Научная статья на тему 'Анализ влияния индивидуальных особенностей стрелка на его психологическое состояние во время стрельбы'

Анализ влияния индивидуальных особенностей стрелка на его психологическое состояние во время стрельбы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стрельба / психология стрелка / умение владеть собой / терпение и выдержка / shooting / shooter’s psychology / self-control / patience and endurance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — П П. Пузин, И П. Алешин

В статье рассматриваются мысленная проработка стрелковых действий и связанных с ними психологических процессов и состояний. Рассматривается связь результата стрельбы от психологического состояния стрелка как на соревнованиях, так и на тренировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — П П. Пузин, И П. Алешин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Impact of Individual Characteristics of a Shooter on Their Psychological State during Shooting

The article discusses the mental elaboration of shooting actions and related psychological processes and states. The relationship between the result of shooting and the psychological state of the shooter both in competitions and in training is considered.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния индивидуальных особенностей стрелка на его психологическое состояние во время стрельбы»

предвзятостью и, возможно, решит ряд проблем с финансированием данной отрасли.

В заключение заметим, что инклюзия людей с ограниченными возможностями в адаптивную физическую культуру остается актуальной и важной проблемой. Несмотря на прогрессы в данной области, все еще существует много препятствий на пути полноценного участия данной социальной группы в спортивной жизни страны. Необходимо принять решительные меры для устранения проблем и создания более благоприятной и терпимой среды в обществе. Только тогда получится добиться равных возможностей и развития для всех людей, вне зависимости от их физических способностей.

Список литературы

1. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев. М.: Спорт, 2016. 616 с.

2. Федеральная служба государственной статистики: Положение инвалидов. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 14.11.2023).

3. Воронов Н. А. Современные вопросы адаптивной физической культуры // Эпоха науки. 2018. № 14. С. 231-233.

4. Межман И.Ф., Ухина Н. В. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры // Молодой ученый. 2015. № 18. С. 427-429.

5. Евсеев С. П. Федеральные курсы повышения квалификации по адаптивной физической культуре в действии / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева, Ю. Ю. Вишнякова [и др.] // Адаптивная физическая культура. 2020. Т. 81. № 1. С. 2-3.

6. Евсеева, О. Э. Инклюзивные занятия спортом / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев, А. В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. 2017. № 1 (69). С. 1-6.

УДК 796:799.3

DOI 10.24412/cl-36450-2023-4-202-206

П. П. ПУЗИН, И. П. АЛЕШИН

Анализ влияния индивидуальных особенностей стрелка на его психологическое состояние во время стрельбы

В статье рассматриваются мысленная проработка стрелковых действий и связанных с ними психологических процессов и состояний. Рассматривается связь результата

ПУЗИН Петр Павлович, преподаватель кафедры физической подготовки Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

АЛЕШИН Игорь Павлович, студент факультета таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

стрельбы от психологического состояния стрелка как на соревнованиях, так и на тренировке.

Ключевые слова: стрельба, психология стрелка, умение владеть собой, терпение и выдержка.

P. P. PUZIN, I. P. ALYOSHIN

Analysis of the Impact of Individual Characteristics of a Shooter on Their Psychological State during Shooting

The article discusses the mental elaboration of shooting actions and related psychological processes and states. The relationship between the result of shooting and the psychological state of the shooter both in competitions and in training is considered. Keywords: shooting, shooter's psychology, self-control, patience and endurance.

Обучение человека стрельбе из стрелкового оружия кажется простой задачей, однако подготовка спортсмена или сотрудника, который мастерски владеет оружием и уверенно действует в условиях стрельбы, является сложным процессом. По нашему мнению, психологические аспекты играют огромную роль в общей подготовке стрелка и определяют качество его стрельбы.

На начальном этапе обучения внимание уделяется преодолению стрелковых инстинктов, которые могут мешать достижению высокой точности стрельбы. Следует понимать, что в процессе развития навыков стрельбы изменяются и методы психологической подготовки. Однако, по мере углубления навыков, психологическая подготовка формирует специфические качества, которые способствуют достижению более значительных результатов в стрельбе.

Важнейшей задачей психологической подготовки является контроль над своими эмоциями. Положительные эмоции, такие как прилив энергии, эмоциональный подъем, уверенность в себе и острота восприятия, должны развиваться и использоваться во благо. В то время как отрицательные эмоции, такие как разочарование, страх, сомнение и надменность, необходимо подавлять и контролировать.

Эмоции могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в процессе стрельбы. С одной стороны, стрелок может проявлять живость, активность и бодрость, но с другой - он также может ощущать усталость, безразличие, неудовлетворенность и сожаление. Эти эмоции могут возникать у стрелка во время обучения, в зависимости от его личных особенностей и его способности адекватно реагировать на стрессовые ситуации при достижении результата.

Психологическое состояние стрелка во время стрельбы может проявляться различными эмоциями. Иногда у стрелка возникают чувства решимости, радости и поднятого настроения, а иногда он может испытывать упадок сил, подавленность и неуверенность. Стрелок может переживать различные психологические и эмоциональные состояния во время тренировок, в зависимости от его темперамента, индивидуальных качеств и взаимодействия между стрелком и инструктором.

Эмоциональные проявления имеют значительное воздействие на качество стрельбы. Эмоциональное состояние стрелка влияет на его моторику, двигательную активность, восприятие и управление собственными действиями, а также

на способность анализировать происходящее во время стрельбы. Конкретные эмоциональные состояния у стрелков зависят от внутренних процессов и внешних условий окружающей среды.

Эмоции имеют в своей основе способность мобилизовать организм для борьбы и способствовать учебной и спортивной деятельности. Однако большой уровень стресса может нарушить нормальное течение психических процессов, привести к сужению сознания и ухудшению внимания, а также вызвать дезорганизацию двигательных функций. Один из примеров такой дезорганизации двигательных функций - ожидание выстрела.

«Ожидание выстрела» может быть вызвано чрезмерным волнением, и тревожностью у стрелка, которые могут иметь разное происхождение. Одной из причин может быть проблема тревожности в процессе обучения стрельбе из стрелкового оружия. Эта проблема является ключевой и включает в себя разнообразные аспекты, решение которых может пролить свет на психическую жизнь человека.

Помимо «ожидания выстрела», существует еще одна проблема, связанная с начинающими и неопытными стрелками, - «производство выстрела». Это психологическая ошибка, при которой стрелок подсознательно или даже сознательно командует себе произвести выстрел. Присутствие этой ошибки может привести к физическим действиям, которые отводят оружие от цели и мишени.

Физические действия стрелка при наличии психологических ошибок могут быть практически одинаковыми, что затрудняет идентификацию ошибки. Однако для успешного устранения таких ошибок необходимо различать их и применять соответствующие методы исправления. Психологическая ошибка «производство выстрела» может быть предотвращена у начинающего стрелка с помощью следующих методов.

1. Контроль действий стрелка «вхолостую»: означает, что стрелок выполняет упражнения и действия с оружием без заряженных патронов в неограниченное количество раз и с определенным временным интервалом. Физические ошибки или непонимание значимости таких тренировок могут свидетельствовать о необходимости дополнительной практики.

2. Работа с гильзой, установленной на оружии: в данном случае стрелок может практиковаться с установленной на оружие пустой гильзой. Это помогает отделить физические действия от фактического выстрела.

3. Заряжание оружия преподавателем или использование патронов с неопределенным состоянием: при использовании боевых и холостых патронов, при том что стрелок не знает, заряжены или нет, можно оценить его реакцию и увидеть наличие или отсутствие психологической ошибки.

4. Видеосъемка и обсуждение: запись работы стрелка с оружием «вхолостую» во время стрельбы позволяет преподавателю и стрелку самому просматривать и анализировать его действия. Последующее обсуждение видеоматериала помогает идентифицировать и устранить ошибки.

Использование этих методов позволяет выявить и корректировать психологические ошибки, такие как «производство выстрела», и улучшить качество стрельбы.

Для устранения психологической ошибки «ожидание выстрела» можно использовать следующие методы.

1. Психологическое расслабление обучаемого: включает в себя выявление и устранение факторов, которые могут вызывать напряжение у стрелка. Также может включать в себя техники релаксации, снятие стресса и управление эмоциями.

2. Использование вперемежку боевых и холостых патронов: переключение между боевыми и холостыми патронами может помочь стрелку разрешить психологическую ошибку «ожидания выстрела», так как это создает неопределенность и позволяет стрелку сосредотачиваться на технической стороне стрельбы, а не на ожидании выстрела.

3. Психологическое воздействие на стрелка во время производства выстрела: преподаватель может задавать стрелку простые вопросы во время производства выстрела, что помогает отвлечь его от ожидания и сосредоточиться на выполнении действий.

Психологическая подготовка играет важную роль в тренировочном процессе. Ее задача - обеспечить требуемый уровень результатов даже в условиях эмоционального напряжения. Эмоциональное возбуждение или заторможенность могут отрицательно повлиять на результаты стрельбы, поэтому психологическая подготовка важна для помощи стрелкам контролировать свои эмоции и концентрироваться на задаче.

Изучение индивидуальных особенностей и внутреннего мира стрелка также играет важную роль в эффективной работе с ним. Понимание его модальностей внутреннего опыта помогает преподавателю адаптировать методику обучения и обеспечить более успешный результат в процессе обучения стрельбе. Психологическое понимание и коммуникация между преподавателем и стрелком являются ключевыми элементами успешной психологической подготовки.

Воспитание стрелка предполагает развитие его воли, что включает в себя приобретение качеств, необходимых для эффективного применения навыков, приобретенных в ходе учебно-тренировочного процесса, даже в условиях эмоционального напряжения. Разрешение этой задачи неосуществимо без развития способности сопротивляться эмоциональным реакциям, которые могут помешать достижению высоких результатов.

Воля формируется, как известно, в процессе преодоления трудностей. Важно понимать, что не сама трудность, а именно процесс преодоления ее увеличивает способность к волевым усилиям человека. Волевые качества стрелка должны быть направлены на преодоление трудностей, которые возникают при контрольной стрельбе или соревнованиях. Поскольку стрелки имеют разнообразные волевые характеристики, необходимо применять разные методы тренировки, учитывая психологические нюансы каждого стрелка.

Идеомоторная (аутогенная) тренировка представляет собой доступный метод совершенствования спортсмена. Она нацелена на обучение спортсменов контролировать мышечный тонус, совершенствовать технику и развивать способность к саморегуляции, что позволяет управлять своим психическим состоянием. В этом контексте аутогенная тренировка включает различные приемы самовнушения, такие как самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение и другие. Эти приемы могут быть полезными для улучшения психической подготовки стрелка.

Важно, чтобы стрелок обладал навыками волевого воздействия. Самоприказ, как одна из форм волевого воздействия, может быть применен в условиях сильной усталости, чтобы мотивировать стрелка к завершению усилий. Стрелок должен быть способен регулировать свои психические состояния, чтобы не поддаваться эмоциональным реакциям в решающие моменты стрельбы.

Таким образом, развитие воли и эффективная психологическая подготовка играют важную роль в успешной стрельбе, позволяя стрелку достичь высоких результатов, даже в условиях эмоционального напряжения.

Список литературы

1. Ванштейн Л. М. Психология в пулевой стрельбе. М.: ДОСААФ, 1981.142 с.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2012. 279 с.

3. Корх А. Я. Спортивная стрельба: Физкультура и спорт. М., 1967. 255 с.

4. Корх А. Я. Стрелковый спорт и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1986. 144 с.

УДК 796

Б01 10.24412/с1-36450-2023-4-206-211

В. П. СУДОРГИНА, А. А. ГАВРИЛЕНКО, Е. А. ХРОЛ

Сравнительный анализ физической подготовленности студентов различных специальностей и направлений подготовки

(на примере ВФ РТА)

В статье приведены результаты исследования, направленного на повышение уровня физической подготовленности будущих специалистов и эффективности мотивации студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии в процессе обучения. Полученные данные позволяют преподавателям вносить коррективы в учебный процесс по физическому воспитанию, оптимизировать выбор соответствующих средств и методов, а также дифференцировать объем и интенсивность физической нагрузки для каждого студента на протяжении обучения в ВФ РТА.

СУДОРГИНА Валентина Петровна, старший преподаватель кафедры физической подготовки Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ГАВРИЛЕНКО Анастасия Александровна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

ХРОЛ Екатерина Александровна, студент экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.