Научная статья на тему 'Вопросы совершенствования административного законодательства в ходе пресечения сотрудниками полиции подкупа избирателей в период избирательных кампаний'

Вопросы совершенствования административного законодательства в ходе пресечения сотрудниками полиции подкупа избирателей в период избирательных кампаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ / ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Седых Виталий Витальевич, Кисляков Александр Иванович

Объектом исследования выступают общественные отношения, реализация которых обеспечивает политические, социальные и иные права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, других федеральных законах, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.Актуальность исследования состоит в том, что избирательный процесс всегда был, есть и будет одним из видов политической борьбы, и, следовательно, любой его этап изначально является конфликтогенным. Число правонарушений, в том числе преступлений в сфере избирательного законодательства, увеличивается с каждым годом от выборов к выборам. Необходимо отметить, что проблема нарушения избирательных прав граждан широко обсуждается во всех средствах массовой информации.Совершенствованию норм, предусматривающих ответственность за подкуп избирателей, на современном этапе может способствовать: усиление уголовного законодательства в части расширения ответственности за подкуп избирателей, а также административной ответственности путем введения дополнительных мер наказания.Административная ответственность, применяемая в данной сфере, в силу своей эффективности нужна, но не всегда целесообразна. В связи с этим необходимо установить четкие критерии разграничения подкупа избирателей как административного правонарушения и преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN THE COURSE OF PREVENTING BRIBERY OF VOTERS BY POLICE OFFICERS DURING ELECTION CAMPAIGNS

In the article, the subject matter of study is social relationships; their implementation ensures political, social and other rights and freedoms enshrined in the Constitution of the Russian Federation, other federal laws, as well as in the laws and other regulatory legal acts of the entities of the Russian Federation.The significance of the research lies in the fact that the electoral process has always been and will remain a form of political struggle and therefore, any of its stages can give rise to conflicts. The number of offenses, including the crimes in the sphere of electoral legislation, has been increasing with every passing year, from one© Sedyh V. V., Kisljakov A. I., 2016election campaign to another. In addition, it should be noted that the problem of violating the electoral rights of citizens has been widely discussed in the mass media.At the current stage, improvement of the regulations stipulating liability for bribery of voters should be developed in several directions: strengthening of the penal legislation concerning extension of liability for bribery of voters, as well as administrative responsibility through some additional measures of punishment.Due to its efficiency, administrative responsibility should be applied in this sphere, but its enforcement is not always appropriate. Therefore, it is necessary to establish exact criteria of differentiating between bribery of voters as an administrative offense and as a crime.

Текст научной работы на тему «Вопросы совершенствования административного законодательства в ходе пресечения сотрудниками полиции подкупа избирателей в период избирательных кампаний»

УДК 342.84

ВИТАЛИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ СЕДЫХ,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности;

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КИСЛЯКОВ,

преподаватель кафедры административного права и административной деятельности (Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя), e-mail: editor62@yandex.ru

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ХОДЕ ПРЕСЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПОДКУПА ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ

Реферат: объектом исследования выступают общественные отношения, реализация которых обеспечивает политические, социальные и иные права и свободы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, других федеральных законах, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Актуальность исследования состоит в том, что избирательный процесс всегда был, есть и будет одним из видов политической борьбы, и, следовательно, любой его этап изначально является конфликто-генным. Число правонарушений, в том числе преступлений в сфере избирательного законодательства, увеличивается с каждым годом от выборов к выборам. Необходимо отметить, что проблема нарушения избирательных прав граждан широко обсуждается во всех средствах массовой информации.

Совершенствованию норм, предусматривающих ответственность за подкуп избирателей, на современном этапе может способствовать: усиление уголовного законодательства в части расширения ответственности за подкуп избирателей, а также административной ответственности путем введения дополнительных мер наказания.

Административная ответственность, применяемая в данной сфере, в силу своей эффективности нужна, но не всегда целесообразна. В связи с этим необходимо установить четкие критерии разграничения подкупа избирателей как административного правонарушения и преступления.

Ключевые слова: проведение избирательной кампании, финансовые нарушения, избирательные технологии, ответственность за подкуп избирателей.

В настоящее время выборы прочно вошли в жизнь нашего общества не только с позитивной стороны как институт, обеспечивающий легитимную смену власти, но и как явление, создавшее почву для возникновения новой разновидности нарушений (нарушений избирательных прав граждан). Привлечение субъектов, чьи решения, действия или бездействие привели к нарушению избирательных прав граждан, к юридической ответственности является важным способом защиты данных прав [1].

Проведение выборов есть прямое волеизъявление граждан в вопросах формирования органов государственной власти, избрания выборных должностных лиц и представительных органов. Проведение избирательной кампании обеспечивает независимость и суверенитет Российской Федерации, в то же время соблюдение законодательно

© Седых В. В., Кисляков А. И., 2016

установленных условий проведения выборов является гарантом легитимности власти. Все это обусловливает непрерывный процесс проведения выборов в разных субъектах Российской Федерации и на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. В этот процесс вовлечено множество участников: избиратели, кандидаты, наблюдатели, представители средств массовой информации, члены и служащие избирательных комиссий и др. Эти обстоятельства диктуют необходимость в обеспечении правопорядка и общественной безопасности в период проведения избирательных кампаний.

Одной из задач, выполняемых органами внутренних дел по защите прав и свобод граждан Российской Федерации, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, является возложенная на них российским законо-

дательством обязанность принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний противоречащей закону предвыборной агитации, информировать избирательные комиссии о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них.

Одними из самых распространенных финансовых нарушений, совершаемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в ходе избирательной кампании, являются подкуп избирателей и благотворительная деятельность. В то же время статистика свидетельствует о небольшом числе выявленных административных правонарушений в сфере избирательного права, что свидетельствует об их латентности [2].

При осуществлении оперативно-служебной деятельности на органы внутренних дел, наряду с задачами по защите прав и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, действующим законодательством возложена обязанность в оказании содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации их полномочий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, референдумов.

Последние годы характеризуются довольно большим объемом и разнообразием применяемых избирательных технологий, что требует от органов внутренних дел во взаимодействии с избирательными комиссиями более решительных и наступательных действий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений избирательного законодательства в целях обеспечения эффективной защиты избирательных прав граждан.

В целом деятельность сотрудников полиции при проведении выборов отличается от реализации функций охраны собственности, несения службы в обычных условиях.

В период избирательной кампании, в том числе в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования могут иметь место факты подкупа избирателей путем раздачи им подарков, денег и оказания безвозмездных услуг. При этом осуществляется поквартирный обход с призывами граждан отдать голоса за конкретного кандидата, излагается его предвыборная программа, вручаются подарочные наборы либо деньги, агитационные материалы. Граждане, как правило, не осведомлены о незаконном характере таких действий и соглашаются принять предложенные деньги либо

подарки, дают согласие голосовать за предложенного им кандидата.

Однако, как показывает практика, не все избиратели готовы участвовать в подобных действиях и не принимают подарок (деньги), сообщают о фактах подкупа в ближайшее отделение полиции или в избирательную комиссию. При поступлении такой информации в избирательную комиссию ее председатель должен незамедлительно обратиться в отделение полиции. Это сообщение поступает дежурному сотруднику полиции в дежурную часть органа внутренних дел, который должен направить к месту происшествия оперативную группу.

При поступлении информации от избирателя дежурный сотрудник полиции информирует о данных фактах и принятых по их пресечению мерах председателя участковой избирательной комиссии. Прибывшие сотрудники оперативной группы принимают меры по задержанию правонарушителей.

Одним из методов незаконного привлечения голосов избирателей является предоставление им безвозмездных услуг, в частности, автотранспорта со стороны кандидата, его доверенного лица или уполномоченного представителя по финансовым вопросам, представителя политической партии, выдвинувшей кандидата, ее доверенного лица или уполномоченного представителя для доставки избирателей к месту голосования на избирательный участок в день голосования. Для этой цели часто незаконно вывешиваются объявления в общественных местах: на дверях домов, на информационных стендах, где указываются время и место прибытия автотранспорта. Граждан, согласившихся принять эту услугу, по пути активно агитируют за конкретного кандидата, вручают материалы пропагандистского характера, подарочные наборы и т. п.

Действия подобных агитаторов отличаются мобильностью, знанием социальной психологии, методов убеждения и внушения. Большинство граждан, как правило, не воспринимают их действия как правонарушение - скрытое воспрепятствование их свободному волеизъявлению на выборах, поэтому таким способом удается подкупить значительное количество избирателей.

При получении органами внутренних дел подобной информации важно обеспечить доказательственную и свидетельскую базу, поэтому оперативной группе, прибывшей на место происшествия, перед задержанием правонарушителей целесообразно задокументировать процедуру подкупа избирателей путем скрытой видеосъемки, осуществить другие действия по сбору необходимой информации о совершении правонарушения, после чего принять меры к задер-

жанию правонарушителей и доставлению их в орган внутренних дел.

Действия указанных лиц нарушают норму п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В территориальном органе внутренних дел действия задержанных лиц квалифицируются на предмет совершения ими преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 141 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»). Если в их действиях не усматривается признаков состава уголовного преступления, то в отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.16 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершение подкупа избирателей [3].

Нельзя не согласиться с имеющимися мнениями научных работников о том, что в целях эффективной борьбы с правонарушениями, посягающими на права граждан, необходимо дополнить ст. 5.16 в соответствии со ст. 3.3, ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ таким видом административного наказания, как конфискация пред-

мета административного правонарушения, поскольку санкция данной статьи предусматривает в качестве наказания лишь штраф [4], хотя, на наш взгляд, этот эффект может носить кратковременный характер. Давно известно, что эффективность ответственности определяется не столько строгостью, сколько неотвратимостью наказания за каждое правонарушение.

Совершенствование норм, предусматривающих ответственность за подкуп избирателей, на современном этапе должно развиваться по нескольким направлениям. Это усиление уголовного законодательства путем расширения ответственности за подкуп избирателей и совершенствования административного законодательства, а также введения дополнительных мер наказания.

Административная ответственность, применяемая в данной сфере, по нашему мнению, в силу своей эффективности в части пресечения таких неправомерных действий нужна, однако не всегда целесообразна. В связи с этим необходимо установить четкие критерии разграничения подкупа избирателей как административного правонарушения и преступления.

Список литературы

1. Матейкович М. С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации : монография. М., 2003. 304 с.

2. Научные основы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел : сб. ст. Тюмень, 2012. 115 с.

3. Методическое пособие по взаимодействию избирательных комиссий и органов внутренних дел по обеспечению прав граждан и правопорядка на выборах и референдумах. М., 2009. 32 с.

4. Попов О. В., Попова О. О. Проблемы реализации норм КоАП РФ в части борьбы с правонарушениями в сфере избирательного процесса // Административное право и процесс. 2008. № 5. С. 17-19.

VITALY VITALYEVICHSEDYH,

lecturer, administrative law and administrative activities department

(The Ryazan Branch of the Vladimir Kikot Moscow University of the Ministry of Interior of Russia); ALEXANDER IVANOVICH KISLJAKOV, lecturer, administrative law and administrative activities department

(The Ryazan Branch of the Vladimir Kikot Moscow University of the Ministry of Interior of Russia),

e-mail: editor62@yandex.ru

PROBLEMS OF IMPROVING ADMINISTRATIVE LEGISLATION IN THE COURSE OF PREVENTING BRIBERY OF VOTERS BY POLICE OFFICERS DURING ELECTION CAMPAIGNS

Abstract: in the article, the subject matter of study is social relationships; their implementation ensures political, social and other rights and freedoms enshrined in the Constitution of the Russian Federation, other federal laws, as well as in the laws and other regulatory legal acts of the entities of the Russian Federation.

The significance of the research lies in the fact that the electoral process has always been and will remain a form of political struggle and therefore, any of its stages can give rise to conflicts. The number of offenses, including the crimes in the sphere of electoral legislation, has been increasing with every passing year, from one

© Sedyh V. V., Kisljakov A. I., 2016

election campaign to another. In addition, it should be noted that the problem of violating the electoral rights of citizens has been widely discussed in the mass media.

At the current stage, improvement of the regulations stipulating liability for bribery of voters should be developed in several directions: strengthening of the penal legislation concerning extension of liability for bribery of voters, as well as administrative responsibility through some additional measures of punishment.

Due to its efficiency, administrative responsibility should be applied in this sphere, but its enforcement is not always appropriate. Therefore, it is necessary to establish exact criteria of differentiating between bribery of voters as an administrative offense and as a crime.

Key words: carrying out the election campaign, financial violations, the selective technologies, responsibility for bribery of voters.

References

1. Matejkovich M. S. Zashhita izbiratel'nyh prav grazhdan v Rossijskoj Federacii [Protection of the electoral rights of citizens in the Russian Federation]. Moscow, 2003.

2. Nauchnye osnovy povyshenija kvalifikacii sotrudnikov organov vnutrennih del [Scientific bases of advanced training of staff of law-enforcement bodies]. Tyumen, 2012.

3. Metodicheskoe posobie po vzaimodejstviju izbiratel'nyh komissij i organov vnutrennih del po obe-specheniju prav grazhdan i pravoporjadka na vyborah i referendumah [Methodical benefit on interaction of the electoral commissions and law-enforcement bodies on providing the rights of citizens and a law and order on elections and referenda]. Moscow, 2013.

4. Popov O. V., Popova O. O. Problemy realizacii norm KoAP RF v chasti bor'by s pravonarushenijami v sfere izbiratel'nogo processa [Sales problems of regulations of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences regarding fight against offenses in the sphere of the electoral process]. Administrativnoe pravo i process - Administrative law and process, 2008, no. 5, pp. 17-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.