Образец ссылки на эту статью: Скопинцева Д.А., Рокотянская В.В. Управление сферой социальной защиты населения региона // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 3 (27). С. 91-102.
УДК 364
УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
Скопинцева Дарья Андреевна
РГАУ-МСХА имени К.И. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, Тимирязевская улица, 49), студент, e-mail: [email protected], +7 (910) 565-14-12
Рокотянская Виолетта Валерьевна
РГАУ-МСХА имени К.И. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва,
Тимирязевская улица, 49), кандидат экономических наук, e-mail: [email protected], +7 (926) 891-72-61
Аннотация. В статье автор проводит анализ сферы социальной защиты Рязанской области по основным показателям. К таким показателям относится численность населения, коэффициент демографической нагрузки, уровень пенсий. численность инвалидов и другое. Также рассматривается государственная программа «Социальная защита и поддержка населения», действующая на территории Рязанской области. Кроме того, в статье проведена оценка эффективности реализации государственной программы в динамике трех лет. По проведенному анализу авторами был проведен SWOT-анализ, выявлены актуальные проблемы и предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: социальная защита; управление сферой социальной защиты; Рязанская область.
MANAGEMENT OF THE SOCIAL PROTECTION SPHERE IN THE REGION
Skopintseva Darya Andreevna
RGAU-MSHA named after K.I. Timiryazev, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya Street, 49), student, Institute of Economics and Management of Agro-industrial Complex, e-mail: [email protected], +7 (910) 565-14-12
Rokotyanskaya Violetta Valeryevna
RGAU-MSHA named after K.I. Timiryazev, Moscow, Russia (127550, Moscow,
Timiryazevskaya Street, 49), Candidate of Economic Sciences, e-mail: [email protected] , +7 (926) 891-72-61
Abstract. In this article, the author analyzes the sphere of social protection of the Ryazan region according to the main indicators. Such indicators include the population, the demographic load factor, and the level of pensions. the number of disabled people and
91
more. The state program "Social protection and support of the population" operating in the territory of the Ryazan region is also being considered. In addition, the article describes the implementation of this program for three years, as well as an assessment of the effectiveness of execution since the implementation of the program. According to the analysis carried out by the author, a SWOT analysis was carried out, actual problems were identified and possible solutions were given.
Keywords: social protection; management of the sphere of social protection; Ryazan region.
Введение
Социальная защита - система мероприятий, которые осуществляются государством или общественными организациями, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека [1]. Социальная защита - это тема, которая в тех или иных аспектах периодически поднимается в отечественной научной периодике [2, с. 43-50; 3, с. 32-37; 4, с. 35-47; 5, с. 5062; 6, с. 64-69; 7, с. 194-202].
Социальную защиту можно объяснять как систему отношений, возникающую между социальными группами и государством для сохранения власти путём достижения определённых целей в различных областях общественной жизни, в том числе и социальной сфере [8, с. 85-90]. Социальная защита - это совокупность законодательно закреплённых экономических, правовых и социальных гарантий граждан, которые обеспечивают соблюдение социальных прав и достижение социально-приемлемого уровня жизни [9].
В необходимости принятие мер социальной защиты важную роль играют демографические особенности каждого региона. Такие показатели, как снижение рождаемости, высокая смертность, старение населения, высокая миграции и многое другое, требуют скорой реакции и вариантов реализации дальнейшей социальной политики. Внутри региона должен осуществляться анализ демографических процессов, так как различие между муниципальными образованиями субъекта могут быть значительными [10, с. 163].
Актуальность данной темы состоит в том, что в любом современном обществе осуществляются различные меры социальной защиты, мы сталкиваемся с их проявлением практически каждый день нашей повседневной жизни.
Цель исследования: изучить управление системой социальной защиты и предложить меры, направленные на развитие данной отрасли в Рязанской области.
Методы исследования
К методам исследования в данной работе можно отнести: анализ состояния системы социальной защиты в регионе; работа с документами о деятельности и результатах деятельности органов государственной власти; изучение возможностей и угроз региона; разработка предложений для улучшения ситуации в данной отрасли.
Результаты исследования и их обсуждение
В данной работе исследование проводится на основании развития социальной защиты в Рязанской области. Это небольшой регион, расположенный в Европейской части России, он относится к Центральному федеральному округу. В состав региона входят 25 муниципальных районов и четыре города областного значения. Важно оценивать уровень социальной защиты населения в динамике, за определенный промежуток времени. Поэтому ежегодно должен проводиться мониторинг для оценки текущей ситуации [11, с. 47-54].
Демографические показатели оказывают огромное влияние на сферу социальной защиты, поэтому прежде, чем рассматривать показатели осуществления социальной защиты, следует обратиться к некотором основным демографическим показателям.
Таблица 1 - Среднегодовая численность населения, тысяч человек
2018 г. 2019 г. 2020 г.!
1117,8 1111,5 1103,6
Источник: Сборник регионы России. Социально-экономические показатели
Так в таблице, мы можем наблюдать, что с каждым годом среднегодовая численность населения уменьшается. За период с 2018 по 2020 год численность населения уменьшилось чуть больше чем на 14 тысяч человек. Эти изменения вызваны такой ситуацией, как уменьшение рождаемости и увеличение смертности.
Таблица 2 - Общие коэффициент рождаемости на 1000 человек
2018 г. 2019 г. 2020 г.!
9,2 8,3 7,9
Источник: Сборник регионы России. Социально-экономические показатели
Как мы видим в Рязанской области действительно происходят спад рождаемости, с 2018 г. произошел крупный спад с 9,2 до 7,9. Сейчас
93
рассматриваемый субъект занимает 76 место среди других субъектов Российской Федерации.
Таблица 3 - Общие коэффициенты смертности на 1000 человек
2018 г. 2019 г. 2020 г.
| 15,4 | 15,2 | 18,1 |
Источник: Сборник регионы России. Социально-экономические показатели
Ситуация со смертностью складывается не лучше, чем с рождаемостью, мы можем видеть большой скачок смертности после 2019 года. Так, показатель смертности в 2020 г. составил 18,1, что на 2,9 больше показателя предыдущего года. Рязанская область находится на 79 месте в России.
На мой взгляд, следует также рассмотреть показатели связанные с возрастным составом населения.
Таблица 4 - Возрастной состав населения в процентах
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Моложе трудоспособного возраста 15,9 15,9 16,0
В трудоспособном возрасте 53,4 54,4 54,1
Старше трудоспособного возраста 30,7 29,7 29,9
Источник: Сборник регионов России. Социально-экономические показатели
Проанализировав таблицу, приведенную выше, можно сделать вывод, что наиболее благоприятная ситуация по соотношению групп населения по возрастам наблюдалась в 2019 г., но к 2020 г. снова заметны ухудшения.
Таблица 5 - Коэффициенты демографической нагрузки, на 1000 человек работающего населения
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Всего 874 840 848
Моложе трудоспособного возраста 299 294 296
Старше трудоспособного возраста 575 546 552
Источник: Сборник регионы России. Социально-экономические показатели
Как и говорилось ранее лучшая ситуация была достигнута в 2019 г. Были достигнуты самые низкие показатели демографической нагрузки как населением моложе трудоспособного возраста, так и населением старше трудоспособного возраста.
Теперь, обратимся к данным, которые покажут нам какая помощь оказывается населению. Ведь исходя из показателей, приведенных в таблице 5, мы видим, что в регионе достаточно высокий уровень демографической нагрузки.
Таблица 6 - Размер ежемесячного пособия на ребенка в рублях
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Базовый 180-324 287-338 193-394
На детей одиноких матерей 370-1224 377-1238 383-1249
На детей военнослужащих по призыву 220-1224 227-1238 233-1249
На детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов 220-1224 227-1238 233-1249
Величина прожиточного минимума в среднем на одного ребенка 9510 9879 10601
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика
В таблице приведены данные, показывающие размеры пособия на ребенка, а также примеры этих же выплат, но только в различных группах населения. И хотя с каждым годом размер пособий увеличивается, очевидно, что эти выплаты не смогут сильно помочь в воспитании детей. Чтобы было более наглядно, в таблицу мы также включили средний показатель величины прожиточного минимума на одного ребенка. И если сравнить этот показатель с базовым пособием на ребенка, которое установлена на территории региона, то он будет больше почти в 27 раз. Конечно, существуют другие различные выплаты, как единовременные, так и постоянные. Но даже учитывая этот факт, абсолютно ясно, что пособия таких размеров не приносят особой пользы, это можно сравнить с маленькой песчинкой на огромном пляже.
Следующей группой, входящей в состав демографической нагрузки являются пенсионеры.
Таблица 7 - Численность населения в пенсионном возрасте, тысяч человек
2018 г. 2019 г. 2020 г.!
342 329 318
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика
Исходя из данных, приведенных в таблице, мы видим, что численность людей пенсионного возраста сокращается с 2018 г.
95
Таблица 8 - Средний размер назначенных пенсий в рублях
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Средний размер пенсий, руб. 12715,6 13489,5 14277,9
Реальный размер пенсий, % 106,1 106 105,8
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика
Как мы видим, дела с размером пенсий обстоят не так плохо, с каждым годом мы наблюдаем тенденции к увеличению размера выплат. Но не стоит забывать, что здесь приведены средние размеры пенсий и на самом деле разброс между минимальными размерами пенсий и максимальными может быть достаточно большим.
Также не менее важной группой являются люди с ограниченными возможностями. Помощь этому слою населения является важной задачей, которая должна осуществляться в рамках системы социальной защиты.
Таблица 9 - Численность инвалидов, человек
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Всего 134591 135644 138926
Всего без детей-инвалидов 130525 131827 135276
1 группа 15430 15417 15786
2группа 74990 77722 81694
3 группа 40105 38688 37796
Дети-инвалиды 4066 3817 3650
Источник: Федеральная государственная информационная система-Федеральный реестр инвалидов
Как мы можем заметить общее количеству инвалидов растет с каждым годом. Также стоит отметить, что возрастает количество людей, получивших первую и вторую группу инвалидности, но при этом численность инвалидов третей группы уменьшается. Еще один показатель, который идет на спад это численность детей инвалидов.
Таблица 10 - Наличие пассажирских автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Штук 75 243 316
Доля в общем количестве, % 4,8 17,3 24,6
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика
Помимо денежных выплат этому слою населения предоставляются и другие виды социальных услуг, как например доступный общественный транспорт. Как мы видим, с каждым годом в Рязанской области увеличивают количество оборудованных для передвижения инвалидов транспортных средств. Показатель 2020 г. превысил показатель 2018 г. в 4,2 раза. Также регион на 2020 г. располагает 24% от общего оборудованного транспорта страны, что является достаточно крупным показателем.
Таблица 11 - Размер ежемесячных денежных выплат инвалидам, рублей
2018 г. 2019 г. 2020 г.
Дети-инвалиды 2590 2701 2782
Инвалиды 1 группы 3626 3782 3896
Инвалиды 2 группы 2590 2701 2782
Инвалиды 3 группы 2073 2162 2227
Источник: Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика
Если рассмотреть ежемесячные денежные выплаты, то можно увидеть, что их размер растет в каждой группе на протяжении всего периода. И хотя эти выплаты недостаточны для высокого уровня жизни, все же этот показатель выше средних показателей по Российской Федерации.
Далее рассмотрим сущность и эффективность исполнения государственной программы в субъекте.
На территории Рязанской области в настоящий момент действует государственная программа «Социальная защита и поддержка населения». Она утверждена Постановлением Правительства Рязанской области от 30.10.2013 №-343 «Об утверждении государственной программы Рязанской области «Социальная защита и поддержка населения».
Общий объем финансирования составляет 86585038,77094 тысяч рублей. В том числе финансирование каждого года составляет:
Объем финансирования
2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014
71
377999
344
43
10144! 9 -г
32 190
Рисунок 1 - Объем финансирования Программы Источник: составлено автором
В состав программы входят семь подпрограмм, а именно:
1. Подпрограмма 1 «Социальная поддержка и реабилитация детей -инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья».
2. Подпрограмма 2 «Старшее поколение».
3. Подпрограмма 3 «Доступная среда».
4. Подпрограмма 4 «Модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, в том числе укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания».
5. Подпрограмма 5 «Развитие мер социальной поддержки».
6. Подпрограмма 6 «Обеспечение условий реализации программы».
7. Подпрограмма 7 «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов».
Давайте рассмотрим, как реализовалась программа в период с 2017 г. по 2019 г.
Всего на реализацию Программы в 2017 г. было выделено 7124447,9 тысяч рублей, но из них было реализовано 95,1%. Общий объем денежных средств на реализацию финансировался тремя источниками: средства федерального бюджета, средства Пенсионного Фонда Российской Федерации, средства областного бюджета [8].
На реализацию государственной Программы в 2018 г. Пенсионный Фонд РФ предоставил 2995,1 тысяч рублей (реализовано 100%), из средств федерального бюджета выделено 26652517,7 тысяч (реализовано 97,6%), из областного бюджета выделено 4598846,5 тысяч (реализовано 98,3%). Общий процент реализации - 98% [9]. Всего в 2019 г. на реализацию программы из областного бюджета поступило 4736762,38 тысяч рублей, из которых было реализовано 98,36%. Из средств федерального бюджета было направлено 3143474,79 тысяч, за год в рамках программы использовано 94,49% [10].
Конечно, для общего вывода следует обратиться к эффективности реализации программы на территории Рязанской области, выраженной в баллах (максимальное значение равно 10) в различные годы:
Рисунок 2 - Оценка эффективности реализации гоударственной Программы Источник: составлено автором
Как мы видим средний уровень исполения программы, достаточно высокий, но при этом в 2019 г. наблюдался сильный спад, после которого последовало возвращение к прошлым показателям. Для того чтобы более точно сформулировать проблемы, присутствующие в данной сфере, а также выявить пути решения данных проблем, далее приведен SWOT-анализ. В нем сформулированы сильные и слабые стороны отрасли социальной защиты, а также возможности и угрозы, которые могут проявиться в дальнейшем. Далее приведем некоторые варианты решения проблем, и начнем с такой проблемы, как сокращение среднегодовой численности населения. Это очень серьезная проблема, которая влияет на общую ситуацию в регионе. Два основных показателя, влияющих на сокращение или же увеличение численности населения, — это коэффициент рождаемости и коэффициент смертности. По результатам SWOT-анализа данные показатели также являются слабыми сторонами. Поэтому, чтобы решить, как остановить сокращение численности населения, следует разобраться, как можно увеличить рождаемость и сократить смертность.
Таблица 12 - SWOT-анализ
Сильные стороны Слабые стороны
1.Ежегодный рост пособий на ребенка. 2. Стабильное увеличение ежемесячных выплат инвалидам. 3. Высокий уровень по наличию транспорта, оборудованного для маломобильных групп населения. 4. Сокращение численности детей-инвалидов. 5. Широко разветвленная система управления социальной защитой. 6.Социально-ориентированный областной бюджет. 1.Сокращение среднегодовой численности населения. 2. Снижение рождаемости. 3. Увеличение смертности. 4. Высокий уровень демографической нагрузки. 5. Рост численности инвалидов. 6. Уменьшение реального размера пенсий. 7. Недостаточно устойчивая эффективность исполнение государственных программ.
Возможности Угрозы
1. Обеспечение свободного взаимодействия в обществе людей с ограниченными возможностями. 2. Повышение уровня рождаемости в регионе, а также формирование условий для воспроизводства здорового населения 3. Повышение уровня эффективности реализации государственных программ 4. Улучшение условий для развития человеческого капитала. 1. Еще большее увеличение демографической нагрузки. 2. Снижение значимости института семьи. 3. Разочарование в эффективности деятельности органов власти у некоторых слоев население. 4. Нехватка человеческих ресурсов в экономическом развитии региона.
Источник: составлено автором
На наш взгляд, проблему снижение рождаемости можно решить, придерживаясь двух основных способов: улучшение материальных условий жизни семей и формирование в общественном сознание ценностей о значимости и важности семьи. Также можно предложить и более конкретные меры, например:
1. Списание части ипотечного кредита семьи при рождении второго и последующих детей.
2. Увеличение уровня заработной плату у женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения ребенком возраста трех лет [12].
3. Создание возможности работать удаленно для молодых матерей.
4. Улучшение качества медицинского обслуживания для матерей и детей.
Как говорилось ранее стабилизировать численность населения можно за счет снижения смертности. В свою очередь снижение смертности может быть достигнуто за счет основательного подхода к развитию системы здравоохранения, а также формирование в обществе установок на ведение здорового образа жизни и профилактика заболеваний с помощью развития физической культуры и спорта.
Еще одной проблемой, которая присутствует в Рязанской области, является высокий уровень демографической нагрузки. Одной из мер решения данной проблемы является грамотно проводимая миграционная политика. Миграция может улучшить демографическую ситуацию при условии въезда квалифицированных работников. Также должны создаваться условия для притока молодого населения в регион. Кроме того, возможно стимулировать производительность труда, тем самым немного снижая нагрузку на трудоспособное население, за счет создания условий для обучения и переобучения граждан пенсионного возраста, а также поддержка работодателей, принимающих на работы граждан старше трудоспособного возраста.
Далее рассмотрим проблему увеличения численности инвалидов. На наш взгляд, особое внимание следует уделить сфере труда, работодателям следует приложить усилия для увеличения безопасности на рабочем месте своих сотрудников. Несомненно, должна проводиться политика, по распространению спорта в регионе, не только для молодежи, но и для всего населения в целом. Нужно усовершенствовать систему здравоохранения, особый акцент должен быть сделан на те заболевания, которые наиболее распространены среди людей с ограниченными возможностями.
Проблема сокращения реального размера пенсионных выплат. Данная проблема характерна не только для данного региона, но и для большинства регионов Российской Федерации. Нам думается, что данную проблему можно решить только путем постепенного внесения корректировок в целом в систему пенсионного обеспечения. При этом будет осуществляться рационализация и оптимизация условий пенсионного обеспечения, а также
повышение пенсий посредством распределения имеющихся ресурсов и улучшения их использования. Последняя проблема, выявленная нами, это недостаточно устойчивая эффективность исполнения государственных программ. На наш взгляд, для решения данной проблемы должен быть усилен контроль за осуществлением деятельности по реализации программ. Также должна быть сильно развита ответственность за свои действия у исполнителей.
Выводы
Исходя из представленного анализа, можно сказать, что рассматриваемый регион не является сильно выделяющимся субъектом. Конечно, в каких-то сферах регион является чуть отстающим, в других же наоборот показывает показатели выше среднего. В целом, можно сделать вывод, что система социальной защиты населения не находится на критическом уровне в регионе, но при этом все равно существуют некоторые проблемы, которые нужно решать, не забывая при этом улучшать и совершенствовать уже достигнутые результаты.
Список литературы
1. Лычкань Л.П. Деятельность органов местного самоуправления в реализации социальной политики. Диссертация на соискание ученой степени кандидат экономических наук. М., 2012. 170 с.
2. Toxeitova A.S., Yessenova G.Zh., Zholamanova M.T. Social Protection under Conditions of Economy Digitalization // Экономическая серия Вестника ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. 2020. № 2. С. 43-50.
3. Крылов К.Д. Правовое обеспечение и социальная защита благополучия человека труда // Образование и право. 2022. № 3. С. 32-37.
4. Испулова С.Н. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научный потенциал. 2019. № 2-3 (2526). С. 35-47.
5. Сафарова И.М. Социальная защита как составляющая экономической основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. № 3 (4). С. 50-52.
6. Ганиев Я. Социальная защита населения-основа экспертизы строительных проектов // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 8. С. 64-69.
7. Мирзабекова М.Ю. Социальная защита в рыночной экономике // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 37-2. С. 194-202.
8. Свистун Р.А. Сущности и основные направления государственной социальной политики в России // Научные исследования. 2017. Том 1. № 6 (17). С. 8590.
9. Морозова Е.А. Социальная защита населения: системный подход к анализу и управлению// Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Кемерово, 2006. 464 с.
10. Шайхулов М.А. Некоторые аспекты повышения эффективности региональной системы социальной защиты населения // Вестник Башкирского университета. 2007. Том 12. № 4. С. 162-165.
11. Шайхулов М.А. Система социальной защиты населения на региональном уровне: оценка эффективности и направление оптимизации // Социология власти. 2008. № 1. С. 47-54.
References
1. Lychkan L.P. Deiatelnost organov mestnogo samoupravleniia v realizatsii sotsialnoi politiki (The activities of local governments in the implementation of social policy). Dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni kandidat ekonomicheskikh nauk. M., 2012. 170 s.
2. Toxeitova A.S., Yessenova G.Zh., Zholamanova M.T. Social Protection under Conditions of Economy Digitalization, Ekonomicheskaia seriia Vestnika ENU im. L.N. Gumileva, 2020, no 2, pp. 43-50.
3. Krylov K.D. Pravovoe obespechenie i sotsialnaia zashchita blagopoluchiia cheloveka truda (Legal support and social protection of the well-being of a working person), Obrazovanie i parvo, 2022, no 3, pp. 32-37.
4. Ispulova S.N. Sotsialnaia zashchita detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia v usloviiakh inkliuzivnogo obrazovaniia (Social protection of children with disabilities in terms of inclusive education), Nauchnyipotentsial, 2019, no 2-3 (25-26), pp. 35-47.
5. Safarova I.M. Sotsialnaia zashchita kak sostavliaiushchaia ekonomicheskoi osnovy funktsionirovaniia zhilishchno-kommunalnogo khoziaistva (Social protection of children with disabilities in terms of inclusive education), Shkola universitetskoi nauki: paradigma razvitiia, 2011, no 3 (4), pp. 50-52.
6. Ganiev Ia. Sotsialnaia zashchita naseleniia-osnova ekspertizy stroitelnykh proektov (Social protection of the population is the basis for the examination of construction projects), Sotsialnaia politika i sotsialnoe partnerstvo, 2009, no 8, pp. 64-69.
7. Mirzabekova M.IU. Sotsialnaia zashchita v rynochnoi ekonomike (Social protection in a market economy), Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzgliad, 2015, no 37-2, pp. 194-202.
8. Svistun R.A. Sushchnosti i osnovnye napravleniia gosudarstvennoi sotsialnoi politiki v Rossii (Essences and main directions of state social policy in Russia), Nauchnye issledovaniia, 2017, Vol. 1, no 6 (17), pp. 85-90.
9. Morozova E.A. Sotsialnaia zashchita naseleniia: sistemnyi podkhod k analizu i upravleniiu (Social protection of the population: a systematic approach to analysis and management), Dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni doktora ekonomicheskikh nauk. Kemerovo, 2006. 464 p.
10. Shaikhulov M.A. Nekotorye aspekty povysheniia effektivnosti regionalnoi sistemy sotsialnoi zashchity naseleniia (Some aspects of improving the efficiency of the regional system of social protection of the population), Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2007, Vol. 12, no 4, pp. 162-165.
11. Shaikhulov M.A. Sistema sotsialnoi zashchity naseleniia na regionalnom urovne: otsenka effektivnosti i napravlenie optimizatsii (Some aspects of improving the efficiency of the regional system of social protection of the population), Sotsiologiia vlasti, 2008, no 1, pp. 47-54.
Работа поступила в редакцию: 12.07.2022 г.