Научная статья на тему 'О привлечении военнослужащих к административной ответственности'

О привлечении военнослужащих к административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8792
862
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / STATUS OF MILITARY PERSONNEL / ADMINISTRATIVE OFFENCE / ADMINISTRATIVE PENALTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тихалева Елена Юрьевна

В статье раскрываются особенности административной ответственности военнослужащих на основе анализа норм действующего законодательства и судебной практики. Исследуется статус военнослужащих как специальных субъектов административной ответственности. Рассмотрены органы, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Определены виды административных наказаний, которые не могут применяться к военнослужащим. Выделены проблемы производства по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Responsibility of Military Personnel

The article describes features of administrative responsibility of military personnel on the basis of analysis of the current legislation and judicial practice. The status of the military personnel as special subjects of administrative responsibility is investigated. The bodies authorized to carry out process on cases of administrative offence are discussed. The administrative penalties that can’t be applied to military personnel are defined. Selected problems of manufacture on аffairs about administrative offences committed by military personnel.

Текст научной работы на тему «О привлечении военнослужащих к административной ответственности»

УДК 342.92

Б01: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-94-98

О ПРИВЛЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ _К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ТИХАЛЕВА Елена Юрьевна*

И columbijka@mail.ru

Ул. Приборостроительная, 35, Орёл, 302034, Россия

Аннотация. В статье раскрываются особенности административной ответственности военнослужащих на основе анализа норм действующего законодательства и судебной практики. Исследуется статус военнослужащих как специальных субъектов административной ответственности. Рассмотрены органы, уполномоченные осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Определены виды административных наказаний, которые не могут применяться к военнослужащим. Выделены проблемы производства по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими.

Ключевые слова: административная ответственность, дисциплинарная ответственность, статус военнослужащего, административное правонарушение, административное наказание.

Administrative Responsibility of Military Personnel

Tikhaleva Elena Yu.**

El columbijka@mail.ru

35 Priborostroitelnaya str., Oryol, 302034, Russia

Abstract. The article describes features of administrative responsibility of military personnel on the basis of analysis of the current legislation and judicial practice. The status of the military personnel as special subjects of administrative responsibility is investigated. The bodies authorized to carry out process on cases of administrative offence are discussed. The administrative penalties that can't be applied to military personnel are defined. Selected problems of manufacture on qffairs about administrative offences committed by military personnel.

Keywords: administrative responsibility, disciplinary responsibility, status of military personnel, administrative offence, administrative penalty.

Построение в России правового государства после принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. обусловило проведение ряда государственно-правовых преобразований, в том числе реформирование законодательства. В рамках этого периода совершенствовалось нормативно-правовое регулирование института военной службы, уделялось внимание вопросам, связанным с юридической ответственностью военнослужащих.

Специфика административной ответственности военнослужащих определяется на сегодняшний день тем, что военнослужащие подлежат административной ответственности на общих основаниях лишь по ограниченному кругу административных правонарушений (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В остальных случаях военнослужащие подлежат дисциплинарной ответственности.

* Доцент кафедры теории и истории государства и права Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, кандидат юридических наук.

** Docent of the Department of Theory and History of State and Law of the Academy of the Federal Guard Service of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

Рассмотрим статус военнослужащего как субъекта административной ответственности. Первоочередным здесь является вопрос о том, с какого момента военнослужащий приобретает данный статус. По мнению Ю. А. Королевой, возбуждение дела об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, является тем отправным моментом, который влечет за собой юридическое последствие в виде признания данного субъекта лицом, в отношении которого ведется производство. Субъект приобретает указанный статус в том случае, если факт совершения административного правонарушения соответствующим образом процессуально оформлен [4, с. 55].

Необходимо отметить, что общего субъекта административного правонарушения характеризует наличие установленного возраста ответственности (16 лет) и вменяемости - признаков субъекта, минимально необходимых для квалификации деяния как правонарушения [2, с. 26]. Невменяемость имеет строгие временные границы, поэтому при необходимости она должна устанавливаться также на момент совершения противоправного деяния. В связи с этим вопрос о вменяемости или невменяемости военнослужащего должен разрешаться только в отношении конкретного и доказанного правонарушения.

Военнослужащий - это лицо, достигшее по общему правилу 18-летнего возраста, так как решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста, за исключением категории несовершеннолетних военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, куда имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 лет1.

Военнослужащие обладают специальной де-ликтоспособностью, которая отличается от общей своим объемом и выступает в ограниченном виде. Ограниченная деликтоспособность военнослужащего обусловливается установленными законом изъятиями из общего порядка привлечения к административной ответственности и наложения административных наказаний за административные правонарушения [1, с. 181].

Исследование особенностей порядка привлечения военнослужащих к административной

ответственности за совершение административных правонарушений, то есть ответственности на общих основаниях, целесообразно связать с рассмотрением субъектов, уполномоченных осуществлять производство, и стадий, отражающих последовательность развертывания процессуальных действий.

По объему функциональной компетенции субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, можно выделить следующие группы субъектов: 1) уполномоченные только возбуждать дела об административных правонарушениях; 2) уполномоченные осуществлять непосредственно административно-юрисдикционные функции; 3) наделенные полномочиями осуществлять процессуальные действия на всех стадиях производства.

Деятельность первой группы субъектов связана с совершением комплекса процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения правонарушения, производится его фиксация в протоколе, определяются круг доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения его по существу. Фактически к данным субъектам правоприменения относятся должностные лица, уполномоченные только составлять протоколы об административных правонарушениях.

К органам, осуществляющим администра-тивно-юрисдикционные функции, относятся судьи военных судов.

К третьей группе относятся должностные лица органов внутренних дел (полиции) - это начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД), его заместители, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, его заместители, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместители, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции и т. д.

Если границы административно-процессуальной деятельности классифицируемых субъектов сузить рамками административно-юрисдик-ционной деятельности, то в качестве основания для их классификации в данном случае может

1 Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации : приказ Министра обороны Рос. Федерации от 7 апр. 2015 г. № 185. URL: http://www.pravo.gov.ru

быть рассмотрен характер функциональной ад-министративно-юрисдикционной компетенции. В связи с этим следует различать: 1) субъекты административной юрисдикции первой инстанции (участковые уполномоченные полиции, сотрудники ГИБДД, начальники таможенных постов и др.); 2) субъекты административной юрисдикции второй инстанции (руководитель Федеральной таможенной службы Российской Федерации, руководители Министерства внутренних дел, главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, председатели окружных (флотских) военных судов и др.); 3) субъекты административной юрисдикции, выступающие как в первой, так и во второй инстанциях (судьи гарнизонных, окружных (флотских) военных судов и др.).

Судьи военных судов занимают особое место в приведенной системе. Проявляется это, во-первых, в том, что военные судьи могут выступать в роли как первой, так и второй инстанции. В последнем случае речь идет о компетенции судей рассматривать жалобы военнослужащих на вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях, а также протесты прокурора на не вступившие в законную силу постановления по делам и последующие решения по жалобам на эти постановления, пересматривать вступившие в законную силу постановления и решения. Во-вторых, данные субъекты включаются в производство только на стадии рассмотрения и разрешения дела. В-третьих, военные судьи обладают межотраслевой компетенцией, а точнее, широкой предметной компетенцией, с которой неразрывно связана также их функциональная компетенция [5, с. 242].

Военные суды фактически были включены в систему органов первой инстанции, осуществляющих административно-юрисдикционные функции, только со вступлением в действие с 1 июля 2002 г. КоАП РФ. За 6 месяцев 2002 г., по данным Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, военными судами всего было рассмотрено 3 190 дел об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими. В 2015 г. военными судами было рассмотрено 13 948 дел об административных правонарушениях, 11 675 человек были подвергнуты административным наказани-

ям. В целом можно говорить о росте количества дел об административных правонарушениях, рассмотренных военными судами Российской Федерации за соответствующие периоды.

Обратим внимание также на роль военных судов, обозначенную в принятом в 2015 г. Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). КАС РФ освещает подсудность военных судов. Так, в ст. 18 сделана важная оговорка: «в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела... в сфере административных и иных публичных правоотношений рассматриваются военными судами».

Еще одним важным участником производства по делам об административных правонарушениях может быть военная прокуратура, являющаяся составной частью прокуратуры Российской Федерации и действующая в соответствии с общими принципами организации и деятельности прокуратуры. Вместе с тем ее работе присущи определенные особенности, обусловленные принципами военного строительства: централизацией, единоначалием, воинской дисциплиной, организационной структурой Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

Особенности функциональной компетенции органов военной прокуратуры в исследуемом производстве определяются КоАП РФ и проявляются в следующем: во-первых, военные прокуроры вправе своим постановлением возбуждать дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими; во-вторых, они вправе участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; в-третьих, они приносят протесты на не вступившие в законную силу постановления; в-четвертых, военные прокуроры вправе опротестовывать последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на указанные постановления [3, с. 386].

Таким образом, военная прокуратура должна выступать в системе субъектов, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях с участием военнослужащих, прежде всего как важнейшее звено, которое осуществляет надзор за правильным и единообразным применением и исполнением законов органами военного управления и иными органами (должностными лицами), своевременно принимает меры по устранению нарушений принципа

законности административного процесса, охраняет права и законные интересы военнослужащих и членов их семей.

В 2015 г. была создана военная полиция и президентским указом утвержден ее Устав2. Ряд функций военной полиции, отраженных в Уставе, также касается непосредственно административных правонарушений, совершаемых военнослужащими:

- выявление причин и условий, способствующих совершению военнослужащими преступлений, административных правонарушений и дисциплинарных проступков, принятие мер по их устранению;

- выявление военнослужащих, имеющих намерение совершить правонарушение, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

- предупреждение и пресечение административных правонарушений, совершаемых военнослужащими;

- прием, регистрация, осуществление проверки заявлений и сообщений об административных правонарушениях;

- осуществление проверок сообщений или заявлений физических и юридических лиц, а также сообщений в средствах массовой информации, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- охрана места происшествия, обеспечение сохранности следов административного правонарушения в пределах своих полномочий;

- производство в соответствии с компетенцией по делам об административных правонарушениях.

В правоприменительной практике наиболее часто встречающимися административными правонарушениями, совершаемыми военнослужащими, являются те, которые связаны с нарушением правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии

алкогольного опьянения3, отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения4, оставление места дорожно-транспортного происшествия5 и т. п.), а также неуплатой административных штрафов в установленный срок6.

Если совершено административное правонарушение, не входящее в перечень, указанный в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, то после выяснения всех обстоятельств производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ). В этой ситуации постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в течение суток направляется в воинскую часть (или другое учреждение по месту несения военной службы, по месту прохождения военных сборов) в целях привлечения лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2. ст. 28.9 КоАП РФ)7.

В статье 3.2 КоАП РФ содержится перечень видов административных наказаний, которые могут быть назначены за совершение административных правонарушений. В прежних редакциях КоАП РФ к военнослужащим (и вместе с ними гражданам, проходящим военные сборы) недопустимо было применять такие виды административных наказаний, как административный арест, административный штраф (для военнослужащих, проходящих службу по призыву), лишение права на управление транспортным средством.

В настоящее время существуют следующие ограничения по применению административных наказаний для военнослужащих: административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций до заключения с ними

2 Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 25 марта 2015 г. № 161 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 13, ст. 1909.

3 Постановление Барнаул. гарнизон. воен. суда от 12 апр. 2016 г. № 5-61/2016 по делу № 5-61/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 Постановление Моск. обл. суда от 5 нояб. 2014 г. № 4а-990/14. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5 Постановление Астрахан. гарнизон. воен. суда № 5-37/2016 от 14 апр. 2016 г. по делу № 5-37/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6 Постановление Новочеркас. гарнизон. воен. суда № 5-32/2016 от 13 апр. 2016 г по делу № 5-32/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7 Постановление Майкоп. гарнизон. воен. суда № 5-80/2016 от 12 апр. 2016 г. по делу № 5-80/2016. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

контракта о прохождении военной службы; административный арест не может применяться к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы; административное выдворение за пределы территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не может применяться к военнослужащим -иностранным гражданам; обязательные работы не могут применяться к военнослужащим, а также к лицам, призванным на военные сборы.

На практике нередко трудности возникают в тех ситуациях, когда военнослужащий скрывает свой статус. Вследствие этого данному лицу может назначаться административное наказание, не совместимое с его статусом (например, административный арест). А это становится в дальнейшем поводом для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (как правило, указывается, что дело рассматривалось с нарушением правил подведомственности). Тем не менее в подавляющем большинстве случаев такие жалобы остаются без удовлетворения, а поведение лица по сокрытию своего статуса расценивается судом как зло-

употребление субъективным процессуальным правом, которое не может быть признано юридически одобряемым8.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации если лицо, привлекаемое к административной ответственности, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении не заявило, что является военнослужащим, то соответствующее заявление лица при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не может служить основанием для отмены этого постановления9.

Таким образом, военнослужащий изначально должен понимать, что несообщение уполномоченным должностным лицам до вынесения постановления по делу об административном правонарушении информации о своем статусе впоследствии может повлечь за собой отказ в обжаловании указанного постановления по данному основанию. В этой ситуации всю полноту ответственности за свое поведение несет военнослужащий.

Список литературы

1. Акбашев Р. Р. Функции ограниченной юридической ответственности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1. С. 179-181.

2. Ивенин А. Э. О некоторых вопросах административной ответственности военнослужащих // Юридический мир. 2012. № 4. С. 25-27.

3. Карпов Н. Н. Деятельность прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 8 (124). С. 385-390.

4. Королева Ю. А. Ответственность военнослужащих за административные правонарушения : дис. канд. ... юрид. наук. М., 2004. 187 с.

5. Сойников М. А. Некоторые вопросы подсудности административных дел военным судам // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 3-2. С. 242-244.

References

1. Akbashev R. R. Funktsii ogranichennoi yuridicheskoi otvetstvennosti [Functions of Limited Legal Liability]. Yuridiches-kaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii - Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, no. 1, pp. 179-181.

2. Ivenin A. E. O nekotorykh voprosakh administrativnoi otvetstvennosti voennosluzhashchikh [On Some Issues of Administrative Responsibility of Military Personnel]. Yuridicheskii mir- The Legal World, 2012, no. 4, pp. 25-27.

3. Karpov N. N. Deyatel'nost' prokuratury po obespecheniyu zakonnosti v sfere prokhozhdeniya voennoi sluzhby [Activities of Prosecutor's Office to Ensure the Rule of Law in Military Service Sphere]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Gumanitar-nye nauki - Tambov University Review. Series "Humanities", 2013, no. 8 (124), pp. 385-390.

4. Koroleva Yu. A. Otvetstvennost' voennosluzhashchikh za administrativnye pravonarusheniya. Dis. kand. yurid. nauk [Responsibility of Military Personnel for Administrative Offenses. Cand. Legal Sci. Dis.]. Moscow, 2004. 187 p.

5. Soinikov M. A. Nekotorye voprosy podsudnosti administrativnykh del voennym sudam [Some Issues of Jurisdiction of Administrative Cases to Military Courts]. Novaya nauka: sovremennoe sostoyanie iputi razvitiya - New Science: the Current State and Ways of Development, 2016, no. 3-2, pp. 242-244.

8 См., напр.: Постановление Архангел. обл. суда от 25 нояб. 2016 г. № 4а-383/2016 ; Постановление Верхов. Суда Респ. Калмыкия от 26 мая 2016 г. № 4А-72/2016 ; Постановление Камчат. краевого суда от 1 сент. 2015 г. по делу № 4А-273/2015 ; и др. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

9 Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года : утв. постановлением Президиума Верхов. Суда Рос. Федерации от 16 июня 2010 г. // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. 2010. № 9 (извлечение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.