Sources
1. Adamenko, A.A. Features of formation of accounting policies of agricultural organizations in accordance with IFRS. A. A. Adamenko, Z.I. Azieva, S. A. Tkachenko, N. Sh. Cheech // International Journal of Natural Humanitarian Research. 2014. - № 2 (4). - pp. 39-45
2. Azieva, Z.I. Reflection of financial results in accounting (financial) statements according to Russian and international standards / Z.I. Azieva, T.S. Zubkova // Modern problems of accounting and reporting / Proceedings of the 11th Intern. stud scientific conf. (Krasnodar, April 21-22, 2015, at 2 o'clock / compiled by YI Sigidov, EV Levchenko, GN N. Yasmenko, VV Bashkatov. - Krasnodar: Izd. -vo Magarin OG, 2015. - С.178-181
3. Azieva, Z.I. Accounting policies of the organization / Z.I. Azieva, K. K. Maltseva, I. A. Ushakov // International Electronic Scientific Practical Journal "Modern Scientific Research and Development". №8 (8) -2017. P.15-17
УДК 330.1; 330.8
ББК 65.32(2Рос)
М.И. Ахмадов
К.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономическая теория», Грозненский государственный нефтяной технический университет
им. акад. М.Д. Миллионщикова M.I. Akhmadov
Candidate of Economic Sciences, the associate professor, the associate professor "The economic theory", Grozny state oil technical university" of the
academician M.D. Millionshchikov ([email protected])
Н.Н. Новоселова
Д.э.н., доцент, зав. кафедрой Экономики и управления на предприятии Института
сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г Пятигорске
N.N. Novoselova
the Doctor of Economics, the associate professor, the department chair of Economy and management at the enterprise of Institute of service, tourism and design (branch) FGAOU IN "The North Caucasian federal university" in Pyatigorsk ([email protected])
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
Аннотация. Одной из важнейших функций современного государства является разработка и осуществление социальной политики, ориентированной на обеспечение условий жизнедеятельности человека, реализации и развития его интеллектуального и профессионального потенциала. В эпоху резких перемен политической, экономической, социокультурной ситуации в современной России произошли значительные изменения жизненных условий всех слоев населения страны. Демократизация и рыночная экономика сыграли существенную роль в становлении социальной политики современного российского государства. В свою очередь, именно по состоянию социальных проблем граждане судят о направленности и эффективности проводимых реформ. Однако в силу целого ряда причин на начальном этапе реформирования в России социальные вопросы были отодвинуты на второй план, результатом чего явилось катастрофическое падение жизненного уровня населения, сопровождавшееся резкой социальной дифференциацией общества.
Особенно остро отмеченные проблемы проявляются на региональном уровне, поскольку специфика каждого региона характеризуется наличием как универсальных характеристик, свойственных для большинства субъектов Российской Федерации, так и уникальных. В связи с этим опыт реализации отдельных направлений государственной социальной политики, в частности, Государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан», представляет особенный интерес в части исследования применения специфического инструментария на региональной «почве».
Annotation. One of the most important functions of the modern state is the development and implementation of social policy aimed at ensuring conditions of human life, realization and development of intellectual and professional potential. In the era of abrupt changes in the political, economic, socio-cultural situation in modern Russia there have been significant changes in the living conditions of all segments of the population. Democratization and the market economy played a significant role in the formation of social policy of the modern Russian state. In turn, as social problems of the citizens are judged on the focus and effectiveness of the reforms. However, due to a number of reasons at the initial stage of reform in Russia, social issues have been sidelined, which was the result of a catastrophic decline in living standards, accompanied by sharp social differentiation of society.
Particularly acute problems are noted at the regional level because the specificity of each region is characterized by the presence as universal characteristics, typical for the majority of subjects of the Russian Federation, and unique. In this regard, the experience of implementation of separate directions of state social policy, particularly the State program of the Stavropol region "Social support of citizens", is of particular interest in research using specific instruments on the regional "soil".
Ключевые слова: социальная политика, общество, институты, институциональная среда, факторы, инструментарий, население, направления работы, мониторинг, государственные программы, качество жизни, уровни управления, незащищенные слои населения.
Key words: social policy, society, institutions, institutional environment, factors, tools, people, areas of work, monitoring, government programs, quality of life, levels of management, vulnerable populations.
Введение
Цель исследования заключается в исследовании практических аспектов реализации отдельных направлений (инструментария) социальной политики государства на ме-зоуровне, факторов и условий ее эффективного развития.
Задачи исследования:
— исследовать направления практической реализации и развития отдельных направлений (инструментов) социальной политики;
— оценить воспроизводственный потенциал территории;
— предложить рекомендации по повышению эффективности реализации отдельных направлений социальной политики в конкретном регионе.
Целесообразность разработки темы определена востребованностью в условиях необходимости повышения качества жизни населения территорий, нивелирования социальных и экономических рисков.
Сложность предметной области исследования обуславливает необходимость использования системного подхода к исследованию, а также группы методов исследования - графического, аналитического, логического, монографического и др.
Научная новизна исследования заключается в выявлении и обосновании направлений эффективной реализации и развития социальной политики территорий.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии теоретических представлений о роли и значении отдельных направлений реализации социальной политики в развитии экономики территорий.
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации авторов, касающиеся развития социальной политики отдельного региона, могут быть использованы при разработке стратегий развития социальной политики отдельных территорий.
Стоит выделить авторов, работы которых посвящены вопросам исследования социальной политики, а именно: Антаносян А.П. [1], Ахмадова М.И. [2], Новоселову Н.Н. и Гошокова А.Х. [3] и др.
Основная часть
В настоящее время термин «социальная политика» представляет собой весьма комплексное, многоаспектное и многоуровневое понятие, которое следует рассматривать с позиции совокупности конкретных мер, форм и направлений государственной деятельности, направленных на обеспечение и повышение качества жизни общества. Отмеченная точка зрения является достаточно общей и с целью определения специфических характеристик и особенностей данного феномена, следует более детально вникнуть в суть процессов реализации отдельных ее направлений и (или ) применения специфического инструментария на мезоуровне, ключевое место среди которого принадлежит государственным программам и проектам.
Каждый субъект федерации, реализуя направления социальной политики посредством специфического инструментария, сталкивается с множеством проблем, требующих эффективного решения. Широкий охват направлений реализации и развития социальной политики на уровне региона является причиной накопления, а, в дальнейшем, его адекватного и рационального применения, бесценного опыта, содержащего анализ специфических особенностей реализации государственных программ и факторов, оказывающих влияние на данный процесс.
Результаты
Государственная программа Ставропольского края «Социальная поддержка граж-
дан» утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. № 563-п (далее - Программа) [4].
Ответственным исполнителем Программы является министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края (далее - минсоцзащиты края). Соисполнители Программы - министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, министерство здравоохранения Ставропольского края, министерство культуры Ставропольского края, министерство образования и молодежной политики Ставропольского края, министерство физической культуры и спорта Ставропольского края, министерство энергетики, промышленности и связи Ставропольского края, управление ветеринарии Ставропольского края (далее соответственно - минЖКХ края, минздрав края, минкультуры края, минобразования края, минспорта края, минпром края, управление ве-
Расходы на физическую культуру и спорт, всего (млн.руб) Расходы на 1 жителя в год (в рублях)
700 600 500 400 300 200 100
2016год (факт)
593,9
2015 год (факт)
431,8
154,4
212,9
2017 год (факт)
479,011
170,8
0
теринарии края), управление по взаимодействию с институтами гражданского общества аппарата Правительства Ставропольского края. Далее рассмотрим более наглядно, некоторые направления (стратегические, по мнению автора) социальной политики на примере Ставропольского края (рис. 1).
Рис.1. Динамика расходов бюджета Ставропольского края на физическую культуру и спорт за 2015-2017 гг.
В отчетном периоде минсоцзащиты края приняло участие в реализации государственных программ Российской Федерации. Общий объем привлеченных средств из федерального бюджета в 2017 году составил 4 665,41 млн. рублей, в том числе в разрезе госпрограмм [5]:
- «Социальная поддержка граждан» - 4 596,02 млн. рублей;
- «Доступная среда» на 2011-2020 годы» - 58,35 млн. рублей;
- «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - 10,97 млн. рублей;
- «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» - 0,07 млн. рублей.
Далее рассмотрим динамику расходов бюджета Ставропольского края на культуру с прогнозом (рис. 2).
Кроме того, были привлечены дополнительные средства из Резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме 16,00 млн. рублей, Пенсионного фонда Российской Федерации - 29,47 млн. рублей, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 19,61 млн. рублей. В 2017 году доля средств федерального бюджета по сравнению с 2016 годом уменьшилась на 265,43 млн. рублей или на 5,4 процента,
в связи с уменьшением:
- численности получателей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
- соотношения средств федерального бюджета к средствам краевого бюджета.
Рассмотрим численность получателей социальной поддержки в Ставропольском крае (рис. 3).
Динамика расходов бюджета Ставропольского края на культуру в 2015-2019 гг.
900000 800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0
8 28789 ,2
687110,24
605545,07 592357,1
53 4544, 44
2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год
Рис.2. Динамика расходов бюджета Ставропольского края на культуру с 2015 по 2017, с прогнозом до 2019 года
Участие в реализации государственных программ Российской Федерации, привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников финансирования, а также успешная реализация основных мероприятий Программы позволили в полной мере решить задачи подпрограмм Программы, определенные на 2017 год.
1015,4 (36,2%)
Всего численность населения Ставропольского края(тыс. жителеи
, Ставропольского
ч ел.) края-почти
Численность получателей мер социальной поддержки (тыс. каждый
чел.) _____четвертый житель
получил господдержку за счет средств бюджета...
2804,
Рис. 3. Численность получателей социальной поддержки в Ставропольском крае в
2017 году
Одним из главных направлений деятельности в отчетном периоде явилось проведение мероприятий по выполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Указы Президента Российской Федерации) по увеличению средней заработной платы категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации.
Согласно данным Антаносян А.П., величина средней заработной платы работников отрасли составила 18 601,8 рубля, что на 11,9 процента выше уровня средней заработной платы 2016 года.
Мониторинг исполнения Указов Президента Российской Федерации в части заработной платы целевых категорий работников показал, что средняя заработная плата по всем категориям работников выше уровня средней заработной платы, достигнутой за 2016 год. Наглядно представим финансовое обеспечение мероприятий в сфере труда и занятости в Ставропольском крае (рис. 4).
Финансовое обеспечение мероприятий в сфере труда и занятости Ставропольского края в 2015-2017 гг
Расходы, млн. руб.
2017 год ^ 824,18
2016 год 834,07
2015год ^ 862,01
800
820
840
860
880
Рис. 4. Финансовое обеспечение мероприятий в сфере труда и занятости Ставропольского края в 2015 - 2017 годах
Средняя заработная плата социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций края, за 2017 год составила 18 238,20 рублей, что выше уровня 2016 года на 21,1 процента или на 3 174,5 рублей.
В результате, значение показателя «Соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций края, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по краю» по прогнозам составит 80,6%, что соответствует плановому значению.
По предварительным данным по итогам 2017 года предполагается выполнение показателя «Отношение численности третьих или последующих детей, родившихся в семьях, проживающих на территории края, в отчетном финансовом году, к численности детей указанной категории, родившихся в году, предшествующем отчетному году» подпрограммы «Социальное обеспечение населения Ставропольского края», на уровне 1,002.
Также в 2017 году многодетным семьям предоставлена ежегодная денежная компенсация на приобретение комплекта школьной одежды, спортивной одежды, обуви и школьных принадлежностей в размере 1 040 рублей. Усиленное внимание к проблемам демографии, необходимости укрепления семейных ценностей и института семьи, выразившееся в осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации многодетным семьям и ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, в связи с рождением в них после 31 декабря 2012 года третьего или последующего ребенка, приве-
ло к увеличению количества многодетных семей.
За отчетный период 35 264 многодетные семьи (117 426 детей) получили ежемесячную денежную компенсацию, что больше, чем в 2016 году на 2 302 семьи (7 878 детей) или на 6,98 процента (7,19 процента) соответственно.
По данным, содержащимся в Отчете о работе Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края за 2017 год [5], в отчетном году различные социальные услуги, предоставленные учреждениями семьи и детей, получили более 17 тысяч семей. Общее число обслуженных составило более 79 тысяч человек, в том числе более 6 тысяч детей-инвалидов. Это выше уровня 2016 года на 2,5 процента.
В организациях социального обслуживания семьи и детей в 2017 году созданы новые службы, деятельность которых направлена на повышение качества, доступности помощи семьям в преодолении кризисной ситуации, а именно:
- 2 семейных клуба - в Светлоградском и Степновском социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних;
- мобильный консультативный пункт «Безопасное детство» в Ипатовском социально - реабилитационном центре для несовершеннолетних «Причал»;
- межведомственные мобильные бригады - в Невинномысском, Благодар-ненском и Степновском социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних;
- службы социального сопровождения - в Апанасенковском и Ставропольском центрах социальной помощи семье и детям; служба профилактики отказов от новорожденных «Берегиня» и краевой ресурсный центр - в центре психолого-педагогической помощи населению «Альгис».
Так, согласно данным, указанным в Отчете о работе Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края за 2017 год [5], с начала 2017 года дополнительно открыты структурные подразделения по работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в 10 организациях социального обслуживания, расположенных в Андроповском, Кочубеевском, Красногвардейском, Курском, Предгорном, Степновском, Туркменском муниципальных районах, Изобильнен-ском городском округе и городах Железноводске и Пятигорске. В течение 2017 года услуги (в общем количестве 19 992) в новых подразделениях получили 913 детей-инвалидов.
Продолжена работа созданных в 2015 году 5 мобильных служб для сопровождения семей с детьми-инвалидами в Апанасенковском, Буденновском муниципальных районах, Новоалександровском, Минераловодском городских округах и городе Ставрополе. Службы обеспечивают выезд специалистов на дом для оказания реабилитационных услуг детям-инвалидам и доставку маломобильных детей-инвалидов в сопровождении родителей к объектам социальной инфраструктуры. В отчетном периоде их услугами воспользовались 552 ребенка-инвалида.
В сфере социального обслуживания населения полностью отсутствует очередность в стационарные учреждения. Продолжено выполнение мероприятий по организации обучения детей с умственной отсталостью в Ипатовском и Дербетовском детских домах-интернатах, процессом обучения охвачены 100,0 процента воспитанников.
Кроме того, с 2017 года к получению образовательных услуг приступили 15 инвалидов старше 18 лет, проживающих в отделении реабилитации молодых инвалидов, страдающих психическими расстройствами, при Дербетовском детском доме-интернате для умственно отсталых детей.
Одним из приоритетных направлений деятельности в 2017 году было развитие рынка социальных услуг и обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (далее - негосударственные организации), к средствам краевого бюджета, выделяемым на предоставление социальных услуг населению края.
По состоянию на конец 2016 года в реестре поставщиков социальных услуг (далее - реестр) находились 23 негосударственные организации. В течение 2017 года в реестр включено 7 негосударственных организаций, и их количество составило 30 единиц или 29,1 процента от общего числа организаций различных организационно-
правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги.
Информация, содержащаяся в Отчете о работе Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края за 2017 год [5], позволяет сформулировать вывод, что всего в 2017 году негосударственными организациями 8 560 получателям оказано 28 680 социальных услуг. Произведена выплата компенсации из бюджета Ставропольского края 6 негосударственным организациям за оказанные 10 553 социальные услуги в сумме 992,21 тыс. рублей.
По итогам 2017 года доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур составила 64,0 процента.
В течение отчетного периода 684 человека бесплатно получили 1 038 единиц различных технических средств реабилитации. Кроме того, 1 936 человек из числа малоимущих граждан и детей в возрасте до 18 лет, не признанных инвалидами, но по медицинским показаниям нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях, получили их 7 456 единицы. В результате выполнения основных мероприятий Программы [4] достигнуты значения индикаторов достижения ее цели:
- доля граждан, получивших социальные услуги в государственных организациях социального обслуживания населения Ставропольского края (далее соответственно - организации социального обслуживания, край), в общей численности граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания, составила 100,0 процента при плановом значении 99,9 процента;
- доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности, опрошенных инвалидов в крае, составила 71,6 процента при плановом значении 70,0 процента;
- суммарный показатель реабилитации инвалидов в крае - 12,7 процента, что соответствует запланированному значению;
- удельный расход электрической энергии на снабжение стационарных учреждений социального обслуживания населения края (на 1 кв. м общей площади электрифицированных зданий и сооружений) составил 1 322,11 кВт.ч/кв. м, при плановом значении 1 346,15 кВт.ч/кв. м;
- удельный расход тепловой энергии на снабжение стационарных учреждений социального обслуживания населения края (на 1 кв. м общей площади отапливаемых зданий и сооружений) составил 26,50 Гкал/кв. м, при плановом значении 26,80 Гкал/кв. м;
- удельный расход природного газа на снабжение стационарных учреждений социального обслуживания населения края (на 1 человека) составил 6874,80 куб.м./человека, при плановом значении 6 906,89 куб. м./человека;
- доля населения края, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения края прогнозно составит 12,6 процента, что также соответствует запланированному значению. Методика его расчета утверждена Приказом Росстата от 05.07.2013 № 261. В соответствии с Федеральным планом статистических работ показатель в связи с различными сроками готовности информации по источникам его формирования представляется поэтапно в следующие сроки: 1-я оценка (предварительная) - 15 марта; 2 - я оценка (уточненная) - 29 апреля; 3-я оценка - 29 декабря.
Следует согласиться с исследователями Мирончук В.А. и Хутыз Б.И. [6], утверждающими, что социальная политики имеет свою специфику как на уровне государства, так и отдельных территорий, что определяется применяемыми инструментами и формами реализации деятельности, имеющимися условиями и оказывающими влияние факторами.
Целью социальной политики на уровне региона является реализация и развитие экономических планов и государственных социальных программ, политическая и нормо-творческая деятельность, правоохранительная, экологическая и т.д. Наличие имеющегося опыта реализации отдельных социальных программ на уровне региона позволяет произ-
вести реальную оценку действительного состояния социальной сферы территории и определение будущих устойчивых перспектив развития.
Заключение, выводы
Таким образом, проведенный анализ позволил установить, что в настоящее время в Ставропольский край сталкивается с рядом проблем при реализации направлений социальной политики:
- необходимость продолжения социально-экономического роста в регионе на новой качественной ступени;
- качественные изменения образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы.
С целью их эффективного разрешения Минсоцзащиты Ставропольского края принимает активное участие в реализации государственных программ Российской Федерации, что и продолжается в настоящее время. Опыт реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан», представленный в данном исследовании позволяет сформулировать и детализировать ключевые направления и инструментарий развития социальной политики территории, среди которых: продолжение стимулирования защиты социально несостоятельных граждан; формирование адаптированного инструментария реализации и развития социальной политики в регионе, развитие рынка социальных услуг и обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере к средствам краевого бюджета, выделяемым на предоставление социальных услуг населению края и др.
Источники:
1. Антаносян А.П. Анализ рынка труда и занятости населения в Ставропольском крае // Наука через призму времени. 2017. № 9. С. 116-118.
2. Ахмадов М.И. Институциональная и нормативно-правовая базы формирования отечественной государственной социальной политики // Современная научная мысль. 2017. №3. С. 147-154.
3. Новоселова Н.Н., Гошоков А.Х. Механизм государственно-частного партнерства в формировании системы социальной политики региона // Экономика и предпринимательство. 2018. №2 (91). С. 362-367.
4. Государственная программа Ставропольского края «Социальная поддержка граждан». Утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 24 декабря 2015 г. № 563-п
5. Отчет о работе Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края за
2017 год.
6. Мирончук В.А., Хутыз Б.И. Принципы управления социально ориентированными некоммерческими организациями // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4. С. 855-857.
Sources:
1. Antanesyan A. P. Analysis of the labour market and employment in the Stavropol region // Science through the prism of time. 2017. No. 9. S. 116-118.
2. Akhmadov M. I. Institutional and legal framework for the formation of the national state social policy/Modern scientific thought. 2017. №. 3. S. 147-154.
3. Novoselova N. N., Goshokov A. H. the Mechanism of state-private partnership in shaping the social policy of the region//Economics and entrepreneurship. 2018. №2 (91). p. 362-367.
4. The state program of the Stavropol region "Social support of citizens". - Approved by Government decree of the Stavropol Krai dated December 24, 2015 № 563-p
5. Report on the work of the Ministry of labour and social protection of population of the Stavropol territory
in 2017.
6. Mironchuk V. A., Hutyz B.I. Principles of management of socially oriented non-profit organizations // Economy and business. 2017. No. 12-4. Page 855-857.