РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 20 • Номер 3 • март 2019 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
издательство
Креативная экономика
влияние акцизного налогообложения на рост нелегального рынка табачной продукции в Российской Федерации
Саломатина Е.В. 1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий, Краснодар, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Стремительное повышение стоимости табачной продукции способствует увеличению не только доходной части бюджета, но и росту теневого сектора табачной отрасли. В статье представлено соотношение производства табачной продукции и суммы уплаченных акцизных сборов, проанализирована динамика изменения налоговой базы акциза. Охарактеризован нелегальный рынок сигаретной продукции в России. Предложен комплекс мер, способствующих снижению объема контрафактной продукции на территории России. Необходимо отметить, что данная статья будет интересна не только специалистам в области налогообложения, но и всем интересующимся вопросом акцизного налогообложения табачных изделий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ставки акцизов на табачную продукцию, табачная отрасль, контрафактная продукция, налоговая политика, гармонизация ставок акциза.
Influence of excitive taxation on the growth
of the illegal market of tobacco products in the Russian Federation
Salomatina E.V. 1
1 All-Russian Scientific Research Institute of Tobacco, Makhorka and Tobacco Products, Russia
введение
Проблематика формирования фискальной политики в вопросе акцизного налогообложения табачной продукции является одной из актуальных, так как каждый год подлежит реформированию посредством законодательства РФ о налогах и сборах и Федеральным законом от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [2]. Акциз является исключительным источником формирования бюджета всех уровней и обладает социальной направленностью, заключающейся в устранении отрицательных последствий от потребления подакцизных товаров, оказывающих негативное влияние на здоровье населения страны.
Вопросы налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию в своих трудах рассматривали: Лаффер А., Романова Н.К., Кондратьева Е.А., Саломатин В.А., Шальнева М.С., Новикова Т.Э. и многие другие отечественные авторы.
Целью работы является анализ влияния современной политики налогообложения на развитие рынка контрафактной табачной продукции в РФ. Повышение ставки акциза на табачную продукцию является эффективным инструментом, стимулирующим потребителей отказаться от табачной продукции, а также это приводит к снижению доступности товара [7] (Квпйт&еуа, БкаЫвуа, 2018). Стоит отметить, что рост стоимости сигаретной продукции находится в прямой зависимости от уровня ставки акциза - повышение ставки приводит к росту потребительской цены на табачную продукцию. В этих условиях возникает риск галопирующего развития рынка нелегальной табачной продукции.
Научная новизна результатов исследования состоит в формировании дополнительных рекомендационных мер по оптимизации приоритетных направлений развития фискальной акцизной политики, которые позволят снизить темпы роста нелегальной продукции.
Анализ производства табачной продукции и суммы акциза, уплаченного в бюджет РФ
Согласно данным по сбору налогов за январь-ноябрь 2018 г., акцизы занимают четвертое место среди налоговых доходов консолидированного бюджета РФ и составляют
ABSTRACT:_
The rapid increase in the cost of tobacco products contributes to an increase not only in the revenue part of the budget, but also in the growth of the shadow sector of the tobacco industry. The article presents the ratio of the production of tobacco products and the amount of excise duties, analyzes the dynamics of changes in the tax base of excise. The illegal market of cigarette products in Russia is characterized. A set of measures to reduce its volume is presented. It should be noted that this article will be interested not only to experts in the field of taxation, but also to all those interested in the issue of excise taxation of tobacco products.
KEYWORDS: excise rates on tobacco products, tobacco industry, counterfeit products, tax policy, harmonization of excise rates.
JEL classification: H21, H25, H29 Received: 07.03.2019 / published: 31.03.2019
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Salomatina E.V. (Sa[omatina860mai[.ru)
CITATION:_
Salomatina E.V. (2019) Vliyanie aktsiznogo nalogooblozheniya na rost nelegalnogo rynka tabachnoy produktsii v Rossiyskoy Federatsii [Influence of excitive taxation on the growth of the illegal market of tobacco products in the Russian Federation]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 20. (3). - 655-666. doi: 10.18334/rp.20.3.40092
Таблица 1
Анализ соотношения производства табачной продукции и суммы уплаченного
акциза за период 1998-2017 гг.
Год Производство сигарет 1998-2017 гг., млрд шт. Темп роста,% Сумма акциза 1998-2017 гг. млрд руб. Темп роста,%
1998 210,7 - 1,6 -
1999 270,0 28,1 2,4 50,0
2000 341,4 26,4 5,1 112,5
2001 374,0 9,5 9,0 78,43
2002 388,3 3,8 11,7 30,0
2003 376,1 -3,1 18,2 55,5
2004 382,6 1,7 23,2 27,5
2005 345,0 -О 8 28,9 24,5
2006 413,9 19,9 35,5 22,8
2007 397,5 -3,9 49,3 38,8
2008 413,2 3,9 63,6 29,0
2009 409,2 -0,9 78,3 23,1
2010 405,0 -1,9 108,0 37,9
2011 395,0 -2,4 141,0 30,5
2012 410,2 3,8 183,0 29,8
2013 389,2 -5,1 252,0 37,7
2014 355,5 -8,6 314,0 24,6
2015 344,5 -3,2 379,1 20,7
2016 336,2 -2,2 466,9 23,2
2017 246,3 -26,7 573,3 22,8
Источник: составлено автором по данным сборника статистических и оценочных показателей по табачному бизнесу Российской Федерации.
1 458,2 млрд руб., за аналогичный период в 2017 г. - 1 457,8 млрд руб. [3]. Акцизное налогообложение табачной продукции способствует увеличению доходной части бюджета страны, средства от которой используются для осуществления различного рода государственных и социальных программ, таких как: «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда», «Развитие здравоохранения» и др.
ОБ АВТОРЕ:_
Саломатина Евгения Вадимовна, ведущий научный сотрудник, кандидат экономических наук (Sa1omatina860mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Саломатина Е.В. Влияние акцизного налогообложения на рост нелегального рынка табачной продукции в Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2019. - Том 20. - № 3. - С. 655-666. сЫ: 10.18334/гр.20.3.40092
Рисунок 1. Поступление табачных акцизовв бюджет РФ в 2000-2017 гн Источник: составлено автором по данным сборника статистических и оценочных показателей по ттбачному бизнесу Российской Федсрациу
За последние 20 лет акцизные сборы на табачную продукцию в России осуществили стремительный рост в 358 раз при сравнимом объеме производства [3].
Согласно данным ФНС России, табачная отрасль является образцовой по уровню отчислений налогов - 99%. Несмотря на то, что в натуральном выражении происходит постоянное снижение продаж, наОлюдается рост рынка в стоимостном выражении, который обеспечивается ростом цен на табачную продукцию из-за регулярного повышение ставки акциза.
По данным Росстата, в И018 г. прнизводство табачных изделий в России выросло на 3,8% по сравнению с 2017 г. Отмечается, что в 2018 г. было выпущено 257 млрд шт. сигарет. Рост производства табнчных изделий зарегистрирован впервые с 201у г. На протяжении пяти лет, с 2013 по 2017 г. на отечественном рынке табачной продукции наблюдалось снижение выпуска [4]. Если в 2012 г. производство выросло на 3,8% по сттвнению с 2011 6., то в 2013 г. было отмочено снижение - ну 5,1% (табл.1 ).В 2014 г. производство сократилось на 8,6%, в 2015 г. - на 3,2%, в 2016 г. - на 2,2%, в 2017 г. - на 26,7% [3]. Согласно прогнозам аналитиков Euromonitor International, к 2022 г. российский табачный рынок сократится почти на 30% по сравнению с 2017 г.
При снижении производства сигаретной продукции сумма акцизов, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, стабильно росла. Производство табачной про-дукциив 20133 г. по сравнению с 2012 г. снизилось на 5,1%, однако сумма акциза увеличилась на 37,7% [11] (Salomatin, Romanova, Salomatina, 2017). В 2017 г. за последние десять лет произошло самое масштабное снижение производства продукции на 26,7%, при этом сумма акциза увеличилась на 22,8%, что составило 573,3 млрд руб. (рис. 1). В январе-ноябре 2018 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 524,4 млрд руб. акцизов на табачную продукцию.
Ставки акцизов на табачную продукцию
Ставки акцизов на табачные изделия ежегодно увеличиваются Правительством РФ. Для каждого вида подакцизных товаров ставка устанавливается статьей 193 Налогового кодекса РФ [1].
Акциз на табачную продукцию состоит из трех ставок: адвалорная ставка (процент от максимальной рыночной цены), специфическая ставка (налог на 1 000 шт. сигарет) и минимальное акцизное обязательство (минимального акциза на 1 000 шт. сигарет), следовательно, при расчете величины акциза исходят из суммы специфической и адвалорной ставки или минимального акцизного обязательства (табл. 2).
Постоянное повышение процентной ставки акциза на табачную продукцию увеличивает ее стоимость и вынуждает потребителя выделять дополнительные средства на приобретение подакцизного товара. Ежемесячные расходы на приобретение сигарет увеличились с 560,8 руб. в 2009 г. до 1 671,0 руб. в 2016 г. Из этого следует, что доступность сигарет в России становится низкой вследствие снижения покупательной способности населения [5]. Налоговая политика, ведущая к росту стоимости сигарет, позитивно повлияет на ситуацию с курением среди несовершеннолетних потребителей и позволит снизить темпы прироста новых курильщиков [14] (Salomatin, Romanova, Shuraeva, 2018). Однако данные меры слабо скажутся на основной массе курильщиков, так как это уже сформировавшийся потребитель трудоспособного возраста с никотиновой зависимостью.
Развитие контрафактного рынка сигарет в РФ
Фискальная политика быстрого поэтапного роста акциза на табачную продукцию привела к росту черного рынка в России. Согласно данным исследований GATS, в 2009 г. и 2016 г. число курильщиков на территории РФ уменьшилось на 16,5%, при этом легальное производство сократилось на 40% [5]. Спрос на нелегальную продукцию и стоимость пачки сигарет находятся в прямой зависимости друг от друга - рынок контрафактной табачной продукции стремительно развивается в случае, когда стоимость сигарет высока, а платежеспособность потребителя находится на низком уровне [12] (Salomatin, Salomatina, 2018). По оценке экспертов, в 2017 г. объем нелегального рынка табака составил около 65,5 млрд руб.
С высокой степенью вероятности можно утверждать, что доходы, полученные от нелегального производства табачной продукции, могут быть источником финансирования экстремистских течений. Например, в 2003 г. США признало контрабанду табачной продукции одним из ключевых источников финансирования терроризма наряду с незаконной торговлей оружием, наркотиками и драгоценными камнями [15] (Salomatina, Salomatin, 2017).
К нелегальной продукции относится табачная продукция, с которой не уплачивается акциз в бюджет РФ: сигареты, произведенные в странах ЕврАзЭС, в странах дальнего зарубежья, включая продукцию, поступающую в Россию транзитом через
Таблица 2
Ставки акцизов на табачные изделия в 2015-2019 гг.
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. С 1 июля 2019 г.
Сигареты, папиросы
Специфическая ставка 960 руб. за 1 000 шт. 1 250 руб. за 1 000 шт. 1 562 руб. за 1 000 шт. 1 718 руб. за 1 000 шт. 1 890 руб. за 1 000 шт.
Адвалорная 11% расчетной 12% расчет- 14,5% 14,5% расчет- 14,5% расчетной
ста в ка стоимости, исчи- ной стоимо- расчетной ной стоимо- стоимости, исчи-
сляемой исходя сти, исчисля- стоимости, сти, исчисля- сляемой исходя
из МРЦ емой исходя из МРЦ исчисляемой исходя из МРЦ емой исходя из МРЦ из МРЦ
Минимальная ставка 1 330 руб. за 1 000 шт. 1 680 руб. за 1 000 шт. 2 123 руб. за 1 000 шт. 2 335 руб. за 1 000 шт. 2 568 руб. за 1 000 шт.
Сигары
128 руб. за 1 шт. 141 руб. за 1 шт. 171 руб. за 1 шт. 188 руб. за 1 шт. 207 руб. за 1 шт.
Сигариллы (сигариты), кретек, биди
1 920 руб. за 1 000 шт. 2 112 руб. за 1 000 шт. 2 428 руб. за 1 000 шт. 2 671 руб. за 1 000 шт. 2 938 руб. за 1 000 шт.
Табак трубочный, жевательный, курительный, насвай, сосательный, кальянный, нюхательный
1 800 руб. за 1 кг. 2 000 руб. за 1 кг. 2 520 руб. за 1 кг. 2 772 руб. за 1 кг. 3 050 руб. за 1 кг.
Табак (табачные изделия , предназначенные для потребления путем нагревания
4 800 руб. за 5 028 руб. за 5 808 руб. за 1 кг.
- - 1 кг. 1 кг.
ЭСДН
40 руб. за 44 руб. за 48 руб. за 1 шт.
- - 1 шт. 1 шт.
Жидкости для ЭСДН
10 руб. за 11 руб. за 12 руб. за 1 мл.
- - 1 мл. 1 мл.
Источник: составлено автором по данным Налогового Кодекса РФ.
территорию стран ЕврАзЭС, контрафактные сигареты, табачная продукция отечественных производителей без акцизных марок или с поддельными акцизными марками, продукция для магазинов беспошлинной торговли.
Резкий рост российского черного рынка произошел в 2014 г., когда ставка акцизов на сигареты увеличилась почти в два раза - с 550 руб. за 1 000 шт. + 8% расчетной стоимости до 800 руб. за 1 000 шт. + 8,5% расчетной стоимости. Так, если в 2012 г. пачка сигарет стоила в среднем по рынку 22 руб., то в 2015 г. стоимость составила 89 руб. Динамика стоимости пачки сигарет в РФ представлена в таблице 3.
Таблица 3
Динамика средней цены пачки сигарет в России за период 2011-2016 гг.
Средняя цена одной пачки сигарет, руб. 2016/ 2011 гг., руб.
2011 2012 2013 2И14 2015 2016
Marlboro 54,0 57,5 76,0 96,0 115,0 125,0 + 71,0
Winston 37,5 42,0 В3,0 76,0 95,0 1Е5,0 + 67,5
Parliament 66,0 75,0 95,0 108,0 130,0 140,0 + 74,0
Kent 52,5 57,0 83,0 96,0 115,0 125,0 + 7 2,5
L&M 30,5 34,5 56,0 69,0 88,9 98,0 + 68,5
LD 25,5 29,0 50,0 62,0 80,0 90,0 + 641,5
Bond Street 28,0 32,0 49,0 66,0 85,0 90,0 + И2,0
Источник: с оставлено автором по данным сборника статистических и оценочных показателей по табачному бизнесу Российской Федерации.
35 30 25 20 15 10 5 0
Рисунок 2. Доля нелегальных сигарет в крупнейших городах РФ в 2017-2018 гг.,% Источник: составлено автором аналитического агентства Кап1аг Т№
По данным аналитического агентства КаП:аг Т№ в первом квартале 2018г. доля российского нелегального рынка табачной продукции составила 7,7% (в натуральном выражении 20 млрд шт. сигарет), а в 2017г. этот показатель составлял 4,6%, что свидетельствует о стремительном росте контрафактного рынка [15].
Среди крупных городов наибольшая доля нелегальных сигарет в 2018 г. зафиксирована в Ростове-на-Дону - 32,24%, Новокузнецке - 21,49%, Пензе - 15,65%, Омске -15,12%, Ярославле - 14,29%, Челябинске - 14,18%, Барнауле - 10,07%. В мегаполисах Москва и Санкт-Петербург доля низкая (4,05% и 3,06%), это объясняется высоким уровнем дохода и нежеланием потребителей приобретать контрафактную продукцию (рис. 2). Так, самая высокая средняя заработная плата в I квартале 2018 г. зафиксирована в Москве - 50 900 руб. и Санкт-Петербурге - 43 500 руб., а самая низкая -в Пензе - 23 100 руб. [6].
Таблица 4
Средняя стоимость пачки сигарет в 2019 г. в странах СНГ, руб.
Марка сигарет Россия Беларусь Армения Казахстан
Parliament Aqua Blue 175,00 102,00 120,00 89,00
Kent HDi 135,00 81,00 130,00 69,00
Winston Blue 125,00 94,00 64,00 68,00
L&M Motion 105,00 65,00 57,00 69,00
Источник: составлено автором на основе анализа потребительского рынка.
По причине отсутствия таможенных границ и единой акцизной политики у стран-членов ЕврАзЭС Россия оказалась крупным рынком сбыта нелегальной табачной продукции. В 2017 г. около 38% «нелегальных» сигарет попали на российский рынок из этих стран. Крупнейшей страной-поставщиком нелегальных сигарет является Беларусь, которая занимает 29% российского табачного нелегального рынка, Сербия -8%, ОАЭ - 6%, Казахстан - 3%, Армения - 3%, Киргизия - 2%. При этом на долю российских производителей контрафактной продукции приходится 34%.
Среди членов ЕврАзЭС на территории РФ установлены самые высокие ставки акциза на сигареты - около 25 евро за 1 000 сигарет. В Беларуси этот показатель составляет 8,5-24,5 евро за 1 000 штук, Казахстане - 21 евро, Киргизии - 16 евро, Армении -15 евро. Следовательно, стоимость одной пачки сигарет намного выше, чем в соседних государствах, это и послужило стимулом для роста спроса российских потребителей.
В целях снижения уровня контрафактной продукции страны-участницы, согласно Договору ЕАЭС, должны разработать проект гармонизации ставок акциза. Планируется, что с 2024 г. при расчете локальных ставок акциза на сигареты члены союза должны исходить из индикативной ставки - 35 евро за 1 000 сигарет [16] (Solodovnikova, Khudina, 2018).
С целью повышения прозрачности табачного рынка и сокращения доли контрафактной продукции с 1 марта 2019 г. вступили в силу поправки в статью 18 «Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями» Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», согласно которым табачная продукция подлежит обязательной цифровой маркировке, используемой для учета производства табачной продукции, ее перевозки через таможенную границу Евразийского экономического союза или через границу РФ, оптовой и розничной торговли, а также для отслеживания оборота производственного оборудования. Российские табачные фабрики с 1 июля 2019 г. обязаны перейти на производство сигарет с цифровой маркировкой.
Заключение
В целях совершенствования налоговой политики в области акциза на табачную продукцию государство должно взять курс на гармонизацию налоговых ставок, поиск
новых возможностей для повышения фискального и регулирующего потенциала, устранения противоречий действующего порядка применения акцизов.
Снижению объема рынка нелегальной табачной продукции будет способствовать следующий комплекс мер:
• формирование сбалансированной акцизной политики, совершенствование политики повышения ставки акциза будет способствовать снижению доли нелегальной торговли;
• введение «пороговой» цены на пачку сигарет;
• пропаганда здорового образа жизни среди населения;
• осуществление мониторинга качества и безопасности табачной продукции;
• введение обязательной системы цифровой маркировки табачной продукции на территории государств-членов ЕАЭС;
• ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной табачной продукции;
• жесткое регулирование незаконного оборота табачной продукции.
ИСТОЧНИКИ:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 13.07.2015 № 214-ФЗ, №
232-Ф3 (ред. от 10.10.2016). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздей-
ствия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
3. Российский статистический ежегодник: стат. сб. - М.: Росстат, 2017.
4. Сборник статистических и оценочных показателей по табачному бизнесу Российской Федерации. - М.: Ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром», 2016. - 205 с.
5. Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака (GATS) в Российской
Федерации. 2016
6. Доклад «Социально-экономическое положение России 2018 г.». Федеральная служба
государственной статистики. Москва
7. Кондратьева Е.А., Шальнева М.С. Практика акцизного налогообложения табачной
продукции в России // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - № 1. - С. 120-127.
8. Костенко Р.В., Гущиди Е.Е. Реформирование акцизов на табачные изделия в РФ //
Вестник современных исследований. - 2018. - № 11.6 (26). - С. 222-224.
9. Лаффер А. Пособие по налогообложению в табачной отрасли - теория и практика.
Imenno. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imenno.ru/2014/07/22/202857.
10. Новикова Т.Э. Акцизы на табак: ориентир на специфическую ставку // Финансы. - 2017. - № 5. - С. 62-64.
11. Саломатин В.А., Романова Н.К., Саломатина Е.В. Экономический мониторинг современного состояния табачного промышленного производства в России. / В книге: Вопросы. Гипотезы. Ответы. Наука ХХ века: коллективная монография. -Краснодар, 2017. - 36-55 c.
12. Саломатин В.А., Саломатина Е.В. Развитие экспортной политики табачных компаний посредством оптимизации портфеля брендов // Российское предпринимательство. - 2018. - № 2. - С. 555-564. - аок 10.18334/гр.19.2.38847..
13. Саломатин В.А., Романова Н.К., Кот Ю.В. Табачная отрасль России: производство, экономика, рынок (экономический обзор). / В книге: Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века: коллективная монография. - Краснодар, 2017. - 114-137 с.
14. Саломатин В.А., Романова Н.К., Шураева Г.П. Налоговая политика в области акцизов на табачную продукцию в России // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - № 3 (39). - С. 153-156.
15. Саломатина Е.В., Саломатин В.А. Управление экономическими рисками в табачной промышленности // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 3-2 (80). - С. 819-821.
16. Солодовникова У.Н., Худина А.А. Основные проблемы акцизного налогообложения и направления совершенствования акциза // Вопросы науки. - 2018. - № 7 (19). - С. 98-101.
REFERENCES:
Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik [Russian statistical Yearbook] (2017). M.: Rosstat. (in Russian).
Sbornik statisticheskikh i otsenochnyh pokazateley po tabachnomu biznesu Rossiyskoy Federatsii [Statistics collection and performance indicators in the tobacco business in the Russian Federation] (2016). M.: Assotsiatsiya proizvoditeley tabachnoy produktsii «Tabakprom». (in Russian).
Kondrateva E.A., Shalneva M.S. (2018). Praktika aktsiznogo nalogooblozheniya tabachnoy produktsii v Rossii[The Practice of Excise Taxation of Tobacco Products in Russia]. Economy. Taxes. Law. 11 (1). 120-127. (in Russian).
Kostenko R.V., Guschidi E.E. (2018). Reformirovanie aktsizov na tabachnye izdeliya v RF [Reforming excise taxes on tobacco products in Russia]. Vestnik sovremennyh issledovaniy. (11.6 (26)). 222-224. (in Russian).
Novikova T.E. (2017). Aktsizy na tabak: orientir na spetsificheskuyu stavku [The excise tax on tobacco: a reference to a specific bet]. Finance. (5). 62-64. (in Russian).
Salomatin V.A., Romanova N.K., Kot Yu.V. (2017). Tabachnaya otrasl Rossii: proizvodstvo, ekonomika, rynok (ekonomicheskiy obzor) [Tobacco industry in Russia: production, economy, market (economic review)] Krasnodar. (in Russian).
Salomatin V.A., Romanova N.K., Salomatina E.V. (2017). Ekonomicheskiy monitoring sovremennogo sostoyaniya tabachnogo promyshlennogo proizvodstva v Rossii [Economic monitoring of the modern state tobacco industrial production in Russia] Krasnodar. (in Russian).
Salomatin V.A., Romanova N.K., Shuraeva G.P. (2018). Nalogovaya politika v oblasti aktsizov na tabachnuyu produktsiyu v Rossii [Policy in field of excise taxes on tobacco products in russia]. International Research Journal. (3 (39)). 153-156. (in Russian).
Salomatin V.A., Salomatina E.V. (2018). Razvitie eksportnoy politiki tabachnyh kompaniyposredstvom optimizatsiiportfelya brendov [Development of export policy of tobacco companies through brand portfolio optimization]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (2). 555-564. (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.2.38847..
Salomatina E.V., Salomatin V.A. (2017). Upravlenie ekonomicheskimi riska v tabachnoy promyshlennosti[Management of economic risks in tobacco industry]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (3-2 (80)). 819-821. (in Russian).
Solodovnikova U.N., Khudina A.A. (2018). Osnovnye problemy aktsiznogo nalogooblozheniya i napravleniya sovershenstvovaniya aktsiza [The main problems of excise taxation and areas for improvement of the excise tax]. Voprosy nauki. (7 (19)). 98-101. (in Russian).