Научная статья на тему 'Административная ответственность за незаконный оборот табачной продукции '

Административная ответственность за незаконный оборот табачной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
табачная продукция / административная ответственность / маркировка / лицензия / торговля / реализация / таможня / tobacco products / administrative responsibility / labeling / license / trade / sale / customs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фарит Асхатович Минибаев

На сегодняшний день на территории страны продажа табачной продукции находится под особым контролем, целью которого является борьба с незаконным распространением контрафактной или фальсифицированной табачной продукции и привлечение населения к здоровому образу жизни. Если взглянуть на статистику ВОЗ, то в России от курения умирают приблизительно 450 тысяч человек, так как пагубная привычка приводит к серьезным заболеваниям дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы и раку легких. В связи с этим соблюдение законодательства в сфере оборота табачной продукции является важным шагом на пути к здоровой нации. В данной статье будет рассмотрена административная ответственность за реализацию табачной продукции, а также сделан акцент на внесенные в Федеральный закон № 423-ФЗ поправки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative responsibility in the sphere of tobacco products turnover

To date, the sale of tobacco products in the country is under special control, and the purpose of these measures is to combat the illegal distribution of counterfeit or falsified tobacco products and attract the population to a healthy lifestyle. If you look at WHO statistics, approximately 450 thousand people die from smoking in Russia, as the addiction leads to serious diseases of the respiratory system, cardiovascular system and cancer. In this regard, compliance with legislation in the field of tobacco products is an important step towards a healthy nation. This article will consider the administrative responsibility for the sale of tobacco products, as well as focus on the amendments made to the Federal Law № 423-ФЗ.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за незаконный оборот табачной продукции »

Закон и право. 2024. № 5. С. 92-95. Law and legislation. 2024;(5):92-95.

Научная статья УДК 342.924

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-92-95 EDN: https://elibrary.ru/JQEQGW

NIION: 1997-0063-5/24-250 MOSURED: 77/27-001-2024-5-450

Административная ответственность за незаконный оборот табачной продукции

Фарит Асхатович Минибаев

Западно-Сибирская коллегия адвокатов Тюменской области,

Тюмень, Россия, [email protected]

Аннотация. На сегодняшний день на территории страны продажа табачной продукции находится под особым контролем, целью которого является борьба с незаконным распространением контрафактной или фальсифицированной табачной продукции и привлечение населения к здоровому образу жизни. Если взглянуть на статистику ВОЗ, то в России от курения умирают приблизительно 450 тысяч человек, так как пагубная привычка приводит к серьезным заболеваниям дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы и раку легких. В связи с этим соблюдение законодательства в сфере оборота табачной продукции является важным шагом на пути к здоровой нации. В данной статье будет рассмотрена административная ответственность за реализацию табачной продукции, а также сделан акцент на внесенные в Федеральный закон № 42Э-ФЗ поправки.

Ключевые слова: табачная продукция, административная ответственность, маркировка, лицензия, торговля, реализация, таможня.

Для цитирования: Минибаев Ф.А. Административная ответственность за незаконный оборот табачной продукции // Закон и право. 2024. № 5. С. 92—95. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-92-95 ЕБЫ: https://elibrary.ru/JQEQGW

Original article

Administrative responsibility in the sphere of tobacco products turnover

Farit A. Minibaev

West Siberian Bar Association of the Tyumen region,

Tyumen, Russia, [email protected]

Abstract. To date, the sale of tobacco products in the country is under special control, and the purpose of these measures is to combat the illegal distribution of counterfeit or falsified tobacco products and attract the population to a healthy lifestyle. If you look at WHO statistics, approximately 450 thousand people die from smoking in Russia, as the addiction leads to serious diseases of the respiratory system, cardiovascular system and cancer. In this regard, compliance with legislation in the field of tobacco products is an important step towards a healthy nation. This article will consider the administrative responsibility for the sale of tobacco products, as well as focus on the amendments made to the Federal Law № 423-Q3.

Keywords: tobacco products, administrative responsibility, labeling, license, trade, sale, customs.

For citation: Minibaev F.A. Administrative responsibility in the sphere of tobacco products turnover // Law and legislation. 2024;(5):92—95. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-92-95 EDN: https:// elibrary.ru/JQEQGW

© Минибаев Ф.А. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

Табачная отрасль приносит высокий доход государственному бюджету, в связи с этим привлекает внимание «сторонников» нелегального бизнеса. Так, ежегодно нелегальный рынок табачной продукции в России продолжает расти, что становится серьезной проблемой для государства и будущего поколения. Только за последние семь лет объем нелегального оборота табачных изделий вырос в 12 раз.

Исследование научного центра в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции выявило, что ежегодно в РФ реализуется приблизительно 1,4 млрд пачек нелегальных сигарет, что приводит к серьезным убыткам для государственного бюджета [5].

По данным научного сообщества, за 2022 г. из-за незаконного оборота табачной продукции государственный бюджет потерял от 80 до 115 млрд руб., в связи с этим негативные последствия необходимо ликвидировать при помощи введения более жестких мер контроля и борьбы с нелегальным бизнесом.

Так, согласно данным Федеральной таможенной службы, в 2022 г. на таможне были пресечены и задержаны 65,5 млн пачек сигарет по разному роду нарушений, что в 2,5 раза больше, чем в 2021 г. Кроме этого, было изъято более 316 тыс. единиц электронных систем табачной продукции, а также возбуждено 5440 административных дел за незаконное перемещение продукции на 391 млн руб. [7].

Выявление и пресечение незаконных действий оборота табачной продукции обосновано потерей доходов федерального бюджета, а также угрозой для национальной безопасности страны [4]. В связи с этим характер правонарушений, связанных с незаконным оборотом табачной продукции, требует принятия адекватных мер в рамках законодательного разрешения и контроля.

Таким образом, рынок табачной продукции контролируется, однако необходимо осуществлять контроль при помощи более жестких штрафных санкций, а также усилить борьбу с нелегальным табачным бизнесом путем проведения рейдов и обысков на складских помещениях и производствах.

По мнению Министерства промышленности и торговли, даже незначительное сокращение нелегального рынка в 1% принесет дополнительную прибыль государственному бюджету в 6 млрд руб. [6]. Однако, несмотря на принесенные убытки государственному бюджету нелегальным оборотом табачной продукции, отрасль

находится под контролем, и в случае, если нет маркировки на табачной продукции, она считается контрафактной или фальсифицированной.

В связи с этим для урегулирования рыночных взаимоотношений и предупреждения незаконной торговли табачной продукции каждая упаковка продукции в обязательном порядке подлежит маркировке в соответствии с требованиями [2].

В частности, с 1 июля 2018 г. действуют поправки, внесенные в ст. 18 ФЗ [1], в которой описан порядок учета производства продукции и ее перемещение через таможню, а также прописана процедура проверки подлинности акцизных марок табачной продукции. В случае, если выявлены нарушения условий реализации табачной продукцией, лица, осуществляющие незаконную деятельность, несут административную ответственность.

Правила реализации табачной продукции прописаны в ст. 19 Федерального закона [1], в которой в п. 1 указаны правила розничной торговли табачной продукции, правила оказания услуг покупателям, а также правила приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

В случае отсутствия в населенном пункте магазинов допускается реализация продукции на других торговых объектах, однако существуют места, в которых запрещено продавать табачную продукцию. Например, запрещается осуществлять продажу на ярмарках, выставках и методом разносной торговли, а также запрещается розничная торговля с выкладкой и демонстрацией табачной продукции. Демонстрация продукции возможна только после ознакомления покупателей с перечнем продаваемой продукции с учетом требований, прописанных в ст. 20 Федерального закона [1].

Стоит отметить, что информацию о розничной торговле необходимо осуществлять согласно законодательству РФ о защите прав потребителей посредством размещения перечня продаваемой продукции в торговом зале. Не допускается продажа сигарет, если в пачке менее 20 или более 25 штук, а также реализация «поштучно» без потребительской тары недопустима.

Запрещается розничная торговля табачной продукции на следующих территориях:

■ предназначенных для оказания услуг образования, культуры и спорта (не менее 100 м «по прямой»);

■ вблизи которых расположены учреждения по делам молодежи, медицинских и сана-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 05-2024

торно-курортных услуг, а также на всех видах общественного транспорта;

■ на территориях и в помещениях авто- и железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских и речных портов, в метро (за исключением магазинов беспошлинной торговли).

Отметим, что согласно ст. 20 ФЗ [1] под запретом находится отпуск табачной продукции несовершеннолетним лицам. В случае продажи табачной продукции несовершеннолетнему лицу продавцом налагается штраф от 3000 до 150 000 руб. согласно статусу правонарушителя.

Статья 14.53 КоАП РФ предусматривает, что за несоблюдение запретов в сфере торговли табачной продукции предусмотрен штраф:

■ для граждан — в размере от 2000 до 3000 руб.;

■ для должностных лиц—от 5000 до 10 000 руб.;

■ для юридических лиц — от 30 000 до 150 000 руб.

В этом году Президентом РФ был подписан ФЗ «О внесении изменений в КоАП», которым введена административная ответственность за нарушение правил в сфере производства и реализации табачной продукции, т.е. лица, нарушившие нормы закона, привлекаются к ответственности в виде штрафа.

Поправки были внесены в ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ, которые позволяют привлекать к административной ответственности лиц за нарушение правил в сфере торговли сырьем для производства табачной продукции.

Кроме того, гл. 14 КоАП РФ дополнена ст. 14.67, предусматривающей ответственность за нарушение требований к производственному процессу табачной продукции, а также незаконному приобретению технологического оборудования для производства данной продукции, что влечет за собой взыскание штрафа с последующей конфискацией имущества. Таким образом, штраф за данную незаконную деятельность составляет:

■ для граждан — в размере от 3000 до 5000 руб.;

■ для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

■ для юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Отметим, что изъятые из незаконного оборота сырье и оборудование для производства табачной продукции подлежат демонтажу или вывозу согласно порядку, установленному законодательством РФ. Устанавливается также и административная ответственность за невыполнение законных предписаний должностных лиц, осу-

ществляющих государственный контроль в области производства и оборота табачных изделий. При этом данное нарушение имеет ограниченный срок привлечения к административной ответственности. Давность его составляет один год со дня совершения правонарушения. Такие ограничения, в первую очередь, введены с целью защиты здоровья населения. В связи с этим ужесточение административной ответственности в сфере незаконной реализации табачной продукции является важным этапом в борьбе за здоровую нацию.

Таким образом, законодательство РФ строго регулирует производство и реализацию табачной продукции, и розничная торговля табачными изделиями разрешена только в специальных точках продаж и должна сопровождаться соответствующей лицензией. Производители обязаны прописывать всю необходимую информацию о содержании смолы, никотина на упаковке табачных изделий. Кроме того, на упаковке должны быть изображены иллюстрации или фотографии о вреде здоровью, демонстрирующие последствия от курения.

Под контролем находится и реклама табачной продукции, которая запрещена в качестве «наружной», либо недопустима в местах образовательных учреждений. Также предусмотрена административная ответственность за незаконное производство, сбыт или незаконный ввоз табачной продукции. Согласно проекту производители табачной продукции должны лицензировать свою деятельность, а также регистрировать оборудование. В противном случае не зарегистрированное оборудование будет изъято и наложен штраф в размере от 3000 до 150 000 руб. Ранее аналогичные нормы уже были предусмотрены на законодательном уровне, но были недостаточно жесткими, как показала практика.

На наш взгляд, в отношении вопросов нелегальной продукции табачных изделий много нерешенных проблем; сюда можно отнести и масштабную контрабанду сигарет, недостаточную административную и уголовную ответственность за незаконную деятельность, коррупционные действия со стороны чиновников и должностных лиц, а также ситуацию в новых регионах страны, где остается много вопросов с регулированием продовольственных товаров. Здесь необходимо противодействовать нелегальной торговле в регионах при помощи перераспределения части акцизов (10 — 15% доходов от сбора акцизов с сигарет) в региональные бюджеты и осуще-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

ствить наделение субъектов контрольными полномочиями на своем уровне (на сегодняшний день данная возможность отсутствует, так как все доходы направляются в федеральный центр).

Данная практика уже себя зарекомендовала в алкогольной сфере, позитивно скажется она и на табачной отрасли.

Подчеркнем, что на сегодняшний день для реализации легальной табачной продукции существуют все условия — это законодательная и нормативная составляющая, полномочия правоохранительных и таможенных органов, а также системы цифровой маркировки и возможности цифровизации, которые необходимы при проверке продукции на складах.

Таким образом, для того чтобы искоренить существующую проблему полноценно, необходимо вступление в действие комплекса мер, т.е. требуется предпринять все усилия, чтобы избежать коррупционных действий и совершенствовать законодательство.

Список источников

1. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ // http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон «Технический регламент на табачную продукцию» от 22.12.2008 № 268-ФЗ // http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 04.08.2023 № 423-ФЗ // http://www.consultant.ru/

4. Деятельность ФТС России по пресечению контрабанды сигарет и иных табачных изделий и фактов их фальсификации // https://customs. gov.ru/press/federal/document/14959 (Дата обращения: 28.09.2023)

5. За нелегальный оборот табака выпишут штрафы // https://rg.ru/2023/08/07/za-nelegalnyj (Дата обращения: 28.09.2023)

6. Закон на миллиарды: что даст новое регулирование табачного рынка // https://www. rbc.ru/neweconomy/news / (Дата обращения: 28.09.2023)

7. Объем ввоза табачной продукции вырос в 2,5 раза в 2022 году / / https://newizv.ru/news/2023-02-01/ob-em-vvoza-v-rf-tabachnoy-produktsii-s-narusheniyami-v-2022-godu-vyros-v-2-5-raza-395764 (Дата обращения: 28.09.2023)

References

1. Federal Law № 15-FZ of 23.02.2013 «On the protection of citizens' health from exposure to ambient tobacco smoke and the consequences of tobacco consumption» // http://www.consultant.ru/

2. Federal Law № 268-FZ of 22.12.2008 «Technical regulations for tobacco products» // http://www.consultant.ru/

3. Federal Law № 423-FZ dated 04.08.2023 «On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation» // http://www.con-sultant.ru/

4. The activities of the Federal Customs Service of Russia to curb the smuggling of cigarettes and other tobacco products and the facts of their falsification // https://customs.gov.ru/press/federal/document/ 14959 (Accessed: 28.09.2023)

5. Fines will be issued for illegal tobacco trafficking // https://rg.ru/2023/08/07/za-nelegalnyj (Accessed: 28.09.2023)

6. The law for billions: what will the new regulation of the tobacco market give? // https:// www.rbc.ru/neweconomy/news/ (Accessed: 28.09.2023)

7. The volume of tobacco imports increased 2.5 times in 2022 / / https://newizv.ru/news/2023-02-01/ ob-em-vvoza-v-rf-tabachnoy-produktsii-s-narusheniyami-v-2022-g

Информация об авторе

Минибаев Ф.А. — адвокат

Статья поступила в редакцию 09.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the author

Minibaev F.A. — lawyer

The article was submitted 09.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

LAW & LEGISLATION • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.