Научная статья на тему 'Медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения как мера государственного принуждения: ретроспективный взгляд на цели, основания и порядок направления'

Медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения как мера государственного принуждения: ретроспективный взгляд на цели, основания и порядок направления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1231
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ / ПРОФИЛАКТИКА НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / MEDICAL EXAMINATION OF A PERSON TO DETERMINE DRUG INTOXICATION / MEASURES OF SUPPORT IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES / COUNTERACTION TO DRUG TRAFFICKING / PREVENTION OF NON-MEDICAL USE OF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кохан Рустам Юрьевич

Освидетельствование лиц в связи и по поводу потребления ими наркотических средств в РСФСР впервые получило нормативно-правовую регламентацию в середине 1960-х годов. Сегодня медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения является базисным элементом в системе противодействия незаконному обороту наркотиков, значительным образом определяющим эффективность оперативно-розыскной и профилактической работы. В статье на основе анализа законодательства СССР, РСФСР и Российской Федерации автор рассматривает цель, основание и юридические последствия наиболее часто использующихся видов медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кохан Рустам Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL EXAMINATION OF A PERSON TO DETERMINE DRUG INTOXICATION AS A MEASURE OF STATE COERCION: A RETROSPECTIVE LOOK AT THE PURPOSES, JUSTIFICATIONS AND THE PROCEDURE

Examination of persons in connection with their use of drugs in the RSFSR (The Russian Soviet Federative Socialist Republic) obtained for the first time legal regulation in the mid-1960s. Today, medical examination of a person to determine drug intoxication is a basic element in the system of combating drug trafficking, which significantly determines the effectiveness of operational-search and preventive work. In the article on the basis of the analysis of the legislation of the USSR, the RSFSR and the Russian Federation the author considers the purpose, grounds and legal consequences of the most frequently used types of medical examination of a person to determine drug intoxication.

Текст научной работы на тему «Медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения как мера государственного принуждения: ретроспективный взгляд на цели, основания и порядок направления»

Противодействие наркоугрозе: = проблемы, пути решения

УДК 342.9

Рустам Юрьевич КОХАН,

заместитель начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Псковской области

[email protected]

МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЦЕЛИ, ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ

MEDICAL EXAMINATION OF A PERSON TO DETERMINE DRUG INTOXICATION AS A MEASURE OF STATE COERCION: A RETROSPECTIVE LOOK AT THE PURPOSES, JUSTIFICATIONS AND THE PROCEDURE

Освидетельствование лиц в связи и по поводу потребления ими наркотических средств в РСФСР впервые получило нормативно-правовую регламентацию в середине 1960-х годов. Сегодня медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения является базисным элементом в системе противодействия незаконному обороту наркотиков, значительным образом определяющим эффективность оперативно-розыскной и профилактической работы.

В статье на основе анализа законодательства СССР, РСФСР и Российской Федерации автор рассматривает цель, основание и юридические последствия наиболее часто использующихся видов медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения.

Examination of persons in connection with their use of drugs in the RSFSR (The Russian Soviet Federative Socialist Republic) obtained for the first time legal regulation in the mid-1960s. Today, medical examination of a person to determine drug intoxication is a basic element in the system of combating drug trafficking, which significantly determines the effectiveness of operational-search and preventive work.

In the article on the basis of the analysis of the legislation of the USSR, the RSFSR and the Russian Federation the author considers the purpose, grounds and legal consequences of the most frequently used types of medical examination of a person to determine drug intoxication.

Ключевые слова: медицинское освидетельствование на состояние опьянения, меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика немедицинского потребления наркотических средств.

Keywords: medical examination of a person to determine drug intoxication, measures of support in cases of administrative offences, counteraction to drug trafficking, prevention of non-medical use of

М

едицинское освидетельствование на состояние наркотического опьяне-

наркотического опьянения как меры государственного принуждения может быть условно разделено на несколько периодов. Начиная с 1917 г. до середины 1960-х гг. антинаркотическое законодательство РСФСР характеризовалось отсутствием правового запрета на потребление наркотиков и, как следствие, отсутствием правового механизма медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения. Впервые освидетельствование лиц в связи и по поводу потре-

ния является базисным элементом в системе противодействия незаконному обороту наркотиков, значительным образом определяющим эффективность оперативно-розыскной и профилактической работы. В зависимости от преобладающей доктрины антинаркотического правового регулирования в СССР и Российской Федерации развитие медицинского освидетельствования на состояние

бления ими наркотических средств получило в РСФСР нормативно-правовую регламентацию в середине 1960-х гг. УК РСФСР 1960 г. содержал целую группу норм, направленных на борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. Широко вводились методы принудительного лечения от наркомании: в соответствии со ст. 62 УК РСФСР в случае совершения преступления наркоманом суд наряду с наказанием за совершенное преступление мог применить к нему принудительное лечение. Принятие в 1969 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении позволило относить наркоманию к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих. Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. «О здравоохранении» [1] предусматривал обязательное диспансерное наблюдение и лечение больных наркоманией, а также возможность их принудительного лечения. По решению суда на основании ходатайства трудового коллектива, общественных организаций органов милиции и при наличии медицинского заключения лицо, уклоняющееся от добровольного лечения, могло было быть направлено на принудительное лечение в лечебно-трудовом профилактории на срок до 2 лет. [2]

В соответствии с Положением о советской милиции [12] сотрудники милиции имели право доставлять в медицинские учреждения лиц, потребляющих наркотические средства в немедицинских целях, для определения необходимости их лечения от наркомании, если они уклоняются от (добровольного) медицинского освидетельствования. На врачей-наркологов возлагалось: проведение медицинского освидетельствования лиц, подлежащих направлению на принудительное лечение по поводу наркомании в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), в места лишения свободы; при содействии работников внутренних дел обследование лиц, состоящих на профилактическом учете в отделениях милиции по поводу злоупотребления наркотическими средствами для постановки их на наркологический учет. [23; 24] Возник и активно применялся такой самостоятельный вид медицинского освидетельствования, как

комиссионное освидетельствование больных хроническим алкоголизмом и наркоманией для направления на принудительное лечение. [24]

В указанный период была начата борьба со случаями управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 мая 1956 г. № 382 впервые была установлена ответственность за управление в нетрезвом состоянии автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом. [10] Положениями о государственной автомобильной инспекции [11; 13] предусматривалась возможность направлять на медицинское освидетельствование водителей для определения состояния опьянения, установления годности к управлению этими транспортными средствами. Вместе с тем методикой медицинского освидетельствования не предусматривалось возможности выявления состояния наркотического опьянения.

Даже несмотря на значительные ограничения конституционных и экономических прав граждан, злоупотребляющих наркотическими средствами, непосредственно потребление наркотических средств не влекло привлечения к административной или уголовной ответственности. Такая диспропорция приводила к фактическому отсутствию нормативных актов, регламентирующих порядок направления и проведения освидетельствования на состояние наркотического опьянения. Вплоть до 1988 г. медицинское освидетельствование на состояние опьянения регламентировалось приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 ноября 1954 г. №523 «О мерах улучшения экспертизы алкогольного опьянения» [18]. Основой медицинского заключения являлся клинический осмотр, биологические реакции (исследование крови, дыхания) использовались исключительно как подсобный метод. Освидетельствование на состояние наркотического опьянения в целом проводилось в русле указанного приказа, действовавшего вплоть до 1988 г., с учетом писем и рекомендаций Постоянного комитета по контролю за наркотиками при Минздраве СССР по диагностике отдельных видов наркотического опьянения. [22]

Противодействие наркоугрозе: щШ = проблемы, пути решения а-йй*

Отсутствие ответственности за потребление наркотических средств и нормативно закрепленного механизма освидетельствования на состояние наркотического опьянения не способствовало выявлению потребителей наркотиков. Регистрируемый уровень заболеваемости на протяжении 1960-1980 гг. кардинальным образом не менялся: от 10 тыс. человек в 1965 г. до 14,8 и 14,5 тыс. человек в 1975 г. и 1985 г. соответственно. [31] Однако проблема наркомании как социального явления, как показывают дальнейшие исторические периоды, продолжала нарастать.

Следующий период - с конца 1970-х гг. до 1991 г. - характеризуется формированием административной практики по привлечению к ответственности за единичные факты потребления наркотиков, в том числе водителей транспортных средств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы с наркоманией» [3] впервые была установлена административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача. Впоследствии норма, предусматривающая наказание за данное деяние, была закреплена в ст. 44 КоАП РСФСР 1984 г.

С 1985 г. Минздравом СССР инициировано создание на уровне краев и областей наркологических диспансеров [20], МВД СССР - создание медицинских вытрезвителей [19]. Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, описывались элементы диагностики отравлений различными наркотическими средствами: опием, кодеином, дионином, гашишем, производными барбитуровой кислоты, атропином, циклодолом и предписывалось в случае обнаружения в общественных местах лиц в состоянии наркотического опьянения обеспечивать их доставление в учреждения здравоохранения.

В 1987 г. в Уголовный кодекс РСФСР была введена ст. 224.3, которой предусматривалась уголовная ответственность за потребление наркотических средств, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания. Предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, или испра-

вительные работы на тот же срок, или штраф до трехсот рублей. Ужесточались санкции за незаконное потребление наркотических средств вплоть до административного ареста на срок до пятнадцати суток.

На смену приказу Министерства здравоохранения СССР от 22 ноября 1954 г. №523 был издан приказ от 8 сентября 1988 г. №694 «О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утверждены Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения и методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения». [25; 26] Данными документами охватывались случаи, когда потребление наркотических средств предусматривало дисциплинарную и административную ответственность. Проведение медицинского освидетельствования допускалось только врачами психиаторами-наркологами, врачами и фельдшерами, прошедшими подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования. Основой для медицинского заключения должны были служить данные клинического осмотра, лабораторные исследования выдыхаемого воздуха, мочи, слюны являлись обязательными. Впервые для подтверждения наркотического опьянения наряду с наличием клинических симптомов опьянения необходимым условием стали результаты химических исследований, подтверждающие потребление лицом конкретного вещества.

В указанный период в соответствии с Положением о советской милиции [12] сотрудники милиции имели право доставлять в медицинские учреждения лиц, потребляющих наркотические средства в немедицинских целях, для медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения и последующего привлечения к административной ответственности по ст. 44 КоАП РСФСР, а в случае установления фактов повторного в течение года потребления наркотических средств - для привлечения к уголовной ответственности по ст. 224.3 УК РСФСР.

В соответствии со ст. 245 КоАП РСФСР водители, в отношении которых имелись достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежали отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию на состояние опьянения. Порядок направления указанных лиц на освидетельствование на состояние опьянения и проведения освидетельствования определялся Инструкцией, утвержденной МВД СССР, Минздравом СССР, Минюстом СССР. [17] В указанном документе определялось, что участники дорожно-транспортных происшествий, в результате которых имелись пострадавшие или причинен существенный материальный ущерб, направляются сотрудниками ГАИ и участковыми уполномоченными милиции в специализированные кабинеты наркологических диспансеров, где производится медицинское освидетельствование на предмет алкогольного опьянения и состояния одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами.

Фактически к концу 1980-х гг. были законодательно сформированы три вида медицинского освидетельствования, проводимых в связи и по поводу потребления наркотических средств. Первый - освидетельствование больных наркоманией для направления на принудительное лечение в ЛТП. Второй - освидетельствование для установления факта потребления наркотических средств в целях последующего привлечения к административной ответственности по ст. 44 КоАП РСФСР или к уголовной ответственности по ст. 224.3 УК РСФСР. Третий - освидетельствование на основании ст. 245 КоАП РСФСР для установления состояния опьянения лица, управляющего судном или транспортным средством, и привлечения к административной ответственности (ст. 111.4, 117, 120, 122, 124 КоАП РСФСР). Лица доставлялись на освидетельствование в учреждения здравоохранения сотрудниками милиции на основании полномочий, предоставленных положением о советской милиции и КоАП РСФСР. В последних двух случаях освидетельствование проводилось врачом психиатром-наркологом, для подтверждения наркотического опьянения наряду с наличием

клинических симптомов опьянения необходимым условием являлись результаты химических исследований. Целью данных видов освидетельствования являлось установление состояния опьянения (одурманивания), вызванное наркотическими или другими веществами.

Развитие антинаркотического законодательства и регулирование вопросов освидетельствования на состояние наркотического опьянения, придали импульс работе по выявлению латентных наркопотребителей, постановке их на учет и проведению медицинской профилактики. В период с 1985 г. по 1991 г. число зарегистрированных наркозависимых выросло в 2 раза, достигнув к началу 1991 г. 28,3 тыс. человек. [31] При этом число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков выросло, однако рост преступности носил контролируемый характер (в 1985 г. - 15,8 тыс., в 1990 г. - 19,3 тыс.) [27, с. 101103; 28, с. 310-311].

Следующий период, длящийся с 1991 г. до начала 2000-х гг., характеризовался кардинальным смягчением антинаркотического законодательства в административно-правовой сфере. С января 1992 г. исключены уголовная и административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача. [7] С указанного времени основанием для направления наркоманов в ЛТП стало являться только систематическое нарушение ими общественного порядка либо ущемление прав других лиц на почве наркомании. [5] С июля 1993 г. система лечебно-трудовых профилакториев МВД России была упразднена, и к 1 июля 1994 г. ликвидированы ЛТП и их предприятия. [8] Вплоть до принятия в 1998 г. Федерального закона №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» потребление наркотических средств, если это не было связано с управлением транспортными средствами, не являлось запрещенным деянием. Фактически перестали существовать такие виды медицинского освидетельствования как освидетельствование больных наркоманией для направления на принудительное лечение и освидетельствование для установления факта потребления наркотических средств в целях последую-

Противодействие наркоугрозе: проблемы, пути решения

щего привлечения к административной ответственности по ст. 44 КоАП РСФСР или к уголовной ответственности по ст. 224.3 УК РСФСР.

Сотрудникам милиции разрешалось направлять или доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, в медицинское учреждение для определения наличия в организме наркотических средств в целях объективного рассмотрения дела о правонарушении. [6] Сотрудникам Госавтоинспекции при наличии достаточных оснований полагать, что водители транспортных средств находятся в состоянии опьянения, предоставлялось право направлять или доставлять их в медицинские учреждения для проведения освидетельствования. [14] При этом порядок направления на освидетельствование и непосредственно медицинского освидетельствования определяли ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции», ст. 245 КоАП РСФСР и ранее упоминаемые нормативные акты: Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования; Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения и методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения».

С принятием Федерального закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, органы прокуратуры, дознания, следователи и судьи получили полномочия направлять на медицинское освидетельствование в учреждения здравоохранения лиц, в отношении которых имелись достаточные основания полагать, что они больны наркоманией, находятся в состоянии наркотического опьянения либо потребили наркотическое средство. При этом перечень признаков, дающих достаточные основания полагать, что лицо потребило наркотическое средство, психотропное веществ без назначе-

ния врача, являлся открытым, а само медицинское освидетельствование рассматривалось как правовой механизм для постановки лиц на наркологический учет для дальнейшего их лечения в учреждениях здравоохранения. Порядок направления на медицинское освидетельствование нес в себе антинаркотическую доктрину предыдущего исторического периода: направление лиц к психиатрам-наркологам для определения необходимости их лечения от наркомании безотносительно к вопросу привлечения к административной ответственности. Потребление наркотиков не влекло административной ответственности, и указанная мера принуждения не носила характер меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Созданный Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» специализированный механизм направления на медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения продемонстрировал эффективность в работе по выявлению лиц, потребляющих наркотики. В период кардинального смягчения антинаркотического законодательства с 1992 г. по 2001 г. выявленные заболеваемость наркоманией и распространенность наркомании в Российской Федерации беспрецедентно выросли: заболеваемость - с 3,5 до 50,7 на 100 тыс. человек, распространенность наркомании - с 28,2 до 237,5 на 100 тыс. человек. [31] В 8 раз увеличилось число зарегистрированных наркопреступлений (с 29,8 тыс. до 241,6 тыс. преступлений). [29] К началу 2000 г. показатели, характеризующие заболеваемость, распространенность наркомании и криминальную пораженность, свидетельствовали о качественном изменении обстановки.

С принятием КоАП РФ начался новый этап, характеризующийся введением административной ответственности за потребление наркотиков и активным развитием в этой связи законодательства по вопросам медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения. Совершенствуются правила направления на медицинское освидетельствование лиц, которые управля-

ют транспортными средствами. [16] Актуализируются вопросы, связанные с основанием и порядком направления на медицинское освидетельствование отдельных категорий субъектов. [Подр.: 35, с. 280-281] Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» подтверждены полномочия сотрудников полиции направлять лиц на медицинское освидетельствование для определения наличия в организме наркотических средств, если резутльтат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении. В 2014 г. в КоАП РФ введена ст. 27.12.1, регламентирующая основания и порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения. Данная мера определена как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и ориентирована на случаи, когда состояние опьянения является квалифицирующим обстоятельством, когда ответственность прямо связана с состоянием опьянения или обстоятельством, отягчающим административную ответственность. [34, с. 81-84] Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 утверждены правила направления на такое освидетельствование, а также исчерпывающий перечень оснований (критерии) для направления лица на медицинское освидетельствование. [15] Отменена Временная инструкция Минздрава СССР от 8 сентября 1988 г. и утвержден порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, охватывающий случаи применения ст. 27.12 и ст. 27.12.1 КоАП РФ и ст. 13 Федерального закона «О полиции». [21] Наконец, для выявления фактов потребления наркотиков широко используются полномочия по направлению на медицинское

освидетельствование лиц, предоставленные ст. 44 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Должностные лица, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, наделены правом направления на медицинское освидетельствование в порядке ст. 44 данного Федерального закона. [9] Вместе с тем, данная мера принуждения по-прежнему находится вне процесса по делу об административном правонарушении: ее применение не связано с возбуждением дела об административном правонарушении; она может применяться в отношении лиц, не являющихся субъектами административной ответственности [34, с. 81-84]; перечень признаков, дающих достаточные основания для ее применения, является открытым.

Ретроспективный анализ свидетельствует, что каждый из указанных видов медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения в своем развитии сохранил заложенную в предыдущих периодах правовую природу. Для медицинского освидетельствования, проводимого в порядке ст. 44 Федерального закона №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», таковой является нацеленность на выявление наркопотребителей для проведения профилактической и лечебной работы органами здравоохранения. Для медицинского освидетельствования, проводимого на основании ст. 27.12 и ст. 27.12.1 КоАП РФ, таковыми являются нацеленность на обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, объективное рассмотрение дела об административном правонарушении.

Предложенный ретроспективный анализ имеет учебно-методическую направленность, позволяет понять правовую природу каждого случая освидетельствования, определить основания проведения и границы государственного принуждения.

Библиографический список

1. О здравоохранении : Закон РСФСР от 29.07.1971 // Ведомости ВС РСФСР. - 1971. -№ 31. - Ст. 656; 1987. - № 36. - Ст. 1295.

2. О принудительном лечении и трудовом перевоспитании больных наркоманией : Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.08.1972 // Ведомости ВС РСФСР. - 1972. - №35. - Ст. 870; 1987. - №27. - Ст. 961.

3. Об усилении борьбы с наркоманией : Указ Президиума ВС СССР от 25.04.1974 №5928-VIII // Ведомости ВС СССР. - 1974. - №18. - Ст. 275.

4. О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией : заключение Комитета конституционного надзора СССР от 25.10.1990 №8 // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. - 1990. - №47. - Ст. 1001.

5. Об освобождении лиц из лечебно-трудовых профилакториев для хронических алкоголиков : постановление ВС РСФСР от 28.02.1991 №754-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 10. - Ст. 262.

6. О милиции : Закон РСФСР от 18.04.1991 №1026-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991. - № 16. - Ст. 503.

7. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях : Закон РСФСР от 5.12.1991 №1982-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - №52. - Ст. 1867.

8. О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : постановление ВС РСФСР от 21.07.1993 № 5474-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - №33. - Ст. 1317.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 25.11.2013 №313-ФЗ // Российская газета. - 2013. - 27 ноября.

10. О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте : постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.1956 №382 // Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства РСФСР: 1954 - 1956 гг. - Т. 5. - М., 1959. - С. 462-465.

11. Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР : постановление Совмина РСФСР от 20.12.1963 №1428 // Собрание постановлений правительства РСФСР. - 1963. - №23. - Ст. 152.

12. О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности советской милиции : постановление Совмина СССР от 8.06.1973 №385 // СПС КонсультантПлюс.

13. Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции: Постановление Совмина СССР от 10.08.1978 № 685 // Собрание постановлений правительства СССР. 1978. № 20. Ст. 124.

14. Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 28.05.1992 №354 // СПС КонсультантПлюс.

15. Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения : постановление Правительства РФ от 23.01.2015 №37 // Российская газета. - 2015. - 04 февраля.

16. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством : постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 // Российская газета. - 2008. - 02 июля.

в Вестник Сибирского юридического института МВД России _

17. Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования : утверждена 29.06.1983 МВД СССР №45, Минздравом СССР №06-14/14, Минюстом СССР № К-8-347 // СПС КонсультантПлюс.

18. О мерах улучшения экспертизы алкогольного опьянения : приказ Министерства Здравоохранения СССР от 22.11.1954 №523 // СПС КонсультантПлюс.

19. Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители : приказ МВД СССР от 30.05.1985 №106 [Электронный ресурс] // СПС Консуль-тантПлюс.

20. Об утверждении Положения о наркологическом диспансере : приказ Минздрава СССР от 14.08.1985 №1078 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

21. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) : приказ Минздрава России от 18.12.2015 №933н // Российская газета. - 2016. - 23 марта.

22. Клиника, дифференциальная диагностика и судебно-психиатрическая оценка опьянений, вызванных гашишем и алкоголем : методическое письмо от 24.02.1972 №21-27/13-6 председателя Постоянного комитета по наркотикам при Министерстве здравоохранения СССР // СПС КонсультантПлюс.

23. Положение о враче участковом психиатре-наркологе : утв. Минздравом СССР 19.03.1976 №06-14/5 // СПС КонсультантПлюс.

24. Инструкция о порядке медицинского освидетельствования больных хроническим алкоголизмом и наркоманиями для направления на принудительное лечение : утв. Минзравом СССР 1.12.1977 №06-14/13 // СПС КонсультантПлюс.

25. Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения : методические указания Минздрава СССР 02.09.1988 №06-14/33-14 // СПС КонсультантПлюс.

26. Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения Минздрава СССР 1.09.1988 №06-14/33-14 // СПС КонсультантПлюс.

27. Народное хозяйство в РСФСР в 1989 году : статистический ежегодник. - М.: Редакци-онно-издательский центр, 1990. - 692 с.

28. Преступность и правонарушения 1991 : статистический сборник. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 172с.

29. Статистика: преступность в России. - URL: Ьйр8://гихрвг1:.ги/Статистика:Преступность_в_ России (дата обращения: 24.04.2018).

31. Коршунов, В.А. Эпидемиологические закономерности распространения наркопотребления и наркозависимости и направления по оптимизации мер профилактики : дис. ... канд. мед. наук / В.А. Коршунов. -. - М.: ФБУН Центральный НИИ Эпидемиологии Роспортебнадзора, 2017. - 213 с.

34. Цуканов, Н.Н. Статья 44 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и статья 27.12.1 КоАП РФ: к вопросу о соотношении оснований направления на медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения / Н.Н. Цуканов // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XX международной научно-практической конференции (20-21 апреля 2017 г.) : в 2 ч. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. - С. 81-84.

35. Цуканов, Н.Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел : дис. ... докт. юрид. наук : 12.00.14 / Н.Н. Цуканов. - Челябинск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.