УДК 364.075.71
Олейникова Е.Г.1
функции социально ориентированных некоммерческих организаций в условиях становления российского социального государства
(НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) как субъекта социальной политики в современной России. Автор обосновывает выводы о взаимосвязи процессов развития СО НКО и формирования социального государства, о необходимости эффективного взаимодействия органов государственного управления, общественных организаций и СО НКО в сфере социальной защиты населения.
Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, социально ориентированные некоммерческие организации, социальная защита населения.
Oleynikova E.
FUNCTIONS OF SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF THE RUSSIAN SOCIAL STATE
(BY THE MATERIALS OF THE VOLGOGRAD REGION)
Abstract. The paper deals with the problems of the activities of socially oriented non-profit organizations (SO NPO) as a subject of social policy in modern Russia. The author substantiates the conclusions about the relationship of the development of SO NPO and the formation of a welfare state, the need for effective interaction between government bodies and SO NPO in the field of social protection of the population.
Keywords: social state, social policy, socially oriented non-profit organizations, social protection of the population.
Экономический кризис 1990-х годов породил в нашей стране множество острых социальных проблем, в числе которых: гиперинфляция, массовая безработица, обнищание значительной части населения. В эти годы государственная система социального обеспечения, сложившаяся в советский период, была не способна исполнять свои основные функции. Массовым явлением стала социальная незащищенность многих категорий населения, дошедшая до невозможности получать элементарную социальную по-
мощь, необходимую для выживания. Развитие рыночной экономики поставило вопрос о формировании новой системы социальной защиты населения, жизнеспособной и эффективной в условиях рыночных отношений.
В Конституции РФ, принятой в 1993 году, содержалось указание на социальный характер российского государства. Однако вплоть до конца 1990-х годов планомерных шагов по созданию предпосылок формирования этой модели в нашей стране не осуществлялось.
1 Олейникова Елена Геннадьевна, доктор исторических наук, профессор, директор центра Школа кадрового резерва, профессор кафедры государственного управления и политологии, Волгоградский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Волгоград, e-mail: [email protected], т. 89178355319
Elena Oleynikova, Doctor of Historical Science, Professor, Director of the Center 'School of Personnel Reserve', Professor of the Department of Public Administration and Political Science, Volgograd Institute of Management - Branch of RANEPA, Volgograd, e-mail: [email protected], т. 89178355319
С начала XXI века достижение качественного прорыва в социальной сфере, создание в Российской Федерации основ социального государства стало одним из центральных направлений внутренней политики страны [1, с. 104]. Поскольку основной задачей социального государства является обеспечение достойного уровня жизни каждому члену общества, адресный подход становится одним из главных инструментов осуществляемой социальной политики. По нашему мнению, адресный подход в современных условиях предполагает не только эффективное перераспределение средств, выделяемых на социальные мероприятия, но и максимальный учет потребностей и интересов различных социальных групп населения. Социально ориентированные некоммерческие организации являются таким субъектом социальной политики, который способен обеспечить эту адресность, так как многие СО НКО изначально ориентированы на оказание конкретных видов социальных услуг конкретным категориям граждан с учетом состояния их социальных проблем.
Современная отечественная наука уделяет внимание различным проблемам развития социально ориентированных некоммерческих организаций - уточнению их юридического статуса, участию в системе социального партнерства, взаимоотношениям с бизнесом и др. Однако вопросы поиска путей повышения адресности и доступности оказываемой ими социальной помощи различным слоям населения пока еще не являются объектом комплексного научного анализа. Исследование этой темы актуально особенно с точки зрения анализа функций СО НКО как неотъемлемой составляющей политики социального государства и возможности их расширения путем взаимодействия с органами государственной власти и институтами гражданского общества.
В современном мире функционирует несколько моделей социальных государств. Различия между ними достаточно существенны: уровень развития социально ориентированной экономики; динамика государственных расходов на социальные нужды; направленность социальных программ и др. Однако присутс-
твуют общие для всех этих стран ориентиры - стремление к сокращению бедности, обеспечению благосостояния, социальной защищенности и возможности свободного развития населения. Поэтому совершенствованию систем социальной защиты и социального обслуживания уделяется серьезное внимание. Некоммерческие организации, предоставляющие населению социальные услуги, во многих зарубежных странах существуют давно и имеют прочную репутацию эффективных субъектов социальной политики, деятельность которых является неотъемлемой частью общенациональной социальной стратегии. Эти организации заслуженно пользуются поддержкой государства и гражданского общества.
В Российской Федерации опыт социальной деятельности некоммерческого сектора еще невелик. Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» введено Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Данные изменения коснулись федеральных законов «О некоммерческих организациях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О защите конкуренции».
Статья 31.1. ФЗ № 40 устанавливает, что органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами видов деятельности, в числе которых социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан [2].
Существенная инновация была внесена Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 23.12.2013 года. С 1 января 2015 года услуги гражданам могут оказывать не только государственные, но и некоммерческие организации [3]. Важ-
ность этого нововведения обусловлена рядом факторов. Во-первых, возрастает количество субъектов, деятельность которых способствует решению насущных социальных проблем населения. Во-вторых, создана предпосылка для развития в сфере предоставления социальных услуг конкурентных отношений, что может оказать позитивное воздействие на их ассортимент, эффективность, качество.
Вопрос о функциях СОНКО получил дальнейшее развитие в Указе Президента РФ «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» от 8.08.2016 г. № 398. Указом утверждены приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг. Эти услуги могут охватывать социально-бытовую, социально-медицинскую, социально-психологическую, социально-педагогическую сферы. Объектом предоставления социальных услуг могут являться граждане, нуждающиеся в трудоустройстве; дети; пожилые люди; инвалиды, а также лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию
[4].
Таким образом, современная концепция социальной политики в нашей стране предусматривает наличие нескольких ее субъектов. Главным из них, безусловно, является государство, которое устанавливает стратегические, административные, финансовые основы проводимых мероприятий. Однако институты гражданского общества, политические партии, профсоюзы, общественные организации выполняют функции адаптации социальной политики к конкретным потребностям социума, обеспечения взаимодействия широких слоев общества и власти в вопросах социального развития, контроля за эффективностью реализуемых социальных программ. В регионах нашей страны, которые существенно различаются по уровню социально-экономического развития и состоянию социальных проблем, деятельность этих институтов приобретает особую значимость.
На социально ориентированные некоммерческие организации возлагается важная миссия обеспечения возможности для широких слоев населения получать качественное соци-
альное обслуживание, соответствующее стандартам социального государства.
Несмотря на сравнительно недавний срок функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций в нашей стране, ряд регионов уже располагают позитивным практическим опытом их деятельности и взаимодействия с органами власти, бизнесом, общественными организациями.
В Волгоградской области действует «Комплексный план мероприятий по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на 2016-2020 годы». Реализуется несколько проектов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Областной комитет социальной защиты населения взаимодействует с СО НКО, предоставляющими социальные услуги различным категориям волгоградцев. Социально ориентированные некоммерческие организации, в соответствии с реестром комитета, получают данную поддержку в различных формах, наиболее распространенными из которых являются закупка услуг для обеспечения государственных нужд; субсидии НКО, оказывающим гражданам услуги на дому и др.
В реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки комитета включено более 100 СО НКО. Анализ направлений их деятельности позволяет выделить несколько групп в зависимости от категорий населения, которым оказывается помощь и форм этой помощи.
1. Организации, которые предоставляют социальные услуги без обеспечения проживания престарелым и инвалидам. Среди них - автономные некоммерческие организации «Территория добра», «Доверие», «Опора» и др.
2. Организации, осуществляющие уход с предоставлением места проживания (автономная некоммерческая организация «Милосердие» и др.)
3. Организации, ориентированные на поддержку семей. К примеру, автономная некоммерческая организация социальной поддержки «Семья», которая использует полустационарную форму социального обслуживания.
4. Организации, объектом деятельности которых являются дети. Некоторые из них оказывают помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем (межрегиональная общественная организация детей-инвалидов «Аленький цветочек»); другие поддерживают детей-сирот и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (автономная некоммерческая организация «Теплый дом», Волгоградский областной общественный благотворительный фонд «Дети в беде»).
Функции ряда СО НКО предполагают достаточно широкий спектр социальных услуг. К примеру, автономная некоммерческая организация «Центр помощи населению «Солнечный дом» имеет возможность предоставлять социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые услуги.
В перечень социально-бытовых услуг входят:
- предоставление транспорта;
- уборка жилых помещений, организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;
- организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми;
- доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии, гигиены, ухода;
- приготовление пищи, содействие в приготовлении пищи;
- оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
- обеспечение кратковременного присмотра за детьми и другими нетрудоспособными или тяжело и длительно болеющими членами семьи;
- предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход.
В рамках оказания социально-медицинских услуг нуждающиеся могут получить содействие при оказании медицинской помощи (покупка за счет средств получателя социальных услуг лекарственных средств и изделий медицинского назначения и доставка их на дом, сопровождение в медицинские организации, взаимодействие с лечащим врачом, в том числе по получению рецептов и другое). Работник АНО «ЦПН «Солнечный Дом» может выполнить процедуры, связанные с сохранением здоровья получателей социальных услуг: измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств.
Социально-педагогические услуги включают проведение анимационных мероприятий, праздников, юбилеев; экскурсии, посещение театров, выставок, концертов; организацию клубной, кружковой работы для формирования и развития интересов.
Социально-правовые услуги предусматривают оказание помощи в оформлении и восстановлении документов; в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, социальных выплат и других преимуществ, установленных законодательством [5].
Наряду с государственными органами, взаимодействие с СОНКО осуществляют и общественные организации Волгоградской области. Политику содействия развитию социально ориентированных некоммерческих организаций региона проводит Волгоградская региональная общественная организация «ПОИСК людей, идей, технологий». В 2014 году она начала реализацию проекта «Вестник НКО», суть которого заключается в информационной поддержке СО НКО, воплощающих в жизнь общественно значимые программы. С 2016 года этой организацией реализуется проект «Ресурсный центр поддержки СО НКО Волгоградской области». Предусмотренные меры поддержки касаются изучения и распространения лучших практик деятельности СО НКО, консультативную, методическую, информационную помощь. Для организаций, не имеющих собственных помещений, проектом предусмотрена возможность использования коллективного офиса (коворкинг-зоны), оснащенного необходимым оборудованием
- компьютерами с выходом в интернет, оргтехникой и т.д.
Эффективное взаимодействие органов государственного управления, общественных организаций и СО НКО региона способно значительно расширить социальные функции некоммерческих организаций, обеспечить высокое качество социального обслуживания, адресную социальную защиту с максимальным учетом потребностей и интересов различных социальных групп населения.
По нашему мнению, способствовать дальнейшему развитию СО НКО, расширению их функций и видов предоставляемых социальных услуг могут следующие меры.
1. Более активная пропаганда деятельность СО НКО среди населения. Следует учитывать, что многие граждане, нуждающиеся в предоставлении социальных услуг и оказании социальной помощи, относятся к группам населения старшего возраста, для которых информация, размещенная в социальных сетях, как правило, недоступна. Поэтому необходимо использовать другие источники. Силами общественных организаций можно организовать размещение листовок, буклетов с информацией о формах социальной помощи и
контактами СО НКО в поликлиниках, на остановках и в салонах общественного транспорта и т.д.
2. Широкий спектр социальной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций предполагает наличие разнообразных умений и навыков. Поэтому на базе ряда высших и средних специальных учебных заведений целесообразно организовать дополнительную подготовку их сотрудников на основе специальных программ. Обучение может проводиться как стационарно, так и дистанционно. Его основная цель: приобретение обучающимися навыков - в первую очередь медицинских и психологических, необходимых для работы с получателями социальной помощи.
3. Серьезной проблемой пожилых одиноких людей и лиц с ограниченными физическими возможностями является узкий круг общения, который нередко ограничивается лишь соседями. Поэтому, наряду с органами государственного управления, деятельность по выявлению лиц, нуждающихся в социальной помощи, их информированию и налаживанию взаимодействия с СО НКО могут осуществлять ТОСы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК
1) Симонова С.С., Олейникова Е.Г. Социальные приоритеты в программах политических пар-
тий России // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4 (21). С. 104.
2) Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 05.04.2010 N 40-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Феде-
рации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4) Указ Президента РФ от 08.08.2016 № 398 (ред. от 01.07.2017) «Об утверждении приоритетных
направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5) Перечень предоставляемых социальных услуг и тарифы на социальные услуги АНО ЦПН
«Солнечный Дом» URL: https://uszn.volgograd.ru/postavshchiki-sotsialnykh-uslug/postavsh-chiki-sotsialnykh-uslug/avtonomnaya-nekommercheskaya-organizatsiya-tsentr-pomoshchi-seme-solnechnyy-dom/ (дата обращения: 18.04.2019).