Научная статья на тему 'Административная ответственность как мера административного принуждения на объектах воздушного транспорта'

Административная ответственность как мера административного принуждения на объектах воздушного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / безопасность / воздушный транспорт / правонарушения / вред / меры принуждения / административное наказание / полиция / administrative responsibility / security / air transport / offenses / harm / coercive measures / administrative penalties / police

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петр Михайлович Фидель

В статье рассматривается проблема административной ответственности на объектах воздушного транспорта, целью применения которой является предупреждение возможного наступления опасных последствий, пресечение совершающихся административных правонарушений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петр Михайлович Фидель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative liability as a measure of administrative coercion at air transport facilities

The article discusses the problem of administrative responsibility at air transport facilities, the purpose of which is to prevent the possible onset of dangerous consequences, and to prevent administrative offenses

Текст научной работы на тему «Административная ответственность как мера административного принуждения на объектах воздушного транспорта»

УДК 342; 351.81 ББК 67.401.213

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10149

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК МЕРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Петр Михайлович ФИДЕЛЬ, адъюнкт Академии управления МВД России E-mail: p_fidel@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Аннотация. В статье рассматривается проблема административной ответственности на объектах воздушного транспорта, целью применения которой является предупреждение возможного наступления опасных последствий, пресечение совершающихся административных правонарушений.

Ключевые слова: административная ответственность, безопасность, воздушный транспорт, правонарушения, вред, меры принуждения, административное наказание, полиция.

Annotation. The article discusses the problem of administrative responsibility at air transport facilities, the purpose of which is to prevent the possible onset of dangerous consequences, and to prevent administrative offenses.

Keywords: administrative responsibility, security, air transport, offenses, harm, coercive measures, administrative penalties, police.

Научный руководитель: Н.Н. Пестов, кандидат юридических наук

Административная ответственность в сфере обеспечения авиационной безопасности реализуется в административно-процессуальном порядке путем применения санкций норм Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также предписаний законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность [1].

В свою очередь, в отношении административных правонарушений, совершенных на воздушном транспорте, необходимо отметить следующее.

Правонарушения данного вида наносят серьезный вред работе воздушного транспорта — способствуют созданию аварийных ситуаций, причиняют значительный материальный ущерб, ухудшают качество обслуживания пассажиров.

Опасность административных правонарушений на объектах воздушного транспорта обусловлена особенностями его деятельности, требующей крайне строгого соблюдения установленного порядка, высокой дисциплинированности работников транспорта, пассажиров и иных граждан [3].

Проблема административной ответственности в сфере авиационной безопасности является недостаточно разработанной в силу ряда причин объективного и субъективного характера. Данное положение нельзя признать удовлетворительным, поскольку эффективная реализация мер административной ответственности может внести свой вклад в укрепление авиационной безопасности, под которой в соответствии с Воздушным кодексом РФ понимается состояние

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации [4].

Административная ответственность представляет собой меры административного (судебного) органа, принятые в отношении административного правонарушения, в процессе реализации которых с правонарушителя истребуется объяснение о совершенном деянии, само деяние подвергается официальной (правовой) оценке и на основе этой оценки к лицу применяется одно из административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП.

Сотрудники полиции вправе применять предупреждение (ст. 3.4 КоАП) и административный штраф (ст. 3.5).

В пункте 12.9 Типового положения о линейном отделе также сказано, что линорган осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает в пределах компетенции исполнение административных наказаний [2].

Административная ответственность является карательной и преследует цели как частной, так и общей превенции правонарушений. Данная составляющая административной ответственности имеет большое значение для предупреждения и пресечения административных правонарушений, посягающих на авиационную безопасность [5].

Необходимо отметить, что сущность административной ответственности состоит в предусмотренной законодательством об административных правонарушениях обязанности правонарушителя дать отчет о своих виновных, неправомерных действиях (или бездействии) и в необходимых случаях понести административное наказание, назначаемое судьями, мировыми судьями, а также иными органами административной юрисдикции в соответствии с характером совершенного административного правонарушения [7].

Таким образом, административная ответственность в сфере обеспечения авиационной безопасности — это мера административного принуждения, которое применяется за совершение административного правонарушения на воздушном транспорте.

За нарушение правил авиационной безопасности предусматривается обычно такое наказание, как административный штраф.

Административная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности вследствие неисполнения или

ненадлежащего исполнения лицом требований норм административного законодательства, выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения.

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности [6]. Вместе с тем административная ответственность характеризуется своеобразным проявлением этих признаков: она представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законодательством об административных правонарушениях наказаний за совершение административных правонарушений.

Административная ответственность сопровождается порицанием противоправного поведения физического или юридического лица от имени государства в лице его уполномоченных органов — судей, мировых судей, органов и должностных лиц [9].

К субъектам, реализующим меры административной ответственности на воздушном транспорте, относятся судьи, органы российской транспортной инспекции, органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации. В отличие от уголовной административная ответственность не влечет за собой судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности. Тем не менее преступления против международной гражданской авиации являются одними из самых опасных преступлений международного характера [8].

Отличие административной ответственности на воздушном транспорте от гражданско-правовой ответственности состоит в том, что первая, как правило, связана с причинением имущественного ущерба [10].

Административная ответственность в сфере обеспечения авиационной безопасности может наступать и без причинения имущественного ущерба; она базируется на принципах законности, отсутствия ответственности без вины, целесообразности ответственности, неотвратимости ответственности, индивидуализации мер административной ответственности.

Основание освобождения от административной ответственности в сфере обеспечения авиационной безопасности следует отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия или бездействия, а также нахождение лица во время совершения правонарушения в состоянии невменяемости.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за:

■ действия, угрожающие безопасности полетов (ст. 11.3 КоАП РФ);

■ нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 11.4 КоАП РФ);

■ нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5 КоАП РФ);

■ нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов (ст. 11.14 КоАП РФ);

■ нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ);

■ нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа (ст. 11.19 КоАП РФ).

Таким образом, административная ответственность как мера административного принуждения, применяемая в деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) в сфере обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте, не является исчерпывающей.

Административная ответственность есть не что иное, как метод принудительного воздействия на граждан и должностных лиц, регламентированный нормами административного и административно-процессуального права, направленный на неукоснительное соблюдение юридических обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности в связи с совершением административного правонарушения.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Приказ МВД России от 15.06.2011 г. № 636 «Об утверждении Типового положения о линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте» // Рос. газ. 2011. № 183. 19 авг.

3. Елагин А.Г., Кирюхин В.В. Участковый уполномоченный полиции и правосознание граждан // Тр. Академии управления МВД России. 2018. № 3 (47). С. 60-63.

4. Желтобрюх А.В. О перспективах подготовки сотрудников ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия // Матер. 19-й Всерос. науч.-методич. конф. Иркутск, 2014. С. 273—275.

5. Жумагулов М.И. Сущность мер государственного принуждения в административном праве // Совр. право. 2006. № 7. С. 50—51.

6. Макарейко Н.В. Подзаконное регулирование мер государственного принуждения, применяемых полицией // Юрид. техника. 2012. № 6. С. 53.

7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996. С. 170—173.

8. Пестов H.H., Кирюхин В.В., Янченко И.Л. Обеспечение органами внутренних дел правопорядка на транспорте: исторические, правовые и организационные аспекты: Монография. М.: Проспект, 2019. С. 38—42.

9. Пестов H.H., Соловьев А.А. Вопросы антитеррористической защищенности транспортного комплекса и возможные пути их решения // Тр. Академии управления МВД России. 2014. № 1 (29). С. 52—56.

10. Подготовка сотрудников полиции к несению службы по охране общественного порядка в особых условиях: Учеб. пособие / Сост. Д.В. Ковалев, В.Ю. Егоров, А.В. Желтобрюх, А.А. Со-шин, П.М. Фидель. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016.

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.