Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ЭМОЦИИ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балуев Артем Сергеевич, Хомяков Вячеслав Николаевич

В данной статье анализируются психологические факторы, влияющие на результаты при стрельбе из боевого оружия, а также их проявления и способы устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS THAT AFFECT THE RESULTS OF SHOOTING FROM A COMBAT WEAPON

This article analyzes the psychological factors that affect the results of shooting from a combat weapon, as well as their manifestations and ways to eliminate them.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ»

УДК 378.6:159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

PSYCHOLOGICAL ASPECTS THAT AFFECT THE RESULTS OF SHOOTING FROM A COMBAT WEAPON

Балуев Артем Сергеевич

преподаватель кафедра огневой подготовки Уральский юридический институт МВД России

г. Екатеринбург, Россия Baluev Artem Sergeevich teacher

department of fire training Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia

Yekaterinburg, Russia

Хомяков Вячеслав Николаевич

курсант

факультет подготовки следователей Уральский юридический институт МВД России

г. Екатеринбург, Россия Khomyakov Vyacheslav Nikolaevich

cadet

faculty of investigator training Ural law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia

Yekaterinburg, Russia

Аннотация. В данной статье анализируются психологические факторы, влияющие на результаты при стрельбе из боевого оружия, а также их проявления и способы устранения.

Abstract. This article analyzes the psychological factors that affect the results of shooting from a combat weapon, as well as their manifestations and ways to eliminate them.

Ключевые слова: огневая подготовка, психологическая подготовка стрелка, психологические факторы, психологические аспекты, психические состояния, эмоции, стресс.

Keywords: fire training, psychological training of the shooter, psychological factors, psychological aspects, mental States, emotions, stress.

Как правило, опытные инструкторы и стрелки относят стрельбу (как практическую, так и спортивную) к психологическим видам спорта. Следует понимать, что действия, производимые с оружием, как во время выстрела, так и при подготовке к нему - это не только периферически-моторный процесс, но и психически регулируемая деятельность.

На наш взгляд психологические аспекты при стрельбе отображают большой

удельный вес в общем объеме работы стрелка. Именно от психологической подготовки стрелка зависит и качество стрельбы.

Следует понимать, что по мере роста подготовки стрелка будут меняться и приемы психологической подготовки. То есть, если в начале обучения стрелка основное внимание уделялось исключению стрелковым рефлексам, которые препятствовали качественной стрельбе, то при дальнейшем совершенствовании навыков - психологическая подготовка формирует определенные качества, которые помогают достичь более значимых результатов при стрельбе.

Рассматривая психические состояния, можно разделить их на личностные и ситуативные. Личностные - это те, которые проявляются у конкретного человека. Ярким примером может служить боязнь стрелка, что ствол при выстреле разорвется, тем самым, повредив стреляющему руки. Вследствие данной проблемы стрелок не сможет уверенно производить прицельные выстрелы, так как при подготовке и проведении их у стреляющего будет возникать стрессовое состояние, которое в свою очередь даст начало психологическим факторам, таким как «сдергивание», моргание при выстреле, тремор в руках [2].

Ситуативные - это те, которые протекают в зависимости от сложившейся ситуации в определенный промежуток времени. Примером может стать сильная усталость стрелка. Предположим, что стрелок не спал 24 часа и пришел на тренировку. В руках из-за переутомления появится тремор, мишень при прицеливании начнет расплываться, дыхание станет более частым и тяжелым. Вследствие всего вышеперечисленного стрелок не сможет добиться того результата, который соответствует его уровню.

Рассмотрим эмоции, которые на наш взгляд играют одну из важнейших ролей при стрельбе. Они возникают вследствие внутренних процессов и под воздействием внешней обстановки. Именно эмоции оказывают непосредственное влияние на качество производства выстрела. Следует отметить, что стрельба оказывает огромный эмоциональный эффект на развитие определенных качеств человека, которые проявляются в соответствии с темпераментом и характером стрелка. Именно регулярные занятия по данному виду спорта помогают стрелку в экстренной ситуации взять ее под контроль, и добиться поставленной цели. Также занятия по стрелковой подготовке помогают человеку повысить свой уровень уверенности и в то же время ответственности.

Эмоции могут играть как положительную, так и отрицательную роль при стрельбе. С одной стороны, стрелок может проявлять жизнерадостность, активность, бодрость, но с другой - усталость, безразличие, неудовлетворенность, сожаление. Все эти эмоции могут во время обучения могут овладевать стрелком в зависимости от свойств его личности и сформированности правильного отношения к стресс-факторам в достижении результата.

В свою очередь, стресс оказывает колоссальное влияние на стрелка. По опыту можно сказать, что именно стресс нарушает нормальное течение психических процессов, ухудшает внимание, вызывает сужение сознания, дезорганизует различные двигательные функции. К такой дезорганизации можно отнести, ожидание выстрела. Причинной данной проблемы является страх и тревога, вызванные у каждого из

стрелков индивидуально.

Как известно, каждый человек воспринимает мир по-своему. Для людей, которые воспринимают мир в большей степени через визуальное представление предметов («визуалы») причиной возникновения стрессового состояния при стрельбе является вспышка или же резкое и быстрое движение затвора в заднее положение. Для такого типа людей страхом является, как правило, источник зрительного образа. Для того, чтобы избавить «визуала» от возникновения стрессового состояния, необходимо продемонстрировать состояние оружие и его детали, а также привести примеры надежности данного средства и объяснить, что при правильном обращении с ним пользователь не сможет никаким образом навредить себе. Все эти действия помогут данному человеку предать больше уверенности при обращении с оружием [1].

Следующий тип людей, это те, кто воспринимает окружающий их мир благодаря звукам - «аудиалы». Естественно, для данного типа основным источником стресса при стрельбе является громкий звук. Для того, чтобы не допустить возникновения стресса для данного типа стрелков, необходимо снизить уровень шума, который возникает при выстреле. С этим в полной мере смогут справиться беруши или специальные наушники [1].

И последний тип - «кинестетики». Для данного типа людей свойственно восприятия мира при помощи ощущений ичувств. Если продемонстрировать стрелку, что после выстрела не возникает никаких болевых ощущений, а запах пороховых газов не причинит ему вреда, то это поможет избавиться от возникновения стрессового состояния при стрельбе.

Но существует и ряд других факторов, которые способствуют возникновению неблагоприятных психических ситуаций. Во время проведения контрольных стрельб такими факторами могут стать:

1) эмоциональная неустойчивость;

2) психологическая неподготовленность стрелка;

3) высокое чувство ответственности за результат;

4) нервозное поведение товарищей или тренера;

5) предвзятое отношение судей;

6) разговоры на отвлекающие и затрагивающие темы.

Таким образом, изучив особенности нервной системы и тип стрелка, можно составить ему индивидуальную тренировку.

Следует понимать, что стресс может возникать не только в момент подготовки выстрела, но и при его произведении. Ярким примером является «сдергивание». Одни обучающиеся способны легко преодолеть стрессовое состояние и не допустить данной ошибки, а другие - нет. Причина на наш взгляд заключается в том, что стрелок воспринимает выстрел и происходящие при этом процессы как объект страха. По мнению обучающегося преодолеть данный страх можно путем нажатия на спусковой крючок. В данной ситуации стрелок пытается быстрее избавиться от причины возникновения страха, что приводит к «сдергиванию» спускового крючка.

Для того, чтобы избавиться от данной проблемы, следует понять, откуда она берет свое начало. Дело в том, что подсознание стрелка, который только начал

заниматься стрельбой пытается оградить организм человека от негативных раздражающих факторов: отдача, грохот, вспышка и другие. Из этого следует, что борьба со «сдергиванием» заключается в том, чтобы «обмануть» его подсознание и не дать опередить свои намерения. В результате этого, обучающийся сможет плавно и без рывка нажать на спусковой крючок [3].

Для того, чтобы более детально разобраться в том, как более эффективно устранить психологические аспекты, влияющие на результаты при стрельбе, мы обратились за помощью к инструктору по огневой и тактической подготовке. На наш вопрос: «Как же избавиться психологических факторов, влияющих на результаты при стрельбе?» - мы получили ответ. «Действительно, тема для стрелков, как новичков, так и профессионалов является весьма актуальной. На мой взгляд, наиболее эффективной формой избавления от различных психологических факторов при стрельбе являются практические тренинги. Их целью является комплексная поэтапная отработка навыков ведения прицельной стрельбы по различным методикам. Вот приведу вам пример, на мой взгляд, одна из эффективной методики по отработке правильного выстрела, которая помогает выявить каким психологическим факторам подвержен стрелок, для дальнейшего их устранения заключается в том, что у стрелка в обойме вперемешку с боевыми патронами находятся и учебные. Инструктор внимательно наблюдает за действиями стрелка. В тот момент, когда выстрела не происходит, мы можем наблюдать ошибки стрелка, вызванные в большей степени различными психологическими факторами».

Основным источником преодоления негативного воздействия психологических факторов на человека является его воля. Основным условием психологического воспитания стрелка является воспитание его воли, то есть привитие ему качеств, которые позволят в условиях эмоциональной напряженности реализовать свои навыки и умения, которые стрелок приобрел в ходе подготовки. Воля формируется не от трудностей, возникающих у стрелка, а от их преодоления, которое увеличивает способность волевых усилий.

Именно волевые качества стрелка должны быть направлены на преодоление трудностей, с которыми стрелок сталкивается на контрольных стрельбах или соревнованиях.

Также было проведено анонимное анкетирование среди преподавательского состава кафедры огневой подготовки Уральского юридического института МВД России. Подводя итог анкетирования, нам удалось выяснить, что, по мнению преподавателей:

1) Психологические факторы при производстве выстрела оказывают в среднем 63% от всего объема работы при выстреле;

2) 67% ответили, что при проведении контрольных упражнений курсанты показывают результат хуже, чем при проведении на тренировочных упражнениях;

3) 75% считают, что эмоции играют отрицательную роль при стрельбе;

4) 83% из 4 предложенных вариантов на вопрос: «Бывает ли такое, что курсантом овладевают эмоции при стрельбе?» выбрали ответ: «Бывает, часто».

Благодаря этим данным мы можем видеть, что различные психологические факторы на практике действительно оказывают весьма значительное влияние на

результаты при стрельбе из боевого оружия. Следовательно, цель нашей работы была успешно достигнута. Мы выявили психологические аспекты, влияющие на результаты при стрельбе, а также их проявления и способы устранения.

Прочитав данную работу стрелок, сможет выявить имеющиеся у себя психологические факторы, которые мешают ему вести точную и прицельную стрельбу, а затем устранить их для достижения более высоких результатов.

Литература

1. Вайнштейн Л. М. Стрелок и тренер. Москва : Издательство ДОСААФ СССР, 1977. 262 с.

2. Кинль В. А. Пулевая стрельба. Москва : Просвещение, 1989. 208 с.

3. Подлиняев О. Л. Эффективная память : учеб. пособие. 8-е изд., испр. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016. 199 с.

References

1. Vaynshteyn L. M. Strelok i trener [Shooter and Trainer]. Moscow, DOSAAF USSR Publ., 1977, 262 p.

2. Kinl' V. A. Pulevaya strel'ba [Bullet shooting]. Moscow, Education Publ., 1989, 208 p.

3. Podlinyaev O. L. Effektivnaya pamyat' [Effective memory]. 8th ed. Irkutsk, Irkurstvik State University Publ., 2016, 199 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.