Научная статья на тему 'АДАПТИРУЕМОЕ УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИННОВАЦИОННОГО КЛАССА-КОНСТРУКТОРА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ'

АДАПТИРУЕМОЕ УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИННОВАЦИОННОГО КЛАССА-КОНСТРУКТОРА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСС-КОНСТРУКТОР / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСС / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА / УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булат Роман Евгеньевич, Байчорова Хафиза Срафильевна, Лебедев Андрей Юрьевич, Соболева Олеся Романовна

Представлены результаты разработки инновационного класса-конструктора боевой подготовки личного состава подразделений пожарной охраны МЧС России. В основу предложенной концепции положен ранее не используемый подход к организации адаптируемого учебного пространства учебных помещений пожарно-спасательных частей МЧС России. Новизна организации учебной аудитории в пожарно-спасательной части состоит в формировании образовательной среды, которая включает в себя комбинацию возможностей информационных технологий в образовании и современной организации пространства учебной аудитории, основанной на минимализме, портативности, мобильности, High-Tech. За основу организации учебного пространства инновационного класса подготовки личного состава подразделений пожарной охраны взят подход современного класса-конструктора, позволяющего адаптировать учебную аудиторию под различные виды и цели занятий, а поэтому оснащение учебной аудитории включает мобильные столы специально спроектированной формы, которые позволяют трансформировать пространство класса в зависимости от задач конкретного занятия. В рамках исследования разработаны методические рекомендации по использованию инновационного класса в боевой подготовке личного состава караулов (дежурных смен). Оценка нового подхода к организации учебного пространства учебных помещений пожарно-спасательных частей МЧС России методом экспертного опроса подтвердила целесообразность его внедрения в подразделениях пожарной охраны территориальных органов МЧС России с целью роста качества профессиональной подготовки личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булат Роман Евгеньевич, Байчорова Хафиза Срафильевна, Лебедев Андрей Юрьевич, Соболева Олеся Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTABLE TRAINING SPACE OF THE INNOVATIVE CLASS-DESIGNER OF COMBAT TRAINING OF FIRE DEPARTMENT PERSONNEL

The paper presents the results of the development of an innovative class-designer of combat training of personnel of the fire department of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The proposed concept is based on the previously unused approach to the organization of the adaptable educational space of the training rooms of the fire and rescue units of the Russian Emergencies Ministry. The novelty of organizing a training audience in the fire and rescue department consists in the formation of an educational environment, which includes a combination of the capabilities of information technologies in education and the modern organization of the space of a training audience based on minimalism, portability, mobility and high technologies. The organization of the educational space of the innovative class of training personnel of fire protection units is based on the modern class-designer, which allows adapting the educational audience to various types and goals of classes. Therefore, its equipment includes mobile tables of a specially designed form, which allow transformation of the classroom space depending on the tasks of a particular lesson. Within the framework of the study, the authors developed the methodological recommendations on the use of an innovative class in the combat training of guard personnel (duty shifts). Evaluation of a new approach to the organization of training space in the classrooms of the fire and rescue units by the method of an expert survey confirmed the feasibility of its implementation in the fire departments of the territorial bodies of the EMERCOM of Russia in order to increase the quality of professional training of personnel.

Текст научной работы на тему «АДАПТИРУЕМОЕ УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИННОВАЦИОННОГО КЛАССА-КОНСТРУКТОРА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ»

ТЕОРИЯ И ОБУЧЕНИЯ И

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК [ 378.147:356.131]:001.89 ББК 74.489:68.923 А 28

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-78-88

АДАПТИРУЕМОЕ УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИННОВАЦИОННОГО КЛАССА-КОНСТРУКТОРА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

(Рецензирована)

Роман Евгеньевич Булат1, Хафиза Срафильевна Байчорова2 Андрей Юрьевич Лебедев3, Олеся Романовна Соболева4

1,3Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург, Россия

2Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия

4Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу

1bulatrem@mail.ru

2baj-hafizka@mail.ru н

3lebedev@igps.ru

4o_r_bulat@mail.ru

Аннотация. Представлены результаты разработки инновационного класса-конструктора боевой подготовки личного состава подразделений пожарной охраны МЧС России. В основу предложенной концепции положен ранее не используемый подход к организации адаптируемого учебного пространства учебных помещений пожарно-спасательных частей МЧС России. Новизна организации учебной аудитории в пожарно-спасательной части состоит в формировании образовательной среды, которая включает в себя комбинацию возможностей информационных технологий в образовании и современной организации пространства учебной аудитории, основанной на минимализме, портативности, мобильности, High-Tech. За основу организации учебного пространства инновационного класса подготовки личного состава подразделений пожарной охраны взят подход современного класса-конструктора, позволяющего адаптировать учебную аудиторию под различные виды и цели занятий, а поэтому оснащение учебной аудитории включает мобильные столы специально спроектированной формы, которые позволяют трансформировать пространство класса в зависимости от задач конкретного занятия.

В рамках исследования разработаны методические рекомендации по использованию инновационного класса в боевой подготовке личного состава караулов

(дежурных смен). Оценка нового подхода к организации учебного пространства учебных помещений пожарно-спасательных частей МЧС России методом экспертного опроса подтвердила целесообразность его внедрения в подразделениях пожарной охраны территориальных органов МЧС России с целью роста качества профессиональной подготовки личного состава.

Ключевые слова: класс-конструктор, инновационный класс, боевая подготовка, пожарная охрана, организация учебного пространства, усовершенствование, проектирование.

Для цитирования: Адаптируемое учебное пространство инновационного класса-конструктора боевой подготовки личного состава подразделений пожарной охраны / Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, А.Ю. Лебедев [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 1 (293). С. 78-88. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-78-88.

Original Research Paper

ADAPTABLE TRAINING SPACE OF THE INNOVATIVE CLASS-DESIGNER OF COMBAT TRAINING OF FIRE DEPARTMENT PERSONNEL

Roman E. Bulat1, Khafiza S. Baychorova2H, Andrey Yu. Lebedev3, Olesya R. Soboleva4

1,3Sankt-Petersburg University, State Fire Service of EMERCOM of Russia, St. Petersburg, Russia

2 Army General A.V. Khrulev Military Academy of Logistics of the Ministry of Defense of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

4Main Directorate of EMERCOM of Russia for St. Petersburg

1bulatrem@mail.ru

2Mbaj-hafizka@mail.ru

3lebedev@igps.ru

4o_r_bulat@mail.ru

Abstract. The paper presents the results of the development of an innovative class-designer of combat training of personnel of the fire department of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The proposed concept is based on the previously unused approach to the organization of the adaptable educational space of the training rooms of the fire and rescue units of the Russian Emergencies Ministry. The novelty of organizing a training audience in the fire and rescue department consists in the formation of an educational environment, which includes a combination of the capabilities of information technologies in education and the modern organization of the space of a training audience based on minimalism, portability, mobility and high technologies. The organization of the educational space of the innovative class of training personnel of fire protection units is based on the modern class-designer, which allows adapting the educational audience to various types and goals of classes. Therefore, its equipment includes mobile tables of a specially designed form, which allow transformation of the classroom space depending on the tasks of a particular lesson. Within the framework of the study, the authors developed the methodological recommendations on the use of an innovative class in the combat training of guard personnel (duty shifts). Evaluation of a new approach to the organization of training space in the classrooms of the fire and rescue units by the method of an expert survey confirmed the feasibility of its implementation in the fire departments

of the territorial bodies of the EMERCOM of Russia in order to increase the quality of professional training of personnel.

Keywords: class-designer, innovative class, combat training, fire protection, organization of educational space, improvement, design.

For citation: BulatR.E.,BaychorovaKh.S.,LebedevA.Yu.,SobolevaO.R.Adaptable training space of the innovative class-designer of combat training of fire department personnel//Bulletin of Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology". 2022. Issue 1 (293). P. 78-88. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-1-293-78-88.

Объективная потребность совершенствования системы профессиональной подготовки пожарных в территориальных органах МЧС России обусловила поиск новых научно-обоснованных подходов к реализации требований Приказа МЧС России от 26 октября 2017 г. № 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны», основанных на применении электронного обучения [1]. В рамках этой работы коллективом СПбУ ГПС МЧС России была разработана электронная информационная образовательная среда инновационного класса подготовки личного состава подразделений пожарной охраны. Полученные результаты являются совокупностью новых авторских информационных технологий [2, 3].

Разработка программного обеспечения и содержания учебно-методических материалов была нацелена на формирование наиболее полной готовности пожарных к профессиональной деятельности [4]. Поэтому учитывались их психологические характеристики не только как действующего личного состава пожарной охраны, но и как обучающихся [5, 6]. На этой основе были разработаны различные педагогические технологии аудиторной и самостоятельной работы [7].

Однако внедрение программного обеспечения и апробация его на практике в совокупности с применением педагогических технологий детерминировали разработку соответствующего ему адаптируемого учебного пространства для класса пожарно-спасательной части и

методических рекомендаций по использованию инновационного класса в боевой подготовке личного состава караулов (дежурных смен) [8].

Под учебным пространством в данном случае понимается неотъемлемая часть образовательного пространства, которое, по определению Р.Е. Пономарёва, представляет собой «вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося». По его мнению, образовательное пространство, с одной стороны, «захватывает» некоторую часть окружающей среды, выделяя то, что мы называем образовательной средой, с другой стороны, человека, где он как участник процесса образования выступает в качестве образующегося [9].

Поэтому изучился опыт ведущих архитектурно-строительных университетов в проектировании учебного пространства. Так победителями гранта на молодежном форуме «Таврида» были предложены пути решения проблемы морально устаревших аудиторий, представлены идеи трансформации учебного пространства [10].

На этой основе и с учётом особенностей подготовки пожарных был разработан новый подход к организации учебного пространства учебной аудитории в пожарно-спа-сательной части, который заключается в её полифункциональности и способности к адаптации в зависимости от применения различных педагогических технологий.

Рисунок 1. Мобильные столы: трапециевидная парта, еексагональный демонстрационныйстол

Figure l.Mobile tables: trapezoidal desk, hexagonal demonstration table

Разработка современной организации учебного пространства уче бной аудитории строилась на следующих принципах: минимализма, портативности, мобильности, Н^Ь-ТесЬ. м реоуиптате в оспави конрепции инновационного класса подготовки личного состава подразделений пожарной охраны заложен ранее не применяемый подход к организации учебного пространства учебных помещений пожарно-спаса-тельных частей МЧС России в виде «класса-конструктора».

Для «класса-конструктора» отводится помещение в расположении ПСЧ, обеспечивающее вместимость 100% личного состава караула, то есть учебная аудитория рассчитана на 12 человек. В оснащение учебной аудитории входят: стол преподавателя, шкаф для хранения получаемых газет и журналов, наглядных пособий, 2-сторонняя доска магнитно-маркерная на стенде 100x150 см, стулья и мобильные столы специально спроектированной формы (трапециевидные парты, гексагональные демонстрационные столы),

котороие позволяюе тианирормсро-вать учебное пространство кл сса в зависимости от задач конкретного ррнятря (рис.1).

Кроме воао, о дадактинаские одедотва классивходяс: иобильный элемент аудитории - портативный проектор, позволяющий проецировать как на стену, так и на магнитную доску, что даёт широкие возможности для демонстрации учебного материала и взаимодействия с ним, а также демонстрационный Smart-телевизор на наклонно-поворотном кронштейне для демонстрации фото- и видеоинформации двум подгруппам при проведении совместной работы и три моноблока 27 для организации самостоятельной подготовки.

Подход современного класса-конструктора, положенный в основу организации учебного пространства инновационного класса подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, позволяет адаптировать учебную аудиторию под различные виды и цели занятий. Для этого помещение учебного класса

Рисунок 2. Варианты расстановки мебели в учебной аудитории пожарно-спасательной части

Figure 2. Options for arranging furniture in the training audience of the fireand rescue department

зонировано наЗ сегмента: зона демонстрации, зонаколлективной работы и зона самоподготовки (рис. 2).

В соответствии с минимально рекомендуемой распоряжением МЧС России от 19 февраля 2021 года № 125 комплектацией оборудования для формирования учебной аудитории в пожарной части нами была предложена ориентировочная стои-ость инструментария (таблица 1).

НВараанторгавизаени поосмран-ства учебной аудитории в пожарно-спасательной части представлены на рисунке № 3.

Апробация результатов наших исследований была осуществлена в рамках конкурсной работы «Инновационный класс подготовки личного состава подразделений пожарной охраны с ис -пользованием электронной инфор-

Таблица 1

Экономическая характеристика минимальной комплектации оборудования для учебной аудитории в пожарной части

Table 1

Economic characteristics of the minimum equipment configuration for the training audience in the fire department

№ п/п Наименование оборудования Количество Стоимость (руб.)

1. Стол ученический трапеция (1127/600x520), столешница 22 мм, ЛДСП серый, каркас черный 6 шт. 36 000,00

2. Стол шестиугольный (1290x1130), столешница 22 мм, ЛДСП белый, каркас черный 1 шт. 9 485,00

3. Стул Изо черный, текстиль ТК-1(черный) 6 шт. 9 900,00

4. Стол для преподавателя(1200х600) с царгой ит подвесной тумбой, столешница 22 мм, ЛДСП - серый, каркас - черный 1 шт. 8 678,00

5. Кресло Direct, черная экокожа + черная сетка 1 шт. 7 580,00

6. Проектор портативный со встроенной акустикой 1 шт. 50 740,00

7. Телевизор SmartTV (Android) 1 шт. 25 653,00

8. Доска поворотная магнитно-маркерная (мобильная) 1 шт. 10 000,00

ИТОГО: 158 036,00

мационно-образовательной среды», выполненной в соответствии с распоряжением МЧС России от 19 февраля 2021 года № 125.

Оценка нового подхода к организации учебного пространства учебных помещений пожарно-спаса-тельных частей МЧС России с целью роста качества профессиональной подготовки личного состава подразделений пожарной охраны в территориальных органах МЧС России осуществлялась методом экспертного опроса. Проведение анонимного экспертного опроса организовано пошаговым заполнением данных в специализированной интерактивной форме (https://forms.gle/ U9jM6CR9k7knWCwQ9). Сбор данных осуществлялся исключительно в автоматическом режиме с заполнением данных посредством веб-интерфейса. Для анонимного опроса было отобрано 675 респондентов

- сотрудников ГУ МЧС России по Приморскому краю (рис. 4).

В результате анонимного опроса пожарных было выявлено, что более 80% из числа 675 опрошенных рекомендуют новый подход к организации учебного пространства учебных помещений пожарно-спа-сательных частей МЧС к внедрению (рис. 5).

Таким образом, в процессе разработки класса-конструктора как адаптируемого учебного пространства инновационного класса подготовки личного состава подразделений пожарной охраны МЧС России были сформулированы следующие выводы:

- в основу концепции инновационного класса подготовки личного состава подразделений пожарной охраны заложен ранее не используемый подход к организации учебного пространства учебных помещений

Рисунок 3. Вариант организации учебного пространства учебной аудитории

в пожарно-спасательной части

Figure 3. The option of organizing the educational space of the training audience

in the fire and rescue department

пожарно-спасательных частей МЧС России;

- совершенствование системы подготовки личного состава подразделений пожарной охраны в территориальных органах МЧС России предопределило решение задач, связанных с разработкой адаптируемого учебного пространства для класса пожарно-спасательной части и методических рекомендаций по использованию инновационного класса в

боевой подготовке личного состава караулов (дежурных смен);

- новизна организации учебной аудитории в пожарно-спасательной части состоит в формировании образовательной среды, которая включает в себя комбинацию возможностей информационных технологий в образовании и современной организации пространства учебной аудитории, основанной на минимализме, портативности, мобильности, High-Tech;

Вопрос анкетирования, легенда

Возраст

"13-24 25-34 35-44 45-54

55 лег и старше

ГУ МЧС России по Приморскому краю (675 респондентов)

Уровень образования среднее общее среднее профессиональное высшее

Стаж службы в пожарной охране Ф менее 2 лет Ф от 2 до 5 лет от 5 до 10 лет Ф от 10 до 15 лет Ф от 15 до 20 лет Ф от 20 до 25 лет

Должность рядовой состав (родовой внутренней службы) мл. начальствующий состав (мл. сержант сержант, ст сержант старшина, прапорщ.. средни? начальствующий состав (мл. лейтенант, лейтенант, ст. лейтенант, кал., старший начальствующий состав (майор, подполковник..

Рисунок 4. Характеристики экспертов - сотрудников ГУ МЧС России

по Приморскому краю

Figure 4. Characteristics of experts - employees of the Main Directorate of the Ministry of Emergencies of Russia in the Primorsky Territory

- за основу организации учебного пространства инновационного класса подготовки личного состава подразделений пожарной охраны взят подход современного класса-конструктора, позволяющего адаптировать учебную аудиторию под различные виды и цели занятий, а поэтому оснащение учебной аудитории включает мобильные столы специально спроектированной формы, которые позволяют трансформировать

пространство класса в зависимости от задач конкретного занятия;

- оценка нового подхода к организации учебного пространства учебных помещений пожарно-спаса-тельных частей МЧС России методом экспертного опроса подтвердила целесообразность его внедрения в подразделениях пожарной охраны территориальных органов МЧС России с целью роста качества профессиональной подготовки личного состава.

Вопрос анкетирования, легенда ГУ МЧС России по Приморскому арою (675 рссоензынсет)

Оценка нового подхода к организации учебного пространства учебных помещений пожарно-спасательных частей МЧС России Ф Отлично Ф Хорошо Ф Удовлетворительно Ф Неудовлетворительно

Рекомендация нового подхода к организации учебного пространства учебных помещений иожарно-сиасательных частей МЧС России к Ф Совершенно согласен Ф Согласен Ф Не согласен Ф Категорически не согласен внедрению

Рисунок 5. Оценкаэкснертами новогоподходак организации учебного пространств а учебныхпомещений пожарно-спосателнныенастей 1СЧС

Figure 5. Assessmentby experts of a newapproachto the organizationofthetraining space of the training rooms of the fire and rescue departments of the Ministry of Emergencies

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пннмеч а нея:

1.06 ^воржденин Поддан педго товкн личнеоо соервче пажаршш очрнны: приказМ ЧС России от 26 октября 2017 г. N 472: [зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2018 г.К НКЕТЧ : h»3pc:0/aase.aHKant.KH3K18ЗаОССО

6рО^исеыз^г^ оонпенско алро аыыдзы товке лично. о еоооова ещараздкле -

ний пожарной охраны LMS iGPSclass: свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021666335 Российская Федерация / Б.В. Гавкалюк [и др.]; заявитель ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийные Седптвип». о № зипебеоео8: епявл. оо.]_о.п2ожг1: очрзсп. 1Высл:2П21.

3. Ииетема упчаолеоияоКпазовызнльным контентом для подготовкв анчног о соткава подрыздонокий пожарное ын»>ани1 ЬТМвоОРозЖазз: саидетельствоо зазокаи-стороной рнтострацнк программы дл»1 ЭВМ №20Н16 СЗВ>1((1^ о^с^а^с^гыыа:

/ Б.В. Сонкаиюк[и др.]; заявитель ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Государотвеннап проонаопажчрнойслпжСыМипионертокаРнескйеоой Федкнации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». - № 2021665498: заявл. 05.10.2021: опубл. 11.10.20В1.

4. Булат Р.Е., Лебедев А.Ю. Формирование психологического компонента боевой подготовки личного состава караулов с применением дистанционных образовательных технологий // Военный инженер. 2021. № 3 (21). С. 55-63.

5. Апробация технологии формирования готовности обучающихся очной формы обучения к освоению образовательной программы с применением дистанционных образовательных технологий / Н.А. Никитин, Р.Е. Булат, Х.С. Бай-чорова [и др.] // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3(88). С. 47-52. DOI 10.24412/1991-5497-2021-388-47-52.

6. Психолого-педагогические ресурсы повышения готовности обучающихся к образовательному процессу в условиях электронной информационно-образовательной среды / Р.Е. Булат, А.Ю. Лебедев, Н.А. Никитин [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. 2020. № 3. С. 172-178.

7. Булат Р.Е., Булат О.Р., Байчорова Х.С. Психологические аспекты обеспечения безопасности профессиональной деятельности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всерос. науч.-практ. конф. с дистанц. и междунар. участием / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2019. С. 313-318.

8. Булат Р.Е., Головачев А.В. Поиск новых педагогических подходов в подготовке курсантов технических ввузов к выполнению боевых задач // Армейский сборник. 2003. № 3. С. 60.

9. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство. М.: МАКС Пресс, 2014. 100 с.

10. Конструктор учебного пространства. URL: Ы^рБ://агасу.рф/пе-№8/7689-коп-struktor-uchebnogo-prostranstva.html

11. Булат Р.Е. Подготовка военных специалистов инженерно-технического профиля к профессиональной деятельности в экстремальных условиях // Военная мысль. 2014. № 12. С. 65-69.

12. Проблемные вопросы качества профессионального образования при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения / Р.Е. Булат, Х.С. Байчорова, А.Ю. Лебедев [и др.] // Человеческий капитал. 2021. № 3 (147). С. 97-113.

References:

1. On approval of the Procedure for training fire protection personnel: order of the Russian Emergencies Ministry of October 26, 2017 N 472: [registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on February 12, 2018]. URL: https://base.garant. ru/71833062/

2. Learning management system for training personnel of fire departments of LMS iGPSclass: certificate of state registration of the computer program No. 2021666335 Russian Federation / B.V. Gavkalyuk [etc.]; the applicant is FGBOU VO "St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of Consequences of Natural Disasters". - No. 2021665508: Appl. 05.10.2021: publ. 13.10.2021.

3. Educational content management system for the training of personnel of fire departments of LCMS iGPSclass: certificate of state registration of the computer program No. 2021666237 Russian Federation / B.V. Gavkalyuk [and others]; Applicant FSBEI HE "St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of Consequences of Natural Disasters". - No. 2021665498: Appl. 10/05/2021: publ. 10/11/2021.

4. Bulat R.E., Lebedev A.Yu. Formation of the psychological component of combat training of guard personnel using distance learning technologies // Military Engineer. 2021. No. 3 (21). P. 55-63.

5. Approbation of the technology of forming the readiness of full-time students to master the educational program using distance learning technologies / N.A. Nikitin, R.E. Bulat, Kh.S. Baichorova [etc.] // World of science, culture and education. 2021. No. 3(88). P. 47-52. DOI 10.24412/1991-5497-2021-388-47-52.

6. Psychological and pedagogical resources for increasing the readiness of students for the educational process in the conditions of the electronic information and educational environment / R.E. Bulat, A.Yu. Lebedev, N.A. Nikitin [etc.] // Bulletin of St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 2020. No. 3. P. 172-178.

7. Bulat R.E., Bulat O.R., Baichorova Kh.S. Psychological aspects of ensuring the safety of professional activity // Actual problems of modern education: experience and innovations: materials of all-Russian scient. and pract. conf. with remote and international participation / the executive ed. is A.Yu. Nagornov. Ulyanovsk, 2019. P. 313-318.

8. Bulat R.E., Golovachev A.V. Search for new pedagogical approaches in the training of cadets of technical universities for combat missions // Army Collection. 2003. No. 3. P. 60.

9. Ponomarev R.E. Educational space. M.: MAKS Press, 2014. 100 pp.

10. Constructor of educational space. URL: https://agasu.rf/news/7689-konstruktor-uchebnogo-prostranstva.html

11. Bulat R.E. Training of military specialists of engineering and technical profile for professional activities in extreme conditions // Military Thought. 2014. No. 12. P. 65-69.

12. Problematic issues of the quality of professional education in the application of distance learning technologies in full-time study / R.E. Bulat, H.S. Baychorova, A.Yu. Lebedev [etc.] // Human capital. 2021. No. 3 (147). P. 97-113.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 22.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 22.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

© Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Соболева О.Р., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.