ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183031.htm.
ART 183031
УДК 364.04
Садыков Рамиль Мидхатович,
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований - обособленного структурного подразделения ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», г. Уфа [email protected]
Большакова Наталья Леонидовна,
старший преподаватель ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа
Социальная защита населения муниципального образования*
Аннотация. На современном этапе социальное развитие России, ее регионов и муниципальных образований во многом определяется эффективностью функционирования системы социальной защиты населения. Появление новых незащищенных групп населения, увеличение слабозащищенных и малоимущих семей, слабая защищенность молодых семей, распространение бедных слоев населения, старение населения и другие проблемы предъявляют повышенные требования к системе социальной защиты населения и социальной политике государства. Недофинансирование социальных программ и отсутствие муниципальных мер снижают эффективность социальной помощи. Согласно результатам социологических исследований, большинство опрошенных жителей обеспокоены сложившейся социально-экономической обстановкой в стране, которая привела к снижению уровня жизни населения, материального благосостояния, к увеличению числа нуждающихся в социальной помощи и защите. Среди конкретных направлений по улучшению жизни населения предлагается повысить меры социальной защиты. Ключевые слова: социальная защита, социальное обслуживание, муниципальное образование, меры социальной поддержки, малоимущие и слабозащищенные семьи с детьми, пенсионеры.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Адаптация российского общества к рыночным отношениям в экономике сопровождается ментальными трудностями и возникновением существенных проблем в социальной сфере. Государство продолжает минимизировать последствия трансформационного периода, и важным направлением его деятельности является защита граждан, испытывающих потребность в социальном обслуживании со стороны государственных и муниципальных органов. По мнению исследователей, это вызвано, главным образом, «стремлением обеспечить политическую и социальную стабильность самого государства, а также потребностями развития современной рыночной экономики, так как необходимы образованные и здоровые граждане, а значит, непрерывный демографический рост самого населения» [1].
* Исследование выполнено в рамках государственного задания Института социально-экономических исследований - обособленного структурного подразделения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук по теме «Социализация экономической системы, формирующая новые траектории социального развития».
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183031.htm.
Не вызывает сомнений, что социальная защита населения - одно из существенных и наиболее значительных направлений осуществления социальной политики для фактического обеспечения равных стартовых условий развития и функционирования общества, тем более что «кардинальные изменения, произошедшие в РФ в последние десятилетия, привели к резкому социальному расслоению, крушению ценностей, идеалов и сложившихся стереотипов поведения. Декларируемая свобода обернулась для миллионов людей утратой устойчивого социального и профессионального статуса, резким снижением уровня и качества жизни, а следовательно, и потерей чувства стабильности, безопасности и уверенности в завтрашнем дне» [2].
Формирование условий для решения социально значимых задач возможно при высокопрофессиональной деятельности специализированных учреждений, реализующих в действительности социальную защиту населения, поскольку применение конструктивных инновационных технологий, высокоорганизованная работа персонала и стремление к реальным результатам действительно способствуют эффективному функционированию в системе социального обслуживания.
Таким образом, приоритетными направлениями внутренней политики в области социального обслуживания в современном российском государстве являются:
- улучшение качества жизни населения и снижение уровня социального неравенства;
- оказание различных форм социальных услуг;
- обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, и прежде всего качественного социального и медицинского обслуживания;
- обеспечение гарантированных минимальных условий жизни.
Именно поэтому целенаправленные действия власти по социальному обслуживанию населения являются важнейшей предпосылкой сохранения гражданского мира в России и последовательного движения в сторону создания подлинного социального государства. Функционирование эффективной защиты от потенциальных ухудшений в экономической сфере в рамках системы социального обслуживания способствует сохранению стабильности и снижает социальную напряженность в обществе. Социальная защита предохраняет различные категории населения от «экономической и социальной деградации, связанной с безработицей, потерей или резким сокращением дохода, производственной травмой или профессиональным заболеванием, болезнью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, рождением ребенка» [3].
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что государственная политика социального обслуживания и защиты населения от различных неблагоприятных последствий изменения социального положения, предкризисных явлений, природных стихий должны строиться с учетом специфических особенностей экономической, социальной, политической и культурной самобытности российского общества.
Социальная поддержка и обслуживание населения являются основой благополучия для отдельных категорий нуждающегося населения, инструментом выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп, преодоления демографических диспропорций [4].
Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные выплаты, пособия по безработице, пособия различным категориям семей, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком, жилищные субсидии и др. В рамках осуществления социальной политики населения в муниципальных образованиях реализуются мероприятия, направленные на социальную поддержку отдельных категорий граждан и поддержку деятельности общественных организаций.
В целях реализации мер социальной защиты населения г. Салавата Республики Башкортостан принята муниципальная программа «Социальная поддержка граждан в
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183031.htm.
городском округе город Салават Республики Башкортостан», подпрограмма «Поддержка деятельности общественных организаций в городском округе город Салават Республики Башкортостан». Администрацией г. Салавата осуществляется единовременная выплата семьям за рождение двойни в размере 50 тыс. рублей.
В городе функционирует филиал ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения». Основной целью деятельности филиала является осуществление государственных функций по предоставлению предусмотренных законодательством мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Республике Башкортостан. За предоставлением мер социальной поддержки каждый год обращаются более 30 тыс. человек.
По результатам анализа показателей социальной поддержки и обслуживания населения в г. Салавате можно сделать следующие основные выводы. В последние годы сокращается число семей, получающих ежемесячное пособие на детей: в 2015 г. - 2208 семей, в 2016 г. - 1992 семьи. Соответственно, сокращается число семей, получающих пособие по уходу за ребенком: 2015 г. - 1251 семья, 2016 г. -1221 семья. Также снижается число семей, получивших единовременное пособие при рождении ребенка. Все эти данные свидетельствуют о снижении рождаемости в г. Салавате Республики Башкортостан (табл. 1).
Таблица 1
Численность семей, которым оказана социальная поддержка в г. Салавате Республики Башкортостан (на 1 января текущего года) [5]
Вид социальной поддержки 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Ежемесячное пособие на ребенка 1399 1471 1316
Ежемесячное пособие на детей одиноким матерям 794 737 676
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 1293 1251 1221
Единовременное пособие при рождении ребенка 248 240 230
Отрицательной тенденцией является сокращение числа семей, получающих ежемесячное пособие на детей, пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при рождении ребенка, как следствие снижения рождаемости.
Растет число малоимущих семей, получающих социальное пособие на детей; многодетных семей, дети которых обучаются в общеобразовательных школах: 2014 г. - 1289 семей, 2015 г. - 1364 семьи, 2016 г. - 1496 семей. Растет число семей, получающих пособие по уходу за ребенком-инвалидом: 2015 г. - 276 семей, 2016 г. -295 семей (табл. 2). Эти данные подтверждают негативные тенденции увеличения слабозащищенных и малоимущих семей с детьми; распространение инвалидизации среди населения.
Таблица 2
Численность малоимущих семей, получающих социальные пособия на детей
в г. Салавате Республики Башкортостан (на 1 января текущего года)
Вид социальной поддержки 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Социальное пособие на детей из малоимущих семей (увеличение) 1024 1039 1130
Дополнительное увеличение пособия на учащихся из многодетных семей 265 325 366
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом 289 276 295
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183031.htm.
В сложившейся ситуации социально-экономической нестабильности жизненный уровень большинства населения падает, а граждане не могут рассчитывать на полноценную социальную защиту со стороны государства. В трудных жизненных условиях периодически оказывается множество людей. Отсутствие государственного механизма, способного помочь людям решить возникшие проблемы, крайне отрицательно сказывается на психологическом микроклимате, порождает у граждан чувство незащищенности [6, 7].
Негативным явлением выступает увеличение численности получателей социального пособия и материальной помощи в г. Салавате. За 2016 г. получили ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 22 733 чел., их количество незначительно снизилось по сравнению с 2015 г. Но в то же время растет число получателей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг: 2015 г. - 2956 чел., 2016 г. - 4285 чел. (табл. 3). Рост числа получателей социального пособия, материальной помощи в трудной жизненной ситуации и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг подтверждает увеличение малоимущих и бедных слоев населения муниципального образования.
Таблица 3
Численность получателей мер социальной поддержки в г. Салавате Республики Башкортостан (на 1 января текущего года)
Вид социальной поддержки 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Социальное пособие малоимущим гражданам 185 210 206
Материальная помощь в трудной жизненной ситуации 4 9 12
Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг 24255 23594 22733
Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг 2163 2956 4285
Определенные положительные результаты достигнуты в сфере социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов. В городе функционирует учреждение социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживающее 130 чел.; два отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, которые обслуживают более 500 чел. Для улучшения условий жизни людей пенсионного возраста разработан ряд республиканских программ специально для граждан пожилого возраста: «Народный университет третьего возраста», «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан», принят закон Республики Башкортостан от 02.12.2016 г. № 432-з «О приемных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Башкортостан».
Численность пенсионеров в г. Салавате в 2016 г. составила 44 658 чел., из них пенсионеры по старости 38 890 чел., средний размер назначенных пенсий 13 557,78 руб. (табл. 4).
Таблица 4
Пенсионное обеспечение в г. Салавате Республики Башкортостан
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Численность пенсионеров, чел. 42264 42825 43264 43799 44312 44658
Средний размер назначенных пенсий, руб. 8480,2 9408,0 10331,8 11228,2 12529,6 13557,78
В г. Салавате, как и в Республике Башкортостан и в России в целом, доля пенсионеров ежегодно увеличивается. В то же время растет средний размер
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183031.htm.
назначенных пенсий: в 2015 г. он составлял 12 529 руб., 2016 г. - 13 557 руб. Средний размер назначенных пенсий в г. Салавате выше среднереспубликанских значений (за исключением Уфы).
Таблица 5
Средний размер назначенных пенсий по городам Республики Башкортостан
(руб.)
Города 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Уфа 8621,5 9549 10479,1 11379,1 12637,8
Агидель 7526,9 8344,1 9114,1 9976,2 11146,6
Кумертау 7890,1 8747,0 9571,8 10374,1 11545,1
Нефтекамск 8159,6 9042,8 9902,7 10767,2 11966,4
Октябрьский 8417,9 9326,7 10212,5 11081,4 12302,6
Салават 8480,2 9408,0 10331,8 11228,2 12529,6
Сибай 7707,9 8525,9 9321,4 10118,9 11225,8
Стерлитамак 8167,2 9048,9 9919,7 10778,7 11954,8
Неблагоприятной тенденцией социального развития г. Салавата является сокращение доли трудоспособного населения, его старение и увеличение пенсионной нагрузки. Доля пенсионеров ежегодно увеличивается. Происходит ежегодное увеличение коэффициента демографической нагрузки. Также снижается численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера [8, 9].
Процессы старения населения являются факторами, способствующими повышению пенсионного возраста граждан либо увеличению страховых взносов. Главным препятствием на пути повышения пенсионного возраста выступает низкая продолжительность жизни и плохое состояние здоровья пожилых людей. В России большинство граждан предпочитают оформлять пенсию сразу по достижении пенсионного возраста и при необходимости продолжать работать, чтобы материально обеспечивать себя и своих детей. В условиях нестабильности люди пенсионного возраста являются опорой благополучного существования бедных семей, особенно семей с детьми [10].
Проведенный анализ позволяет заключить, что в г. Салавате в период экономической нестабильности снизился уровень жизни и благосостояние населения, распространились проблемы бедности [11-13]. В группе риска оказались семьи с детьми, малоимущие, бедные слои населения и пенсионеры.
По результатам социологического исследования в г. Салавате 18,6% населения отнесли проблемы социального обеспечения и защиты населения к острым городским проблемам, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в первую очередь. Большинство опрошенных жителей обеспокоены сложившейся социально-экономической обстановкой в стране, которая привела к снижению уровня жизни населения, материального благосостояния, к уменьшению возможностей устроиться на высокооплачиваемую работу по специальности, пользоваться социальными льготами и в целом к увеличению числа нуждающихся в социальной помощи и защите. Поэтому среди конкретных направлений по улучшению жизни в городе жители предлагают повысить меры социальной защиты населения.
Существующая система социальной защиты оказалась неспособной в полной мере справиться с проблемами в условиях экономической нестабильности и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения. При такой системе возникает ряд проблем: недостаточный размер пособий и натуральных льгот семьям с детьми; низкая адресность; неадекватность ресурсов; отсутствие баланса между ка-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183031.htm.
тегориальной и адресной системами социальной поддержки; присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния; отсутствие единой информационной системы социального обеспечения, содержащей сведения о доходах, имуществе и составе домохозяйств получателей помощи; система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения [14].
В рамках реализации социальной политики в субъектах РФ следует выделить три региональные модели социального обслуживания и защиты населения:
- первая, основанная на строгой централизации управления социального обслуживания и защиты, характеризующейся сосредоточением управленческих функций на уровне региона;
- вторая, предусматривающая централизацию управленческих функций, объединенных в одном министерстве или управлении для решения вопросов социального обслуживания различных категорий населения, финансирования деятельности учреждений защиты из регионального бюджета;
- третья, модель комплексного подхода к решению вопросов социального обслуживания и защиты населения, привлекающая для управления и финансирования все уровни власти. Предусмотрена дифференцированная ответственность за системное развитие и организацию социального обслуживания через взаимодействие всех учреждений государства.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что государственная политика социального обслуживания и защиты населения от различных неблагоприятных последствий санкций, предкризисных явлений, природных стихий должна строиться с учетом специфических особенностей экономического, социального, политического и культурного своеобразия российских регионов.
Модернизация государственных учреждений системы социального обслуживания предполагает участие в качестве субъекта всех ветвей и органов государственной власти в РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, организаций частных работодателей и бизнес-сообщества в целом.
Поэтому с целью оптимизации их усилий и объединения совместных действий, а также на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2010 г. № 399 «О проведении в ряде субъектов РФ эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» [15], предполагается обеспечить нормативно-правовое содержание новой формы оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации.
Социальная защита населения в условиях современных реформ должна стать одной из важнейших задач органов государственного и муниципального управления. Органам местного самоуправления необходимо обеспечить нормальные условия жизнедеятельности, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, создание условий для воспитания, физического, психического и духовного развития детей и др. Необходимо разрабатывать муниципальные программы с сочетанием государственных мер для социальной защиты населения. Органы самоуправления необходимо наделить более широкими полномочиями в сфере социального и экономического развития территорий.
Ссылки на источники
1. Ярская В. Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 14-15.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183031.htm.
2. Внутриличностные конфликты и адаптационные ресурсы личности в современном российском обществе / Д. М. Азаматов, А. С. Валеева, К. В. Храмова, Г. М. Хасанова // Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т. 20. - № 3. - С. 1105.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Теория политической и психологической конфликтологии. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2008. - С. 411.
4. Садыков Р. М. Социальная защита сельского населения: монография. - М.: Изд-во МГОУ, 2005. - 160 с.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели 2017: стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 1402 с.
6. Бобков В. Н., Гулюгина А. А. Неравенство качества и уровня жизни населения регионов // Экономика региона. - 2012. - № 2. - С. 170-178.
7. Гайфутдинова О. С., Стародумова Ю. В. Уровень и качество жизни населения в регионе в условиях инновационного развития: муниципальный аспект (на примере Пермского края) // ARS ADMINIS-TRANDI. Искусство управления. - 2017. - Т. 9. - № 3. - С. 20-42.
8. Гаврикова А. В. Демографические процессы Республики Башкортостан в контексте проблемы устойчивости территориальных образований // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1. - URL: www.science-education.ru/125-19833.
9. Садыков Р. М. Демографический кризис как угроза социальной безопасности территориальных образований // Социосфера. - 2014. - № 4. - С. 140-144.
10. Козырева П. М., Смирнов А. И. Российские пенсионеры в условиях кризиса // Социологические исследования. - 2017. - № 1. - С. 64-73.
11. Малкина М. Ю. Социальное благополучие регионов Российской Федерации // Экономика региона. -2017. - Т. 13. - Вып. 1. - С. 49-62.
12. Садыков Р. М. Проблемы бедности и благосостояние населения в условиях нестабильности социально-экономических систем // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - № 7. -С.1299-1310.
13. Социальная устойчивость региона: диагностика и проблемы развития. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2017. - 188 с.
14. Семья и дети в России: современное состояние и перспективы развития: монография. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 212 с.
15. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2010 № 339 «О проведении в ряде субъектов РФ эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2010. - № 7.
Ramil Sadykov,
PhD (Sociology), Senior Researcher, Institute of Social and Economic Researches, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa [email protected] Natalia Bolshakova,
Senior Lecturer, Bashkir State University, Ufa [email protected]
Social protection of the municipality population
Abstract. At the present stage, the social development of Russia, its regions and municipalities is largely determined by the effectiveness of the population social protection system. The emergence of new vulnerable groups, increasing number of poorly protected and poor families, inadequate protection of young families, spread of the poor, aging of the population and other problems create high demands on the population social protection system and social policy of the state. Underfunding of social programs and the lack of municipal measures reduce the effectiveness of social assistance. According to the results of sociological surveys, the majority of the surveyed residents are concerned about the current socio-economic situation in the country, which has led to decreasing living standard of the population, material well-being, and to increasing number of people who need social assistance and protection. Among specific directions for improving the life of the population, it is proposed to intensify social support measures.
Key words: social protection, social services, municipality, social support measures, poor and inadequately
protected families with children, pensioners.
References
1. Yarskaya, V. N. (2013). "Social'naya politika, social'noe gosudarstvo i social'nyj menedzhment: proble-my analiza", Zhurnal issledovanij social'nojpolitiki, t. 1, № 1, pp. 14-15 (in Russian).
2. Azamatov, D. M. et al. (2015). "Vnutrilichnostnye konflikty i adaptacionnye resursy lichnosti v sovremennom rossijskom obshchestve", Vestnik Bashkirskogo universiteta, t. 20, № 3, p. 1105 (in Russian).
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Садыков Р. М., Большакова Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6 (июнь). - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2018/183031.htm.
3. Ancupov, A. Ya. & Shipilov, A. I. (2008). Teoriya politicheskoj i psihologicheskoj konfliktologii, 2-e izd, Piter, St. Petersburg, p. 411 (in Russian).
4. Sadykov, R. M. (2005). Social'naya zashchita sel'skogo naseleniya: monografiya, Izd-vo MGOU, Moscow, 160 p. (in Russian).
5. (2017). Regiony Rossii. Social'no-ehkonomicheskie pokazateli 2017: stat. sb., Rosstat, Moscow, 1402 p.
6. Bobkov, V. N. & Gulyugina, A. A. (2012). "Neravenstvo kachestva i urovnya zhizni naseleniya regionov", Ehkonomika regiona, № 2, pp. 170-178 (in Russian).
7. Gajfutdinova, O. S. & Starodumova, Yu. V. (2017). "Uroven' i kachestvo zhizni naseleniya v regione v uslo-viyah innovacionnogo razvitiya: municipal'nyj aspekt (na primere Permskogo kraya)", ARS AD-MIN-ISTRANDI. Iskusstvo upravleniya, t. 9, № 3, pp. 20-42 (in Russian).
8. Gavrikova, A. V. (2015). "Demograficheskie processy Respubliki Bashkortostan v kontekste problemy ustojchivosti territorial'nyh obrazovanij", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 1. Available at: www.science-education.ru/125-19833 (in Russian).
9. Sadykov, R. M. (2014). "Demograficheskij krizis kak ugroza social'noj bezopasnosti territorial'nyh obrazovanij", Sociosfera, № 4, pp. 140-144 (in Russian).
10. Kozyreva, P. M. & Smirnov, A. I. (2017). "Rossijskie pensionery v usloviyah krizisa", Sociologicheskie issledovaniya, № 1, pp. 64-73 (in Russian).
11. Malkina, M. Yu. (2017). "Social'noe blagopoluchie regionov Rossijskoj Federacii", Ehkonomika regiona, t. 13, vyp. 1, pp. 49-62 (in Russian).
12. Sadykov, R. M. (2017). "Problemy bednosti i blagosostoyanie naseleniya v usloviyah nestabil'nosti so-cial'no-ehkonomicheskih sistem", Regional'naya ehkonomika: teoriya ipraktika, № 7, pp. 1299-1310.
13. (2017J. Social'naya ustojchivost' regiona: diagnostika i problemy razvitiya, ISEHI UNC RAN, Ufa, 188 p.
14. (2016). Sem'ya i deti v Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: monografiya, ISEHI UNC RAN, Ufa, 212 p. (in Russian).
15. (2010). "Prikaz Minzdravsocrazvitiya RF ot 31 maya 2010 № 339 "O provedenii v ryade sub"ektov RF ehks-perimenta po okazaniyu gosudarstvennoj social'noj pomoshchi maloimushchim sem'yam i maloimu-shchim odinoko prozhivayushchim grazhdanam na osnove social'nogo kontrakta", Byulleten' trudovogo i social'nogo zakonodatel'stva RF, № 7 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 26.03.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.04.18
Принята к публикации Accepted for publication 15.04.18 Опубликована Published 28.06.18
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Садыков Р. М., Большакова Н. Л., 2018
www.e-koncept.ru