Научная статья на тему 'Адаптивная физическая культура: проблемы инклюзии людей с ограниченными возможностями'

Адаптивная физическая культура: проблемы инклюзии людей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная физическая культура / люди с ограниченными возможностями / спорт / проблема инклюзии / дискриминация / социальная адаптация / adaptive physical culture / people with disabilities / sports / the problem of inclusion / discrimination / social adaptation

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — В.А. Наумова

В статье акцентируется внимание на важности адаптивной физической культуры как способа обеспечения равных возможностей для каждого человека, а также на проблемах, связанных с вовлечением в регулярные занятия спортом людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive Physical Culture: the Problems of Inclusion of People with Disabilities

The article focuses on the importance of adaptive physical education as a way to ensure equal opportunities for every person, as well as on the problems related to involving people with health problems in regular sports activities.

Текст научной работы на тему «Адаптивная физическая культура: проблемы инклюзии людей с ограниченными возможностями»

УДК 796

DOI 10.24412/cl-36450-2023-4-199-202

В. А. НАУМОВА

Адаптивная физическая культура: проблемы инклюзии людей с ограниченными возможностями

В статье акцентируется внимание на важности адаптивной физической культуры, как способа обеспечения равных возможностей для каждого человека, а также на проблемах, связанных с вовлечением в регулярные занятия спортом людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями, спорт, проблема инклюзии, дискриминация, социальная адаптация.

V. A. NAUMOVA

Adaptive Physical Culture: the Problems of Inclusion of People with Disabilities

The article focuses on the importance of adaptive physical education as a way to ensure equal opportunities for every person, as well as on the problems related to involving people with health problems in regular sports activities.

Keywords: adaptive physical culture, people with disabilities, sports, the problem of inclusion, discrimination.

Цель исследования - провести анализ преград и перспектив развития адаптивной физической культуры, а также разработать рекомендации по повышению эффективности мероприятий по привлечению людей с ограниченными возможностями (ОВЗ) к спортивному движению.

Научная новизна исследования заключается в анализе эффективности использования инновационных педагогических технологий как решения проблемы инклюзии людей с ограниченными возможностями. В результате определено, что применение практик адаптивной физической культуры является эффективным в физической реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Однако важно подчеркнуть необходимость повышения доступности спортивных сооружений, углубленной подготовки специалистов сферы физической культуры и спорта в инклюзивном образовании, что требует совместных усилий государственных учреждений, общественных организаций и общества в целом.

По данным Федеральной службы государственной статистики численность инвалидов в Российской Федерации на 1 января 2023 г. составила 10 миллионов 933 тысячи человек, из них 722 тысячи - дети в возрасте до 18 лет.

НАУМОВА Вероника Александровна, студент факультета таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии.

Научный руководитель - Жмырко Инна Николаевна, старший преподаватель кафедры физической подготовки Ростовского филиала Российской таможенной академии.

В большинстве случаев данной группе людей сложно социализироваться в спортивную сферу из-за ряда трудностей, связанных с неразвитой инфраструктурой, недостаточным уровнем образования и предвзятым отношением. Решением данных проблем выступает адаптивная физическая культура.

Адаптивная физическая культура (АФК) - это относительно новая для России, активно развивающаяся сфера социальной практики, базирующаяся на трех областях знания: физической культуре, медицине и коррекционной педагогике. Адаптивная физическая культура является более емким понятием, чем лечебная физическая культура или физическое воспитание, и включает в себя виды деятельности, представленные на схеме.

Составляющие АФК

Основной задачей АФК является формирование и развитие максимально возможного уровня жизнеспособности человека с ОВЗ за счет обеспечения функционирования его физических навыков и внутренней энергии, их согласования с целью социализации и самореализации в обществе.

В настоящее время АФК успешно развивается в РФ, об этом свидетельствуют широкое распространение образовательных программ по подготовке кадрового состава, как в системе высшего образования, так и среднего профессионального образования; разработка федеральных проектов и законов, направленных на адаптацию обучения к потребностям обучающихся с ОВЗ; участие и систематические победы российских спортсменов в паралимпиадах.

Однако АФК при всем своем стремительном развитии сталкивается с определенными трудностями - такими, как отсутствие доступа к определенным спортивным объектам, дефицит адаптивного оборудования, недостаточный уровень подготовки специалистов в данной сфере, дискриминация по признаку инвалидности.

Ограниченный доступ к спортивным объектам проявляется в том, что многие объекты инфраструктуры не предоставляют доступ для людей с ОВЗ: отсутствие подъемных платформ, широких дверных проемов, адаптированных раздевалок.

Также многие люди с ограниченными возможностями нуждаются в специализированном оборудовании, но оно часто дорого и недоступно для широкого круга лиц с ограничениями по здоровью.

Инструкторы и тренеры часто не имеют достаточного опыта и знаний в области адаптивной физической культуры. Это может привести к травмам

или неправильной технике выполнения упражнений, что негативно сказывается на физическом состоянии и мотивации людей с ограниченными возможностями.

До сих пор существует низкая осведомленность и негативное отношение со стороны общества к инклюзии и участию людей с ограниченными возможностями в спортивной и физической деятельности. Неразумные стереотипы и предрассудки препятствуют полной интеграции определенных социальных групп в спортивную жизнь.

Для решения вышеперечисленных проблем, препятствующих инклюзии людей с ОВЗ в спорт, ведется активная инновационная деятельность.

В сфере образования: к формам инновационных технологий, реализуемым в процессе получения среднего профессионального образования или высшего образования в сфере адаптивной физической культуры, можно отнести: проведение стажировок в образовательных организациях, имеющих лицензию на данный вид образования; проведение «выездной модели курсов повышения квалификации»; сетевая форма осуществления программ дополнительного профессионального образования; дистанционная реализация курсов повышения квалификации или переподготовки кадров; форма «накопительного сертификата», предусматривающая учет кратковременных тематических конференций по тематике, посвященной адаптивной физической культуры, инклюзивному формату проведения совместных занятий со здоровыми лицами и лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В сфере индивидуального спортивного оборудования: в последние десятилетия наблюдается рост применения так называемых «носимых» (wearable) технологий в сфере адаптивного спорта. Носимые устройства являют собой результат тенденции к миниатюризации лабораторного оборудования и реализации концепции «лаборатории на чипе». Разрабатывают новые поколения носимых биосенсоров, которые напрямую взаимодействуют с эпидермисом человека и довольно точно измеряют все необходимые показатели движения и физиологических фаз, таким образом, позволяя отслеживать состояние организма человека. Активно ведется разработка специальных тренажеров для инвалидов. Перспективным является применение велотренажеров с пульсозависимыми программами, способных автоматически регулировать нагрузку в зависимости от значения пульса. Также современные электрические беговые дорожки позволяют регулировать нагрузку посредством изменения угла наклона бегового полотна и скорости движения на основе пульсозависимой программы. Получают развитие инновационные системы амортизации, призванные облегчать занятия для лиц с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата.

Однако данные разработки требуют больших финансовых вложений от государства, так же как и проблема недостаточного развития спортивной инфраструктуры. Для решения данного вопроса государству необходима финансовая поддержка некоммерческих организаций в области развития адаптивной физической культуры, что можно обеспечить за счет определенных льгот, пониженных кредитных ставок и других инструментов.

В свою очередь, пропаганда инклюзивности поможет развить осведомленность общественности о возможностях и талантах людей с ограниченными возможностями, создать позитивную атмосферу и приветствовать их участие в физической культуре и спорте. Это также поможет бороться со стереотипами,

предвзятостью и, возможно, решит ряд проблем с финансированием данной отрасли.

В заключение заметим, что инклюзия людей с ограниченными возможностями в адаптивную физическую культуру остается актуальной и важной проблемой. Несмотря на прогрессы в данной области, все еще существует много препятствий на пути полноценного участия данной социальной группы в спортивной жизни страны. Необходимо принять решительные меры для устранения проблем и создания более благоприятной и терпимой среды в обществе. Только тогда получится добиться равных возможностей и развития для всех людей, вне зависимости от их физических способностей.

Список литературы

1. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев. М.: Спорт, 2016. 616 с.

2. Федеральная служба государственной статистики: Положение инвалидов. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 14.11.2023).

3. Воронов Н. А. Современные вопросы адаптивной физической культуры // Эпоха науки. 2018. № 14. С. 231-233.

4. Межман И.Ф., Ухина Н. В. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры // Молодой ученый. 2015. № 18. С. 427-429.

5. Евсеев С. П. Федеральные курсы повышения квалификации по адаптивной физической культуре в действии / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, Ю. Ю. Вишнякова [и др.] // Адаптивная физическая культура. 2020. Т. 81. № 1. С. 2-3.

6. Евсеева, О. Э. Инклюзивные занятия спортом / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев, А. В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. 2017. № 1 (69). С. 1-6.

УДК 796:799.3

DOI 10.24412/cl-36450-2023-4-202-206

П. П. ПУЗИН, И. П. АЛЕШИН

Анализ влияния индивидуальных особенностей стрелка на его психологическое состояние во время стрельбы

В статье рассматриваются мысленная проработка стрелковых действий и связанных с ними психологических процессов и состояний. Рассматривается связь результата

ПУЗИН Петр Павлович, преподаватель кафедры физической подготовки Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

АЛЕШИН Игорь Павлович, студент факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.