ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Зубаненко А.А., Рокотянская В.В. Адаптация целей ООН в области устойчивого развития к реалиям современной экономики: социальная защита населения в системе городского управления // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 2 (26). С. 71-81.
УДК 352
АДАПТАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ООН В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ К РЕАЛИЯМ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ: СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Зубаненко Ангелина Алексеевна
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127434, Москва, ул. Тимирязвская, 49), студент, институт экономики и управления АПК, E-mail: [email protected], +7 (977) 633-80-90
Рокотянская Виолетта Валерьевна
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127434, Москва, ул. Тимирязвская, 49), кандидат экономических наук, E-mail: [email protected], + 7 (926) 891-72-61
Аннотация. В статье рассматривается сфера социальной защиты населения в муниципальном образовании - городе Ростов-на-Дону. В процессе анализа субъекта выявляются актуальные проблемы управления в системе муниципального образования и предлагаются пути их решения. Целью настоящей работы является разработка предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения. Объектом исследования является социальная защита инвалидов на муниципальном уровне. Основной научный результат заключается в том, что для совершенствования системы защиты инвалидов в конкретном муниципальном образовании было предложено организовать четыре вида досуга: туризм в сфере виртуальной реальности; досуговый парк для людей с ОВЗ; доступные маршруты для инвалидов и инвалидов-колясочников по берегам реки Дон, в том числе и пляж.
Ключевые слова: цели ООН; устойчивое развитие; управление городом; современная экономика; социальная защита населения; инвалидность; лица с ограниченными возможностями здоровья; население; доступная среда; виртуальная реальность.
ADAPTATION OF THE UN SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS TO THE REALITIES OF THE MODERN ECONOMY: SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN THE CITY ADMINISTRATION SYSTEM
Zubanenko Angelina Alekseevna
Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia (127434, Moscow, Timiryazevskaya street 49), student, Institute of Economics and Management of Agro-industrial Complex, E-mail: [email protected], +7 (977) 633-80-90
Rokotyanskaya Violetta Valeryevna
Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia (127434, Moscow, Timiryazevskaya street 49), candidate of Economic Sciences, E-mail: [email protected], +7 (926) 891-72-61
Abstract. The article deals with the sphere of social protection of the population in the municipality - the city of Rostov-on-Don. In the process of analyzing the subject, actual management problems in the municipal education system are identified and ways to solve them are proposed. The purpose of this work is to develop proposals for improving the system of social protection of the population. The object of the study is the social protection of disabled people at the municipal level. The main scientific result is that in order to improve the system of protection of the disabled in a particular municipality, it was proposed to organize four types of leisure: tourism in the field of virtual reality; a leisure park for people with disabilities; accessible routes for the disabled and wheelchair users along the banks of the Don River, including the beach.
Keywords: UN goals; sustainable development; city management; modern economy; social protection of the population; disability; persons with disabilities; population; accessible environment; virtual reality.
Введение
Данная статья актуальна тем, что в Ростове-на-Дону достаточно высока численность инвалидов, а досуг для таких людей плохо развит. Поскольку особое значение в последнее время приобрел вопрос адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе здоровых людей, то необходимо помимо уже существующей муниципальной программы «Доступная среда», опираясь на предложенные цели ООН, к 2030 г. организовать досуговый отдых для инвалидов в г. Ростов-на-Дону, что позволит вывести на новый уровень систему управления в этом городе с учетом всех специфических его задач.
Существует несколько точек зрения в отношении места и роли социальной защиты населения в системе городского управления. Согласно одной из них, «социальная защита населения - это деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» [1].
Другие авторы под социальной защитой в широком смысле слова понимает деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важных социальных прав, в том числе права на достойный уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности. Так или иначе, но социальной защите населения посвящен целый ряд работ. Назовем таких авторов, как Е.А. Каргинова [2, с. 259-266], В.В. Измалкова и В.Э. Комов [3, с. 29-32], М.П. Берела [4, с. 26-27], С.А. Панченко [5, с. 121-123], И. Гитинов [б, с. 485-487], Т.С. Гришина [7, с. 33-38], З.А. Бутуева [8, с. 32-34], Е.А. Сорокина [9, с. 352-354].
Рассмотрев определения разных авторов, представленные выше, можно сказать, что понятие «социальная защита населения» охватывает все слои общества как экономически активное население, так и нетрудоспособных членов общества, а также это улучшение качества жизни отдельных категорий граждан.
В соответствии с предложенными целями ООН об Обеспечении открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов, можно отметить следующие задачи:
К 2030 г. для всего населения, в частности для женщин и детей, пожилых людей и инвалидов, требуется обеспечить всеобщий доступ безопасным, доступным и открытым к зеленым зонам, и общественным местам, что является важнейшей задачей муниципальных властей и всей системы городского управления с учетом реалий современной экономики1.
Цель исследования - разработка предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения.
Методы исследования: научное абстрагирование, единство исторического и логического, анализ и синтез, наблюдение и сравнение, количественные оценки.
Результаты исследования и их обсуждение
Чтобы понять, как реализуются меры помощи населению, можно рассмотреть социальную поддержку населения на примере г. Ростов-на-Дону. Регулированием вопросов в сфере социальной защиты населения и лиц с ограниченными возможностями здоровья занимается Департамент социальной защиты населения города Ростов-на-Дону.
1 Цель 11: Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов. URL:
https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/cities/ (дата обращения 11.04.2022)
73
Важной мерой социальной поддержки малоимущих граждан является предоставление государственной социальной помощи и адресной материальной помощи в трудной жизненной ситуации.
Для наиболее наглядного изучения, рассмотрим таблицу 1 по динамике численности населения за 2016 - 2020 годы.
Таблица 1 - Численность населения
Год Численност Численность Уд. Численнос Численность Уд. вес,
ь населения инвалидов в вес, ть инвалидов в г. %
Ростовской Ростовской % населения Ростов-на-Дону,
области, области, чел. г. Ростов- чел.
чел. на-Дону, чел.
2017 4 220 452 372471 8,8 1 130 305 99855 8,8
2018 4 202 320 365 620 8,7 1 133 307 97811 8,6
2019 4 197 821 363 700 8,6 1 137 904 95751 8,4
2020 4 181 486 344 688 8,2 1 137 704 92243 8,1
Источник: Составлено авторами на основе данных2
Численность населения в Ростовской области в 2020 г. составила 4 181 486 человек, что на 16 335 человек (0,4%) меньше, чем в предшествующем году. А численность населения г. Ростов-на-Дону в 2020 г. составила 1 137 704 человек, это на 200 (0,01%) человек меньше. Численность населения в Ростовской области и г. Ростов-на-Дону снижается.
Также можно сказать и об инвалидах, их удельный вес в Ростовской области с 2017 г. до 2020 г. снизился на 0,6%, а в Ростове-на-Дону удельный вес с 2017 г. до 2020 г. снизился на 0,7%.
Таблица 2 - Численность инвалидов по группам в Ростовской области
Год Всего Всего без 1-я 2-я 3-я дети-
детей- группа группа группа инвалиды
инвалидов
2017 372471 359276 31061 210833 117382 13195
2018 365 620 352172 30595 201780 119797 13448
2019 363 700 349 741 30 739 196 745 122 257 13 959
2020 344 688 344 688 30 331 188 940 125 417 14365
Источник: Составлено авторами на основе данных [10]
2 Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 12.04.2022)
74
Проанализировав таблицу 2, можно сделать вывод о том, что в Ростовской области в период с 2019 по 2020 год произошло снижение числа инвалидов категорий «1-я группа», «2-я группа», но при этом количество инвалидов категорий «3-я группа» выросло на 3160 человек (2,6 %), а «дети -инвалиды» выросло на 406 человек (2,9 %).
Таблица 3 - Численность инвалидов по группам в г. Ростов-на-Дону
Год Всего Всего без 1-я 2-я 3-я дети-
детей- группа группа группа инвалиды
инвалидов
2017 99 855 96 235 10 815 51 765 33 229 3 604
2018 97 811 94 125 10 412 49 333 34 131 3 677
2019 95 751 92 028 10 275 46 940 34 441 3 708
2020 92 243 88 309 9 608 43 869 34 833 3 934
Источник: Составлено авторами на основе данных [10]
Исходя из таблицы 3 и рисунка 1, можно сделать вывод о том, что в г. Ростов-на-Дону так же, как и в Ростовской области в период с 2019 по 2020 год произошло снижение числа инвалидов категорий «1-я группа» на 667 человек (6,5%), «2-я группа» на 3 071 человека(6,5), но при этом количество инвалидов категорий «3-я группа» выросло на 392 человека (1,1%), а «дети -инвалиды» возросло на 226 человек (6,1 %).
400 000 300 000 200 000 100 000 0
2017
2018
2019
2020
I Всего по Ростовской области
II группа по Ростовской области2
III группа по Ростовской области I III группа по Ростовской области
Дети-инвалиды по Ростовской области -Логарифмическая (Всего по Ростовской области)
Всего по Ростову-на-Дону
I группа по Ростову-на-Дону
II группа по Ростову-на-Дону
III группа по Ростову-на-Дону Дети-инвалиды по Ростову-на-Дону
-Логарифмическая (Всего по Ростову-на-Дону)
Рисунок 1 - Численность инвалидов по группам в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области. Составлено авторами
В целом в Ростове-на-Дону проживает 8,1% людей с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, поэтому для их обеспечения комфортного проживания реализуется муниципальная программа «Доступная среда в городе Ростов-на-Дону», исполнение которой запланировано на 2019 - 2035 годы, предлагает направления совершенствования условий жизни инвалидов на основе увеличения доступности и качества услуг, которые государство гарантирует.
Цель муниципальной программы - повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и других маломобильных групп населения на территории города Ростов-на-Дону, их интеграция в общество.
Исходя из цели, программа ставит задачи, такие как:
1. Обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Ростова-на-Дону;
2. Оказание мер социальной поддержки и проведение мероприятий с целью интеграции инвалидов в общество.
Общий объем финансирования программы составляет 69687,6 тыс. рублей, в том числе:
1. Средства федерального бюджета - 5937,0 тыс. рублей.
2. Средства областного бюджета - 699,3 тыс. рублей.
3. Средства бюджета города Ростов-на-Дону - 63051,3 тыс. рублей.
В том числе по годам (из всех источников): 2019 год - 38608,6 тыс. рублей;
2020 год - 1948,8 тыс. рублей; 2021 год - 15769,8 тыс. рублей; 2022 год -1424,2 тыс. рублей; 2023 год - 1424,2 тыс. рублей; 2024 год - 876,0 тыс. рублей; 2025 год - 876,0 тыс. рублей; 2026 год - 876,0 тыс. рублей; 2027 год - 876,0 тыс. рублей; 2028 год - 876,0 тыс. рублей; 2029 год - 876,0 тыс. рублей; 2030 год -876,0 тыс. рублей; 2031 год - 876,0 тыс. рублей; 2032 год - 876,0 тыс. рублей; 2033 год - 876,0 тыс. рублей; 2034 год - 876,0 тыс. рублей; 2035 год - 876,0 тыс. рублей3.
В 2019 г. согласно муниципальной программе, осуществились такие мероприятия как:
• объекты социальной инфраструктуры города оборудованы элементами доступности;
• организованы и проведены три мероприятия для активистов инвалидного движения, детей-инвалидов;
• в 2019 г. ДКСиПР мероприятия по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов не исполнены, в связи с тем, что на проведение указанных работ предусмотрены средства без учета затрат на разработку ПСД, проведение ее экспертизы.
3 Постановление Администрации города Ростов-на-Дону об утверждении муниципальной программы «Доступная среда в городе Ростове-на-Дону» от 28 декабря 2018 года N 1372 [электронный ресурс]/ / URL: https://docs.cntd.ru/document/550339458 (дата обращения 11.04.2022)
На 2019 г. суммарный объем финансирования мероприятий программы из бюджетов всех уровней составил 38 608,6 тыс. рублей, а объем расходов составил — 35 195,2 тыс. рублей.
По проведенному анализу плановых значений целевых показателей и достигнутых значений по итогам 2019 г. установлено: по показателю «Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов города Ростов-на-Дону» проведено социологическое исследование об оценке инвалидами отношения населения к проблемам инвалидов, оценке инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности. По результатам анкетирования граждан, относящихся к категории - инвалид, не на всех объектах социальной инфраструктуры города создана доступность.
Эффективность реализации муниципальной программы (ЭРпр) за 2019 г. составляет: ЭРпр = Эо * 0,5 + СС уз * 0,5 = 98,5% * 0,5 + 91,2% * 0,5 = 49,3 % +45,6% = 94,9%, и является достаточно высокой.
В 2020 году согласно муниципальной программе, осуществились такие мероприятия как:
• объекты социальной инфраструктуры города оборудованы элементами доступности;
• 550 детям-инвалидам города Ростов-на-Дону на дому вручены рождественские и новогодние подарки;
• в 2020 г. ДКСиПР в рамках мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах с учетом потребностей инвалидов получены положительные заключения экспертизы по определению сметной стоимости проектно-изыскательских работ по двум объектам. Учитывая рекомендации ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов» принято решение о подготовке документов для проведения реконструкции многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды, без капитального ремонта.
Общий объем финансирования мероприятий программы на 2020 год из бюджетов всех уровней составил 1 948,8 тыс. рублей, а объем расходов составил — 1 742,2 тыс. рублей.
По проведенному анализу плановых значений целевых показателей и достигнутых значений по итогам 2020 года установлено: по показателю «Количество мероприятий, организованных ДСЗН, направленных на поддержу инвалидов» плановые значения не достигнуты в связи с введением ограничительных мер на проведение массовых мероприятий.
Эффективность реализации муниципальной программы (ЭРпр) за 2020 год составляет: ЭРпр= Эо * 0,5 + ССуз* 0,5 = 88,9% * 0,5 + 89,4% *0,5 = 44,4% + 44,7% = 89,1%, и поэтому является средней.
В 2021 г. согласно муниципальной программе, реализовались такие мероприятия, как:
• объекты социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры обустроены элементами доступности;
• разработка паспортов доступности 13 объектов культуры;
• приобретены для МБОУСО РЦ два специализированных автомобиля с гусеничными подъемниками для доставки детей-инвалидов;
• детям-инвалидам города Ростова-на-Дону на дому вручены рождественские и новогодние подарки.
Общий объем финансирования мероприятий программы на 2021 год из бюджетов всех уровней составил 12 435,1 тыс. рублей, а объем расходов составил — 9 999,7 тыс. рублей.
По проведенному анализу плановых значений целевых показателей и достигнутых значений по итогам 2021 года установлено: по показателю «Увеличение доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности» плановое значение не достигнуто ввиду корректировки ПСД и отсутствием финансирования.
Эффективность реализации муниципальной программы (ЭРпр) за 2021 год составляет: ЭРпр= Эо * 0,5 + ССуз* 0,5 = 91,1 % * 0,5 + 80,4 % *0,5 = 49 % + 40,2 % = 89,2%, и поэтому является средней.
96 95 94 93 92 91 90 89 88 87 86
94,9
89,1
89,2
I I
2019
2020
2021
Рисунок 2 - Эффективность реализации муниципальной программы 2019-2021 г. Составлено авторами
Рассмотрев реализацию муниципальных программ за 2019 г. и 2021 г., можно сказать, что за 2020 г. и 2021 г. социальная защита населения предоставляется на среднем уровне. Поэтому помимо определенных задач муниципальной программы, так же можно предложить развитие досуга для инвалидов, с целью повышения их психологического состояния. Одним из таких предложений может стать развитие инклюзивного туризма.
Инклюзивный туризм - это форма туризма, которая включает в себя процесс сотрудничества между различными участниками сферы туризма, который позволяет людям с особыми потребностями в доступности, включая
78
мобильную, визуальную, слуховую и когнитивную составляющие доступности, функционировать независимо, на равных условиях с чувством собственного достоинства через предоставление универсальных туристических продуктов, услуг и среды.
В Конвенции ООН о правах инвалидов говорится, что доступность выражается в равном доступе к: физическому окружению; транспорту; информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы; другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Именно по причине того, что все люди без исключения имеют право на участие в культурной и спортивной жизни, туризм и отдых, необходимо создание инклюзивного туризма.
Выводы
В Ростовской области высокая численность людей с группой инвалидности и все предложенные программы Администрацией и другими органами власти, занимающимися поддержкой инвалидов важны, и производятся на высоком уровне, но стоит еще больше уделять внимание людям с ограниченными возможностями здоровья, поскольку ООН рекомендовала к 2030 году обеспечить 100% досуг людей с инвалидностью. Для организации мест отдыха можно предложить четыре вида досуга, таких как:
1. Туризм в сфере виртуальной реальности:
Виртуальный тур - это путешествие с эффектом присутствия в любую точку мира с помощью компьютера или любого другого цифрового устройства.
Еще раз, мы предлагаем виртуальную и дополненную реальность для лиц с ОВЗ. Одно из направлений - развитие моторики: люди с ДЦП, например, будут брать джойстики и в игровом режиме смогут отработать какие-то движения, с которыми у них проблемы.
Другой немаловажный момент - положительные эмоции. Виртуальная реальность позволяет попасть туда, куда человеку с инвалидностью попасть непросто, например, инвалид может сам ощутить и рассмотреть проект красивейшие деревни России в очках дополнительной реальности.
Ассоциация «Самые красивые деревни России» объединяет сельские населённые пункты, обладающие выдающимся историко-культурным и природным наследием, в целях содействия сохранению и лучшему задействованию этого наследия, развитию сельского туризма, вовлечению сельских жителей в процессы саморазвития и повышению привлекательности сельских территорий.
2. Досуговый парк для людей с ОВЗ.
Водный вид спорта для людей с инвалидностью - Вейкбординг.
• Организовать специальные адаптивные вейкборды для маломобильных граждан. К доске для вейкборда крепится специальное кресло, на котором сидит инвалид, а лебедка или катер помогают доске набирать скорость и рассекать водную гладь. Главное в адаптивном вейкборде- баланс. Лебедка двигается с безопасной скоростью 30 км/ч. 15 минут катания на вейкборде сопоставимо с двухчасовой тренировкой в тренажерном зале: во время движения задействованы почти все группы мышц.
• Организовать прогулку на лодке.
• Оборудовать площадку для детей с инвалидностью, которая должна включать в себя объекты, приспособленные для детей с инвалидностью.
3. Мы предлагаем организовать доступные маршруты для инвалидов и инвалидов-колясочников по берегам реки Дона, чтобы люди с инвалидностью, смогли открыть для себя Ростов-на-Дону и его памятники. Доступный маршрут можно проложить через левый берег Дона.
4. Организация пляжа для людей с инвалидностью
В 2016 г. Региональным учебно-ресурсным центром «Доступная среда» города Воронеж был разработан проект по устройству пляжа для людей с инвалидностью на базе санатория им. Горького.
Основными целями данного проекта являлись:
1. Создание удобных подходов к пляжу (пандус, маршрут автобусов до пляжа, выделенные места для автотранспорта).
2. Обеспечение удобного спуска и комфортного пребывания в воде (поручни для спуска в воду, плавающая коляска Tíralo).
3. Дополнительные условия (удобный проезд в кафе, наличие медработника, охрана, помощь волонтеров).
Таким образом, адаптируя вышеуказанные меры по организации досуга людей с ограниченными особенностями здоровья, в Ростове-на-Дону будет решена основная проблема сферы социальной защиты населения.
Список литературы
1. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита». М.: Юрайт, 2016. 325 с.
2. Каргинова Е.В. Социальная защита населения в современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 9-1. С. 259-266.
3. Измалкова В.В., Комов В.Э. Социальная защита населения в Российской Федерации - основа правового государства // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 2 (9). С. 29-32.
4. Берела М.П. Социальная защита населения как механизм государственной политики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-6. С. 2627.
5. Панченко С.А. Социальная защита населения в российской федерации // Новая наука: от идеи к результату. 2017. № 1-1. С. 121-123.
6. Гитинов И. Социальная защита населения как ведущее направление государственной политики // Молодые ученые. 2016. № 7. С. 485-487.
7. Гришина Т.С. Социальная защита населения // Научные горизонты. 2017. № 1. С. 33-38.
8. Бутуева З.А. Социальная безопасность и социальная защита населения // Вестник Московского института государственного управления и права. 2018. № 1 (21). С. 32-34.
9. Сорокина Е.А. Социальная защита населения // Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 352-354.
10. Ростовская область в цифрах: Краткий сборник статей. Ростов-н/Д: Ростовстат,
2021.
References
1. Mironova T.K. K voprosu ob opredelenii poniatiia «sotsialnaia zashchita» (On the question of the definition of the concept of "social protection".). M.: IUrait, 2016. 325 s.
2. Karginova E.V. Sotsialnaia zashchita naseleniia v sovremennoi Rossii (Social protection of the population in modern Russia), Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2016, no 9-1, pp. 259-266.
3. Izmalkova V.V., Komov V.E. Sotsialnaia zashchita naseleniia v Rossiiskoi Federatsii -osnova pravovogo gosudarstva (Social protection of the population in the Russian Federation - the basis of the rule of law), Rossiiskaia nauka i obrazovanie segodnia: problemy iperspektivy, 2016, no 2 (9), pp. 29-32.
4. Berela M.P. Sotsialnaia zashchita naseleniia kak mekhanizm gosudarstvennoi politiki (Social protection of the population as a mechanism of state policy), Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 2016, no 4-6, pp. 26-27.
5. Panchenko S.A. Sotsialnaia zashchita naseleniia v rossiiskoi federatsii (Social protection of the population in the Russian Federation), Novaia nauka: ot idei k rezultatu, 2017, no 1-1, pp. 121-123.
6. Gitinov I. Sotsialnaia zashchita naseleniia kak vedushchee napravlenie gosudarstvennoi politiki (Social protection of the population as a leading direction of state policy), Molodye uchenye, 2016, no 7, pp. 485-487.
7. Grishina T.S. Sotsialnaia zashchita naseleniia (Social protection of the population), Nauchnye gorizonty, 2017, no 1, pp. 33-38.
8. Butueva Z.A. Sotsialnaia bezopasnost i sotsialnaia zashchita naseleniia (Social security and social protection of the population), Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniia iprava, 2018, no 1 (21), pp. 32-34.
9. Sorokina E.A. Sotsialnaia zashchita naseleniia (Social protection of the population), Vestniksovremennykh issledovanii, 2018, no 5.2 (20), pp. 352-354.
10. Rostovskaia oblast v tsifrakh: Kratkii sbornik statei. Rostov-n/D: Rostovstat, 2021.
Работа поступила в редакцию: 01.05.2022 г.