Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МЧС'

ЦИФРОВАЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МЧС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРАКТИКИ И СТАЖИРОВКИ / КУРСАНТЫ МЧС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малый И.А., Булгаков В.В., Шарабанова И.Ю.

Цель исследования. Целью работы является обоснование и разработка программного обеспечения для организации, ведения и контроля образовательного процесса, в том числе в форме практик и стажировок, в учебной пожарно-спасательной части ведомственного вуза МЧС. Актуальность и потребность в автоматизации учебного процесса связана с необходимостью совершенствования процесса обучения как курсантов по программам практик, так и постоянного личного состава учебной пожарно-спасательной части по служебно-профессиональной подготовке. Реализуемая в настоящее время практическая подготовка курсантов на базе учебной пожарно-спасательной части имеет ограниченный по времени формат обучения, в виде дежурства сутки через трое, что не позволяет без широкого применения цифровых технологий повысить уровень организации учебного процесса и его эффективность, например, за счет обеспечения постоянного доступа обучаемых к учебным материалам.Материалы и методы. Для разработки технического задания на создание программного обеспечения применены методы научно-педагогического исследования, содержащих анализ и синтез информационных сведений, включающих как практику организации учебного процесса в учебных пожарно-спасательных частях вузов МЧС, так и требования нормативных правовых документов к служебно-профессиональной подготовке пожарных. Проведен обзор программных продуктов, оценена возможность их применения для организации и проведения практик и стажировок курсантов МЧС, сформулированы требования к функционалу программного обеспечения и порядку его использования в учебной пожарно-спасательной части.Результаты. Разработано программное обеспечение «Цифровая пожарно-спасательная часть», которое внедрено в учебно-практическую деятельность ведомственного вуза МЧС. Программное обеспечение реализовано в виде сайта (http://dfs.edufire37.ru), который поддерживается всеми современными видами браузеров и адаптирован для мобильных устройств. Программа включает 12 основных функциональных модулей, позволяющих организовывать администрирование и управление пользователями, разрабатывать методические и контрольно-измерительные материалы, формировать программу практики или программу подготовки, расписание учебных занятий, базу знаний и электронный журнал, получать сведения о результатах обучения, организовывать игровую форму обучения посредством интеллектуальных дуэлей между пользователями, а также получать доступ к сведениям о имеющейся на вооружении учебной пожарно-спасательной части пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, к интерактивной карте района выезда пожарно-спасательного караула с размещением различных объектов защиты и их характеристиками, дорог, водоисточников и других сведений, необходимых для ликвидации пожаров. Кроме того, в программе предусмотрен функциональный модуль «Форум» и «Личные сообщения», предназначенные для обсуждения между пользователями актуальных вопросов обучения и профессиональной деятельности.Заключение. В работе обоснована необходимость внедрения цифровых образовательных технологий в деятельность учебной пожарно-спасательной части вуза МЧС для повышения эффективности организации, ведения и контроля практик и стажировок курсантов. Представленное программное обеспечение, обеспечивает выполнение функциональных задач как в области обучения курсантов в вузе МЧС, так и в области служебно-профессиональной подготовки постоянного состава учебной пожарно-спасательной части. Перспективным направлением является внедрение представленного программного обеспечения в деятельность практических пожарно-спасательных частей для организации служебно-профессиональной подготовки пожарных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малый И.А., Булгаков В.В., Шарабанова И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL FIRE AND SALVAGE UNIT: A NEW LEVEL OF TRAINING FOR EMERCOM CADETS

The purpose of the study. The purpose of the work is to substantiate and develop software for the organization, management and control of the educational process, including the form of practices and internships, in the educational fire and salvage unit of the departmental university of EMERCOM. The relevance and the need for automation of the educational process is connected with the need to improve the training process for both cadets on practical training programs and permanent personnel of the fire and rescue training unit for service and professional training. The practical training of cadets currently being implemented on the basis of the fire and rescue training unit has a time-limited training format, in the form of a day on duty in three days, which does not allow without the widespread use of digital technologies to increase the level of organization of the educational process and its effectiveness, for example, by ensuring constant access of trainees to educational materials.Materials and methods. To develop a technical assignment for the creation of software, methods of scientific and pedagogical research were used, containing the analysis and synthesis of information, including both the practice of organizing the educational process in the educational fire and salvage units of universities of EMERCOM, and the requirements of regulatory legal documents for the official and professional training of firefighters. A review of software products was carried out, the possibility of their application for the organization and conduct of practices and internships of trainees of EMERCOM was evaluated, the requirements for the functionality of the software and the procedure for its use in the training fire and salvage unit were formulated.Results. The software “Digital Fire and Salvage Unit” has been developed, which has been introduced into the educational and practical activities of the departmental university of EMERCOM. The software is implemented in the form of a website (http://dfs edufire37.ru), which is supported by all modern types of browsers and adapted for mobile devices. The program includes 12 main functional modules that allow you to organize the administration and management of users, develop methodological and control and measuring materials, form a practice program or training program, a schedule of training sessions, a knowledge base and an electronic journal, receive information about the results of training, organize a game form of training through intellectual duels between users, as well as access to information about the available training fire and salvage unit of fire equipment, fire-technical and rescue equipment, to an interactive map of the area of departure of the fire-rescue guard with the placement of various objects of protection and their characteristics, roads, water sources and other information necessary for the elimination of fires. In addition, the program provides a functional module “Forum” and “Personal messages”, designed for discussion between users of topical issues of training and professional activity.Conclusion. The paper substantiates the need to introduce digital educational technologies into the activities of the educational fire and salvage unit of the University of EMERCOM to improve the efficiency of the organization, management and control of practices and internships of cadets. The presented software ensures the performance of functional tasks both in the field of training cadets at the University of EMERCOM, and in the field of service and professional training of the permanent staff of the training fire and salvage unit. A promising direction is the introduction of the presented software into the activities of practical fire and salvage units for the organization of service and professional training of firefighters.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МЧС»

УК378 И.А. Малый, В.В. Булгаков, И.Ю. Шарабанова

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2022-1-4-12

Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы МЧС России, Иваново, Россия

Цифровая пожарно-спасательная часть: новый уровень организации подготовки курсантов МЧС

Цель исследования. Целью работы является обоснование и разработка программного обеспечения для организации, ведения и контроля образовательного процесса, в том числе в форме практик и стажировок, в учебной пожарно-спасательной части ведомственного вуза МЧС. Актуальность и потребность в автоматизации учебного процесса связана с необходимостью совершенствования процесса обучения как курсантов по программам практик, так и постоянного личного состава учебной пожарно-спасательной части по служебно-профессиональной подготовке. Реализуемая в настоящее время практическая подготовка курсантов на базе учебной пожарно-спасательной части имеет ограниченный по времени формат обучения, в виде дежурства сутки через трое, что не позволяет без широкого применения цифровых технологий повысить уровень организации учебного процесса и его эффективность, например, за счет обеспечения постоянного доступа обучаемых к учебным материалам.

Материалы и методы. Для разработки технического задания на создание программного обеспечения применены методы научно-педагогического исследования, содержащих анализ и синтез информационных сведений, включающих как практику организации учебного процесса в учебных пожарно-спасательных частях вузов МЧС, так и требования нормативных правовых документов к служебно-профессиональной подготовке пожарных. Проведен обзор программных продуктов, оценена возможность их применения для организации и проведения практик и стажировок курсантов МЧС, сформулированы требования к функционалу программного обеспечения и порядку его использования в учебной пожарно-спасательной части. Результаты. Разработано программное обеспечение «Цифровая пожарно-спасательная часть», которое внедрено в учебно-практическую деятельность ведомственного вуза МЧС. Программное обеспечение реализовано в виде сайта (http://dfs.edufire37.ru), который поддерживается всеми современными видами браузеров

и адаптирован для мобильных устройств. Программа включает 12 основных функциональных модулей, позволяющих организовывать администрирование и управление пользователями, разрабатывать методические и контрольно-измерительные материалы, формировать программу практики или программу подготовки, расписание учебных занятий, базу знаний и электронный журнал, получать сведения о результатах обучения, организовывать игровую форму обучения посредством интеллектуальных дуэлей между пользователями, а также получать доступ к сведениям о имеющейся на вооружении учебной пожарно-спа-сательной части пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, к интерактивной карте района выезда пожарно-спасательного караула с размещением различных объектов защиты и их характеристиками, дорог, водоисточников и других сведений, необходимых для ликвидации пожаров. Кроме того, в программе предусмотрен функциональный модуль «Форум» и «Личные сообщения», предназначенные для обсуждения между пользователями актуальных вопросов обучения и профессиональной деятельности. Заключение. В работе обоснована необходимость внедрения цифровых образовательных технологий в деятельность учебной пожарно-спасательной части вуза МЧС для повышения эффективности организации, ведения и контроля практик и стажировок курсантов. Представленное программное обеспечение, обеспечивает выполнение функциональных задач как в области обучения курсантов в вузе МЧС, так и в области служеб-но-профессиональной подготовки постоянного состава учебной пожарно-спасательной части. Перспективным направлением является внедрение представленного программного обеспечения в деятельность практических пожарно-спасательных частей для организации служебно-профессиональной подготовки пожарных.

Ключевые слова: цифровая пожарно-спасательная часть, программное обеспечение, практики и стажировки, курсанты МЧС.

Igor A. Malyj, Vladislav V. Bulgakov, Irina Yu. Sharabanova

Ivanovo Fire and Rescue Academy of State Fire Fighting Service of EMERCOM of Russia, Ivanovo, Russia

Digital Fire and Salvage Unit: A New Level of Training for Emercom Cadets

The purpose of the study. The purpose of the work is to substantiate and develop software for the organization, management and control of the educational process, including the form of practices and internships, in the educational fire and salvage unit of the departmental university of EMERCOM. The relevance and the need for automation of the educational process is connected with the need to improve the training process for both cadets on practical training programs and permanent personnel of the fire and rescue training unit for service and professional training. The practical training of cadets currently being implemented on the basis of the fire and rescue training unit has a time-limited training format, in the form of a day on duty in three days, which does not allow without the widespread use of digital technologies to increase the level of organization of the educational process and its effectiveness, for example, by ensuring constant access of trainees to educational materials.

Materials and methods. To develop a technical assignment for the creation of software, methods of scientific and pedagogical research were used, containing the analysis and synthesis of information, including both the practice of organizing the educational process in the educational fire and salvage units of universities of EMERCOM, and the requirements of regulatory legal documents for the official and professional training of firefighters. A review of software products was carried out, the possibility of their application for the organization and conduct of practices and internships of trainees of EMERCOM was evaluated, the requirements for the functionality of the software and the procedure for its use in the training fire and salvage unit were formulated. Results. The software "Digital Fire and Salvage Unit " has been developed, which has been introduced into the educational and practical activities of the departmental university of EMERCOM. The software is implemented in the form of a website (http://dfs.

edufire37.ru), which is supported by all modern types of browsers and adapted for mobile devices. The program includes 12 main functional modules that allow you to organize the administration and management of users, develop methodological and control and measuring materials, form a practice program or training program, a schedule of training sessions, a knowledge base and an electronic journal, receive information about the results of training, organize a game form of training through intellectual duels between users, as well as access to information about the available training fire and salvage unit of fire equipment, fire-technical and rescue equipment, to an interactive map of the area of departure of the fire-rescue guard with the placement of various objects of protection and their characteristics, roads, water sources and other information necessary for the elimination of fires. In addition, the program provides a functional module "Forum" and "Personal messages", designed for discussion between users of topical issues of training

and professional activity.

Conclusion. The paper substantiates the need to introduce digital educational technologies into the activities of the educational fire and salvage unit of the University of EMERCOM to improve the efficiency of the organization, management and control of practices and internships of cadets. The presented software ensures the performance of functional tasks both in the field of training cadets at the University of EMERCOM, and in the field of service and professional training of the permanent staff of the training fire and salvage unit. A promising direction is the introduction of the presented software into the activities of practical fire and salvage units for the organization of service and professional training of firefighters.

Keywords: digital fire and salvage unit, software, practices and internships, cadets of EMERCOM.

Введение

Актуальность совершенствования подготовки пожарных в практических по-жарно-спасательных частях и курсантов образовательных учреждений Государственной противопожарной службы МЧС России к проведению аварийно-спасательных работ и пожаротушению обусловлена их профессиональной деятельностью, связанной с обеспечением пожарной безопасностью и защитой населения и территорий от пожаров и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Совершенствование подготовки включает не только внедрение новых методик теоретического и практического обучения, но и повышение уровня организации и контроля учебных занятий, а также содержания учебно-методических материалов. Применение цифровых технологий позволяет не только оптимизировать и улучшить эффективность учебного процесса, но и повысить уровень контроля за посещаемостью, успеваемостью и качеством разрабатываемых учебно-методических материалов, их актуальности и соответствия современному развитию науки и техники в области профессиональной деятельности. Для реализации этих задач создаются различные компьютерные программы, как специализированными компаниями разработчиками программно-

го обеспечения, так и специалистами в вузах. Например, широкое распространение в Российской Федерации получили системы управления курсами обучения, в том числе в дистанционной формате, такие как Moodle, Blackboard learning, Прометей, ATutor, СТ Курс и ряд других. К наиболее распространенным относится система Moodle, которая применяется как для изучения отдельных дисциплин, так и для организации и управления различными курсами [1—4]. Российская разработка «Прометей» [5; 6] также активно применяется для организации и ведения учебного процесса в дистанционной форме, а вузах МЧС на базе этой программы реализуется программы дополнительного профессионального обучения и переподготовки.

Коммерческие программные продукты являются универсальным инструментом организации и ведения учебного процесса и могут подойти большинству учебных заведений различного уровня, но в тоже время, на определенном этапе развития электронной образовательной среды вуза существует необходимость внедрения специального функционала, что требует уже разработки собственных программных продуктов для организации, ведения учебного процесса и его контроля [7; 8]. В Белорусском национальном техническом университете создана в 2009 году и продолжает со-

вершенствоваться собственная система управления учебным процессом «CATS» [9]. Данная автоматизированная система управления учебным процессом применяется для подготовки специалистов дневной, заочной, дистанционной форм обучения, а также для самостоятельной работы, включает возможность организации дипломного и курсового проектирования. В Национальном исследовательском университете «Московский институт электронной техники» разработана компьютерная система обучения «ОРОКС», которая обладает широкими функциональными возможностями для организации учебного процесса [10]. Данная система позволяет создавать обучающие программы, контролировать качество знаний студентов и посещаемость занятий. В Юго-Западном государственном университете разработана электронная информационно-образовательная среда, предназначенная для автоматизации базовых функций, реализуемых деканатом, например, такие как управление движением контингента студентов различных форм обучения, учет успеваемости обучаемых и их достижений, а также организация документооборота [11].

Но большинство разработанных в вузах программных средств носит узконаправленный характер, которые в основном предназначены для создания контрольно-измери-

тельных материалов и автоматизированного их применения в учебном процессе [12—16].

В образовательных учреждениях МЧС России, на примере Ивановской пожар-но-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России, также активно внедряются программные продукты в области организации, ведения учебного процесса и его контроля [17; 18]. Данные программные продукты помимо решения учебных задач, формируют у обучаемых цифровые компетенции по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами с помощью компьютерных технологий. Выпускники вузов МЧС России должны быть готовы к применению в профессионально-служебной деятельности информационных инструментов и программных средств, которые активно внедряются в практических пожарно-спа-сательных подразделениях для организации управления и обеспечения электронного документооборота [19—22].

Характерной особенностью образовательного процесса вузов Государственной противопожарной службы МЧС России является практическая направленность учебного процесса, который включает стажировки и практики курсантов на базе учебных пожарно-спасательных частей. Структура учебных по-жарно-спасательных частей, находящихся в составе вузов, их оснащение и порядок служебно-профессиональной подготовки личного состава соответствует практическим пожарно-спасательным частям, которые предназначены для ведения боевых действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Учебный процесс в учебных пожарно-спасатель-ных частях вузов включает практики и стажировки курсантов в должности пожар-

ного и командира отделения, а также служебно-професси-ональную подготовку постоянного состава, к которому относятся начальник учебной пожарно-спасательной части, его заместитель, начальники караулов, помощники начальников караулов, командиры отделений и водители пожарных автомобилей. Организация подготовки курсантов и постоянного состава осуществляется традиционным способом и включает подготовку учебных планов, их утверждение, разработку учебных программ дисциплин и учебно-методических материалов для них, проведение учебных теоретических и практических занятий, проведение промежуточных и итоговых контролей знаний, умений и навыков. Предлагается все имеющиеся процессы организации, ведения и контроля учебных занятий автоматизировать и осуществлять в специально для этого разработанном программном обеспечении, что позволит повысить эффективность и качество учебного процесса. Цифровая трансформация учебного процесса позволит обеспечить постоянный доступ к учебным материалам как обучаемым, так и сотрудникам учебной пожар-но-спасательной части для организации учебной процесса и контроля его реализации.

Методология исследования

С целью автоматизации организации, ведения и контроля учебного процесса в учебной пожарно-спасатель-ной части определены цели работы, этапы ее выполнения, перечень функциональных возможностей нового программного продукта, которые должны быть доступны как обучаемым, так и руководителям практик (стажировок), а также должностным лицам пожарно-спасательной части, организовывающим служеб-

но-профессиональное обучение подчиненного личного состава.

С этой целью проведен анализ имеющихся программных продуктов, оценена возможность их адаптации и применения в учебном процессе вуза МЧС, которая показала с одной стороны их универсальный характер, позволяющий использовать в любом вузе, но в тоже время отсутствие многих специализированных функций, которые необходимо реализовывать в учебном процессе пожарно-спасательных частей, что требует разработки специального программного обеспечения.

Для разработки технического задания к специальному программному обеспечению применялись методы научно-педагогического исследования, которые включали анализ и синтез информационных сведений, в том числе нормативных правовых документов, в области организации учебного процесса как в учебных пожарно-спасательных частях вузов, так и в пожарно-спаса-тельных частях практических подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России. Автоматизация функциональных задач в области служебно-профессио-нальной подготовки пожарных реализована с использованием методов моделирования и оптимизации служебной деятельности.

Результаты

Для реализации поставленных задач в Ивановской по-жарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России разработано специальное программное обеспечение «Цифровая пожарно-спасательная часть», которое включает помимо основной функции по организации и контролю обучения, дополнительные функции, связанные прежде всего

с выполнением курсантами профессиональных задач в составе караулов в рамках практик и стажировок, которые включают подготовку и участие в ликвидации пожаров и различных чрезвычайных ситуаций. В разработке функционала программного обеспечение принимали активное участие практические сотрудники Главного управления МЧС России по Владимирской области, которые непосредственно организовывают служебно-профессиональную подготовку пожарных в пожар-но-спасательных частях.

Разработанное специальное программное обеспечение реализовано в виде сайта, размещенного по адресу http://dfs. edufire37.ru, поддерживается всеми современными видами браузеров и адаптировано под использование с мобильных устройств, представляет возможность круглосуточного доступа пользователей к просмотру и работе с учебным материалом, редактированию контента и управления функционалом сайта в зависимости от установленных администратором прав.

Предусмотрены следующие категории пользователей:

— администратор — устанавливает права пользователям и обеспечивает функционирование программного обеспечения;

— заместитель начальника академии — контролирует организацию учебного процесса и боевую работу учебной по-жарно-спасательной части;

— начальник отдела практической подготовки — формирует программы практик (стажировок) и контролирует их выполнение;

— начальник учебной по-жарно-спасательной части — организовывает учебный процесс в соответствии с программами практик (стажировок) и программой служебно-профессио-нальной подготовки постоянного состава;

— начальник караула — непосредственно проводит учебные занятия, осуществляет теоретическое и практическое обучение и контроль сформированных знаний, умений и навыков обучаемых;

— курсант, проходящий практику (стажировку) в должности пожарного и командира отделения — проходит обучение по программам практик (стажировок) и служебно-про-фессиональной подготовки.

Для организации обучения и служебно-профессиональ-ной деятельности учебной пожарно-спасательной части разработанное специальное программное обеспечение включает 12 основных функциональных модулей:

— модуль управления пользователями «Администрирование»;

— модуль «Методические материалы»;

— модуль «Расписание занятий»;

— модуль «Электронный журнал»;

— модуль «Отчеты»;

— модуль «База знаний»;

— модуль «Интеллектуальная дуэль»;

— модуль «Моя пожарная часть»;

— модуль «Район выезда»;

— модуль «Форум»;

— модуль «Личные сообщения» (мессенджер);

— модуль «Универсальный поиск».

Для непосредственной организации, проведения, контроля и анализа учебного процесса используются модули «Методические материалы», «Расписание занятий», «Электронный журнал», «Отчеты», «База знаний», «Интеллектуальная дуэль». Для обеспечения служебно-профессио-нальной деятельности учебной пожарно-спасательной части используются модули «Моя пожарная часть», «Район выезда». Модули «Форум» и «Личные сообщения (мессен-джер)» могут использовать-

ся для взаимодействия между курсантами и руководителями практик в рамках практического обучения, а также для коммуникации между сотрудниками учебной пожарно-спа-сательной части по вопросам служебно-профессиональной деятельности.

Для организации обучения, практики или стажировки, начальник учебной пожарно-спа-сательной части формирует учебные группы, которые проходят обучение по программе служебно-профессиональной подготовки или программе практики. Для программ подготовки весь необходимый контент, включающий методические и контрольно-измерительные материалы, создается в функциональном модуле «Методические материалы», который включает разделы «Курсы обучения», «Дисциплины» и «Тесты».

После создания программы подготовки и назначения ее учебной группе открывается доступ к функциональному модулю «Электронный журнал», который является основным элементом контроля процесса обучения, включающий учет посещаемости и успеваемости обучаемых (рис. 1).

Реализуемая программа слу-жебно-профессиональной подготовки является страницей электронного журнала, в котором выбирается дисциплина, тема занятия и дата его проведения. По результатам работы курсантов на занятии выставляется пяти-бальная оценка, к которой доступно текстовое примечание, при наличии которого оценка автоматически выделяется цветом. Может быть выставлено до 3-х оценок по теме занятия на одну дату. Предусмотрено ведение истории исправления каждой оценки с указанием даты, времени исправления и 1Р адреса. Предусмотрена возможность автоматического выставления оценки по результатам пройденного тестирования или

Оценки за курс обучения

Оценки за курс обучения: Боевая подготовка

Обучаемый

Оценки Средняя Итоговая

21.10.2021 22.10.2021 2510.2021 26.10.2021 29 10.2021 30 10.2021 02.11.2021 08.11.2021 14.112021

Пожарный №7 □О OQ OQ О ОО ОО ОО ОО О ОО ОО ОО Ql О ОО Ш О

Пожарный №8 □О а 1 □О ОО О ОО ОО о ОО О ОО щ О ОО ш О

Пожарный №9 QO GO ОО о ОО ОО 0 ОО о ОО О ОО га о

Оценки по дисциплинам:

Пожарно-строевая подготовка

Обучаемый

Средняя Итоговая

21.10.20210 22.10.2021 О 02.11.2021 О 14.11.2021 О

Пожарный №7 ОО ОО О О ЦЦ] о

Пожарный №8 ОО о о о о

Пожарный №9 ОО о о о щ о

Организация службы и подготовки

Обучаемый Оценки Средняя Итоговая

21.10 2021 О 22.10.2021 О 02.11.2021 О

1 □ в а со а

Рис. 1. Функциональный модуль «Электронный журнал» Fig. 1. Functional module "Electronic journal"

фн

Средний балл ПО группам обучения Главная / Отчеты / Средний балл по груп там обучения

Фильтр

Дата с Дата по

3 01.10.2021 Й 01.12.2021

Цифровая пожарно-спасательная часть Группа обучения

ПСЧ №1 ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Владимирской области |» Выберите группу обучения I-I

Отображать результаты с группировкой по: ® По группе обучения целиком О По курсу обучения О Детально по обучаемым

Рис. 2. Функциональный модуль «Отчеты», включающий информацию о посещаемости учебных занятий и среднем балле

Fig. 2. The functional module "Reports", which includes information on attendance at training sessions and the average score

по результатам сдачи пожар-но-строевого норматива. Электронный журнал позволяет автоматически конвертировать время сдачи пожарно-строево-го норматива в пятибалльную оценку.

Практические занятия включают выполнение курсантами пожарно-строевых нормативов, упражнений по работе с пожарной техникой, пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием, что требует строгого соблюдения правил охраны труда для исключения травмирования личного состава. В электронном журнале доступно формирование ведомостей по охране труда и их отправка на печать, для последующего заполнения перед началом практического занятия.

Для разработки мероприятий, направленных на повышение качества образовательного процесса необходим мониторинг результатов учебы и их анализ. Для обобщения и представления результатов учебного процесса предназначен функциональный модуль «Отчеты», который позволяет контролировать посещаемость и успеваемость с применением различных фильтров: по датам, по группам обучения, по программам обучения, по отдельным обучающимся и т.п. (рис. 2).

Для организации самостоятельной подготовки к занятиям, обучающимся доступны все материалы предыдущих занятий, нормативные, методические материалы, презентации и мультимедиа контент, размещенные в функциональном модуле «База знаний». Кроме того, имеется возможность прямого выхода обучающихся в электронную библиотечную систему Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России через функциональный модуль «Электронная библиотека».

Рис. 3. Функциональный модуль «Тесты» Fig. 3. Functional module "Tests"

Рис. 4. Функциональный модуль «Район выезда» Fig. 4. Functional module "Departure area"

В функциональном модуле «Тесты», обучающиеся могут самостоятельно проходить тестирование по различным дисциплинам (рис. 3) для подготовки к итоговому тестированию и самоконтроля.

Представляет интерес самостоятельная подготовка, реализуемая в игровой форме в функциональном модуле «Интеллектуальная дуэль». Функциональный модуль «Интеллектуальная дуэль» вносит элемент соревнования в процесс обучения. Обучающийся может вызвать на дуэль в виде прохождения теста пользователя любой категории. Основными критериями, по которым определяется победитель, являются правильность ответов в отведенное время, а в случае одинаковых результатов — время прохождения теста. Для прохождения интеллектуальной дуэли необходимо, чтобы оба пользователя находились онлайн. Количество вопросов, их состав, время на прохождение устанавливаются в настройках теста. Результаты завершенных дуэлей доступны в личном кабинете каждого пользователя в соответствующем разделе.

В процессе обучения важную роль играют функциональные модули «Моя пожарная часть» и «Районы выезда». В модуле «Моя пожарная часть» представлены объекты, находящиеся в районе выезда учебной пожар-но-спасательной части, описание и разборы пожаров, перечень техники, стоящей на вооружении с подробными характеристиками. Функциональный модуль «Район выезда» отображает на карте район выезда караула учебной пожарно-спасательной части и размещенные объекты с ссылками на их характеристики (рис. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специальное программное обеспечение «Цифровая пожарно-спасательная часть»

включает также функциональные модули «Форум» и «Личные сообщения (мессенджер)». Администратором форума является начальник учебной пожарно-спасательной части, который предоставляет доступ пользователям к данному инструменту взаимодействия друг с другом. Например, функциональный модуль «Форум» предназначен для публикации и обсуждения как вопросов, связанных с учебным процессом, так и для обмена информацией по различным профессиональным вопросам, обеспечивая постоянную обратную связь между обучаемыми, руководителями практики или руководящим составом учебной пожарно-спасатель-ной части.

Заключение

В работе обоснована актуальность и востребованность разработки и внедрения в учебный процесс учебных по-жарно-спасательных частей образовательных учреждений Государственной противопожарной службы МЧС России программного обеспечения, предназначенного для автоматизации организации, ведения, контроля учебного процесса и расширения его возможностей. Основным результатом работы является создание специального программного обеспечения «Цифровая пожарно-спа-сательная часть», которое апробировано и внедрено в учебный процесс Ивановской пожарно-спасательной ака-

демии Государственной противопожарной службы МЧС России. Особенностью данного программного обеспечения является возможность его использования как на стационарных компьютерах, так и на мобильных устройствах без привязки к учебному классу.

Широкие возможности разработанного специального программного обеспечения позволяют организовать непрерывный учебный процесс, обеспечив постоянный доступ обучаемым как к учебным материалам, так и к информационно-справочным сведениям, относящихся к деятельности учебной пожарно-спасатель-ной части, например к харак-

теристикам пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования, интерактивной карте района выезда для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, к документации по служебно-бо-евой и профессиональной подготовке личного состава и материалам по ее организации.

Перспективным направлением является внедрение специального программного обеспечения «Цифровая по-жарно-спасательная часть» в деятельность практических по-жарно-спасательных частей, которое позволит автоматизировать задачи, выполняемые в повседневной служебно-про-

фессиональной деятельности. Кроме того, применение унифицированного специального программного обеспечения как в образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку специалистов для Государственной противопожарной службы, так и в практических пожарно-спасательных подразделениях, осуществляющих деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, позволит выпускникам, назначаемым на должность начальника караула, без дополнительной подготовки качественно организовывать служебно-профессиональное обучение подчиненного личного состава караула.

Литература

1. Белозерова С.И., Чуйко О.И. Опыт применения LMS MOODLE для создания и сопровождения учебных курсов // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 78.

2. Жук М.Г., Потоцкая Н.Г. Особенности организации дистанционного обучения на основе образовательной среды MOODLE // Инновации в образовании. 2021. № 7. С. 100-110.

3. Кропотова М.Ю. Перспективы использования электронной системы MOODLE в образовательном пространстве СПО // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 2 (59). С. 25-28.

4. Хорошева А.В. Организация образовательного процесса с использованием системы дистанционного обучения MOODLE // Информационные технологии в УИС. 2020. № 4. С. 66-72.

5. Венцель В.Д., Цорина О.А., Янчий С.В. Организация обучения и контроля знаний студентов с использованием информационных технологий: на примере технического вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 50-54.

6. Рашидова З.Д., Везиров Т.Г. Развитие познавательной самостоятельности будущих бакалавров-лингвистов с использованием инструментов, предоставляемых системой дистанционного обучения // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2021. Т. 15. С. 241-245.

7. Попова Ю.Б. Автоматизированная система управления обучением CATS // Наука и техника. 2019. Т. 18. № 4. С. 339-349.

8. Савин М.А., Галягин К.С., Ошивалов М.А. и др. Использование интерактивных автома-

тизированных систем при обучении студентов вузов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 6. С. 54-60.

9. Попова Ю.Б. Интеллектуальная составляющая автоматизированной системы обучения CATS // Образовательные технологии и общество. 2019. Т. 22. № 4. С. 24-37.

10. Чайкина Е.В. Система контроля знаний при формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования. 2016. № 3. С. 91-96.

11. Аникина Е.И., Бабков А.С., Малышев А. В. Автоматизация функций деканата в электронной информационно-образовательной среде ЮЗГУ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 6 (75). С. 44-50.

12. Антипин А.Ф. О разработке сетевой автоматизированной системы для контроля знаний по программированию // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10-1. С. 19-23.

13. Даценко Н.В., Горбатенко С.А., Горба-тенко В.В. Адаптивная автоматизированная система как средство дифференциации обучения при подготовке специалистов в области информационных технологий // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. 2019. Т. 7. № 2 (25). С. 382-390.

14. Карышев А.А. Автоматизированная система контроля знаний // Электронный журнал: наука, техника и образование. 2016. № 1. С. 83-93.

15. Шахов Я.В., Демкин Д.В. Сравнительная оценка возможностей систем компьютерного тестирования TestMaker и Unitest System //

Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 2. С. 385-396.

16. Сорочинский М.А. Использование среды разработки по созданию тестов и опросов iSpring QuizMaker для организации контроля студентов // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-2. С. 166-167.

17. Булгаков В.В. Повышение качества теоретической подготовки курсантов с помощью информационно-коммуникационных технологий // Открытое образование. 2019. Т. 23. № 5. С. 44-53.

18. Малый И.А., Булгаков В.В., Шарабано-ва И.Ю., Орлов О.И. Применение цифровых технологий для подготовки курсантов в области пожаротушения // Открытое образование. 2021. Т. 25. № 2. С. 51-59.

19. Демьяненко Ю.С., Алгазина Ю.Г., Му-зоватова Я.Ю. Автоматизированная инфор-

References

1. Belozerova S.I., Chuiko O.I. Experience of using LMS MOODLE to create and maintain training courses. Sovremennyye problemy nauki i obra-zovaniya = Modern problems of science and education. 2019; 1: 78. (In Russ.)

2. Zhuk M. G., Pototskaya N. G. Features of the organization of distance learning based on the MOODLE educational environment. Innovatsii v obrazovanii = Innovations in Education. 2021; 7: 100-110. (In Russ.)

3. Kropotova M. Yu. Prospects for the use of the MOODLE electronic system in the educational space of secondary vocational education. Informat-sionno-kommunikatsionnyye tekhnologii v peda-gogicheskom obrazovanii = Information and communication technologies in pedagogical education. 2019; 2 (59): 25-28. (In Russ.)

4. Khorosheva A; Organization of the educational process using the MOODLE distance learning system. Informatsionnyye tekhnologii v UIS = Information technologies in UIS. 2020; 4: 66-72. (In Russ.)

5. Venzel V. D., Tsorina O. A., Yanchy S; Organization of training and control of students' knowledge using information technologies: on the example of a technical university. Azimut nauch-nykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya = Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2018; 7; 1 (22): 50-54. (In Russ.)

6. Rashidova Z. D., Vezirov T. G. Development of cognitive independence of future linguist bachelors using tools provided by the distance learning system. Aktual'nyye problemy filologii i metodi-ki prepodavaniya inostrannykh yazykov = Actual problems of philology and methods of teaching foreign languages. 2021; 15: 241-245. (In Russ.)

7. Popova Yu. B. Automated learning management system CATS. Nauka i tekhnika = Science and technology. 2019; 18; 4: 339-349. (In Russ.)

мационная система документооборота противопожарной службы ФГКУ «СПСЧ ФПС по Алтайскому краю» // МАК: Математики — Алтайскому краю. 2021. № 3. С. 137-140.

20. Гладков С.В., Мышкин Р.А. Автоматизация процессов оперативной и служебной деятельности в подразделениях пожарной охраны // Пожарная и аварийная безопасность. 2016. № 3 (3). С. 30-40.

21. Колпаков Д.Г., Павлов М.М., Чиби-нев К.Н., Янц А.И. Компьютерные системы управления в гарнизонной службе пожаротушения // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2016. № 3. С. 380-383.

22. Римшин В.Ю. Разработка многофункционального планшета пожарного // Colloquium-journal. 2020. № 10-1 (62). С. 65-67.

8. Savin M. A., Galyagin K. S., Oshivalov M. A. et al. The use of interactive automated systems in teaching university students. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2019; 6: 54-60. (In Russ.)

9. Popova Yu. B. Intellectual component of the automated learning system CATS. Obrazovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo = Educational technologies and society. 2019; 22; 4: 24-37. (In Russ.)

10. Chaikina E; The system of knowledge control in the formation of professional competence of students of technical universities. Vestnik Mosk-ovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: informatika i informatizatsiya obrazovaniya = Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: informatics and informatization of education. 2016; 3: 91-96. (In Russ.)

11. Anikina E. I., Babkov A. S., Malyshev A; Automation of functions of the dean's office in the electronic information and educational environment of SWSU. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstven-nogo universiteta = News of the South-Western State University. 2017; 6 (75): 44-50. (In Russ.)

12. Antipin A. F. On the development of a network automated system for controlling knowledge in programming. Sovremennyye naukoyemkiye tekh-nologii = Modern science-intensive technologies. 2016; 10-1: 19-23. (In Russ.)

13. Datsenko N. V., Gorbatenko S. A., Gor-batenko V; Adaptive automated system as a means of training differentiation in the training of specialists in the field of information technology. Mod-elirovaniye, optimizatsiya i informatsionnyye tekh-nologii = Modeling, optimization and information technologies. 2019; 7; 2 (25): 382-390. (In Russ.)

14. Karyshev A. A. Automated knowledge control system. Elektronnyy zhurnal: nauka, tekhnika i obrazovaniye = Electronic journal: science, technology and education. 2016; 1: 83-93. (In Russ.)

15. Shakhov Ya. V., Demkin D; Comparative assessment of the capabilities of computer testing

systems TestMaker and Unitest System. Obrazo-vatel'nyye tekhnologii i obshchestvo = Educational technologies and society. 2017; 20; 2: 385-396. (In Russ.)

16. Sorochinsky M. A. Using the development environment for creating tests and surveys iSpring QuizMaker to organize student control. Mezhdun-arodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik = International Student Scientific Bulletin. 2016; 5-2: 166167. (In Russ.)

17. Bulgakov V; Improving the quality of theoretical training of cadets with the help of information and communication technologies. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2019; 23; 5: 4453. (In Russ.)

18. Malyi I. A., Bulgakov V. V., Sharabano-va I. Yu., Orlov O. I. The use of digital technologies for the training of cadets in the field of fire extinguishing. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2021; 25; 2: 51-59. (In Russ.)

Сведения об авторах

Игорь Александрович Малый

Кандидат технических наук, доцент, начальник

Ивановской пожарно-спасательной академии

Государственной противопожарной службы

МЧС России,

Иваново, Россия

Эл. почта: edufire@mail.ru

Владислав Васильевич Булгаков

Кандидат технических наук, доцент,

заместитель начальника академии — начальник

института профессиональной подготовки

Ивановская пожарно-спасательная академия

ГПС МЧС России,

Иваново, Россия

Эл. почта: vbulgakov@rambler.ru

Шарабанова Ирина Юрьевна

Кандидат медицинских наук, доцент, заместитель начальника академии по научной работе

Ивановская пожарно-спасательная академия

ГПС МЧС России,

Иваново, Россия

Эл. почта: sharabanova@bk.ru

19. Demyanenko Yu. S., Algazina Yu. G., Mu-zovatova Ya. Yu. Automated information system for the document management of the fire service FGKU "SPSC FPS in the Altai Territory". MAK: Matematiki - Altayskomu krayu = IAC: Mathematics - Altai Territory. 2021; 3: 137-140. (In Russ.)

20. Gladkov S. V., Myshkin R. A. Automation of operational and service activities in fire departments. Pozharnaya i avariynaya bezopasnost' = Fire and emergency safety. 2016; 3 (3): 30-40. (In Russ.)

21. Kolpakov D. G., Pavlov M. M., Chibinev K. N., Yants A. I. Computer control systems in the garrison fire extinguishing service. Gornyy infor-matsionno-analiticheskiy byulleten' (nauchno-tekh-nicheskiy zhurnal) = Mining information and analytical bulletin (scientific and technical journal). 2016; 3: 380-383. (In Russ.)

22. Rimshin V. Yu. Development of a multifunctional tablet fireman. Colloquium-journal. 2020; 10-1 (62): 65-67.

Information about the authors

Igor A. Malyj

Cand. Sci. (Technology), Associate Professor, Head of the Academy

Ivanovo Fire and Rescue Academy of State Fire Fighting Service of EMERCOM of Russia, Ivanovo, Russia E-mail: edufire@mail.ru

Vladislav V. Bulgakov

Cand. Sci. (Technology), Associate Professor, deputy head of the Academy — head of the Institute of professional training

Ivanovo Fire and Rescue Academy of State Fire Fighting Service of EMERCOM of Russia, Ivanovo, Russia E-mail: vbulgakov@rambler.ru

Irina YU Sharabanova

Cand. Sci. (Medicine)sciences, associate Professor, deputy head of the Academy for scientific work Ivanovo Fire and Rescue Academy of State Fire Fighting Service of EMERCOM of Russia, Ivanovo, Russia E-mail: sharabanova@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.