УДК 34 ББК 67
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
АМИНАТГАДЖИЕВНА КАМАСОВА,
преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы привлечения к административной ответственности сотрудников органов внутренних дел как специальных субъектов административной ответственности.
Ключевые слова: административная ответственность, административные правонарушения, сотрудники органов внутренних дел как специальный субъект административной ответственности.
Abstract. The article is devoted to the issues of bringing to administrative responsibility of employees of bodies of internal Affairs as special subjects of administrative responsibility.
Keywords: administrative responsibility, administrative violation, , internal affairs employees as special subject of administrative responsibility.
Административная ответственность — особый вид юридической ответственности, которая наступает как в случае нарушения административно-правовых норм, так и за нарушения норм конституционного, финансового, налогового, трудового и других видов законодательства. Административная ответственность является разновидностью административного принуждения и выражается в назначении органом (должностным лицом) административного наказания лицу, совершившему административное правонарушение.
Правовая природа административной ответственности в научных кругах всегда вызывала неподдельный интерес. Вопросы ее применения, самостоятельности, разграничения от других видов юридической ответственности являются предметом многих научных исследований. Значительный вклад в исследование института административной ответственности внесли ученые Д.Н. Бахрах, И.И. Веремеенко, С.Н. Бра-тусь, И.А. Галаган, М.И. Еропкин, В.Д. Сорокин,
С.С. Студеникин, М.С. Студеникина, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, Ю.Н. Старилов, Н.Г. Салище-ва, Н.Д. Дурманов, А.С. Дугенец, Б.В. Россинский и др.
Изучению места и роли административной ответственности, выявлению признаков, разграничивающих от других видов ответственности, проблемам реализации административной ответственности посвятили свои труды А.Б. Агапов, Ю.С. Адушкин, В.В. Денисенко, И.Н. Зубов, С.М. Зырянов, Ю.П. Соловей, А.А. Демин и др.1.
Проанализировав различные подходы ученых — административистов к определению понятия административная ответственность, можно выделить следующие характерные черты и основные отличительные признаки ответственности в сопоставлении с другими видами юридической ответственности:
1) устанавливается Кодексом Российской Федерации об админстративных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и законами субъектов РФ об
административных правонарушениях, принятыми в соответствии с КоАП РФ;
2) основанием применения административной ответственности является административное правонарушение, под которым ст. 2.1 КоАП РФ понимает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов установлена административная ответственность;
3) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
4) мерой административной ответственности является административное наказание, что подразумевает применение к субъектам ответственности различных средств принудительного воздействия на поведение физических лиц или деятельность юридических лиц;
5) административная ответственность применяется органами исполнительной власти и управления (их должностных лиц), а также судебными органами;
6) административные наказания назначаются органом (должностным лицом), которому правонарушитель непосредственно по службе не подчинен. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, где взыскания применяются должностным лицом или вышестоящим органом к подчиненным;
7) применение административной ответственности не влечет судимости для лица, совершившего административное правонарушение;
8) порядок привлечения лица к административной ответственности закреплен в КоАП РФ.
Особенность административной ответственности сотрудников органов внутренних дел за административные правонарушения заключается в том, что она наступает лишь как исключение из общего правила закрепленного в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, по которому сотрудники органов внутренних дел за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность, что, на наш взгляд, противоречит природе административной ответственности.
Итак, согласно КоАП РФ, административная ответственность сотрудников органов внутренних дел
наступает за следующие административные правонарушения:
• за административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст. 5.1— 5.26, 5.45, 5.56);
• за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
• за административные правонарушения в области охраны собственности (ст. 7.29—7.32.1);
• за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
• за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16);
• за административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);
• за отдельные административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (ст. 14.9, ч. 3 ст. 14.32);
• за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
• за административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил (гл. 16));
• за отдельные административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (ст. 17.3, 17.7—17.9, ч. 1 и 3 ст. 17.14, 17,5);
• за некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. 18.1—18.4);
• за административные правонарушения против порядка управления (ч. 2.1, 2.6, 7 ст. 19.5, ч. 5 ст. 19.8);
• за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 — в части нарушения требований пожарной безопасности вне места службы);
• за неуплату административного штрафа в срок (ч. 1 ст. 20.25).
Согласно действовавшему до 1 июля 2002 года КоАП РСФСР2 сотрудники органов внутренних дел также привлекались к административной ответственности в виде исключения из общего правила: «лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам»3. Ранее сотрудники органов внутренних дел привлекались к административной ответственности за следующие административные правонарушения: за нарушения правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду. Как мы видим, перечень административных правонарушений, закрепленный в КоАП РФ, за совершение которых сотрудников органов внутренних дел привлекают к административной ответственности на общих основаниях, по сравнению с КоАП РСФСР существенно расширен.
Что касается субъектного состава привлекаемых к ответственности, то как уже было отмечено, субъектами административной ответственности выступают субъекты административного правонарушения, т.е. физические лица и юридические лица, совершившие административное правонарушение и привлекаемые за это к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ.
Следует отметить, что законодатель помимо общих признаков физических лиц как субъектов административной ответственности (возраст, вменяемость) — общие субъекты, выделяет и лиц, обладающих специальными признаками (должностные лица, водители, капитаны морских и речных судов и т.д.) — специальные субъекты административной ответственности. При этом в большинстве составов признаки специальных субъектов сформулированы лишь в гипотезе нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения в Особенной части КоАП РФ.
Сотрудники органов внутренних дел также относятся к категории специальных (особых) субъ-
ектов административной ответственности наряду с военнослужащими и иными лицами (ст. 2.5 КоАП РФ), на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или других нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение службы. Но в отличие от других специальных субъектов признаки сотрудника органов внутренних дел как специального субъекта обозначаются лишь в Общей части КоАП РФ в ст. 2.5 «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания». Отдельных составов административных правонарушений, предусматривающих ответственность сотрудников органов внутренних, как специальных субъектов, КоАП РФ не выделяет.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) сотрудником органов внутренних дел является гражданин, который взял на себя обязательство прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном Законом о службе порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава4.
Исходя из определения сотрудниками органов внутренних дел являются граждане РФ, которые проходят федеральную государственную службу в органах внутренних дел в должностях:
• высшего начальствующего состава и которым присвоено специальное звание генерал-майор полиции (внутренней службы, юстиции), генерал-лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции) генерал-полковник полиции, (внутренней службы, юстиции) и генерал полиции Российской Федерации;
• старшего начальствующего состава и которым присвоено специальное звание майор полиции (внутренней службы, юстиции), подполковник полиции (внутренней службы, юстиции), полковник (внутренней службы, юстиции);
• среднего начальствующего состава и которым присвоено специальное звание младший лейте-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
нант полиции (внутренней службы, юстиции), лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции), старший лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции), капитан полиции (внутренней службы, юстиции);
• младшего начальствующего состава и которым присвоено специальное звание младший сержант полиции (внутренней службы, юстиции), сержант полиции (внутренней службы, юстиции), старший сержант полиции (внутренней службы, юстиции), старшина полиции (внутренней службы, юстиции), прапорщик полиции (внутренней службы, юстиции), старший прапорщик полиции (внутренней службы, юстиции);
• рядового состава и которым присвоено специальное звание рядовой полиции (внутренней службы, юстиции).
Таким образом, граждане которые проходят службу на должностях в органах внутренних дел, не являющимися должностями в органах внутренних дел или которым не присвоены специальные звания сотрудниками органов внутренних дел быть не могут.
В этой связи, а также в связи с изменениями в структуре органов исполнительной власти5, считаем целесообразным изложить ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ в следующей редакции: «За административные правонарушения, за исключением, административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, сотрудники органов внутренних дел и имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов войск национальной гвардии Российский Федерации, органов и учреждений уголовно- исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность».
Что касается административных наказаний, в случае привлечения сотрудников органов внутренних дел к административной ответственности за ад-
министративные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 то из перечня закрепленных в КоАП РФ административных наказаний к ним не могут быть применены административный арест и обязательные работы.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно выделить особенности административной ответственности сотрудников органов внутренних как специальных субъектов:
а) к ним относятся граждане РФ, проходящие федеральную государственную службу в ОВД на должностях рядового или начальствующего состава и которым присвоено специальное звание;
б) сокращенный перечень оснований административной ответственности (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ);
в) невозможностью применения отдельных видов административных наказаний к сотрудникам органов внутренних дел ( административный арест и обязательные работы).
1 См., напр.: Актуальные проблемы административной ответственности [Электронный ресурс]: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 24 мая 2013 г.) / В.Е. Севрюгин [и др.]. Электрон. текстовые данные. Омск: Омская юридическая академия, 2013. 204 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29817. ЭБС «IPRbooks»; Актуальные проблемы административной ответственности [Электронный ресурс]: материалы всероссийской научно-практической конференции (Омск, 25 мая 2012 г.) / М.С. Студеникина [и др.]. Электрон. текстовые данные. Омск: Омская юридическая академия, 2012. 190 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29816. ЭБС «IPRbooks»; Зырянов С.М. Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права 2014. № 1. С. 15—22; Зырянов С.М. Место административной ответственности в российском праве // Актуальные вопросы публичного права 2013. № 9 (21). С. 37—52; Соловей Ю.П. Концепция административной реформы требует уточнения // Актуальные проблемы административной ответственности: материалы науч-практ. конф. Омск: Омский юридический институт 2009. С. 6.
2 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, утв. ВС РСФСР 20.06.1984 // Ведомости ВС РСФСР, 1984, № 27, ст. 909.
3 Ст. 16 КоАП РСФСР.
4 Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 5 декабря 2011 г. № 49 (ч. 1), ст. 7020.
5 См.: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов и в сфере миграции» // Собрание законодательства РФ 11 апреля 2016 г. № 15, ст. 2071.