Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ СТРЕЛКА СПОРТСМЕНА'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ СТРЕЛКА СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
303
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фроленков Василий Николаевич

Настоящая статья посвящена психологической подготовке стрелка спортсмена. В работе рассмотрены методы, обеспечивающие повышение уровня психологического развития стрелков и способы преодоления панических атак в стрессовых экстремальных ситуациях в процессе обучения стрельбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL TRAINING WHEN TEACHING SHOOTING TO AN ATHLETE'S SHOOTER

This article is devoted to the psychological training of the shooter athlete. The paper considers methods that provide an increase in the level of psychological development of shooters and ways to overcome panic attacks in stressful extreme situations in the process of shooting training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ СТРЕЛКА СПОРТСМЕНА»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ СТРЕЛКА СПОРТСМЕНА

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL TRAINING WHEN TEACHING SHOOTING

TO AN ATHLETE'S SHOOTER

Фроленков Василий Николаевич

преподаватель

кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел

в особых условиях

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Frolenkov Vasily Nikolaevich

lecturer

department of fire training and activitie internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Настоящая статья посвящена психологической подготовке стрелка спортсмена. В работе рассмотрены методы, обеспечивающие повышение уровня психологического развития стрелков и способы преодоления панических атак в стрессовых экстремальных ситуациях в процессе обучения стрельбе.

Abstract. This article is devoted to the psychological training of the shooter athlete. The paper considers methods that provide an increase in the level of psychological development of shooters and ways to overcome panic attacks in stressful extreme situations in the process of shooting training.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, психологическая подготовка

Keywords: firearms, psychological training

Компонент тренировки стрелка спортсмена, имеющий психологическую направленность, предусматривает настройку на качественный выстрел, сфокусированность внимания на выполнении отдельных технических элементов, на обеспечении устойчивости оружия в момент прицеливания и спуска курка, выполнение тактических действий и психологическую устойчивость.

На наш взгляд, успешная психологическая подготовка определяется умением стрелка проявлять в экстремальных условиях самообладание, решительность, настойчивость и другие волевые качества, которые необходимы для производства хорошего выстрела. Помимо основного средства воспитания волевых качеств -систематического преодоления трудностей, психологическая подготовка заключается в умении обучающегося контролировать свое состояние с помощью таких приемов, как самовнушение, самоубеждение, самоприказ. Эти средства способствуют возникновению у стрелка благоприятного состояния боевой готовности [1, с. 3].

Чтобы качественно выполнить упражнение по стрельбе необходимо обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. Но также немало важную роль

для точности и безопасного проведения стрельбы играет психологический аспект. Психологическая уравновешенность, в первую очередь, обеспечивает меры безопасности при проведении стрельб. Уравновешенность - это умение удержать определенный уровень напряженности. Она представляет собой совокупность различных качеств личности. Стоит учитывать, что качества, влияющие на формирование устойчивости у каждой личности индивидуальны. Несмотря на это, сформированы общие положения для выработки психологической устойчивости у стрелка. Психика человека подвластна тренировке, как и любая мышца в его теле. Перед стрелком стоит задача освоить методы адаптации психики [6, с. 82]. В процессе подготовки к стрельбе и на самом огневом рубеже стрелком могут завладеть такие эмоции как страх, тревога, неуверенность. Это нормальная реакция организма на работу в условиях риска и опасности. В данных условиях ослабляются все навыки и умения, которые были выработаны стрелком в процессе тренировки [2, с. 50].

Характерными особенностями неуравновешенного состояния являются: увеличивается частота пульса и сердцебиения; повышается потоотделение; появляется тремор рук и нарушается координация; ухудшается зрение.

Данные факты негативно сказываются на технике стрельбы, и могут привести к следующим результатам:

- стрелок не может сопоставить целик с мушкой, что повышает вероятность неточного попадания или промаха;

- воздействие на спусковой крючок замедляется или, наоборот, приводит к быстрому срыву крючка;

- увеличивается время прицеливания, что негативно отражается на результате скоростной стрельбы и т. д.

Физические и психологические факторы образуют общую подготовленность стрелка. Поэтому важно в тренировке учитывать не только отработку таких важных моментов в стрельбе как выведение оружия в цель, изготовка для стрельбы, прицеливание, но и психологически готовить стрелка к выполнению упражнений. Это позволит достичь максимально высокого результата. Стоит помнить, что, если человек не может изменить обстоятельства, то, как минимум, он может изменить свое отношение к ним [4, с. 24]. Психологические особенности обучения включают в себя формирование у стрелка таких свойств как:

- концентрация внимания и адаптация к выстрелу (стрелок не должен отвлекаться на чужие выстрелы);

- умение преодолевать волнение и неуверенность, как на огневом рубеже, так и при использовании оружия в реальной ситуации;

- способность за короткий промежуток времени выбрать цель и как можно быстрее ее поразить.

Наличие такого качества у стрелка как настойчивость позволяет ему объективно оценивать проделанную работу, учитывать допущенные ошибки и прорабатывать план по недопущению их при следующей стрельбе. Необходимо помнить, что у стрелка должна быть выраженная заинтересованность к стрельбе, иначе никакой опытный тренер не сможет обучить его тому, что умеет сам. Часто используемыми тренерами методами для воспитания эмоциональной устойчивости являются:

- моделирование экстремальных ситуаций на занятиях;

- стрельба после выполнения физических упражнений;

- неоднократное повторение;

- овладение аутогенной тренировкой.

Аутогенная тренировка представляет собой попросту самовнушение. Объект использует психологическое воздействие на себя. Считается, что данную теорию разработал немецкий психотерапевт и психиатр Иоганн Шульц. Заключается она в том, что стрелок в своей голове моделирует ситуации, которые при их наличии в реальности вызывают у него волнение и даже панику. Затем следует использовать словесное внушение. Прорабатывая такие абстрактные ситуации, в дальнейшем их стоит применить и на тренировке для закрепления результата. Например, при стрельбе «вхолостую» стрелок может представить, будто он выступает на Чемпионате мира по стрельбе. Когда появится соответствующая дрожь от волнения, ее нужно подавить. В этих условиях стрелок, как и при аутогенной тренировке, должен представлять мышечную модель идеального выстрела и внушать себе уверенность в достижении высокого показателя. Главной проблемой при стрельбе является неумение «отключать голову». Эмоции стимулируют ненужную мышечную активность. Поэтому стоит оградить себя от таких мыслей, например как, «хочу максимальный результат» или «я стреляю, чтобы получить отличную оценку». Сторонние раздражители также отвлекают наше внимание от концентрации. Важным условием является не дать ощущениям перерасти в эмоции. Любая посторонняя мысль порождает лишнее мышечное сокращение, что мешает успешно произвести выстрел. Человеку, который хочет стать высококлассным стрелком необходимо иметь богатое воображение. Отработка в собственном сознании моделей, которые могут выйти из под контроля во время стрельбы, позволяют понять стрелку, как он будет реагировать на то или иное условие. Это поспособствует проведению продуктивной тренировки и достижению хороших результатов на огневом рубеже.

Подводя итог выше сказанному, важную роль в формировании у обучающегося умений использования личного оружия играет как физическая подготовка, так и психологическая. Развитию психологической устойчивости стрелка способствуют различные методы. Умение «очищать» голову от мыслей, самоконтроль и самообладание, а также возможность построения моделей различных экстремальных ситуаций являются залогом успешной стрельбы.

Процесс психологической подготовки включает в себя, прежде всего, формирование высоких профессиональных качеств. Из них следует особо отметить хладнокровность и оперативность мышления, т. е. умение быстро и правильно принимать решение, как в жизненных ситуациях, так и в вопросах спортивной деятельности, самообладание и выдержку, как волевые качества, которые не позволят страху и растерянности подавить логичность мыслей и правильность действий.

Какая же роль при этом может быть отведена стрельбе как виду спорта?

Помимо основной цели - становления и совершенствования профессиональных навыков умелого и безопасного обращения с оружием, данный вид спорта, в силу своих особенностей, связанных, прежде всего, с повышенными эмоциональными нагрузками, помогает развитию устойчивых морально - психологических качеств

стрелка.

Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на то, что формирование психологической устойчивости, оказывают регулярные тренировки в группах спортивного совершенствования, функционирующих в образовательных организациях системы МВД России, а также активное участие обучающихся в спортивных соревнованиях различного уровня [5, с. 42].

Участие в различных соревнованиях по стрельбе из боевого оружия создает для стрелка более интенсивные психоэмоциональные нагрузки, которые негативно сказываются на общую работоспособность стрелка, его внимание, скорость реакций. На практике это приводит к тому, что стрелок, не развивший в себе в полной мере психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях, может полностью или частично терять контроль над своими действиями.

Поэтому, для достижения высоких результатов в стрелковом спорте, формирование на тренировках устойчивого мышечного навыка действий с оружием оказывается уже недостаточно. Было замечено, что спортсмены, активно занимающиеся стрелковым спортом, приобретают способность гораздо быстрее и продуктивнее справляться с нестандартными ситуациями в жизни.

Таким образом, кроме развития психологической устойчивости и рационального мышления, спортивная работа в группах позволяет преподавателю выявить наиболее эффективные способы формирования стрелкового навыка, а также экспериментально опробовать различные современные методики обучения [3, с. 128]. Необходимо более вдумчиво подбирать методы обучения и может ускорить формирование стрелковых умений сотрудников правоохранительных органов. Кроме этого, было замечено, что наличие в учебной группе спортсменов - стрелков, их личные достижения и успехи в спорте, повышают мотивацию к самосовершенствованию у других обучающихся.

Литература

1. Алтунин А. Ю. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе // Наука-2020. 2021. № 1 (46). С. 33-37

2. Иноземцев С. В. Обучение психологической устойчивости на занятиях по огне -вой подготовке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола. 2020. 240 с.

3. Низкова Л. А. Спортивная подготовка стрелков-пистолетчиков : учебно-методическое пособие. Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 2018. 63 с.

4. Николаев О. Н. Психические свойства стрелка в процессе огневой подготовки сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Концепт. 2016. № 2 (февраль). С. 41-45.

5. Струганов С. М. Пути совершенствования профессиональных качеств сотрудников полиции при применении огнестрельного оружия в экстремальных ситуациях служебной деятельности // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях. Иркутск : ВСИ МВД России, 2019. 382 с.

References

1. Altunin A. Y. Voprosy psikhologicheskoy podgotovki pri obuchenii strel'be [Psychological training when training shooting]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 1 (46), pp. 33-37.

2. Inozemtsev S. V. Obuchenie psikhologicheskoy ustoychivosti na zanyatiyakh po ognevoy podgotovke [Training of psychological stability in the classroom for fire training In the collection: Improving the physical training of law enforcement officers]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola [Collection of articles of the All-Russian round table]. 2020, 240 p. (In Russia).

3. Nizkova L. A. Sportivnaya podgotovka strelkov-pistoletchikov [Sportivnaya podgotovka strelkov-pistoletchikov]. Voronezh, Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering Publ., 2018, 63 p.

4. Nikolaev O. N. Psikhicheskie svoystva strelka v protsesse ognevoy podgotovki sotrudnika organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii [Mental properties of the shooter in the process of fire training of an employee of the internal affairs bodies of the Russian Federation]. Kontsept, 2016, no. 2 (fevral), pp. 41-45.

5. Struganov S. M. Puti sovershenstvovaniya professional'nykh kachestv sotrudnikov politsii pri primenenii ognestrel'nogo oruzhiya v ekstremal'nykh situatsiyakh sluzhebnoy deyatel'nosti [Ways to improve the professional qualities of police officers when using firearms in extreme situations of official activity]. Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov v sovremennykh usloviyakh [The activities of law enforcement agencies in modern conditions]. Irkutsk, VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2019, 382 c. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.