Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЫСТРЕЛА НА ЗАНЯТИИ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЫСТРЕЛА НА ЗАНЯТИИ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонович Мария Игоревна, Савчук Никита Александрович

В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы психологического восприятия выстрела, с которыми сталкиваются курсанты и слушатели на занятии по огневой подготовке в образовательных организациях МВД России. Уровень готовности слушателей и курсантов к применению огнестрельного оружия напрямую связан с процессом обучения и качеством проводимых мероприятий на занятиях по огневой подготовки, то есть приемам и правилам стрельбы и их морально - психологической готовности произвести выстрел в любой экстремальной ситуации. В целом это может помочь создать хорошее психологическое состояние и внутреннюю уверенность в своих действиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тихонович Мария Игоревна, Савчук Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PERCEPTION OF A SHOT IN A FIRE TRAINING CLASS FOR CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

This article deals with topical issues of psychological perception of a shot faced by cadets and students in a fire training class in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The level of readiness of students and cadets to use firearms is directly related to the learning process and the quality of the activities carried out in the classes on fire training, that is, the techniques and rules of shooting and their moral and psychological readiness to fire a shot in any extreme situation. In general, this can help to create a good psychological state and inner confidence in their actions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЫСТРЕЛА НА ЗАНЯТИИ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЫСТРЕЛА НА ЗАНЯТИИ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

PSYCHOLOGICAL PERCEPTION OF A SHOT IN A FIRE TRAINING CLASS FOR CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Тихонович Мария Игоревна

старший преподаватель кафедра огневой подготовка и деятельности органов внутренних дел

в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Tikhonovich Maria Igorevna

senior lecturer

department of fire training and activities of internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Савчук Никита Александрович

старший преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел

в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Savchuk Nikita Aleksandrovich

senior lecturer

department of fire training and activities of internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные вопросы психологического восприятия выстрела, с которыми сталкиваются курсанты и слушатели на занятии по огневой подготовке в образовательных организациях МВД России. Уровень готовности слушателей и курсантов к применению огнестрельного оружия напрямую связан с процессом обучения и качеством проводимых мероприятий на занятиях по огневой подготовки, то есть приемам и правилам стрельбы и их морально-психологической готовности произвести выстрел в любой экстремальной ситуации. В целом это может помочь создать хорошее психологическое состояние и внутреннюю уверен -ность в своих действиях.

Abstract. This article deals with topical issues of psychological perception of a shot faced by cadets and students in a fire training class in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The level of readiness of students and cadets to use firearms is directly related to the learning process and the quality of the activities carried out in the classes on fire training, that is, the techniques and rules of shooting and their moral and psychological readiness to fire a shot in any extreme situation. In general, this can help to create a good

psychological state and inner confidence in their actions.

Ключевые слова: огневая подготовка, психофизиологическая готовность, психологическая устойчивость, психологическое восприятие.

Keywords: fire training, psychophysiological readiness, psychological stability, psychological perception.

Стрельба из пистолета представляет собой сложное двигательное действие, которое выдвигает такие требования, как высокая психологическая устойчивость к всевозможным стрессовым ситуациям, так и физические возможности обучающегося. Именно поэтому данным качествам уделяется наибольшее внимание при формировании у курсантов и слушателей навыков, формирующих стабильное психологическое восприятие выстрела. По мере роста готовности стрелка меняется направленность, содержание и приемы психологической подготовки. На начальном этапе курсанты и слушатели сталкиваются с вредными стрелковыми рефлексами, которые пытаются преодолеть при помощи специальных приемов и упражнений, рекомендованных преподавателями кафедры Огневой подготовки. А вот на этапе совершенствования техники психологическая подготовка направлена на формирование конкретных навыков, которые необходимы для достижения поставленных задач в система правоохранительной деятельности.

Также необходимо рассмотреть эмоциональную подготовку будущего сотрудника полиции на этапе его формирования навыков производить выстрел из боевого оружия, или, проще говоря, психологическое восприятие самого выстрела. Наиболее важный аспект при обучении - то, как человек воспринимает выстрел, потому как благодаря четкому пониманию можно выявить много стрелковых рефлексов и устранить их.

Несмотря на то, что восприятие выстрела у каждого стрелка индивидуально, но есть некоторые особенности, которые характерны и ярко выражены у любого начинающего. К ним относятся такие особенности, например, боязнь звука выстрела или боязнь зрительного восприятия вспышки выстрела и боязнь физического ощущения отдачи оружия. Эти особенности так же имеют свои характеристики, которые необходимо рассмотреть в данной статье. Именно это и является целью данной статьи.

Для того, чтобы было легче разобраться стоит начать с двух понятий «восприятие» и «выстрел». Восприятие - отражение в сознании раздражений, воздействующих на органы чувств. Выстрелом называется выбрасывание пули из канала ствола оружия энергией газов, которые образуются при сгорании порохового заряда. Выстрел и является раздражителем, который воздействует на наши органы чувств. Правильность восприятия занимает важное место в достижении высоких результатов в стрельбе. Очень важно учитывать, что восприятие у каждого человека разное. Например, на занятии по огневой подготовке, когда одна группа курсантов или слушателей отрабатывают какие-либо упражнения, а в нескольких метрах другая группа курсантов стреляет, то мы можем заметить эту индивидуальность восприятия. Кто-то при звуке выстрела вздрагивает, кто-то закрывает уши, а кто-то и вовсе не обращает внимания. Восприятие - это то, как мы относимся к чему-либо, наша моральная готовность к чему бы то ни было. Непосредственно при выстреле раздра-

жители воздействуют на наши органы слуха (звук выстрела), осязания (отдача оружия от выстрела), орган зрения (мы боимся увидеть, что не попали в нужную нам цель или саму вспышку от выстрела) и обоняние (запах пороха после выстрела). Именно из-за неправильного восприятия выстрела этими органами чувств у курсантов и слушателей в большинстве случаев не получается делать хорошие и правильные выстрелы, которые в последующем приводят к плохой стрельбе в целом.

Восприятие тесно связано с нашими эмоциями. Они не поддаются прямому волевому воздействию: их нельзя ни вызвать, ни устранить произвольно. Эмоции оказывают непосредственное влияние на учебно-тренировочную деятельность [1]. Они могут вызывать чувство уверенности в себе и своих силах, внутренней энергии. А может быть и наоборот - чувство страха и неуверенности, апатии и упадка сил. Для примера можно рассмотреть такую ситуацию, когда при отработке упражнений курсанты уверенно выполняют упражнение, а выходя на огневой рубеж у них возникает чувство страха или волнения, из-за которых курсанты и слушатели чаще всего забывают отработанные на учебном оружии элементы производства правильного выстрела. В данном случае совершенно уместен вопрос о том, как все-таки и почему наш организм реагирует на такие явления? Ответ простой - стрельба из пистолета связана с непривычными ощущениями для нашего организма, которые с помощью раздражителей воздействуют на наше эмоциональное состояние (например, звук выстрела). Эмоциональные проявления сильно влияют на качество стрельбы. Стоит отметить, что положительные эмоции, которые необходимо развивать у курсантов и слушателей, способствуют правильному восприятию происходящего, контролю и анализу своих действий. А вот негативные эмоции, с которыми чаще всего приходится сталкиваться и от которых стоит полностью избавляться, вводят организм стрелка в состояние стресса и тормозят работу мозговой деятельности, в следствие чего стрелок не может контролировать и анализировать свои действия.

Эмоциональное состояние доминирует над всеми другими раздражителями. Оно обладает большой стойкостью и его изменение вызывает большие затруднения. Эмоции всегда делят на две группы:

- положительные, или активные, которые оказывают мобилизующее воздействие на организм и позволяют добиваться хороших результатов;

- отрицательные, или пассивные, которые негативно сказываются на работоспособности курсанта и слушателя и приводят к плохим результатам.

Курсант и слушатель в процессе обучения правильному навыку стрельбы должен научиться подавлять негативные эмоции, вызываемые внутренними переживаниями. Задача преподавателя - помочь ему подавить нежелательные негативные эмоции [2].

Стоит отметить, что результат хорошей стрельбы зависит от того, как курсанты и слушатели преодолевают негативные эмоции и справляются с чувством страха.

Восприятие также связано с личностью стрелка и его моральной готовностью к занятиям по огневой подготовке. Именно поэтому курсанты и слушатели перед приемом на обучение или работу проходят большое количество психологических тестов, которые позволяют сделать вывод о том, что человек готов к стрессовым ситуациям в будущем, поскольку стрельба представляет собой такую ситуацию.

Если возникает отрицательное эмоциональное состояние, то оно может воспрепятствовать реализации хорошо выработанных двигательных навыков и отработанных упражнений. Положительные же эмоции, наоборот, активизируют хорошую работу и мозговую деятельность стрелка.

Рассмотрев определение понятия «восприятия», можно перейти к некоторым особенностям восприятия выстрела, их характерным признакам и то, как они влияют на качество стрельбы на занятиях по огневой подготовке. К таким особенностям, как ранее уже было написано, относятся:

- излишнее напряжение;

- боязнь звука выстрела;

- боязнь зрительного восприятия вспышки выстрела;

- боязнь физического ощущения отдачи оружия.

Излишнее напряжение является самой распространенной негативной особенностью, которая сопровождается такими проявлениями, как: неуклюжесть движений, скованность спины и верхнего плечевого пояса, неправильное положение головы, чрезмерное сжатие оружия, снижение тактильной чувствительности, неправильное визуальное восприятие прицельных приспособлений [3].

Одна из самых распространенных особенностей восприятия выстрела является такая особенность как боязнь звука выстрела. Эта особенность является еще отвлекающим фактором особенно, когда стреляют не по одному, а в составе группы, так как курсанты и слушатели, которые обращают внимание на звук отвлекаются от выполнения поставленной задачи. Ее определить очень легко, потому что она характеризуется вздрагиванием стрелка, частым морганием и пугливостью, даже если стреляет не он сам, а кто-то другой. Со временем у большинства курсантов и слушателей вырабатывается привыкание к звуку выстрела, а некоторые так и вздраги-вают от звука. Есть много способов, как можно побороть данную особенность.

К не самым распространенным, но значительно ухудшающим качество стрельбы особенностям относятся: боязнь зрительного восприятия вспышки выстрела и боязнь физического ощущения отдачи оружия. Боязнь зрительного восприятия вспышки выстрела встречается у стрелков, способных к более острому визуальному восприятию происходящего либо мысленно дорисовывающих различные картинки. Она проявляется в зажмуривании глаз перед выстрелом, изменением мимики лица и напряжением верхнего плечевого пояса и приводит к неправильным действиям со стороны стрелка. Боязнь физического ощущения отдачи заключается в том, что курсанты и слушатели думают, что оружие во время выстрела может выпасть из рук или нанести какую-либо травму. Данной особенности присущи такие характеристики как: сжимание стрелком оружия непосредственно перед выстрелом и напряжение верхнего плечевого пояса.

Данные негативные особенности восприятия выстрела приводят к снижению психофизиологической готовности курсантов и слушателей к стрельбе из чего в последующем вытекают следующие ошибки:

- «ожидание выстрела», которая имеет две формы проявлений;

- ошибка в прицеливании;

- правильного и однообразного удержания пистолета во время стрельбы;

- ожидание отдачи от выстрела;

- сваливание оружия;

- желание стрелять прямо в «десятку».

С первой ошибкой чаще всего сталкиваются курсанты и слушатели при производстве выстрела. У данной ошибки имеется две формы. Первая форма ошибки «ожидание выстрела» заключается в том, что стрелок резко нажимает на спусковой крючок, как только, по его мнению, мушка занимает центральное положение относительно целика. Внимание стрелка нацелено на прицельное приспособление из-за чего он забывает о контроле своих действий, плавной обработке спуска и попадает за пределы мишени. Второй же формой данной ошибки является противодействие стрелка идущим вместе с выстрелом проявлениям, таким как обратная отдача после выстрела и звук самого выстрела, которая вызывает сосредоточивание внимания и ослепляющую кратковременную вспышку и сопровождается зажмуриванием глаз перед выстрелом и переключением внимания с прицеливания [4].

Еще одной ошибкой, которая снижает качество стрельбы, является ошибка в прицеливании, в которой есть свои определенные факторы. К таким факторам относятся: умение стрелка сохранить ровную мушку в прорези целика в момент выстрела; преждевременное прекращение прицеливания (стрелок переключает внимание на спуск и преждевременно прекращает прицеливание) и прищуривание нестреляющего глаза. Данную ошибку курсанты и слушатели могут определить и контролировать самостоятельно. Она заключается в недостаточной тренировке стрелка в прицеливании.

Следующей ошибкой, которую необходимо разобрать, является отсутствие правильного и однообразного удержания пистолета во время стрельбы, которое сопровождается перекладыванием оружия из руки в руку или попыткой крепкой фиксации оружия в руках. Возникает данная ошибка из-за изначально неправильного и неудобного хвата.

Далее рассмотрим такую ошибку как ожидание отдачи от выстрела, которое сопровождается отклонением или, проще говоря, кивком оружия вниз - влево перед выстрелом и возникает из-за того, что стрелок хочет погасить или уменьшить отдачу оружия.

Существует еще такая ошибка, как сваливание оружия. При сваливании оружие поворачивается по оси канала ствола, при этом пули отклоняются в ту сторону, куда свалено оружие. Данную ошибку могут допустить не только впервые стреляющие, но и опытные стрелки.

И последней ошибкой является желание стрелять прямо в «десятку». Само по себе это не совсем является ошибкой, но есть негативное проявление данной ошибки. Это психологическое и волевое проявление, которое заключается в сосредоточении курсанта и слушателя непосредственно на мишени, а не на прицельном приспособлении и приводит к снижению качества стрельбы.

Таким образом, психологическое восприятие выстрела заключается в ряде субъективных факторов и личностных психофизиологических качествах курсанта и слушателя. Также психологическая подготовка стрелка значительно влияет на

качество стрельбы в плохую сторону. Можно сказать, что готовность стрелка к стрельбам напрямую зависит от самого стрелка.

Психологическое восприятие самой стрельбы играет ключевую роль при выполнении выстрела курсантом и слушателем на занятии по огневой подготовке. Психоэмоциональный фон способен оказать решающее воздействие на эффективность стрельбы. Существуют различные способы и методы тренировки, варианты работы над своей техникой и способы овладения регулированием психического напряжения [5].

Таким образом, рассмотрев некоторые вопросы, связанные с восприятием выстрела на занятии по огневой подготовке у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, можно сделать вывод о том, что восприятие это психофизиологической фактор, который присущ каждому индивидуально. На восприятие выстрела влияет большое количество факторов, как положительных, так и отрицательных. Положительные факторы улучшают качество стрельбы и помогают достичь желаемого результата, а негативные, наоборот, ухудшают и приводят к плохим показателям. Очень важно, чтобы курсанты и слушатели осознавали все процессы, которые влияют на стрельбу и понимали в какой последовательности они должны выполнять необходимые действия, а также ошибки, которые они могут сделать.

Умение побороть негативные эмоции, такие как: страх, апатия и другие, которые приводят к большинству ошибок и плохо сказываются на результатах стрельбы, может помочь курсантам и слушателям добиваться намеченной цели. Психические состояния стреляющего должны регулироваться непосредственно им самим, чтобы в момент выстрела не оказаться заложником своих же эмоций.

Анализируя вышеприведенные факторы и возникающие из-за них ошибки, можно сказать о том, что возникновение тех или иных ошибок у стрелка не носит обязательного характера, а является закономерностью, которая заключается в степени готовности стрелка к производству выстрела.

Литература

1. Толубаев Ю. А. Психологическое отношение курсантов к стрельбе из служеб-ного оружия // Тезисы докладов Ill Международной научно-практической конференции. В 2-х частях Часть 2. Могилев, 2015. С. 66-69.

2. Тихонович М. И., Савчук Н. А. Формирование психологии стрелка на различных этапах подготовки // Наука-2020. 2021. № 2(47). С. 47-49.

3. Иноземцев С. В. Обучение психологической устойчивости на занятиях по огневой подготовке // Сборник статей Всероссийского круглого стола. Орел : Изд-во Орловского юридического института МВД РФ им. В. В. Лукьянова, 2020. С. 66-69.

4. Демин Д. В., Кадуцкий П. А., Нерубенко А. С. Основные ошибки при стрельбе и способы их устранения // Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД РФ, 2019. С. 53-55.

5. Тихонович М. И. Психологическое восприятие стрельбы из огнестрельного оружия сотрудниками ГИБДД // Научный вестник Орловского Юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 1. С. 136-138.

References

1. Tolubaev Yu. A. [The psychological attitude of cadets to firing from service weapons]. Tezisy dokladov Ill Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh chastyakh Chast' 2 [Theses of reports of the III International Scientific and Practical Conference. In 2 parts. Part 2]. 2015, Mogilev, pp.66-69. (In Russia).

2. Tikhonovich M. I., Savchuk N. A. Formirovanie psikhologii strelka na razlichnykh etapakh podgotovki [Formation of the psychology of the shooter at various stages of preparation]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 2(47), pp.47-49.

3. Inozemtsev S. V. [Teaching psychological stability in classes on fire training]. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola [Collection of articles of the All-Russian Round Table]. Oryol, Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. V. Lukyanova Publ., 2020, pp. 66-69. (In Russia).

4. Demin D. V., Kadutskiy P. A., Nerubenko A. S. [The main errors in shooting and ways to eliminate them]. Sbornik tezisov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Collection of theses of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Barnaul, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2019, pp.53-55. (In Russia).

5. Tikhonovich M. I. Psikhologicheskoe vospriyatie strel'by iz ognestrel'nogo oruzhiya sotrudnikami GIBDD [Psychological perception of shooting from firearms by traffic police officers]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo Yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'ya-nova - Scientific bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2017, np. 1, pp.136-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.