Научная статья на тему 'Социальная защита и формирование источников финансирования при сокращении бедности'

Социальная защита и формирование источников финансирования при сокращении бедности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубровская Е. А.

Социальная политика государства во все времена и во всех странах была направлена на оказание социальной защиты и помощи гражданам. В России в настоящее время центр тяжести оказания государственной социальной помощи социально уязвимым семьям и гражданам все больше смещается в регионы. Проведенный традиционный анализ документов Министерства труда и социального развития Российской Федерации позволил определить типы уязвимых семей и состояние социальной помощи населению в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная защита и формирование источников финансирования при сокращении бедности»

мышленность, а также в смежные с ней отрасли (машиностроение, электроэнергетику, перерабатывающее производство). Поэтому существенный рост инвестиционной активности происходил в тех регионах, отраслевая структура производства которых включала в качестве доминантных именно нефтяную и смежные с ней отрасли.

Конечно, устойчивость инвестиционного фактора формирования территориальных конкурентных преимуществ во многом зависит от того, какова доля в общем объеме инвестиций капиталовложений зарубежных компаний, которые осуществляют свои долгосрочные и масштабные проекты в границах регионов. В этом аспекте можно наблюдать своеобразную «внутреннюю» конкуренцию между региональным центром и регионом за привлечение долгосрочных и масштабных инвестиционных проектов. И, как правило, побеждает в этой борьбе региональный центр.

В то же время практика показала, что реальность территориальных конкурентных преимуществ в значительной мере определяется степенью близости экономической и правовой сфер региона, степенью единства в векторе их усилий. Как справедливо отмечает Котилко В., государственное регулирование территориального развития следует рассматривать в следующем ^ составе: региональная политика, регулирование территориального развития, региональная _о экономическая безопасность [2, с. 39]. В настоящее время сложился основной инструмент кон- [] курентного влияния с целью повышения рейтинга инвестиционной привлекательности регио- ю на. Речь идет о законодательном стимулировании соответствующей деятельности и обеспечении максимальной открытости инвестиционных проектов на стадии их оценки. СП

Распределение пространственного ареала также следует отнести к числу существенных 2! факторов региональной конкурентоспособности. Очевидно, что административно подчиненные региональному центру территории многократно уступают по размерам муниципалитетам ^ региона, а это диктует необходимость высокой концентрации размещения производств и про- о мышленной инфраструктуры. Однако неразвитость во многих регионах инфраструктурного обеспечения производства усиливает интерес инвесторов именно к размещению своих пред- |\ приятий и офисов именно в региональном центре. Именно поэтому, «в новых условиях регио- □ нальная политика должна рассматриваться не как преимущественно способ компенсации недо- ¡=у статков, а как конкурентная политика и шире - всеобъемлющая политика развития» [1, с. 57]. Для развития высокотехнологичных отраслей производства главным фактором ста

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВА-

о

новится качество трудовых ресурсов региона (уровень образования массового работника, о

продолжительность его профессиональной подготовки и возможность мобильности в рамках ю

территории региона). Это качество определяется развитостью системы высших учебных за- ^

ведений, разнопрофильных научных институтов и конструкторских бюро, уровнем развития ^ экономики, формирующим реальную потребность в высококвалифицированных кадрах.

I

>

0

1

I ф

со

ЛИТЕРАТУРА

1. Евстигнеева Е., Евстигнеев Р. Субфедеральные аспекты глобализации // Вопросы экономики. 2003. № 5. о

2. Иотилко В. Проблемы разработки федеральной региональной экономической политики о России. М., 2001. >

3. Минакир П. Трансформация региональной экономической политики // Экономическая £5 наука современной России. 2001. № 1. 2

о

со

- О

I—

О

ДУБРОВСКАЯ Е.А. £

I

I—

о

НИЯ ПРИ СОКРАЩЕНИИ БЕДНОСТИ £

о ф

т

Социальная политика государства во все времена и во всех странах была направлена на оказание социальной защиты и помощи гражданам. §

В России в настоящее время центр тяжести оказания государственной социальной помо- ^

вв

щи социально уязвимым семьям и гражданам все больше смещается в регионы. Проведенный традиционный анализ документов Министерства труда и социального развития Российской Федерации позволил определить типы уязвимых семей и состояние социальной помощи населению в регионах. Во всех регионах оказывается помощь инвалидам I и II групп, в 49 регионах из 52 обследованных оказывается помощь одиноким пенсионерам и семьям, состоящим из одних пенсионеров, в 41 субъектах Федерации - неполным семьям и семьям, имеющим на попечении детей сирот, в 32-х - беременным женщинам, в 26-ти - хроническим больным, в 19-ти - кормящим матерям и семьям несовершеннолетних родителей, в 18-ти - студенческим семьям. Волгоградская, Ленинградская, Ростовская, Пермская области и другие регионы приняли законы об оказании адресной социальной помощи населению. Концепции региональной семейной политики, принятые в ряде регионов, включают в себя базовые принципы предоставления гарантий поддержания социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание условий экономически активным членам семьи для обще-Р) ственно полезной деятельности и повышения благосостояния семьи. Законы и подзаконные .о акты субъектов Федерации не могут ухудшать положение по сравнению с федеральной нор-0 мой. Исходя из этого принципа многие регионы, напротив, вводят дополнительные льготы ® для малообеспеченных семей. Так, например, в Краснодарском крае к числу бедных относятся семьи, доходы которых не превышают уровня стоимостной оценки продуктового набора ? прожиточного минимума. В Республике Мордовия и Тамбовской области к числу социально ^ уязвимых отнесены неполные семьи с тремя и более детьми до 18 лет, семьи беженцев и вы-Ш нужденных переселенцев [2, с. 4].

| В целом, регионы по-разному определяют критерии социальной помощи и её размеры. I- Как правило, к социально уязвимым категориям населения отнесены: многодетные семьи, ^ одинокие родители, семьи, где имеются дети-инвалиды, дети-сироты, дети из социально не-□ благополучных семей, пожилые и престарелые граждане, инвалиды, беженцы, переселен-^ цы. Объектами социальной политики в регионах являются: уровень жизни и здоровья всех слоев населения, образовательный потенциал, профессиональная структура, социальная мобильность населения, семья, жилище, культурная сфера, социальная защита и помощь. о Лишь научно обоснованное обеспечение функционирования взаимосвязей федерального, | регионального и местного уровней при реализации социальной политики, учет финансовых

0 возможностей и состояния дел в социальной сфере регионов, обеспечение правовой и нор-си мативной базы для проведения социальных реформ позволит решить отмеченные острые со-

1 циальные проблемы.

о Анализ источников финансирования мероприятий социальной защиты населения, расо ходов на содержание областных учреждений их осуществляющих в Ростовской области ^ свидетельствуют, что расходы бюджетов всех уровней на социальную поддержку населения области ежегодно увеличиваются: 2003 год - 1,6 млрд. руб., 2004 год - 2,5 млрд. руб., £1 2005 год - 3,6 млрд. руб.

< На содержание областных учреждений направлено 227,4 млн. руб., что на 50,4 % больше, о чем в прошлом году [1, с. 113].

ф В 2002 году профинансировано 7 Федеральных целевых программ: «Дети-инвалиды», о «Старшее поколение», «Юг России», «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.», о «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие соци-¡2 ального обслуживания семьи и детей», «Социальная защита инвалидов военной службы на

0 период 1997-2000 гг.» на общую сумму 35,0 млн. руб., в т.ч. автотранспорт, медицинское и ^ технологическое оборудование для учреждений, 40 кресло-колясок для инвалидов - на 9,2 | млн. руб. (2001 год - 66,7 и 8,0 млн. руб. соответственно).

^ В г. Ростове-на-Дону была разработана и принята Программа мер социальной защиты населения на 2001-2004 гг. В экономике города в последние годы наметились положительные тенден-

1 ции. Остановился процесс снижения объема производства промышленности, вызванный кризису сом 1992-1997 гг., а в связи с ним сокращение занятости населения, рост безработицы, социальное | расслоение общества. На смену пришел рост объемов производства почти во всех отраслях про-о мышленности, особенно в пищевой, машиностроительной и легкой промышленности.

9 Улучшение финансового положения в производственной сфере, сопровождающееся на-^ полнением городского бюджета, позволило добиться позитивных изменений в проблеме за-

В7

долженности по заработной плате. За 2002 год ее величина сократилась в 3,4 раза, к началу 2005 года размер задолженности в среднем по предприятиям составил 2,3 размера месячного фонда заработной платы, а на 1 июля эта величина сократилась до 1,6 месячного фонда зарплаты. При этом бюджетная задолженность сведена к минимуму.

В связи с ростом производства в 1999 году в два раза замедлился процесс высвобождения работников и одновременно расширился объем предложения рабочих мест на рынке труда. Численность безработных, состоящих на учете в службах занятости, сократилась за год в 2,5 раза.

Величина прожиточного минимума на 01.07.2005 составила 6781,98 руб. на человека, среднемесячная зарплата за этот же период - 3848,3 рубля, что на 3,9% и 41,7%, соответственно, выше показателей в целом по области, но на 3,4% и 12,6% ниже среднероссийского уровня.

На начало 2005 года доля ростовчан с доходами ниже прожиточного минимума составила 35% против 29,9% в целом по стране.

Специфика нынешней ситуации заключается в том, что помимо традиционно уязвимых групп - инвалиды, многодетные и неполные семьи, пенсионеры, учащиеся и другие - в ка- ^ тегорию малообеспеченных попадают представители экономически активного населения: л безработные, работающие с детьми с доходам ниже прожиточного минимума или незначи- о тельно его превышающими. ®

По сравнению с 1997 годом удельный вес нуждающихся в социальной поддержке в общей

численности населения г. Ростова-на-Дону вырос с 23,8 до 35%, тогда как численность насе- □ ления уменьшилась за эти годы на 1,6%. Численность нуждающихся увеличилась на 25,7%. ^ При этом на фоне общего увеличения численности нуждающихся за три года по категории Ш пенсионеров наблюдался незначительный прирост - 4,7%, по инвалидам - 23,9%, а по мало- ^ обеспеченным семьям - наибольший прирост - 87,8%. I-

N □

Ш

О

Из общего числа пенсионеров (14,5% или 38,2 тыс.чел.) в городе получают минимальную

пенсию, которая на 39,6% ниже среднего по городу бюджета прожиточного минимума и на □ 13,2% ниже прожиточного минимума пенсионера.

Недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении ак тивной социальной политики. Средства государственной поддержки, выделяемые на осу ществление социальных мер - в текущем году это 7,4% расходов федерального бюджета - о явно недостаточны. В бюджете города удельный вес затрат на эти цели определен в размере ® 6,4%, по области - 3,5%. о Финансовое обеспечение намечаемых Программой мер социальной защиты при ограни- ш ченности бюджетных средств будет определяться путем повышения эффективности исполь- ^ зования финансовых ресурсов, мобилизации имеющихся внутренних резервов, изыскания о дополнительных источников финансирования. о Главной целью государственной социально-экономической политики на долгосрочную ^ перспективу являются последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, восстановление экономической роли страны в мировом сообществе. а Приоритетные направления городской социальной политики определены в соответствии с с Планом действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и о модернизации экономики с учетом местных условий, реального уровня экономического раз- ^ вития города, демографической ситуации. о В этой связи безусловным приоритетом в области социальной политики в г. Ростове-на- о Дону, как и по стране в целом, являются инвестиции в человека, создание эффективного цивилизованного рынка труда, обеспечение строгой адресности социальной поддержки, повы- о шение реальных доходов всех групп населения. ^ Преобразования в социальной сфере будут направлены на достижение следующих при- | оритетных задач: ^

- создание необходимых условий для всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ; §

- повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, где фактические доходы или ё потребление находятся ниже прожиточного минимума и которые не имеют возмож- | ностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государс- о твенной поддержке. При этом бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной 9 помощи будут сформированы за счет сокращения социально неоправданных льгот и ^

выплат, предоставляемых различным категориям граждан;

- создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

- формирование правовых и организационных основ для развития институтов социально-культурной сферы, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и обеспечение на этой основе высокого качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Последовательное осуществление политики, базирующейся на реально имеющихся ресурсах и возможностях, предполагает переход к перераспределению социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. В этом случае активная социальная политика выступает Р) не ограничителем, а катализатором экономического роста.

.о Главной целью разработанной Программы мер по социальной защите населения г. Рос-0 това-на-Дону является повышение эффективности социальной политики, концентрация уси-® лий на последовательном решении наиболее важных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование фи? нансовых и материальных ресурсов за счет обеспечения адресности социальной политики, ^ концентрации ресурсов на оказание помощи наиболее социально-уязвимым группам населена ния: малообеспеченным пенсионерам, одиноким пенсионерам и инвалидам, детям-сиротам, | детям-инвалидам, детям из неполных и многодетных семей, молодым семьям, студентам, ли-I- цам, попавшим в чрезвычайные ситуации, безработным.

^ Данная Программа представляет собой комплекс муниципальных мер за счет всех ис-□ точников финансирования, направляемых на реализацию на местном уровне. Она является ^ одним из самостоятельных блоков комплексных муниципальных перспективных программ социально-экономического развития города и находится в непосредственной взаимной связи с разрабатываемыми в настоящее время городскими программами, в частности, инвести-о ционными, в области здравоохранения, занятости населения, молодежной политики и др. | Проведенный эксперимент по организации в системе «Забота» поставок продуктов пи-

0 тания социально-незащищенным слоям населения города по льготным ценам показал необ-ф ходимость его внедрения во всех районах города. Программой предусмотрено дальнейшее

1 развитие системы, как за счет расширения видов предоставляемой помощи и услуг, так и за о счет увеличения количества предприятий в системе.

о Планируется осуществить комплекс мероприятий, направленных на преодоление не-^ гативных явлений в сфере занятости населения. Для реализации этих мероприятий Программой предусмотрено увеличение средств до 23,8 млн. рублей в 2004 г. Одной из форм £1 социальной защиты является организация общественных работ, временных рабочих мест < для трудоустройства несовершеннолетних граждан в период летних каникул, за счет средств о Фонда занятости, работодателей и бюджета города.

ф Наряду с этим, Программой мер социальной защиты населения предусмотрено проведение о благотворительных мероприятий, посвященных социально-значимым датам, с целью привлече-о ния внимания к проблемам ветеранов, пожилых людей, семей с детьми и других категорий граж-¡2 дан, нуждающихся в социальной защите, и активизации благотворительной деятельности.

0 Программа содержит также различные виды помощи, предоставляемые предприятиями и ^ учреждениями города за счет собственных средств работающим на этих предприятиях мало-| обеспеченным гражданам, членам их семей, инвалидам и пенсионерам. В Программу включе-^ но также оказание финансовой поддержки общественными, благотворительными и другими

организациями и объединениями. Объем средств на реализацию мероприятий на весь период

1 действия Программы составляет 4294,5 млн. руб. ф

| ЛИТЕРАТУРА

0

1

9 1. Авдашева С. Государственная поддержка в регионах // Вопросы экономики. 2005. № 5. ^ 2. кузнецова о. Теоретические основы государственного регулирования экономического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.