ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
Административная ответственность за нарушения порядка ведения предвыборной агитации - проблемы и перспективы
Маганкова Анна Алексеевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии, адвокат КА «ПАРТНЕР Смоленской области» E-mail: [email protected]
Васильева Светлана Валерьевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии E-mail: [email protected]
Мартыненков Денис Геннадьевич,
студент Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу составов административных правонарушений, затрагивающих порядок проведения предвыборной агитации. В рамках данного блока административных правонарушений мы рассматриваем административные правонарушения в области проведения, как предвыборной агитации, так и смежного с ним процесса - информирования избирателей. Большая часть данных норм рассчитана на применение по отношению к специальным субъектам, т.е. кандидатам, избирательным объединениям, в связи с чем предлагается ужесточить ответственность при повторном совершении такого правонарушения, применив к ним ранее упомянутое нами административное наказание, как дисквалификация, т.е. исключение из списка кандидатов. Авторы делают вывод о том, что особенностью данного блока административных правонарушений является многовариативность субъекта административной ответственности, которая выражается не только в кандидатах, избирательных объединениях и других участниках избирательных правоотношений, но и тех лиц, чье участие в тех или иных избирательных процессах запрещено законодательством.
Ключевые слова: административное правонарушение, предвыборная агитация, информирование избирателей, подкуп избирателей.
Исторически сложилось так, что вопросы, касающиеся государства, государственной власти наиболее часто вызывают интерес в обществе. Государство - это, в первую очередь, исторически сложившаяся, особая организация общества, обеспечивающая целостность и единство общества, гарантирующая права и свободы граждан. Все государства отличаются друг от друга, у каждого из их есть свои индивидуальные особенности, которые не присутствуют у других государств. Именно эти черты позволяют различать страны мира и не отожествлять их.
Актуальность обусловлена тем, что в политической жизни общества особую роль играет форма правления. Она оказывает влияние на развитие общества, политические традиции, сознание и государственность. Республиканская форма правления влияет на характер взаимоотношений власти, политического класса и народом, определяя эффективность власти, ее влияние на общество, устойчивость и значение в социальной жизни. На данный момент существуют многочисленные научные работы по исследуемой теме, и проблема республиканской формы правления государства хорошо изучена в юридической литературе. Это связано, прежде всего, с тем, что содержание рассматриваемого понятия постоянно меняется во времени, т.е. с развитием общества. Исследование данной темы является особенно актуальным, поскольку на сегодняшний день республиканская форма правления в государстве требует тщательного и внимательного изучения и глубокого понимания, так как в современном мире до сих пор не существует единой, идеальной и применимой во всех странах республиканской формы правления государства.
Каждое государство в процессе своего становления и развития стремится найти для себя оптимальную модель организации государственной власти. Этот поиск и, в последствии, выбор оптимальной модели обусловлен спецификой самого государства, его культурными, правовыми и историческими традициями.
Определяя соотношение избирательного процесса и демократии, следует отметить, что последняя не существует без периодической смены власти, без равного права избирать и быть из-
бранным, что и определено в основном законодательном акте нашего государства.
Демократия предполагает не только периодичность сменяемости власти, но и проведение выборов в соответствии с демократическими принципами, одним из важнейших в которых является законность. Законность при проведении выборов и всего избирательного процесса должна присутствовать на всех этапах, только тогда можно говорить о том, что данные выборы законны и власть легитимна. Обеспечение данного принципа осуществляется как самим механизмом проведения выборов, так и законодательными установками, такими как соблюдение принципов избирательного права, равным тайным голосованием, запретом на агитацию в день голосования, запретом оказания давления на избирателей и т.д. кроме этого, само признание многопартийности и альтернативность выборов обеспечивает осуществление данного принципа.
В рамках данного блока административных правонарушений мы рассматриваем административные правонарушения в области проведения, как предвыборной агитации, так и смежного с ним процесса - информирования избирателей.
Согласно статье 44 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», информирование избирателей и предвыборная агитация входят в общее понятие «информационное обеспечение выборов».
Под информированием следует понимать деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, средств массовой информации по ознакомлению избирателей о проведении выборов, референдума. К информированию относятся публикация материалов о ходе подготовки к проведению выборов, сроках проведения голосования, порядке проведения голосования. Например, к информированию можно отнести видеоролики Центральной избирательной комиссии РФ, описывающие меры, применяемые на избирательных участках, для обеспечения безопасности участников общероссийского голосования по внесению изменений в Конституцию РФ в связи с распространением COVID-19.
Под агитацией следует понимать деятельность, целью которой является побуждение избирателей проголосовать за кандидата или за список кандидатов. Основными формами агитации являются трансляция и публикация агитационных материалов в средствах массовой информации, в том числе участие в предвыборных дебатах, проведение агитационных публичных мероприятий (митингов, шествий, демонстраций), распространение печатных, аудиовизуальных агитационных материалов и иных материалов. Каждая из данных форм строго регулируется избирательным законодательством, в частности, в сфере регулирования лиц, имеющих право на проведение предвыборной агитации. Поэтому не имеют право проводить
предвыборную агитацию органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, государственные и муниципальные служащие, воинские части, благотворительные и религиозные организации, в частности члены религиозной организации во время проведения обрядов и церемоний, иностранные граждане и т.д. Несоблюдение данных требований приводит к привлечению к административной ответственности (например, по ст. 5.11 КоАП РФ).
Основную трудность в привлечении к административной ответственности составляет сложность разграничения агитации от информирования. Очень часто в информационных материалах содержится информация, наделенная смыслом призвать лицо, читающего данную листовку, или просматривающего данный видеоролик, проголосовать за конкретную партию или кандидата. Такая ситуация нашла свое отражение в период проведения Общероссийского голосования по вопросу внесения изменений в Конституцию РФ. По смыслу статьи 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» Центральная избирательная комиссия РФ должна была осуществлять информирование избирателей о проведении общероссийского голосования. Но большая часть информационных материалов Центральной избирательной комиссии РФ содержала информацию именно агитационного характера, которая выражалась в представлении исключительно положительных аспектах внесения изменений в Конституцию РФ. Агитационную цель имел также и официальный логотип Общероссийского голосования, который, согласно опубликованному ЦИК России брендбу-ку, «олицетворяет скорые позитивные перемены, которые ждут граждан, благодаря внесению поправок в Конституцию». Также среди основных нарушений было высказывание высшими должностными лицами субъектов РФ мнений, которые заключались в исключительном одобрении поправок в Конституцию РФ и которые можно трактовать как агитацию. Данное действие следует квалифицировать по статье 5.5 КоАП РФ, но правоохранительные органы не обратили на это внимание. Эти и другие нарушения отражены в докладе общественного движения «Голос» [2].
Отдельно в этом блоке стоит вопрос разграничения административной ответственности за подкуп избирателей, предусмотренной статьей 5.16 КоАП РФ, и уголовной ответственности, предусмотренной п. «а», ч. 2, ст. 141 УК РФ. Исходя и из формул статей двух кодексов, можно сразу понять, что их отличие в том, что подкуп в КоАП РФ - это самостоятельный состав административного правонарушения, а подкуп в уголовном праве - это способ воспрепятствования осуществлению избирательных прав граждан, который относится к квалифицированному составу ст. 141 УК РФ. Но данное разграничение не имеет смысла при квалификации деяния. Поэтому в научной
5 -о
сз
<
литературе неоднократно предлагались способы разграничения данных статей. Одни ученые считают, что подкуп избирателя должен наказываться по КоАП РФ, если в действиях подкупателя не было отражено нарушение свободы подкупаемого избирателя, т.е. после получения предмета подкупа избиратель мог проголосовать и за другого кандидата [5]. Другие считают, что квалификация зависит от стадии избирательного процесса. Если подкуп совершен на стадии предвыборной агитации, то применяется ст. 5.16 КоАП, а если деяние не связано с предвыборной агитацией, то лицо подлежит уголовной ответственности [4]. Отдельная группа ученых считает, что квалификация подкупа зависит от размера предмета подкупа или количества подкупаемых избирателей, или от совокупности этих двух факторов [8]. Данные позиции неоднократно подвергались критике. Поэтому нам близка позиция А.Н. Круглени, которая считает, что подкуп избирателей - это коррупционное преступление, которое должно наказываться исключительно по УК РФ [7]. Поэтому мы предлагаем исключить ст. 5.16 КоАП РФ и выделить отдельную статью УК РФ за подкуп избирателей.
Поэтому основная особенность данного вида административных правонарушений заключается в том, что его применение избирательно. А избирательность применения норм об административных правонарушениях, по нашему мнению, влечет к неэффективному его применению и потери основной цели данных норм - защиты избирательных прав граждан.
Большая часть данных норм рассчитана на применение по отношению к специальным субъектам, т.е. кандидатам, избирательным объединениям. Поэтому по отношению к таким лицам необходимо ужесточить ответственность при повторном совершении такого правонарушения, применив к ним ранее упомянутое нами административное наказание, как дисквалификация, т.е. исключение из списка кандидатов. Поэтому мы предлагаем дополнить статьи 5.8-5.10, 5.12-5.13, 5.15 КоАП РФ соответствующими частями.
К иным специальным субъектам данного блока административных правонарушений относятся редакция средства массовой информации, главный редактор средства массовой информации, государственная или муниципальная организация телерадиовещания, редакция государственного или муниципального печатного издания. Данные субъекты подлежат к административной ответственности по статье 5.5 КоАП РФ, которую, на наш взгляд, можно считать нормой, регулирующей деятельность средств массовой информации по осуществлению предвыборной агитации и информирования избирателей. „ Также в этот блок административных правона-2 рушений включены и административные правона-^ рушения с общим субъектом административной ез ответственности. Это статья 5.14 КоАП Рф, кото-Ц рая выражается в умышленном уничтожении или
повреждении агитационного или информационного материала. К административной ответственности по данной статье привлекаются лица, которые (и из хулиганских побуждений), например, сорвали или изрисовали плакат, информирующий о проведении единого дня голосования.
Таким образом, особенностью данного блока административных правонарушений является многовариативность субъекта административной ответственности, которая выражается не только в кандидатах, избирательных объединениях и других участниках избирательных правоотношений, но и тех лиц, чье участие в тех или иных избирательных процессах запрещено законодательством.
Литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Агитация и административная мобилизация граждан на общероссийском голосовании // Электронный ресурс. URL: https://www. golosinfo.org/articles/144391 (дата обращения 18.11.2020).
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 Ж-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. Климова Ю.Н. Уголовно-правовая квалификация по ст. 141 УК РФ отдельных коррупционных проявлений в сфере выборов // Следователь. - 2010. - № 8. - С. 34-41.
5. Князев С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журнал российского права. - 2001. - № 2. - С. 26-35.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 08.12.2020) // Российская газета от 31 декабря 2001 г. N256.
7. Кругленя А.Н. Подкуп на выборах, референдуме: преступление или административное правонарушение? // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2012. -№ 2.- С. 24-31.
8. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. и пре-дисл. академика В.Н. Кудрявцева. - М.: Издательский Дом «Городец», 2007. -336 с.
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS OF THE PROCEDURE FOR CONDUCTING ELECTION CAMPAIGNING-PROBLEMS AND PROSPECTS
Magankova A.A., Vasilyeva S.V., Martynenkov D.G.
Smolensk branch of Saratov State Law Academy
The article is devoted to the analysis of the elements of administrative offenses affecting the procedure for conducting pre-election campaigning. Within the framework of this block of administrative offenses, we consider administrative offenses in the field of conducting both pre - election campaigning and the related process of informing voters. Most of these norms are designed to apply to special subjects, i.e., to special subjects. candidates, electoral associations, in connection with which it is proposed to toughen the responsibility for the repeated commission of such an offense, applying to them the administrative penalty previously mentioned by us, such as disqualification, i.e. exclusion from the list of candidates. The authors conclude that the peculiarity of this block of administrative offenses is the multivariability of the subject of administrative responsibility, which is expressed not only in candidates, electoral associations and other participants in electoral legal relations, but also those persons whose participation in certain electoral processes is prohibited by law.
Keywords: administrative offence, electoral campaigning, voter education, buying of votes.
References
1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 (with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) / / Official Internet portal of Legal information http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Agitation and administrative mobilization of citizens in the all-Russian voting // Electronic resource. URL: https://www.golos-info.org/articles/144391 (accessed 18.11.2020).
3. The law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation from 14.03.2020 N1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of organization and functioning of public power" /the Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. Klimova Yu.N. Criminal-legal qualification under article 141 of the criminal code a separate corruption manifestations in the sphere of elections // the Investigator. - 2010. - No. 8. - pp. 3441.
5. Knyazev S.D. Criminal liability for violation of electoral rights and the right to participate in the referendum // Journal of Russian Law. - 2001. - No. 2. - pp. 26-35.
6. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 N195-FZ (as amended). from 08.12.2020) // Rossiyskaya gazeta from December 31, 2001 N256.
7. Kruglenya A.N. Bribery in elections, referendums: crime or administrative offense? // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. - 2012. - No. 2. -pp. 24-31.
8. Kuznetsova N.F. Problems of crime qualification: Lectures on the special course "Fundamentals of crime qualification" / Scientific ed.and preface. Academician V.N. Kudryavtseva. - M.: Publishing House «Gorodets», 2007. -336 p.