Научная статья на тему 'Оценка эффективности реализации программно-целевых методов решения социально-экономических задач на современном этапе'

Оценка эффективности реализации программно-целевых методов решения социально-экономических задач на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STATE PROGRAM / PROGRAM-TARGET MANAGEMENT / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков Сергей Николаевич, Манаенкова Юлия Николаевна, Большакова Юлия Михайловна

В статье анализируются показатели выполнения государственных программ социального и экономического развития России. Охарактеризованы показатели выполнения ряда государственных программ «развитие образования», «социальная поддержка граждан», «экономическое развитие и инновационная экономика», «содействие занятости населению» и другие. Констатируется важное значение применение инструмента программирования решения экономических и социальных государственных задач, в то же время констатируется слабое целеполагание программ, слабое межведомственное взаимодействие органов государственного управления по реализации показателей и индикаторов программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Большаков Сергей Николаевич, Манаенкова Юлия Николаевна, Большакова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF PROGRAM-TARGET METHODS FOR SOLVING SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS AT THE PRESENT STAGE

The article analyzes the performance indicators of the state programs of social and economic development of Russia. The indicators of the implementation of a number of state programs "development of education", "social support of citizens", "economic development and innovative economy", "promotion of employment for the population" and others are described. The importance of the use of the programming tool for solving economic and social state problems is stated, at the same time, there is a weak goal setting of programs, weak interdepartmental interaction of government bodies in the implementation of indicators and program indicators.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности реализации программно-целевых методов решения социально-экономических задач на современном этапе»

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 331:351

DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-4-13-23

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Большакова Юлия

Михайловна

Большаков

Сергей

Николаевич

Манаенкова Юлия

Николаевна

доктор политических наук, доктор экономических наук, профессор, Коми республиканская академия государственной службы и управления» (167982, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, Коммунистическая улица, 11). E-mail: snbolshakov@mail.ru проректор по инновационной и проектной деятельности, Коми республиканская академия государственной службы и управления» (167982, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, Коммунистическая улица, 11). E-mail: rectorat@krags.ru кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Коми республиканская академия государственной службы и управления (167982, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, Коммунистическая улица, 11). E-mail: academy.prof.com@mail.ru

Аннотация

В статье анализируются показатели выполнения государственных программ социального и экономического развития России. Охарактеризованы показатели выполнения ряда государственных программ «развитие образования», «социальная поддержка граждан», «экономическое развитие и инновационная экономика», «содействие занятости населению» и другие. Констатируется важное значение применение инструмента программирования решения экономических и социальных государственных задач, в то же время констатируется слабое целеполагание программ, слабое межведомственное взаимодействие органов государственного управления по реализации показателей и индикаторов программ.

Ключевые слова: государственная программа, программно-целевое управление, государственное управление.

Программно-целевой метод управления в РФ эволюционировал за последние 15-20 лет достаточно глубоко и институционализирован в систему государственного управления являясь его неотъемлемой частью. Анализ выявил одновременное функционирования большого разнообразия подходов к реализации целей, их осознания, ретрансляции на объекты управления. В программных документах регионов [18], достаточно подробно рассматриваются структуры, принципы и подходы к реализации целей, в основу ресурсов программы чаще всего берутся источники федерального и регионального бюджетов, в некоторых региональных программах заложен элемент информационно-аналитического сопровождения и реализации программы, целью которого является активизация заинтересованных сторон, стейкхолдеров в процесс экономического программирования на различных стадиях [1].

Самым важным представляется этап - оценка достижения целей программы, региональные органы управления используют целый ряд подходов к оценке эффективности достижения закрепленных в программе целей и подцелей: это и ежегодный публичный отчет главы региональной исполнительной власти, ежегодное подведение итогов социально-экономического развития, выполнение контрольных мероприятий по определению пороговых значений важнейших показателей и т.п. Программно-целевые методы управления являются неотъемлемым элементом системы «New public management» - нового государственного управления, на современном этапе развития экономически методов программирования, задача стоит в том, чтобы

сформировать целостную систему методологии целеполагания развития социально-экономических систем в едином национальном ключе [14].

Проанализируем итоги реализации крупнейших федеральных экономических и социальных целевых программ, степень достижения заложенных пороговых значений индикаторов программы [2].

Проанализируем программы и эффективность их реализации. Все действующие в 2016 г. государственные программы (ГП) распределены по пяти направлениям перечня ГП, что обеспечивает структуризацию бюджетных расходов по приоритетным целям и задачам долгосрочной государственной политики.

«Развитие промышленности и повышение ее 92,40% конкурентоспособности»

86,10%

«Экономическое развитие и инновационная 94,30%

экономика»

84,30%

«Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы

69,60%

«Содействие занятости населения»

83,20%

83,50%

«Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы

«Социальная поддержка граждан» «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы

92,50% 195^

,70%

77,80%

«Развитие здравоохранения»

0,00%

20,00%

84,70%

40,00% 60,00% 80,00% 100,00%

I Оценка кассового исполнения расходов федерального бюджета

I Оценка эффективности реализации основных мероприятий государственной программы Российской Федерации

I Оценка показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации

Рис. 1. О распределении государственных программ Российской Федерации по результатам оценки эффективности их реализации в 2016 году (выборочно)

По направлению «Новое качество жизни» В 2016 г. в рамках ГП «Развитие здравоохранения» была продолжена коммуникационная кампания, направленная на повышение приверженности населения к вакцинопрофилактике [4, 7].

Благодаря регулярным мероприятиям по вакцинации населения, достигнуты минимальные показатели заболеваемости острым гепатитом «В» за весь период наблюдения (показатель заболеваемости острым гепатитом В составил 0,94 на 100 тыс. населения]. При этом в 2016 г. было привито от гриппа 55,9 млн. человек, в том

Таблица 1

Значение показателей (индикаторов) программы «Развитие здравоохранения»

(выборочно)

Показатель Значение индикатора

2013 2014 2015 2016

Смертность от всех причин (на 1000 населения] чел., 13 13,1 13 12,9

Младенческая смертность(на

1000 родившихся живыми]*,чел 8,2 7,4 6,5 6

Смертность от дорожно- 14,3 14,1 12,2 10,8

транспортных происшествий (на 100 тыс. населения]*

Обеспеченность врачами 40,9 37,1 37,2 37,1

(на 10 тыс. населения]*

Отношение средней заработной 47,8 49,5 54,8 56,5

платы младшего медицинского

персонала к средней заработной плате по субъекту РФ

Ожидаемая продолжительность 70,76 70,93 71,39 71,87

жизни при рождении, лет

По данным Правительства РВ в 2016 г. по сравнению с 2015 г. значительно увеличилась доля больных со злокачественными новообразованиями, выявленных на ранних стадиях (1-11 стадии], с 53,7 % до 54,7 % при снижении запущенности онкологических заболеваний. В 2016 г. сохранились позитивные тенденции по ряду направлений развития отрасли здравоохранения, наблюдаемые в предыдущие годы реализации государственной программы. По данным Росстата, в 2016 году среднемесячная заработная плата медицинских работников (предусмотрены соответствующие ключевые показатели по сравнению с 2015 годом увеличилась у врачей на 5,9 % (50 667 руб.], среднего медицинского персонала - на 4,4 % (28 174 руб.], у младшего медицинского персонала - на 9,6 % (18 436 руб.]. По сравнению с плановыми значениями, а также с данными за 2015 год, наблюдалось улучшение ключевых показателей, а именно наблюдалось снижение младенческой смертности.

В рамках ГП «Развитие образования» на 2013-2020 годы для решения государственной проблемы дошкольного образования в 2016 году был разработан комплекс мероприятий по реализации гарантии получения дошкольного образования, что осуществлялась через административные усилия по обновлению базовых образовательных программ с учетом утвержденного ФГОС ДО, стимулированию развития услуг сопровождения развития детей в возрасте до 3 лет, формированию современной качественной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях и центрах раннего развития детей [8].

Однако плановое значение ключевого показателя ГП «Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования]» так и не было достигнуто (план - 100 %; факт - 98,94 процента]. Также в 2016 году не было достигнуто плановое значение ключевого показателя ГП по охвату детей и молодого поколения в возрасте 5-18 лет общим и профобразованием, показатель составил - 99,2%. Фактическое значение указанного показателя за 2016 год, рассчитанное по прогнозным данным Росстата о численности населения по возрастным группам (средний вариант прогноза], демонстрировало снижение относительно уровня 2015 года (с 99,3 % до 96,1 %].

Таблица 2

Значение показателей (индикаторов) ГП «Развитие образования» на 2013-2020 годы

(выборочно)

Показатель Значение индикатора

2013 2014 2015 2016

Удельный вес сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки,% 9,1 9,8 9,6 12

Удельный вес выпускников организаций проф. образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности 44,4 46,7 48,9 65,7

Охват населения программами доп. профобразования 26 37 49,9 49,9

Удельный вес молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет 21 22 23 34

Так, согласно отчетным данным Минобрнауки России, ведущие национальные университеты в 2016 году держат набранный положительный темп по росту позиции в мировых рейтингах. В 2016 году из 21 университета, участвующего в реализации проекта 5/100, 20 представлены в трех ведущих мировых рейтингах, из них 16 - в рейтинге The World University Rankings (THE), 13- в рейтинге QS World University Rankings (QS), 1 - впервые в рейтинге Academic Ranking of World Universities (ARWU). По состоянию на 31 декабря 2016 г. в 85 регионах России запущены в действие и функционируют 449 многофункциональных центров прикладных квалификаций. Во всех регионах инициирован процесс создания системы мониторинга подготовки кадров. Важным показателем качества подготовки кадров прикладных квалификаций является активное участие во всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах, с непременными призовыми местами.

Реализация актуальной по содержанию, и по направлению ГП «Социальная поддержка граждан» [9] в 2016 году сосредоточилась на реализации комплекса мер социальной поддержки и услуги социального обслуживания инвалидам, ветеранам, гражданам, имеющим детей, и другим категориям граждан. Реализуемые меры при этом оказывали влияние на следующий ключевой показатель уровня ГП: «Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения» (2013 г. - 98,1 %, 2014 г. - 99,9 %, 2015 г. - 99,4 %, 2016 г. - 99,4 %). Увеличилась заработная плата социальных работников [15]. Вместе с тем согласно отчетным данным, несмотря на то, что фактическое значение показателя соотношения средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, со средней заработной платой в регионе за 2016 год (66,2%), превысило фактическое значение предыдущего года на 1,8 п.п., установленное плановое значение на 2016 год в размере 79 % достигнуто не было.

Таблица 3

Значение показателей (индикаторов) программы «Социальная поддержка граждан»

(выборочно)

Показатель Значение индикато ра

2013 2014 2015 2016

Количество населения с денежными доходами ниже размера прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения,% 10,8 11,2 13,3 13,5

Доля граждан, получивших соц. услуги в учреждениях соц. обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в организации социального обслуживания населения,% 98,1 99,9 99,4 99,4

Значительными усилиями федеральных и региональных органов власти удалось снизить количество зданий стационарных учреждений социального обслуживания, требующих капитальной реконструкции, зданий и сооружений, находящихся в аварийном состоянии, ветхих

зданий (план - 3,5%; факт - 2,8 %], что было обусловлено проведением в субъектах Российской Федерации мероприятий по приведению зданий учреждений социального обслуживания в надлежащее состояние и уточнению статистической информации по данным учреждениям. Выросло количество негосударственных организаций, участвующих в оказании социальных услуг в сфере социального обслуживания.

Согласно отчету о результате исполнения ГП «Доступная среда на 2011-2020 годы» в 2016 г. [10] были реализованы мероприятия направленные на расширение обеспеченности и доступа к приоритетным социальным объектам и социальным услугам инвалидов и маломобильных граждан (в 2016 г. дооснащены 18 тыс. приоритетных социальных объектов; в результате выросла доля подобных объектов для данной категории лиц до 51,3% для таких целевых социальных аудиторий как инвалиды, маломобильные группы населения. Данные объекты оснащены современной социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой, в т.ч. в рамках государственной программы объекты были оснащены элементами универсальной безбарьерной среды и снабжены общеобразовательные организаций специальным оборудованием (422 дошкольных образовательных организации, 261 общеобразовательная организация, 88 организаций дополнительного образования], оснащены организации спортивно-оздоровительной сферы по актуальным направлениям адаптивной физической культуре, спортивным оборудованием, экипировкой, спецоборудованием.

Реализованы мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР], обеспечено ТСР около 1,6 млн. инвалидов.

В рамках ГП «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», [11] согласно представленным отчетным данным в 2016 г. фактический объем ввода жилья составил 79,8 млн. кв. метров, в том числе жилья экономического класса 39,9 млн. кв. метров. Таким образом, фактическое значение указанного показателя за 2016 год снизилось относительно уровня 2015 года на 6,4 % (с 85,3 до 79,8 79,8 млн. кв. метров]. Количество единиц жилья, уровня 2015 г. Отклонение показателя обусловлено кризисными явлениями в экономике Российской Федерации, которые определили общее снижение инвестиционных расходов компаний, в том числе в сфере строительства. Важным индикатором программы является коэффициент доступности жилья, рассчитываемый как соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи.

Таблица 4

Значение показателей (индикаторов) программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

(выборочно)

Показатель Значение индикатора

2013 2014 2015 2016

Годовой объем ввода жилья, млн. кв. метров 70,5 84,2 85,3 79,8

Снижение средней цены 1 кв. метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности «строительство» (в процентах к уровню 2012 года], % 3,6 5 9,1 13,8 (план]

Средняя цена 1 кв. метра жилья на первичном рынке, руб 48 330,0 50 921,9 51 530,0 52 657,8 (план]

Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной цены стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек] лет 4,3 3 2,7 2,6

В 2016 г. политика на рынке труда определялась реализацией комплекса мероприятий социальной программы «Содействие занятости населения». Результаты программы демонстрируют, что в 2016 г. по сравнению с 2015 г. общая численность безработных уменьшилась на 20,0 тыс. чел. (- 0,5%]. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда] составил 5,5 %, что на 1,8 % ниже, чем в прошлом году (5,6%]. Количество безработных

граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2016 г. составила 956,0 тыс. граждан, что на 11,8 тыс. чел. (-1,2 % чем в 2015 году). Выполнение показателей программы находится в низких пределах ее достижения, когда изменение показателей в положительную сторону изменяется на 0,1-0,2 пп. Это характеризует низкую активность органов власти, отсутствие прорывных решений и желания исправить ситуацию, стимулировать активность на рынке труда, способствовать вовлечению экономически активного населения в рыночные процессы. Значение ключевого показателя «Отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности безработных в соответствии с методологией Международной организации труда» (план - 29 %; факт -22,5 %). По данным Росстата, реальная заработная плата в 2016 г. составила 100,6 % к 2015 г. По Российской Федерации среднемесячная начисленная заработная плата в 2016 г., по данным Росстата, составила 36 703 руб. и выросла к 2015 году на 7,7 %. При этом реальная заработная плата выросла лишь на 0,6 % к 2015 году, но отмечается ее стабилизация.

В рамках ГП «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в 2016 г. за счет активного воздействия на комплекс причин и условий, которые являлись условиями совершения ДТП, это и усиление ответственности владельцев автомобилей, рост дисциплинированности пешеходов и водителей транспорта, где то это было достигнуто за счет социальной рекламы и общественных коммуникаций усиливающих влияние ответственности за нарушения правил дорожного движения, совершенствования системы оказания помощи пострадавшим уменьшилось число лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в расчете на 10 тыс. транспортных средств («транспортный риск»). происшествиях за 2016 г. (710 человек). По итогам 2015 г. этот показатель составил 737 человек, по итогам 2012 г. - 940 человек. [2]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Сводные данные о показателях ГП РФ, обеспечивающих достижение показателей указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606 (выборочно)

Наименование государ- Наименование показателей государственных программ РФ, соответствующих и обеспечива- Значения показателей государственных программ Российской Федерации / годы

ственной 2015 2016 2017 2018 2019 2020

программы Российской Федерации

ющих достижение показателей указов Президента РФ план факт план факт план план план план

"Развитие Отношение средней заработной 143 168,7 158 164,8 180 200 200 200

науки и тех- платы научных сотрудников

нологий" к средней заработной плате по

(Минобр- субъекту РФ

науки РФ)

"Экономиче- Объем прямых иностранных ин- 67,5 6,0 78,8 - 6,5 22,5 38,5 54,5

ское развитие и инно- вестиции в российскую экономику Увеличение объема инвестиций

вационная экономика" (Минэконом- не менее чем до 25 % внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 % - к 2018году

развития России)

"Экономиче- Позиция России в рейтинге Все- 50 51 40 40 30 20 20 20

ское разви- мирного банка «Ведение бизне-

тие и инно- са» (Doing Business)

вационная Доля граждан, владеющих до- 90 83,8 90 96 90 90 90 90

экономика" ступом к получению государ-

(Минэконом- ственных и муниципальных

развития России) услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в т.ч. в МФЦ предоставления услуг

Среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти РФ (орган местного самоуправления] для получения одной государственной (муниципальной] услуги, связанной с предпринимательской деятельностью 2 1,83 2 1,97 2 2 2 2

2. Доля государственных услуг, предоставленных Росаккреди-тацией в электронной форме 44 55,2 52 56,25 60 70 72 74

"Развитие промышленности и повышение ее конку-рентоспо-собности" (Минпром-торг России] 3. Индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест, процентов к предыдущему году 10,2 8,1 8,4 4,8 Исключен*

Количество высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в индустриальных парках 39,2 45,5 53,3 146,26 107 108 109 110,4

Индекс промышленного производства к 2011 году 112,7 102 116,2 103,1 Исключен**

"Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы Увеличение объема выпуска гражданской продукции российского судостроения в денежном выражении по отношению к 2011 году/ Динамика выпуска гражданских судов и морской техники на отечественных судостроительных и судоремонтных предприятиях в денежном выражении по отношению к 2013 году - 80 80 95 69 133 146 161 180

*Плановое значение не достигнуто (официальная статистика]/ Падение заработной платы работников вследствие экономического кризиса.

**Плановое значение достигнуто (предварительные данные]

Одно из самых важных направлений национального социально-экономического развития утвержденное правительство РФ - «Инновационное развитие и модернизация экономики». Данное направление охватывает комплекс государственных задач, в т.ч. программу «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы», [12] в 2016 году был инициирован и реализован комплекс мероприятий, в соответствии с направленностью решения целевых показателей Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и Указа № 597. За период 2013-2016 годов Минобрнауки России реализованы меры, направленные на стимулирование публикационной активности исследователей, реализация которых позволила преодолеть спад публикационной активности российских исследователей. К наиболее результативным мерам можно отнести: материальное стимулирование работников, публикующих научные статьи в журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, Scopus; обязательность требования публикации статей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, в рамках выполнения научно-исследовательских работ по государственному заданию образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России; начало реализации проекта по централизованной подписке российских научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Кроме того, данный показатель учитывается при оценке и мониторинге результатов функционирования организаций инновационного и научно-исследовательского сектора РФ, а также при мониторинге эффективности образовательных организаций высшего образования. Как результат, по сведениям, полученным с использованием аналитических сервисов базы данных Web of Science, удалось преодолеть спад публикационной активности. Удельный вес России

в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science] увеличивается с 2,1 % в 2013 г. до 2,46 % в 2020 г. В 2016 году предварительное значение показателя составляет 2,41 %8. Плановое значение на 2016 г. - 2,23 %. Сравнение темпов прироста количества российских научных статей и стран БРИКС и G7 за 2014-2016 гг. показало, что Россия значительно опережает страны G7 и страны БРИКС, включая Китай. Так, прирост научных статей в России составил 12,7 % в год, в то время как в Китае 11,5 %, в Великобритании - 4,2 %, Италии - 2,9 %, Германии - 2,7 %, Канаде - 2,0 %, США - 0,7 %.

В рамках реализации ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» [12] в 2016 г. проведен Петербургский международный экономический форум, как ежегодное событие общемирового значения, на форуме зафиксированы позитивные сдвиги, так рэнкинг Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business] по показателям России достиг значения на 2016 год -40 место. Реализован пилотный проект с участием 39 субъектов Российской Федерации по созданию и развитию сети МФЦ для бизнеса. В рамках государственной программы инициировано к созданию и функционированию 500 окон для предоставления услуг субъектам малого и среднего бизнеса. Активно развивается рынок таких услуг, как: разработка инвестиционных и бизнес-планов, товарная оценка, правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование, прием заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов [19]. По состоянию на конец отчетного периода на территории Российской Федерации создано 2752 МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, 10 199 территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП), 312 офисов на базе привлекаемых организаций (ОПО]. При этом в 2016 году значение показателя «Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг», установленного подпунктом «б» п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [16].

Реализация ГП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [13] в 2016 году обеспечила восстановление промышленного развития. При всех ограничениях возможностей ГП, индекс промышленного производства в целом по обрабатывающим отраслям по итогам 2016 года составил 100,5 %. Промышленное производство прекратило падение, наметились признаки восстановительной динамики. К концу 2016 г. удалось ликвидировать снижение производства, наблюдавшееся в течение года в обрабатывающем секторе, сохранив его на уровне 2015 г. Общая стоимость одобренных в 2016 г. комплексных инвестиционных проектов составляет 126 млрд. рублей [5]. В ходе их реализации предполагается создание около 11,5 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест. В автомобильной промышленности обеспечены сдерживание сокращения объемов производства легковых автомобилей и рост выпуска других транспортных средств. За счет комплекса мер поддержки в 2016 году удалось удержать темпы падения автомобильного рынка на уровне -10,3 % (1 489,1 тыс. штук] по отношению к

2015 году. В сельскохозяйственном машиностроении пакет мер поддержки обеспечил рост выпуска машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (на 24,3 %), оборудования для производства пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (на 16,6%). В машиностроении специализированных производств при резком сокращении в кожевенно-обувном (на 5,1 %). В лесопромышленном комплексе значительно превышены плановые показатели по объемам производства и отгрузки продукции, производительность труда в деревообработке выросла на 14,7 %, в целлюлозно-бумажном производстве на 19 %. В химическом комплексе поддержка девяти крупных предприятий обеспечила рост инвестиций в основной капитал в отрасли на 8,7 %.

Продолжается развитие сети индустриальных парков, промышленных технопарков и кластеров. Так, если в 2015 г. насчитывалось 80 действующих индустриальных парков, то по итогам

2016 г. действует 95 площадок, и в процессе создания находятся еще 57 парков. За 2016 год общий объем промышленного производства резидентов индустриальных парков превысил 450 млрд. рублей, что обеспечило более 38,9 млрд. рублей налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Основными результатами реализации ГП «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы в 2016 году является достижение производительности труда на предприятиях авиационной промышленности (ключевой показатель] в размере 3 625 тыс. рублей на человека в год, а также осуществление работы по созданию и поддержанию постоянно обновляемого научно-технического задела, необходимого российской авиационной промышленности для осуществления прорыва по ряду ключевых направлений (согласно отчетным данным в 2016 г.

получено 7 патентов и 35 ноу-хау, подано 52 заявки на патенты и свидетельства для программ ЭВМ]. Средняя заработная плата на промышленных предприятиях достигла размера 42 624 рублей, а в научных организациях - 56 488 рублей. При этом на внешний и внутренний рынки была осуществлена поставка: 136 самолетов, в том числе 28 гражданских (из которых все SSJ-100] (план - 198 единиц]; 169 вертолетов, в том числе 16 гражданских (план - 390 единиц]; 844 авиационных двигателя гражданского и военного назначения (план - 1 961 единиц]. Ограничение доступа к внешним рынкам в связи с действием антироссийских санкций, а также сокращение внутреннего спроса на авиационную технику. В части реализации программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» [6] следует отметить, что одной из особенностей судостроения является наличие единых производственных мощностей для производства гражданской и военной продукции. В результате фактическое значение ключевого показателя «Объем выпуска гражданской продукции российского судостроения (водоизмещение порожнем]» (107 тыс. тонн] не достигло планового значения (115 тыс. тонн], в связи с увеличением объемов производства в интересах национальной обороны. Строительство судостроительного комплекса «Звезда» осуществлялось в соответствии с бизнес-планом строительства за счет внебюджетного финансирования со стороны консорциума заказчиков [3]. В 2016 г. завершена сдача в эксплуатацию и пусконаладочные работы блока корпусных производств и окрасочных камер, практически завершено проведение строительно-монтажных работ.

Несмотря на практические положительные достижения индикаторов показателей государственных программ, очевидны методологические и объективные недостатки в использовании программного-целевого метода управления [17]. По программе «судостроения» видим срыв показателей с комментарием министерства, что особенностью отрасли судостроения является наличие единых производственных мощностей как для гражданского так и для военного судостроения, в силу приоритета последнего показатели гражданского судостроения достигнуты быть не могут, что оказало влияние на выполнение программы «развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы».

Показатели выполнения программы «авиационной промышленности» аналогично снижаются в гражданском вертолетостроении при выполнении показателей роста производства за счет продукции двойного назначения в вертолетной отрасли, в результате уменьшились объемы продаж гражданской продукции по сравнению с запланированными Государственной программой в два раза.

Также до настоящего времени актуальна проблема, связанная с отсутствием фактических значений показателей ГП к моменту составления отчетности об их реализации. При этом стоит отметить, что количество подобных показателей с 2015 г. снизилось. Так, в рамках годовых отчетов за 2016 год, по более 300 показателям (по 12,7 % от общего числа показателей] дана предварительная оценка их выполнения, либо фактические данные не приведены (по сравнению с предыдущим отчетным годом количество показателей, по которым не были представлены фактические значения, снизилось на 10 %]. Соответствующая информация за 2016 год по направлениям реализации в таблице 6.

Таблица 6

Данные по непредставленным показателям государственных программ

Направление Перечня Количество Фактические значения не представлены

государственных про- показателей плановые значения не преду- показатели

грамм (количество госу- смотрены в государственной рассчитываются

дарственных программ] программе позднее 1 марта

«Новое качество жизни» 762 32 163

(12)

«Инновационное разви- 1187 65 102

тие и модернизация

экономики» (17]

«Сбалансированное ре- 307 20 36

гиональное развитие» (4)

«Эффективное государ- 171 7 6

ство» (4)

Всего: 2417 124 307

Подводя итоги следует сказать, что инструменты экономического программирования требуют определенной точности и единого методологического подхода при оценке резервов и ресурсов программы, целеполагания и выбора приоритетов национального экономического развития.

На сегодняшний день в рамках ГП представляются оценки ответственных исполнителей по оказанию влияния государственных программ между собой. Вместе с тем проведенная оценка демонстрирует невысокое качество представленной информации органами государственной власти по анализу кросс-влияния государственных программ, оценки межведомственной информации многофункциональных и разнонаправленных государственных программ. Оценка основ целеполагания в территориальном разрезе имеет особую значимость, т.к. именно в рамках макрорегионов, республик и областей, осуществляется непосредственное достижение индикаторов программ, происходит выравнивание уровня жизни населения по экономическим и социальным показателям, осуществляется то самое развитие на которое направлена совокупность анализируемых государственных программ РФ.

Поддержание необходимых темпов экономического роста, территориальных диспропорций в экономике, предотвращение дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, структурные реформы экономики, вот что является настоящими целями государственных программ как инструментов решения комплексных задач экономического и социального развития России.

Литература

1. ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

2. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценок эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2016 года. М. 105с. www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

3. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». от 26 февраля 2014 г. № ДК-П16-33пр. www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения". от 24 декабря 2012 года N 2511-р. www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (в новой редакции)» от 30 января 2013 года N 91-р. www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

6. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы» от 6 июня 2015 года N 1033-р. www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

7. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» от 24 декабря 2012 года N 2511-р. www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

8. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы. от 11 ноября 2010 года N 1950-р. (с изменениями на 17 июля 2017 года). www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

9. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». от 11 ноября 2010 года N 1950-р. (с изменениями на 17 июля 2017 года). www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

10. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «"Доступная среда" на 2011-2020 годы». от 11 ноября 2010 года N 1950-р. (с изменениями на 17 июля 2017 года). www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

11. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». от 11 ноября 2010 года N 1950-р. (с изменениями на 17 июля 2017 года). www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

12. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». от 11 ноября 2010 года N 1950-р. (с изменениями на 17 июля 2017 года). www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

13. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». от 30 января 2013 года N 91-р (с изменениями на 17 июля 2017 года]. www.gov.ru [дата посещения: 11/08/2017]

14. Большаков С.Н. Политика регионального экономического роста: методы и механизмы. - М.: Московский общественный научный фонд. 2005. С. 331

15. Зиновьева Е.Г., Цедейко Л.А. Программно-целевое финансирование социальной работы, его преимущества и проблемы // Экономика и социум. 2016. №1(20]. С. 390-393.

16. Малицкая Е.А. Программно-целевой подход в управлении проектами комплексного развития // Вестник Института экономики РАН. 2016. №2. С. 56-68.

17. Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. Программно-целевое планирование: вчера, сегодня... завтра?// Вопросы экономики. -М. Институт экономики РАН. №6. С. 76-90.

18. Сафина Э.Б. Стратегическое планирование территорий как стратегирование процесса управления изменениями// Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. №6. С. 22-24.

19. Шаш Н.Н., Афанасьев М.П. Инструментарий оценки эффективности государственных программ // Вопросы государственного и муниципального управления. - М.: ГУ ВШЭ. 2013. № 3. - С. 48-69.

Bolshakov Sergey Nikolaevich, doctor of political sciences, doctor of economic sciences, professor, Komi republican academy of public service and management (11, Kommunisticheskaya Street, Syktyvkar, Komi Republic, 167982, Russian Federation). E-mail: snbolshakov@mail.ru

Manaenkova Yuliya Nikolaevna, Pro-rector for projects and development, Komi republican academy of public service and management (11, Kommunisticheskaya Street, Syktyvkar, Komi Republic, 167982, Russian Federation). E-mail: rectorat@krags.ru

Bolshakova Yuliya Mikhaelovna, Phd., political Science, Associate Professor of the Department of State and Municipal Management, Komi Republican Academy of Public Service and Management (11, Kommunisticheskaya Street, Syktyvkar, Komi Republic, 167982, Russian Federation). E-mail: academy.prof.com@mail.ru

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION OF PROGRAM-TARGET METHODS FOR SOLVING SOCIAL AND ECONOMIC PROBLEMS

AT THE PRESENT STAGE

Abstract

The article analyzes the performance indicators of the state programs of social and economic development of Russia. The indicators of the implementation of a number of state programs "development of education", "social support of citizens", "economic development and innovative economy", "promotion of employment for the population" and others are described. The importance of the use of the programming tool for solving economic and social state problems is stated, at the same time, there is a weak goal setting of programs, weak interdepartmental interaction of government bodies in the implementation of indicators and program indicators. Keywords: state program, program-target management, public administration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.