Научная статья на тему 'Незаконный импорт табака и табачной продукции в РФ из стран ЕАЭС: оценка и направления минимизации'

Незаконный импорт табака и табачной продукции в РФ из стран ЕАЭС: оценка и направления минимизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Табачная продукция / ввоз / импорт / контрабанда / таможенный контроль / ЕАЭС / контрафакт / Tobacco products / import / import / smuggling / customs control / EAEU / counterfeit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Анастасия Владимировна, Горячева Дарья Денисовна

Табак и табачная продукция являются востребованным товаром на внутреннем рынке Российской Федерации (далее – РФ), который отличается ростом теневого сегмента в последние годы. Основная доля в структуре теневого табачного рынка РФ представлена импортной и контрафактной продукцией. В статье проведена оценка масштабов нелегального ввоза табака и табачной продукции в РФ из стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в 2018–2022 гг. Авторами рассмотрены факторы, способствующие росту незаконного импорта продукции табачной промышленности с территорий стран-участниц ЕАЭС. Определены актуальные проблемы противодействия нарушению порядка ввоза табака и табачных изделий из союзных государств. Предложены мероприятия, направленные на обеспечение законности взаимной торговли рассматриваемыми товарами в рамках ЕАЭС и снижения объема их незаконного импорта в РФ с территорий государств-членов союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illegal imports of tobacco and tobacco products into Russia from the EAEU countries: assessment and areas of minimization

Tobacco and tobacco products are in demand in Russian domestic market, which is characterized by shadow segment growth in recent years. Main share in Russian shadow tobacco market structure is represented by imported and counterfeit products. The article assesses the scale of illegal importation of tobacco and tobacco products into Russia from the Eurasian Economic Union countries (hereinafter – EAEU) in 2018–2022. The authors consider the factors contributing to illegal imports of tobacco products growth from the territories of the EAEU member states. The urgent problems of counteracting violation of the order of tobacco and tobacco products importation from the union states have been identified. Measures aimed at ensuring legality of mutual trade in the goods under consideration within the EAEU and reducing the volume of their illegal import into Russia from the territories of the Union member states have been proposed.

Текст научной работы на тему «Незаконный импорт табака и табачной продукции в РФ из стран ЕАЭС: оценка и направления минимизации»

УДК 339.5

JEL F19

DOI 10.26425/1816-4277-2023-10-211-219

Незаконный импорт табака и табачной продукции в РФ из стран ЕАЭС оценка и направления минимизации

Сальникова Анастасия Владимировна

Канд. ист. наук, доц. каф. финансового права и таможенной деятельности ORCID: 0000-0003-0029-3125, e-mail: saLnikova-av@mail.ru

Горячева Дарья Денисовна

Студент

ORCID: 0009-0001-1945-7268, e-mail: goryachevad00@mail.ru

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия

Аннотация

Ключевые слова

Табак и табачная продукция являются востребованным товаром на вну- Табачная продукция, ввоз, импорт, кон-треннем рынке Российской Федерации (далее — РФ), который отличается трабанда, таможенный контроль, ЕАЭС, ростом теневого сегмента в последние годы. Основная доля в структуре контрафакт теневого табачного рынка РФ представлена импортной и контрафактной продукцией. В статье проведена оценка масштабов нелегального ввоза табака и табачной продукции в РФ из стран Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) в 2018—2022 гг. Авторами рассмотрены факторы, способствующие росту незаконного импорта продукции табачной промышленности с территорий стран-участниц ЕАЭС. Определены актуальные проблемы противодействия нарушению порядка ввоза табака и табачных изделий из союзных государств. Предложены мероприятия, направленные на обеспечение законности взаимной торговли рассматриваемыми товарами в рамках ЕАЭС и снижения объема их незаконного импорта в РФ с территорий государств-членов союза.

Для цитирования: Сальникова А.В., Горячева Д.Д. Незаконный импорт табака и табачной продукции в РФ из стран ЕАЭС: оценка и направления минимизации//Вестник университета. 2023. № 10. С. 211—219.

© Сальникова А.В., Горячева Д.Д., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Illegal imports of tobacco and tobacco products into Russia from the EAEU countries: assessment and areas of minimization

Anastasia V. Salnikova

Cand. Sci. (Hist.), Assoc. Prof. at the Financial Law and Customs Department ORCID: 0000-0003-0029-3125, e-mail: salnikova-av@mail.ru

Daria D. Goryacheva

Student

ORCID: 0009-0001-1945-7268, e-mail: goryachevad00@mail.ru

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia

Abstract

Tobacco and tobacco products are in demand in Russian domestic market, which is characterized by shadow segment growth in recent years. Main share in Russian shadow tobacco market structure is represented by imported and counterfeit products. The article assesses the scale of illegal importation of tobacco and tobacco products into Russia from the Eurasian Economic Union countries (hereinafter — EAEU) in 2018—2022. The authors consider the factors contributing to illegal imports of tobacco products growth from the territories of the EAEU member states. The urgent problems of counteracting violation of the order of tobacco and tobacco products importation from the union states have been identified. Measures aimed at ensuring legality of mutual trade in the goods under consideration within the EAEU and reducing the volume of their illegal import into Russia from the territories of the Union member states have been proposed.

Keywords

Tobacco products, import, import, smuggling, customs control, EAEU, counterfeit

For citation: Salnikova A.V, Goryacheva D.D. (2023) Illegal imports of tobacco and tobacco products into Russia from the EAEU countries: assessment and areas of minimization. Vestnik universiteta, no. 10, pp. 211—219.

© Salnikova A.V., Goryacheva D.D., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Стремительный рост теневого табачного рынка на территории Российской Федерации (далее — РФ, Россия) представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. По оценкам экспертов, к концу 2022 г. доля нелегального табака и табачных изделий в общем объеме оборота данной продукции в России достигла 12,1 % [1]. При этом не менее 70 % незаконно реализуемого табака и табачной продукции были ввезены в РФ из стран дальнего зарубежья и государств-участников Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) [1].

Единство таможенной территории ЕАЭС в совокупности с несовершенством нормативного правового регулирования оборота табака и табачной продукции в рамках ЕАЭС сформировали условия, при которых незаконный импорт рассматриваемых товаров из Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии обеспечили 62 % теневого табачного рынка [1]. Двадцатидвухкратный рост объема нелегального ввоза продукции табачной промышленности из стран-членов ЕАЭС с 2019 г. по 2022 г. определяет значительный экономический ущерб федеральному бюджету РФ, рост недобросовестной конкуренции в отношении российских производителей табачных изделий, угрозу здоровью населения страны и требует активного внимания со стороны государства [2—5].

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящего исследования выступает определение основных направлений минимизации объема незаконного импорта табака и табачной продукции в РФ из стран-участниц ЕАЭС. В связи с этим основными научными задачами в рамках настоящей статьи являются:

1) определение незаконного импорта табака и табачной продукции;

2) оценка теневого рынка табака и табачных изделий в РФ;

3) оценка объема и динамики незаконного импорта в РФ табака и табачной продукции из стран ЕАЭС;

4) анализ причин развития незаконного трансграничного перемещения табака и табачной продукции в рамках ЕАЭС;

5) выявление проблем противодействия незаконному импорту в Россию табака и табачной продукции из государств ЕАЭС;

6) разработка предложений по обеспечению законности трансграничного перемещения табака и табачной продукции в рамках ЕАЭС.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Отсутствие таможенных границ в рамках ЕАЭС, разноплановая налоговая политика государств-членов интеграционного объединения в отношении подакцизных товаров в совокупности с высокой востребованностью табака и табачной продукции на внутреннем рынке РФ создают предпосылки для роста незаконного ввоза в Россию сигарет и иной продукции табачной промышленности из стран-участниц ЕАЭС. При этом высокий спрос на незаконно ввезенную табачную продукцию в РФ, обусловленный ее дешевизной, и отсутствие действенного механизма регулирования перемещения табака в ЕАЭС обостряют проблему и создают условия для развития теневого табачного рынка в России.

Методологической основой проведенного исследования выступает система общенаучных и частно-научных методов: систематизация, анализ, формализация, логический метод, синтез, анализ и пр. Эмпирической основой проведенного исследования выступают ежеквартальные отчеты Министерства промышленности и торговли РФ, характеризующие состояние розничных рынков продаж табачной продукции в субъектах РФ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема незаконного импорта табака и табачной продукции на территорию России из стран ЕАЭС вызывает активный научный интерес, однако в настоящее время рассмотрена фрагментарно. Так, правовую характеристику контрабанды табака и табачной продукции в своих исследованиях дали К.А. Чикал-кова, А.В. Федоров и др. [6; 7]. Вопросам таможенного контроля импортируемых в РФ табака и табачной продукции посвятили свои научные труды А.А. Зыков, А.С. Васильева, А.М. Тюнева, А.П. Сурник, Ю.А. Найденко и др. [8; 9]. Исследование особенностей, современного состояния и тенденций развития

контрабанды на территории ЕАЭС стало центральной проблемой в научных трудах К.В. Белокопытко-ва, А.Ю. Бегимбета, Т.Ю. Изгагиной и др. [10; 11].

Нарушение установленных международным, наднациональным и национальным законодательством порядка и правил ввоза табака и табачной продукции на территорию РФ является незаконным импортом. Согласно действующей системе нормативных правовых актов, незаконный ввоз табака и табачной продукции на таможенную территорию ЕАЭС, совершенный в крупном или особо крупном размере, признается контрабандой и подлежит уголовному преследованию [12]. В то же время импорт меньшего количества табака и табачной продукции, а также их незаконный ввоз в РФ с территории стран ЕАЭС (то есть в рамках таможенной территории ЕАЭС) признается административным проступком и квалифицируется в зависимости от типа нарушения порядка и правил трансграничного перемещения рассматриваемой продукции.

Анализ законодательства, регламентирующего оборот табака и табачной продукции, позволяет определить табак как растение рода «№шйапа» семейства пасленовых, возделываемое в целях получения сырья для производства табачных изделий [13]. В свою очередь, табачная продукция — это упакованные в потребительскую тару табак (в качестве сырья) и табачные изделия [14; 15].

Стоит отметить, что табак и табачная продукция выступают одним из наиболее востребованных товаров на внутреннем рынке РФ, что отчасти обусловливает неуклонный рост величины теневого сегмента данного рынка. В результате фрагментарных (ввиду отсутствия эффективной методики) исследований объемов нелегального табака и табачной продукции на российском рынке экспертами установлено, что рынок растет на 2—3 % ежегодно, и к началу 2023 г. достиг значения в 12,1 % [16]. Обращаясь к структуре теневого табачного рынка РФ, можно заметить, что его основу составляет импортированная и контрафактная продукция [16] (рис. 1).

Нелегальный ввоз из стран ЕАЭС Нелегальный ввоз из третьих стран Контрафакт

Товары РФ с недействительной/ отсутствующей акцизной маркой

Товары дьюти-фри

*Примечание: ЕАЭС - Евразийский экономический союз, РФ - Российская Федерация Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Структура нелегального рынка табака и табачных изделий в Российской Федерации в 2022 г.

Более 60 % незаконно импортированных табака и табачной продукции приходится на страны-участницы ЕАЭС. При этом в структуре нелегального ввоза рассматриваемых товаров с территории стран ЕАЭС в 2022 г. 92 % приходится на долю Белоруссии [16] (рис. 2). Такое положение подчеркивает наличие пробелов правового регулирования трансграничного движения табака и табачной продукции в рамках ЕАЭС. Существующий разрыв в объеме незаконного импорта из Белоруссии и других стран союза продиктован соотношением объема табачного производства в каждом из государств.

Согласно данным таможенной статистики, незаконный импорт табака и табачной продукции в РФ может осуществляться в одной из следующих форм:

1) контрабанда табачной продукции из стран ближнего и дальнего зарубежья (кроме стран ЕАЭС);

2) незаконный ввоз табачной продукции из стран ЕАЭС (с акцизными марками государств-участников);

3) ввоз контрафактной и (или) фальсифицированной продукции;

4) ввоз немаркированной табачной продукции (из любых стран).

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Объемы нелегального импорта табака и табачной продукции из государств-членов Евразийского

экономического союза в 2022 г.

Скорректированные данные о количестве незаконно ввезенных табака и табачной продукции с учетом доли импорта из государств ЕАЭС (без учета контрафакта из союзных стран, поскольку его доля в импорте не оценена) свидетельствуют о двадцатидвухкратном росте объема незаконного ввоза рассматриваемых товаров в 2022 г. по сравнению с 2018—2019 гг. [2—5; 17] (рис. 3).

50 ■

а <

<3 <

о, „

о

5 к

§ я

<

о о. с из

0

1

V

<

40 -

30 -

20

10 -

2018

2019

1,9

2020 Годы

2021

2022

Составлено авторами по материалам исследования Рис. 3. Динамика незаконного импорта табака и табачной продукции из стран Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию в 2018—2022 гг.

0

Основными предпосылками увеличения объемов незаконного ввоза табака и табачной продукции из стран ЕАЭС в РФ выступают:

1) отсутствие фактического таможенного контроля на границах между государствами-членами ЕАЭС ввиду общности таможенной территории;

2) отсутствие установленной российским законодательством уголовной ответственности за контрабанду табака и табачных изделий с территорий стран союза;

3) значительная разница в себестоимости (стоимости производства) табака и изделий из него в Белоруссии, Армении и России (доля незаконного импорта табака и табачной продукции в РФ из Киргизии составляет менее 0,5 %, а стоимость рассматриваемых товаров в Казахстане приближена к показателям российского рынка);

4) высокий спрос на нелегально импортируемую табачную продукцию на внутреннем рынке РФ ввиду колоссальной ценовой разницы.

В связи с этим актуальными являются следующие проблемы противодействия незаконному импорту табака и табачной продукции в Россию из государств-участников ЕАЭС:

1) отсутствие действенного механизма пресечения незаконного импорта табака и табачной продукции с территории стран ЕАЭС, обусловленное отсутствием уголовной ответственности за незаконный ввоз рассматриваемых товаров даже при условии значительности его размера;

2) отсутствие возможности осуществлять полноценный таможенный контроль грузов, следующих из союзных стран, обусловившее развитие нескольких основных преступных схем доставки табака и табачных изделий на территорию России без соблюдения требований законодательства Основной из таких схем выступает «ложный транзит», когда по документам товар следует транзитом через территорию РФ, а в действительности осуществляется прерывание транзита и реализация данного товара на внутреннем рынке страны;

3) неразвитая единая система таможенного транзита товаров в ЕАЭС (на основе отслеживания перевозок товаров с использованием навигационных пломб), которая не позволяет организовать мониторинг движения транзитных грузов и обусловливает широкое распространение «ложного транзита» табака и табачной продукции из Белоруссии и Армении через территорию РФ;

4) формирование условий, способствующих развитию и масштабированию незаконного импорта табака и табачной продукции с территории стран ЕАЭС. К таким условиям, прежде всего, относятся растущий разрыв налоговой нагрузки, а значит, и себестоимости табака и табачной продукции в РФ и остальных государствах союза; непринятие мер к гармонизации требований относительно оборота табака и табачной продукции на территории ЕАЭС [18].

Существование перечисленных проблем формирует следующие негативные экономические последствия:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) неполучение федеральным бюджетом прибыли от сбора акциза с табака и табачных изделий, реализуемых нелегально. По оценкам экспертов, за период с 2018 г. по 2022 г. сумма бюджетных потерь составила не менее 366,3 млрд руб. [1; 16; 19];

2) формирование недобросовестной конкуренции для производителей и ретейлеров табака и табачной продукции, осуществляющих свою деятельность в рамках законодательных требований, что в свою очередь влечет за собой падение экономической результативности представителей сектора и сокращение рабочих мест для россиян.

Кроме того, импорт продукции, соответствие которой требованиям качества и безопасности не подтверждено, является потенциальной угрозой здоровью населения России.

Для решения обозначенных проблем могут быть применены следующих подходы и мероприятия. Во-первых, в рамках развития ЕАЭС целесообразно формирование единого табачного рынка. Учитывая востребованность и объем незаконного оборота табака и табачной продукции, данное мероприятие следует организовать не далее, чем в среднесрочной перспективе. Основными шагами в предложенном направлении представляются:

1) приведение к базовому (единому) уровню ставок акцизов и налога на добавленную стоимость на табак и табачную продукцию во всех странах ЕАЭС (данное направление реализуется с 2020 г. при плановом сроке окончания к 2024 г.);

2) гармонизация административной и уголовной ответственности за незаконный импорт табака и табачной продукции в рамках взаимной торговли стран ЕАЭС (при этом необходимо рассмотреть вариант ужесточения санкций);

3) введение обязательной единой маркировки табачной продукции, производимой на территории ЕАЭС на этапе изготовления (агрегатор специальных марок должен быть единым для всех государств-членов ЕАЭС);

4) реализация отслеживания трансграничного перемещения табака и табачной продукции в рамках ЕАЭС;

5) устранение действующих барьеров, изъятий и ограничений относительно движения табака и табачной продукции по территории ЕАЭС путем гармонизации особенностей регулирования оборота рассматриваемых товаров в странах союза (с учетом национальных интересов государств).

Во-вторых, формирование механизма предупреждения и противодействия незаконному импорту табака и табачной продукции из стран ЕАЭС должно включать в себя следующие элементы.

1. Установление уголовной ответственности за незаконный ввоз табака и табачной продукции из стран ЕАЭС. Для этого предлагается внести изменения в часть 1 ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ, которые позволят идентифицировать нарушение порядка импорта рассматриваемых товаров из стран ЕАЭС как контрабанду, а не как административный проступок.

2. Организация дистанционного мониторинга движения транспортных средств, следующих транзитом с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую через территорию РФ (оптимально с использованием электронных навигационных пломб).

3. Закрепление в качестве обязательного этапа таможенного контроля при регистрации транзита по территории РФ как в рамках ЕАЭС, так и вне их, уточнение сведений относительно пункта назначения транзитной перевозки (для всех товаров, включая табак и табачные изделия). Для реализации предлагаемого подхода необходимо нормативное закрепление в тексте Таможенного кодекса ЕАЭС обязательности подтверждения поставки конечным пунктом таможенного транзита товаров. Оптимальной формой направления данного подтверждения представляется электронное уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенные мероприятия позволят достичь следующих результатов в области противодействия незаконному импорту табака и табачных изделий в РФ из стран-участниц ЕАЭС:

1) минимизация количества табачной продукции, перемещаемой с применением схемы «ложного транзита» за счет системы электронного мониторинга транзита, дополнительного контроля конечного получателя транзитного груза и налаживания информационного взаимодействия таможенных администраций стран ЕАЭС;

2) минимизация попыток незаконного импорта табака и табачной продукции в РФ из стран союза за счет снижения экономического интереса недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности и одновременного совершенствования механизма таможенного контроля движения рассматриваемых товаров;

3) снижение объема незаконного импорта табака и табачных изделий из стран ЕАЭС за счет возможности квалификации данного деяния как контрабанды и введения соответствующей уголовной ответственности.

В качестве экономического эффекта можно ожидать, с одной стороны, сокращения потерь федерального бюджета России от неуплаты таможенных платежей, а с другой — стабильного развития и роста конкурентоспособности отечественной табачной промышленности. Минимизация распространения на внутреннем рынке России табака и табачной продукции, не прошедших обязательный контроль качества, окажет положительное влияние на безопасность потребителей.

Библиографический список

1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Обзор состояния розничных рынков продаж табачной продукции в субъектах Российской Федерации за IV квартал 2021 г. М.; 2022. 193 с.

2. ТАСС. Объем ввоза в Россию табачной продукции с нарушениями в 2022 году вырос в 2,5раза — ФТС России. https://customs. gov.ru/press/pressa-o-nas/document/378887 (дата обращения: 05.07.2023).

3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации . Таможня арестовала более 17 млн пачек сигарет — ФТС России. https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/324074 (дата обращения: 05.07.2023).

4. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Олег Губайдулин принялучастие в круглом столе по вопросам нелегального оборота табачной продукции в России. https://customs.gov.ru/press/federal/document/327645/ (дата обращения: 05.07.2023).

5. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 году. М.; 2023. 98 с.

6. Чикалкова К.А. Сравнительно-правовой анализ юридической ответственности за контрабанду табачной продукции в разных странах. В кн.: Сукиасян А.А. (ред.). Государственное и муниципальное право: теория и практика: сборник статей международной научно-практической конференции, Пермь, 10 ноября 2016 г. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна»; 2016. С. 147—149.

7. Федоров А.В. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (научно-практический комментарий ст. 200.2 УК РФ). Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020;3(25):17—37.

8. Зыков А.А., Васильева А.С., Тюнева А.М. Совершенствование таможенного контроля при ввозе в Российскую Федерацию подакцизных товаров на примере алкогольной и табачной продукции. Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. 2022;1(19):26—37.

9. Сурник А.П., Найденко Ю.А. Таможенный контроль при импорте табачной продукции на территорию Российской Федерации. Логистические системы в глобальной экономике. 2020;10:284-287.

10. Белокопытов К.В., Бегимбет А.Ю. Проблема контрабанды на рынках подакцизных товаров в экономическом пространстве ЕАЭС. В кн.: Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях: сборник докладов Международной научно-практической конференции, Саратов, 20—22 января 2020 г. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова; 2020. С. 50-53.

11. Изгагина Т.Ю. Использование преступных схем для перемещения товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза. Вестник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. 2021;3:55-62. https://doi.org/10.52425/25187252_2021_21_55

12. Российская Федерация. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3. https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 02.07.2023).

13. Российская Федерация. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82841/ (дата обращения: 03.07.2023).

14. Евразийский экономический союз. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. № 107 «О техническом регламенте Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию». https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_172076/ (дата обращения: 02.07.2023).

15. Российская Федерация. ГОСТР 52463-2005 «Табак и табачные изделия. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. № 481-ст). https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_258415/ (дата обращения: 03.07.2023).

16. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Обзор состояния розничных рынков продаж табачной продукции в субъектах Российской Федерации за III квартал 2022 года. М.; 2022. 211 с.

17. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. О результатах контроля за оборотом табачной продукции и соблюдения антитабачного законодательства за 9 месяцев 2022 года. https://50.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/Vk4l/content/ (дата обращения: 03.07.2023).

18. Счетная палата Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ установления и взимания акцизов на табачную продукцию, на табак (,табачные изделия), электронные системы доставки никотина, никотинсодержащие жидкости, определение влияния действующей системы взимания акцизов и других факторов на развитие табачной промышленности в Российской Федерации, в период 2016—2020 годов и истекшем периоде 2021 года» (утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 22 октября 2021 г.). М.; 2021. 59 с.

19. Федеральная таможенная служба Российской Федерации. Эксперт. Тяни-толкай из табакерки: резкий рост акцизов и несовершенство законодательной базы создают угрозу роста черного рынка сигарет — данные ФТС России об объемах конфискованной в 2020 году табачной продукции. https://customs.govm/press/pressa-o-nas/document/273775 (дата обращения: 02.07.2023).

References

1. Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. Review of the state of retail sales markets for tobacco products in the constituent entities of the Russian Federation for the IV quarter of 2021. Moscow; 2022. 193 p. (In Russian).

2. TASS. The volume of imports of tobacco products with violations into Russia in 2022 increased 2.5 times — Federal Customs Service of Russia. https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/378887 (accessed 05.07.2023). (In Russian).

3. Federal Customs Service of Russia. Customs arrested more than 17 million packs of cigarettes — Federal Customs Service of Russia. https://customs.gov.ru/press/pressa-o-nas/document/324074 (accessed 05.07.2023).

4. Federal Customs Service of Russia. Oleg Gubaidulin took part in a round table on the illegal circulation of tobacco products in Russia. https://customs.gov.ru/press/federal/document/327645/ (accessed 05.07.2023).

5. Federal Customs Service of Russia. Draft final report on the results and main directions of the FCS of Russia in 2022. Moscow; 2023. 98 p. (In Russian).

6. Chikalkova K.A. A comparative legal analysis of legal liability for smuggling of tobacco products in different countries. In: Sukiasyana A.A. (ed.). State and municipal law: theory andpractice: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Perm, November 10, 2016. Ufa: Aeterna; 2016. Рp. 147-149. (In Russian).

7. Fedorov A.V Contraband of alcohol and (or) tobacco (scientific and practical commentary on Article 200.2 of the Criminal Code of the Russian Federation). Vestnik of Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2020;3(25):17-37. (In Russian).

8. Zykov A.A., Vasilyeva A.S., Tyuneva A.M. Improvement of customs control during the import of excised goods into the Russian Federation on the example of alcoholic and tobacco products. Green corridor. Science and education in customs. 2022;1(19):26-37. (In Russian).

9. Surnik A.P., Naidenko YA. Customs control when importing tobacco products to the territory of the Russian Federation. Logistics systems in the global economy. 2020;10:284-287. (In Russian).

10. Belokopytov K.V, Begimbet A.U. The problem of smuggling in the markets of excisable goods in the economic space of the EAEU. In: Actualproblems andprospects for the development of state statistics in modern conditions: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Saratov, January 20—22, 2020. Saratov: Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian University of Economics; 2020. Pp. 50-53. (In Russian).

11. Izgagina T.Yu. The use of criminal schemes for the movement of goods across the customs territory of the Eurasian Economic Union. The Bulletin of the Academy of Law Enforcement Agencies. 2021;3:55-62. https://doi.org/10.52425/251872 52_2021_21_55 (In Russian).

12. Russian Federation. Criminal Code of the Russian Federation dated June 13, 1996, No. 63-FZ. https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_10699/ (accessed 02.07.2023). (In Russian).

13. Russian Federation. Federal Law dated December22, 2008, No. 268-FZ "Technical Regulationsfor Tobacco Products". https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82841/ (accessed 03.03.2023). (In Russian).

14. Eurasian Economic Union. Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission dated November 12, 2014, No. 107 "On Technical regulations on tobacco products of the Customs Union". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172076/ (accessed 02.07.2023). (In Russian).

15. Russian Federation. GOST R 52463-2005 'Tobacco and Tobacco Products. Terms and definitions" (by Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology dated December 29, 2005, No. 481-cm). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_258415/ (accessed 03.07.2023). (In Russian).

16. Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. Review of the state of retail markets for sales of tobacco products in the constituent entities of the Russian Federationfor the III quarter of 2022. Moscow; 2022. 211 p. (In Russian).

17. Federal Service for Supervision of Consumer Protection and Human Welfare Department. On the results of control over the turnover of tobacco products and compliance with anti-tobacco legislation for 9 months of 2022. https://50.rospotrebnadzor.ru/news/-/ asset_publisher/Vk4l/content/ (accessed 03.07.2023). (In Russian).

18. Accounts Chamber of the Russian Federation. Report on the results of the expert and analytical event "Analysis of establishment and collection of excise taxes on tobacco and tobacco products, electronic nicotine delivery systems, nicotine-containing liquids, determination of the impact of the current excise tax collection system and otherfactors on tobacco industry development in the Russian Federatio, in the period 2016—2020 and the elapsedperiod of 2021" (by the Board of the Accounts Chamber of the Russian Federation dated October22, 2021). Moscow; 2021. 59 p. (In Russian).

19. Federal Customs Service of Russia. Expert. Push and pull from snuff box: sharp increase in excise taxes and an imperfect legislative framework pose a threat to black cigarette market growth — Federal Customs Service of Russia on the volume of tobacco products confiscated in 2020. https://customs.govru/press/pressa-o-nas/document/273775 (accessed 02.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.