Научная статья на тему 'Административное правонарушение как основание административной ответственности сотрудников органов внутренних дел'

Административное правонарушение как основание административной ответственности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1419
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ADMINISTRATIVE VIOLATION / ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / PROBLEMS OF QUALIFICATION OF AN ADMINISTRATIVE VIOLATION / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / INTERNAL AFFAIRS STAFF AS A SPECIAL SUBJECT OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камасова Аминат Гаджиевна

Рассматриваются проблемные вопросы квалификации административного правонарушения в случае его совершения сотрудником органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative violation as a basis of administrative responsibility of internal affairs staff

Article is devoted to problematic issues of qualification of an administrative violation in case of its commission by the internal affairs staff.

Текст научной работы на тему «Административное правонарушение как основание административной ответственности сотрудников органов внутренних дел»

УДК 342.951 ББК 67.401.041

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

АМИНАТ ГАДЖИЕВНА КАМАСОВА,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: aminakamasova@mail.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Зырянов С.М.

Рецензент: кандидат юридических наук Вендель Н.Г.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы квалификации административного правонарушения в случае его совершения сотрудником органов внутренних дел.

Ключевые слова: административная ответственность, административные правонарушения, проблемы квалификации административного правонарушения, сотрудники органов внтуренних дел как специальный субъект административной ответственности.

Annotation. Article is devoted to problematic issues of qualification of an administrative violation in case of its commission by the internal affairs staff.

Keywords: administrative responsibility, administrative violation, problems of qualification of an administrative violation, internal affairs staff as a special subject of administrative responsibility.

Согласно действующему законодательству, сотрудники органов внутренних дел за совершенные противоправные деяния несут уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность1.

Что касается административной ответственности, то она наступает, в том случае, если совершено административное правонарушение, — такой позиции придерживаются многие ученые-административисты2, общее мнение которых сводится к тому, что «административное правонарушение является основанием для привлечения к административной ответственности»3.

Законодательное определение административного правонарушения закреплено в ч. 1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях4 (далее — КоАП РФ), согласно которой им «признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российкой Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Правовая сущность административного «правонарушения заключается в его формально-юридических признаках»5. Выделяют следующие характерные признаки административного правонарушения:

1) общественная вредность. Напрямую данный признак в легальном определении не закрепелен, соответственно, не является материальным признаком административного правонарушения, но о наличии его косвенно свидельствует ст. 2.2 КоАП РФ, где говорится о «вредных последствиях» этого деяния;

2) противоправность деяния означает, что данное деяние закреплено в нормативном правовом акте как

1 Ст. 15 ФЗ РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3«0 службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

2 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник; 3-е изд., перераб.и доп. М., 2007. С. 545; Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Первая часть: Учебник. М., 2011.С. 410.

3 Некрасов В.Ф., Полубинский В.И. МВД России: Энциклопедия. М., 2002. С. 26.

4 Российская газета. 2001. 31 дек.

5 Малахов В.П., Горшенева И.А., Иванов А.А. Теория государства и права: Учеб. пособие. М., 2012. С. 159.

-дЛ^^ИЙ-

правонарушение, т.е. такое действие (бездействие) прямо предусмотрено в качестве административного правонарушения в КоАП РФ и законах субъектов Российской Федерации об адмнистративном правонарушениях;

3) виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины в форме умысла или неосторожности, т.е. совершено умышленно либо неосторожно;

4) субъектный состав. Субъектами правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица;

5) наказуемость как признак адмнистративного правонарушения означает возможность применения административного наказания за совершение данного правонарушения. Административные наказания, в свою очередь, как «мера административной ответственности подразумевают применение различных средств принудительного воздействия на поведение людей»6.

Таким образом, в случае если отсутсвуют обстоятельства, исключающие административную отвест-венность, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ, то к лицу, совершившему административное правонарушение могут применяться следующие виды административного наказания, предусмотренные ст. 3.2 КоАП РФ: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Перечень административных наказаний является исчерпывающим, устанавливается исключительно Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ.

Что касается сотрудников органов внутренних дел, то, как и в ранее действовавшем7, так и в современном российском административном законодательстве предусматривается специальный порядок привлечения к административной ответственности сотрудников органов внутренних дел и других лиц, обозначенных в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ.

Сотрудником органов внутренних дел, согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательных акты Российской Федерации»8 (далее — Федеральный закон № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел») признается гражданин, который взял на себя обязательство по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Особый порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел к административной ответственности установлен ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ и ст. 15 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» и заключается он в том, что сотрудники за совершение административных правонарушений, за исключением правонарушений, указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за которые предусмотрен общий порядок привлечения к административной отвествен-ности, несут дисциплинарную ответственность, т.е. меры административного наказания в этих случаях не применяются.

Общий порядок привлечения к административной ответственности сотрудников органов внутренних дел представляет собой установленный ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ механизм привлечения сотрудников органов внутренних дел к административной ответственности за совершение следующих административных правонарушений:

♦ нарушение законодательства о выборах и референдуме (ст. 5.1—5.25, ст. 5.45—5.52, ст. 5.56 КоАП РФ);

♦ нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);

♦ нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

♦ нарушения законодательства о контрактной системе в сфере государственных закупок (ст. 7.29— 7.32 КоАП РФ);

6 Зырянов С.М. Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. № 1 (205). С. 15.

7 Ст. 16 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. 1984. № 27. Ст. 909.

8 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

№ 6 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

87

■ i'l^fe--

♦ нарушение в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ);

♦ нарушение требований пожарной безопасности (ст. 11.16, ст. 20.4 КоАП РФ);

♦ нарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ);

♦ нарушения антимонопольного законодательства (ст 14.9, ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ);

♦ нарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст. 15 КоАП РФ);

♦ нарушения в области таможенного дела (гл. 16 КоАП РФ);

♦ нарушения, посягающие на институты государственной власти (ст. 17.3, ст. 17.7—17.9, ч. 1, 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ);

♦ нарушения в области защиты государственной границы РФ (ст. 18.1—18.4 КоАП РФ);

♦ нарушение срока уплаты административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Итак, обобщая результаты проведенного анализа норм, регулирующих ответственность сотрудников органов внутренних дел за совершение административных правонарушений, можно сделать вывод, что сотрудники за совершенные административные правонарушения привлекаются либо к административной (общий порядок), либо к дисциплинарной ответственности (особый порядок), что противоречит определению административного правонарушения, указанного в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.

Следовательно, деяния, за исключением указанных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ в случае их совершения сотрудником органов внтуренних дел и другими лицами, указанными в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, не яв-

ляются административными правонарушениями, так как при буквальном следовании нормам КоАП РФ такие деяния не квалифицируются как административные правонарушения, а относятся к дисциплинарным проступкам.

Литература

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Первая часть: Учебник. М., 2011.

2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник; 3-е изд., пере-раб.и доп. M., 2007.

3. Зырянов С.М. Административная ответственность в системе публично-правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. № 1 (205).

4. Малахов В.П., Горшенева И.А., Иванов А.А. Теория государства и права: Учеб. пособие. М., 2012.

5. Некрасов В.Ф., Полубинский В.И. МВД России: Энциклопедия. М., 2002.

References

1. Alekhin A.P., Karmolitsky A.A. Administrative law in Russia. The first part: the textbook. M., 2011.

2. BachrachD.N. RossinskyB.V., StarilovJ.N. Administrative law: the textbook; 3rd ed., pererab i ad. M., 2007.

3. Zyryanov S.M. Administrative responsibility in the system of public liability // Journal of Russian law. 2014. № 1 (205).

4. Malakhov V.P., Gorsheneva I.A., IvanovA.A. Theory of State and Law: Textbook. allowance. M., 2012.

5. Nekrasov V.F., Polubinskii V.I. Ministry of Internal Affairs of Russia: Encyclopedia. M., 2002.

П|:[:снг: 1ЩШНАЛ

:i ILHKA

H

■г_г|ун;ц,-;г 2

< о iu; K'V; v Or.,"

Аминов И.И. и др. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников ОВД: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА.

С современных позиций рассматриваются основные этические проблемы: сущность морали, категории этики, история нравственных начал в деятельности царской полиции и советской милиции. Даются рекомендации по формированию у сотрудников общих и профессиональных компетенций, убеждений, умений и навыков соблюдения моральных и правовых норм в профессиональной деятельности и повседневном поведении.

Особое внимание уделяется анализу Типового кодекса профессиональной этики и служебного поведения в контексте той или иной главы.

Для учащихся и преподавателей образовательных учреждений МВД России. Учебник может быть использован в процессе служебной подготовки сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.