Разработка проекта социальной защиты населения локальной
территории
Ю.Г. Ткаченко Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования системы социальной защиты населения на локальной территории. Проанализированы современные составляющие проблем в данной сфере жизнедеятельности населения. На примере муниципального образования города Таганрога Ростовской области представлена оценка проблем в сфере социальной защиты лиц с ограниченными физическими способностями. Представлен анализ разработанного проекта по созданию тренажерного зала для данной категории населения.
Ключевые слова: система социальной защиты населения, проблемы социальной защиты инвалидов, формы социальной поддержки, муниципальное образование, муниципальная программа социальной защиты населения.
Процесс формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, которая не имеет ясной, эффективно действующей модели, является с течением времени все более и более актуальным. На данный момент Российская Федерация находится в переходном периоде, который затрагивает основные сферы социально-экономической жизни страны. В связи с этим появляются такие незащищенные слои населения как инвалиды, сироты, беженцы и вынужденные переселенцы (Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (действующая редакция, 2016). Именно социальная защита населения должна оказывать комплексную поддержку человеку со стороны государства в разрешении его проблем на протяжении всей жизни.
Существующая система социальной защиты инвалидов зарубежных стран имеет свои особенности. Так, к примеру, французская система имеет достаточно сложную организационную структуру и высокую долю расходов на социальные программы. По официальным
данным доля расходов на социальную защиту инвалидов увеличилась с 17% до 31% [1].
В настоящий момент времени перед муниципальными образованиями встает много различных проблем, одной из которых является низкий уровень социальной защиты населения.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов рассмотрим на примере муниципального образования «ГОРОД ТАГАНРОГ» Ростовской области. МУ «ЦСО» г. Таганрога предоставляет различные социальные услуги пожилым людям и инвалидам в нестационарных и полустационарных условиях [2].
В Ростовской области приняты и действуют 14 законов социальной направленности. Важным элементом улучшения качества жизни, показателем реальной заботы государства о своих гражданах является система социального облуживания населения [3].
Формирование системы и целевой работы осуществляется через реализацию муниципальной программы - Постановление Администрации г. Таганрога от 14.10.2013 N 3183 "Об утверждении муниципальной программы города Таганрога "Социальная поддержка граждан".
Данная Программа отражает различные приоритетные направления (рис.1.).
Рис.1. Приоритетные направления муниципальной программы «Социальная поддержка граждан» [4]
Определение основной цели муниципальной программы исходило из стратегии развития как страны в целом, так и Ростовской области и приоритетов развития города Таганрога в частности. Срок реализации программы с 2014 по 2020 годы.
Программа состоит из трех подпрограмм: «Социальная поддержка отдельных категорий граждан», «Развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей».
В 2014-2020 годах общий объем средств на реализацию Программы составляет 10140226 тыс. за счет средств бюджетов всех уровней.
На реализацию Программы в 2016 году планируется направить из средств федерального бюджета сумму в 254636 тыс. рублей. Основная часть средств финансирования будет предоставлена из средств областного бюджета. Прогнозируемые объемы и источники финансирования программы представлены на рисунке 2.
1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
■ Бюджет города ■ Областной бюджет ■ Федеральный бюджет
Рис. 2. Прогнозируемые объемы и источники финансирования программы (тыс. рублей) На сегодняшний день остро стоит вопрос инвалидизации граждан и решению данного вопроса необходимо проявить достаточный интерес. Упор
Ш!
2014год 2015год 2016год 2020год
необходимо сделать на комплексную реабилитацию инвалидов. Данный подход позволит справиться с ограничениями их жизнедеятельности и создать необходимые условия для их участия в общественной жизни. Особый интерес следует обратить на реабилитацию детей-инвалидов, которые имеют возможность быть ее полноправными членами (Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Реабилитация инвалидов представляет собой эффективную меру их социальной защиты и поддержки. Вследствие этого уместно формирование центров профессиональной помощи инвалидов, которые ведут деятельность на основе самофинансирования и полного возмещения всех затрат; первостепенное безвозмездное предоставление инвалидным ассоциациям собственности государственных предприятий [5].
Численность инвалидов в городе Таганроге составляет 23326 человек, в том числе 806 человек - инвалиды по зрению, 350 человек - инвалиды по слуху, 639 человек - дети - инвалиды. Доля инвалидов в общей численности населения города Таганрога составляет 9 % [2]. Обеспечение полноценной жизни людей с ограниченными физическими возможностями возможно при создании им доступной среды. Одной из реабилитационных услуг могут стать занятия в специализированном тренажерном зале[6].
В настоящий момент времени занятия в тренажерном зале среди населения очень популярны. Но, к сожалению, в городе нет специализированного спортивного зала, в котором могли бы заниматься инвалиды. Для этой категории населения особо важно заниматься спортом и не быть брошенными. Создание такого зала могло бы не только улучшить здоровье инвалидов, но и повысить их уровень эмоционального и психологического состояния.
Занятия физической культурой и спортом имеют важное значение для жизни и непосредственно для здоровья человека [7]. Сегодня всё чаще звучит тема здорового образа жизни как неотъемлемой составляющей социального развития народа. Поговорка «В здоровом теле - здоровый дух» получает новое звучание как постулат прогрессивной нации [8]. Тем более, укрепление здоровья необходимо для лиц с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста.
Предлагаемый к созданию тренажёрный зал является прекрасным помощником для тех, кто стремится к оздоровлению и укреплению своего физического здоровья. Основными задачами разработки проекта по созданию данного вида тренажерного зала являются [9]:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение лиц с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста к физической активности;
- развитие двигательной активности и реабилитации лиц с ограниченными возможностями;
- содействие в социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями через приобщение к активным занятиям физической культурой;
- развитие паралимпийского движения в городе.
На сегодняшний день в городе Таганроге не функционирует ни один тренажёрный зал для обозначенной категории лиц, что является препятствием для осуществления вышеуказанных задач.
Разрабатываемый план действий для реализации проекта по созданию тренажерного зала включает [10]:
Подготовка помещения - площадью не менее 100 кв.м. Покупка и установка тренажёров.
Покупка дополнительного оборудования.
Информационное обеспечение проекта.
Составление плана и графика работы тренажёрного зала.
Ожидаемые результаты проекта:
Привлечение лиц с ограниченными возможностями и лиц пожилого возраста к физической активности.
Развитие двигательной активности и реабилитации лиц с ограниченными возможностями и граждан пожилого возраста.
Организация досуга людей с ограниченными возможностями здоровья
Укрепление здоровья и формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой.
Сводные данные финансово-экономических показателей проекта приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Сводные финансово-экономические показатели проекта
№ пп Показатели Ед. измерения Численное значение
1. Первоначальные фиксированные инвестиции руб. 922300
2. Максимальный денежный отток руб. -922300
3. Кумулятивный чистый денежный поток руб. 664000
4. Интегральный экономический эффект (Е=0,359) руб. 366528
5. Срок окупаемости инвестиций без дисконтирования лет 7
6. Срок окупаемости инвестиций с дисконтированием лет 8,8
7. Точка безубыточности ведения хозяйства Ед. средних услуг в год 630
8. Неразрывность денежного потока Кумулятивная кассовая наличность имеет положительные значения на каждом шаге расчета
Ожидаемый срок окупаемости проекта создания тренажерного зала
составит 7 лет. В итоге по предварительным расчетам общая стоимость проекта создания зала составит 922300 тысяч рублей.
Однако говорить об экономическом эффекте при создании объектов социального назначения представляется затруднительным, т.к. речь идет о социальной эффективности проекта [10]. Как уже говорилось, создание данного зала позволит привлечь к активной деятельности определенную категорию граждан, будет способствовать развитию в Таганроге паралимпийского движения и растить спортивные кадры.
Литература
1. Lechevalier A. Die französische "Protection sociale" // Sozialstaat in Europa. Wiesbaden. 2001. s. 103.
2. Официальный портал Администрации города Таганрога URL: tagancity.ru (дата обращения: 20.06.2016).
3. Шилов А.В. Актуальные проблемы охраны труда и безопасности в строительной отрасли // Инженерный вестник Дона, 2016, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3728.
4. Портал Таганрога Ростовской области URL: taganrog-life.ru/ (дата обращения: 9.11.2016).
5. Азарова Е. Инвалиды после реформы // Социальная защита. Пенсионное обеспечение. 2011. № 5. С. 8-15.
6. Барановская Н. И. Социально-экономические проблемы формирования доступной среды для маломобильных групп населения // Экономическое возрождение России. 2012. № 1. С. 157-163.
7. Petrasova A. Social Protection in the European Union // Eurostat, №46. Luxemburg, 2008. P. 6.
8. Волосовец Т. Дети-инвалиды: финансовая ответственность государства // Человек и труд. 2011. № 4. С. 33-36.
9. Лихов З.Р., Бердов М.М., Сабанчиев А.А., Шерибов Ш.М. Технико-экономические показатели предлагаемых решений стропильных
железобетонных балок с комбинированным преднапряжением // Инженерный вестник Дона, 2016, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3649
10. European Social Statistics. Social Protection. Expenditure and Receipts 1995-2003. Luxembourg, 2006. P. 15.
References
1. Lechevalier A. Die französische "Protection sociale". Sozialstaat in Europa. Wiesbaden. 2001. p. 103.
2. Oficial'nyj portal Administracii goroda Taganroga [Official Portal of Taganrog of Rostov region] URL: tagancity.ru (data obrashhenija: 20.06.2016).
3. Shilov A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive-/n3y2016/3728.
4. Portal Taganroga Rostovskoj oblasti [Portal of Taganrog of Rostov region] URL: taganrog-life.ru/ (data obrashhenija: 9.11.2016).
5. Azarova E. Social'naja zashhita. Pensionnoe obespechenie. 2011. № 5. pp. 8-15.
6. Baranovskaja N. I. Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2012. № 1. pp. 157-163.
7. Petrasova A. Social Protection in the European Union. Eurostat, №46. Luxemburg, 2008. P. 6.
8. Volosovec T. Chelovek i trud. 2011. № 4. pp. 33-36.
9. Lihov Z.R., Berdov M.M., Sabanchiev A.A., Sheribov Sh.M. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2016/3649
10. European Social Statistics. Social Protection. Expenditure and Receipts 1995-2003. Luxembourg, 2006. P. 15.