://www.blackseanews. net/read/83868 (дата обращения: 15.08.2017).

8. Mutlu E., Alaei A., Waye K., Alaei K., Tracy M., Cetin M.K. Correlates of injection drug use among individuals admitted to public and private drug treatment facilities in Turkey // Drug and Alcohol Dependence. 2016. Vol. 164. P. 71—81.

9. European Monitoring Center for Drugs and Drug Addiction. URL: http://www.emcdda.europa.eu/ publications/country-drug-reports/2017/turkey. (дата обращения: 20.07.2017).

10. Министерство образования Турции. URL: http://www.blackseanews.net/tag (дата обращения: 22.08.2017).

11. Газизова А.И. Стратегия развития высшей профессиональной школы Турции (в контексте исследования проблем модернизации образования): дис. ... д—ра пед. наук. Ижевск, 2010.

12. Шалягин Д.Д. Российско-турецкое полицейское сотрудничество: проблемы, перспективы // Актуальные проблемы современного международного права: материалы X ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И.П. Блищенко: в 2 ч. М., 2012. С. 60—68.

13. Kula S., Sahin I. Organization social capital and performance of drug law enforcement departments // European Journal on Criminal Policy and Research. 2016. Vol. 22. № 1. С. 153—170.

14. Полиция Турции. URL: https://www.eurasialaw. ru/index.php?id = 920&Itemid=231&option = com_ content&view=article (дата обращения: 20.08.2017).

15. Леонтьева Ю.А., Михайлов В.И. Поиск новых форм борьбы с организованной преступностью Турции // Государство и право: история, современность, перспективы: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Конституции России. СПб., 2013. С. 172—176.

Notes

1. Report of the International Committee for drug control for 2015 analysis of the situation in the world. Europe. Oceania. Recommendations to governments. Narcology, 2016, vol. 15, no. 12 (180), pp. 12—31.

2. Biryukov P.N. Police of the Turkish Republic. Eurasian law journal, 2010, no. 3 (22), pp. 112—114.

3. In Istanbul detained a large consignment of heroin URL: http://mk-turkey.ru/life/2014/11/07/v-stambule-zaderzhana-krupnaya-partiya-geroina.html (accessed 10.08.2017).

4. Turkey supports the structure of the Ministry 30 countries of the world. URL: http://aa.com.tr/ru (accessed 20.08.2017).

5. The Turkish international Academy against drugs and organized crime. URL: https://www.egm.gov.tr/ru/ Pages/tadoc.aspx (accessed 20.08.2017).

6. TUBIM news. URL: http://www.shaber3.com/ haberleri/TUBIM (accessed 20.08.2017.

7. The Turkish government presented a plan for combating drugs. URL: http://www.blackseanews.net/ read/83868 (accessed 15.08.2017).

8. Mutlu E., Alaei A., Waye K., Alaei K., Tracy M., Ce-tin M.K. Correlates of injection drug use among individuals admitted to public and private drug treatment facilities in Turkey. Drug and Alcohol Dependence, 2016, vol. 164, pp. 71—81.

9. European Monitoring Center for Drugs and Drug Addiction. URL: http://www.emcdda.europa.eu/publi-cations/country-drug-reports/2017/turkey (accessed 20.07.2017).

10. The Ministry of education of Turkey. URL: http:// www.blackseanews.net/tag (accessed 22.08.2017).

11. Gazizova A.I. the development Strategy of higher professional schools of Turkey (in the context of the study of problems of modernization of education). Dissertation... doctor of pedagogical sciences. Izhevsk, 2010.

12. Shalyagin D. Russo-Turkish police cooperation: problems and prospects. Actual problems of contemporary international law materials of the X annual all-Russian scientific-practical conference dedicated to the memory of professor I. P. Blishchenko: in 2 hours. Moscow, 2012, pp. 60—68.

13. Kula S., Sahin I. Organization social capital and performance of drug law enforcement departments. European Journal on Criminal Policy and Research, 2016, vol. 22, no. 1, pp. 153—170.

14. Turkish police. URL: https://www.eurasialaw. ru/index.php?id = 920&Itemid=231&option = com_ content&view=article (accessed 20.08.2017).

15. Leontiev Yu.A., Mikhailov V.I. Search for new forms of fight against organized crime of Turkey. State and law: history, modernity, perspectives: collection of scientific articles on materials of international scientific-practical conference dedicated to the 20th anniversary of the Russian Constitution. St. Petersburg, 2013, pp. 172—176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.