Научная статья на тему 'Особенности административных наказаний, применяемых к должностным лицам'

Особенности административных наказаний, применяемых к должностным лицам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3446
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / НАКАЗАНИЕ / ПРАВО / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ШТРАФ / КОНФИСКАЦИЯ / АРЕСТ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / OFFICIAL / PUNISHMENT / LAW / OFFENCE / RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / PREVENTION / PENALTY / CONFISCATION / ARREST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асланов М. Х.

Административное законодательство устанавливает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Данная статья посвящена возможным наказаниям и административной ответственности должностных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE PUNISHMENTS APPLIED TO OFFICIALS

The administrative legislation establishes that administrative punishment is the measure of responsibility for commission of administrative offense established by the state and is applied for prevention of commission of new offenses by both the offender, and other persons. This article is devoted to possible punishments and administrative responsibility of officials.

Текст научной работы на тему «Особенности административных наказаний, применяемых к должностным лицам»

116

Юридические науки

УДК 34.03

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Асланов М.Х., магистрант,

Московский финансово-юридический университет (МФЮА), г. Москва E-mail: [email protected]

Административное законодательство устанавливает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушите лем, так и другими лицами.

Данная статья посвящена возможным наказаниям и административной ответственности должностных лиц.

Ключевые слова: административная ответственность, должностное лицо, наказание, право, правонарушение, ответственность, административное наказание, предупреждение, штраф, конфискация, арест.

FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE PUNISHMENTS APPLIED TO OFFICIALS

Aslanov M.H., undergraduate,

Moscow financial and law university (MFUAate powers), Moscow

The administrative legislation establishes that administrative punishment is the measure of responsibility for commission of administrative offense established by the state and is applied for prevention of commission of new offenses by both the offender, and other persons.

This article is devoted to possible punishments and administrative responsibility of officials..

Key words: administrative responsibility, official, punishment, law, offence, responsibility, administrative punishment, prevention, penalty, confiscation, arrest.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей 1

Впервые в законодательстве об административной ответственности закрепляется понятие должностного лица. В отличие от понятия должностного лица, закрепленного в УК, КоАП дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное,

в установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

К должностным лицам КоАП относит также руководителей и других работников иных организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные

1 МаксимовИ.В. Административные наказания. М.: Норма, 2009. С. 237.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ

117

функции, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К административно-распорядительным функциям относятся такие, как: руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным, а к административно-хозяйственным - полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, и иные действия.

Административная ответственность должностных лиц предусмотрена в большинстве составов административных правонарушений, содержащихся в Особенной части КоАП.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции:

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Правом на неприкосновенность наделены так-

же депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.

В отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и др., решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики,краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ.

Установлен также особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации) к административной ответственности. Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную

7 • 2017 • НАУЧНЫЕ ИЗВЕСТИЯ

118

МХ. АСЛАНОВ

ответственность как на общих основаниях, так и (в большинстве случаев) согласно воинским уставам.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных

правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993) // Российская газета. 25.12. 1993. № 237.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (с измен. и дополн., вступ. в силу с 18.05. 2017) // КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 08.02. 1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ. 16.02. 1998. № 7. Ст. 785.

4. Федеральный закон от 30.12. 2001 № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» (послед. ред.) // КонсультантПлюс.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02. 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. 15.03. 2005. № 50.

6. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. 9-е изд., перераб. и дополн. М.: Юрайт, 2016. - 937 с.

7. Административное право России: Учебник / Отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и дополг. М.: Проспект, 2015. - 560 с.

8. Административно-деликтное право: Учебн. пособие / Ю.Б. Аникеенко, В.М. Бозров, В.М. Новоселова. М.: Юрлитинформ, 2014. - 213 с.

9. Административное право: Учебн.-методич. комплекс / Т.В. Телятицкая, А.П. Куракова. Минск: Изд-во МИУ, 2013. - 300 с.

10. Административно-процессуальное право России: Учебник / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. М.: Юрайт, 2016. - 341 с.

11. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. 3-е изд., пересмотр. и дополн. -М.: Норма, 2008. - 816 с.

12. Глущенко П.П. Административное право: Краткий курс / П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. 2-е изд. СПб.: Питер, 2011. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.