УДК 351
Еськова Наталья Анатольевна, зав.кафедрой управления и связей с общественностью, к.г.н., проф. МЭБИК, г. Курск, Россия
e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО МЕХАНИЗМА ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация. В статье проводится краткий анализ реализации программного механизма социальной политики на региональном уровне. Исследован опыт Курской области в реализации социальных программ.
Ключевые слова: социальная политика, государственные программы, демографическая ситуация, социальная сфера, «программный» бюджет региона
Eskova Natalya Anatolyevna, the department chair of management and public relations, to. of N, prof. of MEBIK, Kursk, Russia
e-mail: [email protected]
THE ANALYSIS OF REALIZATION OF THE PROGRAM MECHANISM OF POLICY IN THE SOCIAL SPHERE AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF KURSK REGION)
Annotation. The article provides a brief analysis of the implementation of the program mechanism of social policy at the regional level. The experience of the Kursk region in the implementation of social programs.
Keywords: social policy, state programs, demographic situation, social sphere, "program" budget of the region
Оценку социально-экономических предпосылок реализации социальной политики и социальных программ на региональном уровне начнем с анализа демографической ситуации.
Численность населения Курской области по состоянию на 01.01.2017 г. составила 1122,9 тыс. человек, на 1.01.2018 г. - 1115,2 тыс.чел. Рост численности населения отмечался 2015 г. до 2018 г. В 2018 г. уже очевидна убыль. [3] (таблицу 1).
Таблица 1. Оценка численности населения Курской области на 1 января [3]
Годы Численность на- в том числе Доля в общей численности
селения, человек населения, процентов
городское сельское городское сельское
2006 1177627 736676 440951 62.6 37.4
2011 1125648 735680 389968 65.4 34.6
2012 1121563 739415 382148 65.9 34.1
2013 1119262 743795 375467 66.5 33.5
2014 1118915 744446 374469 66.5 33.5
2015 1117378 747310 370068 66.9 33.1
2016 1120019 754187 365832 67.3 32.7
2017 1122893 759986 362907 67.7 32.3
2018 1115237 756880 358357 67.9 32.1
Прирост численности обеспечен за счет миграционного прироста, главным образом международной миграции. Общее сальдо миграции в 2016 г. было положительным и составило 8486 человек, а в 2017 г. уже отмечается убыль -988 чел.
Численность городского населения снизилась и составила 757 тыс. человек (рост за 2016 г. - 5799 человек). Численность сельского населения сократилась за год на 2925 человек и на начало 2017 г. составила 362,9 тыс. человек., а на 1.01.2018 г. - 358,4 тыс. чел. Соотношение городского и сельского населения, как и в предыдущем году, изменилось в сторону увеличения в общей численности населения доли городского населения и, соответственно, уменьшения доли сельского населения. Доля городского населения - 67,9%.
Рис. 1. Динамика численности населения Курской области, чел.
Демографические процессы в области по сравнению с предыдущим годом несколько изменились. [4; 5]
За 2017 год число родившихся снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 1480 человек или 12,9 % и составило 9953 человека; число умерших уменьшилось на 481 человека или на 2,9 % и составило 16086 человек. Суммарный коэффициент рождаемости по итогам 2016 года составил 1,643 - на 3% выше, чем в среднем по Центральному федеральному округу (1,595).
После многолетнего снижения смертность детей в возрасте до одного года в 2016 резко возросла (на 14 младенцев) и составила 6,0 против 4.7 в 2015 г. (в расчете на 1000 родившихся живыми). В 2017 г. показатель опять упал до 5,6. [5]
С 2007 года в области осуществляются ежемесячные выплаты на второго ребенка до 3-х лет в размере 2000 рублей; с 2009 года - выплаты малоимущим студенческим семьям, имеющим детей, в которых оба родителя являются студентами (обучающимися), и студентам (обучающимся), являющимся одинокими родителями, в размере 900 рублей.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019
В 2017 году размер пособия для семей, в которых родился третий или последующий ребенок, возрос до 6961 рубля в месяц.
Выплачивается областной материнский капитал, в 2017 г. его размер составлял 89,0 тыс. рублей; при одновременном рождении трех и более детей -118,7 тыс. рублей. В 2018 г. размер пособия составил:
• 91844,25 руб. - при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей.
• 122459,37 руб. - в случае одновременного рождения (усыновления) трех и более детей. [4]
С начала реализации Закона Курской области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области» предоставлено бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, 2829 земельных участков, в том числе в 2017 году - 981 земельный участок.
В Курской области проводится социально значимая широкомасштабная акция - областной благотворительный марафон «Мир детства». Сумма добровольных пожертвований, поступивших на расчетный счет марафона «Мир детства», за время проведения акции составила 248,3 млн. рублей, благодаря чему адресная социальная помощь оказана более 10 тысячам малоимущим семьям. В 2017 году материальная помощь оказана 1224 семьям на сумму 32,6 млн. рублей. [4]
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, составляет 1,25 % от численности детского населения (плановый показатель на 2017 год - 1,35 %).
Размеры естественной убыли населения в 2016 г. несколько увеличились и составили 5612 человек против 5173 человек в 2015 г., 6668 человек в 2017 г. Убыль компенсировалась ростом миграционного прироста с 7814 человек в
2015 г. до 8486 человек в 2016 г. В 2017 г. уже отмечается миграционная убыль - 988 чел., что усугубило отрицательное значение роста численности населения региона. [3]
Таблица 2. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в Курской области [3]
Годы Зсего, человек На 1000 человек населения
родивших- умерших естествен- родивших- умерших естествен-
ся ный прирост ся ныи прирост
Зсе население
2005 10263 23453 -13190 8.6 19.8 -11.2
2010 12587 19852 -7265 11.1 17.6 -6.5
2012 13402 18627 -5225 12.0 16.6 -4.6
2013 13030 18051 -5021 11.6 16.1 -4.5
2014 13069 18508 -5439 11.7 16.6 -4.9
2015 13032 18205 -5173 11.6 16.3 -4.7
2016 12403 18015 -5612 11.1 16.1 -5.0
2017 10732 17400 -6668 9.6 15.5 -5.9
Городское население
2005 7167 11654 -4487 9.7 15.7 -6.0
2010 8925 10783 -1858 12.1 14.7 -2.6
2012 8826 10172 -1346 11.9 13.7 -1.8
2013 8734 10057 -1323 11.7 13.5 -1.8
2014 8925 10301 -1376 12.0 13.8 -1.8
2015 9468 10361 -893 12.6 13.8 -1.2
2016 9104 10173 -1069 12.0 13.4 -1.4
2017 7794 10139 -2345 10.3 13.4 -3.1
Сельское население
2005 3096 11799 -8703 6.9 26.4 -19.5
2010 3662 9069 -5407 9.3 23.0 -13.7
2012 4576 8455 -3879 12.1 22.3 -10.2
2013 4296 7994 -3698 11.5 21.3 -9.8
2014 4144 8207 -4063 11.1 22.0 -10.9
2015 3564 7844 -4280 9.7 21.3 -11.6
2016 3299 7842 -4543 9.1 21.5 -12.4
2017 2938 7261 -4323 8.1 20.1 -12.0
В области в 2016 г. зарегистрировано 6836 браков (на 2113 браков меньше предыдущего года) и 4911 разводов (на 90 меньше). На 1000 образовавшихся брачных пар приходилось 718 распавшихся. В 2017 г. данные показатели выросли до 7756 браков и 4969 разводов. [3]
В половой структуре населения опять-таки наблюдается превышение женщин над мужчинами - на 1.01.2018 на 102853 чел. См. таблицу 3.
Таблица 3. Распределение численности мужчин и женщин по возрастным группам в Курской области, на 1 января 2018 г., (человек) [3]
Все население Городское население Сельское население
мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины
Всего 506192 609045 337616 419264 168576 189781
в том числе в возрасте, лет:
0-4 32192 30498 22745 21630 9447 8868
5-9 31785 30561 21723 20986 10062 9575
10-14 26817 25433 17995 17062 8822 8371
15-19 25340 24385 16986 16909 8354 7476
20-24 28005 28217 19445 20749 8560 7468
25-29 37072 37448 27147 29918 9925 7530
30-34 43979 43513 31713 33548 12266 9965
35-39 38516 40213 27825 30255 10691 9958
40-44 36863 40547 25663 28834 11200 11713
45-49 34339 38443 21888 25443 12451 13000
50-54 35645 41411 21219 27063 14426 14348
55-59 42689 52485 25713 35134 16976 17351
60-64 35440 49573 22270 34182 13170 15391
65-69 25639 41484 16755 28555 8884 12929
70 и более 31871 84834 18529 48996 13342 35838
Из общей численности - население в возрасте:
моложе трудоспособного 95883 91325 65831 62871 30052 28454
трудоспособном 317359 289344 214231 209526 103128 79818
старше трудоспособного 92950 228376 57554 146867 35396 81509
В 2016-2017 гг. продолжался процесс старения населения области: на
1.01.2017 г. численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась за год на 5673 человека, его доля в общей численности населения увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 0.4 п.п. и составила 28.2%. На
1.01.2018 г. численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась за год на 4433 человека. [3]
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 Таблица 4. Распределение населения по возрастным группам, на 1 января (человек) [3]
2006 2011 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Все население 1177627 1125648 1119262 1118915 1117378 1120019 1122893 1115237
в том числе в возрасте, лет:
0-4 50135 56129 61503 63013 64441 65844 65422 62690
5-9 50502 49335 51378 53320 54866 57068 60253 62346
10-14 62351 50398 49340 49623 50265 50201 50762 52250
15-19 89601 61086 56094 54389 52071 51328 50504 49725
20-24 85455 83119 72878 68122 64464 62435 60716 56222
25-29 80027 83379 86871 86268 84674 83187 80094 74520
30-34 78169 78275 78096 80266 82102 83003 86079 87492
35-39 75060 76418 77332 77413 77416 78212 78001 78729
40-44 91369 73031 73231 74197 75357 76045 77472 77410
45-49 106110 87881 78442 74578 72569 72340 71984 72782
50-54 90433 100960 98378 95514 91295 85797 81405 77056
55-59 72957 85079 90364 93940 95125 96989 96746 95174
60-64 40043 66790 74180 76463 77073 79490 82599 85013
65-69 74880 34842 35693 42313 52458 60305 63731 67123
70 и более 130535 138926 135482 129496 123202 117775 117125 116705
Из общей численности население в возрасте:
моложе трудоспо- 179349 167051 172266 176178 179303 183276 186343 187208
собного
трудоспособном 712201 670423 651251 642174 632340 625523 619657 606703
старше трудоспо- 286077 288174 295745 300563 305735 311220 316893 321326
собного
Далее остановимся на характеристике динамики иных социальных показателей.
Ситуация на рынке труда области в 2016-2018 гг. оставалась достаточно стабильной и предсказуемой, чему способствовала реализация мероприятий государственной программы Курской области «Содействие занятости населения в Курской области», Программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области. [4]
Таблица 5. Численность рабочей силы, занятых и безработных в Курской об-
ласти, тыс.чел. [3]
2005 2010 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Численность рабочей силы - 607.6 580.5 565.7 574.6 571.0 571.0 569.6 571.4
всего
мужчины 300.1 296.2 288.6 289.2 288.8 289.3 287.3 287.7
женщины 307.5 284.3 277.1 285.4 282.2 281.7 282.2 283.6
в том числе:
2005 2010 2012 2013 2014 2015 2016 2017
занятые - всего 563.9 533.0 536.8 548.0 548.5 547.0 545.1 547.9
мужчины 279.7 269.5 271.9 273.9 275.0 276.2 274.5 275.3
женщины 284.2 263.5 264.9 274.1 273.6 270.8 270.6 272.6
безработные - всего 43.7 47.6 28.9 26.6 22.5 24.0 24.4 23.5
мужчины 20.4 26.7 16.7 15.3 13.9 13.2 12.8 12.5
женщины 23.3 20.8 12.2 11.3 8.6 10.9 11.6 11.0
Лица, не входящие в состав рабо- 313.7 299.4 293.4 284.4 279.5 274.6 270.7 271.0
чей силы - всего
мужчины 130.2 111.8 110.5 109.8 106.8 104.2 103.8 104.3
женщины 183.5 187.5 182.8 174.6 172.7 170.3 166.9 166.7
Численность безработных, зареги- 9.2 10.0 7.0 5.9 6.0 7.0 5.5 4.3
стрированных в органах службы
занятости населения (на конец го-
да) - всего
мужчины 2.6 4.0 2.8 2.4 2.5 3.1 2.5 1.9
женщины 6.6 6.0 4.1 3.5 3.5 3.9 3.0 2.4
из них безработные, которым на- 7.8 9.0 6.4 5.2 5.4 6.2 4.9 3.9
значено пособие по безработице
Численность зарегистрированных безработных на 1 января 2017 года составила 5512 человек и уменьшилась за год на 1505 человек; уровень регистрируемой безработицы достиг 0,97 % (на 1 января 2016 года - 1,23 %); напряженность на рынке труда составила 0,9 человек на одну заявленную вакансию против 1,6 человека на начало 2016 года.
Численность зарегистрированных безработных на 1 января 2018 года составила 4301 человек и уменьшилась за год на 1211 человек; уровень регистрируемой безработицы достиг 0,76 % (на 1 января 2017 года - 0,97 %); напряженность на рынке труда составила 0,6 человек на одну заявленную вакансию против 0,9 человека на начало 2017 года.
В 2017 году оказано содействие в трудоустройстве 11823 гражданам, из них 4436 безработным гражданам; в общественных работах приняли участие 2312 человек; организовано временное трудоустройство 6161 несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 14 до 18 лет, 78 граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые; оказано содействие самозанятости 700 безработным гражданам; приступили к профессиональному обучению 1490 безработных; оказано временное
трудоустройство 315 безработным гражданам, испытывающему трудности в поиске работы.
В 2018 году и в ближайшей перспективе работа направлена на сохранение стабильной и управляемой ситуации на рынке труда; недопущение роста уровня регистрируемой безработицы; предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; смягчение территориальных и профессиональных диспропорций в структуре занятости населения; принятие мер для смягчения отрицательных последствий высвобождений. [4]
Таблица 6. Информация о заработной плате в Курской области [3]
Наименование отрасли Среднемесячная заработная плата за ян- Среднемесячная заработная плата за
варь-август 2017 года, рубли январь-август 2018 года, рубли
ВСЕГО 26 329 29 168
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболов- 26 441 28 231
ство и рыбоводство
Обрабатывающие производства 25 239 27 890
Обеспечение э/энергией, газом и паром; кон- 42 242 45 433
диционирование воздуха
Строительство 28 745 28 414
Торговля оптовая и розничная; ремонт авто- 21 315 24 525
транспортных средств и мотоциклов
Транспортировка и хранение 27 362 29 923
Деятельность финансовая и страховая 41 024 41 307
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное соци- 32 194 34 727
альное страхование
Образование 19 910 23 265
Деятельность в области здравоохранения и 21 182 29 106
социальных услуг
Предоставление прочих видов услуг 21 158 25 709
Среднемесячные денежные доходы на душу населения в 2017 году отмечены на уровне 26,9 тыс. рублей с ростом на 4,2 % к 2016 году, превысив в 3,1 раза величину прожиточного минимума.
Номинальная начисленная средняя заработная плата одного работающего в январе-ноябре 2016 года в целом по области составила 24,8 тыс. рублей с
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 ростом на 5,8 % к январю-ноябрю 2016 года, однако реальная заработная плата снизилась на 1,9 %. [3]
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по области в 2017 году отмечена с ростом на 7,6 % к уровню 2016 года и составила 26,3 тыс. рублей, реальная заработная плата на 3,8 %. В 2018 г. - 29,2 тыс. рублей.
Одной из главных задач, стоящих перед регионом, является поэтапное доведение заработной платы различным категориям работников социальной сферы до соотношений, установленных в Указах Президента Российской Федерации. С этой целью были разработаны региональные «дорожные карты» развития отраслей социальной сферы, согласованные с федеральными министерствами, где определены ежегодные индикаторы по этим показателям.
В результате за 2017 год заработная плата у врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) образование, составила 37,73 тыс. рублей или 155,9 % от оценки среднемесячного дохода от трудовой деятельности (24,2 тыс. рублей); соответственно, среднего медицинского (фармацевтического) персонала - 20,13 тыс. рублей или 83,2 %; младшего медицинского персонала - 14,8 тыс. рублей или 61,2 %; педагогических работников образовательных учреждений общего образования - 24,25 тыс. рублей или 100,2 %; преподаватели образовательных организаций высшего профессионального образования - 43,47 тыс. рублей или 179,6 %.
Повышение среднемесячной заработной платы обеспечено также работникам социального обслуживания, культурной сферы.
В 2018 году работа по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы продолжена, однако ни отчетной, ни статистической информации подтверждающей эту динамику на момент написания диссертации нет.
В результате принимаемых мер, Курская область в 2016-2018 гг. смогла сохранить положительную динамику основных показателей развития социальной сферы. [4]
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019
Успешная реализация всех намеченных планов и проектов зависит от сбалансированной бюджетной политики.
Одним из ключевых направлений деятельности Администрации Курской области на сегодняшний день является обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, важнейшим инструментом обеспечения которого является «Бюджет для граждан».
Сформировалась устойчивая тенденция роста доходов консолидированного бюджета Курской области. Доходы консолидированного бюджета области в 2017 году составили 51,4 млрд. рублей (темп роста 117,5%). Планируемое исполнение в 2018 г. - 54,3 млрд. руб. (рост с некоторым замедление 105,6%).
Налоговые и неналоговые доходы выросли на 14,4 % к 2016 году и составили в 2017 году 45,1 млрд. рублей. [4]
Расходы консолидированного бюджета в 2017 году составили 59,6 млрд. рублей, что на 8,7 % или на 4,8 млрд. рублей выше расходов, произведенных в 2016 году. [4]
Расходы регионального бюджета в 2017 году составили 50,7 млрд. рублей, что на 8,7 % или на 4,8 млрд. рублей выше расходов, произведенных в 2016 году.
Основная доля расходов приходится на такие отрасли, как образование, социальная политика, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура и средства массовой информации, что говорит о социальной направленности бюджета.
В 2017 году расходы на финансирование социально-культурной сферы составили 38,2 млрд. рублей, что на 2,6 млрд. рублей или на 7,4 % выше уровня расходов, произведенных в 2016 году.
Удельный вес данных расходов в общих расходах консолидированного бюджета 2018 года составляет по плану 65,3% (в 2017 г. - 64,1 %, в 2016 году -64,9 %). [4]
Рис. 2. Доля расходов на социокультурную сферу в общих расходах консолидированного бюджета Курской области, %
Аналогичная ситуация роста по динамике наблюдается в данных расходах в областном бюджете.
Доля в общих расходах бюджета, %
Рис. 3. Доля расходов на социокультурную сферу в общих расходах областного бюджета Курской области, %
ю >
£1 Ct О.
е;
40 000,00 35 000,00 30 000,00 25 000,00 20 000,00 15 000,00 10 000,00 5 000,00 0,00
Объем расходов, млн. рублей В расчете на душу населения, рубли
36 302,30 32 551,20
37 140,60 33 302,80
34 555,30 30 984,70
33 911,10 30 407,10
2018 год (план)
2019 год (прогноз)
2020 год (прогноз)
2021 год (прогноз)
Рис. 4. Расходы на социокультурную сферу в областном бюджете Курской
области
Начиная с 2014 года расходы областного бюджета стали формироваться в рамках государственных программ Курской области.
Государственная программа Курской области - это комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Курской области.
В 2017 году 24 государственные программы, предусмотренные к финансированию из областного бюджета, исполнены на сумму 49,8 млрд. рублей, что превышает объем расходов областного бюджета в рамках программ по итогам 2016 года на 10,9 %. [4]
Кроме того, начиная с 2017 года одна государственная программа «Повышение энергоэффективности и развитие энергетики в Курской области» реализуется за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Планируемые расходы на реализацию государственных программ Курской области в 2018 году - 48,5 тыс. рублей. Исполненные данные пока в источниках не представлены. [4]
Интересна динамика по доле программных расходов областного бюджета, составленная на основе таблицы 7 по данным "Бюджета для граждан".
Таблица 7. Программные расходы областного бюджета Курской области [1, 2,
4]
Показатели 2019 год (прогноз), млн.рублей Доля в общем объеме 2020 год (прогноз), млн. руб- Доля в общем объеме 2021 год (прогноз), млн. руб- Доля в общем объеме
расходов, % лей расходов, % лей расходов, %
РАСХОДЫ ОБЛА- 55 104,5 100,0 51 413,9 100,0 51 827,8 100,0
СТНОГО БЮДЖЕТА, ВСЕГО:
Условно утвер- 0 0 1 093,1 2,1 2 257,9 4,4
жденные расходы
из них:
Расходы на реализа- 52 532,2 95,3 47 381,8 92,2 46 977,8 90,6
цию государствен-
ных программ Курской области
в том числе по на-
правлениям:
I. Новое качество 38 682,9 70,2 35 463,1 69,0 35 026,3 67,5
жизни
(13 программ)
II. Инновационное 10 920,9 19,8 9 870,4 19,2 9 943,1 19,2
развитие и модерни-
зация экономики (8
программ)
III. Эффективное 2 928,4 5,3 2 048,3 4,0 2 008,4 3,9
государство (6 программы)
Расходы на непро- 2 572,3 4,7 2 939,0 5,7 2 592,1 5,0
граммную деятель-
ность
Доля в общих расходах бюджета, %
2014 2015 2016 2017 2018 год 2019 2020 2021
(план) (план) (план) (план)
Рис. 5. Доля «программных» расходов в общем объеме расходов областного бюджета
Доля «программных» расходов в общем объеме расходов областного бюджета выросла к 2017 году до 98,3 % (в 2016 году - 98,0 %, в 2015 .г. - 97,7%, в 2014 г. - 97,1%). [4]
То есть, все-таки, мы видим нисходящую динамику.
В 2018 году в рамках программного метода (26 государственных программ Курской области) планировалось осуществить 92,6 % расходов областного бюджета).
В 2019 году в Курской области будет осуществляться реализация 27 государственных программ Курской области.
Применение программного метода позволяет увязать объемы финансирования с целями и задачами, стоящими перед Курской областью.
По итогам последних лет в Курской области обеспечена положительная динамика развития: достигнут рост объемов производства в основных отраслях реального сектора экономики; обеспечена стабильность на рынке труда; продолжена реализация всех запланированных социальных программ. Этому способствовал комплекс мероприятий, реализуемых Администрацией Курской области.
Администрацией Курской области проводится работа, направленная на выполнение очередных Указов Президента Российской Федерации от 7 мая
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 2012 года, совершенствование региональной нормативной правовой базы по всем направлениям социально-экономического развития, а также новых «майских указов».
На региональном уровне реализуются все основополагающие документы, определяющие стратегические направления развития Курской области: Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, Инвестиционная Стратегия Курской области до 2025 года, Схема территориального планирования Курской области, прогнозы социально-экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды, бюджетный прогноз Курской области на долгосрочный период, государственные программы Курской области (с 2018 года их 27). [4]
Обеспечивается выполнение плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года.
В связи с изменившимися социально-экономическими условиями в стране и мире, принятием на федеральном уровне ряда отраслевых стратегий до 2025-2030 годов, начата работа по разработке новой Стратегии социально-экономического развития Курской области до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации.
Важным направлением для Администрации Курской области является внедрение проектного управления, которое определено одним из ключевых инструментов повышения эффективности деятельности Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Регион участвует в реализации всех 12 основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года, одобренных решением заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Создан координационный орган, обеспечивающий взаимодействие всех органов власти, общественных объединений и организаций Курской области по
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (25), 2019 рассмотрению вопросов, связанных с реализацией проектов и программ - Совет по стратегическому развитию и проектам (программам).
В регионе активно реализуются проекты и программы по направлениям: «Моногорода», «Образование», «Ипотека и арендное жилье», «Экология», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В 2017 году в Курской области продолжалось внедрение Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года № 1738-р с целью повышения уровня доверия населения и бизнеса к власти; повышения качества и доступности предоставляемых услуг населению области, в первую очередь, для жителей муниципальных образований. [4]
На реализацию государственных программ в 2017 году было фактически направлено 71 785 105,344 тыс. рублей за счет всех источников финансирования или 105,3 % от предусмотренного на год объема, с ростом к 2016 году на 6,9 %, в том числе из средств:
• федерального бюджета - 11 302 893,748 тыс. рублей (98,7 % от предусмотренного на год объема; с ростом к 2016 году на 9,3 %);
• областного бюджета - 38 528 227,608 тыс. рублей (99,4 % от предусмотренного на год объема; с ростом к 2016 году на 11,4 %);
• местных бюджетов - 710 100,845 тыс. рублей (99,1 % от предусмотренного на год объема; с ростом к 2016 году на 3,7 %);
• территориального фонда обязательного медицинского страхования - 10 244 890,232 тыс. рублей (99,5 % от предусмотренного на год объема; с ростом к 2016 году на 4,5 %);
• внебюджетных источников - 10 998 992,911 тыс. рублей (158,4 % от предусмотренного на год объема; 93,7 % к 2016 году).
Далее проанализируем реализацию программ социальной направленности в Курской области. Всего это 10 программ. Следует отметить, что все они относятся к блоку «Новое качество жизни».
Таблица 8. Программы социальной направленности в Курской области (выбор-
ка)
Показатели 2019 год (прогноз), млрд.руб. 2020 год (прогноз), млрд. руб. 2021 год (прогноз), млрд. руб.
I. Новое качество жизни (13 программ) 38,7 35,5 35,0
1. 1. Развитие здравоохранения в Курской области 9,9 9,3 8,9
2. 2. Развитие образования в Курской области 14,4 12,8 12,7
3. 3. Создание новых мест в общеобразовательных организациях в Курской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения 0,6 0,7 0,6
4. 4. Социальная поддержка граждан в Курской области 8,7 8,4 8,5
5. 5.Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области 0,01 0,01 0,01
6. 6. Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в Курской области 1,3 0,8 1,0
7. 8. Содействие занятости населения в Курской области 0,5 0,5 0,5
8. 10. Развитие культуры в Курской области 1,1 1,0 1,0
9. 11. Развитие физической культуры и спорта в Курской области 0,6 0,6 0,7
10. 12. Повышение эффективности реализации молодежной политики, создание благоприятных условий для развития туризма и развитие системы оздоровления и отдыха детей в Курской области 0,3 0,3 0,3
Следует отметить, что процент выполнения всех программ выше 98%, причем в 2018 все программы реализуются выше средних показателей по всему перечню программ, за исключением программы Государственная программа Курской области "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Курской области" в 2018 г.
ГП ГП ГП ГП ГП ГП ГП ГП
Курской Курской Курской Курской Курской Курской Курской Курской
области области области области области области области области
"Развит "Развит "Социал "Обеспе "Содейс "Развит "Развит "Повыш
ие ие ьная чение твие ие ие ение
здравоо образов поддер доступн занятос культур физичес эффекти
хранени ания в жка ости ти ы в кой вности
я в... Курск. гражд... приор. насел. Курск. культу. реали...
% исполнения за 2017 г. 99,79 99,72 98,81 99,83 99,86 99,45 99,74 99,84
% исполнения за 2018 г. 99,76 99,86 98,47 94,69 99,81 99,94 96,6 99,99
Рис. 6. Процент исполнения государственных программ Курской области социальной направленности
Показатели исполнения чуть ниже остальных у Государственной программы Курской области "Социальная поддержка граждан в Курской области" и в 2017 г. и 2018 г.
Таким образом, можно отметить, что все государственные программы Курской области являются высокоэффективными и их реализация удовлетворительная.
В целях повышения эффективности реализации государственных программ Курской области Курской области необходимо:
1. Продолжить работу по совершенствованию системы показателей государственных программ в целях установления показателей, максимально полно характеризующих достижение целей и решение задач государственных программ Курской области.
2. В целях повышения контроля за реализацией государственных программ Курской области необходимо рассматривать итоги реализации государственных программ Курской области на заседаниях общественных советов при исполнительных органах государственной власти Курской области, являющихся ответственными исполнителями государственных программ Курской облас-
ти.
3. Продолжить работу по обеспечению согласованности государственных программ Курской области со стратегическими документами, в том числе по приведению в соответствие государственных программ Курской области положениям государственных программ Российской Федерации.
4. Обеспечить увеличение доли средств из внебюджетных источников, привлекаемых для реализации государственных программ Курской области.
Список источников:
1. Закон Курской области от 08.12.2017 N 93-ЗКО "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (принят Курской областной Думой 07.12.2017) //СПС «Консультант Плюс».
2. Закон Курской области от 07.12.2018 N 86-ЗКО "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (принят Курской областной Думой 04.12.2018) //СПС «Консультант Плюс».
3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Курской области. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.kurskstat.ru/ (Дата обращения: 20.02.2019).
4. Официальный сервер Администрации Курской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rkursk.ru/ (дата обращения: 20.02.2019).
5. Еськова Н.А., Гусева И.В. Демографические предпосылки реализации региональной социально-демографической политики: опыт Курской области //Современная наука: вопросы теории и практики. Сборник материалов международной научно-практической конференции (15-16 декабря 2016 года) -Курск - 2016 - С.36-42.