Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
878
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная социальная политика / регион / социальная защита населения / поддержка института семьи / поддержка населения / старше трудоспособного возраста / поддержка инвалидов и детей-инвалидов / state social policy / region / social protection of the population / support of the family institution / support of the population older than working age / support of disabled people and disabled children

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — М Г. Круталевич

Социальная политика определяет в современном обществе одну из важнейших сфер его интересов и является приоритетом государственной деятельности. В статье рассматриваются направления реализации государственной социальной политики в Оренбургской области: социальная защита населения; поддержка института семьи; поддержка населения, старше трудоспособного возраста; поддержка инвалидов и детей-инвалидов. В ходе исследования применялись методы описания и обобщения статистического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY IN THE ORENBURG REGION

Social policy defines one of the most important spheres of its interests in modern society and is a priority of state activity. The article discusses the directions of implementation of the state social policy in the Orenburg region: social protection of the population; support for the family institution; support for the population older than working age; support for disabled people and disabled children. In the course of the study, methods of describing and summarizing statistical material were used.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

Источники:

1. Молчан А. С. Инвестиционная активность в российской экономике и структурные сдвиги в формировании инвестиционных ресурсов страны / А. С. Молчан, Н. В. Погребная // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 129. - С. 116-129.

2. Нижегородов Н. В. / Эффективное производство зерна как одна из составляющих продовольственной безопасности страны / Н. В. Нижегородов // Сборник: Экономическая безопасность России: современное состояние и перспективы обеспечения. Материалы национальной научно-практической конференции. - 2019. - С. 317-329.

3. Пашин А. Ю. / Влияние импортозамещения на продовольственную безопасность страны / А. Ю. Пашин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №1-2.

4. Руденко М. Н./ Продовольственная безопасность России / М. Н. Руденко, Ю. Д Субботина // Известия СПбГЭУ. -2021. - №1 (127).

5. Сидоренко В.В. Государственное регулирование аграрной экономики России: Монография / В.В. Сидоренко, О. А. Макаревич // - Краснодар. - Мир Кубани. - 2017. - 399 с.

6. Сидоренко В.В. Современные проблемы и приоритеты аграрной политики России. / В.В. Сидоренко, П.В. Михай-лушкин, Д.И. Пресняков // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2016. - № 2. - С. 6-10.

7. Шевкуненко М. Ю. / Стратегические аспекты импортозамещения сельскохозяйственной продукции как фактор обеспечения экономической безопасности России / М. Ю. Шевкуненко, Н. В. Нижегородов // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2020. - №83. - С54-57.

References:

1. Molchan A. S. Investment activity in the Russian economy and structural shifts in the formation of the country's investment resources/A. S. Molchan, N. V. Pogrebnaya // Polythematic network electronic scientific journal of Kuban State Agrarian University. - 2017. - No. 129. - P. 116-129.

2. Nizhny Novgorod N.V./Effective grain production as one of the components of the country's food security/N.V. Nizhny Novgorod // Collection: Economic Security of Russia: the current state and prospects for ensuring. Materials of the national scientific and practical conference. - 2019. - P. 317-329.

3. Pashin A. Yu ./Impact of import substitution on the food security of the country / A. Yu. Pashin // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2020. - No. 1-2.

4. Rudenko M.N./Food Security of Russia/M.N. Rudenko, Yu. D Subbotina // Izvestia SPbMPP. - 2021. - №1 (127).

5. Sidorenko V.V. State regulation of the agricultural economy of Russia: Monograph / V.V. Sidorenko, O. A. Makarevich // - Krasnodar. - The world of the Kuban. - 2017. - 399 p.

6. Sidorenko V.V. Modern problems and priorities of the agrarian policy of Russia / V.V. Sidorenko, P.V. Mikhailushkin, D.I. Presnyakov // International Agricultural Journal. - 2016. - No. 2. - P. 6-10.

7. Shevkunenko M. Yu ./Strategic aspects of import substitution of agricultural products as a factor in ensuring the economic security of Russia/M. Yu. Shevkunenko, N. V. Nizhny Novgorod // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. -2020. - No. 83. - P. 54-57.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11226

М.Г.Круталевич - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»,

M.G. Krutalevich - candidate of Economic Sciences, fssociate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Orenburg State University

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY IN THE ORENBURG REGION

Аннотация. Социальная политика определяет в современном обществе одну из важнейших сфер его интересов и является приоритетом государственной деятельности. В статье рассматриваются направления реализации государственной социальной политики в Оренбургской области: социальная защита населения; поддержка института семьи; поддержка населения, старше трудоспособного возраста; поддержка инвалидов и детей-инвалидов. В ходе исследования применялись методы описания и обобщения статистического материала.

Abstract. Social policy defines one of the most important spheres of its interests in modern society and is a priority of state activity. The article discusses the directions of implementation of the state social policy in the Orenburg region: social protection of the population; support for the family institution; support for the population older than working age; support for disabled people and disabled children. In the course of the study, methods of describing and summarizing statistical material were used.

Ключевые слова: государственная социальная политика, регион, социальная защита населения; поддержка института семьи; поддержка населения, старше трудоспособного возраста; поддержка инвалидов и детей-инвалидов.

Keywords: state social policy, region, social protection of the population; support of the family institution; support of the population older than working age; support of disabled people and disabled children.

Введение. Полное и своевременное обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы образования, поддержка материнства, детства и отцовства, защита интересов незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, сирот, развитие спорта и популяризация здорового образа

жизни и продолжительности жизни населения относятся к доминирующим направлениям социальной политики государства, которая через интересы людей и выступает как управление интересами общества. Основы социальной политики заложены в Конституции РФ [1].

В период разгара пандемии приоритетом во всем мире стало повышение эффективности реализации социальной политики. В современных условиях деятельность органов государственного и муниципального управления Российской Федерации направлена на минимизацию негативных последствий различного рода, возникших вследствие введения полного или частичного локдауна, предотвращающего распространение вируса: изоляция, переход работы и обучения в дистанционный формат, прекращение функционирования множества организаций, рост цен, недостаток лекарственных препаратов и т.д. [2].

В Оренбургской области необходимость повышения эффективности реализации государственной социальной политики выходит на уровень острой необходимости. В условиях нестабильности и неопределенности внешней среды требуется более полное и рациональное использование имеющихся возможностей, финансов и других ресурсов для поддержания слабо защищенных слоев населения.

Основная часть

Проанализируем реализацию социальной политики в Оренбургской области по следующим направлениям:

- социальная защита населения;

- поддержка института семьи;

- поддержка населения, старше трудоспособного возраста;

- поддержка инвалидов и детей-инвалидов.

Основные итоги реализации социальной защиты населения в 2018-2020 годах представлены на рисунке 1.

2018 год: - 24.3 тыс. ветеранам, инвалидам, семьям (детям) военнослужащих и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставлена материальная помощь: - 1817 человек получили бесплатную юридическую помощь; - в 11389,63 кв. метров оценивается площадь зданий и сооружений, находящихся в пользовании государственного казенного учреждения «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области» и соответствующих санитарным нормам и правилам пожарной безопасности (плановый показатель -11092,2 кв. метров); - 99,7 % составила доля расходов министерства социального развития Оренбургской области, осуществляемых с применением программно-целевых инструментов (плановый показатель - 99,7 %); - 70,0 % составила доля населения области, охваченная информационно-разъяснительной работой в сфере социальной защиты населения, в общей численности населения области (плановый показатель - 70,0 %).

итоги 2019 год: - 3852 гражданам оказана материальная помощь на общую сумму около ЗУ.О млн. руб. Средний размер помощи составил более 10,0 тыс руб.: - 1827 жителей области получили бесплатную юридическую помощь: - на 12 % увеличен объем бюджетных ассигнований, направленных на социальную поддержку и социальное обслуживание населения области; - своевременно и в полном объеме предоставлены все меры социальной поддержки е учетом индексации и перерасчетов, предусмотренных законодательств ом: - 60,4 тыс. чел. получили услуги учреждений социального обслуживания, в том числе более 10,0 тыс. чел - в негосударственных.

2020 год: - 583 чел. предоставлена бесплатная юридическая помощь ГКУ «Государственное юридическое бюро Оренбургской области»; - более 3,0 тыс. получателям обеспечена выплата различных видов социальных пенсий и пособий: - в 11600.82 кв. метров оценивается площадь зданий и сооружений, находящихся в пользовании государственного казенного учреждения «Центр по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Оренбургской области» и соответствующих санитарным нормам и правилам пожарной безопасности (плановый показатель - 11675,48 кв метров); - 98,0 % составила доля населения области, охваченная информационно-разъяснительной работой в сфере социальной защиты населения, в общей численности населения области (плановый показатель - 70,0 %).

Рисунок 1 - Основные итоги реализации социальной защиты населения в 2018-2020 годах

В 2018 году был проведен конкурс «Лучший работник учреждения социального обслуживания Оренбургской области». Двадцать лучших работников по итогам конкурса получили дипломы и премии в размере двадцати пяти тысяч рублей. Проведение конкурсов на право получения субсидии из областного бюджета, предназначенных для оказания социальных услуг гражданам Оренбургской области, среди социально ориентированных некоммерческих организаций, позволили определить победителями: ЧУСОН «Социально-оздоровительный центр «Марсово поле», предоставляющее социальные услуги в стационарной форме; АНО «Центр социального обслуживания населения «БлагоДарю», предоставляющая социальные услуги на дому.

В 2018 году были проведены различные мероприятия по повышению уровня пожарной безопасности и укреплению материально-технической базы в 27 учреждениях, из которых 22 организации социального обслуживания населения. Это позволило превысить процент исполнения показателя на 37,5 процента.

Все граждане Оренбургской области в 2018 году, нуждающиеся в услугах социальной защиты населения, получили все необходимые социальные услуги в организациях социального обслуживания [4].

В 2019 году оказание социальной защиты населения было расширено за счет реализации двух региональных межведомственных проектов «Финансовая поддержка семей при рождении детей», на исполнение которого было затрачено 1743,2 миллионов рублей и «Старшее поколение» с общими расходами 131,5 миллионов рублей.

Для увеличения количества граждан с доходом выше прожиточного минимума, была разработана и начата реализация региональной программы «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Оренбургской области», рассчитанная до 2024 года. Её основной целью является снижение показателя населения с доходами ниже минимального уровня оплаты труда с 13,9 процентов до 7,3 процентов [5].

К концу 2019 года средняя заработная плата сотрудников учреждений социального обслуживания составила 30857,0 рублей, что превысило прогнозный показатель на 5,2 процентов.

Таким образом, что в 2019 году были достигнуты значительные успехи в системе социальной защиты, в повышении доступности услуг и качестве их предоставления. На сегодняшний день, в электронном виде доступны более 90 процентов всех социальных услуг [5].

В 2020 году социальные проекты (программы) по социальной защите населения Оренбургской области были выполнены социально-ориентированными некоммерческими организациями в полном объеме. За 2020 год курсы повышения квалификации прошли 562 работника государственных учреждений системы социальной защиты населения в Учебном центре на базе ГБУСО «Реабилитационно -технический центр».

Проведение конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания Оренбургской области» в 2020 году позволило определить 20 лучших работников учреждений социального обслуживания, которые получили награды и денежные премии. Организациями -победителями стали АНО «Центр социального обслуживания населения «БлагоДарю», ЧУ СОН «СОЦ (пансионат) «Марсово поле», АНО «СРЦ «Жемчужина бора», им были предоставлены субсидии из регионального бюджета.

Удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, составил 16,2 процентов при плановом показателе 16,5 процента.

Доля расходов министерства социального развития Оренбургской области, которые реализовывались с применением программно-целевых инструментов, составила 99,9 процентов, что обеспечило выполнение показателя на 100 процента [6].

В шести организациях системы социальной защиты населения были проведены мероприятия, направленные на повышение безопасности и качества социальных услуг. Плановый показатель был равен 21 организации, в связи с чем процент исполнения показателя составил всего 28,6 процента.

В рамках поддержки института семьи в 2018-2020 годах получены результаты, представленные на рисунке 2.

По статистическим данным, на конец 2018 года 287,7 тысяч семей, воспитывали 442,9 тысяч детей. За 2018 год было реализовано множество направлений [4].

Социальные выплаты на приобретение или строительство жилья в 2018 году получили 27 семей, что позволило обеспечить исполнение планового показателя на 96,4 процента. Более того, 560 детей -сирот были обеспечены жильём, что превысило плановый показатель (445 чел.) на 25,8 процента.

Была создана детская киностудия в ГБУСО «СРЦН «Гармония», а в целом доля детей, направленных в детские лагеря и санатории для оздоровления и поддержания здоровья составила 63,7 процентов.

В мероприятиях, направленных на повышение престижа семьи, приняли участие более шести с половиной тысяч человек, что превысило плановый показатель (4221 чел.) на 54,5 процента [4].

В 2019 году 49 многодетных семей воспользовались единовременной выплатой в размере 200,0 тысяч рублей, которая предоставлялась вместо земельных участков. Данная мера поддержки впервые была введена в 2019 году. В целом региональный материнский капитал позволил обеспечить жильём или земельными участками, а также улучшить уже имеющиеся жилищные условия 146 многодетным семьям. На условиях социального контракта адресную помощь получили 2,9 тысяч многодетных семей, общая сумма адресной помощи составила 29,5 миллионов рублей, что на 10,0 миллионов рублей больше, чем в 2018 году.

В 2019 году 49 многодетных семей воспользовались единовременной выплатой в размере 200,0 тысяч рублей, которая предоставлялась вместо земельных участков. Данная мера поддержки впервые была введена в 2019 году.

2018 год: - более 90 тысячам семей были предоставлены различные виды социальных пособий: - около 26.Е тыс. многодетных семей получили меры социальной поддержки: - выдало 3890 сертификатов на региональный материнский капитал: - 2151 многодетной семье оказана адресная социальная помощь на основе заключения социального контракта: - выдано 2В свидетельств и оплачено 27 свидетельств на социальн™ выплату для строительства (приобретение) жилья.

итог и 2019 год: - целенаправленная политика в отношении многодетных семей позволила ^теличить их численность до 27:9 тысяч; - 6.9 млн. руб. поступило в рамках марафона «От сердца к сердцу» в благотворительные фонды, что позволило оплатить дорогостоящее лечение 58 тяжелобольным детям: - 654 квартиры приобретено для детей-сирот на сумму 669А млн. руб. - около 80 тысячам семей с дегьми предоставлены различные виды социальных пособий

2020 год: - 131 семья обеспечена жильем по договору социального найма, произведен окончательный расчет за 9 жилых помещений, приобретенных в 2019 году; - 2523 многодетным семьям оказана адресная социальная помощь на основе заключения социального контракта; - 2594 чел. получили сертификаты на региональный материнский капитал, 3300 чел. распорядились средствами РМК. в том числе 1425 чел. выплачено 10 000 руб. за счет средств РМК: - 29 многодетных семей получили социальные выплаты на приобретение или строительство жилья (плановый показатель - 66 семей).

Рисунок 2 - Результаты поддержки института семьи в 2018-2020 годах

В целом региональный материнский капитал позволил обеспечить жильём или земельными участками, а также улучшить уже имеющиеся жилищные условия 146 многодетным семьям. На условиях социального контракта адресную помощь получили 2,9 тысяч многодетных семей, общая сумма адресной помощи составила 29,5 миллионов рублей, что на 10,0 миллионов рублей больше, чем в 2018 году.

В восьми стационарных учреждениях Оренбургской области 1,2 тысячи детей прошли курс социальной реабилитации, а на социальном патронаже состоят 4,5 тысяч многодетных семей. В целом социальные услуги были предоставлены более 10,0 тысяч многодетных семей, из которых в кризисных отделениях КЦСОН состояло 270 человек [5].

Мероприятия, реализованные министерством социального развития Оренбургской области, позволили обеспечить предоставление различных видов социальных пособий свыше 75 тысячам семей. Меры социальной поддержки были предоставлены 28,4 тысячам многодетных семей. Денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, получили 12,048 тысяч семей, имеющих трех и более детей, а 12,810 тысяч семей, в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, получили ежемесячные денежные выплаты за счет субвенций из федерального бюджета. При одновременном рождении двух и более детей, единовременную материальную помощь получили 158 семей, проживающих на территории Оренбургской области. В 2020 году министерством здравоохранения Оренбургской области совместно с министерством социального развития Оренбургской области при реализации социальной политики были обеспечены 11,2 тысяч детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей бесплатными лекарственными препаратами на сумму 1,7 миллионов рублей.

В рамках мероприятий - премия «Женщина Оренбуржья» и конкурс «Лучшая многодетная семья», направленных на повышение престижа семьи, участниками стали 1386 семей, что обеспечило процент исполнения показателя всего на 30,6 процентов [6].

На рисунке 3 представлены результаты поддержки населения, старше трудоспособного возраста, за 2018-2020 года.

В 2014 году началась реализация Закона Оренбургской области от 12.09.2013 № 1754/531 -У-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Оренбургской области», по результатам которого в Оренбургской области на конец 2018 года функционировало 39 приемных семей. В рамках этого закона в 2018 году 144 пенсионера были обеспечены жильем, благодаря чему процент исполнения показателя (125 человек) перевыполнен на 115,2 процентов [4].

В 2018 году 1034 пенсионера прошли обучение компьютерной грамотности и получили почетные грамоты и дипломы. Также 100 процентов всех обратившихся лиц, старше трудоспособного возраста, получили

микропроцессорную пластиковую карту «Социальная транспортная карта» В 2018 году учреждения социального обслуживания населения Оренбургской области оказали услуги 6076 лицам с ограниченными возможностями в стационарной форме, более 18,5 тысячам в полустационарной и около 106,0 тысячам инвалидов в форме на дому (очно, заочно) [4].

2019 год: - 100.0 % составила доля граждан пожилого возраста, прошедших обучение компьютфной грамотности, в общем числе обратившихся; - 39 приемных семей создано для граждан пожилого возраста и инвалидов (плановый показатель - 34 семьи); - 100,0 % составила доля граждан, получивших компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в общем числе обратившихся 654 квартиры для детей-сирот на сумму 669,4 млн. руб.; - 96,0 % составила доля команд, принявших участие во всех видах соревнований спартакиады «Спортивное долголетие», в общем количестве команд, принявших участие в спартакиаде «Спортивное долголетие» (плановый показатель - 95,0 %).

итоги 2019 год: - 2613 чел. прошли обучение компьютерной грамотности, увеличена б 2,4 раза численность граждан пожилого возраста, прошедших обучение компьютерной грамотности: - 27,0 % гражданам старшего поколения предоставлены социальные услуги на бесплатной основе; - более 22.4 тыс. граждан пожилого возраста состоят на социальном обслуживании, из которых 94 % получают услуги на дому, 13,3 тыс. чел. в полу стационарной форме: - 45 ветеранов БОБ обеспечены жильем и в стадии решения вопрос обеспечения 9 вдов участников БОБ; - 369 ветеранам В ОБ оказано содействие в проведение ремонта (реконструкции) жилых помещений на общую сумму 20,2 млн. руб. Средний размер помощи составил 54.6 тыс. руб.; - 450 тыс. граждан старше трудоспособного возраста предоставлены меры социальной поддержки.

2020 год: - 6,2 % составил охват лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода (плановый показатель - 1,0 %): - 100,0 % составила доля граждан пожилого возраста, принятых в приемную семью, в общей численности граждан пожилого возраста, обратившихся и нуждающихся в создании приемной семьи: - 423 граждан пожилого возраста участвуют в волонтерской деятельности (плановый показатель - 550 чел.); - 100,0 % составила доля граждан пожилого возраста, прошедших обучение компьютерной грамотности, в общем числе обратившихся.

Рисунок 3 - Результаты поддержки населения, старше трудоспособного возраста, за 2018-2020 года

На конец 2019 года в Оренбургской области 2778 граждан прошли курсы финансовой грамотности, 2529 пенсионеров участвовали в различной спортивной деятельности, 9905 человек проявили себя в культурно-массовых мероприятиях, а более 750 пенсионеров принимали активное участие в добровольческой деятельности [5].

В 2019 году были созданы формы социального обслуживания, замещающие стационар. На конец 2019 года в Оренбургской области действовали 46 приёмных семей и 405 медицинских социальных групп, которые предоставили социальные услуги 7278 гражданам старше трудоспособного возраста. Более 580 гражданам услуги оказала служба социальных сиделок [5].

В учреждениях социального обслуживания была проведена работа по повышению качества и доступности оказания медицинской помощи в сельской местности: более сорока автомобилей и микроавтобусов были предоставлены в пользование муниципалитетов, а в трех пилотных территориях были разработаны схемы доставки пожилых граждан в различные медицинские учреждения. Это позволило в 2019 году совершить более 260 выездов и доставить в больницы и стационары более двух тысяч граждан, старше 65 лет [5].

Комплексными центрами социального обслуживания населения в 2020 году к добровольческой (волонтерской) деятельности было привлечено 363 гражданина пожилого возраста, а также заключены 4 государственных контракта на проведение ремонтных работ в стационарных учреждениях социального обслуживания [4]. Однако, в связи с эпидемиологической обстановкой, внутренние ремонтные работы не начаты на основании приказа министерства социального развития Оренбургской области от 22.04.2020 года № 211 «О мерах в министерстве социального развития Оренбургской области по предупреждению распространения новой коронави-русной инфекции». По этой же причине условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого воз-

раста, включая комфортное проживание, улучшены не были [3]. Обучение компьютерной грамотности в 2020 году прошли 420 пенсионеров, благодаря чему доля населения, охваченного средствами массовой информации, размещающими материалы, направленные на поддержку и повышение качества жизни граждан старшего поколения, в общей численности населения, составила 98,0 процента при плановом показателе 65,0 процентов, что обеспечило процент исполнения на 151,0 процент.

Результаты поддержки инвалидов и детей-инвалидов представлены на рисунке 4.

В 2018 году в электронную систему мониторинга сохранности объектов недвижимого имущества были внесены 4104 объекта, принадлежащих недееспособным и ограниченно дееспособным гражданам, что обеспечило превышение планового показателя на 2,06 процента. Также были оплачены 15 свидетельств, выданных в 2017-2018 годах, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [3].

По итогам 2018 года все обратившиеся инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, получили льготу по транспортному налогу в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области [4].

2018 год: - 18,0 % составила доля жителей области нетрудоспособного возраота, за исключение!! детей в возрасте до 7 лет, охваченных мероприятиями социально ориентированных общественных организаций; - проведен конкурс проектов, направленных на социальную поддержку, реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов. Победителями конкурса -признаны: проект «Жнть полной жнзныш; проект «Возможность»; 100,0 % составила доля социально ориентированных некоммерческих организаций, реализовавших мероприятия социальных проектов [программ) в полном объеме. в общей численности социально ориентированных некоммерческих организации, получивших государственную финансовую поддержку; - 70,0 % составила доля населения области, охваченная ннформацнонно-разъясннтельнон работой о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в общей численности населения области.

итоги 2019 год: - 13,1 млн. руб. выделено на обеспечение жильем инвалидов и семей с детьмн-ннвалндами. что позволило улучшить жнлнщные условия 21 чел.; - более 3,3 тысяч инвалидов пришли курс социальной реабилитации; - 97,9 млн. руб. выделено на реализацию мероприятий государственной программы «Доступная среда»; - более 9,2 тыс. инвалидам предоставлены в КЦСОН услуга; - 450 тыс. граждан старше трудоспособного возраста предоставлены меры социальной поддержки.

2020 год: - 438 чел. обеспечены жильем нз категории детн-енроты н детн, оставшиеся без попечения родителей; - 11,2 тыс. детей в возрасте до б лет нз многодетных семей обеспечены бесплатными лекарственнымн препаратазш на сумму 1,7 ¿па рублей; выдано 27 свидетельства на социальную выплату для строительства (приобретение) жнлья. оплачено 29 свидетельств, нх них 12 выданы в 2019 году; - организован отдых около 4,2 тыс. детей, выдано 7625 сертификатов, обеспечена выплата областной социальной пенсии 1548 детям-сиротам.

Рисунок 4 - Результаты поддержки инвалидов и детей-инвалидов в 2018-2020 годах

На конец 2019 года на территории Оренбургской области проживало около 195,0 тысяч инвалидов. Для всевозможной помощи была разработана региональная подпрограмма «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей -инвалидов», которая позволила обеспечить всех нуждающихся средствами реабилитации по 14 видам, которые ранее не вошли в федеральный перечень. Благодаря этому, в 2019 году было выдано 378 единиц технической социальной реабилитации на общую сумму 5,2 миллионов рублей. Более того, в 1,5 раза был увеличен объём средств, направленных на осуществление дополнительных мер поддержки социальной направленности для отдельных категорий граждан инвалидов и детей-инвалидов, что позволило предоставить материальную помощь 305 гражданам [5]. Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг составляет 90,1 процента [5].

На 01.01.2021 год в Оренбургской области действуют 38 приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов [6].

В 2020 году благодаря реализации подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов», все нуждающиеся инвалиды были обеспечены средствами реабилитации по 14 видам, не вошедшим в федеральный перечень. На основе этого было выдано 378 единиц средствами реабилитации на сумму 5,2 миллионов рублей [6].

На конец 2020 года, удельный вес безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних детей в общей численности детей Оренбургской области составлял 1,01 процента. Был увеличен объем средств на реализацию дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан с ограниченными возможностями в 1,5 раза, что позволило оказать материальную помощь 305 человек [6].

На основе этого были выданы 27 свидетельств на социальную выплату для строительства (приобретение) жилья, 29 свидетельств были оплачены в текущем году, а 12 выданы в 2019 году. Также была обеспечена выплата компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме 26,0 тысяч человек. В общей сумме жильём были обеспечены 438 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5]. Выводы

Подводя итоги проведенного исследования реализации социальной политики в Оренбургской области отметим, что в регионе нуждающимся гражданам предоставляется широкий спектр социальных услуг государственными и негосударственными организациями, социально -ориентированными предпринимателями. Динамично развивающаяся система социальной защиты и поддержки населения Оренбургской области позволила перейти от оказания экстренной помощи к формированию комплексной системы мер, основанной на признании и реализации принципов направленности и справедливости с учетом критериев потребности в государственной помощи.

Источники:

1. Шубина, А. А. Социальная политика Российской Федерации / А. А. Шубина //. — [Электронный ресурс]/ - Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 207-209. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/279/63003/

2. Калмыкова А.Д. Социальная защита граждан Иав период пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией / Калмыкова А.Д., Сыроижко В.В. // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №2-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-grazhdan-rf-v-period-pandemii-vyzvannoy-novoy-koronavirusnoy-infektsiey (дата обращения: 09.06.2021).

3. Официальный сайт Министерства социального развития Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.msr.orb.ru/.

4. Отчет за 2018 год о ходе реализации и оценке эффективности социальной политики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства социального развития Оренбургской области. - Режим доступа: https://msr.orb.ru/opendata/.

5. Отчет за 2019 год о ходе реализации и оценке эффективности социальной политики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства социального развития Оренбургской области. - Режим доступа: https://msr.orb.ru/opendata/.

6. Отчет за 2020 год о ходе реализации и оценке эффективности социальной политики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства социального развития Оренбургской области - Режим доступа: https://msr.orb.ru/opendata/.

References:

1. Shubina, A. A. Social policy of the Russian Federation / A. A. Shubina //. - [Electronic resource]/ - Young scientist. — 2019. — № 41 (279). — Pp. 207-209. - Access mode: https://moluch.ru/archive/279/63003/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kalmykova A.D., Syroizhko V. V. Social protection of citizens during the pandemic caused by a new coronavirus infection / / Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. - 2021. - №2-1. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-grazhdan-rf-v-period-pandemii-vyzvannoy-novoy-koronavirusnoy-infektsiey (accessed: 09.06.2021).

3. Official website of the Ministry of Social Development of the Orenburg Region [Electronic resource]. - Access mode: https://www.msr.orb.ru/.

4. Report for 2018 on the implementation and evaluation of the effectiveness of social policy [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Social Development of the Orenburg Region. - Access mode: https://msr.orb.ru/opendata/.

5. Report for 2019 on the implementation and evaluation of the effectiveness of social policy [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Social Development of the Orenburg Region. - Access mode: https://msr.orb.ru/opendata/.

6. Report for 2020 on the implementation and evaluation of the effectiveness of social policy [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Social Development of the Orenburg Region-Access mode: https://msr.orb.ru/opendata/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.